Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  868  869  870   ..

 

 

Обоснование экономической эффективности внедрения программного комплекса автоматизации управления "Галактика-Экспресс"

Обоснование экономической эффективности внедрения программного комплекса автоматизации управления "Галактика-Экспресс"

Введение

Хотя компьютерные информационные системы используют компьютерные технологии, чтобы переработать непроверенные сведения в значимую информацию, существует ощутимое различие между компьютером и компьютерной программой, с одной стороны, и информационной системой – с другой. Электронные вычислительные машины и программы для них – техническое основание, инструментальные средства и материалы современных информационных систем. Компьютеры обеспечивают оборудование для хранения и изготовления информации. Компьютерные программы, или программное обеспечение, являются наборами руководств по обслуживанию, которые управляют работой компьютеров. Но компьютеры – только часть информационной системы [3].

2.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия за 2001-2003 года

Уровень Класс Сущность
1 2 3
ИС для обеспечения текущих бизнес-операций Системы обработки операций Выполняют текущую регистрацию записей об операциях и сделках, модернизируют базы данных, обрабатывают эти данные и выводят разнообразные документы, сообщения, отчеты

Система управления процессами

Управления физическими процессами производства продукции, подачи товаров и т.п.
Системы автоматизации офиса Поддерживают коммуникации, деловодство и продуктивность офиса. Преобразуют ручные методы делопроизводства и традиционные коммуникации путем сбора, обработки, хранения и передачи данных в виде электронных офисных коммуникаций.
Информационные системы для обеспечения принятия управленческих решений

Система предоставления информации

Предоставляют менеджерам предопределенные и регламентированные сообщения (отчеты, справки) о текущих бизнес-операциях
2 3
Системы поддержки принятия решений Предоставляют менеджерам специальный набор диалоговых средств проектирования и выбора альтернатив для использования в непрограммируемых ситуациях
Информационные системы руководителей Обсуживают менеджеров высшего уровня с целью формирования критической информации в свободных форматах (по желанию самих менеджеров). На выбор высших руководителей информирую о ключевых факторах, влияющих на достижение фирмой своих стратегических целей
Информационные системы для обеспечения стратегических конкурентоспособных преимуществ Информационные системы для привлечения и удержания клиентов, привязки поставщиков, и т.п. Привлекают клиентов (от конкурентов) и закрепляют поставщиков уникальным комфортным информационным обслуживанием. Широко используют мгновенный доступ к внутренним и внешним базам данных.

Группа

Годовая сумма, тыс. руб. Годовой удельный вес, % Динамика по годам,%
2001 2002 2003 2001 2002 2003 2002/2001 2003/2002

Здания и сооружения

2558250 2982940 3914512 76,0 66,0 69,0 117,0 131,2

Машины и

539774 1204649 1205506 17,0 27,0 21,0 223,0 100,0

Транспортные средства

214323 213244 448283 6,0 5,0 7,0 99,5 210,2
Инструмент и инвентарь 64491 121485 131797 1,0 2,0 3,0 188,0 108,0

Прочие

- - - - - - - -
Итого 376838 4522318 5700098 100,0 100,0 100,0 - -
Показатель

Единица

Годовая сумма, тыс. руб. Темп роста, % Изменение в абс. ед.
2001 2002 2003

2002

2003

2002-2001 2003-2002
Выручка тыс. руб. 1202694 2511124 4114166 209 164 1308430 1603042
ОПФ с.г. тыс. руб. 3075970 3949578 5111208 128 129 873608 1161630
ФО руб. 0,39 0,64 0,8 164 125 0,25 0,16
Показатель

Единица

Годовое значение

Изменение в абс. ед.
2001 2002 2003 2002-2001 2003-2002
Ч срсп. чел. 167 180 234 13 54
П тр. тыс. руб. 7201,8 13951,0 17582,0 6749,2 3631,0
ФВ руб. 18419,0 21942,1 21843,0 3523,1 -99,1
Вид деятельности Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %
СМР 981595,0 81,62
Столовая 2874,0 0,23
ТМЦ 64877,0 5,39
Услуги транспорта 5419,0 0,45
Подсобное пр-во 83117,0 6,91
Аренда 63890,0 5,31
Прочее 922,0 0,09
Итого: 1202694,0 100,00
Вид деятельности Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %
СМР 2251707,0 89,67
Столовая 4824,0 0,20
ТМЦ 57893,0 2,31
Услуги транспорта 3811,0 0,15
Подсобное пр-во 97654,0 3,89
Аренда 55743,0 2,22
Прочее 39492,0 1,56
Итого: 2511124,0 100,00
Вид деятельности Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %
СМР 3856200,0 93,70
Столовая 5103,0 0,12
ТМЦ 43915,0 1,10
Услуги транспорта 2415,0 0,06
Подсобное пр-во 112473,0 2,70
Аренда 83516,0 2,03
Прочее 10544,0 0,29
Итого: 4114166,0 100,00
Показатель Годовая сумма, тыс.руб. Годовой удельный вес, %
2001 2002 2003 2001 2002 2003
Пр 125542 314063 891960 78,0 87,0 91,0
Ппр 5283 8415 9117 3,0 2,0 1,0
Пв.о. 30967 39495 74892 19,0 11,0 8,0
Итого 161792 361973 975969 100,0 100,0 100,0
Наименование показателя Единица измерения Годовое значение показателя Изменение в абс. ед.
2001 2002 2003 2002/2001 2003/2002
1 2 3 4 5 6 7
Выручка от реализации работ тыс. руб. 1443233,0 3013349,0 5449422,0 1570116,0 2436073,0
Налог на добавленную стоимость (НДС) то же 240539,0 502225,0 908237,0 261686,0 406012,0
Другие налоги из выручки --//-- 53130,0 107779,0 195489,0 54649,0 87710,0
Затраты на реализацию работ --//-- 1024022,0 2089282,0 3453736,0 106526,0 1364454,0

Прибыль от реализации

--//-- 125542,0 314063,0 891960,0 188521,0 577897,0
Продолжение таблицы 10
1 2 3 4 5 6 7
Прибыль от прочей реализации --//-- 5283,0 8415,0 9117,0 3132,0 702,0
Доходы от внереализационных операций --//-- 35705,0 58773,0 129917,0 23068,0 71144,0
Расходы от внереализационных операций --//-- 4738,0 19278,0 55025,0 14540,0 35747,0
Балансовая прибыль --//-- 161792,0 361973,0 975969,0 200181,0 613996,0
Налог на прибыль --//-- 22479,0 21349,0 225999,0 -1130,0 204650,0
Налог на недвижимость --//-- 13599,0 26488,0 34307,0 12889,0 7819,0
Местные налоги и сборы --//-- 3815,0 3087,0 4498,0 -728,0 1411,0
Прибыль чистая --//-- 121899,0 311049,0 679343,0 189150,0 368294,0
Фонд накопления --//-- 24380,0 62210,0 90803,0 37830,0 28593,0
Фонд потребления --//-- 36570,0 93315,0 158115,0 56745,0 64800,0
Благотворительные цели --//-- 3115,0 5417,0 9714,0 2302,0 4297,0
Другие цели --//-- 678,0 1032,0 4315,0 345,0 3283,0
Рентабельность эффективности хозяйственной деятельности % 12 15 20 3 5
Статья расхода Годовая сумма, тыс. руб. Годовой удельный вес, %
2001 2002 2003 2001 2002 2003
Материальные затраты 416822 1073420 2027753 41,0 51,0 59,0
Расходы на оплату труда 327062 538021 639243 32,0 26,0 19,0
Отчисления на социальные нужды 137508 189784 30548 14,0 9,0 1,0
Амортизация 75783 63308 65407 7,0 3,0 2,0
Прочие 66850 224749 690785 6,0 11,0 19,0
Затраты на выполнение работ (себестоимость) 1024022 2089282

3453736

100,0

100,0

100,0

Статья расхода Годовая сумма Изменеие в абс. ед.
2001 2002 2003 2002-2001 2003-2002
Материальные затраты 416822 1073420 2027753 656598 954333
Расходы на оплату труда 327062 538021 639243 210959 101222

Отчисления на

137508 189784 30548 52276 -159236
Амортизация 75783 63308 65407 -12475 2099
Прочие 66850 224749 690785 157899 466036
Затраты на выполнение работ (себестоимость) 1024022 2089282 3453736 1065260 1364454
Персонал Количество работников, чел. Годовой удельный вес, %
2001 2002 2003 2001 2002 2003

Основное производство в т.ч.:

147

155

176

88,0

80,0 13,0 24,0 72,0 4,0

81,0

Итого 167 180 201 100,0 100,0 100,0
Столовая 2 2 2 1,0 1,0 1,0
Подсобное производство 8 11 11 5,0 6,0 5,0
Всего 177 193 214 100,0 100,0 100,0
Показатель Годовой показатель
2001 2002 2003
Среднесписочная численность работников 177 193 214
Численность всего (с совместителями) 185 201 222
Принято на работу всего, в т.ч. 51 83 114
-на дополнительно введенные рабочие места - - -
Уволено работников всего, в т.ч.: 55 81 81
- за прогулы - 4 6
- по сокращению штатов 9 1 -
- по собственному желанию 46 79 55
Наименование показателя Годовое значение Норматив Отклонение от норматива
2001 2002 2003 2001 2002 2003
Коэффициент текущей ликвидности 2,05 8,07 8,87 >2,0 0,05 6,07 6,87
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -0,48 -0,12

0,10

0,10-0,15 0,38 0,02 -
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,02 3,70 2,03 0,25 0,23 -3,45 -1,78
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

0,12

0,05

0,04

< 0,85

0,73

0,81

0,82

Коэффициент критической ликвидности 0,53 4,10 3,05 1,0 0,47 -3,10 -2,05

3.2 мероприятия по реорганизации управления ИП ''СМУ Союз-Телефонстрой'' посредством информатизации бизнес-процессов

Системы ''ТЕТРА'' и ''1С:Предприятие'' просты и легки для обучения, однако они не совместимы между собой и не позволяют связать данные в единую базу, что увеличивает затраты времени при осуществление документооборота и следовательно снижается производительность труда и эффективность деятельности предприятия в целом. Этот недостаток можно устранить путем внедрения на ИП «СМУ Союз–Телефонстрой» программного комплекса «Галактика-Экспресс».

Безусловно, бесспорным преимуществом обладают комплексные информационные системы западных производителей, однако существуют различия в технологиях организации западного и отечественного бизнеса. Западное решение всегда необходимо существенно дорабатывать под конкретное предприятие. Для успешной реализации такой доработки требуется наличие целого ряда специалистов: аналитиков, программистов, внедренцев. У западных разработчиков в Беларуси подобных специалистов в достаточном количестве нет. Поэтому доведение западной системы до рабочего состояния требует больших финансовых ресурсов от предприятия [5].

Сегодня более 5000 предприятий России, Беларуси и стран СНГ являются клиентами корпорации ''Галактика'', в том числе ‘’Белтелеком’’- основной поставщик услуг связи в Беларуси , все ‘’ Облтелекомы’’, которые являются основными заказчиками у ИП ‘’СМУ Союз-Телефонстрой’’, а так же данная система установлена и у обслуживающего данное предприятие банка, что и является обоснованием внедрения на предприятии ИП ‘’СМУ Союз-Телефонстрой’’ программного комплекса ‘’Галактика’’.

Программный комплекс «Галактика» относится к классу финансово–экономических систем и включает в себя не только унифицированные компоненты, предназначенные для эксплуатации в организациях любой профессиональной ориентации, но и содержит ряд специализированных модулей, автоматизирующих процессы управления производством промышленной продукции. Он ориентирован на автоматизацию решения задач, возникающих на всех стадиях управленческого цикла, таких как прогнозирование и планирование, учет и контроль реализации планов, анализ результатов, коррекция прогнозов и планов.

Комплекс «Галактика» реализует следующие принципы:

- интеллектуальность;

- интегрированность («сквозное» прохождение документов через различные службы);

- модульность (возможность поэтапного внедрения системы, гибкого маневрирования);

- доступность (наличие полного комплекта документации, подсказок, удобство ввода данных);

- открытость (возможность взаимодействия с другими программами, работающими на предприятии);

- адаптивность (наличие мощного механизма настроек, обеспечивающего различные схемы эксплуатации системы).

Комплекс «Галактика» — это многопользовательская сетевая система управления деятельностью предприятия, которая решает задачи планирования, оперативного управления, бухгалтерского учета, контроля и анализа. На фоне решения управленческих задач многие учетные задачи, такие как задачи бухгалтерского, материального учета, налогового планирования и другие, решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. То есть реализуется принцип «первичен не учет, а управление», учет в данном случае является дополнительным средством контроля.

Решение ''Галактика-Экспресс''- это специально сконструированное решение на базе системы ''Галактика''. В комплектацию данного решения входят два контура системы ''Галактика'' - бухглтерского учета и логистики.

Особо эффективно выделяется информатизированная система документооборота по сравнению с “ручным” с точки зрения доступности (поиска) документов. При информатизированном документообороте создается эффект, что каждый документ находится (доступен) в любой точке системы (исключение составляют закрытые (конфиденциальные) документы)). При этом каждый пользователь может оперативно получить копию интересующего его документа для ознакомления, корректировки или формирования нового документа.

Обобщая можно сказать, что информатизация управления значительно сокращает поток первичных документов и величину трудозатрат на оформление и обработку электронных форм документов.

Распределение информационных потоков с использованием системы ''Галактика-Экспресс'' представлена на рисунке 20.

Задача внедрения системы комплексной автоматизации предприятия ''Галактика-Экспресс'' предполагает корректировку существующих на предприятии бизнес–процессов и документооборота с ними связанных. При этом будут автоматизированы 22 АРМа.

Суть изменения бизнес-процессов заключается в переходе от поддержки процесса управления с помощью бумажных носителей информации и отдельных разрозненных задач, автоматизирующих некоторые учетные функции, к технологии непрерывного сбора и анализа всей производственно–хозяйственной информации, определяющей экономические показатели деятельности предприятия. Новая технология процесса управления направлена на обеспечение полного контроля за всеми бизнес–процессами и переход к полной информационной управляемости предприятием.

Как уже отмечалось выше основным объектом с которым работает программный комплекс «Галактика» является операционный документ. Операционный документ формируются при осуществлении любой хозяйственной операции и подтверждает ее совершение. Документы могут быть связаны между собой. Совокупность всех операционных документов предприятия называется его документооборотом.

Разделение документопотока на контур логистики и бухгалтерский контур позволяет своевременно фиксировать сведения, являющиеся, с точки зрения бухгалтерии, неполными и не подлежащие учету. Обработка оперативной информации позволяет, проанализировать взаимоотношения с одним (или группой) контрагентов на основе сведений о корреспонденции материальных ценностей, услуг, работ и финансовых средств и оценить эффективность функционирования предприятия по различным направлениям хозяйственной деятельности.

Так же в соответствии с установленными правами доступа, специалисты всех служб предприятия имеют возможность анализа не только той информации, за ввод которой они и несут непосредственную ответственность, но и сопряженной с ней, за подготовку и ввод которой отвечают другие службы.

При этом администрация предприятия, используя для управления хозяйственной деятельностью систему «Галактика-Экспресс», получает ряд возможностей:

- своевременного получения достоверной информации о текущей деятельности предприятия;

- оперативного контроля и управления финансами, материальными и трудовыми ресурсами;

- формирования обоснованных планов на основании анализа данных об имеющихся ресурсах;

- контроля выполнения планов и взаимных обязательств;

- анализа результатов деятельности и формирования оптимальных управляющих воздействий.

Внедрение программного комплекса «Галактика-Экспресс» на иностранном предприятии «СМУ Союз–Телефонстрой» позволит предприятию сэкономить на текущих затратах на расходные материалы и на обучении персонала, сократить число заказываемых в типографии бланков, объем бумажной корреспонденции. Основной целью внедрения информационного управления на предприятии является организация безбумажного офиса, то есть максимально возможное перенесение текущего делопроизводства с бумажных носителей в электронный вариант.

3.3 структура системы ''Галактика-Экспресс''

В функциональной структуре системы "Галактика" имеются следующие контура:

- контур административного управления;

- контур планирования и управления финансами;

- контур планирования и управления производством;

- контур управления персоналом;

- контур логистики;

- контур бухгалтерского учета.

Система построена по модульному принципу, благодаря чему в зависимости от производственно-экономической ситуации допускается изолированная эксплуатация отдельных модулей, а также использование их произвольных комбинаций.

Необходимыми техническими условиями для функционирования программного комплекса «Галактика-Экспресс» являются:

- наличие структурированной кабельной системы со скоростью передачи данных не менее 10Mb/s и выделенным сервером с минимальными характеристиками PII/300/128Mb/HDD6Gb, под управлением операционной системы MS Windows NT Server 4.0 или Novell NetWare 4.1;

- в качестве клиентских станций — персональный компьютер с минимальными характеристиками: P166/32Mb/HDD2Gb под управлением операционной системы Windows 95/98.

В предложение ''Галактика-Экспресс'' входит программный комплекс системы ''Галактика'' в объеме 7 объединенных лицензий на контур логистики (КЛ) и контур (КБУ) с возможностью выбора заказчиком соотношения указанных компонентов системы ''Галактика'', а так же возможность выбора двух дополнительных модуля (управление персоналом + заработная плата). При этом лицензия на одно рабочее место предоставляет право использования функциональности данного компонента ''Галактика-Экспресс'' единовременно одним пользователем на одном клиентском рабочем месте, в то время как объединенная лицензия предоставляет право использования функциональности одного из модулей, входящих в данную объединенную лицензию, единовременно одним пользователем на одном клиентском рабочем месте

3.3.1 Контур логистики обеспечивает детализацию и выполнение планов снабжения и сбыта; управление материальными потоками внутри предприятия и при взаимодействии с поставщиками и получателями продукции, товаров и услуг; контроль взаиморасчетов с поставщиками и получателями. В комплект контура логистики включены следующие модули:

- управление договорами;

- управление снабжением;

- складской учет;

- расчеты с поставщиками и получателями;

- материально-техническое обеспечение;

- давальческое сырье.

Модуль управление договорами предназначен для автоматизации бизнес-процедур, связанных с заключением, исполнением и учетом договоров и контрактов. При этом упрощается решение следующих задач:

- заключение договоров, связанных, в первую очередь, со снабжением и сбытом;

- учет расчетов по договорам, в том числе векселями и ценными бумагами;

- формирование календарных планов движения услуг и платежей;

- конкретизация рамочных договоров путем периодического заключения дополнительных соглашений, уточняющих взаимоотношения сторон на определенный период;

- организация транспортировки и формирование платежных документов;

- формирование отчетности и проведение окончательных расчетов.

Гибкая система настроек позволяет получать исчерпывающие отчеты в различных разрезах, за любой период и с разными уровнями детализации.

Стандартные функции модуля управление снабжением предполагают:

- ведение картотеки предположений потенциальных поставщиков;

- составление плана закупок в соответствии заключенным договорами и долгосрочными контрактами;

- регистрация документов, на основании которых производится закупка;

- оформление доверенности на получение;

- распределение материальных ценностей по складам;

- контроль состояния договоров и платежных документов на приобретение;

- получение различных отчетов в разрезе отслеживаемой номенклатуры, партий, групп и используемых систем классификации.

Модуль складской учет тесно связан с задачами управления снабжением, а также учетом материалов в производстве. Складские ордера формируются по сопроводительным документам на прием и отпуск материальных ценностей (МЦ) во всех модулях, где создаются такие документы.

Основные возможности модуля складской учет:

- ведение приходных и расходных складских ордеров, распределение матценностей по материально-ответственным лицам;

- учет матценностей в нескольких валютах;

- учет операций с МЦ с помощью карточки складского учета;

- учет операций внутреннего перемещения;

- проведение инвентаризации;

- проведение переоценки МЦ;

- формирование ведомостей наличия МЦ на любую дату;

- формирование ведомостей движения за период;

- контроль неликвидов;

- контроль соответствия накладных и складских ордеров;

- просмотр бухгалтерских проводок по складам.

Модуль поставщики, получатели предназначен для контроля за порядком расчетов с поставщиками и получателями по исполняемым документам-основаниям (ДО).

Функции модуля можно разделить на следующие группы:

- контроль взаиморасчетов;

- создание актов взаиморасчетов;

- расчет штрафных санкций;

- ведение счетов-фактур для учета НДС;

- учет долгов, контроль взаиморасчетов с помощью отчетов.

3.3.2 Контур бухгалтерского учета включает модули:

- касса;

- финансово-расчетные операции;

- матценности;

- основные средства и нематериальные активы;

- хозяйственные операции;

- бухгалтерская отчетность;

- клиент-банк;

- налоговые регистры;

- консолидация;

- векселя и кредиты;

- фактические затраты;

- спецодежда;

- МБП.

Модуль хозоперации является главным исполнительным инструментом контура бухгалтерского учета. Он обеспечивает автоматизированное отражение проведенных хозяйственных операций в бухгалтерском и управленческом учете. Эта задача решается с помощью механизмов типовых хозяйственных и финансовых операций.

Модуль касса позволяет осуществлять учет:

- командировочных расходов;

- всех видов расчетов с подотчетными лицами;

- зарплаты и выплат;

- кассовых операций.

Модуль ведение налоговых расчетов предназначен для автоматизированного формирования документов регистрации и оплаты налогов.

Модуль векселя и кредиты позволяет вести учет векселей и других ценных бумаг, учитывать полученные и выданные кредиты, формировать графики получения/погашения кредитов и контролировать исполнение.

Модуль бухгалтерская отчетность позволяет проанализировать все счета бухгалтерского учета, произвести процедуру автоматического закрытия счетов, сформировать типовые формы для отчетности. Отчеты можно получать как в текстовом формате, так и в формате MSExcel.

Модуль фактические затраты обеспечивает возможность распределения косвенных затрат посредством процедуры закрытия счетов.

Модуль консолидация обеспечивает возможность ведения совместной базы данных корпорации и получение консолидированной отчетности.

3.3.3 Контур управление персоналом позволяет автоматизировать учет кадров на предприятии и выполнять вычислительные процедуры, связанные с оплатой труда персонала.

Модуль управление персоналом имеет тесную связь с модулем заработная плата. Учетные данные, введенные в одном из этих модулей, становятся доступными для другого. Таким образом, исключается необходимость повторного ввода идентичных данных о работниках предприятия.

Модуль управления персоналом предназначен для кадровых служб предприятий любой организационной структуры независимо от форм собственности и количества сотрудников. В базе возможно хранение неограниченного по объему архива данных. Функциональность модуля предусматривает получение большого числа иерархических, стандартных и пользовательских отчетов.

Модуль заработная плата полностью автоматизирует работу бухгалтеров-расчетников, а также табельщиков, предназначен для автоматизации учетных и вычислительных процедур, связанных с оплатой труда персонала, при повременной и сдельной формах оплаты труда. При разработке данного модуля реализованы принципы универсальности и адаптируемости.


4. Оценка экономической эффективности в результате внедрения КС ''Галактика-Экспресс''

4.1 Расчет затрат на внедрение

Компания, собирающаяся внедрить компьютерную систему управления, как правило, дает следующую установку: система должна начать действовать как можно скорее, в срок и в рамках бюджета.

Внедрение системы ''Галактика-Экспресс'' - это сложный процесс, предполагающий проведение целого ряда организационно-технических мероприятий, выполняемых совместно специалистами корпорации и предприятием заказчика.

Услуги по внедрению системы ''Галактика-Экспресс'' включают в себя:

- обследование предприятия;

- пуско-наладочные работы по вводу системы в эксплуатацию;

- консультации по тематике эксплуатации системы;

- прочие затраты.

В связи с существующими особенностями производственно-хозяйственной деятельности и организационно-функциональной структуры на ИП ''СМУ Союз-Телефонстрой'' необходимо внедрить систему "Галактика-Экспресс'' со следующими контурами и модулями:

- контур бухгалтерского учета для усовершенствованной автоматизации бухгалтерского учета и сокращения времени на выполняемую работу;

- контур логистики, позволяющий автоматизировать расчеты с поставщиками и получателями, складской учет;

- модуль управление персоналом, который автоматизирует кадровый учет и отчетность;

- модуль заработная плата, производящий начисление и расчет заработной платы.

Для внедрения программного комплекса «Галактика-Экспресс» иностранным предприятием «СМУ Союз–Телефонстрой» заключается договор с НТО «ТОП СОФТ», который определяет этапы работ и на основании которого составляются конкретные планы проведения работ на предприятии, а именно:

- план внедрения программного комплекса «Галактика-Экспресс»;

- план–график проведения пуско-наладочных работ.

В состав затрат предприятия на внедрение программного комплекса ''Галактика-Экспресс'' включаются капитальные (единовременные) и текущие затраты. Общие капитальные затраты включают в себя следующие:

- на приобретение и освоение программного обеспечения;

- на обучение персонала.

Затраты на приобретение программного обеспечения сведутся к приобретению КС ''Галактика-Экспресс''. Таким образом, по данным корпорации ''Галактика'' общая сумма затрат на приобретение программного обеспечения составит 10750000 тыс. руб.. Затраты на пуско-наладочные работы составят 1100 тыс. руб.. Проект внедрения программного комплекса автоматизации управления будет проходиться в течении определенного периода времени и за это время необходимо будет обеспечить подготовку группы специалистов ( произвести их обучение работе с программным продуктом ) ИП ''СМУ Союз-Телефонстрой'' в количестве 22 человек и их обучение входит в стоимость приобретения КС ''Галактика-Экспресс''.

В таблице 17 представлены затраты (капитальные) на приобретение и запуск системы.

Таблица 17 – Капитальные затраты на проект

В тыс. руб.

Автоматизированное рабочее место Количество
Бухгалтерия 5
Производственно-коммерческий сектор 5
Производственно-экономический сектор 2
Отдел главного механика 4
Отдел кадров 3
Склад 1
Секретарь 1
Заместитель директора 1
Заместитель директора по экономике 1
Главный инженер 1
Директор 1
Итого: 25
Статья расхода Стоимость

Приобретение программного

обеспечения

10750
Пуско-наладочные работы 1050
Подготовка специалистов -
Итого капитальные вложения 11800

Текущие затраты представляют собой сумму затрат, связанных с эксплуатацией программного комплекса ''Галактика-Экспресс''. Они включают амортизационные отчисления и непредвиденные расходы.

Срок полезного действия КС ''Галактика-Экспресс'' определим равным пяти годам. Следовательно, ежегодная норма амортизации будет равна 20%. Непредвиденные расходы на дополнительные консультации и вызов специалистов составят 300 тыс. руб.

Результаты прогнозирования текущих затрат приведены в таблице 18.

Таблица 18– Результаты прогнозирования дополнительных текущих затрат в год в тыс. руб.

Статья Сумма
Непредвиденные расходы 300
Амортизационные отчисления 2150
Итого текущие затраты 2450

4.2 Расчет экономического эффекта от внедрения системы ''Галактика-Экспресс''

При оценке экономической эффективности инноваций первоначально необходимо произвести расчет чистого дохода (ЧД). ЧД характеризует накопленный эффект за расчетный период. Суммарный ЧД за весь расчетный период представляет собой сумму эффектов за каждый шаг расчета (временной период) и определяется на основе расчета финансовых потоков.

Главный экономический эффект от внедрения средств автоматизации заключается в улучшении экономических и хозяйственных показателей работы предприятия, в первую очередь за счет повышения оперативности управления и снижения трудозатрат на реализацию процесса управления, то есть сокращения расходов на управление. Для ИП ''СМУ Союз-Телефонстрой'' экономический эффект выступает в виде экономии трудовых и финансовых ресурсов, получаемой от:

- снижения трудоемкости расчетов, алгоритмизации программирования и отладки программ за счет использования СИТ в процессе разработки автоматизированных систем;

- снижение трудозатрат на поиск и подготовку документов;

- экономии на расходных материалах (бумага, дискеты, картриджи)

- сокращения служащих предприятия.

Годовые затраты на расходные материалы приведены в таблице 19.

Таблица 18 — Годовые затраты на расходные материалы

Наименование Цена за единицу,тыс.руб. До внедрения После внедрения
Количество, шт. Стоимость, тыс.руб Количество, шт. Стоимость, тыс.руб
Дискеты 0,60 120 72,0 50 30,0
Бумага (500л) 6,70 35 234,5 20 134,0
Картридж для принтера 28,95 20 5793,0 12 347,4
Итого 885,5 - 511,4

Общее снижение затрат на расходные материалы определяется по следующей формуле:

С р.м.=Здо-Зпосле, (22)

где Здо, Зпосле-соответственно величины затрат на расходные материалы до внедрения программного комплекса и после, тыс. руб..

Ср.м.=885,5-511,4 = 374,1 тыс. руб.


Снижение же трудозатрат на предприятии возможно за счет автоматизации работы с документами, снижения затрат на поиск информации.

На основании данных фотографии рабочего времени бухгалтера его восьмичасовой рабочий день проходит за выполнением конкретных операций, из них:

- на подготовку счетов-фактур на отгруженные материалы затрачивается 2 часа 30 минут;

- на сверку расчетов с заказчиками за выполненные работы – 1 час 30 минут;

- на анализ фактических накладных расходов уходит 1 час 30 минут;

- на составление сводной ведомости затрат на производство – 1 час;

- на составление формы статистической отчетности №1ф – 30 минут;

- на составление формы статистической отчетности №2ф – 30 минут;

- на составление формы статистической отчетности №1-услуги – 30 минут.

После внедрения на ИП ''СМУ Союз-Телефонстрой'' КС '''Галактика-Экспресс'' значительно снизится время следующих операций:

- подготовка счетов-фактур на отгруженные материалы составит 1 часа 30 минут;

- составление сводной ведомости затрат на производство – 45 минут;

- составление формы статистической отчетности №1ф – 15 минут;

- составление формы статистической отчетности №2ф – 15 минут;

- составление формы статистической отчетности №1-услуги – 15 минут.

Таким образом, после внедрения данного программного комплекса рабочий день бухгалтера составит 6 часов.

Количество календарных дней работы предприятия определяется по формуле:


К= Д – В, (23)

где Д – количество дней в году (366), дней;

В – количество выходных и праздничных дней (114), дней.

К = 366 – 109 = 257 дня

Годовой фонд рабочего времени одного работника до внедрения КС ''Галактика-Экспресс'' определяется следующим образом:

Фрв до = К*Т, (24)

где К – количество календарных дней в году (257), дней;

Т – протяженность рабочего дня (8), часов.

Фрв до=257*8=2056 часов

Тогда величина трудозатрат на поиск и подготовку документов за год определяется:

Тз до=Фрв * Ч, (25)

где Фрв – годовой фонд рабочего времени одного работника, часов;

Ч- количество работников, человек.

Трудозатраты пяти работников бухгалтерии составят:

Тз бух. до =2056*5=10280 человеко-часов


Однако, как отмечалось выше, после внедрения КС ''Галактика-Экспресс'' рабочий день работника бухгалтерии составит 6 часов и тогда годовой фонд рабочего времени будет равен:

Фрв после = 257*6=1542 часов

Тз бух. после = 1542 * 5 = 7710 человеко-часов

Снижение трудозатрат на поиск и подготовку документов определяется по формуле:

Стз = Тз до – Тз после, (26)

где ТЗдо , ТЗпосле — соответственно величины трудозатрат работников до внедрения программного комплекса и после, человекочасов.

Для бухгалтерии общее снижение трудозатрат составит:

Стз бух.=10280-7710=2570 человеко-часов

Такое снижение трузатрат создает предпосылки для условного высвобождения одного работника бухгалтерии, т.к. со всеми этими операциями смогут справится за свой восьмичасовой рабочий день 4 работника бухгалтерии.

Работник производственно-коммерческого сектора (по данным фотографии рабочего времени) о внедрения КС ‘’Галактика-Экспресс’’ проводит свой рабочий день за выполнение следующих операций:

- подготовка справки о стоимости материалов – 3 часа;

- составление ведомости о комплектации объектов материальными русурсами – 1 час;

- формирование плана-задания участникам на квартал – 1 час 20 минут;

- подготовка справки о соответствии строительства и сдачи объектов нормативным срокам – 30 минут;

- составление ресурсного расчета – 40 минут ;

- составление формы статистической отчетности №3ф – 30 минут.

После внедрения на предприятии программного комплекса предполагается сокращение времени на:

- подготовку справки о стоимости материалов – 2 часа 15 минут;

- составление ведомости о комплектации объектов материальными русурсами – 40 минут;

- подготовку справки о соответствии строительства и сдачи объектов нормативным срокам – 10 минут;

- составление ресурсного расчета – 20 минут ;

- составление формы статистической отчетности №3ф – 15 минут.

Следовательно, в производственно – коммерческом секторе общее снижение трудозатрат на поиск и подготовку документов так же , как и в бухгалтерии составит 2520 человеко-часов, что так же приведет к условному высвобождению одного работника этого сектора.

В отделе главного механика:

- на составление отчета по складу запчастей затрачивается 1 час 50 минут;

- на формирование материального отчета – 1 час;

- на формирование отчета о расходе ГСМ – 1 час 30 минут;

- на составление формы статистической отчетности 1-гр – 1 час 40 минут;

- на предложения для составления плана внедрения новой техники и технологии – 30 минут;

- на формирование отчета ф. 2-сн по результатам использования теплоэнергии – 50 минут;

- на формирование отчета ф. З-сн об остатках сырья и материалов – 1 час.

После внедрения на ИП ''СМУ Союз-Телефонстрой'' КС ''Галактика-Экспресс'':

- составление отчета по складу запчастей займет 1 час 30 минут;

- формирование материального отчета – 40 минут;

- формирование отчета о расходе ГСМ –1 час 20 минут;

- составление формы статистической отчетности 1-гр –30 минут;

- предложения для составления плана внедрения новой техники и технологии – 30 минут;

- формирование отчета ф. 2-сн по результатам использования теплоэнергии – 20 минут;

- формирование отчета ф. З-сн об остатках сырья и материалов – 30 минут.

Величина трудозатрат на поиск и подготовку документов в отделе главного механика за год аналогично определяется по формуле (25):

Тз гл. м. до =2056*4=8224 человеко-часов

После внедрения системы работник отдела главного механика выполняет весь перечень тех же операций не за 8, а за 5 часов и 40 минут. Тогда годовой фонд рабочего времени работника отдела главного механика после внедрения КС ''Галактика - Экспресс'' будет равен:

Фрв после = 257*5,4=1389 часов

Соответственно трудозатраты составляют:

Тз гл.м. после = 1389 * 4 = 5556 человеко-часов

Общее снижение трудозатрат на поиск и подготовку документов в отделе главного механика определяется по формуле (26), как разница величин трудозатрат работников главного механика до внедрения на ИП ''СМУ Союз=Телефонстрой'' программного комплекса ''Галактика-Экспресс'' и после:

Стз гл. м.=8224 -5556=2668 человеко-часов

Снижение трудозатрат на 2668 человеко-часов условно высвобождает одного работника этого отдела, т.к. эти операции смогут выполнять трое оставшихся работников за свой восьмичасовой рабочий день.

По данным фотографии рабочего времени работника отдела кадров было выявлено, что:

- составление протоколов о непрерывном стаже занимает 1 час и 50 минут рабочего времени;

- на формирование отчета о численности работников №6ф. уходит 1 час 10 минут;

- составление табеля рабочего времени администрации и линейного персонала занимает 1 час;

- составление графика очередных отпусков – 1 час 40 минут;

- формирование приказа по отпускам – 30 минут;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  868  869  870   ..