Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  505  506  507   ..

 

 

Составляющие затраты на обучение в области качества в условиях ОАО "КЭМЗ"

Составляющие затраты на обучение в области качества в условиях ОАО "КЭМЗ"

Оглавление


1. Основные методологические аспекты обучения

1.1 Современный подход к управлению качества на предприятии

1.2

2. Организация обучения в области качества на предприятии

2.1 Характеристика предприятия

2.2 Описание системы менеджмента качества на предприятии

2.3

1. Процессы управленческой деятельности руководства

2. Процессы обеспечения ресурсами

- взаимоотношения с потребителем (определение и выполнение требований потребителей);

- менеджмент персонала;

3. Процессы жизненного цикла продукции

4. Процессы измерения, анализа и улучшения

- планирование процессов жизненного цикла продукции;

- мониторинг и измерение;

Тематика обучения

Подготовка специалистов

Переподготовка специалистов

1

Подготовка высшего руководства организаций к разработке систем менеджмента качества в соответствии с комплексом стандартов предприятия на системы менеджмента качества

16

8

2

Подготовка специалистов в области разработки и документирования систем менеджмента качества в соответствии с положениями и требованиями комплекса стандартов предприятия на системы менеджмента качества

40

16

3

Подготовка внутренних аудиторов системы менеджмента качества в соответствии с положениями и требованиями комплекса стандартов предприятия на системы менеджмента качества

40

16

4

Подготовка представителей руководства в системе менеджмента качества в соответствии с положениями и требованиями комплекса стандартов предприятия на системы менеджмента качества

72

24

5

Подготовка кандидатов в эксперты по сертификации систем менеджмента качества в соответствии с положениями и требованиями комплекса стандартов предприятия на системы менеджмента качества

72

24

Курсы повышения квалификации

2003 г.

2004 г.

2005 г.

среди специалистов и руководителей

54

48

30

среди рабочих

86

35

40

ИТОГО

140

83

70

Направления повышения квалификации специалистов

Централизовано по направлению организации

По направлению организации

план

факт

план

факт

Прошли повышение квалификации (чел)

17

14

16

16

– Требования стандарта ISO 9001:2000

10

8

9

9

– Обеспечение качества: разработка и внедрение системы

5

5

6

6

– Внутренний аудит систем менеджмента на основе ISO 19011:2002

2

1

1

1


3. Расчет затрат на обучение персонала

3.1 Оценка потребности в обучении персонала

Количество человек

Рабочие прошли профессиональную подготовку

2чел

в том числе:

обучено вторым (смежным) профессиям

9 чел.

переподготовлено

- чел

Повысили квалификацию

40 чел.

на производственно-технических курсах

25 чел

на курсах целевого назначения

15 чел

2006

2007

2008

план

факт

план

план

Руководители

2

2

3

3

Специалисты

16

15

17

19

Рабочие

17

18

20

22

2006

2007

2008

план

факт

план

план

Руководители

4

4

6

8

Специалисты

23

25

28

30

Рабочие

35

30

32

36

Количество обучающихся, чел.

Количество часов на обучение

Сумма затрат, руб.

Руководители

6

76

59280

Специалисты

28

– специалисты службы качества

26

76

256880

– разработчики документации

2

48

12480

Рабочие

32

128

532480

Итого

861120

Количество обучающихся, чел.

Количество часов на обучение

Сумма затрат, тыс. руб.

Руководители

6

74

57720

Специалисты

28

74

269360

Рабочие

32

74

307840

ИТОГО

634920

Тематика обучения

Подготовка специалистов

Переподготовка специалистов

Подготовка специалистов

Переподготовка специалистов

Стоимость обучения

(кол-во часов)

(кол-во часов)

чел.

чел.

руб.

Подготовка высшего руководства организаций к разработке систем менеджмента качества в соответствии с комплексом стандартов предприятия на системы менеджмента качества

16

8

4

2

10400

Подготовка специалистов в области разработки и документирования систем менеджмента качества в соответствии с положениями и требованиями комплекса стандартов предприятия на системы менеджмента качества

40

16

28

20

187200

Подготовка внутренних аудиторов системы менеджмента качества в соответствии с положениями и требованиями комплекса стандартов предприятия на системы менеджмента качества

40

16

28

20

187200

Подготовка представителей руководства в системе менеджмента качества в соответствии с положениями и требованиями комплекса стандартов предприятия на системы менеджмента качества

72

24

4

2

43680

Подготовка кандидатов в эксперты по сертификации систем менеджмента качества в соответствии с положениями и требованиями комплекса стандартов предприятия на системы менеджмента качества

72

24

28

2

268320

ИТОГО

696800


Заключение

В ходе выполнения диплоидной работы была достигнута её основная цель, которая заключалась в исследовании обучения по вопросам обеспечения качества на машиностроительном предприятии ОАО "КЭМЗ".

В первой главе "Основные методологические аспекты обучения" описан современный подход к обучению на предприятиях по системе менеджмента качества, раскрыта роль обучения в области качества на предприятии.

Система менеджмента качества (СМК) регламентирована стандартом ИСО 9001 "Системы менеджмента качества. Требования". В соответствии со стандартом все действия, выполняемые на предприятии, рассматриваются как процессы. Это позволяет перенести акцент с готовой продукции на процессы ее создания, способствуют стиранию межфункциональных границ, вовлекает в управление качеством все подразделения и службы предприятия, усилив сотрудничество между ними. Менеджмент качества объединяет всю деятельность, направленную на поддержание и улучшение качества продукции, и включает в себя разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.

Качество становится решающим фактором конкурентоспособности предприятия, определяющим выбор продукции потребителем или отказ от нее. Поэтому качество продукции должно стать основной целью деятельности предприятия.

Во второй главе "Характеристика предприятия" представлена характеристика предприятия, описана система менеджмента на предприятии, описана организация обучения в области качества.

Руководство ОАО "КЭМЗ" осознает, что сейчас невозможно в процессе трудовой жизни пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. Внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникативных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием. Обучение в рамках предприятия или специальных учебных центров как бы дополняет знания, полученные в школе или вузе, приспосабливает их к своим производственным нуждам. Изменение во всех областях жизни главный элемент современности. Непрерывное и быстрое изменение в технологии и информатике требуют непрерывного и постоянного обучения персонала.

Руководство ОАО "КЭМЗ" проводит целенаправленную политику в области обучения персонала. Служба качества совместно с отделом подготовки кадров обеспечивает подробное изучение учебных материалов, подготавливает перечень рекомендуемой литературы, предоставляет помещение для занятий. В службе качества имеются представители от каждого функционального подразделения, которые активно занимаются разработкой основных концепций и внедрением их в своих подразделениях.

В третьей главе "Расчет затрат на обучение персонала" определена оценка в обучении персонала и произведен расчет затрат по обучению персонала.

Более эффективным и экономичным для предприятия является повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников. Руководство завода считает, что средства, которые вкладываются в обучение и подготовку кадров, являются наиболее эффективными. Поскольку карьера сотрудника непосредственно связана с организацией, он становится ее неотъемлемой частью, интересуется проблемами, содействует благополучию и росту, так как его собственный профессиональный рост находится в прямой зависимости от успехов организации.

На основании данных расчета затрат по обучению персонала по менеджменту качества За период 2003-2005 гг. общее количество численности сотрудников видно, что снижается, в целом численность обучающихся снизилась на 70 чел. по отношению к уровню 2003 г. Среди категорий персонала, численность работников обучающихся среди специалистов и руководителей снизилась по сравнению с 2003 г. на 24 человека, а среди рабочих на 46 чел.

ОАО "КЭМЗ" проводит целенаправленную политику в области обучения персонала. К 2005 г. несколько снизилось количество обучающихся как среди рабочих, так и среди специалистов в области менеджмента качества

В 2007 г. планируется обучить 66 чел., в том числе руководителей – 6 чел., специалистов – 28 чел., рабочих – 32 чел. В 2008 г. планируется обучить 74 чел., в том числе руководителей – 8 чел., специалистов – 30 чел., рабочих – 36 чел.

Стоимость затрат на обучения персонала по программе обучения в 2007 г. составляет 1496040 руб., а в 2008 г. – 696800 руб.

В связи с тем, что от предприятия было направленного на обучение персонала более 10 чел., затраты на обучения сократились и составили в 2007 г. – 1346436 руб., а в 2008 г. – 531458 руб.


Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.

3. Аронов И.З. О выборе системы управления // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 2. - С. 10-12.

4. Асташова Ю.В. Подходы к оценке эффективности системы менеджмента качества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия рынок: Теория и практика. - 2005. - № 5. - С. 74-77.

5. Белобрагин В.Я. Качество: уроки прошлого и современность. - М.: АСМС, 2004. - 273 с.

6. Бринг-Джонс М. Об одном из подходов к развитию системы качества // Европейское качество. - 2004. - № 3. - С. 40-45.

7. Высокие технологии: Организация внедрения системы менеджмента качества на предприятии: В 2 т./ Под ред. Л.Д. Подлипаева. - М.: Гелиос АРВ, 2003. Т.2. - 2005. - 374 c.

8. Глазунов А.В. Постоянное улучшение. Подходы, методы, приемы // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 2. - С. 30-36.

9. Горленко О.А. Создание систем менеджмента качества в организации. - М.: Машиностроение-1, 2005. - 123 с.

10. Дворук Т.Ю. Система менеджмента качества и финансовые результаты организации // Сертификация. - 2006. - № 4. - С. 31-33.

11. Зворыкин Н.М. Реализация процессного подхода на промышленном предприятии // Методы менеджмента качества. - 2006. - № 1. - С. 35-40.

12. Качалов В.А. ИСО 9001:2000: Практикум для аудиторов. - М.: ИздАТ, 2004. 271 с.

13. Качалов В.А. Несоответствия при сертификации СМК: некоторые итоги первых аудитов по стандарту ИСО 9001:2000 // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 11. - С. 48-54.

14. Клюева Н. Психологическое сопровождение разработки и внедрения систем менеджмента качества // Стандарты и качество. - 2005. - № 6. - С. 57-59.

15. Ковалев А.И. Построение системы менеджмента качества производственного объединения // Экономика и производство. - 2006. - № 2. С. 43-46.

16. Максимова Ю.А. СМК как средство повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 11. - С. 9-14.

17. Мильман С.И. Управление качеством в системе управления предприятием // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 11. - С. 16-21.

18. Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, СА. Красильников и др.: Под ред. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – 654 с

19. Мишин Б.А. Уровень качества. Социально-экономические вопросы оценки качества и защита потребителя. – М, 2004. – 655 с.

20. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 2004. – 245 с.

21. Мюллер К. Некоторые аспекты внедрения системы качества // Стандарты и качество. – 2005. - №3 - с. 58-64

22. Никеров Н.С. Экспертно- статистический метод оценки качества продукции: Учебное пособие. – СПб, 2004. – 234 с.

23. Ноулер Л., Дж. Хауэлл. Статистические методы контроля качества продукции. – М.: Стандарты, 2004. – 234 с.

24. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000: Политика, оценка, формирование. - М. и др.: Питер, 2004. - 125 с.

25. Попов В. Приведение системы качества в соответствие с требованиями МС ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. - 2003. - № 3. - С. 68-69.

26. Прусакова В.А. Первые шаги в управлении качеством. //Справочник экономиста. - 2003. - № 1. - С. 16-23.

27. Пучков О.В. МС ИСО серии 9000: как окупаются затраты на сертификацию? // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 4. - С. 35-39.

28. Рамперсад Х.К. Преодоление сопротивления изменениям со стороны персонала при создании СМК в организации // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 12. - С. 31-35.

29. Свиткин М. Практические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качество. - 2003. - № 1. - С. 60-65.

30. Скрипко Л.Е. Особенности построения систем менеджмента качества корпораций и холдингов // Методы менеджмента качества. - 2004. - № 1. - С. 12-17.

31. Стекольщиков П. О необходимости внедрения системы менеджмента качества // Стандарты и качество. - 2005. - № 3. - С. 64-65.

32. Терехова Т.В. ИСО 9001: 2000: Просто и доступно о стандартах ИСО серии 9000. - Н. Новгород: Приоритет, 2005. - 39 с.

33. Терехова Т.В. МС ИСО серии 9000:2000 - косметический ремонт СМК или шанс измениться? // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 10. С. 42-45.

34. Токарев В.Д. Практика применения и перспективы развития систем менеджмента качества на машиностроительных предприятиях // Сертификация. - 2006. - № 1. - С. 19-21.

35. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. – М.: Филинъ-Рилант, 2004. – 234 с.

36. Фомин В.Н. Качество продукции и маркетинг. – М.: Инфра-М, 2004. – 432 с.

37. Фихман Ю.Н. Система менеджмента качества на промышленном предприятии: по стандарту ИСО 9001: 2000:Пособие по разработке систем. - М.: НТК "Трек", 2005. - 215 с.

38. Хруцкий В.Е. , Корнееева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособ. – 2 изд., перераб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 528 с.: ил.

39. Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 456 с.

40. Шадрин А. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода // Стандарты и качество. - 2003. - № 6. - С. 52-57.

41. Шадрин А.Д. Менеджмент качества: От основ к практике. - М.: НТК "Трек", 2005. - 359 с.

42. Шарипов С.В. Разработка и внедрение системы менеджмента качества: На основе международного стандарта ISO 9001: 2000. - М.: Диалог-МИФИ, 2005. - 166 с.

43. Шарипов С.В. Система менеджмента качества: Разработка и внедрение на основе международного стандарта ISO 9001: 2000. - СПб. и др.: Питер: Питер Принт, 2004. - 189 с.

44. Шубенкова Е. Управление персоналом: требования систем менеджмента качества // Управление персоналом. - 2006. - № 11-12. - С. 35-39.

45. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем"; Изд-во "ГНОМ-ПРЕСС", 2004. – 431 с.


Приложение 1

Программа учебного семинара "Системы менеджмента качества"

Примечания:

1 Подпрограмма А— руководящий состав; Б—работники служб качества, ОТК, метрологии; В—разработчики документации; Г—эксперты внутренних проверок (аудитов).

2 Возможны другие варианты подпрограмм

3 Один академический час—45 минут


Приложение 2

"Системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года"

Цель - повышение квалификации руководителей подразделений, экспертов внутренних проверок, инструкторов обучения и разработчиков документации системы менеджмента качества; по лучение знаний и практических навыков, необходимых для организации работ по доработке системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Категория слушателей - руководители среднего звена.

Срок обучения - 74 часа.

Режим занятий: от 3 до 6 час. в день.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  505  506  507   ..

 

2007 г.

2008 г.

Изменение

Сумма затрат на обучение персонала по программе обучения, руб.

1496040

696800

-799240

Сумма затрат на обучение персонала с учетом персональной скидки предприятию, руб.

1346436

627120

-719316

Сумма затрат на обучение персонала без НДС, руб.

1141047

531458

-609589