Актуальность темы исследования заключается в том, что проблемы развития стратегического планирования и прогнозирования городов стали предметом пристального исследования ученых во многих странах мира, независимо от политической системы, размеров территории, численности населения и т.п. Можно выделить несколько основных взаимосвязанных причин повышения интереса отечественных ученых и практиков к вопросам развития городов. В городах продолжают быстро концентрироваться и интегрироваться новые виды экономической деятельности, промышленность высоких технологий, финансовые, торговые и образовательные услуги, материальные, культурные и духовные ценности, инфраструктура внешнеэкономической деятельности. Эти города усиливают свою значимость в региональном развитии, занимают все более центральную позицию в современном политическом и экономическом ландшафте страны. Тем самым проблема их стратегического развития должна возводиться в ранг приоритетной. Недопонимание стратегической роли города как экономического и социокультурного феномена приводит к тому, что возможности высокоинтеллектуальной городской среды остаются еще не достаточно востребованными. В условиях интенсивной глобализации, формирования рынка, возрастающей экономической самостоятельности города, усиливающейся конкуренции, переноса центра тяжести в решении большой совокупности социальных задач с федерального уровня на региональный и, особенно, на местный (прежде всего муниципальный уровень) экономика городов, ее многочисленные сектора за последнее десятилетие подвергаются массированной реструктуризации и реорганизации, в результате чего происходят сложные глубинные трансформации, пока еще слабо исследованные. Ускоренное усложнение самого характера городских функций, превращение города в самостоятельный хозяйственный организм, развивающейся под воздействием как внутренних, так и внешних сил, делает традиционное планирование его развития крайне проблематичным. Поэтому необходимы новые пути осмысления и прогнозирования социально-экономических процессов развития городов, новые методы в формировании городской политики, способные активизировать их преимущества и контролировать негативные влияния. Поскольку город - это в первую очередь продукт развития и размещения общественного производства, то наиболее эффективными средствами регулирования его роста служат меры экономического воздействия. Это предопределяет необходимость поиска и выявления экономических рычагов, под воздействием которых могла бы быть сформирована такая структура городской экономики, которая не только обеспечила бы наибольшую хозяйственную эффективность, но и решила конкретные социальные, экологические и иные задачи. В России и за рубежом разработано множества во различных подходов, применяемых при составлении стратегических планов социально-экономических систем различного типа, в том числе городов.
Цель дипломной работы - разработать стратегию направлений развития города Калуги.
Указанная цель предопределила выбор и необходимость решения следующих задач:
- раскрытие теоретико-методологических особенностей разработки экономической стратегии развития города;
- анализ сложившегося социально-экономического потенциала города, способствующего приспособляемости города к рыночным условиям;
- определение механизма реализации стратегических направлений экономического развития города.
Объектом исследования выступает муниципальное образование "город Калуга".
Предметом исследования являются отношения, тенденции, механизмы и приоритеты, возникающие в процессе разработки и реализации экономической стратегии развития города.
Одним из направлений стратегического развития г. Калуги является разработка социальной поддержки населения, в котором я принимал непосредственное участие в составе группы центра социальной помощи населению "Семья".
Теоретико-методологической базой исследования послужила совокупность представлений отечественных и зарубежных ученых.
Общим методическим приемом послужил корпоративный подход, позволивший обогатить научный аппарат проведенной разработки избранной проблемы, обеспечить взаимодополнение исследовательских методик, применяемых для решения поставленных задач.
В процессе выполнения дипломной работы были использованы расчетно-аналитические приемы и методы: системно-структурный; причинно-следственный (каузальный); логико-структурный; графоаналитический; трендовый; программно-целевой; социологический (анкетирование); статистических группировок и сравнений; экспертный и др.
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Теоретические основы стратегического планирования социально-экономического развития города
Показатели
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Среднедушевые денежные доходы в среднем за год, руб.
3000
3300
4200
5100
6000
Изменение величины реальных денежных доходов, в% к предыдущему году
108,2
107
110
106,7
107,0
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.
3413,5
4398
5670,5
7080,5
8850,6
Изменение величины реальной начисленной заработной платы, в% к предыдущему году
120
ИЗ
114,4
112,4
112,5
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.
1106
1465,5
1751,4
2031
2535
Изменение величины реального размера начисленной пенсии, в% к предыдущему году
118
110
105
104
112,5
Величина прожиточного минимума, руб.
1250
1438
1676
1915
2275
Стоимость потребительской корзины, руб.
1125
1350
1620
1847
2226
Показатели
Годы
2003
2004
2005
2006
2007*
Среднесписочная численность работников всего, в том числе:
191906
185964
176272
173429
-
промышленность
90266
85678
76265
71834
-
сельское хозяйство
2061
2080
2193
2200
-
транспорт
7903
7306
7883
8039
-
связь
2856
3019
3080
3082
-
строительство
15610
14646
12862
13940
-
торговля и общественное питание
5465
5129
5523
5613
-
- ЖКХ
12608
11321
10939
9750
-
непроизводственные виды бытового обслуживания населения
1183
1252
1204
1005
-
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
16640
16961
17004
17119
-
народное образование
15936
16195
16563
16761
-
культура и искусство
3099
3305
3236
3300
-
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
3144
3248
3416
3625
-
управление
9510
9668
10053
10409
-
прочие
5625
6156
6051
6752
-
Показатель
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Численность пенсионеров
130,2
131,2
133,5
138,7
140,1
Показатель
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Общая численность
104,3
110,8
120,2
123,3
123,9
в том числе:
45,6
49,7
46,9
50,1
53,1
инвалиды ВОВ
1Д
1,6
1,65
1,55
1,3
дети-инвалиды
1,5
1,6
1,8
1,9
1,7
участники ВОВ
3,6
3,8
3,7
3,3
2,9
труженики тыла
5,5
13,4
17,1
17,3
16,9
ветераны труда
73,6
76,1
79,3
80,0
78,5
репрессированные
0,4
0,5
0,9
1,1
1,1
пострадавшие от техногенных катастроф
0,55
0,57
0,8
0,86
0,84
Показатель
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Численность граждан, состоящих на надомном обслуживании
3314
3325
3321
3394
3114
Показатели
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Кол-во получателей пособия на детей (тыс. чел.)
28,6
29,0
28,6
27,7
12,1
Общая сумма выплаченных средств (млн руб.)
35,3
34,9
34,7
33,2
20,8
Количество получателей адресной помощи (тыс. чел.)
16,8
19,5
24,9
23,1
26,5
в т.ч. - экстремальной
-
-
0,3
3,3
3,4
Общая сумма выплат (млн руб.)
5,4
6,0
7,8
17,3
15,5
в т.ч. - экстремальной
-
-
0,8
9,9
6,9
Показатели
Годы
Относительный прирост
2005
2006
2007
к 2005 г.
к 2006 г.
Численность врачей
1797
1794
1818
+1,2%
+1,3%
Численность средних медработников
4857
4775
4733
-2,6%
-0,9%
Обеспеченность на 10 тыс. населения: врачами
34,6
35,6
36,1
+4,3%
+1,4%
средними медработниками
93,5
94,7
94,1
+0,6%
-0,6%
Трудоустройство врачей-интернов всего,
30
18
31
+3,3%
+72,2%
в т.ч. в амбулаторную сеть;
20
10
19
в стационар
10
8
12
Показатели
Годы
2005
2006
2007
Количество подведомственных учреждений (ед.):
90
90
90
в т. ч. по типу:
дошкольное образовательное учреждение
83
84
85
образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
5
4
4
специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
2
2
1
Плановое количество мест (ед.)
11600
11638
11771
Контингент детей (чел.)
15573
15607
15849
Наполняемость (%)
134
134
135
Охват детей муниципальным дошкольным образованием (%)
64
66
64
Показатели
Годы
2004
2005
2006
2007*
Объем промышленного производства на душу населения в Российской Федерации
47,38
58,95
78,13
-
Объем промышленного производства на душу населения в Калугаой области
73,73
101,47
156,1
-
Объем промышленного производства на душу населения в городе Калуге
141,02
202,16
322,3
-
Показатели
Годы
2002
2003
2004
2005
2006
2007*
Объем производства промышленной продукции города
48256,5
50421,4
71367,9
95417
153273
-
Темп роста объема произведенной промышленной продукции, в% к предыдущему году
-
104,49
141,58
133,7
160,64
-
Индекс физического объема промышленного производства, в% к предыдущему году
109,4
101,0
111,1
104,7
101,5
-
Применяемый индекс-дефлятор,%
-
103,4
121,8
133,1
158,2
-
Показатели
Годы
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Крупные и средние предприятия промышленного комплекса по данным мониторинга
2877,27
3386,16
3720,73
5251,71
9116,16
10240,9
Показатели
Годы
2004
2005
2006
2007
Инвестиции на душу населения в Российской Федерации
12239
15 182
18957
24541
Инвестиции на душу населения в Калугаой области
9004
12811
21466
25366
Инвестиции на душу населения в городе Калуге
7351,8
10411,8
19 900,0
20700
Показатели
Годы
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Финансовый результат прибыльных предприятий
16294,1
10401,4
22173,1
34967,2
68550,9
51836,8
в том числе электроэнергетика
225,0
192,6
121,9
115,4
465,4
659,1
Финансовый результат убыточных предприятий
1012,7
421,0
685,6
491,2
400,9
159,3
в том числе электроэнергетика
-
14,0
1,8
15,6
17,2
4,1
Прибыль/убыток фактически
15056,4
9787,8
21367,6
34376,2
67701,8
51022,5
Доля прибыльных предприятий,%
67,1
59,5
61,2
64,5
70,1
-
Показатели
Годы
2005
2006
2007
Количество малых предприятий, всего (ед.)
5099
6189
5538
в том числе по отраслям
промышленность
470
423
450
строительство
636
1810
1631
торговля и общепит
2598
2401
2306
другие отрасли
1395
1555
1238
Количество организаций инфраструктуры поддержки малых предприятий (ед.)
4
12
16
Количество кредитных потребительских кооперативов граждан, (ед.)
4
4
5
Поступило налогов от субъектов малого бизнеса, всего, тыс. руб.
1578580
1753550
2104300
в том числе в городской бюджет
380000
430244
485000
Показатели
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Доходы - всего
1952,4
3297,3
3788,7
5343,6
5122,8
Темп роста к предыдущему году,%
-
168,9
114,9
141,0
95,9
В том числе собственные доходы
1860,4
3225,3
3683,2
4848,1
3358,3
Темп роста к предыдущему году,%
-
173,3
114,2
131,6
69,3
Безвозмездные поступления
92,0
72,0
105,5
505,5
1764,5
Темп роста к предыдущему году,%
-
78,2
146,5
479,0
349,0
Показатели
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Собственные доходы, всего
1860,3
3225,3
3683,2
4848,1
3358,3
Темп роста к предыдущему году,%
-
173,3
114,2
131,6
69,3
в том числе:
налоговые доходы
1806,7
2533,7
3536,7
4666,6
2904,6
темп роста к предыдущему году,%
-
140,2
139,6
131,9
62,2
неналоговые доходы
53,6
691,6
146,5
181,5
453,7
темп роста к предыдущему году,%
-
в 12,9 раз
21,2
123,9
250
Годы
План
Исполнено
2003
-393,9
-357,2
2004
-156,4
+592,3
2005
-543,8
-43,5
2006
-448,3
+171,1
2007
-426,4
-65,4
Фактор
Сильные стороны
Слабые стороны
Географическое положение
2- транспортный узел
- неразвитость авиаперевозок
Население
- высокий уровень занятости населения
- депопуляция, недостаточность человеческих ресурсов для реализации планов и проектов социально-экономического развития
Пространственная организация и земельные ресурсы
- наличие резервов земли
Экология
- наличие природно-рекреационного комплекса с источником минеральных вод
- загрязнённая окружающая среда
Социальная сфера и качество жизни
- относительно высокий уровень среднедушевых доходов
- недостаточная обеспеченность учреждениями дошкольного и дополнительного образования и объектами сферы физкультуры и спорта
Инфраструктура
- наличие собственной базы стройиндустрии
- значительный износ жилищного фонда и городских инженерных коммуникаций
Основные отрасли экономики города
- межрегиональный экономический центр
- моноотраслевой характер экономики
Фактор
Возможности
Угрозы
Использование географического положения, коммуникации и туризм
- развитие транспортных коммуникаций
- конкуренция со стороны других областных центров Центрального ФО
Использование пространственной организации и земельных ресурсов, экологического и природно-рекреационного потенциала
- перевод высвобождающихся территориальных ресурсов в промзоне в муниципальную собственность с дальнейшей передачей под инвестиционные проекты
- ухудшение состояния окружающей среды
Использование и развитие человеческого потенциала, привлечение квалифицированных кадров
- создание высокооплачиваемых и конкурентоспособных по отношению к соседним регионам рабочих мест
- проблемы с занятостью, связанные с моноотраслевым характером экономики города
Функционирование и развитие социальной сферы
- развитие рынка платных социальных услуг
- изменение порядка финансирования льготных категорий населения
Функционирование и развитие инфраструктур экономики города
- развитие частно-государственного партнерства на основе концессионной деятельности
- дестимулирующий характер федеральной тарифной политики естественных монополий
Потенциал развития основных
- преодоление моноотраслевого характера эконо-
- рост цен на сырье для основных градообразующих
Фактор
Возможности
Угрозы
отраслей экономики города
мики города за счет развития перерабатывающих отраслей промышленности
предприятий
Финансово-инвестиционный потенциал и наличие интереса внешних интегрированных бизнес-групп к объектам города
- повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий перерабатывающих отраслей
- резкое снижение инвестиционной привлекательности крупнейших предприятий города без использования современных механизмов привлечения инвестиций
Развитие экспортноориентиро-ванных и импортозамещающих производств
- повышение конкурентоспособности промышленных предприятий перерабатывающих отраслей
- обострение конкуренции после вступления России в ВТО
Межрегиональные и международные связи и проекты
- расширение международного сотрудничества в области производства бытовой техники
- обострение конкуренции после вступления России в ВТО
Политика Администрации Калугаой области и федеральных органов власти
- государственная поддержка социально-экономического развития
- нестабильность налоговой политики, в т.ч. в распределении источников налогов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями
Использовать преимущества
Для реализации возможности
Транспортный узел
- создания трансмодальных центров и развития логистики - развития туризма
наличие профессионального состава специалистов, занятых на металлургических предприятиях
- расширения международного сотрудничества в области производства бытовой техники
наличие природно-рекреационного комплекса с источником минеральных вод
- развития туризма - развития рынка платных социальных услуг
относительно высокий уровень среднедушевых доходов
- развития рынка платных социальных услуг
наличие лечебно-оздоровительных учреждений, имеющих межрегиональный спрос
- развития рынка платных социальных услуг - развития туризма
наличие развитой сети учреждений социальной сферы
- осуществления национальных проектов в области здравоохранения, образования
наличие собственной базы стройиндустрии
- осуществления национальных проектов в области жилья - развития туризма
развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ
- развития частно-государственного партнерства на основе концессионной деятельности
развитый отраслевой характер экономики с широким ассортиментом конкурентоспособной продукции
- расширения международного сотрудничества в области производства бытовой техники
Использовать преимущества
Для реализации возможности
формирование крупнейшего в Европе центра производства "белой" бытовой техники
- создания трансмодальных центров и развития логистики
наличие резервов земли
- перевода высвобождаемых территориальных ресурсов в промзоне в муниципальную собственность с дальнейшей передачей их под инвестиционные проекты
Потенциал развития
За счет
туризм (проект)
- использования транспортного узла
ЖКХ (отрасль)
- развития частно-государственного партнерства на основе концессионной деятельности и развития малого и среднего бизнеса, используя внедрение рыночных отношений в сферу ЖКХ
проекты в области здравоохранения и образования
- осуществления национальных проектов в области здравоохранения и образования, развития частно-государственного партнерства на основе концессионной деятельности и развития малого и среднего бизнеса, используя наличие развитой сети учреждений социальной сферы
проекты в жилищной сфере
- осуществления национального проекта в сфере жилья, используя собственную базу стройиндустрии
промышленный сектор как источник формирования доходов населения и бюджета
- создания трансмодального центра и развития логистики, используя транспортный узел и формирование крупнейшего в Европе центра "белой" бытовой техники
3. Разработка стратегии развития модели "Город Калуга"
Показатель
Единица измерения
2007 г.
2016 г. прогноз
Численность постоянного населения
тыс. чел.
502,00
497,28
Комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА5)
ед.
8,99
7-13
Уровень безработицы
%
0,9
0,7
Среднедушевые денежные доходы
рублей
6000
16000
Обеспеченность койками на 10 тыс. населения.
шт.
80
80
Амбулаторно-поликлинические учреждения
ед. пл.
32
33
мощ.
16835
17635
посещ.
6422997
6539000
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения
чел.
36,1
41
Обеспеченность среднемедицинскими работниками на 10 тыс. населения
чел.
94,1
114,3
Среднее время приезда скорой помощи
мин.
25
20
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях
%
47
92
Обеспеченность учреждений дошкольного образования педагогическими кадрами (воспитатели)
%
95
100
Численность учащихся государственных школ, занимающихся в первую смену
%
70,7
100
Охват детей образованием повышенного уровня (лицеи, гимназии, профильное обучение)
Доля городского населения организованно занимающегося физкультурой и спортом
%
17,2
27
Доля учащихся в музыкальных, художественных школах и школах искусств
%
12
15
Обеспеченность жильем
кв. м/на 1 чел.
20,9
24,4
Ввод нового жилья
кв. м/на 1 чел.
0,53
0,8
Доля ветхого жилищного фонда во всем жилищном фонде
%
0,3
од
Индекс промышленного производства
%
100
107
Количество малых предприятий
ед.
5538
7000
Индивидуальных предпринимателей
тыс. чел.
14,6
27,0
Число основных телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования - всего
тыс. ед.
182,38
213
Количество абонентов сети Интернет
тыс. аб.
22,8
62
Количество подвижного состава
ед.
1048
1257
Протяженность маршрутной сети
км
1132
1290,7
Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям
млн. руб.
8143
18000
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей
кв. м.
296
700
Обеспеченность посадочными местами в открытой сети предприятий общественного питания на 1000 жителей
ед.
21
40
Объем бытовых услуг на душу населения
руб.
2716
6000
Заключение
Стратегическое планирование становится необходимым элементом управления как реакция на все возрастающую скорость происходящих в экономике и обществе перемен и ужесточение конкуренции во всех сферах. Традиционное планирование неспособно справиться с этими вызовами современности. Таким образом, у местных властей и городских сообществ России возникла потребность и появилась возможность перехода от административного иерархического планирования к стратегическому. Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития муниципальных образований привел к появлению новых форм и методов этой деятельности.
Территориальное стратегическое планирование понимается как самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде. Можно выделить два главных признака, определяющих специфику стратегического планирования. Они выражаются двумя ключевыми словами: конкурентоспособность и диалог, характеризующими соответственно содержание и процесс стратегического планирования. По содержанию стратегическое планирование - это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, выявление видения желаемого будущего города, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность города в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также конкурентоспособность отдельных отраслей городской экономики и социальной сферы. Специфика территориального планирования как процесса предопределена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. А это достигается, в частности, путем обозначения, обсуждения, прояснения, согласование действий заинтересованных участников городского развития.
Инструментом стратегического планирования является стратегический план.
Стратегический план устойчивого развития города - это документ нового типа, представляющий собой договор общественного согласия и инструмент организованного, прозрачного диалога Администрации города, депутатов городского Совета, представителей общественности, творческой интеллигенции, научных кругов, производственных предприятий и предпринимателей - всего городского сообщества - по проблемам устойчивого развития города. План стратегического развития имеет статус городского нормативного акта. Будучи продуктом общественного согласия, он становится обязательным для исполнения независимо от меняющихся политических и экономических условий в городе.
Стратегический план необходим городу по следующим соображениям:
- это признанный в мировой практике элемент в системе документов, обеспечивающих регулирование развития города; он позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;
- в условиях социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегический план является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия властей и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и пространства;
- разработка стратегического плана способствует формированию в городе гражданского общества, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города;
- наличие стратегического плана - обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.
Стратегический план определяет долгосрочную направленность развития города и одновременно концентрируется на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала города, его сильных и слабых, а также определения угроз и возможностей, содержащихся во внешней среде.
Калужская область расположена в центре Европейской части России к юго-западу от г. Москвы, входит в состав Центрального федерального округа и является одним из наиболее перспективно развивающихся регионов центральной европейской части России. В последние годы в Калуге, как и в большинстве российских городов, имеет место естественная убыль населения. Вместе с тем, данный показатель имеет тенденцию к снижению. Если в 2003 году он составлял 2,99 тыс. человек, то в 2007 году - 2,5 тыс. человек.
Анализ доходов населения города Калуги за 2003-2007 годы показывает, что среднедушевые денежные доходы выросли в 2 раза и в 2007 году составили 6000 рублей. На конец исследуемого периода они составили около 80% от уровня общероссийского показателя.
Одной из серьезных социальных проблем, связанных с изменениями на рынке труда, является молодежная безработица. В 2007 году в Центр занятости населения города Калуги обратилось 9,06 тыс. человек в возрасте 16-29 лет, что составляет 41,8% от всех обратившихся граждан. Из общего числа обратившихся высшее образование имеют 9%, среднее профессиональное - 10%, начальное профессиональное - 11,3%, основное общее -30,6%, среднее общее - 38,3% безработных граждан.
В городе существует проблема детской беспризорности и безнадзорности. В 2007 году в социально-опасном положении находилось 1017 калужских семей.
Калуга - крупный индустриальный центр, ведущими отраслями промышленности которого являются черная металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, легкая промышленность.
Наибольший удельный вес имеет черная металлургия. В 2006 году доля предприятий этой отрасли в объеме промышленного производства города составила 87,14%.
Значимое место в промышленности города занимают: машиностроение и металлообработка (8,8%), пищевая промышленность (2,75%), промышленность строительных материалов (1,17%).
В городе сложилась устойчивая тенденция роста инвестиций в основной капитал промышленных предприятий, в том числе иностранных.
Объем инвестиций в крупные и средние предприятия промышленности за 2002-2007 годы вырос в 3,5 раза. Общий объем инвестиций за шесть лет составил 34593 млн. рублей.
Стабильный рост прибыли промышленных предприятий стал одним из основных факторов, обеспечивших в течение последних пяти лет устойчивое увеличение собственных доходов бюджета Калуги, которые в 2006 году возросли против 2002 года более чем в 2 раза. С 2004 года наметилась тенденция к увеличению доли прибыльных предприятий города с 61,2% до 70,4%.
Основной причиной неэффективной работы промышленности является дефицит квалифицированных специалистов по маркетингу, финансам, менеджменту, неумение работать в рыночных условиях, что приводит к низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции. Недозагруженность производственных мощностей дает возможность предприятиям существенно увеличить объёмы производства без значительных инвестиционных затрат. Но это возможно только при условиях обучения современным методам управления предприятиями и завоевания позиций на рынке.
Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. Отраслевая структура малого бизнеса охватывает практически все сферы деятельности и изменяется с учётом потребительского спроса. Наибольшее количество малых предприятий функционирует в торговле и общепите (41%). Более 60% занятых в малом бизнесе составляют женщины. Количество налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства за последние три года снизилось с 32,68 до 19,77 тысяч. Средний уровень доходов на каждого работающего в малом бизнесе в 2007 году превысил 5 тысяч рублей в месяц.
Разработка стратегии развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление миссии города, его предназначения, стратегического статуса (типа) в будущем, определение его кредо.
Миссия Калуги - город многоотраслевой, сбалансированной экономики и комфортной среды проживания.
Выработка миссии города послужила необходимым условием для определения главной цели развития города.
Главная стратегическая цель - устойчивый рост качества жизни населения.
В основе качества жизни населения лежат: наличие у людей хорошей работы и достойной зарплаты, возможность пользоваться гарантированными качественными услугами здравоохранения и социального обеспечения, существование нормальных условий для рождения и воспитания детей, хорошее жилье, общественная безопасность, политическая стабильность, образовательные, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды и т.д.
Одним из мероприятий, в котором я принимал участие, является организация и проведение культурных и благотворительных мероприятий для детей-инвалидов: новогодние и рождественские праздники; День защиты детей; День инвалида.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г (с изм., внесёнными Указами Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841). - М.: Юристъ, 2004.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2002 № 97-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.04.2004 № 32-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ). - М.: Изд-во "Элит", 2004.
3. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО "Типография "НОВОСТИ", 2007.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Издательство "Питер", 2007.
5. Антонова О.В., Бородина Е.И. Курс предпринимательства. - М.: Экономист, 2006.
6. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.Н. Адрилияна. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 2006.
7. Виссема Х.Й. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего процветания / Пер. с англ. - М.: Издательство "Финпресс", 2007.
8. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.
9. Ефремов B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 5.
10. Ефремов B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель BCG // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 4.
11. Ефремов B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №2. - с. 3-30.
12. Ефремов B.C. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 1.
13. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. - М.: Издательство "Финпресс", 2007.
14. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Издательство "Финпресс", 2001.
15. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. - М.: "Финансы и статистика", 2006.
16. Кирьян П. Алхимия менеджмента // Эксперт. - 2007. - №17.- с. 38-39.