Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  234  235  236   ..

 

 

Организация торгово-технологического процесса по продаже непродовольственных товаров.

Организация торгово-технологического процесса по продаже непродовольственных товаров.

Московский Комме рческий Университет

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОДАЖЕ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ.

Москва 1995 г.

ПЛАН

1. Вступление Роль технологического процесса в торговле.

2. Технологический процесс.

1) схемы технологического процесса.

2) приемка товаров по количеству

3) приемка товаров по качеству

4) хранение товаров

а) условия хранения тов аров

б) виды товарных потерь

5) подготовка товаров к продаже

а) условия влияющие на процесс продажи товаров

б) составные элементы процесса продажи товаров

3. Заключение Вывод: Рост технологического процесса под влиянием научно- технической революции

Характерной чертой научно-технического прогресса на современном эта пе является его развитие не только в промышленности, но и в других отраслях народного хозяйства-сельском хозяйстве, на транспорте, в тор­говле и т.д.

Технологический процесс в торговле в широком понимании представ­ляет собой совокупность спос обов и средств завершения процессов прои з-водства в сфере обращения, перемещения товаров из пунктов производства в районы потребления и их продажи.

Основными принципам и организации технологических процессов в неп­родовольственных магазинах являются:

- комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

- соответствие технологии современному научно-техническому уровню;

- экономическая эффектив ность принятой схемы продажи товаров;

- сохранение качества товаров.

В магазинах, торгующих непродовольственными товарами, различают три основные схемы технологического процесса продажи.

Первая включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Такая схема может быть использована при применении в торгово-технологическом процессе та­ры-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обус­лавливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональ­ных помещения: для приёмки товаров и для их продажи.

Во второй схеме технологический процесс состоит из трех опера­ций: приемки, хранения товаров и их продажи.

Наиболее сложной является третья схема технологического процесса, которая применяется при организации продажи товаров, требующих предва­рительной доработки перед подачей их в торговый зал (например, освобож­дение от фабричной упаковки, утюжка, чистка и т.д.). Её прим енение требу­ет наличие еще одного фу нкционального помещения-помещения для полготов­ки товаров к продаже. В большенстве случаев в непродовольственных мага­зинах применяются все три схемы технологического процесса.

Н еот' емленной частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной из основ ных его функций.

С оставные элементы процесса продажи товаров в непродовольственных магазинах делятся на:

- основные. К ним относятся:

а) предложение товара; б) консультации покупателей; в) операции по отпуску товара; г ) ра cчетно- кассовые операции.

- вспомогательные . К ним относятся: а) приемка товаров; б) раз мещение и укладка их на складе;

в) подготовка товаров,рабочих мест и зон обслуживания покупате­лей к продаже;

г) внутренняя транспортировка товаров.

СХЕМА ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ


Поступление товаров


Загрузка транспорта Разгрузка транспортных средств


Перемещение в зону отгрузки Доставка товаров в зону приемки


Перемещение товаров Приемка товаров по колличеству и

в зону хранения качеству


Освобождение Доставка в зону хранения

от упаковки (тары, тары- товаров в зону подготовки к продаже

оборудования и т.д.) из-под в торговый зал

товаров


Выкладка товаров Установка контейнеров Выкладка товаров Учет и контрголь

на торгово-техноло- с товарами в линию на рабочем товарно-мате-

гическом оборудовании торгово-технологического месте продавца риальных ценнос-

оборудования тей и денежных

средств


Отборка товаров покупателями

Доставка товаров в узел расчета

Расчет за отборные товары

Оказаниепокупателям дополнительных услуг


Приемка и хранение товаров являются важными этапами работы торго­вого предприятия . Несоблюдение правил приемки товаров , неправиль ное ее оформление приводит к осложнению предъ явления претенз ий к поставщику или к транспортной организации за недопоставку или поставку недоброка­чественных товаров.

В условиях централизованной доставки приемка товаров ведется в магазинах. Она осуществляется материально ответственными лицами по ко­личеству и качеству (заведующими отделами ,секциями,товароведами) на основ ании сопров одительных документов (счетов-фактур, товарно-транс­портных накладных,описей, упаковочных ярлыков). Если товары прибыли без сопроводительных документов,приемка проводится по акту, в котором ука­зывают фактическое наличие товара и отмечают отсутствие документов. Особенности приемки отдельных товаров определяются особыми условиями-поставки, стандартами,техническими условиями, договорами поставки и др.

Приемка товаров по количеству.

Она заключается в сверке массы, числа мест, ед иниц фактически пос­тупивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортых нак­ладных и других сопроводительных документов.

Непродовольственные товары поступают в розничную торговую сеть без тары, в открытой или закрытой таре. Сроки приемки зависят от:

- физико-химических свойств товара,

- вида тары, в которой доставлен товар. Продукция поступившая без тары ,в открытой и поврежденной та­ре , принимается в момент получения ее от поставщика или со склада опто­вого предприятия ,продукция поступившая в исправной закрытой таре , принимается в момент поступления только по количеству мест и и массе бруто, а по массе нетто и количеству товарных едениц в каждом месте -не позднее 10 дней с момента поступления в магазин. В районах Крайнего

Севера и отдаленных районах приемка товаров произ водится не позднее 60 дней с момента поступления их на склад получателя.

Особыми условиями поставки, договорами может быть предусмотрена выборочная приемка по количеству с распростр анением результатов про­верки на всю партию.

При обнаружении недостачи приемка товаров приостанавливается, и для дальнейшей приемки и составления двустороннего акта вызывается представитель поставщика. Представитель одногороднего поставщика должен явиться в течении суток, а представитель иногороднего поставщика - в течении трех суток не считая времени проезда.

В случае неявки представителя поставщика приемка товаров по коли­честву осуществляется:

- с участием представителя д ругого промышленного предприятия (ор­ганизации),в ыделенного его руководителем;

- с участием представителя общественности предприятия-получате­ля, которого назначает руководитель торговой организации. Общественные представители утверждаются решением местного комитета торгове ц органи­зации;

- приемка может быть односторонней , если на это дано согласие поставщика.

В организации приемки товаров большое значение имеет предвари-тельное установление времени прибытия и количество поступающих на склад товаров, что позволяет своевременно подготовиться к приемке.

К подготовительным мероприятиям по приемке грузов на складе отно­сятся:

- установление места разгрузки транспортных средств, максимально приближенного к помещению для хранения;

- определение нео бходимого количества грузчиков и распределение работы между ними;

- расчет требуемого количества и видов подъемно- транспортного оборудования и подготовка их к прибытию товаров;

- забл аговременное определение мест хранения, номеров штабелей и т.п. для прибывающих на склад товаров;

- подготовка документации , связанной с оформлением приемки-сдачи товаров.

Характер операций при приемке непродовольственных товаров зависит от в еличины партий поступающих товаров, наличия упаковки. Приемка товаров может осуществляться на станциях железных дорог и

водных пристанях, на складах поставщиков, на складах грузополучателей.

Приемка товаров по качеству.

Она проводится в соответствии с требованиями , предусмотренными стандартами, техническими условиями, а также по сопроводительным доку- ментам( серт ификатам, удостоверениям о качестве) и, как правило путем сплошной проверки . Выборочная приемка допускается лишь в случаях, пре­ду смотренных стандартами, техническими условиями, условиями догово­ра. Одновременно произ водится приемка тары по количеству, проверяется комплексность товара, маркировка.

Если поставщик товаров находится в одном городе с покупателем, то приемка по качеству ведется в течение 10 дней с момента поступления товаров, а если поставщик иногородний - в течение 20 дней.

При обнаружении несоответствия качества, маркировки поступившей продукции и тары установле нным требованиям получатель обязан обеспечить хранение товаров в условиях, предотвращающих дальнейшее ухудшение их, вызвать для участия в продолжении приемки и состав ления акта предс­тавителя поставщика. Сроки явки представителя такие же, как и по приемке товаров по количеству.

Если же представитель поставщика не явился, то проверка качества товара производится экспертом бюро товарных экспертиз, представителем инспекции по качеству, если на нее возложена эта обязанность. Результаты приемки оформляются актом.

Забракованные товары принимаются на временное хранение (под сох­ранную расписку) до решения поставщика об их дальнейшем использовании.

Акты о количественной и качественной приемке служат документами для предъ явления претензий поставщику.

С момента поступления товара до момента продажи проходит опреде­ленное время, в течение которого товар хранится в магазине.

Хранение товаров.

В условиях магазина хранение имеет некоторые особенности: - кратковременность пребывания товара в магазинах, и следователь­но, более быстрое обновление товарных запасов;

- относительно небольшие размеры этих запасов. Эти особенности и определяют условия хранения товаров в магазине, важ­нейшими из которых являются:

- создание надежного режима хранения; - рациональное размещение товаров ;

- проведение санитарно-гигиенических мероприятий, предупреждающих

ухудшение качества товаров.

При организации хранения основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями . Различают следующие виды потерь:

- естественную убыль товаров,

- актируемые товары-бой, лом, порчу товаров. Естественная убы ль (сушка, утечка) происходит неизбежно при нор­мальных условиях хранения и обработки товаров в силу их физико-хими­ческих свойств. Для естественной убыли устанавливаются определенные нормы по каждому отдельному товару, которые и дифференцируются по пери­одам года и климатическим зонам. Нормы установлены в процентах к роз­ничному товарообороту независимо от сроков хранения товаров в магази­не. На штучные товары и товары, поступившие в магазин в расфасованном виде, эти нормы не распростр аняются.

Недопустимыми в нормальных условиях работы являются актируемые потери, возникающие в результате бесхозяйственного отношения к хране­нию товаров или небрежного отношения с ними. Эти виды потерь оформляют­ся актом ,составленным руководством магазина с участием материально от­ветственного лица и представителя общественности. Руководитель торговой организации при утверждении актов на бой, лом, порчу товаров определя-еть.за чей счет должно быть отнесено списание потерь.

Под готовка товаров к продаже

Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к пр од аже, которая способствует освобождению продав­цов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увел ичению про­пускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэ ффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже делятся на : 1 . Общие, к ним относятся а) распаковка, б) сортировка товаров, в) пр оверка правильности обозначения цен, г) придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка), д) укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для подачи в

торговый зал,

е) размещение товаров в торговом зале,

ж) выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем мес­те продавца.

2. Специа льные, включают в себя:

а) комплектация ,сборка и монтаж изделий ,поступающих в разобран­ном виде,

б) устранение мелких дефектов ,накатку тканей ,нарезку электропро­вода,

в) фасовка отдельных товаров хозяйственного назначения. Составные элементы процесса продажи товаров.

Продажа товаров является заключительным этапом технологического процесса на торговом предприятии.

Особенность продажи товаров, последовательность проведения от­дельных операций зависит от сложности ассортимента продаваемых това­ров, характера спроса покупателей, применяемых форм продажи.

Несмотря на принципиальные отличия в организации продажи товаров с применением различных форм ( особенно самообслуживания) и с индиви­дуальным обслуживанием покупателей, они имеют и общие черты. В магазинах процесс продажи складывается из следующих операций:

1. Встреча покупателя и выявление спроса.

Эта операция яв ляется начальным элементом процесса продажи. Его задача - выявить намерения покупателей в отношении модели, фасона, ка­чества, цены и других признаков товара. 2. Предложение и показ тов аров.

Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания по­купателей. Правильная организация показа товаров возможна только на ос­нове хорошо продуманной схемы размещения товаров, прим енения современ­ных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупа­телей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий. 3. Помощь в выборе товаров и консультация.

В с вою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при по­казе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами ,нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использова­ния, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна огра­ничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о това­рах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетичес­ких вкусов покупателей.

Крупные универмаги и специализированные магазины приглашают для проведения консультаций инженеров по вопрос ам эксплуатации автомоби-

лей, модельеров, разъ ясняющих способы пошива одеж ды и направления сов­ременной моды, врачей косметологов, рекоменду ющих методы ухода за кожей и т.д.

Технические операции, выполняемые в процессе отпуска непродоволь­ственных товаров, включают отмеривание, отчет и упаковку товаров.

4. Оплата стоимости товаров, упаковка и выдача товаров. Заключительная стадия процесса обслуживания покупателей и может осуществляться в расчетном узле, где покупатель предъ являет товары контролеру-кассиру, самостоятельно отобранные в зале самообслуживания.

Особенность отпуска технически сложных товаров, имеющих гарантий­ный срок службы, заключается в том, что продавцы делают отметки в за­водском паспорте (проставляют дату продажи, свою подпись и штамп мага­зина) , проверяют наличие инструкций по эксплуатации , оформляют товар­ный чек, один экземпляр которого выдают покупателю.

Большое значение имеет правильная группировка товаров в торговом зале в зависимости от частоты спроса, габаритов, массы.

Рациональная выкладка товаров осуществляется на основе следующих принципов:

- для выкладки товаров необходимо использовать все свободные мес­та в торговом зале;

- товары, имеющие одинаковое значение, должны быть расположены в одном отделе магазина;

- сопутствующие товары должны быть выставлены в непосредственной близости от основных;

- крупногаб аритные товары следует располагать недалеко от выхода;

- новые товары, на которые не обходимо обратить особое внимание по­купателей, нужно выкладывать на видных местах;

- непродовольственные товары целесообразно располагать по микро­комплексам;

- товары пониженного спроса целесообразно располагать с соотве тс-твующими группами товаров, имеющих повышенный спрос.

Большое значение имеет рекламное оформление магазинов, которое ре­ш ается с у четом архитектурных особенностей здания ,интерьера магазина и конструкции торгово-технологического оборудования.

Для повышения качества и ускорения обслуживания покупателей в торговом зале следует размещать различные указатели и справочные таб­лицы, показывающие, например, группы полнот ы мужских и женских фигур; коли­чество тканей ,потребное на пошив изделий определенного размера и рос-

та; размеры верхней одежды детей в соответствии с их возрастом.

Таким образом будучи связанной со многими отраслями народного хо­зяйства, торговля использует достижения научно-технического прогреса в каждой из них . Так, научно-технический прогресс в сфере производства товаров народного потребления оказывает существенное влияние на со­вершенствование форм и методов продажи товаров. Развитие производства современных средств оргтехники и вычислительной техники и их внед­рение изменяют содержание процессов управления торговой деятельностью. Дост ижения отрасли торгового машиностроения и внедрение средств меха­низации и автоматизации работ на предприятиях розничной и оптовой тор­говли.

Научно-технический прогресс в торговле на ряду с внедрением пере­довой техники проявляется также в совершенствовании в технологии това­родвижения и продажи товаров ,применении современ ных ме тодов управления. В настоящее время научно-технический прогресс в торговле хар акте­ризуется массовым внедрением прогрессивных форм продажи товаров.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Организация торговли непродовольственными товарами В . Г. Бурмистров.

2 . Коммерция и технология торговли.

Ф.Г.Панкратов. В.К.Памбухчиянс

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  234  235  236   ..