Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  115  116  117   ..

 

 

Организация рабочего времени, как фактор снижения стресса

Организация рабочего времени, как фактор снижения стресса

Организация рабочего времени как фактор снижения стресса


Содержание

Введение

1. Стресс и организация рабочего процесса

2. Правила организации рабочего времени

Заключение

Список литературы


Введение

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причин тому множество: жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д.

По представлениям современных ученых стресс - это неспецифическая универсальная защитная реакция организма, сформировавшаяся у живых организмов как механизм выживания в условиях неблагоприятной окружающей среды. Профессиональный стресс – это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.

Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях.

Профилактикой стресса может быть правильная организация рабочего времени. Данное положение является целью работы.

Для реализации цели выделены следующие задачи:

1. Проанализировать стресс и организацию рабочего дня.

2. Рассмотреть правила организации рабочего времени.

Структура работы представлена ведением, двумя параграфами, заключением и списком литературы, что соответствует поставленным цели и задачам.


1. Стресс и организация рабочего процесса

Психосоциальные условия, предъявляемые в рабочем процессе: труд должен предполагать уважение жизненных норм и сохранение здоровья, предоставлять свободное время для отдыха и развлечения, позволять служить обществу (т.е. чувствовать свою необходимость для общества), также труд должен давать возможность получать удовлетворение от развития собственных возможностей. Для выполнения этих условий должен выполняться ряд требований:

1. Работа должна предъявлять к работнику более широкие требования, чем просто выносливость, и быть, как минимум, разнообразной.

2. Работник должен иметь возможность учиться на работе и продолжать свое образование.

3. Работа должна иметь определенный компонент принятия решений, которые бы исполнитель мог бы считать собственными.

4. На рабочем месте в определенной степени должны присутствовать социальная поддержка и признание.

5. Работник должен иметь возможность соотносить результаты своего труда с общественной жизнью.

6. Работник должен быть настроен на то, что его будущее зависит от результатов его труда.[1]

Стресс-факторы. Стресс возникает вследствие «несоответствия» человека окружающей обстановке – в силу объективных или субъективных факторов (либо их сочетания) на рабочем месте или где-то еще.[2] Наиболее важные ситуационные факторы, приводящие к дисгармонии:

1. Количественная перегрузка. Чрезмерный объем работы, дефицит времени и монотонный процесс (технология серийного производства и стандартизированная конторская работа).

2. Качественная перегрузка. Зауженное и одностороннее содержание рабочего процесса, однообразие стимулов, отсутствие требований к творчеству или необходимости принятия решений, низкие возможности в области социального взаимодействия (избыточная автоматизация, расширенное применение компьютеров)

3. Ролевые конфликты. Каждый человек исполняет одновременно несколько ролей (ребенок, родитель, супруг, друг и т.п.), и между этими ролями легко возникают конфликты, приводящие к стрессу.

4. Невозможность влиять на ситуацию. Кто-то другой решает, что, когда и как делать, например, в отношении темпов и методов работы.

5. Отсутствие социальной поддержки со стороны домашних, начальства или коллег по работе.

6. Физические стресс-факторы.

7. Реальные условия на рабочем месте и вне его, которые могут предполагать целый комплекс воздействия

На ухудшение здоровья человека могут влиять следующие факторы:

- интенсивность работы;

- давление фактора времени;

- изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты у рабочих;

- однообразная и монотонная работа;

- недостаточная двигательная активность;

- различные внешние воздействия.[3]

Эти же факторы влияют на развитие стресса, и как следствие – на составление предрасположенности к несчастным случаям.


2. Правила организации рабочего времени

Организационные принципы эффективного распорядка дня можно разделить на три группы: правила начала дня, основной его части и правила завершения рабочего дня. Работоспособность каждого менеджера находится в зависимости от целого ряда факторов. В них можно выделить следующие закономерности:

- к фазам высшей активности примыкают двухчасовые паузы, во время которых организм человека работает в «щадящем» режиме;

- пик работоспособности приходится на первую половину дня;

- после обеда, когда наступает известный спад продуктивности, нужно использовать этот период для социальных контактов и рутинной деятельности.

Рекомендуется также в соответствии с колебаниями работоспособности чередовать напряженную, ответственную деятельность с менее важной и ненапряженной.

Кроме того, следует учитывать естественные фазы биоритмов организма. Учение о биоритмах основано на том, что физические, психические и интеллектуальные состояния каждого человека подвержены циклическим колебаниям, т. е. существуют регулярные фазы активности и расслабления. В течение суток биоритмы каждые два часа (10-12 раз в день) замедляются: организм периодически отдыхает. Период бездействия (отдыха) - это смена рабочего режима, которая способствует нормальному функционированию организма. Если этого не учитывать, то перегрузки неизбежны.

Важным фактором успеха являются методы работы, которые определяются в первую очередь свойствами характера человека, его склонностями и привычками. Для того чтобы улучшить свои методы работы, надо, во-первых, уяснить сильные и слабые стороны своих методов работы, во-вторых, иметь стимул к упрочению сильных сторон и, в-третьих, стремиться преодолеть собственные недостатки.

Одной из важнейших предпосылок успешной работы является сосредоточение внимания на самом важном и существенном. Работу можно значительно улучшить, если все свои задачи сначала ставить под вопросы, которые помогут избежать ненужных дел в течение рабочего дня.

Другой функцией самоменеджмента является контроль за результатами, или самоконтроль, благодаря которому определяется, были ли выполнены запланированные дела, и вносятся в планы необходимые коррективы. Контроль выполняет три задачи:

- осмысление физического состояния. Что достигнуто к моменту осуществления контроля?

- сравнение запланированного с достигнутым. В какой степени достигнута поставленная цель?

- корректировку установленных отклонений.[4]

Время, продолжительность и регулярность контроля зависят от исполняемых задач и поставленной цели. Он подразделяется на контроль процесса и осуществляемой деятельности и контроль результатов (целевой контроль). Контроль результатов труда с точки зрения достижения цели должен производиться после выполнения задачи (конечный контроль), а при реализации крупных проектов — на промежуточных стадиях (промежуточный контроль). Необходимо осуществлять регулярный контроль своих годовых, месячных, недельных и дневных планов.

Первыми шагами руководителя на пути рационализации использования рабочего времени сотрудников всего учреждения могут стать построение эффективной организационной структуры и регламентация должностных (профессиональных) обязанностей работников. Для этого необходимо определить основные структурные подразделения организации, осуществляющие предусмотренную уставом деятельность, и затем обозначить вспомогательные подразделения, необходимые для осуществления деятельности организации. Функции каждого из структурных подразделений, как правило, формализуются в виде соответствующего положения.

Следующим шагом при повышении эффективности труда во всем учреждении является разработка штатного расписания, в котором для структурных подразделений организации с учетом направления работы утверждаются должности служащих и профессии рабочих, необходимые для выполнения поставленных задач. Одновременно под каждую из этих должностей целесообразно разработать должностные и профессиональные инструкции. С правовой точки зрения должностные (профессиональные) инструкции не являются обязательными. Согласно ст. 57 ТК РФ необходимым и достаточным является отражение трудовой функции (должностных или профессиональных обязанностей) работника в его трудовом договоре.

На практике эта работа порой рассматривается как «дополнительная бюрократия» и выполняется формально. В результате в трудовых договорах и в должностных инструкциях описание обязанностей работника отражается лишь в общих чертах. Детализация обязанностей подчиненных и организация их рабочего времени полностью «сваливается» на их непосредственного начальника, который должен тратить на это значительную часть собственного рабочего времени.

Поэтому руководителю структурного подразделения в первую очередь следует проанализировать все работы, которые должны выполнять его подчиненные, оценить их сложность и объемы (затраты времени). В больших структурных подразделениях (как правило, в крупных учреждениях) может оказаться целесообразным сначала выделить основные участки работы, а затем уже выделять отдельные работы в рамках одного участка.

При распределении работ по должностям важно предусмотреть примерно равномерную загрузку работников. Это важно, если вы хотите создать хороший климат в коллективе. Суммарный объем работ по каждой из позиций в штатном расписании должен быть реально выполнимым в течение рабочего времени при добросовестной работе сотрудника, имеющего квалификацию, необходимую для занятия данной должности. Проведенные анализ и распределение работ по должностям формализуются в должностных инструкциях. [5]

Такой подход, несмотря на его трудоемкость, на первоначальном этапе, позволяет руководителю подразделения в дальнейшем значительно сократить свои трудозатраты на конкретизацию работ и организацию рабочего времени подчиненных. Кроме того, это создает предпосылки для повышения эффективности системы оплаты и стимулирования труда работников в качестве инструмента управления персоналом в масштабах всего учреждения.


Заключение

Профессиональный стресс – это совокупность психологических и физиологических реакций работников на сложившуюся непростую ситуацию на работе. Негативные последствия профессионального стресса влияют не только на здоровье и состояние отдельного работника, но и на эффективность деятельности организации в целом.

Причины возникновения профессионального стресса можно разделить на непосредственные и главные. К первому виду причин относятся последствия таких событий, как сложности в процессе выполнения задания, нехватка времени, конфликт с непосредственным руководителем, определенные проблемы в процессе коммуникаций. А главной причиной возникновения профессионального стресса всегда является индивидуальные особенности сотрудника – профессиональные, физиологические и психологические. Стоит отметить, что практически каждый аспект профессиональной деятельности, рассматриваемый отдельным работником как сложно выполнимая и практически не достижимая задача, может стать причиной стресса.

Существует перечень признаков, по которым работодатель, руководитель организации смогут определить, испытывают ли их сотрудники профессиональный стресс. Во-первых, результатом воздействия стресса на сотрудника, может быть хроническая усталость, изменение аппетита, резкое изменение веса. Подобные признаки изначально могут быть незначительными раздражителями, а впоследствии привести к серьезным заболеваниям. Во-вторых, руководителю организации следует принимать во внимание эмоциональное состояние сотрудников. О том, что сотрудник организации испытывает профессиональный стресс, может говорить вялость и апатия, беспокойство, безразличие, чувство паники и постоянной раздражительности и другие подобные проявления. И наконец, последствиями стресса могут быть ослабление памяти, злоупотребление алкоголем и курением, невозможность сосредоточиться и др.

Одним из способов профилактики и избегания стресса является эффективная организация рабочего времени. Данное положение касается организации рабочего времени как со стороны руководителя, так и непосредственно самоорганизация сотрудника.


Список литературы

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009. – 210с.

2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2006.- 290с.

3. Каменюкин, А. Антистресс – тренинг / А. Каменюкин, Д. Ковпак. - СПб.: Питер, 2008.- 99с.

4. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник МГУ. - 2000.- №3.- С.4-21

5. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М.: Академия, 2007.- 188с.


[1] Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009. – С. 85

[2] Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник МГУ. - 2000.- №3.- С.15

[3] Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2006.- С. 77

[4] Митева, И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М.: Академия, 2007.- С. 92

[5] Каменюкин, А. Антистресс – тренинг / А. Каменюкин, Д. Ковпак. - СПб.: Питер, 2008.- С. 62

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  115  116  117   ..