Рис. 10. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности
|
Целью финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» является:
- определение целей подразделения на плановый период;
- анализ фактических финансовых результатов и показателей эффективности;
- поддержание платежеспособности и ликвидности подразделения в течение планового периода.
Основным документом финансового планирования является бюджет предприятия, в котором в денежной форме планируются доходы и расходы на плановый бюджетный период, а также прогнозируются финансово-экономические показатели, достигаемые предприятием на конец периода.
Процессом финансового планирования руководит заместитель директора ДКРиЭО по экономике. Ответственность за отдельные участки планирования подразделяются по центрам финансовой ответственности.
Суть бюджетного планирования заключается в построении прогнозных форм финансовой отчетности, часть которых составляется по факту текущего года (факт 9 месяцев + прогноз IV квартала), структура которых складывается следующим образом:
-Бюджет доходов и расходов ДКРиЭО на 2009г.
-Расшифровка статьи бюджета доходов «Товарная продукция, услуги, перепродажа»
-Расшифровка статьи бюджета «Сырье и материалы»
-Расшифровка статьи бюджета «Энергоносители»
-Расшифровка статьи бюджета «Расходы на оплату труда»
-Расшифровка статьи бюджета «Прочие расходы»
-Расшифровка статьи бюджета «Налоги»
-Расшифровка раздела «Операционная деятельность»
-Расшифровка раздела «Внереализационная деятельность»
-Расшифровка раздела «Расходы, не связанные с производством»
-Расшифровка «Бюджет закупок » ДКРиЭО 2009г.
-Допущения к расчету финансового плана
-Анализ сформированного бюджета
По каждому показателю сметы доходов и расходов приводятся плановые данные текущего года (уточненный план, ожидаемое выполнение).
Финансовый план на предприятии включает в себя:
-составлению бюджета на очередной год (с разбивкой по месяцам);
-бюджет движения денежных средств на год;
-прогнозный баланс.
К нему прилагаются расчетные таблицы:
1. Первым этапом разработки финансового плана является составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период (Таблица 5.).
Таблица 5. Объем продаж Департамента координации ремонта и энергообеспечения на 2008 год
№ |
Наименование продукции |
Кол-во шт. |
Цена
руб.
|
Сумма (тыс.руб.) |
Подразделение |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
I. Товарная продукция |
1. |
Детали к а/м «КАМАЗ» в т.ч. |
83118 |
64540 |
- |
Реле поворота |
23400 |
285,24 |
6674,6 |
СПЭ |
- |
Реле блокировки стартера |
24300 |
179,12 |
4352,6 |
СПЭ |
- |
Реле стеклоочистителя |
22872 |
22875 |
53451,9 |
СПЭ |
- |
Табличка 5320-3904010 |
2796 |
2796 |
11,9 |
СПЭ |
- |
Табличка 5410-3904010 |
2900 |
2900 |
4,8 |
СПЭ |
- |
Табличка 5320-3903180 |
3100 |
3100 |
9,9 |
СПЭ |
- |
Табличка 5320-3903185 |
3750 |
3750 |
34,2 |
СПЭ |
2. |
Запасные части к технологическому оборудованию в т.ч. |
- |
Контроллер МК 8.22 |
570 |
17297 |
9859 |
СПЭ |
- |
Блок питания 211305 |
1509 |
7836 |
1182 |
СПЭ |
- |
Датчик 13-Р16 |
769 |
196 |
1507 |
СПЭ |
- |
Датчик 23-Р18 |
128 |
196 |
3256 |
СПЭ |
- |
Пульт записи кода |
235 |
236 |
2547 |
СПЭ |
- |
Крепление направляющей |
258 |
58 |
247 |
СРТС |
- |
Каретка |
3698 |
459 |
69 |
СРТС |
- |
Стопор |
4569 |
369 |
25 |
СРТС |
- |
Цепь тяговая |
852 |
478 |
52 |
СРТС |
- |
Брус соединительный |
698 |
325 |
69 |
СРТС |
Продолжение табл. 5. |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
- |
Сошка руля |
4569 |
56 |
78 |
СРТС |
- |
Кронштейн реактивной штанги |
2569 |
125 |
126 |
СРТС |
- |
Контейнера |
6547 |
215 |
456 |
СРТС |
3. |
Работы промышленного характера в т.ч. |
- |
Ремонт электродвигателя |
98 |
3800 |
372400 |
СПЭ |
- |
Ремонт стенда испытаний |
98 |
1200 |
11760 |
СПЭ |
- |
Ремонт платы |
12589 |
23 |
28954 |
СПЭ |
- |
Ремонт газорезной машины |
2369 |
123 |
29128 |
СПЭ |
- |
Ремонт ток.винторез-ый стн-а |
89 |
890 |
7921 |
СПЭ |
- |
Ремонт ПТК |
1 |
2130 |
2130 |
СПЭ |
- |
Ремонт ГНК |
1 |
2110 |
2110 |
СПЭ |
- |
Ремонт АС |
1 |
1540 |
1540 |
СПЭ |
- |
Ремонт блока ВТУ |
236 |
256 |
6041 |
СПЭ |
- |
Ремонт пульта записи кода |
369 |
356 |
13136 |
СПЭ |
- |
Ремонт датчика 23Р16 |
698 |
698 |
48720 |
СПЭ |
- |
Ремонт стер.машины U-900 |
23 |
78 |
18620 |
СПЭ |
- |
Ремонт стер.машины U-901 |
236 |
987 |
23293 |
СПЭ |
- |
Ремонт СУ отопителя |
98 |
895 |
8771 |
СПЭ |
- |
Ремонт электромагнита |
78 |
897 |
70773 |
СПЭ |
- |
Ремонт плата ПРЦ |
366 |
556 |
20349 |
СПЭ |
- |
Ремонт двигателя ДВ 1792 |
25 |
599 |
14975 |
СРТС |
- |
Ремонт двигателя Д3900 |
63 |
256 |
16128 |
СРТС |
- |
Ремонт погрузчика ДВ 1792 |
25 |
458 |
11454 |
СРТС |
- |
Ремонт погрузчика ЕВ 735 |
45 |
1258 |
56610 |
СРТС |
- |
Ремонт ГДП |
56 |
1247 |
69832 |
СРТС |
- |
Ремонт блока управл. моста |
74 |
236 |
17464 |
СРТС |
- |
Ремонт V/2234 |
23 |
258 |
5934 |
СРТС |
- |
Ремонт V/2230 |
89 |
578 |
51442 |
СРТС |
- |
Ремонт насоса РSV |
78 |
987 |
76986 |
СРТС |
- |
Ремонт насоса НАД5426 |
85 |
897 |
76245 |
СРТС |
- |
Диагностика |
1 |
20569 |
20569 |
ОДиНМК |
- |
Ремонт г/мотора Г15-22 |
36 |
236 |
8496 |
СРТС |
- |
Ремонт г/мотора Г 15-23 |
37 |
369 |
13653 |
СРТС |
- |
Гибка лонжеронов |
89 |
698 |
62122 |
СРТС |
- |
Демонтаж ПТК |
1 |
23590 |
23590 |
СРТС |
- |
Демонтаж ГНК |
1 |
1269 |
1269 |
СРТС |
- |
Монтаж ПТК |
1 |
2369 |
2369 |
СРТС |
- |
Монтаж ГНК |
1 |
3698 |
3698 |
СРТС |
- |
Рем.обслуживание ПТК |
1 |
5698 |
5698 |
СРТС |
- |
Рем.обслуживание ГНК |
1 |
6970 |
6970 |
СРТС |
- |
Рем.обслуживание АС |
1 |
3697 |
3697 |
СРТС |
ИТОГО по ТП |
117321 |
II. Услуги непромышленного характера |
Автоуслуги спец.техника |
3477 |
АТП |
Итого услуг непром. характера |
3477 |
III. Перепродажа |
1. |
З/ч для основного пр-ва |
6200 |
СО |
Продолжение табл. 5. |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
2. |
З/ч для РЭН технологического оборудования |
59456 |
СО |
3. |
З/ч для РЭН энергетического оборудования |
30613 |
СО |
Итого по перепродаже |
96269 |
ВСЕГО |
237254 |
ДКРиЭО |
В зависимости от прогнозного объема продаж на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов, источники финансирования. Предел физического объема продаж определяется существующими производственными мощностями и величиной запасов в разрезе видов продукции на начало бюджетного периода.
Помесячно объем продаж определяется от заявок и договоров с заводами ОАО «КАМАЗ» и сторонними организациями.
2. Вторым этапом разработки финансового плана является составление штатного расписания подразделения (составляется согласно «Инструкции о порядке разработки штатных расписаний РСиС ОАО «КАМАЗ»), а так же штатной расстановки подразделения (составляется согласно «Инструкции по оформлению обществами, предприятиями, подразделениям ОАО «КАМАЗ» штатных расстановок рабочих). Далее производится расчет среднечасовой заработной платы основных рабочих (Таблица 6.) (Приложение 2), а так же Данные в стоимостном выражении заносятся в годовую смету подразделения с разбивкой по месяцам (Таблица 7.) (Приложение 3).[2]
3. Третьим этапом разработки финансового плана является расчет энергоносителей (Таблица 8.). Вспомогательная таблица далее разбивается по месяцам в зависимости от объемов производства товарной продукции, а так же климатических условий (теплоэнергия, электроэнергия разбивается в зависимости от сезонности). Расчет производится специалистами энергоремонтного участка на плановый период и сдается в планово – экономический отдел.
Таблица 8.Энергоносители по ДКРиЭО на 2008 год
№ |
Наименование |
Ед.изм. |
Сумма |
1. |
2. |
3. |
4. |
Центр главного энергетика (ПТС) |
1. |
Теплоэнергия |
Гкал. |
8 898,48 |
Сумма |
руб. |
2 158 777 |
2. |
Транспортировка |
руб. |
550 727 |
3. |
ГВС |
тн. |
2 140 |
Сумма |
руб. |
7 018 |
Итого по ПТС в т.ч. |
руб. |
2716521 |
Центр главного энергетика (ПЭС) |
1. |
Электроэнергия активная |
т.квт. |
4 960,49 |
Сумма |
руб. |
1 830 288 |
2. |
Транспортировка |
руб. |
349 764 |
3. |
Заявленный максимум |
т.квт. |
11 000 |
Сумма |
руб. |
1 702 578 |
Итого по ПЭС в т.ч. |
руб. |
3 882 630 |
ЧелныВодоканал (ЧВК) |
1. |
Хоз.бытовая вода |
т.м.3 |
35,56 |
Сумма |
руб. |
59 379 |
2. |
Транспортировка |
руб. |
5 669 |
3. |
Хоз.бытовые стоки |
т.м.3 |
42,66 |
Продолжение табл. 8. |
1. |
2. |
3. |
4. |
Сумма |
руб. |
15 063 |
Транспортировка |
руб. |
3 338 |
Итого по ЧВК в т.ч. |
руб. |
83 450 |
Собственная выработка ЦГЭ |
1. |
Химстоки |
т.м.3 |
3,65 |
Сумма |
руб. |
106 025 |
2. |
Ливневые стоки |
т.м.3 |
17,28 |
Сумма |
руб. |
7 403 |
3. |
Сжатый воздух |
т.м.3 |
1440 |
Сумма |
руб. |
170 712 |
4. |
Углекислый газ |
тн. |
3,552 |
Сумма |
руб. |
22 115 |
5. |
Кислород |
т.м.3 |
2,37 |
Сумма |
руб. |
5 946 |
Итого собственная |
руб. |
312 202 |
ВСЕГО ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ |
руб. |
6 089 019 |
ВСЕГО ТРАНСПОРТИРОВКА |
руб. |
909 499 |
4. Четвертым этапом разработки финансового плана является определение потребности во вспомогательных материалах и определение потребности в услугах сторонних организаций.
Вспомогательные материалы необходимо разделять на:
-относящиеся к косвенным (общепроизводственным) расходам, которые являются переменными;
-относящиеся к постоянным (общехозяйственным и общим коммерческим) расходом, которые являются постоянными.
Деление расходов на прямые и косвенные определяется в связи с Учетной политикой ОАО «КАМАЗ», данное деление необходимо для определения себестоимости.[1,25]
Каждое подразделение (центр ответственности) Департамента координации ремонта и энергообеспечения подает до начала бюджетного периода в планово-экономический отдел проект сметы затрат с соответствующими расчетами, относящихся к данному подразделению, затем формируется свод затрат предприятия и рассматривается экономической службой. Как правило сметы подразделений корректируются в меньшую сторону и выводится общая плановая величина потребности в вспомогательных материалах, услугах сторонних организаций. (Таблица 9.).
Таблица 9. Смета вспомогательных материалов и услуг сторонних организаций
Департамента координации ремонта и энергообеспечения на 2009 год
№ |
Наименование |
Ед. изм. |
Сумма |
1. |
2. |
3. |
4. |
1. |
Покупной инструмент |
руб. |
240 000 |
2. |
Спец.инструмент |
руб. |
168 000 |
3. |
Мыло |
руб. |
81 088 |
4. |
Молоко |
руб. |
585 107 |
5. |
Эксплуатация оборудования (сч.10/5) |
руб. |
30 761 |
6. |
Стропы (сч.10/9) |
руб. |
77 359 |
7. |
МБП (сч.10/9) |
руб. |
101 315 |
8. |
Содержание зданий (сч.10/1) |
руб. |
170 933 |
9. |
Содержание зданий (сч.10/5) |
руб. |
116 646 |
10. |
Содержание зданий (сч.10/4) |
руб. |
132 568 |
11. |
Испытания, опытные исследования (сч.10/1) |
руб. |
56 276 |
12. |
На охрану труда (10/1) |
руб. |
226 476 |
13. |
Расходы на стирку спец. одежды (сч.10/1) |
руб. |
5 284 |
14. |
Приобретение для пож. охраны |
руб. |
111 000 |
15. |
Расходы на вычислительную технику |
руб. |
80 581 |
16. |
Аптечки |
руб. |
31 999 |
17. |
Содержание зданий (10/1) |
руб. |
52 708 |
18. |
Содержание зданий (10/5) |
руб. |
21669 |
19. |
Содержание зданий (10/4) |
руб. |
6 336 |
20. |
Содержание зданий (10/9) |
руб. |
46 923 |
21. |
На охрану труда |
руб. |
112 000 |
22. |
ГОиЧС |
руб. |
408 100 |
23. |
Топливо |
руб. |
302 696 |
24. |
Спецодежда |
руб. |
467 639 |
25. |
КамАЗпромсвязь в т.ч. |
руб. |
1 373 458 |
26. |
ДИТ |
руб. |
1 250 878 |
27. |
КамАЗ-режим-охрана |
руб. |
1 282 706 |
28. |
Кама-транс-сервис |
руб. |
2 402 912 |
29. |
ДРиВНР |
руб. |
70 085 |
30. |
ПАТП-2 |
руб. |
491 674 |
31. |
Пож. охрана |
руб. |
115 570 |
32. |
Транспортный налог |
руб. |
189 000 |
33. |
Плата за лицензию |
руб. |
100 100 |
34 |
Канцелярские |
руб. |
93 512 |
37 |
Типографские |
руб. |
45 787 |
Итого |
руб. |
23 664 492 |
Консолидированная смета вспомогательных материалов и услуг сторонних организаций Департамента координации ремонта и энергообеспечения планируется по месяцам, в зависимости от потребности подразделений.
5. Пятым этапом предприятие определяется затраты социального характера, для исполнения коллективного договора, что обязательно для данной организации. В Департаменте координации ремонта и энергообеспечения имеется представитель профкома, который следит за исполнение коллективного договора.
6. Шестым этапом рассчитываются поступления от операционной деятельности, это реализация излишков ТМЦ, а так же расходную часть от этого вида деятельности в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения.
С помощью вспомогательных расчетов приведенных ранее, можно составить бюджет, в котором можно проследить покрывает ли доходная часть расходную.
Одного бюджета недостаточно для финансового плана, необходимо разработать бюджет движения денежных средств, чтобы проверить реальность источников поступлений и обоснованность расходов, синхронность их возникновения. Таможенные расходы, акцизы, НДС в бюджете не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли (Таблица 10.).
При составлении бюджета движения денежных средств видно, что дополнительных ресурсов в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения не требуется, для покрытия расходной части достаточно собственных средств.
Таблица 10. Бюджет движения денежных средств
Департамента координации ремонта и энергообеспечения на 2009 год
Показатели |
Ден.ср-ва |
ВКР |
Векселя |
ВКР |
ИТОГО |
Пред-оплата |
Тек. платежи |
Пред-оплата |
Тек. платежи |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
Остаток на нач. периода |
231795 |
231795 |
1. |
Основная деятелльность |
0 |
159126 |
0 |
15626 |
0 |
62502 |
237254 |
Т.1. |
Поступления |
0 |
159126 |
0 |
15626 |
0 |
62502 |
237254 |
Т.1.1. |
Объем пр-ва к гр.м а/м в т.ч.: |
0 |
0 |
0 |
2400 |
0 |
40110 |
42510 |
- |
Авз |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
40110 |
40110 |
- |
ДриВНР |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15054 |
15054 |
- |
ТЗК |
0 |
0 |
0 |
2400 |
0 |
0 |
2400 |
Т1.2. |
Прочая продукция пром.характера |
0 |
31801 |
0 |
11226 |
0 |
22392 |
65419 |
- |
ОАО «КамАЗ-Металургия» |
0 |
22100 |
11000 |
1277 |
34377 |
- |
ОАО «КамПРЗ» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2844 |
2844 |
- |
ОАО «КАМАЗ-Дизель» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4245 |
4245 |
- |
Кузнечный завод ОАО «КамАЗ-Металургия» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5557 |
5557 |
- |
АМК ОАО «КамПРЗ» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1217 |
1217 |
- |
ОАО «ЗМА» |
0 |
6715 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6715 |
- |
ОАО «КААТ» |
0 |
2844 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2844 |
- |
ОАО «КИСМ» |
0 |
0 |
0 |
0 |
3614 |
3341 |
- |
ТФК |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3341 |
226 |
- |
ТЭФ «КТС» |
0 |
0 |
0 |
226 |
0 |
0 |
226 |
- |
Ремдизель |
0 |
142 |
0 |
0 |
0 |
0 |
142 |
Т1.3. |
Прочая ТП на сторону |
0 |
7392 |
0 |
2000 |
0 |
0 |
9392 |
Т1.4. |
Услуги непромышлен. характера |
0 |
23664 |
0 |
0 |
0 |
0 |
23664 |
Перепродажа |
0 |
96269 |
0 |
0 |
0 |
0 |
96269 |
Платежи по основной деятельности |
0 |
-159315 |
0 |
-15626 |
0 |
-25724 |
-231795 |
Покупные , комплек-ие, сырье и материалы |
0 |
15402 |
0 |
13400 |
0 |
16361 |
45163 |
Закупка через ТЗК |
0 |
0 |
0 |
2400 |
0 |
16361 |
18761 |
Закупка ОАО «КамАЗ-Металургия» |
0 |
0 |
0 |
11000 |
0 |
0 |
11000 |
Закупки сторон.орг. |
0 |
15402 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15402 |
Заработная плата |
0 |
58463 |
0 |
2000 |
0 |
24313 |
84776 |
в .т.ч. налоги |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Энергия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6362 |
6362 |
Комплктующие |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Налоги за счет с/с |
0 |
189 |
0 |
0 |
0 |
0 |
189 |
Прочие расходы за счет себестоимости |
0 |
4301 |
0 |
226 |
0 |
3688 |
8215 |
Товары для переродажи |
0 |
80960 |
0 |
0 |
0 |
2000 |
82960 |
Операционная деятельность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Поступления всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
525 |
525 |
Поступления от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Поступления от продаж основных средств |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Поступления от сдачи имущества в аренду |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
26 |
26 |
Поступления от продажи запасов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
525 |
525 |
Платежи всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
499 |
499 |
Внереализационная деятелность всего: |
-3496 |
-3496 |
Поступления всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Платежи всего: |
0 |
3496 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3496 |
Платежи за счет оставшейся прибыли |
0 |
3496 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В т.ч. социальный.заказ |
0 |
21156 |
21156 |
Выплаты входящие в ФЗП |
1122 |
1122 |
Прочие отвлечения |
258 |
258 |
Кредиты и займы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Поступления всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Платежи всего: |
0 |
0 |
содержание ..
697
698
699 ..
|
|