Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  205  206  207   ..

 

 

Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России

Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России

Оглавление


Страна Количество франчайзеров Количество франчайзи Количество рабочих мест Объем операций (млрд. $)
2000 2004 2000 2004 2000 2004 2000 2004
Великобритания 665 718 34400 31300 316000 327000 - 19,1
Германия 810 830 37000 43100 347000 390000 22 25,4
Франция 553 765 30630 34745 331000 400000 - 42
Италия 562 698 31439 43199 65000 114813 16,58
США 1178 1500 350000 760000 - 9700000 1000 1500
Россия 50 95 300 1850 - - - -
Положительные стороны Отрицательные стороны
1. Экономия своего капитала и: своих кадровых ресурсов. 1 .Он получает только определенный % от прибыли франчайзи.
2. Уменьшение риска, так как его капитал участвует в расширении дела в минимальной степени. 2. Нет уверенности в том, что франчайзи предоставляет франчайзеру действительные отчеты.
3. Повышение рыночной степени стоимости акций франчайзера, так как франчайзи работает под его товарным знаком. 3.Снижение качества продукции сразу отразится на всей франчайзинговой системе.
4. Использование франчайзинга дает возможность ему освоить раздробленные рынки в регионах. 4. Франчайзи может не прислушаться к рекомендациям франчайзера по ведению бизнеса.
5. Нет проблем с приспосабливаемостью к местным условиям. 5. Затраты на начальном этапе подготовки франчайзи могут значительно превысить возможные доходы.
6. При расширении бизнеса франчайзера на территорию другой страны предприятие лучше адаптируется на местности, так как франчайзи лучше знает местные обычаи.

6. Вероятность ошибок франчайзи при выборе точек размещения франчайзных предприятий

7. Он может больше внимания уделять совершенствованию характеристик товара, разработке новых продуктов, стратегическим направлениям развития того или иного аспекта своей деятельности. 7. Бизнес бывает нелегко приспособить к особенностям некоторых районов, если же речь идет о новых странах с иной культурой и с не вполне понятной плановой системой, - трудности много-кратно возрастают.
8.Франчайзеру требуется меньше уровней управления. 8. Поступлений от франчайзи может оказаться недостаточно для того, чтобы обеспечивать им необходимую помощь и достаточно тщательно контролировать их работу.
9. Расширяет свой бизнес через торговые предприятия франчайзи, не расходуя при этом значительного собственного или заемного капитала 9.Франчайзер может столкнуться с трудностью взыскания с держателей обусловленной договором суммы: держатель может занижать цифры своего оборота, а то и вообще отказаться от выплат, ссылаясь на то, что не получил от франчайзера никакой помощи.

10. Быстрее завоевывает рынки и

10.Франчайзер вынужден делиться прибылью с каждым участником системы, что может снизить ее уровень по сравнению с компаниями, полностью владеющими своими предприятиями.

11. Получает регулярный доход из широкого круга возможных источников поступлений:

11. Затраты на контроль по мере расширения операций растут, а его эффективность остается довольно низкой.

12. Владелец- управляющий гарантирует более высокое качество обслуживания и более высокий оборот, чем наемный управляющий
Положительные стороны Отрицательные стороны
1. Возможность использовать накопленный опыт, знания франчайзера 1. Нет полной самостоятельности и меньше возможностей для самовыражения в своем бизнесе
2. Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке 2.3акрепление деятельности на определенной территории
3. Стабильность на рынке 3. Контракт ограничивает франчайзи, затрудняет гибкость (например, диверсификация и др.)
4. Возможность лучшего планирования собственного дохода и прибыли 4. Реальные объемы продаж могут оказаться значительно ниже прогнозируемых первоначально.

5. Всесторонняя поддержка франчайзером.

5.Помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть недостаточной для франчайзи.

6. Возможность приобретения по льготным ценам расходных материалов, сырья у франчайзера.

6. Франчайзи ограничен в воздействии на политику франчайзера и ему трудно влиять на изменение политики.

7. Франчайзи является владельцем собственного бизнеса

7. Франчайзи может столкнуться с неожиданными ограничениями развития своего бизнеса, поскольку требуется получить одобрение франчайзера для многих видов сделок.

8. Получает возможность начать свой бизнес, приобрести социальный статус собственника, т.е. стать самостоятельным предпринимателей.

8. Определенная зависимость от действий других членов франчайзинговой сети. Прибыльность может неожиданно упасть по независящим, от держателя причинам: для этого достаточно серьезной неудачи франчайзера или других держателей, подрывающей репутацию системы в целом.
9. Возможность владеть и управлять собственным предприятием при небольшом предварительном опыте, учась ведению дела по схеме, которая доказала свою эффективность.
10. Минимизирует риск своих вложений, поскольку приобретает жизнеспособное дело (бизнес) с использованием уже испытанных на практике форм предпринимательства.
11. Получает право вести свой бизнес под признанным товарным знаком и тем самым мгновенно получает массовую рекламу, поскольку торговая марка известна.
12. Экономит на маркетинговых, исследовательских, консультационных и других услугах.

Глава 3. Организация сети бутиков марочной бижутерии, часов и аксессуаров Inesse M. PARIS на основе франчайзинга

Заключение

С момента появления на российском рынке первого предприятия, использующего франчайзинг, прошло уже 13 лет. За этот период сформировалась структура российского бизнеса, и сегодня отечественная экономика в большинстве секторов уже функционирует на рыночных принципах. Претерпели существенные изменения требования потребителей к приобретаемым товарам и предоставляемым услугам: российский покупатель по мере роста доходов становится все более похожим на «западного потребителя» - его внимание концентрируется на качественном и брэндовом товаре, а потребности индивидуализируются, что ставит перед бизнесом новые проблемы, которые каждая фирма производитель пытается решить оригинальным способом, призванным обеспечить не только выживание, но и развитие бизнеса. Тем не менее существуют универсальные инструменты достижения этой цели, и один из них, безусловно, франчайзинг.

В посткризисный период внимание к франчайзингу со стороны как предпринимателей, так и исследователей стало возрастать: реально появились и успешно развиваются отечественные франчайзинговые сети, имеющие по оценкам специалистов, хорошую стратегическую перспективу и уже показавшие свою эффективность, оперируя на российском рынке.

Франчайзинг открывает возможность неограниченного роста бизнеса без усиления конкуренции при минимальных инвестициях, что становится оправданным при экспансии на быстрорастущих и емких рынках. В этом смысле франчайзинг можно рассматривать как крайнюю форму децентрализации бизнеса компании, которая по мере развития франчайзинговой сети становится головной.

Децентрализация бизнеса посредством внедрения франчайзинговых отношений неизбежно сопровождается утратой основных инструментов менеджмента, которые заменяются принципами франчайзинговой деятельности, обеспечивающими эффективность бизнеса и стратегическую направленность.

Развитие франчайзинга может быть рассмотрено с точки зрения интеграции: франчайзинговая система – это гибридная форма интеграции, основанная на комбинации малого, крупного и среднего бизнеса.

В настоящее время, благодаря качественным изменениям, произошедшим в российской экономике за последнее десятилетие, франчайзинговые системы стали возникать и развиваться в различных сферах бизнеса. Предпосылок для такого развития несколько:

· первая – общество в целом существенно выигрывает от развития франчайзинга, так как эта система несет в себе «цивилизованность», которой недостает российскому бизнесу, открывает доступ малому бизнесу к новым технологиям, структурирует малый изнес, создает условия для систематизации информации;

· вторая – сформирована инфраструктура, поддерживающая франчайзинг, задача которой – создание благоприятной информационной и законодательной среды для успешного функционирования предприятий по системе франчайзинга;

· третья – изменение макроэкономических условий в экономике и связанного с этим изменением поведения отечественного потребителя.

В настоящее время франчайзинговая деятельность в России регламентируется договором «Коммерческая концессия» (гл. 54 ГК РФ), который не несет в себе необходимой смысловой нагрузки, что создает определенные трудности для развития франчайзинга.

Как показывает мировой опыт, франчайзинг – это с одной стороны один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех дальше, а с другой – наилучшая возможность организовать надежное собственное дело для мелкого предпринимателя.

Франчайзинговая форма организации бизнеса проста и эффективна. Суть ее заключается в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени (брэнда) другому предприятию (франчайзи) на определенных условиях. Франчайзер предоставляет возможность использовать также всю систему бизнеса, которая включает в себя рекламную политику, особенности процесса производства товара и его продвижения на рынок, различные технологии ведения бизнеса. В итоге франчайзи получает в свое распоряжение уже утвердившуюся и проверенную концепцию ведения бизнеса в совокупности с методологической, консультационной и рекламной поддержкой. При этом франчайзи предает франчайзеру часть своей прибыли и независимости, поскольку работа под именем уже известной торговой марки предполагает соблюдение определенных сложившихся корпоративных правил ведения бизнеса.

В последние годы наблюдается более интенсивное развитие франчайзинговых сетей в России, причем основная доля приходится на отечественные франчайзинговые предприятия, что обусловлено непривлекательностью российского рынка для западных франчайзеров.

Для экономики России франчайзинг может стать одним из наиболее эффективных механизмов, предоставляющих возможность объединить достоинства малого и крупного предпринимательства, тем самым развивая малый бизнес, что в свою очередь является решением таких насущных проблем, как привлечение реальных инвестиций и безработицы.

Учитывая российский и зарубежный опыт, наиболее эффективными и перспективными в России видами бизнеса для ведения хозяйства на основе франчайзинга являются: розничная торговля, производство и реализация технически сложной продукции, бытового назначения; оказание помощи в организации ведения бизнеса; строительство; услуги, связанные с образованием; отдых и развлечения, общественное питание; медицинские и косметические услуги; а также бытовые услуги.

Подводя итоги развития франчайзинга в России, можно сделать ряд важных выводов:

1. Франчайзинг в России применяется, несмотря на целый ряд трудностей и неудач.

2. Основными направлениями использования франчайзинга в России являются:

- система общественного питания, в первую очередь - рестораны быстрого питания;

- оказание услуг, как правило, в сфере бытового обслуживания;

- торговля продовольственными и промышленными товарами.

3. Большая часть успешного развития франчайзинга связана с попытками проникновения зарубежных фирм на российский рынок.

4. Возможности развития франчайзинга в России достаточно широки и не могут быть исчерпаны перечисленными направлениями.

5. Франчайзинг – один из самых эффективных в числе известных экономических инструментов способ повышения устойчивости и надежности предприятий малого бизнеса, особенно для начинающих предпринимателей.

6. Франчайзинг является эффективным инструментом внешнеэкономической деятельности, в том числе проникновения на иностранные рынки с использованием возможностей иностранных предпринимателей.

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что франчайзинг будет развиваться особенно интенсивно в тех отраслях экономики нашей страны, где удовлетворяется конечный и относительно массовый потребительский спрос.


[1] Мартин Мендельсон. Руководство по франчайзингу. – Т.: Сибли-Интернэшл, 1995

Джон Стэнворт и Брайн Смит. Франчайзинг в малом бизнесе. – М.: «Аудит», 1996

Жерар Дельтей. Франчайзинг. – С.-П.: Изд. дом Нева, 2003

[2] Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса / Под ред. А.Б. Сульповарова – Тольятти: «Дока-пресс», 1994

Силинг А.С. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. – СПб, 1997

Цират А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор. – Киев: «Истина», 2002

Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. – М.: «Современная экономика и право», 2000

[3] Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей, выделяются ресурсы для их реализации и оказывается всесторонняя помощь для реализации этой идея и ее практического использования. Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия. // В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов. Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства.

[4] МСП – малое и среднее предпринимательство

[5] Поворин С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике // Маркетинг в России и за рубежом., 1998 №3, с. 29.

[6] Радник Л. Введение во франчайзинг, СПб., 1992. с.5

[7] Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей // Под ред. Силинга С.А., СПб., 1997., с.23.

[8] Мендельсон М. «Руководство по франчайзингу», М. Сибли интернэшил Инк., 1995., с. 6.

[9] Официальный сайт «РБК. Рейтинг» www.raiting.rbc.ru/article.shtml?2005/02/01/920679

[10] International Franchise Association, сервер www.franchise.org

[11] Статистические данные приведены из официальных сайтов Национальных Ассоциаций франчайзинга.

[12] Франшиза – лицензия

Франшизер – продавец лицензии

Франчайзи – покупатель лицензии

[13] Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. – М.: Центр экономки и маркетинга, 1997. с. 122

[14] Цират А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор. – К.% Истина, 2002., с. 10

[15] Земляков Д.Н., Макашев М.О, Франчайзинг. – М.: Юнити, 2003, с.11

[16] Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. М.: Юнити, 1996 С. 36

[17] Официальный сайт «Баскин Роббинс», сервер www.brpi.ru

[18] Земляков Д.Н., Макашев М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, с. 36

[19] Руденко А. «Все франчайзеры России» // Свой бизнес. – 2003. №11 – с. 73-81

[20] Геннадий Кочетков. Презентация компании SubwayRussiaFranchisingCo // Subway Опыт франчайзинга в России (1991-2004), сервер www.buyusa.gov/russia/ru

[21] Официальный сайт компании «Ростик Групп», www.rosinter.ru

[22] дискаунтер - это магазин, где благодаря ограниченному ассортименту и большим оборотам цены на товары стабильно низкие.

[23] Официальный сайт компании «Глория Джинс», www.gloriajeans.biz/ru/

[24] Руденко А. «Российские проблемы иностранных франчайзеров» // Свой бизнес. – 2003 №6

[25] СБ «Франчайзинг в законе» // Свой бизнес, 14.03.2003

[26] Леонов А. Деев В. Франчайзинг в России: перспективы развития // Люди дела XXI, 2002, №28

[27]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  205  206  207   ..

 

Положительные стороны Отрицательные стороны
1 .Потребитель знает преимущества: стандарты к качеству товара (услуги), распорядок дня предприятия, сложившийся имидж торговой марки и др. 1. Франчайзинг может ограничивать конкуренцию и вследствие этого сужается выбор потребителя
2. Постоянство цен, уровень сервисного обслуживания. 2. Если франчайзи окажется недостаточно обученным или плохо обученным, то это может сказаться на качестве товара, и уровне обслуживания
3. Повышенная вероятность покупки качественного товара