Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  776  777  778   ..

 

 

Мотивация персонала в современной организации (на примере ОАО МЭЗ "Лискинский")

Мотивация персонала в современной организации (на примере ОАО МЭЗ "Лискинский")

Бакалаврская работа

Введение

Функция привлеченного

Позиционер Что необходимо поддерживать у работающего
Работник (собственник рабочей силы) Работодатель (собственник денежных средств и средств производства) Заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил.
Специалист-профессионал Предприниматель (хозяин дела) Профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности
Сотрудник фирмы Фирма в целом Самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр.
Исполнитель Менеджер Самоопределение к исполнительным нормам
Коллега Коллега (работник вспомогательной службы и т.п.) Самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами.
Рационализатор Заинтересованный в нормативной организации труда (НОТ) Заинтересованность во внесении рациональных предложений
Член коллектива Коллектив Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата
Член коллектива Коллектив Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д. Технолог Готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.д.
Причина Оценка по 5-ти балльной шкале
Оклад 4,25
Индивидуальная надбавка 3,82
Премия по итогам работы отдела, фирмы 3,53
Кредиты 3,53
% от продаж 3,50
Медицинское страхование 3,48
Квартальные 3,28
Обучение 3,20
Материальная помощь 3,09
Оплаченные обеды 3,06
Оплата временной нетрудоспособности 3,02
Пособие по беременности и родам 2,90
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 2,81
Автомобиль 2,56
Мобильные телефоны 2,09

2. Организация стимулирования персонала на примере ОАО МЭЗ «Лискинский»

Причина Оценка по 5-ти балльной шкале
Бесконтрольность 3,81
Происхождение из соответствующей демографической среды 3,36
Недостаток средств существования 3,10
Подверженность всех людей к искушению 2,88
Обида на компанию 2,39

3. Совершенствование системы мотивации персонала

Показатель 2007 г., тыс. руб. 2008 г., тыс. руб. Абсолют. откл. (+,–)

При-

Структура
2007 г. 2008 г.
Оклады 530 665 130 24,9 36,0 34,0
Премиальная часть оплаты труда 945 1290 340 36,2 64,1 66,1
Всего 1475 1950 475 32,2 100,0 100,0
Этап карьеры

Возрастной

Краткая

Особенности мотивации

Предварительный До 25 лет

Подготовка к трудовой

Безопасность, социальное признание
Становление До 30 лет Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание,

Продвижение До 45 лет

Профессиональное

Социальное признание,

Завершение После 60 лет Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание социального

Пенсионный После 65 лет

Занятие другими

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Субъект

Мероприятия

Сотрудник

Первичная ориентация и выбор профессии

Менеджер по

Оценка при приеме на работу

Непосредственный

Оценка результатов труда

Система Условия Преимущества Недостатки

1. Повременная

Используется там, где трудно измерить и контролировать качество/

Проста, легко реализуется и легко

Плохо стимулирует, терпима к плохим производственным результатам

2. Сдельная

Используется для

Вознаграждение

Источник конфликтов и

3. Ставка +

Используется там, где труд можно измерить, деньги

Хорошо мотивирует, так как непосредственно связана с вознаграждением,

Сложна в использовании, способствует конфликтам, не способствует росту групповой отдачи
4. Стсвка + надбавка на группу (за показатели работы бригады, цеха, отдела) Используется там, где трудно определить индивидуальные показатели и где хорошая атмосфера в рабочих группах Хорошая мотивация при условии, что связь между усилиями и надбавкой воспринимается на индивидуальном уровне Сложности в использовании из-за неравных индивидуальных усилий, что может вызвать некритичность к слабым показателям

6. Премиальная

Используется там, где трудно с оценкой конечного результата или ситуациях, когда на результат оказывает действие множество факторов

Стимулирует не только производственные,

Трудно сформулировать общую методику, которая обеспечит сопоставимость неоднородных случаев, велика вероятность субъективности
7. Участие в прибылях в соответствии с оценками финансовых показателей фирмы Используется там, где публикуются показатели финансовой деятельности и где имеется участие работников в делах фирмы Обеспечивает идентификацию работников с делами фирмы, вознаграждение оказывается связанным с конъюнктурой рынка Не существует четкой связи между вознаграждением и индивидуальным вкладом, вознаграждение зависит от факторов, на которые работники не могут влиять
Показатель 2007 2008 Отклонение

Общий объем продаж (выручка нетто),

264885 277575 12691
Затраты на оплату труда, тыс. руб. 1475 1950 475

Доля затрат на оплату труда, в

0,56 0,70 0,15
Показатель Значение, %
Рентабельность реализованной продукции по данным 2006–2007 гг. 15,61
Устанавливаемый норматив отчислений прибыли организации (дополнительной прибыли) 30,00

Заключение

По результатам проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:

а) Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создание стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы:

– выявление потребностей,

– формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей,

– корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.

Теоретические основы мотивации были заложены содержанными и процессуальными теориями мотивации. Наиболее распространенными содержательными теории мотивации являются теории А. Маслоу, Г. Герцберга, Мак Клеланда. Основными процессуальными теориями мотивации являются теориями ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоуера. В современном менеджменте предпринимаются активные попытки пересмотра классических теорий мотивации с целью их приспособления к современной структуре потребностей.

б) Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанной системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно-распорядительные (организационно-административные), экономические и социально-психологические.

Основными тенденциями развития систем мотивации персонала хозяйствующих субъектов в современных условиях являются: ориентация на стратегические подходы, внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, активное развитие экономических и социально-психологических методов стимулирования, разработка и т.д.

Социологические исследования показывают, что наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад и индивидуальная надбавка, а затем уже следуют различные виды премий. На фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь. Значимыми так же являются следующие мотивационные формы: хорошие условия труда, оплата путевок, социальные отпуска. Среди возможных факторов демотивации выделяются:

- игнорирование идей и инициативы;

- отсутствие чувства причастности к компании;

- отсутствие ощущений достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста;

- отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег.

В) Проведенный в работе анализ ОАО МЭЗ «Лискинский» показал, что завод является одним из крупнейших предприятий пищевой промышленности Воронежской области. Предприятие занимает довольно большую долю на рынке масложировой промышленности, что позволяет продукции свободно и легко конкурировать с продукцией других предприятий.

В 2008 году у ОАО МЭЗ «Лискинский» прирост объема производства составил 7%, объем реализации – 5%. Рост балансовой прибыли составил 3,963 млн. руб., уровень рентабельности реализованной продукции существенных изменений не потерпел. Чистая прибыль предприятия возросла более, чем в 2 раза по сравнению с уровнем прошлого года и составила 36267 тыс. руб.

Г) Анализ системы мотивации труда на предприятии показал, что управление персоналом предприятия осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления. Основа системы стимулирования персонала закладывается использованием организационно-технических методов, которые оптимизируют построение системы управления эффективностью труда. Используемые ОАО МЭЗ «Лискинский» социально-психологические методы эффективно осуществляют духовное стимулирование, создавая благоприятный психологический климат в коллективе и чувство принадлежности к организации. Недостатки системы стимулирования персонала предприятия наиболее явно проявляются в периоды максимального спроса на продукцию предприятия.

Д) Слабыми сторонами существующей системы стимулирования труда работников ОАО МЭЗ «Лискинский» являются следующие аспекты:

- В некоторых случаях используется повременная оплата труда даже в тех случаях, когда важен количественный результат. Это приводит к значительному снижению производительности труда.

- Низкое использование способностей работников, отсутствие проработанной системы продвижения по службе и развития карьеры.

Е) Основными направлениями развития системы стимулирования персонала на ОАО МЭЗ «Лискинский» в сложившихся условиях могут стать:

- Развитие системы управления деловой карьерой;

- Применение новых стимулирующих форм оплаты труда;

- Расширение использования социально-психологических факторов в стимулировании персонала, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Для формирования системы управления деловой карьерой на предприятии необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. Провести создание основ системы развития карьеры сотрудников на основе внедрения управления по целям, обучения и управления адаптацией и профессиональной ориентацией, индивидуального психологического консультирования по вопросам карьеры, формирования хорошей коммуникационной системы на предприятии, систематического информирования о вакансиях в фирме, внедрение.

2. На основе изучения потребностей и интересов работников провести дальнейшее развитие карьерной системы предприятия и используемых методов стимулирования.

3. Программы развития карьеры для обеспечения систематического мотивирующего воздействия должны регулярно предлагаться; быть открытыми для всех работников; модифицироваться, если их оценка показывает, что необходимы изменения.

В целом, хорошо сформулированные усилия по развитию системы управления карьерой на предприятии могут помочь работникам в определении их собственных потребностей к продвижению, дать информацию о подходящих возможностях карьеры внутри предприятия и сочетать потребности и цели работника с целями организации. Формирование такой системы может уменьшить устаревание людских ресурсов, которые так дорого обходятся предприятию. Система карьерного консультирования способна оказать немалую помощь руководству предприятия в части понимания системы мотивации своих сотрудников и осуществления корректировки используемых методов и систем мотивации.

Ж) Для повышения экономического стимулирования, существующая на ОАО МЭЗ «Лискинский» система оплаты труда должна быть дополнена системой участия работников в прибыли организации и построением управления персоналом по целям.

Для внедрения системы участия работников в прибыли предприятия можно предложить норматив отчислений в фонд участия работников в прибылях в размере 30% от прибыли предприятия. Разделение создаваемого премиального фонда должно осуществляться по нормативам, разрабатываемым с участием работников, чтобы быть понятными им.

Так же может быть усовершенствован действующий список социальных выплат. Дополнительными социально-экономическими выплатами и гарантиями в настоящий момент на ОАО МЭЗ «Лискинский» могут стать: медицинское страхование; дополнительное пенсионное страхование на предприятии; страхование от несчастных случаев; предоставление бесплатных стоянок для автомобилей; помощь в повышении образования, профподготовке и переподготовке.

Общий список социальных выплат предприятию следует обсудить с участием работников (анкетирование, собрание коллектива).

Источником социальных выплат должны быть указанные нами выше отчисления в фонд участия работников в прибылях.

Е) Основными направлениями усовершенствования социально-психологических методов в мотивации персонала ОАО МЭЗ «Лискинский» могут быть:

– поддержание благоприятного психологического климата в коллективе на основе развития системы управления конфликтами,

– развитие организационной культуры.

Создание на предприятии системы предупреждения конфликтных ситуаций, стимулирования их позитивных последствий позволит обеспечить высокую эффективность функционирования системы управления на предприятии, поддержание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

В целом, можно сделать следующий вывод, что внедрение предложенных мероприятий в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления предприятием.


Список использованных источников

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ: Российская газета. – 2001. – 31 декабря. – с. 23–30.

2 Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации / О.Е Алехина // Управление персоналом. – 2003. – №7. – С. 32–34.

3 Бавыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления / В.И. Бавыкин. – М.: Экономика, 2004. – 368 с.

4 Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. 2004. – №4. - С. 28

5 Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Триада-ЛТД, 2003. – 384 с.

6 Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. – 2004. – №4. – С. 23–34;

7 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2007. – 347 с.

8 Володин А., Назарук М., Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии. – 2003. – №10. – С. 29–30;

9 Варданян И.С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования/ И.С. Варданян // Управление персоналом. – 2005. – №2. – С. 42–43.

10 Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №4. – С. 83–88

11 Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. – №6. – с. 24–40.

12 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: БГЭУ, 2003. – 98 с.

13 Каверин С.Б. Мотивация труда. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 224 с.

14 Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом. 2006. – №2.-С. 66

15 Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. – 2006. – №6 – С. 26–31.

16 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник для студентов высших учебных заведений / А.Я. Кибанов. – Изд. 2-е, перераб. и доп.–М.:ИНФРА-М, 2007.-445 с.

17 Кириллов Л. Как заставить сотрудников «гореть» на работе // Управление персоналом. – 2008. – №8. – С. 42–46

18 Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. – М.: Экономика, 2001. – 450 с.

19Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций, практические задания: учебное пособие / Л.И. Лукичева; под ред. д.э.н., проф. Ю.П. Анискина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2007. – 263 с.

20 Маскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.:Дело, 2000. – 582 с.

21 Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности Управление персоналом. – 2002. – №7. – С. 35–37

22 Озерникова Т. Мотивационное значение заработной платы // Служба кадров. 2004. №6.-С. 24–29

23 Полднев К. Формирование и развитие карьеры // Служба кадров. – 2002. – №4. – С. 52

24 Результаты исследования методов мотивации. // Управление персоналом. – 2002. – №1. – С. 30

25 Семикова Н. Мотивация персонала не допускает обезличения / Н. Семикова // Служба кадров и персонал. – 2007. – №11. – С. 35–39.

26 Сидоренко С. Мотивация персонала: две стороны медали / Сидоренко С. // Человек и труд. – 2008. – №7. – С. 39–46.

27 Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. – 2002. – №1. – С. 50–52

28 Татьяна А. Почему опадают яблоки или внутренняя демотивация персонала / А. Татьяна, Е. Юртайкин // TopManager. – 2002. – №22. – С. 37–45

29 Управление персоналом: учебник для ВУЗов./ [под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина]. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 492 с.

30 Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Методы управления персоналом. М., 2002. – С. 96

31 Хлюнева М.В., Звезденков А.А., Верхоглазенко В.Н. Пирамида Маслоу плюс или Когда бесспорное стало сомнительным // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №7. – С. 34–50

32 Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер, 2006. – 395 с.

33 Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-532 с.

34 Юрганова Е. Управленческий труд: оценка, мотивация, стимулирование / Е. Юрганова // Человек и труд. – 2005. – №2. – С. 73–75.


[1] Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №4. – С. 83-88.

[2] Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер, 2004. – С.126.

[3] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – С. 305.

[4] Хлюнева М.В., Звезденков А.А., Верхоглазенко В.Н. Пирамида Маслоу плюс или Когда бесспорное стало сомнительным // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002.-№7.- С.34.

[5] Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог. – 2004. - № 1. – С 27.

[6] Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер,2006. – С. 145-154.

[7] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2003. – С. 61-181; Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гайдарики, 2000. – С. 219-241.

[8] См. например: Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. – 2002. - №4. – С. 23-34; Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог. – 2003. - №1.-С.75; Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации.// Управление персоналом. – 2003. - №7. – С. 32-34.

[9] См. например: Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог. – 2001. - №1.-С.56

[10] Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности // Управление персоналом. – 2002. - №7. – с.35-37.

[11] Результаты исследования методов мотивации. // Управление персоналом. – 2002. – №1. – с.30.

[12] Там же. – с.33.

[13] Результаты исследования методов мотивации // Управление персоналом. – 2002. - №1. – с.30

[14] Татьяна А., Юртайкин Е. Почему опадают яблоки или внутренняя демотиваация персонала// TopManager. – 2002. - №22. – с.37.

[15] Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом / Управление персоналом.-2006.-№6.-С.26-31

[16] Татьяна А., Юртайкин Е. Почему опадают яблоки или внутренняя демотивация персонала // TopManager. - 2002. - № 22. – с. 45.

[17] Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии. – 2002. – №10. – С.29-30; Алехина О. Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. – 2002. - №1. – С.50-52.

[18] Кириллов Л. Как заставить сотрудников «гореть» на работе // Управление персоналом.-2007.-№8.- С.42-46

[19] Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. – М.: Экономика, 1996. – с.40-45.

[20] Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. – М.: Экономика, 1996. – с.57.

[21] Татьяна А., Юртайкин Е., Почему опадают яблоки или внутренняя демотивации персонала // TopManager. – 2002. - №22. – с.67.

[22] Составлено автором на основе данных ОАО МЭЗ «Лискинский».

[23] Полднев К. Формирование и развитие карьеры // Служба кадров.-2002.-№ 4.-с.52.

[24] Управление персоналом: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.- с.198.

[25] Управление персоналом: Учебник для ВУЗов/ под ред.Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.-с.175.

[26] Управление персоналом: Учебник для ВУЗов/ под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – с.56.

[27] Управление персоналом: Учебник для ВУЗов/ под. ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.- с.301.

[28] Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.- с.289.

[29] Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание.// Менеджмент в России и за рубежом.- 2005.-№5. - с.18.

[30] Каверин С.Б. Мотивация труда. – М.: Институт психологии РАН, 2004.-224 с.

[31] Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание.// Менеджмент в России и за рубежом. 2006.- №6.- с.24.

[32] Цыпкин Ю.А.Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- с.289.

[33] Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. 2004.-№4.-С.28.

[34] Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб: Питер,2003.- с.141.

[35] Там же. – с.145.

[36] Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб: Питер, 2003.- с.142-143.

[37] Управление персоналом: Учебник для вузов/Под. ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ,2002.- с.115.

[38] Там же.- с.117.

[39] Управление персоналом: Учебник для вузов/ под, ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.- с.119.

[40] Управление персоналом: Учебник для вузов/ под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.- с.122.

[41] Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом.-2005.-№2.-С.66

[42] Составлено автором на основе данных ОАО МЭЗ «Лискинский»

[43] Результаты исследования методов мотивации//Управление персоналом. – 2003.-№1.- с.30.

[44] Составлено автором на основе данных ОАО МЭЗ «Лискинский»

[45] Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Триада-ЛТД, 2003.- 384 с.

[46] Бавыкин В.И. Новый менеджмент: Управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 2004.-368 с.

[47] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. - М.: МГУ,2003.- с.421.

[48] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.- Минск: БГЭУ, 2003.-98 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  776  777  778   ..

 

Показатели План, тыс. руб. Процент от уровня 2007 года
Планируемый прирост объемов сбыта в результате роста объемов производства 166545 3
Норматив отчислений по системе участия сотрудников в прибыли, % от выручки 4,684 -
Прирост фонда оплаты труда за счет сформированного премиального фонда 7614 -
Общий фонд оплаты труда 11514 2,95
Плановый уровень рентабельности 15,61 0
Прирост объемов валовой прибыли 18201,12 21,0