Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  251  252  253   ..

 

 

Исследование систем управления качеством

Исследование систем управления качеством

Содержание


Введение

1. Подготовительная стадия исследования системы управления качеством

2. Исследовательско-проектная стадия исследования системы управления качеством

3. Стадия реализации (внедрения), результатов исследования и совершенствования оргпроекта системы управления качеством

3.1 Состав основных работ

Заключительной стадией прикладного исследования системы является стадия реализации их результатов и совершенствования внедренного оргпроекта системы УК. От нее во многом зависит эффективность исследовательских работ и достижение целей каждой из систем.

Применительно к прикладным исследованиям в области УК на данной стадии следует использовать все результаты исследования, внедрять организационный проект системы и постоянно его совершенствовать.

На первом этапе (выполнение реализации рабочей документации проекта) следует предусмотреть:

− издание приказа о введении в действие утвержденной проектной документации как системы общего УК, так и систем УК продукции каждого вида в отдельности, а также о необходимости выполнения мероприятий по их внедрению (в нем надо указать задачи руководства предприятием и рабочих органов системы, сроки внедрения и выполнения мероприятий и требуемые результаты);

− выполнение мероприятий по внедрению рабочих проектов, обращая особое внимание на реализацию мероприятий, направленных на сертификацию системы УК, получение сертификата (официальное признание функционирования на предприятии эффективной системы обеспечения надлежащего качества продукции);

− стимулирование внедрения рабочих проектов.

На следующих этапах (контроль, анализ, обобщение и оценка результатов внедрения рабочих проектов и дальнейшего функционирования системы) осуществляется:

− контроль за внедрением проектной документации, который проводят руководители соответствующих систем УК и оформляют документально (в актах, контрольных карточках, приказах и т.п.);

− анализ внедрения рабочих проектов системы, включающий сбор информации, ее изучение и получение на основе использования различных методов анализа результатов внедрения;

− обобщение и оценку результатов исследования в целом и функционирования системы, которые осуществляются на основе данных предыдущего этапа; при этом следует устанавливать соответствие уровня организации и реализации выполнения работ по внедрению целям и требованиям системы УК; необходимо также осуществить комплексную оценку фактической эффективности реализованных мероприятий в рамках каждой конкретной системы УК.

Результаты данных этапов должны стать первичным исходным материалом для дальнейшего совершенствования рабочих проектов систем. Одним из результатов функционирования системы должно стать получение сертификатов на системы УК и каждый из видов выпускаемой продукции. Для этого в составе работ по реализации системы должна была быть предусмотрена подготовка соответствующего комплекта документации и выполнен определенный комплекс работ по организации проведения сертификационных работ на предприятии.

Этап совершенствования системы УК может осуществляться за счет:

− улучшения функционирования всех элементов данной системы;

− проектирования новых элементов системы;

− соответствующей разработки и введения в действие новых документов (с включением их в состав рабочих проектов).

Включение новых элементов в систему УК может осуществляться в связи с постановкой новых целей и задач системы, обусловленных изменением, например, спроса, потребностей, цен и ситуации на рынках сбыта.


3.2 Автоматизация системного управления качеством

Важнейшее направление совершенствования систем УК предприятий в настоящее время – автоматизация процессов УК. Это направление может существенно повысить оперативность управления, так необходимого при производстве и сбыте продукции в условиях рыночных отношений.

Автоматизированная система УК должна быть предназначена для решения задач по УК на всех стадиях создания и использования продукции. Главная цель АС УК – оптимизация производственных процессов для систематического повышения качества продукции по удовлетворению требований потребителей и получения максимального эффекта от затрачиваемых трудовых и материальных ресурсов. Она должна быть неразрывно связана с другими АСУ: информационной, нормативной базой, общими техническими средствами, математическим обеспечением.

Структурно АС УК следует строить по функциональному признаку. Между тем механически воспроизводить в АС УК целиком структуру системы управление качеством нельзя, так как при наличии АСУ ряд функций уже реализуется в других производственных подсистемах. Даже при создании новых АС целесообразно ряд функций по УК переносить в них, чтобы АС УК обеспечивала только координацию основных функций.

В современных условиях целесообразно использовать следующий состав подсистем АС УК, реализующий функции на всех стадиях создания и использования продукции:

− маркетинг и изучение рынков;

− разработка продукции, МТС, разработка технологических процессов и постановка продукции на производство;

− входной контроль и производственный процесс изготовления;

− обеспечение идентификации и прослеживаемости;

− контроль и испытания готовой продукции;

− упаковка, хранение и подготовка к транспортированию продукции;

− техническая помощь потребителям в обслуживании, ремонте и утилизации продукции; организация товарооборота;

− организация использования (эксплуатации или потребления) продукции; обеспечение утилизации или уничтожения продукции после использования.

Разработка и внедрение эффективной АС УК – процесс трудоемкий и сложный. Осуществлять его целесообразно поэтапно, по очереди.

3.3 Документационное обеспечение системы управления качеством

Исследование, создание и функционирование системы УК, описание ее элементов, требований, положений, распределения функций, ответственности, прав и обязанностей, взаимодействия подразделений и т.п. в соответствии с принципами и требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО следует оформлять документально.

Методической основой создания этого документационного комплекса объективно является регламентация (стандартизация, унификация) и планирование, отражающие особенности рыночной концепции.

Цели и деятельность в области повышения и обеспечения качества определяются в строгом соответствии с требованиями потребителей и рыночным спросом, а также (и это главное) заключенными контрактами (выполнение которых обязательно и требует планирования). Это вызывает необходимость строгого выполнения со стороны всех исполнителей своих функций в области качества в точном соответствии с технологией и без ошибок, обусловливая широкое использование регламентации всех процедур, наличие ответственности и обязательств, обеспечивающих убежденность и потребителей, и руководства организации в удовлетворении требований потребителей.

Исходя из этого, при исследовании документационного обеспечения систем УК, необходимо проверять документацию на соответствие следующим требованиям:

− логическая последовательность и четкость изложения информации;

− краткость, конкретность, простота и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

− убедительность аргументации;

− информационная выразительность;

− достаточность и обоснованности»;

− малый объем;

− малоизменчивость (стабильность);

− качественная содержательность.

Кроме выполнения этих требований, главное в том, чтобы в документации были определены:

− необходимые для функционирования системы процессы;

− взаимосвязи, последовательность реализации и взаимодействие выполняемых в системе процессов;

− критерии и методы процессов УК;

− мониторинг, измерение, анализ и внутренний контроль процессов УК;

− направления улучшения процессов УК;

− возможности внешнего (сторонними организациями) контроля процессов УК, которые влияют на соответствие результатов функционирования системы требованиям потребителей.

Также при проведении исследования документации следует ответить на вопросы:

1) определены ли процессы, необходимые для достижения целей в области качества?

2) установлены ли последовательность и взаимодействие выполняемых процессов?

3) предоставляется ли необходимая информация для осуществления мониторинга процессов?

4) проводится ли достаточно точное измерение, мониторинг и анализ выполняемых процессов?

5) могут ли вырабатываться запланированные необходимые действия по выполнению процессов?

6) имеются ли условия для выработки превентивных и оперативных действий и есть ли возможности по их реализации для бесперебойного выполнения и улучшения процессов по достижению установленных целей функционирования системы?

7) полностью ли задокументирована система УК в соответствии с требованиями существующих стандартов?

8) внедрена ли в необходимом объеме система УК, т.е. соответствует ли она требованиям современных стандартов?

9) поддерживается ли система в рабочем состоянии и постоянно ли она улучшается и совершенствуется?

10) предусматривается ли внешний контроль всех процессов системы?

В настоящее время на уровне предприятия УК целесообразно в основном базировать на политике в области качества, мероприятиях ЦПК, требованиях руководств по качеству, РД по качеству, СТП, других НТД и НМД. Этот комплекс документации при системном УК должен регламентировать взаимоувязку и взаимодействие элементов и подсистем УК на основе системных принципов управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции и уровнях управления.

В общем случае состав НТД и НМД систем УК предприятия включает взаимосвязанные общесистемные документы системы общего УК и документы на каждую «продуктовую» систему УК (Приложение 5).

Заключение

Политика в области качества является одной из важнейших составных частей менеджмента, реализуемых в рамках систем УК. Соответственно одноименный документ должен быть первоочередным в составе нормативной документации системы. Это связано с необходимостью принятия высшим звеном менеджеров на себя ответственности за проведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным в разработке, внедрении и функционировании системы качества.

Базой для достижения целей в области качества является планирование, важнейшим конкретным воплощением которого служат планы мероприятий. Достаточно эффективно они могут быть отражены в целевых программах с предусмотренным в них ресурсным обеспечением достижения целей в области качества.

При формировании политики предприятия в области качества следует учитывать требования, предъявляемые к ней, а именно:

− руководство должно определять политику в области качества в письменном виде, т.е. документально, и этот документ целесообразно подписывать первому руководителю предприятия, подчеркивая тем самым его значимость и приоритет;

− политика в области качества должна быть согласована с другими направлениями деятельности предприятия;

− руководство должно обеспечивать полное понимание каждым членом коллектива разработанной политики в области качества, неуклонно ее осуществлять и проводить в жизнь;

− политика в области качества должна быть сформулирована таким образом, чтобы она касалась каждого члена трудового коллектива предприятия, а не только качества выпускаемой продукции;


− документ, раскрывающий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого работника.

Таким образом, приемлемой политикой в области качества продукции является та, которая положительно отвечает на следующие вопросы:

− является ли она краткой?

− касается ли она каждого работника коллектива предприятия?

− установлены ли в ней стандарты (требования) к качеству работы?

− охвачены ли в ней все аспекты качества поставляемой потребителю продукции и услуг? (этот вопрос следует относить также к срокам поставки продукции, цене, качеству конечных результатов деятельности предприятия, включая услуги);

− подписана ли политика в области качества первым лицом предприятия?

На практике политика в области качества формулируется таким образом, чтобы отвечать во многом на перечисленные выше вопросы. Отечественный опыт формирования политики в области качества, как показывает анализ, во многом соответствует зарубежной практике. При этом документу «Политика в области качества» в ряде случаев предшествует заявление о «Политике в области качества».

Применительно к предприятию весь комплекс документации системы УК, помимо заявления о «Политике в области качества» и самого документа «Политика в области качества» (данные документы могут входить в состав основополагающего документа системы УК), следует подразделить на основополагающие (основные), общие и специальные документы.

В составе системы качества наряду с указанными выше документами могут также действовать другие НТД и НМД (методики, правила, ТУ, международные, государственные и иные стандарты, технологические карты и т.п.). Главное, чтобы в них документально в необходимой мере был отражен весь комплекс вопросов качества и конкурентоспособности продукции.

При проведении исследования системы УК все разработанные и действующие НТД и НМД следует проверить на соответствие требованиям, приведенным в действующих НМД, в том числе в стандартах на такого вида документы (например, в ГОСТ Р ИСО серии 9000). При этом целесообразно также учесть все имеющиеся конструктивные рекомендации по оформлению документов системы.

Основные вопросы для определения соответствия документации требованиям управления:

− разработана ли документированная процедура для управления документацией?

− есть ли процедура, регламентирующая управление записями?

− соблюдаются ли правила требования при управления записями?

− проверяются ли документы на адекватность их применения?

− анализируются ли документы на их адекватность процессам до их применения в практике?

− вносятся ли изменения в документах в целях обеспечения
адекватности до их применения и в течение срока действия?

− осуществляется ли пересмотр документов?

− обеспечены ли документами исполнители?

− существует ли механизмы восстановления документов в случае их утраты, непреднамеренного использования документации утратившей силу?

− осуществляется ли использование и управление документацией внешнего происхождения?

− сертифицирована ли система УК?

Приведенный перечень вопросов далеко не полон, и в каждом конкретном случае следует руководствоваться требованиями документов, в соответствии с которыми должна функционировать система УК.

Таким образом, нормативно-методическое обеспечение систем УК обусловливает создание совокупности регламентирующих документов различного статуса. При этом к качеству содержания каждого из них следует предъявлять исключительно жесткие требования. В противном случае документация будет неработоспособной.

Следует отметить, что особенно неоценимое значение в условиях рыночных отношений приобретают вопросы исследования СУ в процессе их совершенствования. При этом порядок и последовательность работ по совершенствованию для упрощения понимания и реализации должны содержать практически тот же состав стадий, этапов и операций, что и при первичном формировании современных систем УК.

Опыт проведения исследований позволил определить следующие основные направления совершенствования и развития систем:

− дальнейшее совершенствование всех элементов системы; при этом важнейшим средством улучшения их функционирования является автоматизация процессов УК;

− расширение круга задач по управлению и создание на основе системного УК многоцелевых СУ производством, основанных на принципах рыночной экономики.

Улучшение проекта может быть достигнуто:

− внесением изменений в НТД и НМД и разработкой и внедрением новой документации;

− разработкой и выполнением заложенных в усовершенствованный проект планов мероприятий по повышению и обеспечению качества выпускаемой продукции;

− системным совершенствованием.

При разработке новых СТП основными операциями совершенствования системы являются: разработка ТЗ на пересмотр основного СТП (или руководства по качеству) и составление плана по разработке новых СТП; разработка новых СТП и пересмотр основного СТП; корректировка рабочего проекта системы УК; внедрение новых СТП, других НТД и НМД.

При системном развитии и совершенствовании проекта систем УК работы следует проводить по следующим стадиям:

− подготовка к совершенствованию системы;

− совершенствование проекта системы;

− внедрение усовершенствованного проекта.

Совершенствование и развитие системы требует соответствующей переработки, изменения и улучшения проекта системы УК. По своему содержанию и форме улучшение проекта зависит от причин, его вызвавших, и объемов возможных при этом работ.

На основе оценки результатов функционирования системы УК осуществляется приемка усовершенствованной системы, что может стать позитивной предпосылкой для вторичной сертификации системы УК.

Повышение уровня качества продукции в стране в целом может быть достигнуто принятием государственных программ целевого характера. При разработке таких программ необходимо предусматривать:

− решение важнейшей приоритетной задачи;

− согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

− комплексность и экономическую безопасность всех мероприятий программы;

− согласованность решений федеральных и региональных задач;

− достижение позитивного результата в установленные сроки.

Разработка и осуществление целевых программ по повышению качества на федеральном уровне продиктованы жизненной необходимостью, а их сущность определяется соответствующими принципами подготовки и реализации.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Основные положения и словари.

2. ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Система менеджмента качества. Требования.

3. ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Рекомендации по улучшению деятельности.

4. ГОСТ Р 50691–94. Модель обеспечения качества услуг.

5. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: Издательско-консалтинговое предприятие ДеКА. 2003.

6. Лапидус В.А. Всеобщее качество в российских компаниях. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.

7. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. – М.: ГУВШЭ. 2002.

8. Мишин В.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005.

9. Мишин В.М. Управление качеством. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.

10. Мухин В.И. Исследование систем управления. – М.: «Экзамен». 2003.


Глоссарий

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1.

Анализ

Мысленное или реальное разделение объекта на предметы, сопоставление предметов или явлений в той или иной сфере деятельности, изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

2.

Исследования

Вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможность использования знаний в практической деятельности человека.

3.

Классификация

Прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый принадлежащий исходному множеству объект попал только в один класс.

4.

Менеджер

Лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления

5.

Понятие

Обозначение явлений и предметов действительности в мышлении человека, инструмент логического оперирования, обобщение существенных свойств и связей явлений.

6.

Предмет исследования

Конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

7.

Программа исследования

Комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполагаемый результат.

8.

Система управления

Совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации). Система действий менеджера по реализации воздействия. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.

9.

Управление

Целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединяющее совместную деятельность людей.

10.

Характеристика

Совокупность фактов, отражающих содержание, состояние или изменение того или иного явления.


Список сокращений

АС – автоматизированная система.

ГОСТ Р – государственный стандарт России.

ИСО – международная организация по стандартизации.

НМД – нормативно-методическая документация.

НТД – нормативно-техническая документация.

РД – руководящий документ.

СМК – система менеджмента качества.

СТП – стандарт предприятия.

ТЗ – техническое задание.

УК – управление качеством.

ЦПК– целевая научная технико-экономическая программа повышения качества.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  251  252  253   ..