Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  327  328  329   ..

 

 

Управление качеством сельскохозяйственной продукции

Управление качеством сельскохозяйственной продукции

ВВЕДЕНИЕ
1. Координация интересов предприятия – производителя с требованиями рынка.
3. Установление коммерческих взаимосвязей с покупателями продукции и заключение контрактов купли-продажи
4. Оперативно-сбытовая работа
Среда
«Зеленые»
Профсоюзы
Обществопотребителей

Политические факторы:

Экономические факторы:

Социальные факторы:

Технологические факторы:

Фактор макросреды Влияние фактора на предприятие
Политические факторы Снятие таможенных барьеров между Республикой Беларусь и другими ближайшими странами позволит увеличить объем реализованной продукции и расширить рынки сбыта.
Экономические факторы

Изменение налогового бремени расширяет производство или тормозит его. Налоги приводят к снижению результатов деятельности предприятия

Рыночные факторы

Уровень доходов населения влияет на величину платежеспособного спроса на овощи, а также определяет его структуру. Уровень конкуренции влияет на уровень цен на рынке и долю рынка предприятия, и в целом на конкурентоспособность продукции КСУП «Тепличное».
Демографические факторы Уровень рождаемости влияет на емкость рынка свежих овощей. Емкость рынка сбыта определяет объемы реализации продукции, долю рынка и интенсивность конкуренции на рынке.
Фактор микросреды Качественная характеристика влияния фактора на деятельность предприятия
1. Клиенты

1. Потребительский рынок.

2.Поставщики.

4. Обеспеченность поставщиков необходимыми материальными ресурсами.

3.Конкуренты

5. Перспективы и предпосылки развития отрасли относительно конкурентов.

Фактор общей среды Воздействие Вероятность Значение
Демографические факторы
1. Уровень рождаемости населения Н С Н
Политические факторы
2. Международные соглашения по торговле С С С
Рыночные факторы
3. Уровень доходов населения и их распределение С В В
4. Уровень конкуренции в отрасли В В В
Экономические факторы
5.Темп инфляции В В В
6. Уровень налогообложения В В В
ФАКТОРЫ СРЕДЫ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ
1. Клиенты С В В
2. Поставщики С С С
3. Конкуренты В С В
Возможности Угрозы

1.Международные таможенные соглашения

1. Низкий уровень доходов населения и их распределение.

Сила Слабости

1.Эффективные производственные мощности.

1.Ограниченный срок жизни продукции

Показатели Значение показателя, млн. руб. Динамика, %2004 г. к 2003г Динамика, %2005 г. к 2004г
2003 г. 2004 г. 2005 г.
А 1 2 3 4 5

1.Объем производства продукции:

4924 4976 6505 101,1 130,7

2.Выручка от реализации

5438 6157 8670 113,2 140,8

3.Прибыль от реализации

1289 1419 2007 110,1 141,4
5.Балансовая прибыль 1478 1582 1791 107,0 113,2
4. Рентабельность продукции, % 31,1 31,1 31,5 100,0 101,3
6.Среднесписочная численность работников основной деятельности, человек 398 426 401 107,0 94,1

7.Производительность труда:

12,4 11,7 16,2 94,4 138,6
8.Фонд заработной платы работников основной деятельности 1241,2 1475,4 2538,0 118,9 172,0
9.Среднегодовая заработная плата одного работника основной деятельности 3,12 3,46 6,29 111,1 181,8
10.Стоимость основных фондов на конец года 31268 41368 38558 132,3 93,2
11.Фондоотдача 0,17 0,15 0,22 88,2 146,7
12.Фондоёмкость 5,75 6,72 4,45 116,9 66,2
14.Коэффициент абсолютной ликвидности 0,016 0,015 0,018 93,8 120,0
15.Коэффициент быстрой ликвидности 0,034 0,013 0,028 38,2 215,4
16.Коэффициент текущей ликвидности 3,62 4,12 4,66 113,8 113,1
17.Коэффициент финансовой независимости (доля собственного капитала) 0,89 0,49 0,89 55,1 181,6
18.Коэффициент текущей задолженности 0,11 0,08 0,06 72,7 75,0
19.Коэффициент финансового риска 0,12 0,09 0,10 75,0 111,1
20.Полная себестоимость товарной продукции, млн. руб. 4149 4556 6363 109,8 139,7
21.Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп. 0,84 0,92 0,98 109,5 106,5
22.Материальные затраты 1858 2450 2980 114,1 121,6
23.Материалоемкость продукции, коп. 0,377 0,492 0,458 130,5 93,1

Таблица 2.2.3

Показатели Значение показателя за: Динамика, %
2003 год 2004 год 2005 год 2004г. к 2003г 2005г. к 2004г
А 1 2 3 4 5
1.Остаток основных средств на начало года 23678 31268 41368 131,971 132,3
2.Поступление основных средств за год 7614 10212 383 134,121 3,75
3.Выбытие основных средств за год 44 92 3193 209,091 3470,6
4.Чистое поступление за год 7570 10120 -2804 133,686 -
5.Остаток основных средств на конец года 31268 41368 38558 132,301 93,2
6. Коэффициент обновления 0,244 0,247 0,010 101,230 4,05
7. Коэффициент выбытия 0,002 0,003 0,077 150,000 2566,7

Таблица 2.2.4

Динамика структуры основных средств КСУП «Тепличное»

Показатели

Значение показателя на конец года, млн. руб. Динамика, %
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2004г. к 2003г 2005 г. к 2004 г.
А 1 2 3 4 5
1. Здания 5581 5596 5598 100,269 100,04
2. Сооружения 22379 31734 28663 141,803 90,3
3. Передаточные устройства 1566 2003 2009 127,905 100,3
4. Машины и оборудование 1140 1291 1454 113,246 112,6
5. Транспортные средства 476 654 715 137,395 109,3
6.Инструмент, производст­венный и хозяйственный ин­вентарь и принадлежности 41 42 55 102,439 130,9
7. Другие виды основных средств 65 48 64 73,846 133,3
Итого основных средств 31248 41368 38558 132,386 93,2
Из них производственные 30093 40057 38110 133,111 95,1

Показатели

Значение показателя, % Динамика, %
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2004г. к 2003г 2005г. к 2004г
А 1 2 3 4 5
1. Здания 7,86 3,53 14,5 75,756 107,2
2. Сооружения 71,62 76,71 74,3 107,107 96,9
3. Передаточные устройства 5,01 4,84 5,3 96,607 109,5
4. Машины и оборудование 3,65 3,12 3,8 85,479 121,8
5. Транспортные средства 1,52 1,58 1,8 103,947 113,9
6. Инструмент, производст­венный и хозяйственный инвентарь и принадлежно­сти 0,13 0,10 0,1 76,923 100,0
7. Другие виды основных средств 0,21 0,12 0,2 57,143 1,67
Итого основных средств 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Анализируя показатели структуры основных средств КСУП «Тепличное», приведённые в табл. 2.2.4, можно отметить следующее: на протяжении 2003-2005 г.г. структура основных средств предприятия медленно улучшается, поскольку доля сооружений постоянно повышается.

Для анализа эффективности использования основных средств КСУП «Тепличное» в динамике рассчитаем показатели их использования (таблица 2.2.5).

Таблица 2.2.5

Динамика показателей использования основных фондов КСУП «Тепличное» за 2003-2005г.г.

Показатели

Значение показателя за: Темп роста, %
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2004г. к 2003г. 2005г. к 2004 г.
А 1 2 3 4 5
1. Стоимость основных фондов на конец года, млн. руб. 31268 41368 38558 132,301 93,2
2. Среднесписочная чис­ленность персонала, чел. 398 426 401 107,035 94,1
3. Выручка от реализации продук­ции, работ, услуг, млн. руб. 5438 6157 8670 113,222 140,8
4. Фондоотдача, млн.руб. /млн.руб. 0,17 0,15 0,22 88,235 146,7
5. Фондоёмкость, млн. руб./ млн. руб. 5,75 6,72 4,42 116,870 65,8
6.Фондовооружённость, млн. руб./ чел. 78,56 97,12 96,15 123,625 99,0

Динамика показателей использования основных фондов КСУП «Тепличное» в 2003-2005 г.г., приведенные в таблице 2.2.5, позволяет сделать следующие выводы:

За период 2003-2005 г.г. показатель фондоотдачи снизился на 0,02 в 2004 году, и увеличился на 0,07 в 2005 году. Показатели фондоемкости, соответственно, увеличились на 0,87 в 2004 году, и сократились в 2005 году на 2,3, что свидетельствует об увеличении эффективности деятельности предприятия.

Показатели фондовооруженности на протяжении 2003-2005 г.г. росли, что объясняется вводом в действие новых основных средств, а также ростом их стоимости вследствие инфляции. Следует заметить, что анализ использования основных фондов осложняется сложностью учета инфляции и переоценками стоимости. В целом, можно заключить, что в период 2003-2005 г.г. происходило снижение эффективности использования основных средств КСУП «Тепличное».

Динамика финансовых результатов от реализации продукции КСУП «Тепличное» за 2003-2005 г.г. представлена в табл. 2.2.6 (см. приложение ).

Таблица 2.2.6

Динамика финансовых результатов от основной деятельности КСУП «Тепличное» за 2003-2005 г.г.

Показатели

Значение показателя за: Темп роста, %
2003 год 2004 год 2005 год 2004г. к 2003г 2005г. к 2004 г.
А 1 2 3 4 5
Выручка от реализации продукции 5438 6157 8670 113,222 140,8
Себестоимость реализованной продукции 4149 4556 6363 109,810 139,7
Коммерческие расходы - 182 194 - 106,6
Управленческие расходы - - - - -
Прибыль от реализации продукции 1289 1419 2007 110,085 142,4

Согласно данным таблице 2.2.6, за период 2003-2005 г.г. выручка от реализации продукции КСУП «Тепличное» увеличилась на 13,222 % в 2004 году, в 2005 году - на 40,8%. Себестоимость от реализации продукции за период 2003-2005 г.г. выросла в 2004 году на 9,810 %, в 2005 году – на 39,7%.

Следует отметить быстрый темп роста прибыли в 2005 г. Этот рост свидетельствует об эффективной основной деятельности предприятия и правильности выбранного курса дальнейшей работы предприятия.

Анализ финансового состояния КСУП «Тепличное» проведем путем оценки трех групп показателей: платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности. Исходные данные для анализа финансового состояния КСУП «Тепличное» приведены в приложении 11.

Динамика показателей финансового состояния предприятия за период 2003-2005 г.г. приведена в табл. 2.2.7.

Динамика показателей финансового состояния КСУП «Тепличное»за период 2003-2005 г.г., приведенная в табл. 2.2.7, позволяет сделать следующие выводы:

1. Значение коэффициента абсолютной ликвидности за период 2003-2005 г.г. постепенно увеличивается и приближается к нормативному значению (0,2-0,25), что повышает гарантию погашения долгов.

Таблица 2.2.7

Динамика показателей финансового состояния КСУП «Тепличное» за период 2003-2005 г.г.

Показатели

Значение показателя за: Отклонение (+,-)
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2004 от 2003 2005 от 2004
А 1 2 3 4 5
1. Коэффициент абсолютной ли­квидности 0,016 0,015 0,018 93,750 120,0
2. Коэффициент быстрой лик­видности 0,034 0,013 0,028 38,235 215,4
3. Коэффициент текущей лик­видности 3,62 4,12 4,66 113,812 113,1
4. Коэффициент финансовой не­зависимости (доля собственного капитала) 0,89 0,49 0,89 55,1 181,6
5. Коэффициент текущей задол­женности 0,11 0,08 0,06 72,727 75,0
6. Коэффициент финансового риска 0,12 0,09 0,10 75,000 111,1
7. Рентабельность продукции, % 0,24 0,23 0,28 95,833 121,7
8. Рентабельность активов, % 0,07 0,06 0,08 85,714 133,3

2. Значение коэффициента быстрой ликвидности в период 2003-2005 г.г. меняет свое значение и составило в 2004 г. - 0,013, в 2005 году – 0,028, однако остается еще значительно ниже нормативного значения (0,7-0,8), что является признаком того, что предприятие в короткие сроки не способно погасить свои краткосрочные обязательства.

3. Значение коэффициента текущей ликвидности за 2003-2005 г.г. увеличивается, что свидетельствует о том, что оборотных средств предприятия хватает на покрытие долгов.

4. Значение коэффициента финансовой независимости (доли собственного капитала в общей валюте баланса) за период 2003-2005 г.г. увеличилось до 0,89 в 2005 году, что говорит о увеличивающейся финансовой автономности предприятия и его понижающейся зависимости от заемного капитала.

5. Значение коэффициента текущей задолженности предприятия за 2003-2005 г.г. снизилось на 0,03 % в 2004 г., и в 2005 году - на 0,02, что свидетельствует о снижении доли краткосрочных обязательств в совокупном капитале предприятия.

6. Значение коэффициента финансового риска (плечо финансового рычага) в 2003-2005 г.г. на протяжении всего периода сокращается, что говорит о снижении зависимости предприятия от заёмных средств (прежде всего краткосрочных). Если эта тенденция будет сохраняться, то финансовая устойчивость предприятия будет существенно улучшаться.

7. Динамика рентабельности продукции и активов КСУП «Тепличное»имеют в 2004 г. по сравнению с 2003 г. незначительное уменьшение, а в 2005 году наоборот - это говорит об эффективной деятельности предприятия (если рассматривать результаты хозяйственной деятельности в динамике).

Трудовые ресурсы являются важнейшей составляющей эффективной деятельности предприятия. К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства[14, с. 135].

Для анализа эффективности использования трудовых ресурсов построим табл. 2.2.8 и 2.2.9, руководствуясь формой №1-т (пром.) «Отчет по труду» за 2003-2005 годы (см. приложение 12).

Таблица 2.2.8

Динамика численности персонала КСУП «Тепличное» за 2003-2005 г.г.

Показатели

Значение показателя за: Темп прироста, %
2003 год 2004 год 2005 год 2004г. к 2003г. 2005г. к 2004г.
А 1 2 3 4 5
Списочная численность работников – всего, 398 426 401 107,0 94,1

в том числе

- рабочих

333 356 330 127,1 92,7
Служащих – всего, 65 70 71 107,7 101,4

в том числе

- руководителей

13 14 20 107,7 142,9
- главных специалистов 8 9 8 112,5 88,9
- специалистов 28 30 31 107,1 103,3
- прочих служащих 16 17 12 106,3 70,6

Проанализировав динамику численности персонала КСУП «Тепличное» за период 2003-2005 гг., наблюдается сокращение численности работников в 2005 году на 6% по сравнению с 2004 годом.

Рассмотрим боле подробно распределение работников КСУП «Тепличное» по категориям, т.е. структуру численности персонала.


Таблица 2.2.9

Структура численности персонала КСУП «Тепличное» за 2003-2005 г.г.

Показатели

Значение показателя за:
2003 год 2004 год 2005 год
А 1 2 3
Списочная численность работников – всего, 100 100 100

в том числе

- рабочих

83,7 83,6 82,3
Служащих – всего, 16,3 16,4 17,7

в том числе

- руководителей

3,3 3,3 5,0
- главных специалистов 2 2,1 2,0
- специалистов 7 7 7,7
- прочих служащих 4 4 3,0

Структура численности персонала также изменилась. В 2005 году увеличилась доля руководителей и специалистов. Доля рабочих незначительно сократилась.

Таким образом, анализ основных экономических и финансовых показателей подтверждает устойчивое экономическое и финансовое положение КСУП «Тепличное».


3. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

СБЫТУ ПРОДУКЦИИ КСУП «ТЕПЛИЧНОЕ»

3.1. Анализ рынка сбыта КСУП «Тепличное»

В настоящее время на рынке овощной продукции страны конкурируют три группы производителей.

1. Государственные тепличные комбинаты, зачастую входящие в состав многоотраслевых сельскохозяйственных предприятий. Производимая ими продукция пользуется спросом из-за сравнительно низкой цены реализации. Качество продукции зависит от применяемой технологии выращивания овощей. Так, при выращивании овощей на почвогрунтах значительная доля продукции реализуется нестандартной. Использование малообъемной технологии наряду с ростом урожайности обеспечивает производство продукции надлежащего качества.

2. Частные производители, организующие производство овощей на личном подворье. Их доля в общем объеме производства весьма значительна. Продукция различается по спелости, форме, весу.

3.Посреднические фирмы, осуществляющие поставку овощной продукции из-за пределов республики. Эти фирмы также стремятся заполнить нишу розничной торговли овощами. Импортная овощная продукция на рынке составляет около 10 %. Данная продукция характеризуется значительно более высокими качественными показателями, что обеспечивается применяемыми сортами и технологиями производства (не переросшие, не перезрелые, стандартные по форме, полностью соответствующие сортовым требованиям). Именно такая продукция и вызывает интерес покупателя [28, с.358].

Производство и потребление плодоовощной продукции в Беларуси не соответствует необходимому уровню. В среднем на одного жителя потребляется в год всего до 92 кг овощей, при медицинских нормах – 120 кг. По-прежнему остается узким ассортимент, не на должном уровне находится качество плодоовощной продукции. Поэтому страна вынуждена импортировать овощи массового потребления (морковь, капусту и др.), затрачивая на это валютные средства. Вместе с тем, республика располагает необходимыми организационно-экономическими, технологическими и природными условиями для решения задачи обеспечения основными видами плодоовощной продукции населения и перерабатывающей промышленности на основе отечественного производства. Потребление овощей в Беларуси должно увеличиться к 2010 году до 136 кг на человека в год. Такая задача поставлена в «Программе обеспечения потребностей республики овощной продукцией отечественного производства с учетом создания необходимых условий для ее хранения на 2006-2010 гг.» Согласно данной Программы потребление овощей в Беларуси увеличится в 1,5 раза, что позволит превысить медицинские нормы потребления овощей на 1 человека. Себестоимость производства овощей в республике к 2010 году снизится на 20-25 %, а ежегодные затраты на их производство уменьшатся на 18-20 млрд руб., что обеспечит их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке. В этом заключается главная цель разработанной «Программы обеспечения потребностей республики овощной продукцией отечественного производства с учетом создания необходимых условий ее хранения, рассчитанной на 2006–2010 гг.». Она утверждена постановлением Совета Министров № 1579.

На реализацию программы потребуется 158,6 млрд. руб., в том числе в 2006 году – 49,2 млрд. руб. Финансирование будет вестись за счет средств республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей, республиканского бюджета (инвестиционная программа), местных бюджетов и собственных средств предприятий. Для этого овощеводческим хозяйствам будут выданы кредиты. К 2010 году в Беларуси будет создано 50 крупнотоварных овощеводческих хозяйств в зонах областных городов и промышленных центров. Они обеспечат поставку 203 тыс. т овощей, что составит 60 % от всего валового производства этой продукции в республике. Сегодня овощи у нас выращивают 950 хозяйств на площадях 18 тыс. га. К 2010 г. планируется сконцентрировать возделывание овощных культур на 12 тыс. га. Таким образом, увеличение производства продукции будет обеспечено при сокращении посевов овощных культур за счет интенсивного развития отрасли и повышения урожайности. В программе предусмотрено стабилизировать объемы производства овощей в общественном секторе на уровне 340 тыс. т в год, а перевод отрасли на интенсивные технологии позволит повысить качество продукции и довести ее урожайность до 250 – 400 ц/га от получаемых сейчас 179 ц/га.

Согласно данным Минсельхозпрода Республики Беларусь на строительство новых зимних энергосберегающих теплиц в 2006 году будет затрачено около 200 млрд. руб.[23, с.31] Современные теплицы до конца года появятся в каждой области республики. Возведение их началось в 2005 году. Строительство теплиц общей площадью более 39 га ведут 8 хозяйств.

Согласно Указу президента № 90 от 9 февраля нынешнего года на эти цели в ближайшее время ОАО "Белагропромбанк" будет выделено 135,9 млрд. руб. льготных кредитов под гарантию правительства. Кроме того, хозяйства планируют вложить в строительство теплиц 17,4 млрд. руб. собственных средств, а также получить 1,4 млрд. руб. из бюджетов областей и 38 млрд. руб. из республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей. Выделение в соответствии с указом президента кредитных ресурсов сельхозорганизациям, ведущим строительство теплиц, позволит решить возникшие проблемы и продолжить строительно-монтажные работы. Министерство сельского хозяйства и продовольствия планирует завершить строительство во всех хозяйствах до 1 января 2007 года.

По расчетам Минсельхозпрода, ввод в строй новых энергосберегающих теплиц позволит максимально обеспечить внутренний рынок отечественной овощной продукцией и сократить импорт. Планируется увеличить урожайность огурцов и томатов до 55-60 кг с одного квадратного метра и довести их производство до 90 тыс. т. в год. В расчете на одного жителя это составит 9 кг, или в 1,5 раза больше, чем в 2004 году. Внедрение энергосберегающих технологий позволит снизить себестоимость тепличной продукции на одну треть. Благодаря введению в эксплуатацию новых теплиц население Беларуси будет обеспечено овощами круглый год. По итогам работы тепличных комбинатов за 2005 г. в республике было произведено 65,7 тыс. тонн продукции, в том числе огурцов 30,8 тыс. и томатов 34,9 тыс. тонн (рисунки 4–5).

Рис. 4. Валовое производство овощей закрытого грунта тепличными комбинатами в 2005 г. в разрезе областей

Из рисунка 4 видно, что гомельская область занимает второе место по посадочным площадям овощей. Теперь рассмотрим долю КСУП «Тепличное» на рынке Гомельской области в 200 году (рис.5).

Рис. 5. Структура основных производителей свежих овощей на овощном рынке г. Гомеля в 2005году

Объемы экспорта овощей закрытого грунта, произведенных тепличными комбинатами республики, в 2005 г составили 1800,8 тонн (рисунок 6.).

Рис. 6. Объемы экспорта продукции тепличных комбинатов в 2005 г. в разрезе областей

Целевым рынком сбыта продукции КСУП «Тепличное» является рынок свежих овощей Республики Беларусь, в частности г. Гомель и Гомельская область, а также Минская и Могилевская области. Незначительный объем произведенных томатов (200-300 тонн) ежегодно планируется реализовывать в Российской Федерации [17, с.13].

Согласно прогнозу Минсельхоза России, производство овощей останется неизменным до 2007 г. – на уровне 12,5-13 млн. т. Скорее всего, эта тенденция сохранится и до 2009 г., несмотря на относительно высокую рентабельность отрасли (30–40 %).

Согласно полученному прогнозу, в будущем импорт овощей может достигнуть уровня 2,5 млн. т., из которых примерно половина придется на страны ЕС. Доля стран ближнего зарубежья составляет на данный момент примерно 20–25 %. Возможно, эта доля стран СНГ сохранится в среднесрочной перспективе. Экспорт овощей также имеет тенденцию к росту, главным образом в торговле со странами дальнего зарубежья. Существуют определенные перспективы и по активизации экспорта в страны СНГ.

В начале 2005 г. ситуация на рынке овощей была относительно спокойной. В этот период в сельскохозяйственных организациях еще имелись запасы, поэтому в январе–феврале повышения цен производителей на овощи не наблюдалось. Но на потребительском рынке цены начали расти с января месяца.

Цены на овощи носят, как правило, сезонный характер, и в отчетном периоде фактор сезонности проявился особенно ярко. Начиная с марта, ситуация на рынке овощей характеризовалась высоким уровнем цен. Особенно быстро росли потребительские цены на капусту, морковь и свеклу. Сезонное снижение цен началось позже, чем в прошлом году.

Спрос на овощи в первой половине года был устойчивым, и сельскохозяйственные организации увеличили объемы их реализации по сравнению с этим же периодом 2004 г. В результате высоких темпов отгрузки запасы картофеля и овощей в сельскохозяйственных организациях на начало второго квартала существенно уменьшились, что повлияло на уровень цен производителей.

Затянувшаяся зима и уменьшающиеся запасы овощей у населения обусловили спрос на овощные культуры, в результате чего объемы реализации с начала 2005 г. были выше, чем в предыдущем году. В I квартале сельскохозяйственными организациями отгружено 212,8 тыс. т овощей, или на 11,1 % больше, чем за это же время в 2004 г. Невысокий урожай овощей 2004 г. и активная их отгрузка в I квартале 2005 года существенно уменьшили запасы на начало II квартала. Овощной продукции в сельхозпредприятиях к апрелю было на 42,7 % меньше, чем к соответствующему месяцу 2004 г. В связи с этим объемы реализации за апрель–июнь 2005 г. снизились на 5,5 % и составили 322,1 тыс. т против 340,9 тыс. т в соответствующем периоде 2004 года. В целом за I полугодие 2005 г. сельскохозяйственными организациями отгружено овощей 534,9 тыс. т, или 100,5 % к соответствующему периоду 2004 г.[17, с. 14]

Структура производства овощей по категориям хозяйств практически не изменилась. Основная доля (80 %) в производстве принадлежит хозяйствам населения, а в их реализации – сельхозпредприятиям (65 % от общего объема реализации овощей).

По данным Росстата, в 2005 году под овощами было засеяно 834,5 тыс. га, или на 1,1 % меньше, чем в 2004 г. Сокращение площадей произошло за счет уменьшения посевов в сельхозорганизациях на 16,4 тыс. га, или на 15,3 %. Одновременно посевные площади под овощами увеличились в хозяйствах населения на 9,1 тыс. га, или на 1,3 %, в крестьянских хозяйствах – на 6,6 тыс. га, или на 13,4 % соответственно.

В 2005 году продолжилось уменьшение доли сельскохозяйственных организаций в структуре посевных площадей под овощи. Если в 2003 г. удельный вес данной категории хозяйств составлял 15,5 %, в 2004 г. – 12,8 %, то в 2005 г. – 10,9 %. В то же время повысилась доля хозяйств населения и крестьянских хозяйств.

По данным Росстата, в 2005 году сельскохозяйственные организации уменьшили посевные площади основных видов овощных культур: под капусту посевы заняли 85,7 % к уровню 2004 г., огурцы – 87,9 %, помидоры – 81,1 %, свеклу столовую – 90,1 %, морковь – 85,5 %, лук репчатый – 78,5 %.

Массовое производство в тепличных хозяйствах огурцов и помидоров начинается, как правило, в середине марта. В начале года эта продукция еще очень дорогая. В условиях традиционно растущего спроса на овощную продукцию в период праздников (Новый год, Пасха и майские праздники) цены, естественно, изменяются в сторону увеличения. А вот уже в июне произошло снижение индексов цен производителей по всем основным видам овощей. Особенно подешевели огурцы. Индекс цен составил 66 % к маю месяцу против 73,6 % в июне 2004 г. Это связано с тем, что в начале года реализуются огурцы, выращенные в теплицах, а в июне – грунтовые.

Общая площадь теплиц в России составляет сейчас 2400 га. По сравнению со многими развитыми странами тепличная отрасль в стране развита недостаточно: площадь теплиц на душу населения составляет 0,59 м2 , в Японии – 12 м2 , Голландии – 2,5 м2 . Свыше 90 % площадей тепличных хозяйств занято под овощами, в основном под 4 культуры: томат, огурец, сладкий перец и баклажан. При этом более 90 % всех площадей занято под помидоры и огурцы.

Небольшие площади под теплицы, узкий ассортимент выращиваемых овощей, высокие цены – это и есть те основные факторы, которые сдерживают темпы роста потребления овощей закрытого грунта. Исходя из мирового опыта, очевидно, что уровень потребления тепличных овощей в стране во многом определяется развитостью их национального производства, которое представлено местными тепличными хозяйствами, поставщиками из других регионов России, импортерами, населением (дачи, подсобные хозяйства).

Особенностью развития отрасли в ближайшие годы будет постепенный перевод производственных мощностей тепличных хозяйств в южные регионы страны, где природно-климатические условия благоприятнее для производства. Те производители, чьи предприятия расположены в неблагоприятных погодных зонах, вынуждены будут внедрять современные интенсивные технологии выращивания, активную маркетинговую политику по расширению ассортимента, постепенной переориентации на более рентабельные виды продукции: производство салата, другой зелени, земляники, расширение ассортимента овощей, производство цветов. В то же время Министерство сельского хозяйства РФ планирует в ближайшее время повысить пошлины на импорт овощей с 15 до 25 %, что по замыслу министерства защитит отечественных производителей овощей. Но нельзя забывать, что это повысит и цены. Конечно, тех, кто привык покупать голландскую морковь и томаты, вряд ли отпугнет повышение цен на эти овощи. А вот по карману малообеспеченных покупателей эта инициатива может ударить. Некоторые эксперты полагают, что повышение цен на импортные овощи может вызвать цепную реакцию и привести к росту цен и на отечественную продукцию. Россияне и так предпочитают выращенные на приусадебных участках овощи, чем покупные. И повышение цен лишь увеличит интерес к огородничеству, а не к продукции отечественных совхозов.

Таким образом, проанализировав рынки сбыта Беларуси и Российской Федерации, было выявлено, что для КСУП «Тепличное» имеются перспективы развития сбыта своей продукции за пределами Республики Беларусь.

3.2.Характеристика конкурентоспособности продукции

С развитием товарного рынка, увеличивается объем производителей однотипных товаров и соответственно количество производимых товаров народного потребления. В ходе этого процесса между производителями ведется в своем роде борьба за долю рынка. Чтобы победить в этой борьбе, товар должен обладать какими-либо свойствами, которые отличают его перед другими аналогичными видами товаров и делают его более привлекательным для потребителя. Совокупность таких свойств называется конкурентоспособность.

Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик продукта и соответствующих ему услуг отличающее его от товаров аналогов по степени удовлетворенности потребителей, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию [3, с.142].

Качество товара характеризуется следующими показателями:

· технико-экономическими;

· технология изготовления товара;

· эксплуатационные характеристики;

· эргономические характеристики

· эстетические показатели.

Кроме того, качество определяют: нормативные составляющие (соответствие продукции обязательным требованиям стандартов или иной нормативно-технической документации), а также патентная чистота производимой продукции.

Применение совершенных технологий по выращиванию огурца и томата на КСУП «Тепличное» повышает конкурентоспособность продукции. Например, подача углекислого газа в теплицы приводит к повышению урожайности на 30 % и резко увеличивает качество томатов и огурцов – томат становится крупнее, увеличился срок хранения как томата так и огурца. А это дает немалое преимущество перед конкурентами. Также совершенствуется упаковка продукции: овощи фасуют в специальные ящики, добавляется этикетка, где указываются данные по времени упаковки и номер работника. На предприятии были разработаны свои стандарты, так как государственные стандарты не обновлялись с 1981 года, а жесткая конкуренция и рынок требуют уже другого качества.

В настоящее время на предприятии планируется строительство засольного цеха (соление огурцов, томатов и капусты), что дает свое преимущество перед конкурентами. В летнюю пору, когда продукция дешевая можно сделать закладку на соления и продать зимой в виде солений. КСУП «Тепличное» постоянно стремится расширить свой ассортимент. Например, концу 2006 году планируется завершить строительство линии по выращиванию свежей зелени (салат, петрушка, укроп, кинза, базилик). На данный момент предприятие торгует фруктами, овощами, цветами и семенами.

Кроме показателя качества на конкурентоспособность выпускаемой продукции оказывает огромное влияние цена продукции.

Проанализируем цены на основную продукцию КСУП «Тепличное» и предприятий-конкурентов.


Таблица 3.2.1

Сводные данные по цене на продукцию КСУП «Тепличное» и его предприятий-конкурентов

Год Цены предприятий, руб/кг.
КСУП «Тепличное» КСУП «Брилево» КСУП «Восток»
А 1 2 3
Томаты
2003 1350 1290 1100
2004 1624 1612 1490
2005 2234 1990 1800
Огурцы
2003 1501 1240 1190
2004 1663 1620 1650
2005 1809 1680 1710

Продукция, выпускаемая КСУП «Тепличное» является конкурентоспособной по качеству, ассортименту продукции, однако по цене уступает своим конкурентам. Однако в последнее время на КСУП «Тепличное» делается все возможное, чтобы не повышать цену своей продукции и оставаться на уровне конкурентов.

3.3. Характеристика покупателей и организация хозяйственных связей КСУП «Тепличное»

Анализируя положение предприятия на рынке необходимо рассмотреть покупателей, которых оно обслуживает. КСУП «Тепличное» обслуживает около 50 % рынка свежих овощей в Гомеле и Гомельской области. Основными клиентами являются как обычные предприятия (ООО «Мустанг», ОАО «Арта» и др.), индивидуальные предприниматели (ИП Славин, ИП Сивуха), так и крупные торговые объединения («Торговый дом «ЗУБР», НПК «Алеся», и т.д.). Постепенно предприятие завоевывает свою долю на рынке роз. Следует заметить, что среди постоянных клиентов есть и российские покупатели (ДООТ «Культура», ООО «Мобиден», ООО «Медсервис»), т.е. предприятие успешно работает и на экспорт.

В таблице 3.3.1 представлено географическое размещение покупателей продукции КСУП «Тепличное» в 2005 году.

Таблица 3.3.1

География покупателей продукции КСУП «Тепличное» за 2005 год

Размещение покупателей Объем поставок
Сумма, млн. руб. Удельный вес, %
А 1 2
1. Республиканские 26 216 604 2,9
2. Областные 235 021 500 26,4
3. Местные 383 024 808 42,9
4. Зарубежные 247 606 034 27,8
ИТОГО 891 868 946 100,00

Как видно из таблицы наибольший удельный вес занимают местные покупатели, т.е. те, которые размещены на территории Гомеля и Гомельской области. Однако следует обратить внимание и на то, что достаточно высокий процент (27,8% ) составляет зарубежье, т.е. Россия.

В таблице 3.3.2 представлено территориальное размещение покупателей по областям Республики Беларусь.

Таблица 3.3.2

Территориальное размещение покупателей продукции КСУП «Тепличное» в Республике Беларусь

Область Объем поставок
Сумма, млн. руб. Удельный вес, %
А 1 2
1. Брестская 836 025 0,20
2. Витебская 661 569 0,16
3. Гомельская 383 024 808 93,60
4. Гродненская 0 0,0
5. Минская 3 162 871 0,80
6. Могилевская 21 556 139 5,24
ИТОГО 409 205 412 100,00

Рассматривая территориальное размещение покупателей продукции КСУП «Тепличное» по территории РБ, видно, что почти вся продукция, реализуемая внутри страны, реализуется в Гомельской области.

Хозяйственные связи по поставкам товаров – неотъемлемая часть коммерческой деятельности, включая экономические, организационно-правовые, финансовые отношения между продавцами и покупателями. Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения.

Установление хозяйственных связей осуществляется через хозяйственные договоры. Организация договорной работы на уровне современных требований составляет одну из важнейших коммерческих функций. В таблице 3.3.3 рассмотрим основные виды договоров, заключаемых на КСУП «Тепличное».

Таблица 3.3.3

Условия поставок по отдельным договорам, заключенным между КСУП «Тепличное» и его покупателями

Статьи договора Покупатели
А 1 2 3
Покупатели ОАО «Заднепровье» ОАО «Гомельобои» ИП Щугова И.А.
Срок действия договора 31 декабря 2007г. 31 декабря 2007 г. 31 декабря 2007г.
Наличие согласованной спецификации и количество разновидностей по ней Плодоовощная и цветочная продукция по видам, в количестве, ассортименте, согласованным на момент предварительной заявки через отдел реализации.
Качество товара Соответствуют требованиям действующих стандартов и технических условий. Подтверждение сертификатом качества производителя.
Порядок доставки товара Поставка производиться в сроки, согласованные сторонами при приеме заявки, в течение 5 дней с момента приема заявки.
Порядок оплаты транспортных расходов Расходы относятся на счет стороны, осуществляющей транспортировку
Тара и упаковка Либо в таре «Поставщика, либо в таре «Покупателя». Тара «Поставщика» является возвратной и подлежит возврату в течение 10 дней с момента поставки
Порядок оплаты товаров Платежное требование в течение 10 банковских дней с момента выставления в банк «Поставщика» с возможностью отказа, при этом представляется копия договора с обслуживающим банком о ведении картотеки до полного погашения Предварительная оплата в полном объеме
Имущественная ответственность поставщика В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств, виновная сторона обязана возместить другой стороне причиненные убытки.
Имущественная ответственность покупателя За несвоевременную оплату – пеня в размере 0,3% ее стоимости за каждый день просрочки. За просрочку возврата тары – штраф в размере 50% от стоимости тары. При не возврате тары – стоимость тары и штраф 50% от стоимости тары. За отказ от приемки ранее заявленной продукции и при доставке ее транспортом «Поставщика» в пункт назначения, «Покупатель» уплачивает «Поставщику» штраф в размере 10% от стоимости не принятой продукции и возмещает транспортные расходы и убытки, понесенные «Поставщиком».
Дополнительные условия В случае изменения наименования, юридического адреса или реквизитов, обслуживающего банка, стороны обязаны в 10-дневный срок со дня изменения уведомить об этом друг друга.

Как видно из таблицы, условия оплаты продукции различна. Как и полная предварительная оплата, так и в течение 10 банковских дней с момента выставления счета в банк. Также различны и условия доставки продукции, как свои транспортом, так и транспортом покупателя.

Следует также отметить, что предприятие работает с предприятиями различных форм собственности.

В результате анализа существующего рынка сбыта продукции КСУП «Тепличное» и возможного, можно сделать вывод, что для предприятия есть возможность расширяться, завоевывать все новые рынки сбыта.

Таким образом, проведя анализ внешней и внутренней среды предприятия КСУП «Тепличное» можно сделать вывод о том, что деятельность предприятия является достаточно успешной. Однако следует заметить, что имеются резервы для повышения эффективности результатов деятельности КСУП «Тепличное».

4. НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБЫТУ ПРОДУКЦИИ

КСУП «ТЕПЛИЧНОЕ»

Стратегические зоны хозяйствования КСУП «Тепличное»

Для выделения стратегических зон хозяйствования – отдельных сегментов внешнего окружения, на которые КСУП «Тепличное» имеет или желает получить выход, проведем стратегическую сегментацию внешнего окружения предприятия. В качестве признака сегментации будем использовать продаваемые виды продукции.

Результатом сегментации внешнего окружения может быть следующий набор стратегических зон хозяйствования:

· выращивание томатов.

· выращивание огурцов.

· выращивание цветов - розы.

Анализ перспектив функционирования предприятия в различных зонах хозяйствования представлен в таблице 4.1.1.

Таблица 4.1.1

Перспективы функционирования предприятия в различных СЗХ

Параметры СЗХ Рынок огурцов Рынок томатов Рынок роз
А 1 2 3
1.Перспективы роста Планируется небольшой рост (на 2-3 %) Рост прогнозируется в перспективе 10-12 % в год. Планируется разработка более современных и энергоемких теплиц. Планируется небольшой рост (2-5 %)
2.Перспективы рентабельности Снижение рентабельности не наблюдается, она останется на прежнем уровне, а по некоторым сортам возрастет. По мере расширения ассортимента данной продукции, улучшения качества рентабельность будет повышаться. Однако доля конкурентов увеличивается, что может отрицательно сказаться на рентабельности. Снижение рентабельности не предвидится.
3.Нестабильность рынка Спрос относительно стабилен. Спрос стабилен. Возможно увеличение спроса после расширения ассортимента. Возможны незначительные колебания спроса.
4.Конкуренция Сильная конкуренция. Определенную конкуренцию составляют Гомельские КСУП. Очень высокая конкуренция. На рынке функционируют как отечественные, так и зарубежные производители. Конкуренция существует.
5.Жизненный цикл товара Стадия близка к зрелости. Стадия роста. Характеризуется увеличением объема продаж, увеличением прибыльности, снижением расходов на маркетинг. Стадия роста.

Проведем анализ привлекательности каждой выделенной стратегической зоны хозяйствования. Оценку привлекательности стратегических зон хозяйствования проведем экспертным путем, выставляя оценки по 10- бальной шкале, каждому из факторов динамизма значений критериев оценки. Более высокая оценка соответствует более привлекательной тенденции в изменении фактора для нашего предприятия. Все факторы разделены по приоритетам исходя из особенностей деятельности КСУП «Тепличное». Результаты оценки сведем в таблицу 4.1.2.

Таблица 4.1.2

Результаты оценки стратегических зон хозяйствования

по КСУП «Тепличное»

Критерий оценки Стратегическая зона хозяйствования
«Огурцы» «Томаты» «Розы»
R P R*P R P R*P R P R*P
1. Перспективы роста.
1.1. Фаза развития спроса 4 1 4 5 1 5 3 1 3
1.2. Размеры рынка 7 2 14 8 2 16 5 2 10
1.3.Покупательная способность 9 3 27 9 3 27 5 3 15
2. Перспективы рентабельности.
2.1. Привычки покупателей 8 1 8 4 1 4 8 1 8
2.2. Состав конкурентов 3 5 15 6 5 30 6 5 30
2.3.Интенсивность конкуренции 8 4 24 7 4 28 6 4 24
2.4. Каналы сбыта 7 3 21 7 3 21 8 3 24
2.5.Государственное регулирование 5 2 10 5 2 10 6 2 12
3. Уровень нестабильности
3.1. Экономическая 6 3 18 6 3 18 4 3 12
3.2. Технологическая 7 2 14 6 2 12 3 2 6
3.3.Социально-политическая 6 1 6 5 1 5 6 1 6
4.Факторы успеха в конкуренции 8 5 40 8 5 40 6 5 30
ИТОГО: - - 209 - - 216 - - 180

Таким образом, наиболее привлекательной для КСУП «Тепличное» стратегической зоной хозяйствования является «Томаты», чуть менее привлекательной – «Огурцы», а еще менее привлекательной – «Розы».

Конкурентные факторы внешней среды являются важнейшими факторами внешней среды, оказывающие сильное влияние на деятельность предприятия и ее результат. В настоящее время все факторы микросреды предприятия рассматриваются как конкурентные.

Построение модели 5-ти сил конкуренции М.Портера для стратегических зон хозяйстввания. Для успешного функционирования в условиях конкуренции необходима разработка так называемой деловой стратегии, то есть стратегии поведения предприятия в конкурентной борьбе. Разработка такой стратегии должна опираться на предварительное знание конкурентных условий, для которых она предназначена. Такое знание достигается путем построения модели “5-ти сил конкуренции” для каждой из целевых зон хозяйствования предприятия, построение карт стратегических групп [4, с.209].

Построим модель 5ти сил конкуренции для стратегической зоны хозяйствования «Томаты».

Угрозы со стороны поставщиков

1.Угроза поставки

некачественного сырья

Угрозы со стороны одноотраслевых конкурирующих фирм

1.Покупка более

дешевой продукции конкурентов (КСУП «Брилево» и КСУП «Восток»)

2.Снижение покупательской способности потенциальных

покупателей

Угрозы со стороны покупателей

1. Предложение предприятиями – конкурентами (КСУП «Брилево» и КСУП «Восток») более разнообразного ассортимента сортов.

3.Снижение цен на томаты за счет использования более дешевых материалов со стороны основных конкурентов.

1.Снижеиие себестоимости томатов за счет использования современных материалов

2.Использование демпинговых цен для проникновения на рынок со стороны российских конкурентов

3.Вытеснение из занятого сегмента при государственном вмешательстве со стороны российских конкурентов

Угрозы со стороны потенциальных конкурентов

Рис.7. Модель 5-ти сил конкуренции для рынка томатов

Как видно на рисунке 7 основную угрозу для КСУП «Тепличное» представляют предприятия, предлагающие более дешевую продукцию, поставщики относительно некачественного сырья, потребители, отдающие предпочтение более дешевой продукции. Т.е. предприятие теряет потенциальных потребителей, которые не хотят платить больше за продукцию.

Для снижения этих опасностей предприятию необходимо разработать гибкую систему скидок на товары, а также отслеживать цены конкурентов с целью предотвращения демпинга и обеспечить высокое качество товаров и повышение квалификации работающего персонала.

Построение карт стратегических групп . Построим карту для стратегической зоны хозяйствования «Томаты» по переменным цена продукции \ качество продукции. На рисунке 8 изображено построение стратегической карты для зоны хозяйствования «Томаты».


Цена

КСУП «Тепличное»

2300 т.р.

Российские конкуренты

1850 т.р.

Белорусские конкуренты


1200 т.р.


Качество

Низкое Среднее Высокое

Рис. 8. Карта стратегических групп для рынка томатов

Вывод: данная карта стратегических групп показывает, что КСУП «Тепличное» имеет преимущества перед конкурентами по качественным показателям, но уступает им в плане высокой цены, следовательно, нужно обратить внимание на возможные пути снижения цены.

Реализация производственной программы развития требует эффективного функционирования маркетинговой стратегии предприятия. Реализация основных ее направлений позволит не только реализовать производственную программу, но и изыскать резервы повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

Основным направлением маркетинговой стратегии является совершенствование системы сбыта продукции. Стратегия сбыта продукции нацелена на продвижение на новые рынки. Для успешного продвижения своей продукции необходимо проводить рекламную компанию. Она должна включать участие в выставках, экспозициях, праздничных ярмарках по регионам Республики Беларусь. Рекламировать свою продукцию в периодической печати, специализированных изданиях. Улучшать качество (сортность) и ассортимент. По мере финансовых возможностей спонсировать различные мероприятия, особенно позволяющие в дальнейшем прямо или косвенно расширить объемы продаж. Необходимо развитие собственной фирменной торговой сети. Кроме того, коммерческая служба хозяйства постоянно ведет работу по сбыту продукции с оптовыми и мелкооптовыми покупателями. Оптом и мелким оптом реализуется около 87%. Создание собственного брэнда, высокое качество продукции способно выделить продукцию предприятия среди конкурентов, создать повышенный спрос на неё.

Стратегия маркетинга предусматривает в качестве первоочередной цели рост прибыли за счет увеличения объемов производства и реализации продукции, увеличения количества доступных рынков, увеличения доли продажи продукции на более рентабельных рынках (фирменная торговля, продуктовые рынки) [10, с.76].

Для решения этой задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. расширение ассортимента выпускаемой продукции;

2. улучшение качества продукции за счет упаковки, калибрования, сортировки и мытья овощей;

3. экологичность предлагаемой продукции;

4. гибкая ценовая политика (овощи разных ценовых категорий) с целью

удовлетворения потребностей потребителей с разными уровнями

доходов;

5.информирование покупателя о месте производства продукции и

размещение другой дополнительной информации;

6. указание срока хранения;

7. организация и развитие сбытовой сети продукции;

8. обеспечение бесперебойной поставки продукции;

9. нахождение новых каналов сбыта продукции;

10. проведение мероприятий по стимулированию сбыта продукции.

Вышеизложенные направления маркетинговой стратегии возможно достигнуть путем технического перевооружения предприятия, внедрения высокоэффективных технологий, а следовательно, повышения качества выпускаемой продукции и снижения затрат, на единицу продукции с одной стороны, и проведение активных мероприятий, направленных на продвижение выпускаемой продукции на продовольственные рынки, развитие сети фирменных торговых точек.

В основу практической работы необходимо положить следующие принципы:

1. анализ рынка продовольственной продукции, учет его текущего и перспективного состояния, точное определение емкости рынка, в части номенклатуры продукции;

2. постоянное изучение конкретных оптовых покупателей продукции;

3. прогнозирование спроса на продукцию и ее промышленную переработку по номенклатуре;

4. формирование профиля заказов с учетом технических возможностей

производства, затрат на изготовление и складывающейся конъюнктуры цен;

5. разработка номенклатурной программы выпуска продукции с учетом её ориентации на основные группы покупателей;

6. сбыт продукции;

7. выявление неудовлетворительного спроса и разработка мероприятий по учету требований покупателей;

8. отслеживание действий конкурентов, незамедлительная реакция на любые попытки их вхождения на рынки, на которых реализуется продукция предприятия;

9. постоянное уточнение номенклатурной программы производства и ее оптимизация в соответствии с изменением потребности рынка;

Следует отметить, что увеличение цены на природный газ, поставляемый из России, повлечет за собой рост затрат на теплоснабжение теплиц и, как следствие, - повышение средней цены реализации овощей. Если эта тенденция сохранится и в будущем, то предприятие, естественно, не пойдет по пути демпинга, и также будет повышать цены на свою продукцию, сохраняя их при этом более низкими, чем у конкурентов.

Совершенствование сбытовой деятельности КСУП «Тепличное»

Результаты анализа рынков сбыта и конкурентоспособности продукции КСУП «Тепличное» позволили выявить, что наиболее предпочтительнее для анализируемого предприятия делать упор на выращивании томатов. Для улучшения сбыта данного вида продукции необходимо повышать конкурентоспособность за счет снижения цены и улучшения качества продукции. А это может быть достигнуто лишь при использовании более новой и менее энергоемкой технологии, чему будет способствовать строительство блока зимних энергосберегающих теплиц для производства томатов площадью 3,0 га.

Строительство и ввод в эксплуатацию зимних энергосберегающих теплиц площадью 3,0 га позволит дополнительно производить порядка 1,8 тыс. тонн томатов в год.

Новый блок зимних энергосберегающих теплиц площадью 3,0 га запроектирован из конструкций производства ОАО «Агрисовгаз». Срок службы конструкции более 35 лет. Системы: отопления; углекислой подкормки растений; сети водоснабжения и канализации; автоматического управления микроклиматом – запроектированы на базе оборудования производимого нидерландской фирмой «AGROTECH-DIDAMBV». Системы: вентиляции, освещения, зашторивания запроектированы с применением технологического оборудования ОАО "Агрисовгаз". Отдельные строительные конструкции и материалы поставляют предприятия Российской Федерации. Строительство теплиц и монтаж оборудования выполняет "Гомельоблстрой" (г. Гомель).

В теплице проектом предусматривается возможность круглогодичного выращивания плодов томата.

Культивационное сооружение данного типа позволит хозяйству выращивать культуру томата с соблюдением агротехнических особенностей данной культуры, а также обеспечить наибольший выход продукции при наименьших затратах.

Выращивание овощей на продукцию предусматривается способом малообъемной гидропоники с капельным поливом и питанием культур растворами минеральных удобрений, с размещением растений на минеральном субстрате, упакованном в пленку и размещенном в полимерных желобах с V – образной подвязкой растений на шпалерной проволоке. Сверху пленка имеет отверстия, на которые устанавливаются кубики с рассадой. Рассада пускает корни в гродановые маты. Кубики с рассадой также могут быть из минеральной ваты (Приложение ).

Полимерные рулонные желоба по проекту будут размещаться на бетонных основаниях. Грунтовый пол между бетонными основаниями предусмотрено укрыть белой светоотражательной пленкой. По технологии выращивания овощных культур на искусственных субстратах почву полностью изолируют, так как она служит потенциальным носителем различных патогенов. Почва и конструкции обязательно обеззараживаются.

Система укладки субстрата предусматривает размещение в каждом пролете теплиц, шириной 9,6 м – шесть рядов растений с плотностью посадки до 2,5 шт /м².

Требованием малообъемных технологий отвечает ряд субстратов естественного и искусственного происхождения. Проектом предусматривается субстрат синтетического происхождения – минеральная вата типа «Градан» или керамзит в таре.

По составу минеральная вата аналогична почвенным минералам, но не является источником питательных веществ. Волокно минеральной ваты содержит следующие химические вещества, %: SiO2 – 47, Al2O3 – 14, TiO2 – 7, Fe2O3 – 3, CaO – 16, MgO – 10, Na2O – 2, K2O – 1.

В связи с добавлением известняка минеральная вата имеет щелочную реакцию (рН 7,5 – 8,5), но, не обладая буферной способностью, быстро принимает реакцию питательного раствора.

Таблица 4.2.1

Физиологические свойства минеральной ваты и сфагнового торфа, %

Субстрат Свойства
Сухое вещество Объем пор Вода Воздух
А 1 2 3 4
Сфагновый (моховой) торф 4 96 65 31

Минеральная вата:

гранулированная

блок (плита)

7

3

93

97

68

82

25

15

Минеральная вата благодаря очень тонкому диаметру волокон (5 мк) отличается оптимальными для выращивания растений физиологическими свойствами. Это высокопористый материал, который по свойствам приравнивают к сфагновому торфу: 97 % пористость, 82 % влагоемкость (таблица 4.2.1.).

Минеральная вата стерильная, не содержит токсических веществ. Испарение воды из минеральной ваты идет активнее, чем из других субстратов. Это связано с хорошей капиллярностью. Температура корнеобитаемого слоя на 1 – 2°С ниже по сравнению с другими средами. Поэтому проектом предусматривается дополнительный обогрев субстрата. При повторном использовании вату стерилизуют паром.

Полив будет, осуществляется питательным раствором удобрений через систему капельного полива. Система капельного полива растений фирмы "Агротех-Дидам" содержит растворный узел, ирригационную сеть и управляющий контроллер. Приготовление питательных растворов будет производиться в растворном узле, который включают в себя баки для предварительного размешивания удобрений, баки для маточных растворов и кислот, миксер, где готовится рабочий раствор, фильтры, насосы, датчики ЕС и рН.

Система управления обеспечивает ручное и автоматическое управление работой системы капельного полива растений. Ручное управление осуществляется при помощи кнопок и ключей управления насосами и электромагнитными клапанами. Автоматическое управление системой капельного полива и подача растворов к растениям осуществляется при помощи центральной станцией управления на базе ПЭВМ. По заданной программе растворный узел, работающий в автоматическом режиме, приготовит и подаст в теплицы питательный раствор минеральных удобрений или подогретую воду, последовательно включая электромагнитные клапаны системы полива. Через систему компенсированных капельниц производительностью 3 л/ч вода или раствор поступит непосредственно в минеральный субстрат к корневой системе растения. Если маточные растворы приготовлены правильно, то компьютер четко выполнит заданную программу.

Очистка питательного раствора от механических примесей осуществляется центральным фильтром, в состав которого входит песочный фильтр и фильтр тонкой очистки.

Питательный раствор делится на две части: раствор А, в состав которого входит селитры (кальцевая, калийная, магниевая, аммиачная) и хелат железа; раствор В – это ортофосфорная кислота, монофосфат калия, сульфаты кальция и магния, микроэлементы.

Для поддержания заданного рН раствора используют азотную кислоту. При приготовлении маточных растворов используют простые удобрения. Важно, чтобы все они были чистыми и хорошо растворимыми в воде. Поочередно удобрения засыпаются в бак предварительного размешивания: сначала – трудно растворимые, затем – легко растворимые. Готовый раствор перекачивается в баки для маточных растворов.

Для выращивания овощей на площади 3 га теплиц фирма "Агротех-Дидам" поставляет предприятию одну установку капельного питания растений.

Питательные растворы, используемые при выращивании томатов на минеральной вате, подразделяются по фазам роста и развития растений. В рассадный период используются растворы для насыщения кассет и кубиков. В дальнейшим используются растворы для насыщения матов, стартовый и стандартный.

Минеральная вата не обладает буферностью, растения получают питательные вещества непосредственно из раствора. Сбои в системе подачи воды могут привести к нарушению физиологического развития растений. Несмотря на высокую надежность систем полива и подкормки проектом в каждой теплице предусмотрен резервный полив, что сводит риск к минимуму.

Блок теплиц оборудован системой хозпитьевого водопровода и системой производственной канализации. Для отвода дождевых и талых вод с кровли предусмотрены внутренние водостоки.

Проектом предусматривается строительство местной котельной с системой дозированной подкормки растений углекислым газом полученного путем рециклинга (повторного использования) выхлопа от нагревательной установки, пропускаемого через конденсатор. В котельной предусматривается установить 4-5 котлов иностранного производства (фирма VISMAN Германия). По сравнению с теплоснабжением от центральной котельной хозяйства строительство местной котельной позволит значительно сократить потери при его транспортировке.

Интенсивность поглощения СО2 активно растущей культурой томата находится в пределах 50 кг/час/га что эквивалентно количеству СО2, выделенному при сгорании 25 м³ природного газа.

Обогащение СО2 производят ежедневно по истечении нескольких дней с момента посадки начиная его подачу через час после рассвета и прекращая за час до наступления темноты. Наибольшая потребность в СО2 наблюдается во время высокой солнечной активности. Запроектированная система подкормки томатов СО2 позволит поддерживать оптимальную концентрацию данного газа в теплице, что в конечном итоге даст возможность повысить урожайность томатов на 10 - 15 %.

Вентиляция теплиц - естественная через форточные проемы в кровле, по проекту может осуществляться как в автоматическом режиме, так и вручную. Для управления режимом проветривания теплиц путем изменения величины раскрытия форточек принята система механизмов вентиляции, состоящая из моторов-редукторов, реечных редукторов, связей и др.

Так как выращивание растений происходит в зависимости от сезона в условиях значительного колебания температур и солнечной активности в теплице предусмотрена система зашторивания для снижения потерь через ограждения в холодное время года и для недопущения перегревов воздуха в периоды с избыточной солнечной радиацией. Для этого применена ткань SLS10 и система механизмов. Гибкость этого материала позволят складывать экран в упаковку такого размера, что она практически не препятствует прохождению света, не впитывает конденсат.

Для отопления теплиц предлагается энергосберегающая система, разработанная проектным бюро ОАО "Агрисовгаз". Отопление теплиц рассчитано на круглогодичную их эксплуатацию и осуществляется водяными системами, в которых в качестве теплоносителя используется вода с параметрами 95...700 С или 130...700 С. Система отопления содержит четыре контура обогрева: подлотковый, кровельный, надпочвенный и подпочвенный. Тепловая мощность каждого из контуров регулируется раздельно автоматически, что позволяет рационально формировать тепловое поле в теплицах и тем самым экономить тепловую энергию.

Системы вентиляции, зашторивания, полива использованные в проекте, так же соответствуют энергосберегающим технологиям выращивания овощей в теплицах.

Технологией успешного производства плодов томатов в теплицах хозяйства планируется применение шмелей промышленного разведения. Опыление шмелями культур закрытого грунта дает прибавку от 5 до 25 %. Плоды, получаемые в результате опыления насекомыми, имеют более высокое качество. Улья должны быть установлены на видном месте со свободным подходом к ним, предусмотрена преграда от проникновения муравьев с почвы. Леток улья не должны закрывать растения. На 1 га площади теплицы ставят 9-10 ульев со шмелями. Сначала ставят 3 улья, затем по мере увеличения цветков обычно через неделю вносят еще 2, а затем в зависимости от интенсивности цветения добавляют по 2 до указанного количества. Срок эксплуатации улья в теплице составляет 7 – 10 недель при оптимальных условиях (доступности пыльцы для сбора, температура 20- 24°С, влажность 40 – 70 %). При химических обработках улья выносят из теплицы и хранят при + 20°С. Работу шмелей необходимо периодически (1 раз в две недели) проверять. Для этого выбираются контрольные секции равномерно по теплице и на каждой осматривают 100 цветков, готовых к опылению. При посещении цветка шмелем через 2-3 часа на нем появляется коричневые точки (некроз). Если количество цветков с точками составляет 60 %, то это характеризует работу шмелей как отличную. Остальные цветки этого растения будут иметь 100 % опыление за счет вибрации, вызванной шмелем при сборе пыльцы.

Внедрение малообъемной технологии выращивания овощей в сочетании с дозированием и подачей углекислого газов в теплицы позволит существенно повысить урожайность томатов, получить более ранние урожаи экологически чистой продукции хорошего качества. Кроме того, исключаются трудоемкие работы по внесению удобрений, поливам, подкормкам, подсыпке почв, дезинфекции, борьбе с вредителями культур (галловая нематода) и др. Применения автоматики позволяет экономить минеральные удобрения и поливную воду. Внедрение данной технологии выращивания овощей позволит снизить затраты труда на 30...40 % по сравнению с выращиванием их на почвогрунтах.

Устанавливаемый в теплице комплекс систем инженерно-технологического оборудования позволит получить в первый год эксплуатации 1650 тонн плодов томата при соблюдении технологии производства согласно сортовым особенностям растений. В дальнейшем за счет отработки технологий ухода за растениями планируется повысить урожайность томатов до 60 кг/м2 , что даст возможность производить в год до 1800 тонны овощей.

В структуре себестоимости продукции зимних теплиц наибольший удельный вес занимает стоимость энергоресурсов. При действующих теплицах на их долю приходится свыше 30 % всех затрат, из них затраты на отопление занимают около 90 %. Строительство и ввод в эксплуатацию блока зимних энергосберегающих теплиц позволит снизить удельный вес энергозатрат до 25 %. Для эффективной работы тепличного хозяйства необходимо обеспечение данными ресурсами в полной мере. Приложение 1 содержит данные об использовании энергоресурсов при эксплуатации зимних энергосберегающих теплиц и в целом по предприятию.

Более 20 % в структуре затрат на производство тепличной продукции занимает стоимость основных и вспомогательных материалов. При эксплуатации блока зимних энергосберегающих теплиц данный показатель снизится до 9,5 %. Расчет затрат на основные и вспомогательные материалы представлен в приложении 2.

Производственные издержки по рассматриваемому проекту рассчитывались на основании средних норм затрат на единицу площади закрытого грунта, сложившихся на теплицах аналогичного типа.

Инфляция при прогнозировании затрат не учитывалась, так как приблизительно одинаковые темпы инфляции цен и издержек приводят к получению завышенных конечных результатов проекта.

Стоимость сырья и материалов, а также энергозатрат (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, сброс сточных вод) определялась исходя из существующих норм расхода в расчете на единицу площади закрытого грунта с учетом планируемой урожайности томатов и применяемой технологии.

Затраты на оплату труда работников зимних теплиц рассчитаны исходя из фактически сложившегося уровня заработной платы на КСУП «Тепличное» и аналогичных предприятиях с учетом ее роста в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг., а также Протоколом поручений Президента РБ от 5.04.2005г. №13 (приложение 3). Здесь же приведен расчет отчислений от фонда оплаты труда. Расчет выполнен исходя из прогнозируемого годового фонда оплаты труда и следующих отчислений от фонда оплаты труда: отчисления в фонд социальной защиты населения – 30 %; единый платеж (фонд содействия занятости и чрезвычайный налог) – 1 % от ФОТ работников неосновной деятельности; обязательное страхование – 0,405 %, резерв предстоящих отпусков – 10 %.

Расчет амортизационных отчислений представлен в приложении 4. При определении срока службы основных средств использован «Временный республиканский классификатор основных средств и нормативные сроки их службы».

Прогнозируемые затраты на производство и реализацию томатов в разрезе элементов и статей представлены в приложении 5.

Наряду с общим увеличением затрат по проекту в КСУП «Тепличное» прогнозируется снижение себестоимости единицы продукции, что говорит об эффективности внедрения нового оборудования и технологий.

Настоящий проект можно разделить на подготовительную и основную стадии. Подготовительная стадия включает в себя проведение предынвестиционных исследований, проведение тендеров на закупку оборудования.

Основная стадия включает заключение контрактов, строительно-монтажные работы, поставка и монтаж оборудования и конструкций, пуско-наладочные работы, укомплектование штата теплицы необходимыми специалистами [1, с.39].

Горизонт расчета проекта принят равным 12 годам с учетом продолжительности строительства и последующей работы предприятия в течение 11 лет.

Объем капитальных вложений, необходимых для реализации проекта строительства блока зимних энергосберегающих теплиц со встроенной котельной, определен на основании заключенных контрактов, а также проектно-сметной документации, разработанной ПККУП «Институт Гомельстройпроект».

Стоимость капитальных затрат складывается из стоимости приобретаемого оборудования и строительно-монтажных работ (таблица 4.2.2).

Расчет потребности в чистом оборотном капитале представлен в прилож.

Расчеты инвестиционных затрат, необходимых для реализации проекта, а также источников их финансирования приведены в приложении.

Инвестиционные затраты по проекту составят 13390 млн руб. В том числе стоимость строительно-монтажных и прочих капитальных работ 13065 млн руб. прирост чистого оборотного капитала – 339 млн руб. Кроме того, НДС, уплачиваемый при осуществлении капитальных затрат, составит 2410 млн руб.

Вместе с НДС общие инвестиционные затраты составят 16139 млн руб. (без учета прироста чистого оборотного капитала).

Таблица 4.2.2

Стоимость строительно-монтажных работ и оборудования на строительство энергосберегающих теплиц

Наименование работ, затрат Сумма (с НДС), млн руб.
А 1
1. Проектные исследования и технико-экономические исследования 253

2. Капиталовложения в строительство блока теплиц площадью 3 га

в том числе : оборудование

здание

10300

4850

5450

3. Капиталовложения в систему теплоснабжения (котельная, тепловой пункт) и газопровод

в том числе :

оборудование

здание

5000

16

1484

4. Капиталовложения в систему электроснабжения 42
5. Капиталовложения в систему водоснабжения и ливневую канализацию 74
6. Прочие затраты (благоустройство территории, резерв на непредвиденные работы и затраты) 131

Финансирование проекта будет осуществляться за счет следующих источников.

1) Средства республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в размере 3400 млн руб.

Данный объем финансирования определен на основании Перечня сельскохозяйственных организаций Гомельской области, в которых предусматривается в 2006 году строительство зимних энергосберегающих теплиц со встроенными котельными, утвержденного Гомельским облисполкомом.

2) Кредитные ресурсы ОАО «Белагропромбанк» в размере 12400 млн руб.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  327  328  329   ..