Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  277  278  279   ..

 

 

Основные формы организации бизнеса

Основные формы организации бизнеса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра маркетинга

по дисциплине «Основы менеджмента»

Тема: «Основные формы организации бизнеса»

Выполнила: студентка

____________________________

______курса ________ отделения

группы ____

Научный руководитель:

_____________________________

Симферополь, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………….......3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА…………………………………………………...5

1.1. Характерные черты основных форм организации бизнеса…………5

1.2. Понятие и сущность компании с одним владельцем………………..7

1.3. Основные особенности разных форм организации бизнеса....……..9

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАСО АГРОФИРМА «ЧЕРНОМОРЕЦ»………….14

2.1. Характеристика предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец»…14

2.2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия…18

2.3. Анализ управления предприятия….……………………………...22

ГЛАВА 3. РАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Факторы развития организации бизнеса на предприятии ЗАСО Агрофирма «Черноморец».……………………………………………………...28

3.2. Основные направления совершенствования деятельности предприятия..…………………………………………………..………………...34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..……………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..………………40

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Современная экономическая наука уделяет главное внимание не собственности на капитал, а его хозяйственным формам, в которых он выступает как субъект рыночного хозяйства.

Для понимания функционирования организационных форм бизнеса важно уяснить понятия фирмы, рыночной экономики и бизнеса.

Многое в причинах возникновения фирм станет ясно, если учесть, что обменные сделки, купля-продажа не могут осуществляться без затрат на процесс обмена. Этот обмен, передача прав собственности требует затрат, транзакционных издержек. Дешевле организовать производство так, чтобы некоторые рыночные операции были заменены действиями администрации предприятия по наблюдению за процессом производства и руководству им внутри одной организации.

Фирма - это единица организации и субъект экономической деятельности по производству товаров и услуг, строящийся на специализации и обмене. Она создается для извлечения экономической прибыли. Ее деятельность направляется на удовлетворение потребности населения рыночным спросом, а не командами, например государства.

В рыночной экономике существуют фирмы, которые принадлежат частным лицам. Предприниматели рискуют своим имуществом для делового начинания, их благополучие зависит от успеха или неудачи предприятия.

Предпринимательство – это деятельность, направленная на максимизацию прибыли, особая форма профессиональной деятельности, где имущество постоянно превращается в капитал. Предпринимательство имеет еще одно название: бизнес.

Бизнес часто определяется, как деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не про сто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

В настоящее время в любой стране большинство фирм действует в соответствии с тенденциями на мировом рынке. Однако наблюдается их разнообразие, т. к. факторы, влияющие на развитие хозяйственных форм бизнеса, в каждой стране уникальны. Однако повсеместно выделяются основные типы хозяйственных форм бизнеса.

Целью данной работы является изучение основных форм организации бизнеса.

Для достижения главной цели исследования решаются следующие задачи:

- раскрытие характерных особенностей основных форм организации бизнеса;

- изучение основных форм организации бизнеса;

-обобщение результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

-предложение соответствующих рекомендаций по совершенствованию основных форм организации бизнеса.

Объектом исследования выступает финансовая деятельность предприятия ЗОСО Агрофирмы «Черноморец».

Предметом– является оценка анализа основных форм организации бизнеса.

Информационную базу курсовой работы составляют данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, внутрифирменная нормативно – техническая документация, информация из периодической печати, монографии и учебники отечественных и зарубежных специалистов в области исследуемой темы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

1.1. Характерные черты основных форм организации бизнеса

Способы и типы управления зависят, в первую очередь, от вида и формы предприятия. Предприятие – это имущественно обособленная хозяйственная единица, предназначенная для решения хозяйственно-производительных задач (производств потребительных благ - предметов и услуг) и способная к самовоспроизводству

Иногда предприятия называют коммерческой организацией, чтобы подчеркнуть основную цель его деятельности, отделить от организации некоммерческой, т.е. организации, которая не преследует цель извлечения прибыли и не распределяет полученный доход между участниками организации, (к таковым относятся, к примеру, государственные учреждения, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и проч.) [6, с.126]

Предприятие, осуществляя свою деятельность, вступает в различного рода отношения с другими предприятиями, организациями и отдельными гражданами. Оно имеет определенные права и обязанности (осуществлять предпринимательскую деятельность, обращаться за кредитом в банк) и выполняет определенные обязанности (заключает сделки, производит товары или предоставляет услуги в соответствии с заключенными договорами).

Однако права и обязанности – это нечто, присущее личности, человеку, гражданину. Это противоречие разрешается через признание предприятия субъектом права, т.е. лицом, которое может иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления своей деятельности. Поэтому предприятие называется юридическим лицом, в отличие от гражданина – лица физического.

Выделяют три основных вида предприятий, ориентированных на получение прибыли: компания с одним владельцем, партнерство и корпорация.

Рис. 1.1. Основные формы организации бизнеса и их доля

Преимущества:

1. Не является собственником средств производства, в результате чего становится более мобильной на рынках с быстроизменяющимся спросом.

2. Производство вынесено на внешний уровень, что позволяет сосредоточить внимание на управлении.

3. Возможность осуществлять крупномасштабное производство, исключая расходы на приобретение заводов и фабрик.

4. Позволяют загрузить те заводы и фабрики, которые не обладают достаточными ресурсами для раскручивания собственного продукта.

Недостатки:

1. Данные компании работают в основном лишь на рынках с неустойчивым спросом и в период состояния экономики, когда расчеты между продавцом и покупателем преимущественно происходят по бартеру.

2. Могут стать жертвами конкуренции со стороны своих подрядчиков.

3. Отсутствие надлежащего контроля за качеством произведенной продукции.

4. Компании данного типа ориентируются главным образом на краткосрочный временной интервал.

Таким образом, важно отметить, что выделяют три основных вида предприятий, ориентированных на получение прибыли: компания с одним владельцем, партнерство и корпорация.

1.2. Понятие и сущность компании с одним владельцем

Индивидуальное владение представляет собой фирму, принадлежащую одному человеку. Владелец такой фирмы единолично распоряжается прибылью и полностью отвечает по всем обязательствам данной фирмы.

Чаще всего он сам работает на своем предприятии, выполняет одновременно управленческие и трудовые функции. К данному типу предприятий относятся парикмахерские, сельскохозяйственные фермы, табачные киоски и др. Они характерны для строительной индустрии и розничной торговли. По количеству эта форма организации бизнеса в развитых странах лидирует с огромным отрывом. [8, с.87]

Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы.

Индивидуальное владение более иерархично по сравнению с другими организационными формами, т.к. то, что команды в такой фирме исходят от одного лица, связывает принятые решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат.

Компания с одним владельцем—это фирма, принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ее обязательствам. Такие компании распространены очень широко. Они невелики и наиболее характерны для строительной индустрии и розничной торговли.

Преимущества компаний с одним владельцем. Такая форма организации имеет целый ряд преимуществ, присущих маленьким фирмам. Вероятно, наибольшее преимущество состоит в том, что начать дело чрезвычайно легко. Практически это сводится лишь к регистрации названия фирмы. Несложен и процесс ликвидации дел — владелец просто прекращает заниматься бизнесом и фирма исчезает.

Второе преимущество — это сосредоточение всей прибыли (если, конечно, она есть) в руках одного владельца. Доход от такой формы предпринимательства подвергается лишь обложению индивидуальным подоходным налогом.

И, наконец, компания с одним владельцем имеет неоспоримое преимущество в том, что она, работает сама по себе и неподотчетна нанимателям или совладельцам. Очень многие люди ценят эту независимость столь высоко, что они готовы вести собственное дело, довольствуясь скромными доходами, нежели работать на третьих лиц.

Недостатки компаний с одним владельцем. Эта форма ведения дел имеет и определенные недостатки, которые ограничивают их возможности, особенно в крупных предприятиях. Одним из существенных недостатков является полная финансовая ответственность владельца компании. Наряду с тем, что владелец получает всю прибыль, он лично несет бремя потерь. Вся ответственность компании — долги, кредиты, судебные процессы, ущерб при невыполнении контрактов — лежит на владельце.

Банкротство такой компании означает банкротство ее единственного владельца.

Таким образом, компания с одним владельцем—это фирма, принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ее обязательствам. Наибольшее преимущество состоит в том, что начать дело чрезвычайно легко.


1.3. Основные особенности разных форм организации бизнеса

Партнерство (товарищество) является наименее распространенным видом частных коммерческих предприятий. Оно образуется из двух и более лиц, совладельцев предприятия, которые вместе владеют капиталом данной фирмы. [10, с.92]

Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, делят между собой риск и ответственность заранее установленным образом, а доля в прибыли каждого из них соответствует его доле в уставном капитале. Надо заметить, что между партнерством и индивидуальным предприятием нет различий в ответственности собственников.

Партнеры одинаково ответственны по обязательствам фирмы. Величина ответственности определяется их долей и видом партнерства. Партнерство бывает полным или предусматривающим ограниченную ответственность, поэтому владельцы отвечают по обязательствам своего предприятия всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы.

Партнерство как форма организации бизнеса чаще всего распространено в таких сферах, как юриспруденция, медицина и бухгалтерия.

Преимуществами партнерства являются:

1. Образование партнерства является одним из возможных путей развития компаний с одним владельцем.

2. Два и более компаньонов объединяют свои знания и финансовые ресурсы, создавая более мощную и крупную фирму, нежели две сепаратные компании.

3. Партнерства имеют налоговые преимущества перед корпорациями. Раздел о налогообложении корпораций это покажет.

Недостатки партнерства: Вышеуказанные преимущества компенсируются существенными недостатками. Один из них — это неограниченная ответственность партнеров. С точки зрения обязательств положение партнера в этой форме предприятия даже хуже, чем полновластного владельца компании, поскольку каждый из партнеров несет ответственность за всю фирму. Если фирма разоряется, то каждый из членов партнерства может потерять гораздо больше, чем он сам вложил в дело. Член партнерства обязан в судебном порядке возместить убытки другом членам партнерства.

Временные рамки партнерства - другая серьезная проблема, поскольку смерть любого из партнеров прекращает легальную деятельность фирмы. Уход партнера также создает проблемы. Если это происходит, его бывшие коллеги, либо третье лицо, обязаны выкупить его долю в фирме. До тех пор, пока покупатель не найден, его вклад в дело замораживается, то есть вклад нельзя забрать как наличные или вложить в иное дело.

Партнерства с ограниченной ответственностью. Для некоторых целей — например купли-продажи недвижимого имущества — создастся особый вид партнерств, так называемые партнерства с ограниченной ответственностью, что позволяет избежать вышеописанных неудобств.

Партнерство с ограниченной ответственностью включает несколько партнеров, которые отвечают за организацию работы фирмы и имеют почти такой же статус как совладетели обычного партнерства.

Но рассматриваемая форма организации предприятия включает в себя еще ряд партнеров с ограниченной ответственностью, которые вносят средства на организацию фирмы, получают прибыль, но чья ответственность по обязательствам фирмы никогда не может превышать сумму, вложенную ими в дело.

Партнерство с ограниченной ответственностью обладает многими преимуществами корпорации, способными умножить капитал. В то же время эта форма организации бизнеса сохраняет налоговые льготы партнерства.

Таким образом, партнерство – это объединение двух или более людей, ведущих дело как совладельцы.


Корпорация, или акционерное общество, представляет собой наиболее важную форму организации коммерческих предприятий, исходя из их доли в производстве и выручке в экономике развитых стран.

Корпорация—это третья основная форма организации предприятия. Корпорация организована как юридически независимый экономический объект, в котором собственность разделена на доли. [8, с.90]

Корпорация - широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Корпорации могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус корпорации предопределяет систему налогообложения их прибылей. В отличие от партнерств и индивидуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли корпорации облагаются налогом на прибыль, который как правило, отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы (дохода, подлежащего налогообложению) или налоговых обязательств.

Преимущества корпораций. Польза корпоративной формы организации большого бизнеса базируется на двух основных положениях:

- корпорация, действующая в рамках существующего законодательства, — это экономическая система, независимая от ее владельцев;

- совладельцы корпораций имеют лишь ограниченную ответственность.

Юридическая независимость корпорации определяет ее стабильность и продолжительное существование.

Акционеры могут входить или покидать компанию по собственному желаний. Кредиторы и клиенты имеют дело с одним экономическим объектом, а не с рядом партнеров. Далее, корпорация обладает собственностью и заключает контракты от своего собственного имени, а не от имени совладельцев.

Ограниченная ответственность подразумевает, что акционеры не могут понести ущерб больший, нежели сумма, вложенная ими в дело. Это наиболее существенная защита акционера. У человека могут быть вложены средства в дюжину корпораций, но он ничем не рискует. Подобный риск не может игнорироваться владельцем собственной компании или членом партнерства.

Таким образом, юридическая независимость и ограниченная ответственность делает корпорацию идеальным местом помещения капитала мелкими вкладчиками, что в итоге составляет весьма значительные суммы.

Недостатки корпораций. Корпорации, разумеется, не свободны от недостатков. В противном случае все фирмы стали бы корпорациями. Один из недостатков—относительно высокие затраты и сложности в процессе организации и прекращения деятельности корпорации.

Существенным минусом в деятельности корпораций является двойное налогообложение. Полученная прибыль облагается налогом с корпораций, а затем, когда прибыль выплачивается акционерам в виде дивидендов, эти доходы подлежат индивидуальному подоходному налогообложению.

Двойное налогообложение может быть очень высоким. Это значит, что совладельцы фирмы получают только 40 копеек от каждой гривны прибыли корпорации.

Таким образом, корпорация — юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо).

В дополнение к компаниям с одним владельцем, партнерствам и корпорациям — таким формам организации предприятии, которые целью своей ставят получение прибылей в частном секторе, существует множество бесприбыльных фирм.

К ним относятся церкви, колледжи, госпитали, общества милосердия, профсоюзы, клубы и некоторые другое.

Как и фирмы, ориентированные на получение прибыли, эти организации участвуют в торговле, производстве товаров и услуг, обеспечении занятости.

Большинство бесприбыльных фирм имеют юридический статус корпораций. Но, в отличие от фирм, ориентированных на получение прибыли, в бесприбыльных фирмах нет акционеров. Они управляются независимой группой попечителей, члены которой выбираются исходя из внутренних уставов и положений этих организаций. В типичном частном колледже, например, попечители выбираются выпускниками, факультетами, а иногда и студентами. [11, с.130]

Некоторые бесприбыльные фирмы полностью зависят от пожертвований. Многие получают доходы от гонораров, продажи товаров и услуг; сюда можно отнести госпитали, театральные группы, издательства.

Если бесприбыльная фирма получает в качестве пожертвований или доходов от продажи товаров и услуг больше, чем тратит, закон обязывает вложить излишки в дело.

Кооперативы тесно связаны с бесприбыльными фирмами. Они образуются потребителями, фермерами, иногда—рабочими фабрик для организации предприятий с целью извлечения взаимной пользы.

В отличие от бесприбыльных фирм кооперативы могут распределять полученную прибыль между своими членами. Однако, в отличие от обычных корпораций, кооперативы не всегда ориентированы на получение прибыли в качестве основной цели.

Таким образом, важно сделать вывод, что партнерство (товарищество) - это наименее распространенным видом частных коммерческих предприятий. Корпорация—это третья основная форма организации предприятия, она организована как юридически независимый экономический объект, в котором собственность разделена на доли. Многие бесприбыльные фирмы полностью зависят от пожертвований.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАСО АГРОФИРМА «ЧЕРНОМОРЕЦ»

2.1. Характеристика предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец»

Предприятие ЗАСО Агрофирма «Черноморец» находится в АРК, Бахчисарайский район, с. Угловое, ул. Ленина, 68.

Целью деятельности предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец» является получение прибыли от производственной и коммерческой деятельности, удовлетворение потребностей граждан, коллективных, государственных и иных предприятий, учреждений и организаций в производимой продукции и оказываемых услуг.

Агрофирма "Черноморец" (Бахчисарайский район, АР Крым) занимается выращиванием винограда для производства инкерманских вин.

Предметом деятельности предприятия является:

- организация заготовок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и других товаров;

- производство, розлив и реализация виноматериалов, вина, водки и других безалкогольных напитков;

- осуществление оптовой и розничной торговли;

- осуществление торгово-закупочной деятельности, товарообменных операций и другой деятельности;

- комиссионная и аукционная торговля;

- производство, переработка и реализация товаров народного потребления, продукции общественного питания, товаров производственно-технического назначения;

- создание фирменных торговых точек для реализации собственной продукции, так и товаров, приобретенных по договорам;

- организация и проведение семинаров, выставок, аукционов;

- внешнеэкономическая деятельность.

Основной вид деятельности предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец» - это производство сельскохозяйственной продукции.

Деятельность предприятия регулируется действующим законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Законами Украины «О хозяйственных обществах», «О предпринимательстве», «О собственности», иными Законами и нормативными актами Украины, а также Уставом предприятия.

Основными целями предприятия являются: насыщение рынка товарами и услугами, развитие научно-технического, делового и культурного сотрудничества, получение хозяйственного дохода.

Главной целью данного предприятия является наиболее полное использование производственного, интеллектуального и финансового потенциала, внедрение и развитие новых видов производства и услуг.

Главная цель финансовой деятельности предприятия – наращивание собственного капитала и обеспечение собственного устойчивого положения на рынке. Для этого необходимо постоянно следить за платежеспособностью предприятия и неуклонно повышать его рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

Вся торговая деятельность фирмы состоит из: оптовой, мелкоопто­вой, розничной продажи товаров.

Каждому отделу подчинены определенные структурные единицы. Так, при продаже оптом к отделу сбыта по оптовой торговле относят склады для хранения товаров. При мелкооптовой продаже к отделу сбыта по мелкооптовой торговле относят не только склады, но и выставоч­ные залы. При розничной продаже товаров к данным отделам относят ма­газины.

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (то есть платежеспособности и кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Производственная структура предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец» представлена в виде рис. 2.1

Рис. 2.1. Производственная структура предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец».

Эта схема показывает, общую производственную структуру фирмы. Но данная структура имеет тенденцию изменяться. Так, в роз­ничной торговле количество магазинов может постоянно меняться. Неко­торые магазины приобретают вид малого, частного предприятия, отделя­ясь от фирмы, и выполняют свою деятельность по отношению к ней на договорных условиях. Такое изменение в производственной структуре фирмы происходит по двум основным причинам:

1. Минимизация налогов. Такая, например, форма хозяйствования, как малое предприятие имеет самые существенные льготы по налогообложению, поэтому отделившийся магазин, во-первых, снижает налоговое давление на материнскую фирму, во-вторых, получает большую самостоятельность в своей хозяйственной деятельности, оплачивая при этом минимальную ставку налога.

2. Непрерывность процесса. Речь идет о постоянной работе в структурных подразделениях с целью минимизации затрат по времени на сбыт товара. То есть, если по какой – либо причине один из магазинов или скла­дов, закроется или временно приостановит свою деятельность, то фирма ЗАСО Агрофирма «Черноморец» продолжает практически беспрепятственно свою деятельность, перебросив свой товар на другой магазин или склад, не допуская тем самым снижения реализации своей продукции, и её морального и физического устаревания.

Такая организация производства помогает в решении вопросов реализации товаров, выбора каналов сбыта, выбора партнеров.

Предприятие ЗАСО Агрофирма «Черноморец» отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом.

Учредители несут ответственность по обязательствам общества только в размере их доли в имуществе предприятия. В свою очередь, и ЗАСО Агрофирма «Черноморец» не отвечает по обязательствам его учредителей, не связанным с деятельностью предприятия.

На предприятии ведется бухгалтерский, налоговый и статистический учёт в порядке, установленном законодательством Украины.

Таким образом, предприятие находясь на общей (традиционной) системе налогообложения, представляет в налоговую инспекцию отчеты (декларации) о доходах и уплачивает налоги в размерах, установленных законодательством, предоставляет отчеты в иные государственные органы и учреждения, уплачивает взносы в целевые фонды в размерах, установленных законодательством. Агрофирма "Черноморец" занимается выращиванием винограда для производства инкерманских вин.


2.2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия

Финансовый анализ выполнен за период с 1.01.2007 года по 31.12.2009 года на основании формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о финансовых результатах».

Достижение целей предприятия и внутреннего контроля обеспечивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и взаимодействия различных ее элементов требуется достичь общие или конкретные показатели, по которым с различных сторон можно судить об эффективности управления и развитии организации.

Рассмотрим основные финансовые показатели предприятия за 2007 - 2009 годы. Представим данные показатели в виде табл. 2.1. в которой отобразим их значения по годам, определим отклонения и темп роста.

Таблица 2.1.

Основные финансовые показатели предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец» за 2007-2009 годы

ПОКАЗАТЕЛИ

Ед.

изм.

За

2007 год

За

2008 год

За

2009

год

Отклонения

( + , - ), тыс.грн.

2008/

2007

2009/

2008

Выручка от реализации

(стр. 035 Ф № 2)

тыс. грн. 8410,2 19401 18759 10990,80 -642,00

Себестоимость реализованной продукции

(стр. 040 Ф № 2)

тыс. грн. 6812,7 10983,8 11406 4171,10 422,20

Прибыль от реализации

(стр. 050 Ф № 2)

тыс. грн. 1597,5 8417,2 7353 6819,70 -1064,20
Рентабельность продаж (стр.050/стр035Ф2)*100% % 18,99 43,39 39,20 24,39 -4,19

Чистая прибыль

(стр.220 Ф № 2)

тыс.

грн

-4848,50 6074,90 6053,00 10923,40 -21,90
Общая рентабельность (стр.050Ф№2/стр.280Ф№1)*100% % 4,80 15,17 9,52 10,37 -5,65

В вышеуказанной таблице приведены основные финансовые показатели, которые, в общем, характеризуют финансовое состояние предприятия. Так, выручка от реализации продукции – один из важнейших показателей деятельности предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец». В 2007 году она составила 8410,2 тыс.грн, в 2008 году – 19401,0 тыс.грн., а в 2009 году – 18759,0 тыс.грн., то есть к 2008 году она увеличилась на 10990,8 тыс.грн. Причиной данного увеличения выручки в 2008 году, в первую очередь, можно назвать повышение рентабельности продаж продукции предприятия.

Следующий показатель – себестоимость реализованной продукции – к 2008 году увеличилась на 4171,10 тыс.грн., а к 2009 году увеличилась на 422,20 тыс.грн. по сравнению с 2008 годом. Размер себестоимости напрямую зависит от закупки сырья на производимую продукцию, поэтому одной из причин такой ситуации на предприятии можно назвать подорожание закупки сырья и материалов.

Прибыль от реализации продукции достигла максимального значения в 2008 году и была равна 8417,2 тыс.грн., а в 2007 году – её размер сосатвил 1597,5 тыс.грн, а в 2009 году – 7353,0 тыс.грн. В 2008 году размер прибыли от реализацииувеличился на 6819,70 тыс.грн. – это говорит от том, что на предприятии происходят положительные тенденции по увеличению прибыли от реализации. Предприятие выбирает путь повышения себестоимости своей продукции. Также причиной такого положения данного показателя послужило изменение размеров выручки от реализации продукции, ведь от него напрямую зависит и размер прибыли от реализации.

Рентабельность продаж предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец» за исследуемый период имеет склонность к увеличению в 2008 и 2009 году по сравнению с 2007 годом.. Так, в 2007 году ее размер составил 18,99%, в 2008 году – 43,39%, а в 2009 году – 39,20 %. По всем этим данным, можно сказать, что предприятие ЗАСО Агрофирма «Черноморец» активно ведет свою деятельность в области сбыта и реализации изготовляемой продукции. То есть с каждым годом предприятие ЗАСО Агрофирма «Черноморец» реализует все большее количество своих изделий, тем самым приобретая постоянных клиентов на рынке своей изготовляемой продукции.

Что же касается такого показателя, как чистая прибыль (убыток) предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец», то в 2007 году мы наблюдаем то,что на предприятии вместо прибыли, образовался убыток, в размере 4848,50 тыс.грн., в 2008 году чистая прибыль составила 6074,90 тыс.грн., а в 2009 году – 6053,0 тыс.грн. По этим данным мы видим в 2007 году чистый убыток на предприятиии - это очень негативно сказывается на всех сторонах его деятельности. Однако, предприятие преодолело финансовые трудности в 2007 году и в 2008 и 2009 годах предприятие начинает активно работать и получать чистую прибыль.

Показатель общей рентабельности предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец» в 2007 году ее размер составил 4,8%, в 2008 году – 15,17%, а в 2009 году – 9,52%. То есть к 2008 году произошло повышение этого показателя на 10,37%, Такое увеличение положительно сказывается на общем финансовом состоянии предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец» и способствует дальнейшему развитию и укреплению своих позиций исследуемого предприятия на данном сегменте рынка.

Для более наглядного видения ситуации на предприятии ЗАСО Агрофирма «Черноморец» изобразим вышеуказанные данные в виде рис. 2.2.

Рис. 2.2. Динамика основных экономических показателей предприятия

ЗАСО Агрофирма «Черноморец» за 2007-2009 годы

Итак, по вышеуказанным данным можно подвести следующий итог, что в 2008 и 2009 годах предприятие ЗАСО Агрофирма «Черноморец» по сравнению с 2007 годом работало достаточно стабильно и хорошо.

Чистая прибыль в 2008 и 2009 годах – это положительная тенденция для предприятия, то есть его стабильное и эффективное функционирование за этот год привело к получению дополнительных источников дохода, его возможности значительно увеличились, и данные средства оно может пустить на расширение производства, приобретение нового оборудования, закупку дополнительных материалов для большего изготовления товаров и их дальнейшей реализации. В результате чего возрастет число покупателей, а соответственно и количество продаваемого товара, таким образом, увеличивается общий совокупный доход предприятия и происходит его расширение и развитие, что характеризуется его стабильным финансовым состоянием в данный период.

Таким образом, подводя итог, видно заметить, что показатели за 2009 года свидетельствуют о том, что вместо происходит незначительное уменьшения финансовых показателей по сравнению с 2008 годом. Из всего этого можно сделать вывод, что в 2009 году предприятие работало не на полную мощность. Возможно переход на менее затратную технологию производства, недостаточно продуманная организационная перестройка производства сказалось на снижении объема выпускаемой продукции. К в 2010 году наметилась стабильная тенденция к повышению темпов роста вышеприведенных показателей.


2.3. Анализ управления предприятия

Одной из самых основных и важных функций управления является функция планирования, которая предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и как достичь их. Планированием на предприятии ЗАСО Агрофирма «Черноморец» поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.

1. Стратегическое планирование.

Планирование деятельности ЗАСО Агрофирма «Черноморец» осуществляется путем составления бизнес-плана. Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. В них формулируются основные задачи на установленный период. ЗАСО Агрофирма «Черноморец» выбрало для дальнейшего развития стратегию роста, предприятие расширит ассортимент и улучшит качество продукции и расширит сегмент на уже существующих рынках Бурятии и регионов, повысит производительности труда, эффективности производства. Осуществление данной стратегии начнется с перевооружения основного оборудования предприятия.

Таким образом, ЗАСО Агрофирма «Черноморец» располагает всеми необходимыми условиями для успеха инвестиционного проекта технического перевооружения:

- наличие специализированных производственных площадей, развитой производственной инфраструктуры, местных сырьевых ресурсов плодового и орехового сырья;

- ожидаемый высокий потребительский спрос на намечаемую к реализации продукцию, в том числе на экспорт;

- освоенные рынки сбыта готовой продукции и наличие собственной товаропроводящей цепи;

- наличие необходимых для реализации проекта реальных поставщиков оборудования, сырья и материалов;

- использование закупаемого современного комплектного оборудования нового поколения;

- высокое качество выпускаемой продукции при относительно низкой себестоимости, что создает резерв для обеспечения ее конкурентоспособности;

- экологическая и техническая безопасность, как продукции, так и ее производства, соответствие продукции международным стандартам качества.

Составление плана деятельности предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец» начинается с подготовки проекта отдельных его частей. Разработкой каждой части занимаются разные отделы, которые в совокупности составляют рабочую группу, руководит проектом помощник генерального директора по экономическим вопросам.

Маркетинговый план (входить на насыщенный рынок с сильной конкуренцией можно лишь в случае готовности предприятия выступить с, безусловно, конкурентоспособной продукцией, в противном случае потери неизбежны), описываются конкретные виды продукции или услуг, которые появятся в результате осуществления данной стратегии. Выясняем, кто будет покупать товар, в какие сроки и какова текущая и перспективная емкость рынка, приводятся данные об основных конкурентах по данному виду товара, их характеристика (в т.ч. цены и ценовая политика), доля в рыночном предложении,

-способы реализации товара,

-ценовая политика по данным видам продукции,

-рекламные мероприятия (и затраты на нее),

-возможный рост продаж (в натуральных единицах по видам продукции).

Составляется план на основе маркетингового исследования. Разрабатывается главным экономистом, совместно с отделом продаж.

План производства.

Производство товаров, хотя и является основой деятельности предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец», тем не менее, само по себе полностью проблемы эффективности не решает, поскольку сбыт, продажа продукции являются решающим (после производства) звеном деятельности. Вот почему отдается предпочтение ориентации предприятия не на производство, а на маркетинг. В плане предлагается место для расположения оборудования с учетом внутрифабричных транспортных потоков (схема), описывается предлагаемое оборудование, его характеристики (производительность, габариты, удобство в использовании и т.п.). Обязательно обоснование выбора конкретного вида оборудования. Стоимость приобретения (с указанием конкретного поставщика), расходы на доставку и монтаж, определяются затраты рабочего времени на производство продукции, длительность производственного цикла, определяются возможности наиболее полного использования оборудования, сменность работы, периодичность остановок для ремонтов, затраты на обслуживание, оценивается безопасность персонала и окружающей среды при использовании данного оборудования (освещенность, загазованность, шум, вибрация, запыленность, температура).

Организационный план.

Совершенствование организации производства и труда, сокращение затрат являются основными источниками экономического роста. Определяется обоснованное количество и наименование профессий персонала, занятого в планируемом проекте, предлагаются формы оплаты труда и обосновываются затраты на оплату труда, рассчитываются энергетические затраты (э/энергия, т/энергия, вода и т.п.), определяются затраты на сырье и вспомогательные материалы (включая этикет) при производстве планируемой продукции. Составляется начальником отдела продаж, ей помогают начальники цехов.

Финансовый план

Позволяет сделать обоснованные выводы о сроках окупаемости данного проекта, оценить финансовые выгоды и потери предприятия.

Заключение по проекту

Представляет собой рекомендации о принятии данного проекта или его отклонении. Заключение формулируется всеми членами рабочей группы.

Все исполнители в свои разделы включают оценку коммерческих рисков, связанных с качеством товаров и реализацией их на рынке, перевозкой грузов (транспортный риск), платежеспособностью покупателя, колебаниями валютного курса (валютные риски), непредвиденными обстоятельствами (стихийные бедствия и т.п.) и другие. Каждый из возможных рисков анализируется с целью определения мер по их предотвращению. Неудовлетворительное исполнение обязанностей – следствие субьективных причин – не является коммерческим риском.

Планирование ведется на основе анализа работы за прошедший период с учетом изменений в планируемом периоде. За основу берется факт.

Каждая часть общего плана предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец» оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной другими его частями.

Таким образом, достигается сбалансированность плана деятельности предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец». Создается динамическая система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели. Определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ.
В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы предприятия в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.

2. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для предприятия ЗАСО Агрофирма «Черноморец» в целом и его отдельных подразделений.

Основным звеном текущего плана производства является календарные планы (с разбивкой по месяцам), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим планами. Календарные планы производства составляются на основе наличия заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей, их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение рабочей силы, затраты на улучшение бытовых условий. На ЗАСО Агрофирма «Черноморец» существуют такие виды текущих планов как: планы продаж по регионам (районам, городу) помесячно, планы затрат по цехам и отделам, комплексные планы, маркетинговые планы и др.

3. Оперативно-календарное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оно включает: детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела; организацию доставки на рабочие места сырья, вспомогательных материалов, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества; обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе. Составляются недельные и внутрисменные задания выпуска продукции.

Реализация планов осуществляется через системы бюджетов или финансовых планов. При его составлении, прежде всего, учитывается показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между стратегическим, текущим и другими видами планирования. Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства.

Для осуществления успешной хозяйственной деятельности предприятие ЗАСО Агрофирма «Черноморец» на текущий год и конкретный плановый период самостоятельно формирует для себя нормативную базу по запасам и оборотным средствам путем нормирования. Руководство предприятия само устанавливает экономически обоснованные нормы запасов по всей специфицированной номенклатуре материальных ресурсов, применяемой на предприятии, и оборотным средствам, вложенным в эти запасы. Выбрав допустимую степень риска, устанавливает для предприятия приемлемый уровень надежности обеспечения запасами и оборотными средствами и значения самих норм.

Для принятия решений об уровне запасов сырья и материалов необходимо точно знать, когда, сколько и какие товары должны быть заказаны. По мере истощения отдел снабжения заказывает новые партии сырья.


ГЛАВА 3. РАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Факторы развития организации бизнеса на предприятии ЗАСО Агрофирма «Черноморец»

Для появления такого общественного феномена, как развитие основных форм организации, а тем более для превращения их в основные организационные формы производства, необходимы определенные условия.

На предприятии ЗАСО Агрофирма «Черноморец» особую актуальность приобретают ниже перечисленные условия:

1. Наличие соответствующих имущественных прав на условия и результаты производства, поскольку предприниматель обязательно должен быть собственником произведенного продукта и дохода, полученного в результате его реализации. Только при этих условиях возникает должная заинтересованность для осуществления предпринимательской деятельности.

2. Определенная экономическая, правовая и политическая среда. Формальное признание имущественных прав на условия и результаты производства может уживаться с другими правовыми нормами, регулирующими экономическую жизнь общества, но не обеспечивающими на деле достаточной степени экономической самостоятельности для предпринимательской деятельности. Различного рода ограничения, формирующие экономическую среду, должны обеспечивать достаточный «коридор свободы». Для предпринимателя это выражается в получении достаточной самостоятельности при:

–выборе вида хозяйственной деятельности;

–определении потребителей товаров и поставщиков ресурсов;

– определении цен;

–распоряжении полученным доходом.

3. Полная экономическая ответственность за результаты деятельности. Этот пункт непривычен однако стоит помнить, что отрицательными результатами предпринимательской деятельности могут быть:

–убыточность, т. е. превышение расходов над доходами;

–существенная потеря имущества;

– банкротство (признание полной неплатежеспособности).

4. Этика предпринимательства. Этика предпринимательства является одним из факторов его доходности или прибыльности. Вот морально-этические нормы, утвержденные в среде предпринимателей на цивилизованных рынках:

– обязательность;

– общая высокая культура и образованность;

– контактность, умение общаться с людьми, заинтересовать их, мобилизовать на достижение поставленных целей.

Анализ предпринимательской деятельности позволил определить такие существенные факторы ее успеха:

– высокую квалификацию;

– обширные личные контакты;

– достаточные материальные и финансовые ресурсы;

– наличие заказов потребителей.

Среди микроэкономических факторов, которые более всего влияют на развитие предпринимательства, можно выделить такие:

– способ и время возникновения;

– форма собственности;

– финансовые возможности предприятия;

– ассортимент продукции, ее качество и спрос на нее;

– выбранную стратегию деятельности предприятия, его организационную структуру;

– кадровую политику;

– возможность доступа к коммерческой информации;

– степень соблюдения клиентами условий контрактов и платежной дисциплины.

Условия развития рыночной инфраструктуры и факторы, влияющие на ее становление, сходны с условиями и факторами осуществления предпринимательской деятельности как по содержанию, так и по набору положительных и отрицательных черт.

Очевидно, что в условиях, приводящих западных специалистов в ужас и, увы, воспринимаемых украинскими как нечто должное и неизбежное, по всем законам ни предпринимательство, ни рыночная инфраструктура работать не может. Но к всеобщему удивлению, они не только выживают, но и функционируют, не смотря на все препятствия. Это делает честь отечественным предпринимателям, закаленным в тяжелых условиях, но никак не может служить оправданием руководящим органам.

Таким образом, так продолжаться не может, и, если не предпринять срочных мер, предпринимательства (равно как и рыночная инфраструктура) либо вымрут, либо полностью перейдут в теневую экономику, превратив в страну коррупции и мафии.


3.2. Основные направления совершенствования деятельности предприятия

Во второй главе, был проведен анализ финансовой деятельности предприятия ЗАСО «Черноморец». На основании полученных результатов, в данной главе будут предложены рекомендации по совершенствованию управления производства предприятия, так, чтобы на каждую единицу ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции.

Проводя анализ работы предприятия ЗАСО «Черноморец» можно выделить следующие проблемы, характерные для его деятельности, и требующие разрешения для более эффективного и стабильного функционирования предприятия. К ним, в первую очередь можно отнести нерациональное распределение и использование ресурсов предприятия.

Эффективность производства в значительной степени зависит от управления производственными ресурсами – планирования, нормирования, обеспеченности и использования, а также организации их хранения. Это обусловлено такими факторами значимости производственных ресурсов в производстве:

– затраты на производственные ресурсы – основная часть себестоимости продукции;

– производственные запасы состоят из основной суммы собственных оборотных средств, поэтому ускорение их оборачиваемости – большой резерв повышения эффективности;

– правильная организация управления производственными ресурсами – условие ритмичности производства;

– ужесточение нормирования потребления производственных ресурсов.

Важнейшим условием для совершенствования распределения производственных ресурсов является снижение их затрат на единицу продукции. В связи с этим необходимо снижать нормы расходования материалов.

Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к следующему:

- к совершенствованию их рационального использования;

- к ликвидации сверхнормативных запасов материалов;

- к улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта.

- к улучшению организации складского хозяйства.

Второй немаловажной проблемной стороной деятельности предприятия ЗАСО «Черноморец» выступает повышения уровня рентабельности. Отобразим данные изменения рентабельности предприятия за исследуемый период в виде таблицы 3.2.

Таблица 3.2

Динамика уровня рентабельности предприятия ЗАСО «Черноморец»

ПОКАЗАТЕЛИ

За

2007 год

За

2008 год

За

2009 год

Общая рентабельность предприятия 4,80 15,17 9,52

Проследим динамику изменения уровня общей рентабельности предприятия ЗАСО «Черноморец» более наглядно в виде рис. 3.2 и предложим соответствующие рекомендации по ее увеличению.

Рис. 3.2 Динамика изменения уровня общей рентабельности предприятия ЗАСО «Черноморец»

Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту рентабельности (при использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших целей развития предприятия.

Обоснование целевого размера рентабельности предприятия ЗАСО «Черноморец» предполагает:

1) Определение объема товарооборота, при котором возможно получение целевой рентабельности.

2) Разработка ценовой политики и стратегии.

3) Формирование ассортиментной политики определение оптимальной товарно-групповой структуры, соответствующей спросу населения и обеспечивающей достижение избранной цели.

4) Формирование ресурсной политики (товарное обеспечение, трудовые, материальные и финансовые ресурсы).

5) Управление валовыми доходами.

6) Использование возможностей эффективного размещения денег.

7) Управление издержками обращения

8) Оценка соответствия возможностей получения рентабельности ее целевой величине.

В практике работы предприятия ЗАСО «Черноморец» имеются большие резервы роста рентабельности. Они носят характер традиционных (рост товарооборота, снижение издержек обращения и т. п.). В современных же условиях надо использовать для наращивания рентабельности не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации. Среди них основными являются:

- формирование коммерческого ассортимента с учетом рентабельности товаров;

- новая философия взаимоотношений с контрагентами;

- использование возможностей рисковой деятельности;

- инновационная политика;

- оптимальные масштабы предприятия;

- использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;

- выгодное размещение денежных ресурсов и др.

Таким образом, для повышения уровня рентабельности функционирования предприятия ЗАСО «Черноморец» с учетом задаваемого темпа экономического развития предприятие должно вносить соответствующие коррективы в финансовую стратегию и тактику, целевые показатели по вышерассмотренным направлениям.

Важно заметить, что на предприятии ЗАСО «Черноморец» еще имеется проблема, связанная с персоналом самого предприятия.

Для наиболее эффективной работы всей организации необходимо обращать на это большое внимание.

В соответствии с требованиями рыночной экономики в организации повышается роль кадровых служб, занимающихся менеджментом персонала и, следовательно, требует некоторых изменений:

· Введение в структуру предприятия служб управления персоналом требует обеспечения их высококвалифицированными кадрами и перехода к новым организационным формам.

· Для подбора кадров целесообразно формализовать методы и процедуры, входящие в комплексную систему отбора персонала.

· С целью повышения эффективности использования персонала необходимо внести изменения в структуру управления предприятием, сложившуюся еще в условиях централизованной экономики.

· Численность персонала хоть и не сильно велика, но необходимо, опираясь на проделанный анализ учитывать, что возрастная структура требует вливания молодых, свежих сил.

Таким образом от правильной организации управления персоналом предприятия ЗАСО «Черноморец» напрямую зависит и эффективная работа предприятия в целом.

Следующей проблемой, требующей рациональных подходов к разрешению, выступает нестабильное получение чистой прибыли и снижение ее размеров. Проследим ее изменения на предприятии ЗАСО «Черноморец» в виде таблицы 3.3.

Таблица 3.3

Динамика размеров чистой прибыли на предприятии ЗАСО «Черноморец»

ПОКАЗАТЕЛИ

За

2007 год

За

2008 год

За

2009 год

Чистая прибыль -4848,50 6074,90 6053,00

Проследим динамику изменения размеров чистой прибыли на предприятии ЗАСО «Черноморец» в виде рис. 3.3, исходя из которого сделаем соответствующие выводы и предложения.

Рис. 3.3 Динамика чистой прибыли на предприятии ЗАСО «Черноморец»

Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Учитывая наличие проблем управления прибылью и рентабельностью производства, подход к механизму управления должен носить комплексный характер. В первую очередь, это непосредственно связано с эффективным управлением операционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства продукции предприятия.

От руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек.

В настоящее время необходимо, чтобы руководство предприятием ЗАСО «Черноморец» стремилось не столько на получение максимальной прибыли, сколько на получение максимального дохода.

Для максимизации прибыли рекомендуется осуществлять следующие конкретные мероприятия на предприятии “Черноморец”:

1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в предоставлении престижных и наиболее нужных для рынка изделий.

2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

3. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению оборачиваемости оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от подрядчика к заказчику.

4. Внедрение в практику оперативного учета затрат на производство продукции.

5. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для решения задач анализа прибыли и рентабельности.

6. Совершить перенос акцентов в управлении прибылью на управление доходом предприятия.

7. Улучшать качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия заказчиками работ.

8. Так же не последнюю роль занимает увеличение объема производства выполняемых работ за счет более полного использования производственных мощностей организации.

9. Сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования.

10. Сокращение непроизводственных расходов и производственного брака.

11. Рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы.

12. Совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий.

13. Осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда.

14. Осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.

Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления прибылью на предприятии ЗАСО «Черноморец»в современных условиях.

Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия на результат предприятия, поскольку позволяет из стихийного получения доходов перейти к регулируемым доходам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фирма - это единица организации и субъект экономической деятельности по производству товаров и услуг, строящийся на специализации и обмене. Она создается для извлечения экономической прибыли. Ее деятельность направляется на удовлетворение потребности населения рыночным спросом, а не командами, например государства

Способы и типы управления зависят, в первую очередь, от вида и формы предприятия. Развитие различных форм бизнеса, количественный и качественный их рост, позволяют надеяться, что в ближайшем будущем этот сектор хозяйствования будет развиваться и в Украине. Поддержка предпринимательства в состоянии повлиять на оздоровление экономики в целом. Но для этого необходима государственная политика правительства, направленная на развитие бизнеса в нашей стране.

Выделяют три основных вида предприятий, ориентированных на получение прибыли: компания с одним владельцем, партнерство и корпорация.

Компания с одним владельцем—это фирма, принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ее обязательствам.

Партнерство (товарищество) является наименее распространенным видом частных коммерческих предприятий. Оно образуется из двух и более лиц, совладельцев предприятия, которые вместе владеют капиталом данной фирмы.

Корпорация—это третья основная форма организации предприятия. Корпорация организована как юридически независимый экономический объект, в котором собственность разделена на доли.

Как правило, развитие бизнеса является условием решения следующих проблем:

- формирование рыночных отношений, которые способствуют большему удовлетворению потребностей населения; активизация научно-технического прогресса;

- приближение производства товаров и услуг к потребителям;

- повышение качества товаров и услуг из-за стремления к удовлетворению запросов потребителей;

- привлечение средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

- освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;

- содействие перестройке в экономике: малый бизнес придает экономике гибкость, мобильность;

- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств.

Именно предпринимательство, особенно в случае эффективно разработанной государственной политики, может стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всеукраинского рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.:ГНОМ-ПРЕСС, 2001.

2. Амален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - К.: Финансы и статистика, 2006.

3. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2002.

4. Барсукова Л.В. Менеджмент / Підручник -Донецк: 2002,- с 562.

5. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента – Том 1 – К., 2003, С. 259 - 413.

6. Боровский Б.И., Узунов В.Н. Основные принципы менеджмента. Учебное пособие – Симферополь: СИЭУ, 2004 - 71с.

7. Заводский И.С. Менеджмент т.1. Друге видання – К.: Українсько-фінський інститут менеджменту і бізнесу, 2004 - 542с.

8. Измайлова К.В. Менеджмент: Учебное пособие - 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2001. – 157 с.

9. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 304 с. – (Серия «Профессиональное образование»);

10. Менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528с.;

11. Мирзоев Р.Г. Методология эффективности в менеджменте и маркетинге. Учебное пособие. - СПб, 2005.

12. Стадник В.В., Йохна М.А. Менеджмент: Посібник. – К.: Академвидав, 2003. – 464 с. (Альма-матер);

13. Хміль Ф.І. Основи менеджменту: Підручник. – К.: Академвидав, 2003. – 608с. (Альма-матер);

14. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент. Учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2001 – 439с.

15. Шегеда А.В. Менеджмент: Навч. Посіб. – К.: Т-во „Знання”, КОО, 2002. – 583 с. – (Вища освіта ХХІ століття);

16. Шегеда А.В. Основы менеджмента. Учебное пособие – К.: ТОВ «Знання», КОО, 2003 - 512с.

17. Юнусова К.В. Современный менеджмент: Учебное пособие - 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2001. – 157 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Характерные черты основных форм организации бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  277  278  279   ..

 

Единоличное владение Партнерство Корпорация
Преимущества Недостатки Преимущества Недостатки Преимущества Недостатки
Способ организации Самый простой, дешевый способ организации бизнеса Подобное единоличному владению, производство легко организовать Сложность и дороговизна организации; регистрация устава и других документов сопряжена с некоторыми бюракратическими процедурами и расходами на юриста
Формирование капитала, необходимого для предприятия Используются личные средства владельца Объединение капитала лиц – участников партнерства – паевой капитал

А) денежное средство в национальной и иностранной валюте

Б) имущество и имущественные права

В) право пользования природными ресурсами – уставный капитал

Владелец Один человек, который располагает полной свободой действий Два и более людей, каждый из которых вносит в свое дело свои идеи Много человек, которые назначают совет директоров
Свобода входа – выхода из предприятия Доступ практически отсутствует Доступ ограничен Вход – выход осуществляется путем купли-продажи акций
Управление делами фирмы Владелец сам должен выполнять все функции по управлению Благодаря большому числу участников партнерства становится возможной более высокая специализация в управлении Сложная структура в управлении