Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  722  723  724   ..

 

 

Формирование команды профессионалов

Формирование команды профессионалов

стр.
Введение 3
1. Организация труда коллектива 5
2. Социально-психологические аспекты менеджмента 8
3. Организация обучения и переобучения кадров 12
4. Связь изменений в системе управления «человеческими ресурсами» с изменениями внешней и внутренней среды компании 19
5. Особенности формирования кадров в РФ в условиях перехода к рынку 24
Заключение 28
Задание №2 (задачи) 30
Тесты и задания 40
Список использованной литературы 52

Затраты на обучение и определение эффективности обучения

В 80-х гг. расходы на внутрифирменную подготовку кадров со­ставили:

"IBM" – 750 млн. долл. (5% затрат на оплату труда), "Дженерал электрик" – 260 млн. долл. (2%), "Ксерокс" – 257 млн. долл. (4%), "Текас инструменте" – 45 млн. долл. (3,5%), "Моторолла" – 42 млн. долл. (2,6%). Суммы даны без учета зар­платы работников, проходивших обучение, если их учесть, суммы почти удвоятся.

В среднем по программам подготовки фирмы США тратят 263 долл. на одного работника. В целом затраты на внутрифир­менное обучение вполне сопоставимы с затратами на государствен­ные и частные школы (среднее и высшее образование) – примерно 350 млрд. долл.

Уже с 70-х годов большинство руководителей американских корпораций стали рассматривать затраты на обучение как при­быльные капиталовложения, а отделы развития персонала и внутрифирменные учебные центры – как подразделения, уча­ствующие в создании прибыли.

Один из вариантов оценки эффективности может быть ос­нован на теории человеческого капитала, в соответствии с ко­торой знания и квалификация наемных работников рассматри­ваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и на­выков – инвестиции в него.

Можно выделить следующие характеристики основного ка­питала:

• цена приобретения;

• восстановительная стоимость;

• балансовая стоимость.

Цена приобретения – это сумма расходов на набор рабочей силы, ознакомление ее с производством и первоначальное обу­чение.

Восстановительная стоимость устанавливается для каждой группы сотрудников и выражает стоимость набора и обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.

Балансовая стоимость BV рассчитывается по формуле:

где r предполагаемый срок занятости;

р – число отработанных лет;

С – восстановительная стоимость.

В балансе показывается общая сумма вложений в трудовые ресурсы на начало планового периода (затраты на выбор и обу­чение), указывается объем произведенных в течение отчетного периода инвестиций, подсчитывается величина потерь вследст­вие увольнений, устаревания знаний и квалификации и выво­дится стоимость на конец рассматриваемого периода.

Исследователи утверждают, что сейчас более высокий эко­номический эффект от вложений в развитие персонала, чем от вложений в средства производства. Подсчеты показывают, что 1 долл., вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода.

По мнению главного экономиста Американского общества содействия обучению и развитию, в 90-е гг. XX столетия рост экономики за счет повышения обученности работников соста­вит 2,1%, за счет роста населения – 0,4%, за счет увеличения капитала – 0,5%.

Этапы организации обучения

Система подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положе­ние, оценена перспектива и сформирован образ желаемого бу­дущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.

Сопоставительный анализ традиционного и интегрированного обучения дает следующая таблица:

Ситуация

Конкретизация потребности в обучении

Метод обучения

1.

Специализированные про­граммы обучения (тренинга продаж, переговоров, креа­тивности)

Методы поведенческого тренинга

2.

Программы командообразования

Активная групповая и межгрупповая деятель­ность с последующей реф­лексией группового про­цесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем ор­ганизации

3.

Развитие межличностной и внутрифирменной комму­никации, формирование навыков преодоления кон­фликтов

Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитаци­онные деловые игры, ста­жировки, проектирование корпоративной культуры

4.

Управленческая подготовка

Лекции, семинары, прак­тические занятия, учебные деловые игры

5.

Подготовка к организаци­онным инновациям

Организационно-мыслительные игры, раз­работка проектов, анализ ситуаций организации

Параметры

Традиционное обучение внутри предприятия

Обучение, совмещенное с организационным развитием

Объект

Отдельный руководи­тель

Группы, межгрупповые свя­зи, руководитель и группа

Содержание

Основы управленче­ских знаний и навы­ков

Коммуникативные навы­ки, умения разрешать проблемы

Обучающиеся

Руководители млад­шего и среднего звена

Все руководители вплоть до высшего звена

Учебный процесс

Основан на инфор­мации и рационали­зации

Основан на информации, рационализации, комму­никации и эмоциях

Стиль обучения

Исходит из предметов и особенностей пре­подавателей

Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов

Цели обучения

Форма проведе­ния

Рациональность и эффективность

Местные семинары, курсы

Приспособление, измене­ние, информирование

Свободный выбор форм в зависимости от необходи­мости и ситуации

Ответственность за проведение

Преподаватели, орга­низаторы

Участники

Стабильность программы

Стабильная

Гибкая программа, адап­тированная к ситуации

Концепция обуче­ния

Адаптация руководи­телей к нуждам пред­приятия

Одновременно изменить руководителей и органи­зацию

Участие в подго­товке учебных в других программ

Участники не включены в составление учебных программ

Руководители принимают участие в составлении про­грамм изменения предпри­ятия

Направленность

Ориентация на зна­ния, которые могут пригодиться в будущем

Ориентация на конкретное изменение

Активность участников

Как правило, мало активны

Как правило, очень ак­тивны

1. Для поддержания работоспособности персонала мененджер должен проводить регулярный мониторинг ситуации в организации. Для этого важно разработать системы оценки эффективности труда, аттестации.

2. Для обеспечения потребности в кадрах, особенно в ситуации закрытой кадровой политики, важно продвигать уже работающий персонал – что создает совершенно особое, патриотическое отно­шение к организации.

3. Процедуры планирования карьеры, обучения персонала помо­гают и организации, и персоналу спрогнозировать удовлетворение как организационных, так и индивидуальных целей профессионального и должностного роста.

4. Для удержания благоприятной рабочей ситуации в организации важно правильно работать с конфликтной ситуацией.

4. Связь изменений в системе управления «человеческими ресурсами» с изменениями внешней и внутренней среды компании

Говоря о создании профессиональной команды работников, следует обратить особое внимание также на последовательное внедрение нововведений в организационные структуры компаний, что существенно меняет ориентиры и акценты в управлении ею. Еще недавно управление в компаниях строилось по принципу верти­кали, что способствовало оптимальному использованию труда узкоспециальных работников, когда у каждого их них были стро­го регламентированные обязанности. Менеджеры, принимающие кардинальные решения, размещались на самом верху пирамиды иерархии. Обеспечивая четкость и стабильность управления, подобное построение затрудняло осознание служащими основ­ных целей компании, не удавалось достаточно точно определить размер личного трудового вклада каждого из них. Успех дела пол­ностью зависел от степени взаимодействия отдельных подразде­лений.

Ужесточение конкуренции на мировых ранках и ускорение НТП изменили ситуацию. Специалисты по стратегии развития компа­ний занялись поиском новых путей. Нужно было изменить пси­хологический настрой большинства работников, стремившихся прежде всего сделать личную карьеру. В новой обстановке стало необязательным концентрировать внимание каждого сотрудника на своих обязанностях, но акцент был перенесен на бизнес ком­пании как единой системы, не имеющей строгого разграничения обязанностей между службами. Появилась потребность в специа­листах по слому бюрократических структур, способных бросить вызов старому и по-иному взглянуть на существующий порядок.

Уже в настоящее время многие компании перешли к организа­ции новых структур. В них упразднен ряд уровней управления, а оставшиеся сотрудники наделены большей ответственностью. Тем не менее главный недостаток – вертикальная иерархическая струк­тура, при которой сотрудники боятся руководителя, стараясь в первую очередь угодить ему, а потом уже – потребителю, в боль­шинстве фирм сохраняется.

Сокращения штата фирмы оказалось недостаточно для карди­нальной перестройки ее деятельности. Поэтому передовые компа­нии отказываются от прежней организационной модели, переходя на горизонтальную. Главная ее черта – более плоское горизон­тальное построение, которое намного эффективнее чем верти­кальное. Новая концепция предполагает полный отказ от иерархии и обособления функциональных и штабных звеньев. Горизонталь­ная компания является системой, в которой несколько менедже­ров высшего уровня распоряжаются финансами и трудовыми ресурсами всей компании. Ее служащие работают совместно в специально созданных временных группах по решению карди­нальных вопросов. Такая организационная структура имеет всего три или четыре промежуточных уровня управления, осуществ­ляющих руководство конкретными процессами. При этом вся деятельность компании подвергается глубоким изменениям. Структура ее формируется в целях ускоренного развития базовых процессов. Автономные рабочие группы становятся основными звеньями организации. Наиболее существенной задачей каждого из них выступает обеспечение полного удовлетворения потреб­ностей потребителей. Сотрудники таких групп вознаграждаются не только в соответствии с личным вкладом в общее дело, но и за свой профессиональный рост, а также по результатам работы груп­пы в целом.

Для большинства компаний переход на новую организацион­ную структуру ведет к трансформации и всей корпоративной куль­туры, что отвечает требованиям времени. Столь радикальные пе­ремены способствуют росту производительности труда.

В отличие от вертикальной, горизонтальный структура помо­гает не только избежать нерациональных затрат, но и содейству­ет мобилизации всех ресурсов компании, позволяет быстрее при­способиться к постоянно изменяющимся требованиям рынка.

Некоторые фирмы, едва появившись на свет, сразу стремятся сформировать горизонтальную структуру. В их числе и Astra/MerckGroup – компания, поставляющая на американский рынок противоязвенные препараты и средства для снижения кровяного дав­ления по лицензии шведской фирмы Astra. В этой компании ор­ганизованы группы, регулирующие все основные процессы – от разработки медикаментов до их сбыта. Традиционная структура, базирующаяся на принципах функционального деления вряд ли смогла бы обеспечить достижение поставленной цели – стать гиб­кой быстрореагирующей и ориентированной на запросы потре­бителя компанией.

В России тоже постепенно отходят от традиционных методов организационных построений. Так, одна из торговых фирм про­вела перестройку организации труда и иерархической структуры. Система управления, состоявшая ранее из нескольких уровней, стала более плоской. Теперь в ней работает группа людей, кото­рые осуществляют весь комплекс работ по обслуживанию кли­ентов и другие операции. Сотрудники уже оценили реальные достижения работы по-новому и материально заинтересованы в оптимальных результатах труда. В их руках находится решение некоторых вопросов по распределению доли прибыли. Люди заин­тересованы в максимальном удовлетворении пожеланий клиентов, так как это прямо отражается на получаемой фирмой прибыли. Кроме того, работники теперь работают в «одной упряжке», когда оценивается работа всего коллектива, и в то же время, учитыва­ется вклад каждого в конечный результат. Во главе стоит главный менеджер, который организует и контролирует работу фирмы, а также занимается перспективным планированием деятельности, одновременно с работой в других подразделениях компании. Это позволяет ему координировать всю деятельность данной фирмы в рамках ее стратегических целей.

Процесс перестройки иерархической структуры был здесь до­статочно болезненным и сложным. Приходилось менять психо­логию сотрудников, привыкших работать в строго фиксирован­ных рамках и стремящихся получать твердую зарплата, независи­мо от результатов деятельность фирмы. Из-за отсутствия опыта приходилось разрабатывать и вводить новую структуру, по ходу работы изменяя обязанности сотрудников и связи между ними, включая новые идеи и проверяя их на практике. В первое время на менеджеров, проводивших перестройку, легла колоссальная нагрузка, поскольку приходилось не только думать, как и что изменять, но и обеспечивать всю текущую работу компании в условиях разрушения старой организационной структуры и созда­ния новой. Работа велась индивидуально с каждым сотрудником. Но по мере налаживания всего механизма эта нагрузка сократи­лась до нормальной.

В результате новых организационных преобразований резко вырос оборот фирмы при неизменной пока ценовой политике и соответственно увеличилась прибыль. Сотрудники привыкают работать совместно, осознают выгоды новой оплаты труда, уси­ливается заинтересованность каждого в своих и общих результа­тах труда. Улучшилась работа внутри фирмы, большее внимание уделяется качеству обслуживания клиентов. Следовательно, и в наших условиях реально успешно применять зарубежный опыт по трансформации иерархической структуры компании, позво­ляющий повысить эффективность работы и улучшающий пози­ции в конкурентной борьбе, которая становится в России все сильнее.

Осуществление инновационных подходов в формировании ор­ганизационных структур фирмы должны получить в бизнес-плане должное отражение. Это же в полной мере относится к внедре­нию корпоративной культуры.

Становится все более очевидным возрождение в современных условиях роли корпоративной культуры в бизнесе. Это – ключевая переменная системы инновационного управления трудом, объе­диняющая усилия персонала в достижении корпоративных це­лей. Корпоративная культура – это совокупность ценностей и убеждений, разделяемых работниками фирмы, которые предоп­ределяют нормы их поведения и характер жизнедеятельности ор­ганизации.

Известные успехи зарубежных компаний в решении задач по­вышения производительности и качества труда, развитии пере­довой технологии и освоении новых видов продукции в значи­тельной мере обеспечиваются действенным механизмом управ­ления человеческими ресурсами. Современные формы и методы управления персоналом, особенно в крупных фирмах наукоем­ких производств – существенный фактор дальнейшего развития НТП.

Эффективность внутрифирменных механизмов управления не­посредственно обусловлена тем, что менеджмент активно при­спосабливается к изменениям в технике, технологии, рабочей силе, учитывает тенденцию повышения роли личностного фактора в управлении производством. Конкретные формы и методы управ­ления направлены на усиление эффективности использования на­емного труда – рабочих, служащих, ученых, ИТР, специалистов, самих управляющих. Сейчас индивидуальный работник исполь­зуется в наиболее полной степени с точки зрения его творческого потенциала. Рельефно проявляется стремление комплексной экс­плуатации физических, организаторских, эмоциональных способ­ностей, организаторских и исполнительских качеств современ­ных работников.

Ускорение технической модернизации и ориентации на тру­досберегающие технологии, а также интеллектуализация произ­водства потребовали новых форм организации труда. Обостри­лись противоречия между разными группами персонала (по воз­расту, образованию, месту в компании). Сложнее стал механизм мотивации В результате повысилась ценность принимаемых по кадровым вопросам решений. Все это неизбежно ведет к измене­нию традиционных средств воздействия на личностный фактор. Становятся все более значительными усилия по сглаживанию и преодолению негативных процессов в сфере управления трудом. Конкретные поиски менеджмента сосредоточились на дальней­шей дифференциации различных видов труда, групп работников и, соответственно, расширения круга инструментов организации и стимулирования с одной стороны, и на попытках реализации комплексного подхода к человеческому потенциалу в кадровой работе, а также внедрения форм перспективного развития персо­нала в соответствии с философией компании. Из всех многочис­ленных приемов управления персоналом особенно ярко выделя­ются области активности менеджмента на уровне трудового про­цесса. Это обеспечение твердой технологической и производст­венной дисциплины, стимулирование не только исполнительской, но творческой и организаторской деятельности персонала, ин­теграция усилий работников и совершенствование формы коопе­рации их труда.

Высокий уровень трудовой и производственной дисциплины – необходимое условие для внедрения прогрессивных организа­ционно-технологических систем.

Главная цель корпоративной культуры ~ это обеспечение при­быльности предприятий за счет совершенствование управления персоналом в целях налаживания лояльного отношения сотруд­ников к руководству и принимаемым ими решениям, что приво­дит к максимизации эффективности производственного менедж­мента и деятельности предприятия в целом.

В рамках корпоративной культуры для многих компаний ха­рактерно:

• выдвижение культуры как системы общих ценностей пер­сонала в центр управленческого воздействия. Поиск «мягких» составляющих развития организации (нормативных принципов поведения, гибких установок, синтетических ценностей) свиде­тельствует о том, что при возросшем динамизме и неопределен­ности внешних условий традиционные «жесткие» инструменты (оргструктуры, планы, бюджеты) уже не обеспечивает для повы­шения эффективности бизнеса;

• обособленные проблемы организационной культуры предпри­ятий свидетельствует о вызревании связанных с ней противоре­чий. Сегодня широко признаются сложность и дифференцированность организационных субкультур, в том числе в различных отделениях и филиалах, в разных странах.

Корпоративная культура, контролируемая руководством, лучше всего подходит для отражения в сознании работников процессов делегирования собственности и необходимости совместных уси­лий. В создании корпоративной культуры менеджеры видят се­годня этический ресурс дальнейшего развития, объединения но­ваторского потенциала широких групп трудящихся. Убеждение персонала в том, что предприятие соединяет работу с его жиз­ненными ценностями, выполняет важную функцию менеджмен­та – не только отражать реальные процессы жизнедеятельности работников, но и одновременно навязать им свое видение трудо­вых отношений в фирме.

Культура фирмы призвана ориентировать коллектив на долго­временные цели. Инструменты для этого – продвижение кадров внутри компании, делегирование полномочий и ответственно­сти, поощрение «чемпионов идей» и другие. В отличие от разроз­ненного характера культурных ориентиров прежней практики новизна современных подходов – в попытках комплексного ис­пользования арсенала идеологического воздействия на персонал.

Обращает на себя внимание активное привнесение во внутри­фирменную практику пропагандистских инструментов и механиз­мов поддержания идейно-политических установок, морально-эти­ческих ценностей и жизненных ориентиров работников. Пропа­ганда, как известно, наиболее эффективна при продолжительном воздействии и в тех условиях, когда создана благоприятная обста­новка для ее восприятия. Эту функцию и выполняет корпоратив­ная культура, формируемая высшим руководством компании или под его непосредственным контролем. Менеджмент акцентирует внимание на чувстве общности, причастности к современному совместному делу, последовательно создает образ компании, не­редко более «реальный», чем сама действительность. Управление этим процессом опирается на: четко сформулированные цели ком­пании, ее фундаментальные принципы, стратегические програм­мы развития.

Поддержка предпринимательства, свобода на рабочем месте для осуществления новаторских идей означают, что внутрифир­менная политика, практическая деятельность и организационная культура должны обеспечить взаимное доверие и сотрудничест­во в фирме. Пропагандируется приверженность к бескомпромис­сной честности, прямоте, высоким этическим стандартам в орга­низации. Это обеспечивает дух солидарности и чувство причаст­ности работников к корпоративной семье.

Большое внимание уделяется развитию профессионального и творческого потенциала работников, формирования предприни­мательской этики, поддержанию высокой ответственности за ка­чество продукции, работ и услуг и судьбу компании в целом. Служ­бы управления человеческим потенциалом руководствуются здесь следующими принципами:

• подчеркивать уважение к индивидуальности и ценности каж­дого человека путем поощрения высокой производительности тру­да в доброжелательной и стимулирующей деловую активность манере;

• формировать и сохранять доверительные отношения и ува­жение работников друг к другу;

• нести ответственность за обучение и повышение профессио­нализма персонала;

• поощрять каждого, одновременно поддерживая свободную творческую деятельность;

• стимулировать принятие на себя ответственности в сложных ситуациях;

• предоставлять каждому работнику возможности для реализа­ции его индивидуальных способностей;

• лучше расставлять кадры;

• повышать ответственность за развитие трудового потенциа­ла персонала;

• обеспечивать справедливую оплату труда;

• оценивать результаты работы по достижению поставленных целей.

5. Особенности формирования кадров в РФ в условиях перехода к рынку

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.

Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта. Сейчас почти все предприятий осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта продукции на рынке. Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.

Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).

Также замечено новое явление – взаимоотношения предприятий с новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются реализацией части продукции предприятия, а остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения производства. Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал выход на международный рынок. Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров.

Таким образом, менеджмент и стратегическое управление деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.

Трансформация управления персоналом направлена, в первую очередь, на реализацию политики мотивации, которая нацелена на расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это побуждает работников к развитию своих способностей, интенсивному, продуктивному и творческо­му труду. Должны быть найдены и внедрены мощные стимулы, побуждающие сотрудников искать новое, экспериментировать, стремиться к самостоятельному творчеству. Подобные стимулы важны во всех сферах жизни коллектива: материальной, мораль­но-психологической, организационной. Сотрудник, стремящий­ся найти и предложить нечто полезное для фирмы или отдела, обязательно должен поощряться материально, продвижением по службе, возможностью повышения квалификации и др. Тогда в сознании и образе действий коллектива экспериментатор будет восприниматься положительно, вызывать уважение и стремле­ние подражать.

Как показывает практика российских фирм, многое в матери­альном стимулировании можно изменить в лучшую сторону. Обычно материальные стимулы имеют стабильную часть и пере­менную. В последнюю входят премии за высокие результаты рабо­ты подразделения, за работу конкретного сотрудника, надбавки за профессиональный рост, знание и применение в работе ино­странных языков, способность использовать возможности ком­пьютера, поощрение за осуществление инициативных проектов, надбавки за разработку и внедрение новых направлений деятель­ности, за совместительство и др.

Эффективным показало себя на практике внедрение индиви­дуально начисляемой и гибко изменяемой в установленных фирмой пределах заработной платы в зависимости от реально достигнутых результатов. Некоторые компании готовы к исполь­зованию в своей практике участия работников в распределении полученной прибыли с учетом вклада каждого. Размеры матери­ального вознаграждения не должны быть для коллектива тайной, чтобы все сотрудники могли убедиться, что эффективный труд, инициатива, стремление работника принести пользу всемерно по­ощряется руководством.

Лучше всего стимулирует сотрудников к эффективной трудо­вой деятельности справедливая оценка руководством качества их работы. Но если это сделано с большим запозданием, если труд всех оплачивается одинаково, не учитываются индивидуальные достижения сотрудников, то успеха ждать бесполезно, равно как и от одновременного повышения зарплаты всем и в равной мере. Каждому предприятию в соответствии с его особенностями, воз­можностями и традициями необходимы разработка, внедрение и постоянное совершенствование системы стимулов, в полной ме­ре обеспечивающей интересы сотрудников, и фирмы в целом. При этом дело не только и не столько в материальном поощре­нии, в его объеме. Еще более значимым и эффективным может оказаться нематериальное стимулирование.

Арсенал мер нематериального стимулирования достаточно об­ширен. Многие работники воспринимают в качестве стимулов похвалы в их адрес со стороны руководства на собрании коллек­тива, благодарности с занесением в трудовую книжку и другие аналогичные меры. Для многих знакомы меры негативного сти­мулирования как материальные, так и нематериальные (выгово­ры, переводы, лишения премий и др.). Эти меры во многом уста­рели. Гораздо более эффективно, например, развитие и качест­венное совершенствование процесса привлечения сотрудников к управлению предприятием. С сотрудников советуются, его при­влекают к процессам анализа, планирования, прогнозирования, разработки стратегии и тактики, организации и контроля работы компании. Осознав и прочувствовав свою причастность к работе фирмы и свою значимость, сотрудник способен совершенно иначе организовать свой труд, увеличив его отдачу.

Перестройка мотивации коллектива позволит форсировать про­цесс инноваций, поможет улучшить положение фирмы на рын­ке, более эффективно задействовать возможности сотрудников, выступающих в качестве сплоченной команды единомышленни­ков. В этом случае способность фирмы устоять перед неблагоп­риятным воздействием изменений внешней среды многократно возрастает. Естественно, что все охарактеризованные выше фак­торы получают в бизнес-плане свое рельефное отражение.

заключение

Во многих российских фирмах наблюдаются в последнее вре­мя положительные тенденции в менеджменте – деятельность их трансформируется применительно к изменениям внешней сре­ды. Все более характерной становится адекватная реакция на из­менения конъюнктуры рынка, осваиваются новые направления и инструменты бизнеса. В большинстве предприятий неуклонно улучшаются стиль и приемы управления, внедряются более со­вершенные методы работы с персоналом, повышается уровень кадровой политики. Вместе с тем, практика выдвигает ряд серьез­ных проблем в данной области. В большинстве наших компаний у работников отсутствует фундаментальная мотивация для эф­фективной деятельности, они не принимают на себя всю полноту ответственности за принятие и реализацию управленческих решений, не отождествляют себя с компанией, не понимают объек­тивную необходимость достижения единства личных интересов и интересов фирмы. Многим сотрудникам не хватает профессио­нальных знаний и нет желания их получить. Они не способны оценивать последствия принимаемых решений, не в состоянии адекватно реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Немало специалистов ориентируются больше на практику дру­гих фирм, нежели на собственный анализ ситуации на рынке. Это может нанести огромный ущерб фирме из-за характерных для России быстрых изменений макроэкономической среды. В организации работы компаний также имеется много пробелов, например, нет налаженного взаимодействия между подразделе­ниями. Связи между отделами осуществляются, как правило, через руководство фирмы. Работники, не имеющие постоянной интел­лектуальной и информационной помощи коллег из других под­разделений, сознают себя только представителями коллектива отдельного звена, а не частью компании в целом. Из-за этого в их работе отражаются узкие интересы коллектива подразделения, а не стратегические интересы компании. При таком положении руководителю приходится всю основную работу, особенно в стра­тегическом плане, брать на себя, сосредотачиваться на организа­ции, координации о контроле, планировании, стимулировании труда.

Создание команды – дело сложное и кропотливое. При ее формировании в полной мере должны быть учтены следующие требования:

• каждый участник команды обязан во всей полноте осознать цель, поставленную перед коллективом; оптимально. Когда в фор­мировании цели участвует вся команда;

• команда функционирует как единый организм, причем от­ветственность за результаты также носит коллективный, а не ин­дивидуальный характер;

• любой участник команды должен постоянно совершенство­вать свою квалификацию, чтобы обладать универсальными в своей сфере знаниями, трудовыми навыками. Это позволяет эффектив­но и творчески работать в пределах закрепленного за ним участка работы и на месте любого другого члена команды. Он должен быть способен в любое время «подставить плечо» нуждающемуся в нем члену коллектива, постоянно взаимодействовать с другими его представителями. В то же время команда не может диктовать состоящим в ней партнерам свою волю – каждый сохраняет соб­ственную самостоятельность;

• все члены команды имеют равные права в ее работе, плани­руют свою личную трудовую деятельность и деятельность всего коллектива, участвуют в формировании плана работы каждого члена команды;

• как в любом коллективе обязанности каждого участника ко­манды уточняются, но достаточно гибко. В процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как правило, посто­янно меняется;

• подбор участников командного коллектива осуществляется, в первую очередь, по психологической совместимости;

• управление командой осуществляется коллективно. За руко­водителем закрепляется функция координации и представления ее интересов во внешней сфере.

Практика показывает, что оптимально, когда действует целый ряд таких команд. Именно в подобном качестве призваны функ­ционировать фирма в целом, ее правление, коллектив каждого подразделения. Создание эффективно действующей команды обычно начинается с образования временных групп работников для выполнения конкретных заданий, имеющих поисковый ха­рактер, формирования новых служб. Такой коллектив включает в себя специалистов из разных подразделений. Участие в этом коллективе расценивается как основная нагрузка на каждого спе­циалиста. При этом важнейшие функции по месту главной его дея­тельности с работника снимаются. Вместе с тем он не теряет связь со своим подразделением. Все члены рабочей группы при­нимают самой живое участие в создании новой службы, помогают подбирать работников, консультируют, разрабатывают концеп­цию деятельности, то есть действуют как отдельное подраз­деление. На этой основе формируется ядро команды, выявляется ее лидер, вырабатывается стратегия деятельности.

Очень существенно, что вновь созданный коллектив с самого начала располагает немалым опытом, его участники хорошо пред­ставляют специфику, конкретные условия работы. Любая инно­вация является задачей комплексной. Ее удается решить быстрее и качественнее за счет взаимодействия коллектива нового обра­зования с остальными управлениями и отделами. Созданная команда способна оперативно и эффективно реагировать на лю­бые изменения и проблемы. Менеджер, сформировавший такую команду, может быть уверенным в будущем компании.


Задание №2 (задачи)

Задача № 1.

Определить средневзвешенные затраты на капитал фирмы, включающие внутреннюю стоимость капитала и стоимость капитала, приобретенного на открытом рынке.

Стоимость внутреннего капитала (Св) составляет 21 %. Удельный вес внутреннего капитала в структуре капитала фирмы (Ув) - 42%.

Стоимость долга фирмы (Сд) - 8% годовых, стоимость собственного капитала (Сс) - 16%, при этом соотношение собственных и заемных средств определено поровну.

Указания к решению задачи

Средневзвешенные затраты на капитал предприятия (Со) составляют:

Со = Сд • Уд + Св • Ув + Сс • Ус

Решение

1) Сд = 8% = 0,08;

Св = 21% = 0,21;

Сс = 16% = 0,16;

Ув = 0,42;

Уд = Ус = = = 0, 29.

2) Со = Сд • Уд + Св • Ув + Сс • Ус = 0,08 • 0,29 + 0,21 • 0,42 + 0,16 • 0,29 = = 0, 0232 + 0,1218 + 0,0464 = 0, 1914 = 19,14 %

Задача № 2.

Руководство 000 принимает решение об инвестировании при следующих исходных данных: 1 год - 131 тыс. долл.; 2 год - 141 тыс. долл.; 3 год - 151 тыс. долл.; 4 год - 171 тыс. долл. Рассчитать чистую приведенную стоимость данного проекта (NPV) при ставке дисконтирования 12% годовых.

Указания к решению задачи

Коэффициент дисконтирования равен:

,

где t - период приведения денежного потока;

r - ставка дисконтирования.

NPV - чистый дисконтированный доход определяется по формуле:

NPV = ,

где (CF)t - финансовый итог в году t;

t - год;

r - ставка дисконтирования.

Решение

NPV = = + + + =

= 117,0 + 112,4 + 107,5 + 108,7 = 445,6 тыс. руб.

Задача № 3.

У 000 временно свободные средства составляют 501 тыс. руб. Определить доходность бессрочной привилегированной акции с неизменным дивидендом с целью принятия решения о ее покупке.

Текущая рыночная цена акции - 451 тыс. руб. Ожидаемый дивиденд - 45%.

Инвестор (000) намерен продать акцию через 0,5 года.

Ожидаемая цена акции на момент предполагаемой ее продажи - 501 тыс. руб.

Указания к решению задачи

Доходность бессрочной привилегированной акции находят по формуле:

Kt = ,

где D - ожидаемый дивиденд;

Pm - текущая рыночная цена акции.

Если инвестор намерен продать ее через 0,5 года, тогда он может получить некоторые оценки ожидаемых значений общей (Kt), дивидендной (Кd) и капитализированной (Кс) доходности:

Kt = Kd + Kc = + ,

где Po - рыночная цена акции на момент принятия решения о покупке;

Р1 - ожидаемая цена акции на момент предполагаемой ее продажи;

n - ожидаемое число лет владения акцией.

Решение

Kt = Kd + Kc = + = + = 0,22

Задача № 4.

Выполнить прогнозирование денежного потока фирмы при следующих исходных данных:

1. В среднем 80% продукции фирма реализует в кредит, а 20% - за наличный расчет. Как правило, фирма предоставляет своим контрагентам 30-дневный кредит на льготных условиях (для простоты вычислений размером льготы в данной задаче пренебрегаем). Согласно статистическим данным 70% платежей оплачиваются контрагентами вовремя, т.е. в течение предоставленного для оплаты месяца, остальные 30% оплачиваются в течение следующего месяца.

2. Затраты на сырье и материалы должны составлять около 65%, а прочие расходы - около 15% в отпускной цене продукции, т.е. суммарная доля расходов не должны превышать 80% отпускной цены.

3. Сырье и материалы закупаются в размере потребности следующего месяца; сырье оплачивается с лагом в 30 дней.

4. Компания намерена наращивать объемы производства с темпом прироста 1,5% в месяц. Прогнозируемое изменение цен на сырье и материалы составит в планируемом полугодии 7,5% в месяц. Прогнозируемый уровень инфляции - 3,5% в месяц.

5. Остаток средств на счете на 1 января составляет 10 млн. руб. Поскольку этой суммы недостаточно для ритмичной работы, решено ее увеличить и иметь целевой остаток денежных средств на расчетном счете в январе планируемого года в размере 18 млн. руб.; его величина в последующие месяцы изменяется пропорционально темпу инфляции.

6. Доля налогов и прочих отчислений в бюджет составляет приблизительно 35% валовой прибыли компании.

7. В марте планируемого года компания намерена приобрести новое оборудование на сумму 25 млн. руб.

8. Необходимые для расчета фактические данные за ноябрь и декабрь предыдущего года приведены в таблице.

Составить помесячный график движения денежных средств на первое полугодие планируемого года.

Указания к решению задачи

1. Затраты на сырье и материалы (Зсм) рассчитываются по фактической их величине в декабре (Цд), а также с кумулятивными темпами расширения производства и изменения цен на сырье:

Зсм = Цд • 1,015 • 1,015 • 1,075 • 1,075

2. Величину прочих расходов (Зпр) рассчитывают по фактическим данным декабря (Зпр д), а также в соответствии с кумулятивными темпами расширения производства и инфляции:

Зпр = Зпр д • 1,015 • 1,015 • 1,05 • 1,05

3. Выручка от реализации (ВР) планируется исходя из общей суммы затрат и условия (2), в соответствии с которым их доля должна составить 80%:

ВР = (Зсм + Зпр): 0,8

4. Величина налогов и прочих отчислений от прибыли (НП) составляет 35% планируемой валовой прибыли:

НП = (ВР – Зсм – Зпр) • 0,35

5. Раздел 2 таблицы заполняется согласно условию (3). В феврале закуплено сырье в размере мартовской потребности, в то же время произойдет оплата сырья, закупленного в январе, но потребленного и оплаченного в феврале.

6. Поступление денежных средств рассчитывается исходя из условия (1). Таким образом, для февраля соответствующие составляющие дохода исчисляются следующим образом:

20% реализации текущего месяца за наличные = ВР • 0,2

70% реализации в кредит прошлого месяца = ВР пм • 0,8 • 0,7

39% реализации в кредит позапрошлого месяца = ВР ппм • 0,8 • 0,3

7. Отток денежных средств рассчитывается в соответствии с указаниями (3) и (7).

8. Сальдо денежного потока (Сдп) рассчитывается как разность между поступлением (П) и оттоком (О) денежных средств:

Сдп = П – О

9. Остаток денежных средств на конец месяца (Одк) рассчитывается суммированием остатка денежных средств на начало месяца (Одн) и сальдо денежного потока за истекший месяц (Сди):

Одк = Одн + Сди

1. Целевое сальдо денежных средств (ЦС) рассчитывается согласно условию (5):

ЦС = 18 • 1,05

11. Излишек (недостаток) денежных средств (ИН) рассчитывается вычитанием величины целевого сальдо из остатка денежных средств на конец месяца:

ИН = Одк – ЦС

Решение
Показатель Фактические данные Прогноз
ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь
1.Прогнозирование объема реализации
Выручка от реализации 111,0 121,0 125,1 136,1 148,1 161,2 175,4 190,9
Затраты на сырье и материалы 81,0 88,4 96,4 105,2 114,8 125,2 136,6
Прочие расходы 11,0 11,7 12,5 13,3 14,2 15,1 16,1
Валовая прибыль 21,0 25,0 27,2 29,6 32,3 35,1 38,3
Налоги и прочие отчисления от прибыли (35%) 8,1 8,7 9,5 10,3 11,3 12,3 13,4
Чистая прибыль 12,9 16,3 17,7 19,3 21,0 22,8 24,9
2. Приобретение и оплата сырья и материалов
Приобретение сырья (в размере потребности следующего месяца) 88,4 96,4 105,2 114,8 125,2 136,6
Оплата сырья (временной лаг – 30 дней) 88,4 96,4 105,2 114,8 125,2 136,6
3. Расчет сальдо денежного потока
3.1. Поступление денежных средств
20% реализации текущего месяца за наличные 25, 0 27,2 29,6 32,2 35, 0 38,2
70% реализации в кредит прошлого месяца 67, 8 70,0 76,2 82,9 90,2 98,2
30% реализации в кредит позапрошлого месяца 26, 6 29,0 30,0 32,7 35,5 38,7
И т о г о 119,4 126,2 135,8 147,8 160,7 175,1
3.2.Отток денежных средств:
Оплата сырья и материалов 88,4 96,4 105,2 114,8 125,2 136,6
Прочие расходы 11,7 12,5 13,3 14,2 15,1 16,1
Налоги и прочие платежи в бюджет 8,7 9,5 10,3 11,3 12,3 13,4
Приобретение оборудования 25,0
И т о г о 108,8 118,4 153,8 140,3 152,6 166,1
Сальдо денежного потока 10,6 7,8 -18,0 7,5 8,1 9,0
4. Расчет излишка (недостатка) денежных средств на счете
Остаток денежных средств на начало месяца 10, 0 20,6 28,4 10,4 17,9 26,0
Остаток денежных средств на конец месяца 20,6 28,4 10,4 17,9 26,0 35,0
Целевое сальдо денежных средств 18, 0 18,9 19,8 20,8 21,9 23,0
Излишек (недостаток) денежных средств 2,6 9,5 - 9,4 2,6 - 2,9 12,0

1. Рассчитаем затраты на сырье и материалы (Зсм):

Зсм янв = Зсм дек • 1,015 • 1, 075 = 81,0 • 1,015 • 1, 075 = 88, 4 млн. руб.

Зсм фев = Зсм янв • 1,015 • 1, 075 = 88, 4 • 1,015 • 1, 075 = 96,4 млн. руб.

Зсм мар = Зсм фев • 1,015 • 1, 075 = 96,4 • 1,015 • 1, 075 = 105,2 млн. руб.

Зсм апр = Зсм мар • 1,015 • 1, 075 = 105,2 • 1,015 • 1, 075 = 114,8 млн. руб.

Зсм май = Зсм апр • 1,015 • 1, 075 = 114,8 • 1,015 • 1, 075 = 125,2 млн. руб.

Зсм июн = Зсм май • 1,015 • 1, 075 = 125,2 • 1,015 • 1, 075 = 136,6 млн. руб.

2. Рассчитаем величину прочих расходов (Зпр):

Зпр янв = Зпр дек • 1,015 • 1,05 = 11 • 1,015 • 1,05 = 11,7 млн. руб.

Зпр фев = Зпр янв • 1,015 • 1,05 = 11,7 • 1,015 • 1,05 = 12,5 млн. руб.

Зпр мар = Зпр фев • 1,015 • 1,05 = 12,5 • 1,015 • 1,05 = 13,3 млн. руб.

Зпр апр = Зпр мар • 1,015 • 1,05 = 13,3 • 1,015 • 1,05 = 14,2 млн. руб.

Зпр май = Зпр апр • 1,015 • 1,05 = 14,2 • 1,015 • 1,05 = 15,1 млн. руб.

Зпр июн = Зпр май • 1,015 • 1,05 = 15,1 • 1,015 • 1,05 = 16,1 млн. руб.

3. Рассчитаем выручку от реализации (ВР):

ВР янв = (Зсм янв + Зпр янв) : 0,8 = (88,4 + 11,7) : 0,8 = 125,1 млн. руб.

ВР фев = (Зсм фев + Зпр фев) : 0,8 = (96,4 + 12,5) : 0,8 = 136,1 млн. руб.

ВР мар = (Зсм мар + Зпр мар) : 0,8 = (105,2 + 13,3) : 0,8 = 148,1 млн. руб.

ВР апр = (Зсм апр + Зпр апр) : 0,8 = (114,8 + 14,2) : 0,8 = 161,2 млн. руб.

ВР май = (Зсм май + Зпр май) : 0,8 = (125,2 + 15,1) : 0,8 = 175,4 млн. руб.

ВР июн = (Зсм июн + Зпр июн) : 0,8 = (136,6 + 16,1) : 0,8 = 190,9 млн. руб.

4. Рассчитаем величину налогов и прочих отчислени от прибыли (НП):

НП янв = (ВР янв – Зсм янв – Зпр янв) • 0,35 = (125,1 – 88,4 – 11,7) • 0, 35 = =8,7 млн. руб.

НП фев = (ВР фев – Зсм фев – Зпр фев) • 0,35 = (136,1 – 96,4 – 12,5) • 0, 35 = =9,5 млн. руб.

НП мар = (ВР мар – Зсм мар – Зпр мар) • 0,35 = (148,1 – 105,2 – 13,3) • 0, 35 = =10,3 млн. руб.

НП апр = (ВР апр – Зсм апр – Зпр апр) • 0,35 = (161,2 – 114,8 – 14,2) • 0, 35 = 11,3 млн. руб.

НП май = (ВР май – Зсм май – Зпр май) • 0,35 = (175,4 – 125,2 – 15,1) • 0, 35 = 12,3 млн. руб.

НП июн = (ВР июн – Зсм июн – Зпр июн) • 0,35 = (190,9 – 136,6 – 16,1) • 0, 35 = 13,4 млн. руб.

5. Рассчитаем поступление денежных средств:

20% реализации текущего месяца за наличные 70% реализации в кредит прошлого месяца 30% реализации в кредит позапрошлого месяца
январь ВР янв • 0,2 = 125,1 • 0,2 = 25, 0 млн. руб. ВР дек • 0,8 • 0,7 = 121 • 0,8 • 0,7 = 67, 8 млн. руб. ВР ноя • 0,8 • 0,3 = 111 • 0,8 • 0,3 = 26, 6 млн. руб.
февраль ВР фев • 0,2 = 136,1 • 0,2 = 27,2 млн. руб. ВР янв• 0,8 • 0,7 = 125,1 • 0,8 • 0,7 = 70,0 млн. руб. ВР дек• 0,8 • 0,3 = 121 • 0,8 • 0,3 = 29,0 млн. руб.
март ВР мар • 0,2 = 148,1 • 0,2 = 29,6 млн. руб. ВР фев • 0,8 • 0,7 = 136,1 • 0,8 • 0,7 = 76,2 млн. руб. ВР янв • 0,8 • 0,3 = 125,1 • 0,8 • 0,3 = 30,0 млн. руб.
апрель ВР апр • 0,2 = 161,2 • 0,2 = 32,2 млн. руб. ВР мар • 0,8 • 0,7 = 148,1 • 0,8 • 0,7 = 82,9 млн. руб. ВР фев • 0,8 • 0,3 = 136,1 • 0,8 • 0,3 = 32,7 млн. руб.
май ВР май • 0,2 = 175,4 • 0,2 = 35, 0 млн. руб. ВР апр • 0,8 • 0,7 = 161,2 • 0,8 • 0,7 = 90,2 млн. руб. ВР мар • 0,8 • 0,3 = 148,1 • 0,8 • 0,3 = 35,5 млн. руб.
июнь ВР июн • 0,2 = 190,9 • 0,2 = 38,2 млн. руб. ВР май • 0,8 • 0,7 = 175,4 • 0,8 • 0,7 = 98,2 млн. руб. ВР апр • 0,8 • 0,3 = 161,2 • 0,8 • 0,3 = 38,7 млн. руб.

6. Рассчитаем сальдо денежного потока (Сдп):

Сдп янв = П янв – О янв = 119,4 – 108,8 = 10,6 млн. руб.

Сдп фев = П фев – О фев = 126,2 – 118,4 = 7,8 млн. руб.

Сдп мар = П мар – О мар = 135,8 – 153,8 = -18,0 млн. руб.

Сдп апр = П апр – О апр = 147,8 – 140,3 = 7,5 млн. руб.

Сдп май = П май – О май = 160,7 – 152,6 = 8,1 млн. руб.

Сдп июн = П июн – О июн = 175,1 – 166,1 = 9,0 млн. руб.

7. Рассчитаем остаток денежных средств на конец месяца (Одк):

Одк янв = Одн + Сди = 10,0 + 10,6 = 20,6 млн. руб.

Одк фев = Одн + Сди = 20,6 + 7,8 = 28,4 млн. руб.

Одк мар = Одн + Сди = 28,4 + (-18,0) = 10,4 млн. руб.

Одк апр = Одн + Сди = 10,4 + 7,5 = 17,9 млн. руб.

Одк май = Одн + Сди = 17,9 + 8,1 = 26,0 млн. руб.

Одк июн= Одн + Сди = 26,0 + 9,0 = 35,0 млн. руб.

8. Рассчитаем целевое сальдо денежных средств (ЦС):

ЦС янв = 18,0 млн. руб.

ЦС фев = ЦС янв • 1,05 = 18, 0 • 1, 05 = 18,9 млн. руб.

ЦС мар = ЦС фев • 1,05 = 18, 9 • 1, 05 = 19,8 млн. руб.

ЦС апр = ЦС мар • 1,05 = 19,8 • 1, 05 = 20,8 млн. руб.

ЦС май = ЦС апр • 1,05 = 20,8 • 1, 05 = 21,9 млн. руб.

ЦС июн = ЦС май • 1,05 = 21,9 • 1, 05 = 23,0 млн. руб.

9. Рассчитаем излишек (недостаток) денежных средств (ИН):

ИН янв = Одк янв – ЦС янв = 20,6 – 18,0 = 2,6 млн. руб.

ИН фев = Одк фев – ЦС фев = 28,4 – 18,9 = 9,5 млн. руб.

ИН мар = Одк мар – ЦС мар = 10,4 – 19,8 = - 9,4 млн. руб.

ИН апр = Одк апр – ЦС апр = 17,9 – 20,8 = 2,6 млн. руб.

ИН май = Одк май – ЦС май = 26,0 – 21,9 = - 2,9 млн. руб.

ИН июн = Одк июн – ЦС июн = 35,0 – 23,0 = 12,0 млн. руб.

Выводы:

Как видно из приведенного выше анализа, положение с денежным потоком в компании достаточно благо­получное, лишь в марте наблюдается превышение оттока денежных средств над их поступлением, причина этого кроется в расходах на при­обретение оборудования.

Для того, чтобы поддерживать требуемый целевой остаток де­нежных средств, компания вынуждена будет прибегать либо к краткос­рочным кредитам, либо к конвертации ликвидных ценных бумаг; вели­чина требуемой краткосрочной ссуды составляет: в марте – 9,4 млн. руб. и в мае – 2,9 млн. руб.


тесты и задания

Тема 1. Диагностика финансового состояния предприятия. Оценка внутренних и внешних факторов финансового благополучия фирмы

№ теста Вариант ответа
1) 1
2) 1
3) 3
4) 1
5) 1
6) 3
7) 1
8) 3
9) 1
Тема 2. Формирование команды профессионалов
№ теста Вариант ответа
1) 1
2) 1

Тема 3. Обеспечение устойчивой позиции фирмы на рынке

№ теста Вариант ответа
1) 3
2) 3
3) 2
4) 1
5) 1
6) 3
7) 1
8) 1
9) 2

Тема 4. Оптимизация налогообложения

№ теста Вариант ответа
1) 1
2) 1
3) 1
4) 1
5) 3
6) 1
7) 1
8) 1
9) 3
10) 1
11) 2

Тема 5. Финансовая деятельность компании

№ теста Вариант ответа
1) 1
2) 1
3) 1
4) 1
5) 2
6) 3

Тема 6. Финансовый менеджмент

№ теста Вариант ответа
1) 2
2) 3

Задача № 1.

Определить средневзвешенные затраты на капитал фирмы, включающие внутреннюю стоимость капитала и стоимость капитала, приобретенного на открытом рынке.

Стоимость внутреннего капитала (Св) составляет 21 %. Удельный вес внутреннего капитала в структуре капитала фирмы (Ув) - 42%.

Стоимость долга фирмы (Сд) - 8% годовых, стоимость собственного капитала (Сс) - 16%, при этом соотношение собственных и заемных средств определено поровну.

Решение

1) Сд = 8% = 0,08;

Св = 21% = 0,21;

Сс = 16% = 0,16;

Ув = 0,42;

Уд = Ус = = = 0, 29.

2) Со = Сд • Уд + Св • Ув + Сс • Ус = 0,08 • 0,29 + 0,21 • 0,42 + 0,16 • 0,29 = = 0, 0232 + 0,1218 + 0,0464 = 0, 1914 = 19,14 %

Задача № 2.

Показатель Фактические данные Прогноз
ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь
1.Прогнозирование объема реализации
Выручка от реализации 111,0 121,0 125,1 136,1 148,1 161,2 175,4 190,9
Затраты на сырье и материалы 81,0 88,4 96,4 105,2 114,8 125,2 136,6
Прочие расходы 11,0 11,7 12,5 13,3 14,2 15,1 16,1
Валовая прибыль 21,0 25,0 27,2 29,6 32,3 35,1 38,3
Налоги и прочие отчисления от прибыли (35%) 8,1 8,7 9,5 10,3 11,3 12,3 13,4
Чистая прибыль 12,9 16,3 17,7 19,3 21,0 22,8 24,9
2. Приобретение и оплата сырья и материалов
Приобретение сырья (в размере потребности следующего месяца) 88,4 96,4 105,2 114,8 125,2 136,6
Оплата сырья (временной лаг – 30 дней) 88,4 96,4 105,2 114,8 125,2 136,6
3. Расчет сальдо денежного потока
3.1. Поступление денежных средств
20% реализации текущего месяца за наличные 25, 0 27,2 29,6 32,2 35, 0 38,2
70% реализации в кредит прошлого месяца 67, 8 70,0 76,2 82,9 90,2 98,2
30% реализации в кредит позапрошлого месяца 26, 6 29,0 30,0 32,7 35,5 38,7
И т о г о 119,4 126,2 135,8 147,8 160,7 175,1
3.2.Отток денежных средств:
Оплата сырья и материалов 88,4 96,4 105,2 114,8 125,2 136,6
Прочие расходы 11,7 12,5 13,3 14,2 15,1 16,1
Налоги и прочие платежи в бюджет 8,7 9,5 10,3 11,3 12,3 13,4
Приобретение оборудования 25,0
И т о г о 108,8 118,4 153,8 140,3 152,6 166,1
Сальдо денежного потока 10,6 7,8 -18,0 7,5 8,1 9,0
4. Расчет излишка (недостатка) денежных средств на счете
Остаток денежных средств на начало месяца 10, 0 20,6 28,4 10,4 17,9 26,0
Остаток денежных средств на конец месяца 20,6 28,4 10,4 17,9 26,0 35,0
Целевое сальдо денежных средств 18, 0 18,9 19,8 20,8 21,9 23,0
Излишек (недостаток) денежных средств 2,6 9,5 - 9,4 2,6 - 2,9 12,0
Выводы:

Как видно из приведенного выше анализа, положение с денежным потоком в компании достаточно благо­получное, лишь в марте наблюдается превышение оттока денежных средств над их поступлением, причина этого кроется в расходах на при­обретение оборудования.

Для того, чтобы поддерживать требуемый целевой остаток де­нежных средств, компания вынуждена будет прибегать либо к краткос­рочным кредитам, либо к конвертации ликвидных ценных бумаг; вели­чина требуемой краткосрочной ссуды составляет: в марте – 9,4 млн. руб. и в мае – 2,9 млн. руб.

Тема 7. Виды планов, содержание и последовательность их разработки

№ теста Вариант ответа
1) 1
2) 1
3) 1
4) 3

Тема 8. Анализ бухгалтерской отчетности, аудит фирмы

Показатель Ед. изм. Предыдущий год Анализируемый год Отклонение
План Выполнение

Процент выполнения

(%)

От предыдущего года

(%)

От плана

(%)

Оплата жилья:
Всего Руб. 628391 969091 958091 98,9 +52,4 -1,1
На 1 кв. м жилой площади Руб./кв. м 165,8 198,1 195,9 98,9 +18,2 -1,1
Арендная плата:
Всего Руб. 2878281 4682481 4769781 101,9 +65,7 +1,9
На 1 кв. м жилой площади Руб./кв. м 9891 16091 16391 101,9 +65,7 +1,9
Сборы с арендаторов на покрытие эксплуатационных расходов:
Всего Руб. 2791 2991 2991 100 +7,2 0
На 1 кв. м нежилой площади Руб./кв. м 0,97 0,81 0,81 100 -16,5 0
Прочие доходы:
Всего Руб. 80191 80091 85091 106,2 +6,1 +6,2
На 1 кв. м общей площади Руб./кв. м 12,0 9,3 9,9 106,2 -17,5 +6,2
Доходы:
Всего Руб. 3589654 5734654 5815954 101,4 +62,0 +1,4
На 1 кв. м приведенной площади Руб./кв. м 514,8 646,3 655,5 101,4 +27,3 +1,4
Справочно:
Среднегодовая эксплуатируемая площадь:
Жилая Кв. м 3791 4891 4891 100 +29,0 0
Нежилая Кв. м 2891 3691 3691 100 +27,7 0
Общая Кв. м 6682 8582 8582 100 +28,4 0
Площадь помещений, сдаваемых в аренду Кв. м 291 291 291 100 0 0
Показатели Предыдущий год Анализируемый год
Руб. % к итогу Руб. % к итогу
1. Оплата жилья 628391 17,5 958091 16,8
2. Арендная плата 2878281 80,1 4769781 82,0
3. Сборы с арендаторов на покрытие 2791 0,07 2991 0,05
4. Прочие доходы 80191 2,2 85091 1,5
И т о г о доходов 3589654 5815954

Показатель Ед. изм. Предыдущий год Анализируемый год Отклонение
План Выполнение

Процент выполнения

(%)

От предыдущего года

(%)

От плана

(%)

Содержание аппарата управления ТСЖ
Всего Руб. 72691 75091 75091 100 +3,3 0
На 1 кв. м общей площади Руб./кв. м 10,9 8,7 8,7 100 -20,2 0
Содержание обслуживающего персонала:
Всего Руб. 249891 287491 225891 78,6 -9,6 -21,4
На 1 кв. м общей площади Руб./кв. м 37,4 33,5 26,3 78,6 -29,7 -21,4
Содержание домохозяйства:
Всего Руб. 458391 841191 866791 103,0 +89,0 +3,0
На 1 кв. м общей площади Руб./кв. м 68,6 98,0 101,0 103,0 +47,2 +3,0
Текущий ремонт:
Всего Руб. 28491 133991 132391 98,8 +364,7 -1,2
На 1 кв. м общей площади Руб./кв. м 4,3 15,6 15,4 98,8 +258,1 -1,2
Амортизация:
Всего Руб. 2291 9591 9591 100 +318,638 0
На 1 кв. м общей площади Руб./кв. м 0,3 1,1 1,1 100 +266,667 0
Прочие расходы:
Всего Руб. 6591 7691 8691 113,0 +31,8616 +11,3
На 1 кв. м общей площади Руб./кв. м 1,0 0,9 1,0 111,1 0 +11,3

Предыдущий год Анализируемый год

Анализируемый год по отношению к предыдущему

+ увеличен.

- уменьш.

Анализируемый год по отношению к плану

+ увеличен.

- уменьш.

план факт
Выручка (нетто) от реализации работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей), тыс. руб. 3158896,00 5046496,00 5118040,00 + +
Себестоимость реализации работ, услуг, тыс. руб. 2943457,00 4890452,00 5003877,00 + +
Управленческие расходы, тыс. руб. 72691,00 75091,00 75091,00 + не изм.
Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб. 142748,00 80953,00 39072,00 - -
Прочие операционные доходы (ассигнования из бюджета), тыс. руб. 3691,95 2691,23 2791,26 - +
Прочие операционные расходы, тыс. руб. 3544,22 2709,77 2885,43 - +
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, тыс. руб. 135511,80 75552, 00 33395,31 - -
Прочие внереализационные доходы (пеня), тыс. руб. 1,00 - 1,38 +
Прочие внереализационные расходы (штрафы), тыс. руб. 1,46 - 1,88 +
Прибыль (убыток) отчетного периода 135509,30 75552, 00 33392,05 - -
Налог на прибыль 17616,21 9821,76 4340,97 - -

Нераспределенная прибыль (убыток)

(27%)

28456,95 15865,92 7012,33 - -

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  722  723  724   ..

 

Статьи затрат Предыдущий год План анализируемого года Факт анализируемого года
Руб. % Руб. % Руб. %
Всего: 691426 100 1295286 100 1360036 100

Заработная плата рабочих с начислениями

(39,5%)