Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  643  644  645   ..

 

 

Управленческое консультирование: менеджмент-консалтинг

Управленческое консультирование: менеджмент-консалтинг

«Управленческое консультирование: менеджмент-консалтинг»


Введение
модели Экспертное Проектное Процессное
Этапы нормативное доктор-пациент Сотрудничество
клиент консультант клиент консультант команда
Определение проблемы + ─ ─ + +
Разработка рекомендаций ─ + ─ + +

Организация внедрения

+ ─ + ─ +

Глава 2.

Функции Модели Консультирования
Экспертное Проектное Процессное
Определение проблемы Самостоятельное совместное
Контроль за деятельностью консультантов

+

+

+

Усвоение рекомендаций консультантов

+

+

+

Принятие соответствующих управленческих решений

+

+

+

Организация внедрения рекомендаций

+

+

+

Сбор исходных данных - + +
Участие в диагностике - - +
Формирование команды - - +
Определение перспектив сотрудничества - + +
Оценка результатов работы

+

+

+

Место в рейтинге «Российский консалтинг» Консалтинговая группа Местоположение центрального офиса

Выручка на одного специалиста в 1998г.

1. 8 «Консалтинг. Аудит» Новосибирск 3370, 8
2. 38 ООО «Аудитор» Красноярск 3181, 0
3. 2 «ЦентрИнвест МК» Москва 3035, 2
4. 1 PricewaterhouseCoopers Москва 2755, 1
5. 7 «Топ-Аудит» Москва 1748, 4
6. 74 «Аудиторско –консультативное агентство» Волгоград 1480, 0
7. 22 «Демб и партнеры. Консаудит» Москва 1138, 5
8. 12 Объединенные консультанты «ФДП» Москва 1077, 4
9. 10 «ПАКК»-«Универс-Аудит» Москва 958, 7
10. 5 ФБК (PKF) Москва 957, 4
11. 65 «СВ-Аудит» Москва 950, 2
12. 29 Центр «Эксперт» Москва 927, 5
13. 39 ИНСЭИ Санкт-Петербург 914, 7
14. 16 Консалтинговоя группа «Лекс» Тюмень 877, 6
15. 45 «ФС Консалтинг» Москва 875, 0
16. 6 Росэкспертиза Москва 871, 0
17. 32 ИКФ «Альи» Санкт-Петербург 863, 9
18. 3 «Юникон/МС» Москва 841, 3
19. 14 «Ким и Партнеры» Москва 797, 0
20. 24 «Алруд» Москва 776, 4

Глава 3. Современные проблемы и инновации в консалтинге.

3.1. Проблемы управленческого консалтинга

Организационная диагностика предназначена для выяснения проблем и взаимосвязей между ними.

Это необходимо для оценки качества управления фирмой, в особенности же — для так называемого управления по слабым сигналам. Имеется в виду учет тех проблем и факторов, которые проступают неявно, или их можно выявить, акцентировать лишь соответствующими методами.

Организационная диагностика включает в себя анализ проблем по следующим направлениям.

• диагностическое интервью;

• анализ управленческих решений,

• наблюдение за работой управленческой команды. Здесь представлен отчет, выполненный главным образом по первому из указанных направлений.

По специальной методике было проведено диагностическое интервью с 12 руководящими работниками. Среди прочих результатов, составлен «Список проблем фирмы»1

Список проблем:

1. Подразделения больше работают на себя, чем на фирму.

2.Напряженность в личных отношениях руководителей подразделений мешает их сотрудничеству.

3. Даже нужные и важные решения часто не выполня­ются, и за это никто не несет ответственности.

4. Несогласованность и непоследовательность управленческих решений на общефирменном уровне.

5. Продавать можем намного больше, но денег на закупки не хватает.

6. Емкость сбытовых каналов сдерживает оборот в конце сезонов.

7. Управление и организация бизнеса не успевают за его ростом.

8. Управленческие решения недостаточно оперативны, опаздывают.

9. Слабая работа по маркетингу привела к серьезным ошибкам в ассортименте.

10. Мы неповоротливы из-за множества бюрократических процедур.

11. Излишний либерализм — легко прощаются серьезные ошибки.

12. Несоблюдение графика поставок во многом вызвано субъективными причинами (низкая ответственность, слабая согласованность и т.д.).

13. Неопределенность в распределении обязанностей приводит к неразберихе.

14. Достижения работников и подразделений редко оцениваются руководством, что снижает их активность.

15. Фирма не имеет четкой стратегии развития, а руководители подразделений — ясных и согласованных ори­ентиров для своих действий.

16. На фирме не сложилась единая управленческая команда, отсюда разнобой в действиях руководства.

17. Нас подводит качество товара, ибо нет системы контроля за ним.

18. Многие решения не выполняются из-за их слабой под­готовленности, обоснованности.

19. Неясно, неконкретно определены функции подразделений, невнятно определены их цели

20. Возможности вспомогательных подразделении отстают от роста фирмы.

21 Информационная закрытость внутри фирмы восполняется слухами и неточностями.

22. Нет культуры делегирования полномочий, слишком многое стянуто наверх.

23. Ситуация на рынке все усложняется, а аналитическая работа с информацией о нем не поставлена.

24. Частая смена сотрудников создает неуверенность и снижает эффективность работы.

25. Неэффективность финансовых потоков, деньги «не работают», «застаиваются».

26. Слабая работа по маркетингу и конкурентам приводит к потере клиентов.

27. Нет гибкой ценовой реакции на динамику продаж.

28. Не выработана концепция производственного отдела, что приводит к противоречиям его с другими подразделениями.

29. Мотивация персонала неэффективна.

30. Слишком велики издержки, накладные расходы.

31. Нет механизма единоначалия.

32. Медленно внедряется комплексная автоматизация на фирме.

33. Зависимость от зарубежных поставщиков слишком высока, а производство внутри страны разворачиваем медленно.

34. Планы и результаты часто не совпадают, а анализа причин этого по настоящему не проводится.

35. Многие ошибки, неудачи объясняются низкой квалификацией сотрудников.

36. Некоторые неудачи на рынке вызваны слабым влиянием продающих подразделений на политику закупок.

37. При принятии важных решений выслушиваются разные мнения, но нет технологии их обработки, обобщения.

38. Информация из бухгалтерии и фактическом поступлении денег запаздывает, и поэтому трудно контроли­ровать дебиторскую задолженность.

39. Неприученность людей к элементарному порядку снижает управляемость фирмы.

40. Разногласия по причинам и способам снижения дебиторской задолженности препятствуют решению этой проблемы.

41. Из-за недостаточного внимания к причинам остатков на складе, они могут существенно возрасти.

42. Несбалансированность закупок и спроса.

Структура полученного таким образом «проблемного поля» рассматривается ниже.

Сильные стороны организации

К ним прежде всего следует отнести:

• высокий интеллектуальный потенциал основного персонала фирмы, который может и должен быть использован для решения обострившихся проблем;

• динамизм учредителей, их открытость новым знаниям, методам работы, готовность к радикальным изменениям;

• устойчивое положение фирмы на рынке за счет развития зарубежных связей, производства в России, филиальной сети, планов развития розницы и др.

Группировки проблем.

Прежде всего, обращает на себя внимание соотношение проблем функционирования и развития (к последним, относятся № проблем 5, 6, 7, 15, 20, 23, 28, 32, 33, 41). Это соотношение составляет 32:10, что отражает глубо­кую погруженность фирмы в решение текущих проблем, малое внимание руководства к ее перспективам, к будущему. Отсюда опасность появления одной из организа­ционных патологий: господство функционирования над развитием, подавление первым второго.

Возможно, такой уклон объясняется стремлением руководителей преодолеть дезинтеграцию фирмы, что отражается в большинстве проблем списка.

Эта группа проблем распределяется следующим образом:

Но самый большой риск для фирмы проявляется в том, что из 42 проблем, которые волнуют ее руководящий корпус, только 6 относятся непосредственно к рынку (9, 23, 26,27,36,42), а центральный нерв рыночных отношений — взаимодействие с клиентом, — затронут только одной проблемой (26).

Если основная цель любого бизнеса — создавать себе клиентов (искать их, удерживать, развивать), то у торговой фирмы на работе с клиентами должны быть сосредоточены главные заботы и усилия. Естественно поэтому, что проблема 26 выявилась в ходе диагностического интервью именно с автором данного бизнеса (одним из двух учредителей)[1 ]. Но совершенно противоестественно столь мизерное внимание к этой жизненно важной сфере на фирме в целом, что проявляется и по другим признакам:

• до последнего времени полки и образцы в торговом зале были запылены, а некоторые из образцов имели очевидный брак;

• в протоколе работы инициативной группы по перспективам фирмы (само возникновение ее заслуживает высокой оценки!) среди многих ценных разра­боток по товару, конкурентами, конечному потребителю и др. отсутствует основная клиентура оптовой фирмы — дилеры;

• на совещании руководства фирмы шел поиск ресурсов в разных направлениях (увеличение расходов на рекламу торговой марки, снижение расходов и проч.), но активизация работы с клиентурой даже не упоминалась в качестве ресурса.

Иначе говоря, для фирмы характерна слабая клиентная ориентация, что подтверждается также и другим диагностическим срезом.

Основные угрозы.

По степени значимости для фирмы основные угрозы ей можно определить так:

а) Отрыв от рынка. Он может произойти, прежде всего, из-за неразвитой клиентной ориентации, т.е. работы по привлечению и развитию дилеров, учету предпочтений их и конечных покупателей. В этом же контексте следует рассмотреть и роль филиалов. Ценность их несомненна. Но филиалы усложняют организационную структуру, обостряют проблемы управляемости. Кроме того, они в какой-то мере «глушат» рыночные сигналы из регионов.

Все это снижает чувствительность фирмы к «дыханию» рынка. Именно отсюда могут произойти особо тяжелые просчеты в ассортименте, объемах закупки.

б) Дезинтеграция фирмы. Как было показано выше, линии дезинтеграции разнообразны: внутри руководящей группы, между под­разделениями, между разными уровнями оргструктуры нет еще согласованности, общей картины проблем и стратегии деятельности.

Такое состояние чревато не только низким качеством общеорганизационных решений, требующих полноценной командой работы, но и слабой осуществляемостью даже наи­более верных и важных из них.

Рекомендации:

Среди неотложных мер, которые могут быть приняты с помощью методов управленческого консультирования, первоочередными должны стать:

• Развитие клиентной ориентации франт - персонала и бэк - персонала фирмы по широкому кругу задач: анализ клиентской базы, выявление приоритетных групп клиентов, меры по их закреплению, тренинг на технику продаж и т.д. Для этого может быть использована технология «Аттракт-функция фирмы», дающая начальный импульс систематической работе по усилению клиентной ориентации.

Интеграцию управленческой команды, а затем всей фирмы лучше всего осуществлять в процессе работы над стратегией, включая ее региональную политику.

Эти мероприятия необходимо подкрепить системой мотивации персонала на общефирменные цели, через должностные функции подразделений и сотрудников, критерии и показатели, максимально ориентирующие их на стратегические приоритеты.

3.2. Консалтинговая компания «Метод» - современное консультационное развитие предприятий, фирм

Консалтинговая фирма "Метод" работает на рынке консалтинговых услуг с мая 1994 года.

Стратегическое управление, кризис - менеджмент, маркетинг, команды, достижение цели, техника продаж - на связанные с этими темами вопросы фирма помогает найти практическое решение.

Первые три года работы большей частью выполнялись на территории Урала, России. С 1997 года фирма переориентировалась на рынок города Челябинска (около 80% работ).

Наряду с успешными клиентами – бизнес - системами, бизнес - единицами, заводами - работы проводились на депрессивных предприятиях, находящихся на "банкротстве.

Совместные работы с иностранными коллегами - консультантами на Российской территории и за рубежом позволили адаптировать иностранный опыт к Уральскому региону.

С 1999 года фирма ведет программу Consultant coaching - "Тренерство консультантов" для консультантов различных школ, направлений, работающих самостоятельно, ранее получивших специальное образование или внутренних консультантов предприятий.

В ноябре 1999 года фирма провела Региональную Конференцию консультантов по управлению, где был рассмотрен вопрос "Эффективность консультирования".

Девиз фирмы: "Организация может достичь только того, что может достичь ее персонал".

Поэтому программы строятся на работе с управленческим персоналом, как правило, первого, второго, третьего уровня, либо с персоналом служб маркетинга, сбыта, производства.

Фирма умеет достичь наиболее ценного результата: после ухода консультантов, произведенные изменения остаются.

Фирма "Метод" представляет классическую Российскую школу, базирующуюся на методах и принципах АНХ при Правительстве Российской Федерации, Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (Россия) в результате чего руководители предприятий, организаций города получат отличное от суррогатного представление о консалтинге.

Проблемное консультирование

Консультирует по процессу управления и организационному развитию предприятий - менеджмент консалтинг. От появления на свет до исчезновения на предприятии идет процесс развития. Возникают постоянно или время от времени проблемы, решить которые можно эффективно или неправильно. Фирма старается сделать так, чтобы сразу же все управленцы получили одинаковое представление о сложившейся ситуации и все мобилизовались на решение проблемы или все достигли целей. Таким образом, например, через 20 часов работы со всеми сотрудниками, замкнутыми на данную проблему или ситуацию, обязательно находится решение:

- инновационное – вновь образованное;

- новационное – обновленное, измененное.

Это проблемное консультирование. Для него не требуются экономические, финансовые документы. Специалисты в ходе работы сами поймут, что ещё они должны сделать, даже если считают, что больше уже сделать ничего невозможно. Все решения персонал найдет сам. Единственное что надо: все специалисты, способные повлиять на ситуацию или проблему должны быть в одном месте часов на 20 кряду в течение 2-3 -х дней.

Работа проводится в офисе, на территории заказчика или на выезде, например, на базе отдыха. Всегда условие: участники не должны отрываться от семинара, так как темп очень высокий и в каждую минуту все осваивают какой-либо блок программы. Таким образом клиентам легко двигаться в бизнесе очень высокими темпами, выигрывать в конкуренции, понимать, что происходит с самим предприятием в то время, когда в городе, мире происходит что-то, и др.

Ценность фирмы заключается в том, что она занимается "индивидуальным пошивом". Однотипная проблема решается в различных предприятиях по-разному. Так как предприятию, в принципе, важен толчок, то наиболее эффективный и чаще всего используемый фирмой способ - семинары. Семинары позволяют консультантам контролировать ситуацию и управлять ей на верхнем уровне - первый руководитель, заместители, руководители служб, отделов, производств. Затем этот управленческий персонал сам производит необходимые изменения и ускоренно добивается требуемых результатов. Таким образом, управленцы с нами нарабатывают эффективный современный управленческий опыт - основную ценность их использования на предприятии, и в дальнейшем самостоятельно, без помощи извне, проводят новации или управление.

Клиент пользуется нами как скорой помощью, даже реанимацией, хотя фирма с постоянными клиентами строит отношения программно.

Такой способ работы позволяет в один месяц, один квартал, один год иметь очень большое количество клиентов по разнообразным проблемам, темам, что позволяет применять массу современных эффективных методик и методически интенсивно развиваться.

Если считать что клиенты по менеджмент - консалтингу находятся на двух стадиях: "запуск" либо "сопровождение" бизнеса, производства, то в настоящее время в нашей области (Опыт фирмы "Метод") количество предприятий на стадии "запуск" находящихся у нас на консультировании составляют около 60%. Стратегия развития, постановка маркетинга в кратчайшие сроки - это интерес большинства заводов военно-промышленного комплекса, машиностроения, пищевой промышленности, банков, и конечно, среднего бизнеса.

Уникальность:

Сопровождая или генерируя с управленческим персоналом заказчика правильные управленческие решения, фирма несет управленческую прибыль предприятиям.

Польза:

Тем руководителям, которые обеспокоены желанием быстрого продвижения вперед в управлении производством, т.е. в использовании совокупности принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей.

Место по итогам 1998 г. Консалтинговая группа Местоположение центрального офиса

Выручка от оказания консалтинговых услуг за 1999г.

Среднее число консультан-тов в 1999 г. Выручка на одного консультанта в 1999 г. Выручка от оказания консалтинговых услуг за 1998г. (тыс. руб.) Прирост выручки (%) за 1999 г.
1 1 PricewaterhouseCoopers Москва 1093756 397, 0 2755, 1 576255 89, 8
2 2 «ЦентрИнвестМК» Москва 136585 45, 0 3035, 2 43830 211, 6
3 3 «Юникон/МС» Москва 114416 136, 0 841, 3 37539 204, 8
4 10 «РОЭЛ Консалтинг» Москва 82137 108, 1 759, 8 17553 367, 9
5 5 ФБК (PKF) Москва 55532 58, 0 957, 4 26492 109, 6
6 8 Росэкспертиза Москва 48776 56, 0 871, 0 19626 148, 5
7 7 «Топ-Аудит» Москва 35493 20, 3 1748, 4 21667 63, 8
8 4 «Консалтинг. Аудит» Новосибирск 35056 10, 4 3370, 8 29687 18, 1
9 12 Институт проблем предпринимательства Санкт-Петербург 33715 87, 0 387, 5 15156 122, 5
10 «ПАКК» - «Универс-Аудит» Москва 33556 35, 0 958, 7 н. д. н. д.
11 9 «Русаудит Дорнхов, Евсеев и партнеры» Москва 33369 73, 0 457, 1 19157 74, 2
12 Объединенные консультанты «ФДП» Москва 32322 30, 0 1077, 4 н. д. н. д.
13 11 «БДО Руфаудит» Москва 31971 63, 0 507, 5 15380 107, 9
14 «Ким и партнеры» Москва 30366 38, 1 797, 0 н. д. н. д.
15 6 «Гориславцев и К. Аудит» Москва 28669 40, 0 716, 7 25938 10, 5
16 13 Консалтинговая группа «Лекс» Москва 27459 31, 3 877, 6 14883 84, 5
17 15 «Про-инвест консалтинг» Москва 21701 45, 0 482, 3 13383 62, 2
18 18 «Балт-аудит-эксперт» Санкт-Петербург 20770 40, 0 519, 2 9092 128, 4
19 «Современные бизнес-технолонии» Москва 20582 33, 0 623, 7 н. д. н. д.
20 16 МКД (ПКФ) Санкт-Петербург 19335 36, 3 532, 6 9602 101, 4
21 14 «ЭНПИ Консалт» Москва 17107 33, 0 518, 4 14082 21, 5
22 56 «Денб и партнеры. Консаудит» Москва 14800 13, 0 1138, 5 828 1687, 9
23 17 «Прогрессор» Москва 14079 20, 0 704, 0 9100 54, 7
24 29 «АЛРУД» Москва 13199 17, 0 776, 4 3345 294, 6
25 20 «ИНЭК»-«Финаудитсервис» Москва 12736 20, 0 636, 8 8029 58, 6
26 24 Компания «ФТК» Москва 12085 25, 0 483, 4 4094 195, 2
27 23 ЭКФИ Москва 11400 63, 4 179, 8 4747 140, 2
28 19 МКПЦН Москва 10998 17, 0 647, 0 8729 26, 0
29 Центр «Эксперт» Москва 10203 11, 0 927, 5 н. д. н. д.
30 21 «Уральская группа антикризисных технологий» Екатеринбург 9520 62, 5 152, 3 7502 26, 9
31 «Бона Фиде Финанс» Москва 9433 24, 0 393, 0 н. д. н. д.
32 37 ИКФ «Альт» Санкт-Петербург 8553 9, 9 863, 9 2245 280, 9
33 «Скотт, Риггс и Флетчер (аудит) ЛТД» Москва 7563 34, 0 222, 5 н. д. н. д.
34 47 «АК консалтинг» Москва 7508 15, 0 500, 5 1351 455, 7
35 59 Национальное агентство аудита Москва 7500 37, 0 202, 7 500 1400, 0
36 38

«Альянс Центр

Химки (Московская область) 6742 16, 0 421, 4 2096 221, 7
37 31 АРНИ Москва 6471 12, 0 539, 3 2648 144, 4
38 40 ООО «Аудитор» Красноярск 6362 2, 0 3181, 0 1815 250, 6
39 28 ИНСЭИ Санкт-Петербург 6311 6, 9 914, 7 3470 81, 9
40 57

«Информконтракт»

Москва 6030 19, 0 317, 4 790 663, 3
41 45 «Союзаудит» Москва 5913 8, 0 739, 1 1574 275, 7
42 26 «Аудит-Консалтинг (PKF) » Казань 5908 38 155, 4 3624 63, 0
43 34 «Эккона» Санкт-Петербург 5723 64, 0 89, 4 2449 133, 7
44 22 «ДЖИ энд ДАС» Санкт-Петербург 5319 10, 0 531, 9 4849 9, 7
45 27 «ФС Консалтинг» Москва 5250 6, 0 875, 0 3568 47, 1
46 25 «Порт-Аудит» Тюмень 5204 23, 0 226, 3 3634 43, 2
47 43 «Объединенная консалтинговая группа» Санкт-Петербург 5113 15, 0 340, 9 1713 198, 4
48 30 «Налоги России» Екатеринбург 4982 12, 0 415, 2 3091 61, 2
49 62 «Атомик-Аудит» Обнинск 4776 8, 0 597, 1 253 1787, 9
50 35 Группа КК «К5» Самара 4614 15, 5 297, 7 2332 97, 9
51 32 «Аудит-Ажур» (MRI) Санкт-Петербург 4595 15, 0 306, 3 2554 79, 9
52 60 «Жанетта-Консалтинг» Тюмень 4444 17, 0 261, 4 471 844, 2
53 63 «ИНФО-ПАРК» Москва 4416 24, 8 178, 4 178 2387, 8
54 41 «АРС-Консалт» Санкт-Петербург 4410 15, 0 294, 0 1766 149, 7
55 33 «Финансист» Москва 3780 12, 0 315, 0 2520 50, 0
56 48 «Интерком-Аудит» Москва 3778 8, 0 472, 3 1323 185, 5
57 51 «Аудит-Классик» Челябинск 3762 18, 0 209, 0 1226 206, 7
58 58 «Аудит-Технология» Москва 3524 11, 0 320, 4 589 498, 3
59 44 ЦБА Москва 3344 11, 0 304, 0 172 96, 5
60 «Финансы» Москва 2942 8, 0 367, 8 н. д. н. д.
61 49 «Ленстрой-инвест-менеджмент» Санкт-Петербург 2924 20, 0 146, 2 1294 126, 0
62 50 Корпорация «Порт» Тюмень 2823 11, 5 245, 4 1241 127, 4
63 АКЦ «Совет» Казань 2717 5, 0 543, 4 н. д. н. д.
64 «Ленэкспертиза» Санкт-Петербург 2665 7, 8 341, 7 н. д. н. д.
65 64 «СВ-Аудит» Москва 2660 2, 8 950, 2 22 11968, 8
66 36 «Вектор плюс» Краснодар 2619 32, 0 81, 8 2297 14, 0
67 Агентство экономического планирования Красноярск 2345 5, 0 468, 9 н. д. н. д.
68 61 «СибГарантАудит» Красноярск 2228 6, 0 371, 3 382 483, 5
69 39 «РК-Аудит» Москва 2141 15, 0 142, 7 1998 7, 2
70 53 «Финансы. Право. Менеджмент. » Москва 2115 12, 0 176, 3 1156 83, 0
71 «Аудэкс» Казань 2038 4, 0 509, 6 н. д. н. д.
72 52 «Центр поддержки предприятий» Пермь 1970 7, 0 281, 5 1189 65, 7
73 42 «Консалт» Санкт-Петербург 1966 10, 0 196, 6 1727 13, 9
74 «Аудиторско - консультативное агентство Волгоград 1924 1, 3 1480, 0 н. д. н. д.
75 55 «Нобл Компани» Новосибирск 1920 6, 0 320, 0 891 115, 5
76 46 Средне-Волжское экспертное бюро

Казань

1730

21, 0

82, 4

1525

13, 4
77 «А. И. Аудит-сервис» Москва 1594 4, 0 398, 5 н. д. н. д.
78 АБТ Москва 1571 8, 0 196, 4 н. д. н. д.
79 «Алер-Инвест-Аудит» Пермь 1528 13, 0 117, 5 н. д. н. д.
80 54 ЭКК «СПЛАН» Москва 1464 15, 0 97, 6 1010 45, 0
ИТОГО: 2268908
Консультациями в первую очередь пользуются организация при: Часто реальное консультирование сводится к желанию клиента, например:

· смене "КОМАНДЫ"

· смене ЛИДЕРА

· изменениях в команде

· СТРУКТУРНЫХ изменениях

· потребности в ИЗМЕНЕНИЯХ, обновлениях

· возникновении проблем из - за чрезвычайно ВЫСОКИХ ТЕМПОВ РОСТА

· нахождении ни этапе ДИНАМИЧНОГО РАЗВИТИЯ

· ощущении своей ПРОБЛЕМЫ

· существенном отклонении от нормального характера развития компании

· желании ВИДЕТЬ СЕБЯ СО СТОРОНЫ собственными глазами

· СТАГНАЦИЯХ - т.е. неподвижности, застоях в производстве, торговле

· возникновении вопроса о перестройке компании, которая находится в затруднительном положении

· определить стратегию развития предприятия

· сформировать управленческую команду

· нацелить сотрудников на результат

· провести структурно - функциональную реорганизацию персонала

· повысить исполнительскую дисциплину и принятие ответственности

· поиска ресурсов развития организации

· определения взаимодействия подразделений

· в области организационной, корпоративной культуры

· по повышению коммуникативной успешности персонала

· в получении практических навыков в маркетинге

· в разрешении организационных конфликтов

· по мотивации персонала к нововведениям

· в оптимизации отношений собственников, руководителей и персонала.

Клиенты:

· Машиностроение

· Легкая промышленность

· Черная и цветная металлургия

· Приборостроение

· Пищевая, мебельная промышленность

· Предприятия ВПК

· Монополисты (дистрибьюторы) на рынке дорогой техники

· Коммерческие предприятия

· Мульти-левел-маркетинговые структуры

· Инвестиционные компании

· Предприятия культуры

· Магазины

· Предприятия среднего и малого бизнеса

· Страховой бизнес

· Управления города, области

· Бюджетные организации

За годы работы фирмы помощь в организации процесса управления и развития получили 23 промышленных предприятия области, 22 страховые компании России, 61 коммерческих фирм, 18 административных и муниципальных предприятий. Кроме того, более 2600 тысяч управленцев первого, второго уровня и около 4800 специалистов предприятий, учреждений и организаций России получили практическую профессиональную поддержку.

Способы работы:

В работе с группой лекции сведены до 7-15 минутных информационных обзоров темы. Все участники заняты в групповых, индивидуальных занятиях, "тренингах", видеотренингах, управленческих упражнениях, "мозговых штурмах", что позволяет обеспечить активное усвоение материала, приобретаются умения и навыки, открываются перспективы, выявляются угрозы, слабые стороны, происходит компенсация информационной перегрузки. Эффективна работа с группой численностью 9-25 человек, одного иди нескольких коллективов.

Тренерство консультантов "Consultant coaching"

"Consultant coaching"- "Тренерство консультантов" -программа тренировки консультантов по управлению. Программа работает два года. Программа предназначена:

o Консультантам по управлению других территорий, не города Челябинска, например Башкирии, Татарии, Тюмени, Перми, Казахстана, Западной Сибири, Дальнего Востока, Омска, Томска, Новосибирска, Иркутска, Оренбурга и др.

o Консультантам по управлению Челябинской области: - городов Магнитогорска, Миасса, Чебаркуля, Златоуста, Кыштыма, Карабаша, Горно-заводской зоны.

o Внутренним консультантам. То есть тем лицам, кому первый руководитель (Совет директоров, хозяин) частично делегировал ответственность по вопросам управления, либо советуется по вопросам организации работ, принятия решений. Иногда такой сотрудник имеет должность: ответственный за внутренние коммуникации, связь с внешним миром, зам. директора по работе с кадрами или просто "серый кардинал", т.е. человек, наделенный правом…

Программа проводится:

· В год проходит два выпуска :

· Осенне-зимняя программа в ноябре-январе, весенняя в апреле -июне.

· Каждый поток участвует в трех программах:

o I программа: 10-ти дневное участие в работе информационно - деятельностного семинара.

o II программа: 6-ти недельное практическое исполнение консультационной работы, как правило, на территории проживания.

o III программа: 5-ти дневное участие в работе информационно - деятельностного семинара.

Тренерство управленцев

Программа предназначена:

· Для руководителей отделов, служб, цехов заводов, производств

· Для руководителей организаций среднего и малого бизнеса

· Для частных предпринимателей

· Для желающих изменить свою жизнь к лучшему, получать большую прибыль и научиться общаться с клиентами, сотрудниками

Темы:

Какие виды помощи в развитии бизнеса могут быть оказаны руководству предприятия, организации. Как поставить самим диагноз развития своего предприятия
Стили управления
Как разработать стратегию фирмы
Экскурсия в множество способов увеличения объемов продаж
Работа командой не мода, а эффективный способ достижения цели
Маркетинг. Структура маркетинга. Как пользоваться маркетингом в своем конкретном случае
Делегирование ответственности
Мотивация персонала к исполнению своих обязанностей
Стили управления
Корпоративная и организационная культура

Программа "Тренерство управленцев" - один из наиболее эффективных способов практической подготовки управленческого персонала высшего и среднего звена для решения тех вопросов и задач, которые возникают на любой стадии процесса управления и организационного развития фирмы, предприятия, компании.

Рассматривая организацию как единую систему, консультанты по процессу управления и организационному развитию в ходе работы дают участникам программы "Тренерства..." свое представление о тех проблемах, законах, процессах, которые идут как внутри, так и во вне организации. Этот беспристрастный независимый взгляд со стороны позволяет самому руководителю и его управленцам наиболее лучшим образом понять, что происходит в организации, на какой стадии развития находится бизнес, какие законы управления действуют на данный момент, и как использовать силу этих законов для достижения своих целей.

При этом работа консультантов построена таким образом, что участники самостоятельно используют приемы, методы, инструменты управления в последующей повседневной деятельности. Они начинают совершенно по-другому управлять, становятся грамотными менеджерами, которым можно доверять выполнение более сложных и масштабных задач, направленных на достижение высокой прибыльности, стабильности и конкурентоспособности организации.

Пройдя полностью Программу "Тренерство управленцев" руководитель и его управленческий персонал смогут:

· Успешно применять 3 -х элементную систему управленческого инструментария менеджера: стратегию, маркетинг, делегирование ответственности;

· Самостоятельно ставить диагноз развития своего предприятия, отдела, цеха;

· Сами разрабатывать стратегию своего предприятия, отдела, филиала, цеха и правильно использовать работу команды для достижения цели бизнеса;

· Получат консультацию, как правильно использовать разные стили управления в конкретных ситуациях;

· Знать структуру маркетинга и применять ее в своем конкретном случае,

· Правильно делегировать ответственность, мотивировать персонал к исполнению своих обязанностей.

Переговорные технологии

"Современные технологии делового общения и переговоров" (60 ч).

Программа постоянно действующая, потоки формируются каждые два месяца.

Целью программы является подготовка специалистов к профессиональному ведению переговоров с клиентом или партнером любого уровня и подготовка к эффективным личным продажам.

Форма осуществления программы: эффективный тренинг под видеоконтролем.

Что получает участник тренинга?

o навыки предварительной подготовки к переговорам;

o умение эффективно определять стратегию будущих переговоров;

o адаптацию к любой нестандартной ситуации на переговорах;

o навыки скорейшей подстройки к собеседнику и эффективных коммуникаций;

o безопасность переговоров по оценке достоверности их результатов, по контролю эмоций, по соответствию деловому этикету, адекватности собеседнику.

Программа состоит их 3-х 20-часовых блоков с перерывом 2-4 недели.

Мастер-классы

Консалтинговая фирма "Метод" является своебразным центром инновационного опыта в различных аспектах управления. В этом качестве она выступает центром притяжения высококлассных специалистов из разных бизнес-единиц.

Мастер-класс - форма систематизированного обмена опытом. На наших мастер-классах успешные специалисты показывают свою профессиональную "кухню" и делятся наработанными Ноу-хау.

Цель мастер-класса - обмен профессиональным опытом.

Мастер-класс позволяет осознать, систематизировать, и растиражировать те управленческие инструменты и методики, которые доказали эффективность на практике.

Повысить квалификацию специалистов. Консалтинговая фирма "Метод" с помощью мастер-класса стремится восполнить потребность специалистов в профессиональной поддержке, в подпитке инновационными методиками и практическими инструментами, способными обеспечить эффективную работу организаций.

Участники (8-10 человек):

На мастер-класс приглашаются, с одной стороны, высококлассные специалисты, которые обладают значительными практическими достижениями и авторитетом ("мастера", ведущие мастер-класс).

С другой стороны, приглашаются новички и специалисты, заинтересованные в росте своего профессионализма, в обновлении своего опыта, в освоении эффективных практических инструментов в короткий срок.

Что получают участники мастер-класса?

o осмысление своего профессионального уровня и определение ресурсов профессионального развития;

o системный практический опыт за короткий срок;

o профессионализм "мастера" состоит не столько во владении теоретическими знаниями, сколько в способности выбирать и применять эффективные инструменты управления, адекватные ситуации. В процессе выполнения практических работ вырабатывается подобная профессиональная интуиция.

o профессиональные связи с коллегами;

o повышение квалификации (по окончании выдается соответствующий сертификат).

Техническое консультирование

Потребность в консультировании.

Технические управленцы предприятий обращаются к нормативному консультированию, например, к организационно-техническому при установке нового оборудования и др. За семилетний опыт работы на рынке менеджмент-консалтинга фирма знакома с массой проблем предприятий-производителей в вопросах управления. Таким образом, в нас аккумулированы знания с одной стороны технических способностей производителей, с другой стороны технических нужд производителей.

Консультирование ориентировано на расширение потенциальных возможностей у Управленцев, они становятся восприимчивы к информации и способны самостоятельно применять ее в рабочей ситуации.

Эффективность консультирования:

1. Технические специалисты предприятия способны эффективно и быстро самостоятельно получить результат, применив полученные рекомендации в дальнейшем произвести нужные изменения.

2. Ценностью консультирования является получение техническими специалистами знаний для принятия управленческих решений.

Работа технического консультанта заключается в: ·

· предоставлении информации:

o О возможности размещения производства комплектующих, необходимых "Заказчику", на предприятиях-лидерах в данной области деяьельности.

o О возмодности размещения сторонних заказов на неполностью используемых технологических мощностях "Заказчика".

· проведении целевого поиска технических и технологических разработок по заявленным "Заказчиком" темам.

3.3. Развитие концептуальных подходов к процессу консультирования

Растущая сложность и увеличивающийся темп общих экономических изменений, условий ведения бизнеса порождают специфические проблемы, при решении которых все чаще и чаще российские предприниматели испытывают необходимость в помощи консультантов. В этой ситуации популярность консалтинговой деятельности привела к тому, что до недавнего времени большинство консультантов не следовали какой-либо определенной стратегии и пытались реагировать на любую просьбу потенциального клиента. Однако уже сейчас все большее число консультантов понимают, что не могут быть всем для всех клиентов, что шанс получить заказ увеличивается в том случае, если предлагается уникальная услуга. Но здесь помимо роста конкуренции среди консультантов возникает и другой вопрос - каковы принципы формирования консалтинговой услуги и каковы критерии ее оценки.

Неоднократно указывалось, что профессиональные услуги производят неосязаемую продукцию или продукты. Продукт консультирования - совет, который дают клиенту или, если основной акцент делается на внедрение и изменение, которое реально имеет место в организации работы клиента' и обусловлено вмешательством консультанта. Такой продукт трудно охарактеризовать, измерить и оценить. Консультант может иметь собственное мнение и представление о нем, в то время как точка зрения клиента на этот же продукт и его реальную ценность, вероятно, совершенно другая[1 ].

Поэтому консультанты неохотно дают четкое определение своей продукции. Некоторые боятся, что это ограничит их и помешает искать и находить новые возможности в неохваченных ими областях. Другие предпочитают рассматривать каждую возможность нового задания по существу и решать, принять или не принять его без какого-либо определения продукции заранее. В целом, при продаже своих услуг на рынке консультант фактически продает только обещание помочь клиенту удовлетворить его потребности и клиент лишен элементарной возможности оценить предлагаемый товар и вынужден только предполагать о возможностях консультанта и строить отношения с ним на исключительном доверии[1 ].

Однако как клиенты, так и консультанты все чаще хотят «увеличить осязаемость» процесса консультирования, чтобы улучшить сбыт, усовершенствовать планирование, качество управления и контроль как со стороны клиента, так и консультанта. Различают четыре различных пути определения консультационного товара (1).

Вариант 1. - функциональные или предметные области вмешательства.

Этот вариант, обычный в прошлом и все еще широко применяемый в настоящем, определяет услуги консультанта по функциональным или техническим областям, в которых он может помочь клиенту. Здесь главное - иметь качественное образование и широкий опыт в данной области. Примеры - финансы, маркетинг, управление производством или общее руководство.

И хотя такое определение продукта указывает на область компетентности, оно не имеет конкретного фокуса, если предметная область широка.

Оно не уточняёт, какое качество является особенностью данного консультанта, каковы его сильные стороны и чем он отличается от других. Оно ничего не говорит о методах его работы, о результатах, которые хочет получить при вмешательстве.

Вариант 2 - управление и проблемы бизнеса.

Этот вариант определяет услуги по типичным проблемам бизнеса и управления, возникающим у клиентов. Здесь главное возможность помочь в решении проблем и соответствующая специальная квалификация. Например, рационализация информационных потоков, появление возможности создать совместное предприятие и переговоры по его созданию, соглашения о передаче технических достижений и т.д. Предполагается, что консультант проанализирует и выдаст благоприятное для клиента решение.

Вариант 3 – специальные методы и системы.

В этом случае консультант разрабатывает и предлагает клиентам соб­ственный (часто уникальный) подход к решению проблемы, который выражается в виде специальных методов, модели или системы управления. Это может быть (хотя и необязательно) запатентованная система, которую невозможно получить от кого бы то ни было другого Конечно, консультант не просто внедряет стандартную систему. Как правило, задание включает предварительное исследование с целью диагностирования проблемы, адаптацию базовой, стандартной, системы к условиям клиента и помощь в ее внедрении и соответствующем обучении персонала. Сюда может входить дальнейшее обслуживание и усовершенствование системы, что закладывает основы долгосрочных отношений консультант - клиент. Причем, консультанта, разработавшего специальную систему, можно считать авторитетом по применению стандартного заведомо эффективного подхода к определенного типа проблемам, которые относительно легко идентифицировать и структурировать

Вариант 4 - применение методологии консультирования.

В этом случае консультант пытается сделать свою продукцию более осязаемой и точной, для чего снабжает клиента описанием своего методологического подхода и идентификации проблем в организациях- клиентах и к оказанию им помощи в планировании и внедрении изменений.

Подчеркивается не содержание или конечные результат процесса консультирования, а подход и то, что клиент сможет овладеть методологией для диагностики своих проблем в будущем Предлагаемым продуктом становится сам метод.

Другие варианты.

Среди других вариантов рассматриваются услуги, отличные от консультирования как такового, вроде повышения квалификации руководящих кадров, технической подготовки, исследования, проектирование, разработка данных и т д. Соответственно выше обозначенные варианты консультирования дополняются подобными услугами, что и приветствуется клиентами.

Однако ни один из вариантов не обеспечивает комплексного решения проблем заказчика. Например, вопрос о конфиденциальности Ни один клиент не чувствует абсолютного доверия к консультанту, и, соответственно консалтинговый процесс зачастую проходит в режиме информационной огра­ниченности, и это не может не сказаться на конечном результате.

К этому следует добавить и ряд психологических барьеров заказчика. Многие вообще не желают признавать необходимость вмешательства кон­сультанта, так как это может снизить самооценку менеджеров. Зачастую потенциальный клиент обеспокоен тем, что присутствие консультанта другие (подчиненные, коллеги, начальство или даже конкуренты) рассмотрят как признание в некомпетентности. Для заказчиков типичны сомнения в возможностях человека со стороны решить сложные проблемы, преодолеть которые безуспешно пыталось руководство организации. Некоторое полагают, что консультант не станет утруждать себя сложным поиском решения, которое надолго бы исправило положение, а вместо этого он попытается применить один из своих стандартных пакетов. В глазах некоторых заказчиков консультант выглядит слишком любопытным субъектом, который собирает слишком много информации, которую затем может использовать против них.

Иногда можно услышать о том, что легко нанять консультанта, но очень трудно от него избавиться. Утверждается, что консультанты так выполняют полученные задания, чтобы неизбежно появились новые. Это может привести к перманентной зависимости от консультирующей фирмы.

И можно не говорить о том, что клиенты иногда полностью игнорируют то, как определяется сумма оплаты услуг консультанта и чем она оправдана, а также с какими выгодами ее можно сравнить. Такие заказчики полагают, что использовать консультанта - роскошь, которая им не по карману.

Как же быть в такой ситуации заказчику, который с одной стороны, терзаем страхами и сомнениями, а с другой озабочен в эффективном решении своих проблем?

Учитывая специфику современной консалтинговой практики и не всегда лишенные основания сомнения заказчиков творческий коллектив, возглавляемый авторами статьи предпринял попытку создания специализированной краткосрочной учебно - консалтинговой программы, ориентированной на сферу управления персоналом.

Если попытаться посмотреть на процесс консультирования в целом, то она может быть представлена как комплекс мероприятий, проводимых консультантом и направленных на то, чтобы помочь клиенту воспринимать, понимать и воздействовать на ход событий, происходящих в окружении клиента (2).

Поэтому творческий замысел этой программы был обращен к идее построения «самообучаемой организации» - организации, которая создает условия обучения для всех своих сотрудников и сама непрерывно преобразовывается. По мнению ряда специалистов именно такая организация обладает необходимым уровнем адаптивности к динамичному развитию внешних условий и способна действовать в парадигме «превентивного» управления.

В этом контексте консультант выступает в роли тренера, подготавлива­ющего организацию к реальным «соревнованиям» во внешней среде, где организации придется самостоятельно принимать решения, разрабатывать стратегию действий и реализовывать тактические шаги. Причем речь идет о выработке долговременных адаптивных навыков, позволяющих организации длительное время самостоятельно справляться с возникающими трудностями и проблемами практически во всех сферах деятельности. Программа ориентирована на высшее и среднее звено управления и основана на изменении традиционных представлениях об управленческих ролях. Подразумевается, что менеджеры должны реорганизовать свою деятельность на трех ровнях (3).

Технология внедрения программы основана на андрагогическом подходе к организационному обучению, в ходе которого реализуется исследовательский подход к решению проблем заказчика, в противоположность иерархическому - типичному и общепринятому, т.е. подходу при котором деятельность консультанта основана на доминировании высшего звена в ходе обмена информацией, оценки и предписаний Присущие модели решения проблем включают в себя три компонента отстаивание определенных точек зрения (что следует делать, что значимо и т.д.), оценку (суждения об успехе/неудаче, хорошем/плохом, возможности/невозможности) и приписывание значений, точек зрения и ценностей окружающим. Исследовательский подход подразумевает обратное, заказчик привносит в процесс изменения существенную долю свое­го предшествующего опыта; обсуждает с консультантом учебного плана и доступность консультанта в процессе организационных изменений; определяет результат организационных изменений, согласованного с консультантом, взаимоотношения с которым строятся на основе сотрудничества и взаимного обмена идеями.

Длительность программы ориентирована на 3 месяца. В течение этого времени консультант «вживается» в организацию, где выступает инициатором изменений и присутствует в системе как наблюдатель.

Безусловно, такой подход к консультированию требует соответствующей подготовки консультанта. А именно. Консультант должен отслеживать влияние следующих факторов: согласованность детального диагноза проблемы с клиентом; возможность усиления готовности и способности клиента осуществлять изменения; итеративный характер общения должен обеспечивать возможность корректировки и модификации стратегии и целей изменений по ходу дела; стремление к стабильности как к желаемому следствию изменений; возможность и умение противостоять давлению со стороны клиента, часто стремящегося получить преждевременные и скоропалительные решения. Поэтому программа дополнена и специально разработанными методическими приложениями, помогающими консультанту ориентироваться в процессе реализации программы, и тренингами для преподавателей - тренеров.

В феврале 2000г. состоялась презентация программы. В качестве испытательной площадки были выбраны 12 региональных партнеров Меж­дународного института менеджмента «Линк».

В результате апробации программы в региональных центрах МИМ ЛИНК обнаружилось, что методологические подходы, реализованные в ней, в некоторых случаях позволили сформировать в организациях так на­зываемые самоуправляемые команды. Именно эти команды стали создавать в своих организациях «поля творческого напряжения», т.е. отдельные лакуны в видении будущего и настоящей реальности, как постоянный источник мотивации персонала к изменениям. Причем процессы углубления и расширения рабочих обязанностей, навыков руководства явились основными направлениями совершенствования деятельности менеджеров. В этом контексте, навыками, приобретенными в процессе реализации программы стали:

- технические навыки и приемы, необходимые для выполнения работы;

- навыки работы в команде и навыки межличностного общения, необходимые персоналу (предоставление и получение обратной связи, урегулирование конфликтов, понимание ценностей различий, коллегиальность);

- навыки активной борьбы за качество, включая умение выявлять проблемы и внедрять усовершенствования.

Безусловно, программа не является панацеей от всех организационных бед и проблем. Однако авторский коллектив программы сохраняет уверен­ность в том, что такого рода укрепление организационных структур поможет предприятию выдержать штормы, бушующие на современном рынке и вовлечь работников в проблемы предприятия, повысить производительность труда и уровня жизни. Кроме того, в настоящее время идет работа по развитию данного продукта, как в плане содержания, так и методик реализации.

3.5. Сертификация в консалтинге .

Общепризнанно, что главным критерием успешности и эффективности работы консультанта (вне зависимости от его специализации) является уровень удовлетворения потребности клиента в осуществлении какого-либо управленческого решения в рамках своей организации. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации консультанта должны быть качественными и как минимум не должен наносить вреда своему клиенту. Эти и другие стандарты его деятельности фиксируются в Профессиональном кодексе консультанта.

Профессиональный кодекс, однако, не отвечает (да и не должен) отвечать на вопрос о том, какова цена и критерии качества выполняемой им работы. Не секрет, что сегодня диапазон оплаты труда консультанта по управлению простирается от 10 до 120 у.е. за один час работы. Не секрет также и то, что в российском бизнесе пока еще живуч стереотип, согласно которому «в Москве - все самое лучшее», в т.ч. и качество консалтинга. Наконец, нельзя забывать о существовании консультантов-профессионалов и тех, кто рядится в их одежды...

Сейчас в России и СНГ есть только один документ, удостоверяющий квалификацию. Это диплом Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Но выпускников ШКУ - несколько сотен. Да и выдается этот диплом пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3—4 года.

Стало быть, вопрос об экспертизе управленческого консалтинга назрел. Проходившая в Москве 5—7 июля конференция Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР) и была посвящена обсуждению проблемы сертификации консультантов и расценкам на консультационные услуги. Около 70 участников из 15 регионов России и стран ближнего зарубежья этого мероприятия представляли свыше 300 индивидуальных консультантов и 46 консалтинговых фирм - членов АКУОР.

В кратком, но содержательном докладе президента АКУОР проф. А.И. Пригожина отмечалось, что сертификация консультантов и консультационных услуг не является самоцелью. Она в равной мере необходима и консультанту, и консультационному сообществу, и клиенту, и государству. В этом четырехугольнике выиграют все: сертифицированный консультант получит неоспоримые конкурентные преимущества по сравнению с его коллегой, не обладающего таковым; профессиональное сообщество получит в свои руки критерии профессионализма, фиксированную систему ценностей; клиент, пользующийся услугами такого консультанта, приобретет в результате устойчиво развивающийся бизнес; экономика, государство в результате введения института сертификации получат дополнительные профессиональные рычаги усиления реформ в стране (не секрет, что одна из главных проблем торможения реформ - непрофессиональный менеджмент организаций).

Приглашенный на конференцию зав. отделом министерства экономического развития и торговли РФ А.И. Ивакин, поддерживая важность и полезность сертификации, отметил, что инициатива в этом процессе должна всецело принадлежать профессиональному сообществу консультантов. Он считает, что сегодня вполне реально воссоздать при Министерстве Общественный совет, который мог бы взять на себя функции наблюдательного органа, осуществляющего предельно мягкие формы поддержки консультационного сообщества.

Генеральный директор «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ) М.Ю. Федин и менеджер по качеству этой компании Н.В. Петухова представляли на конференции единственную российскую консалтинговую компанию, система качества работы которой подтверждена международным сертификатом ISO 9001:94. М.Ю. Федин считает, что владение международным сертификатом предоставляет его фирме допол­нительные конкурентные преимущества и позволяет стандартизировать оказываемые клиентам услуги в соответствии с мировыми требованиями. При этом, по его мнению, чем больше технологизирован продукт, тем выше потребность компании в переходе к стандартам ISO.

Успеху в получении международного сертификата в немалой степени способствовало то обстоятельство, что компанией управляют менеджеры-непрофессионалы в области консалтинга. Раскрывая технологию подготовки к получению сертификата ISO, H. Петухова рассказала участникам конференции о том, что на начальном этапе работы созданного для этой цели комитета по, качеству возникло сопротивление ряда ведущих сотрудников компании. Последнее, как показал анализ, было обусловлено двумя важными обстоятельствами: во-первых, высоким интеллектуальным и профессиональным уровнем персонала, который увидел в комитете еще одну бюрократическую структуру; во-вторых - критическим отношением консультантов к менеджменту как таковому.

Главный результат сертификации компании, как считают его руководители, состоит в том, что, с одной стороны, были получены гарантии того, что «с нами можно и нужно иметь дело», а с другой - произошло качественное изменение в управлении бизнесом самой фирмы. Вероятно, в силу того, что БКГ сегодня является единственным обладателем такого сертификата, руководители компании справедливо полагают, что конкурентные преимущества, предоставляемые ISO 9001:94, ни профессиональным сообществом, ни клиентами по боль­шому счету не оплачены.

В подтверждение сказанному прозвучало выступление зам. генерального директора «ИнКомА Лтд» О.А. Роткина, который, развивая идею о необходимости проведения сертификации в консалтинге, отметил, что возможным критерием для оценки консультационной фирмы мог бы стать такой показатель, как отзывы других заказчиков, сумевших адекватно оценить работу консультантов данной фирмы.

По мнению директора фирмы «Пятерка» Д.М. Шустермана, сертификация, это, во- первых, допуск в профессиональное сообщество, свидетельство профессионализма консультанта; во-вторых, бесспорно, сертификат должен предоставлять весомые конкурентные преимущества.

Главный вопрос, на который следует получить ответ: - ЧТО подлежит сертификации. В этой связи следует точно определить:

- перечень продуктов, подлежащих сертификации,

- описать программы знаний, используемых в консалтинге,

- описать необходимые и достаточные навыки, которыми владеет консультант.

Очень важно далее решить, КТО будет осуществлять сертификацию. Решение этой задачи осложняется тем, что в России отсутствуют граничные условия для стандартов. Тем не менее, вводить стандарты должен некий орган, но такой, который хорошо известен в клиентской среде. Поэтому получение сертификата будет иметь смысл только в том случае, если он станет синонимом ответственности того профессионального сообщества, от имени которого он выдан.

Генеральный директор консалтинговой фирмы «Контур ТМ» 3.8. Герчикова рассказала об опыте разработки стандарта качества для своей организации, когда за основу была взята американская модель «Компетентность консультанта». Согласно этой модели компетентность складывается из успешности исполнения консультантом „шести ролей, каждая из которых содержит в себе две функции (всего, таким образом, 12 функций). Эти роли следующие: доверенный советник, бизнес-драйвер, лидер изменений, эксперт, внимательный наблюдатель. Вершиной компетентности выступает долгосрочное (устойчивое) партнерство.

Для сертификации результата (продукта) консалтинга можно, по ее мне­нию, использовать эмпирическую информацию, содержащуюся в полученных сотрудниками фирмы критериях оценки эффективности консультационного проекта. Среди них:

- удовлетворенность клиента,

- оценка эффективности проекта через год после его завершения,

- повторный заказ,

- молва,

- возможность распространения решений данного проекта на другие объекты и т.п.

Профессор Высшей школы экономики В.И. Герчиков в своем выступлении отметил те принципиальные изменения, которые в последние годы произошли в российской бизнес - среде:

- усилился спрос на отечественный консалтинг,

- возникла категория внутренних консультантов,

- происходит становление стратегического управления,

- начался процесс «развода» собственника с топ - менеджером.

Он поддержал идею о том, что институт сертификации должен опираться только на профессиональное сообщество. При разработке программы сертификации консультантов следует, по его мнению, использовать палатный опыт Германии.

О печальном опыте сертификации в Республике Беларусь рассказал генеральный директор «БелСоюзКонсалт» А.Г. Купцев. В основу Беларусского варианта проведения сертификации была положена 2-уровневая модель, включавшая в себя предзащиту на Экспертном совете ассоциации и защиту - перед органом государственной власти. Предло­женная модель включала в себя ряд существенных моментов: членство в объединении как условие допуска к предзащите; сертификацию по видам консультационной практики; сертификацию в форме защиты проекта в виде теста; платность сертификации.

Итогом многомесячной работы явилось то, что государство в лице Совми­на после трехмесячного разбирательства ликвидировало «БелСоюзКонсалт», так и не сумев, по словам выступающего, разобраться в том, для чего нужны специалисты в области консалтинга.

Генеральный директор фирмы «Павлуцкий и партнеры» А.В. Павлуцкий, рассказав о знакомстве с опытом проведения сертификации в Голландии, предложил собравшимся задуматься над таким вопросом: сертификация, она «ОТ» или «ДЛЯ». По его мнению, ответ очевиден: сертификация - ДЛЯ. Для саморазвития консультанта и клиента. Именно клиент, должен выступать высшим.

Стремительное вхождение в рыночную экономику востребовало множество не известных до некоторых пор видов деятельности, являющихся предпринимательской инфраструктурой бизнеса.

Сегодня ни у кого уже не вызывают вопросов аудиторская, брокерская, риэлторская, маклерская деятельность, подбор и оценка персонала. Но когда мы слышим слово «консалтинг», каждый понимает под ним что-то свое или не понимает о чем идет речь вообще. Да и не удивительно. Все чаще, это хлесткое иностранное слово мелькает на страницах печатных изданий и в рекламных объявлениях, муниципальное, региональное, политическое, управленческое, финансовое, по организационному развитию, инвестиционное, по информационным технологиям, бизнес-консультирование и т.п. - в этом «лесу» мудрено не заблудиться.

При стремительном развитии этого бизнеса на Западе, да уже и у нас, до сих пор нет общепринятого определения этой деятельности. Никто не может сказать, где начинается область его применения и где заканчивается. По большому счету, любая фирма или человек могут утверждать, и небезосновательно, что они оказывают консалтинговые услуги. Как иногда шутят:

«Одна половина человечества кон­сультирует вторую половину».

Буквальный перевод английского слова «consulting» означает «оказание помощи», «советование» и даже «лечение» Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощником, а также заинтересованным попутчиком лидеров на пути непрерывной работы по усовершенствованию их предприятий и организаций.

Выбор помощника - дело серьезное. Существует множество рекомендаций, как выбрать лучшего специалиста Схема, приведенная ниже, надеюсь, поможет выбрать нужного специалиста.

Если вы мыслите категориями - «функция-структура», то вам нужен экспертный консультант, который поможет вашей организации поставить управленческий учет, разработать бизнес-план, подготовить организационноштатное расписание, оценить персонал, разработать учредительные документы и т.п. Нужно понимать, что когда вы работаете с экспертным консультантом, контроль за результатом, находится в руках этого консультанта, потому что продукт создается или уже создан не вами и не в вашей организации.

Когда вам не безразлично, насколько эффективно и комфортно люди проводят треть своей жизни, вы можете пригласить консультантов-тренеров, которые проведут тренинги на эффективные коммуникации, командообразование, умение продавать, проводить публичные презентации и т.п.

Если перед вами стоят задачи реорганизации или создания новых проектов, вам необходимо обратиться к проектным консультантам. Они профессионально разработают для вас план реструктуризации или реорганизации предприятия, помогут создать холдинг или наоборот раздробить предприятие на бизнес - единицы или центры финансового учета, разработают региональную или комплексную программу развития чего-либо в регионе.

Малоизвестными, а потому и не всегда понятными, являются процессные консультанты по организационному развитию и управлению. Это люди, которые, аккумулируя и используя знания различных наук (менеджмент, социология, экономика, психология, педагогика, философия и т.д.), а также отечественный и зарубежный управленческий опыт, организуют и поддерживают эффективное взаимодействие людей в организации по усо­вершенствованию ее бизнес - процессов и решению проблем, стоящих перед организацией.

Если вы понимаете, что процессы в организации протекают горизонтально, а функции формализуются вертикально, если вы осознаете, что за процессы в вашей организации отвечает только один человек - директор, а им являетесь именно вы, возможно, вам необходимо найти себе помощника среди процессных консультантов по организационному развитию. Когда вы работаете с процессным консультантом, вы контролируете результат, потому что процесс его получения проходит у вас на глазах и вы являетесь его участником.

На этой схеме нет лучших или худших, эффективных или неэффективных. Эта схема всего лишь попытка по-иному взглянуть на вид профессиональной деятельности, называемой управленческим консультированием.

Немного подробнее хотелось бы остановиться на сущности процессного консультирования. Отличаясь от традиционного экспертного консультирования, когда ответ заранее известен одному и неизвестен другому, процессные консультанты затрагивают область до той поры непознанную. То есть, может быть, пока нет еще таких знаний, но они могут возникнуть в контексте конкретной ситуации клиента. Их подход основан на предположении, что любой процесс, в т.ч. процесс мышления, может быть направлен на службу организации, которая состоит из мыслящих индивидуумов. Речь не идет о психологических приемах типа гипноза или психотерапии. Просто признается, что человек есть существо развивающееся по понятным биологическим и пока по не всегда понятным психическим и духовным законам. Доподлинно неизвестно, как человек учится. Но за многие десятилетия наблюдения за процессами, происходящими в различных социальных группах, замечена феноменальная активизация, так называемого, группового мышления, дающего превосходные плоды коллективного творчества, рождающего оригинальные идеи для практического применения. Созданием необходимых условий для группового творчества, методов и технологий раскрытия личности в целях личного совершенствования и повышения эффективности групп и организаций заняты процессные консультанты.

Когда экспертная поддержка или совет становятся бессильными перед многогранной реальностью жизни, на помощь приходят процессные консультанты, помогающие более широко и системно взглянуть на организацию. Но и тогда, когда «исповедуемая» процессными консультантами модель организации «легла» на стол руководителя, еще не следует полностью доверяться ей. Смысл дальнейшего сотрудничества появляется лишь тогда, когда эта модель понята и принята обеими сторонами. Только тогда появляется гарантированная возможность успешной совместной работы.

Сила подхода процессных консультантов - в их воспитательной направленности, в отличие от простого «советования», «научения» или тренировки умений и навыков управления. Воспитание рассматривается ими как процесс развития, осуществляемый при тесном взаимодействии двух сторон - консультанта и тех, кому нужна его помощь. Считается, что этим занимается педагогика - наука о воспитании. Воспринимая педагогику только как науку о воспитании ребенка, мы забываем, что реальный процесс воспитания и обучения не заканчивается выдачей аттестата или диплома об образовании. На самом же деле процесс обучения и развития человека продолжается и после «школы». По большому счету, человек в жизни только и делает, что учится.

Успешность предприятий и организаций как раз и основывается на развитии (воспитании, образовании) человеческих ресурсов, в понимании организации в целом и системы менеджмента в частности, как совместной работы группы людей в направлении постоянного обновления. Человек - это не только существо, которое знает и объясняет - он также осуществляет выбор и, тем самым, предопределяет свое будущее.

Поэтому процессный подход основан на идее свободы выбора, на уважении выбора, сделанного кем-то другим и на сочетании всех доступных физических и духовных ресурсов. Технологий и методов накоплено уже достаточно в современном процессном подходе. Вопрос в том, чтобы применять их, что, в свою очередь, требует определенного мужества, а также терпения и честности в оценке полученных результатов.

Сегодня много говорят и пишут о качестве: качестве продукции, качестве управления, качестве работы. И, как следствие, «повальное увлечение» сертификацией по международному стандарту ISO 9000 и т.д. Не минула эта тема и консультантов по управлению. «Что такое «качественная работа» консультанта, как это качество оценить и как поддерживать его необходимый уровень?» - вопросы, которые все чаще и чаще звучат в консультационных кругах, обсуждаются на конференциях профессиональных сообществ консультантов, на круглых столах и в печати. Прямой путь - это поиск критериев, способов оценки и способов повышения качества работы консультантов. И это «нормальное» решение для технократического способа мышления. А теперь давайте задумаемся: «Можно ли получить это качество без создания какой-либо, пусть даже самой совершенной, но, все-таки, системы контроля?»

Социальная ответственность в бизнесе - это пока слабый, но набирающий силу импульс, который находит отклик в сердцах и душах все большего и большего числа людей на нашей планете. Эта позиция реализуется ими в том бизнесе, который они ведут - реальном и вполне успешном. Социально ответственный Triodos bank из Голландии привлекает деньги вкладчиков, для которых не безразлично, куда инвестируются их деньги, и, которые хотели бы, чтобы их деньги «работали» на социальный прогресс общества. Нюрнбергский банк окружающей среды (Германия), который финансирует только экологически чистые объекты недвижимости, демонстрирует завидные темпы роста, что позволило ему уже через три года после образования разместить свои акции на бирже. Ведущие японские ав­томобильные компании уже сегодня думают о будущем, вкладывая деньги в разработку полностью или максимально безвредных при утилизации материалов Французские, английские, голландские фермерские хозяйства успешно конкурируют, производя сельскохозяйственную продукцию без применения химических удобрений. Голландская консультационная фирма NPI работает со своими клиентами, рассматривая окружающий мир как «трехчленный социальный организм». Все эти примеры - это внешнее проявление внутренней позиции и жизненных ценностей конкретных людей, владеющих и работающих в том или ином бизнесе. Быть социально ответ­ственным бизнесом сегодня выгодно.

Что же такое социально ответственная консультационная фирма?

Во-первых, это работа только с заинтересованными людьми - лидерами и сотрудниками компании, которые действительно хотят изменить свою компанию и, что немаловажно, ее окружение к лучшему. Они уже сегодня думают о том, что они оставят на этой земле своим детям, внукам, правнукам. Работа по изменению компании не может быть эффективной, если она не затрагивает внутренний мир ценностей людей, их уже устоявшуюся картину мира Только раздвигая эти границы и подвергая сомнениям уже известное, мы можем увидеть новые возможности Иногда нам приходится сталкиваться с руководителями, которые, заказывая ту или иную работу консультанту по управлению, на самом деле и не собираются что-либо серьезно менять на своем предприятии. В таком случае мы отказываемся работать с этим заказчиком.

Во-вторых, это позитивно ориентированный подход в работе. Мы очень талантливы в том, чтобы видеть вокруг негатив, проблемы. Мы изощренно, пусть даже и конструктивно, критикуем и обвиняем. Чтобы увидеть и потом постоянно наблюдать вокруг только хорошее, нужно работать над своим способом мышления и восприятия мира. Если вы это умеете делать сами, то сможете донести и до своего клиента. Не надо искать проблемы, люди не любят проблемы. Лучше сосредоточиться на поиске шансов и возможностей - это путь сотрудничества и взаимодействия. Только сотрудничая и помогая друг другу, можно построить будущее, привлекательное для всех.

В-третьих, это постоянная духовно-исследовательская работа консультантов. Такая работа направлена на создание новых знаний через постижение сути окружающих нас явлений, развитие способностей «видеть невидимое» и ревизию существующих знаний с целью отделения многочисленных и мешающих социальному развитию «плевел» от «зерен» здоровой организации жизни. Только научившись развивать собственные способности, вы можете помочь развить их другим.

Таким образом, социально ответственный подход в консультировании - это нравственный знак качества работы консультанта.


Заключение .

В дипломной работе были раскрыты и упорядочены понятия, и принципы управленческого консультирования. Охарактеризованы виды консультационных организаций на современном этапе, показан отраслевой спрос на консалтинг. Так же показаны рейтинги консультационных компаний, которые помогают ориентироваться при выборе консультанта и понять конкурентное соотношение сил. В работе описан метод работы консалтинговой фирмы «МЕТОД». Её основные направления деятельности, предлагаемые технологии по восстановлению «здорового» функцианирования фирмы, описание тренингов.

Из исследования актуальной темы дипломной работы нужно отметить, что потребность в консалтинговых услугах не зависит от формы собственности организации или вида бизнеса. Спрос на услуги консультанта определяется не типом собственника, а прежде его реальными потребностями предприятия в услугах такого рода и, конечно же, деловыми качествами менеджеров данного предприятия. Сегодня на рынке отчетливо виден спрос на услуги консультантов со стороны тех предприятий, во главе которых стоят сильные менеджеры, осознающие ценность профессиональной консультационной помощи. Консультант ценен не просто тем, что выполняет разовый проект, а тем, что помогает предприятию наладить эффективную самостоятельную каждодневную работу. В связи с этим предприятия в первую очередь нуждаются в комплексной реструктуризации, основной упор в которой делается на создание стратегии и реформировании бизнес – модели, на постановку процедур регулярного менеджмента, на формирование системы финансового управления и управленческого учета, на постановку маркетинговой деятельности компании. Из исследования данной работы, стало ясно для, чего нужны консультационные компании и что они могут дать своим клиентам, как они помогают развиваться компаниям, пользующимся их услугами.

Как и в прочих организациях в консалтинговых компаниях существуют свои, пока ещё нерешенные проблемы и задачи, такие как:

1. Формирование понимание в среде предпринимателей места и роли профессиональных консультантов в развитии успешного бизнеса.

2. Формирование профессиональных стандартов, этических норм и правил поведения на рынке консалтинговых услуг.

3. Повышение профессионального уровня консультантов.

4. Защита профессиональных и иных интересов консультантов.

5. Участие в разработке и реализации комплексных инвестиционных проектов и конкретных региональных программ.

6. Сотрудничество с российскими и зарубежными консалтинговыми фирмами и профессиональными союзами.

7. Институционализация профессии консультанта.

Решение проблем консультантов, является основной задачей. Из-за неразвитого спроса в консультационном бизнесе отсутствует конкуренция по качеству, поэтому соперничество между компаниями идет, сегодня в русле привлечения новых клиентов для консалтинга вообще, а не их перехода к более профессиональному консультанту.


Литература

1. Алексеев О.Б. Общие принципы построения муниципальной системы управления. – М., 1998.

2. Алешникова В. Современные тенденции развития управленческого консультирования // РЭЖ, 1997, № 10.

3. Алешникова В.И. Директор и консультант по управлению: основы успешного сотрудничества//консультант директора, №12 1998.

4. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». – М., 1999.

5. Алешникова В.И. Профессия «консультант» по управлению в России// управление персоналом, № 2 1998.

6. Бабулошвили К. Управленческое консультирование. – М, Эксперт, 1992.

7. Бобахо В.А. Организационный консалтинг: культура изменений // Управление персоналом, 1998, № 12.

8. Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. М.: 1998.

9. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. – М., 1998.

10. Елмамев О.К. Управленческое консультирование: вопросы теории и практики. – Ижевск, 1989.

11. Зимин В. Муниципальный консалтинг // Муниципальная власть, 1999, ноябрь-декабрь, № 6.

12. Юксвярав Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. – М., 1998.

13. Консалтинговые услуги в реструктуризации российских предприятий: обобщение передового опыта. М.: 1998.

14. Консультант директора // Н.П. Зволев, №1 с.3-20, 1996.

15. Консультант директора // Н.П. Зволев, №11 с.3-12, 13-21, 1997.

16. Консультант директора // Н.П. Зволев, №12 с.3-14, 1997.

17. Консультант директора //Н.П. Зволев, №5 с.6-18, 1996.

18. Консультант директора //технология «прорыв», Н.П. Зволев, №10 с.31-34, 1995.

19. Коробцев В.В. Проблемы профессионализма консультантов по управлению // Управленческое консультирование нововведений. Сб. Трудов, вып. 4, 1990.

20. Кубр Милан. Управленческое консультирование и перспективы сотрудничества Восток-Запад//ПтиПУ, №4 1991.

21. Лузин А.Е., Озира В.Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению М.:Экономика, 1975.

22. Макхель К. Управленческий консалтинг. М.: 1999.

23. Менеджмент в Росси и за рубежом. № 3 1999, № 2 2000.

24. Нигель Макленнан. Консультирование для менеджеров. Ростов-на –Дону, с.512, 1997.

25. Ондрак Д. Консультационная программа по управлению для малых предприятий//ПТИПУ, №5,6 1991.

26. Пестофф В.А. Консультант по управлению: новые задачи//ПтиПУ, №2 1989.

27. Петросян Д., Хубиев Р., Многопрофильные консалтинговые центры для поддержки предпринимательства // Проблемы теории и практики управления, 1997, № 3.

28. Посадский А.П., Хайпин С.В. Консультационные услуги в России. Практическое пособие для менеджеров и предприятий. – М., 1995.

29. Пригожин А. Становление Управленческого консультирования в России // ПтиПУ, 1997, № 3.

30. Прокопенко И. Управленческое консультирование как услуга//ПтиПУ, №1 1988.

31. Пфеффер Д. Почему же ничего не выходит? // Искусство управления, 2000, № 3.

32. Пятенко С., Волкова Е. Крупнейшие российские аудиторно-консультационные компании в 1998 г.// БОСС, 1999, № 3.

33. Пятенко С.В. Выбор аудитора и консультанта. М.: 1998.

34. Пятенко С.В. Работа аудитора и консультанта. М.: 1999.

35. Румянцева З.П. Основы управленческого консультирования. В 2-ух книгах. М.: 1994.

36. Румянцева З.П., Алешникова В.И. Методические указания. М.: 1998.

37. Технология успеха: консалтинг – игра всерьез // Госпожа удача, 1998, № 3.

38. Управленческое консультирование. Под. ред. Кубра М. – М., 1992 в 2-х томах. пер. с английского Интерэксперт.

39. Усманов Б., Зимин В. Острый спрос на вопрос // Муниципальная власть, 1998, май-июнь, № 3.

40. Уткин Э.А. Консалтинг. – М., 1998.

41. Чокыров К. Управление консультационной деятельностью//ПТ и ПУ, № 1 1999.

42. Шувалов И. Торжество консалтинга//Эксперт, № 10, 13 2000.

43. Эдгар Х.Шейп. Консультант и стратегия развития//ПтиПУ, №4 1991.

44. Эффективность гос.управления. с. 692-706, М.: 1998

45. Юксвярав Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. – М., 1998.


Научный паспорт

1. Проблема исследования.

Формирование спроса на услуги консультантов, консалтинговых компаний, понятия, принципы и модели консультирования, развитие концептуальных подходов к процессу консультирования.

2. Тема.

Управленческое консультирование: менеджмент консалтинг.

3. Цель.

Изучение и анализ деятельности консультантов и консалтинговых компаний, систематизация информации для развития управленческого консалтинга.

4. Задачи.

Создание условий для активной профессиональной и общественной деятельности консультанта. Формирование профессиональных стандартов этических норм и правил поведения на рынке консалтинговых услуг.

Координация усилий по созданию единой организационной сети для обеспечения эффективного функцианирования рынка консультационных услуг.

5. Объект исследования.

Развитие концептуальных подходов к процессу консультирования, консалтинговые компании.

6. Предмет исследования.

Изучение процесса управленческого консультирования в компаниях, фирмах.

7. Методологический подход.

При исследовании был применен научно-методический подход, применены методы сравнения: графический и статистический.

8. Практическая ценность работы.

Данная работа имеет справочно-информационную и научно-практическую ценность отражающий широкий спектр профессиональной деятельности консультантов разного профиля.

9. Аннотация.

Данное исследование имеет систематизированный характер. Оно дает представление о возможностях российских консультантов и консультационных компаний. Также предоставляется максимальный объем информации. Сведения по консалтинговым компаниям были получены на основе специально составленных баз данных. В результате их актуализации были уточнены сведения по компаниям и индивидуальным консультантам. Эффективность консультирования отражает его результативность в достижении поставленных целей.

9. Summary.

The given research has the systematized character. It gives submission about opportunities of the Russian advisers and consulting companies. Maximum volume of the information also is granted. The items of information on consulting to the companies were received on a basis of the specially made databases. As a result of them acktuaction the items of information on the companies and individual advisers were specified. The efficiency of consultation reflects his(its) productivity in achievement of object in views.


1 Юксвярав Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. – М., 1998.

1 Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. М.: 1998.

1 Консалтинговые услуги в реструктуризации российских предприятий: обобщение передового опыта. М.: 1998.

1 Коробцев В.В. Проблемы профессионализма консультантов по управлению // Управленческое консультирование нововведений. Сб. Трудов, вып. 4, 1990.

1 Консалтинговые услуги в реструктуризации российских предприятий: обобщение передового опыта. М.: 1998.

1 Технология успеха: консалтинг – игра всерьез // Госпожа удача, 1998, № 3

1 Бизнес-каталог 2001г. стр. 233

1 Бизнес-каталог 2001 г. стр. 234

1 Общероссийский профессиональный журнал «консалтинг» № 9 2001г.

1 Коробцев В.В. Проблемы профессионализма консультантов по управлению // Управленческое консультирование нововведений. Сб. Трудов, вып. 4, 1990.

1 Макхель К. Управленческий консалтинг. М.: 1999.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  643  644  645   ..