Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  440  441  442   ..

 

 

Разработка управленческих решений

Разработка управленческих решений

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО ФАБРИКА МОРОЖЕНОГО «АНГАРИЯ»

Признаки проявления факторов

Прогноз изменения фактора

1.

Ситуация в отрасли

Оценка ситуации

Устойчивость

1.1

Число и мощность фирм, конкурирующих на фирме

Имеется группа фирм, некоторые из которых превосходят по мощности Ангарию. Можно выделить основные из них – Иркутский хладокомбинат, Новосибирский хладокомбинат, Томский хладокомбинат.

Слабо проявляется

Останется стабильной

1.2.

Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке

Фирмы-конкуренты в основном специализированы по видам товара (имеются специализированные бренды, которые направлены на тот или иной сегмент рынка). Товар фирмы и товары-конкуренты взаимозаменяемы на 50%.

Слабо проявляется

Останется стабильным

1.3

Изменение платежеспособного спроса

Платежеспособный спрос на товар не падает, прогноз благоприятен

Не

Останется стабильным

1.4

Ассортимент продукции

Ассортимент предлагаемой конкурентами продукции схож, однако можно выделить некоторые отличия в оформлении и упаковке товара, а также способах его предложения

Четко проявляется

Останется стабильным

1.5

Ситуация на смежных товарных рынках

Уровень конкуренции на смежных товарных рынках высок

Четко проявляется

Определенно усилится

1.6

Привлекательность рынка мороженого

Заметен расширяющийся спрос, благоприятный прогноз

Четко проявляется

Явно усилится

2. Влияние потенциальных конкурентов

2.1

Барьеры проникновения на рынок

Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли не высока. Эффективный масштаб производства может быть достигнут достаточно быстро. Агрессии по отношению к новичкам на рынке не наблюдается.

Слабо проявляются

Будут наращиваться

2.2

Доступ к каналам распределения

На рынке достаточно большое число торговых посредников, создание своей сети распространения или привлечение имеющихся посредников не требует значительных затрат.

Слабо проявляются

Останется стабильным

2.3

Отраслевые преимущества

Предприятия отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, удобным месторасположением предприятия. Однако Ангария является одним из крупнейших хладокомбинатов в Иркутской области.

Слабо проявляются

Останется стабильным

3. Влияние поставщиков

3.1

Уникальность канала поставки

Достаточно много фирм предлагают идентичный товар (молоко, сахар), поставщики не уникальны

Четко проявляется

Останется стабильным

3.2

Значимость покупателя

Предприятия отрасли являются важными клиентами для фирм-поставщиков

Четко проявляется

Останется стабильным

3.3

Доля отдельного поставщика

Доля одного поставщика не определяет затраты на поставки при производстве продукции.

Четко проявляется

Останется стабильным

4. Влияние покупателей

4.1

Статус покупателей

Покупателей в отрасли много. В основном - это крупные покупатели, берущие товар большими партиями (кафе рестораны, супермаркеты, а также розничные сети)

Проявляется

Останется стабильным

4.2

Значимость товара у покупателя

Наш товар является важной составляющей в номенклатуре закупок покупателя.

Проявляется

Может ослабнуть

4.3

Стандартизация товара

Товар стандартизирован, стоимость перехода к новому продавцу незначительна.

Четко проявляется

Останется

5. Влияние товаров заменителей

5.1

Цена

Более низкие цены конкурентов создают потолок цен для продукции нашей отрасли.

Четко проявляется

Может повышаться

5.2.

Качество основного товара

Поддержание требуемого качества нашего товара не требует высоких издержек

Четко проявляется

Останется стабильным

Возможности

Угрозы

Расширение объемов производства и сбыта на территории области и за ее пределами (Бурятия, Монголия)

Усиление конкуренции

Внедрение новой рекламной стратегии продвижения товаров

Усиление требований госсанэпидемнадзора

Снижение себестоимости продукции

Сбой поставок сырья для производства

Увеличение объемов производства

Повышение цен на сырье

Совершенствование менеджмента

Невыполнение обязательств дебиторами

Совершенствование технологии производства

Сбои в поставках продукции

Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

Рост налогов и пошлин

Неудачное поведение конкурентов

Ухудшение политической обстановки

Возможности: 1. Выход на новые рынки или сегменты рынка. 2. Расширение производственной линии.

Угрозы: 1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Возрастающее влияние на формирование цены покупателями и поставщиками.

Сильные стороны: 1. Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена.

ПОЛЕ "СИВ" Выход на новые рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, упаковка. Расширение производства - активная роль маркетинга, образованное руководство.

ПОЛЕ "СИУ" Появление новых конкурентов - гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, репутация, упаковка. Влияние на цены покупателями и поставщиками – гибкое руководство, ценовая политика.

Слабые стороны: 1. Старое оборудование,

ПОЛЕ "СЛВ" Старое оборудование - расширение производственной линии.

ПОЛЕ "СЛУ" Конкурентное давление – старое оборудование, более низкая прибыль из-за высоких издержек. Влияние на цены покупателями и поставщиками - более низкая прибыльность из-за высоких издержек

З АКЛЮЧЕНИЕ

Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Принятие управленческих решений в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

В процессе анализа теоретического материала выяснено, что принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.

История знает много случаев, когда принятие ответственного решения в критический момент спасало фирму от разорения. Но с другой стороны, принятие неверного решения может иметь самые плачевные последствия.

Исследование данной организации показало, что сегодня ОАО «Ангария» развивается весьма успешно, у предприятия есть финансовая база для развития и грамотные специалисты, занимающиеся его развитием. Сегодня это две основные характеристики успеха.

Главное препятствие ОАО «Ангарии» - конкуренты. Самые серьезные из них развиваются не менее динамично, чем наша фирма. Конкурентов можно и нужно опережать, мыслить на несколько ходов вперед, чем они. Здоровая конкуренция только способствует развитию фирмы.

Правильные рекламные действия помогут ОАО «Ангария» обойти конкурентов.

ОАО «Ангария» планирует вложения в рекламу 960 000 руб., за счет этого объем продаж должен вырасти на 6 127 747,75 руб., а прибыль на 612 774,7 руб.

Реализация данного управленческого решения позволит предприятию значительно улучшить свое положение и достичь отличных перспектив.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ансофф И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. – 301 с.

2. Багриновский К.А., Бусыгин В.П. Математика плановых решений [Текст] / К. А. Багриновский, В. П. Бусыгин. - М.: Наука, 1980. - 224 с.

3. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Маркетинг организации [Текст]: Серия учеб. пособия/И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова. -Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 356с.

4. Большаков А.С. Менеджмент [Текст] / А. С. Большаков. - Спб.: Питер, 2003. – 457с.

5. Боумен К. Основы стратегического менеджмента [Текст]: Пер. c англ. / К. Боумен. – М.: ЮНИТИ, 2004. - 486 c.

6. Вершигора Е.Е. Менеджмент [Текст]: Учебное пособие для учащихся специальных учебных заведений экономического профиля / Е. Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 256с.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарика, 2003. – 528 с.

8. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. [Текст] / под ред. А. И. Кашевского. - М.: Финансы и статистика, 1997. -368 с.

9. Ефимова Е. Г. Экономика [Текст]: учебное пособие / Е. Г. Ефимова М.: МГИУ, 2005. – 368 с.

10. Карминский А. М., Оленев Н. И., Примак А. Г., Фалько С. Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях [Текст] / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.

11. Матвеев А. С. Наука и производство на весах рынка [Текст] / А. С. Матвеев // Экономика и жизнь. – 2004. - № 11. – С. 1.

12. Материалы ОАО Фабрика мороженого «Ангария»

13. Менеджмент организации. [Текст]: Учебное пособие / под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 429 с.

14. Менеджмент (Современный российский менеджмент). [Текст]: учебник / под ред. Русинова Ф.М., Разу М.Л. - М.: ФБК-Пресс, 1998. - 504 с.

15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]: пер. с англ. / под ред. Евенко Л. И. - М.: Дело, 1998. - 704 с.

16. Основы менеджмента. [Текст]: уч. пособие для вузов / под науч. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2004. -312 с.

17. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях [Текст] / А. И. Орлов. - М.: Наука, 1979. - 296 с.

18. Официальный сайт Фабрики мороженого «Ангария» [Электронный ресурс] / www.angaria.ru

19. Паламарчук А. С. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие / А. С. Паламарчук, Л. Г. Паштова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 176 с.

20. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений [Текст]: учебник для вузов / Э. А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -215 с.

21. Современный менеджмент [Электронный ресурс] / http://www.kp9.ru/characteristics.html

22. Управление персоналом организации. [Текст]: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2005. - 512 c.

23. Управленческие решения [Электронный ресурс] / http://www.i-u.ru/demosubject.aspx?id=65].

24. Устинкин С. В., Лапидус В. А., Шунина А. А. Основы менеджмента: Проблемы совершенствования менеджмента в государственных организациях [Текст]: учебное пособие / С. В. Устинкин, В. А. Ляпидус, А. А. Шунина. - Н. Новгород, 2000.- 144 с.

25. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческих решений [Текст] / Р. А. Фатхудинов. - М.: ИНТЕЛ-СИНТЕЗ, 1997. – 156 с.

26. Чуйкин А.М. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / А. М. Чуйкин. – Калининград: Калининградский университет, 1996. - 106 с.

27. Язык менеджмента Электронный ресурс/http://www.treningoff.ru/text/77/19


Приложение 1

Процесс принятия решения

Достоинства

Недостатки

- заметность

- высокая стоимость

Стадия 1. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ

Восприятие и признание проблемы

Интерпретация и формулирование проблемы

Определение критериев успешного решения

Стадия 2. ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ

Разработка альтернатив

Оценка альтернатив

Выбор альтернативы

Стадия 3. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ

Организация выполнения решения

Анализ и контроль выполнения решения

Обратная связь и корректировка


Приложение 2

«Черный ящик» процесса принятия управленческого решения


Приложение 3

Организационная структура ОАО Фабрика мороженого «Ангария»

Главный офис г. Иркутск

Генеральный директор

Бухгалтерия

Отдел финансов

Отдел маркетинга, рекламы

Отдел материально-технического снабжения (ОМТС)

Отдел сбыта

Отдел кадров

Розница

Опт

Розничные точки

Оптовые точки

Представительство в Монголии

Офис г. Ангарск

Директор

Бухгалтерия

Отдел финансов

Производство

Отдел маркетинга, рекламы

Отдел материально-технического снабжения (ОМТС)

Отдел сбыта

Отдел кадров

Розница

Опт

Розничные точки

Оптовые точки

Вафельный цех

Начальник цеха

Производство мороженого

Начальник цеха

Мастер, технолог

Мастер, технолог

Бригадиры

Бригады

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  440  441  442   ..