Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  295  296  297   ..

 

 

Инновационный менеджмент - пособие

Инновационный менеджмент - пособие

Введение
Вид Степень новизны Внедрение
Радикальная Инкрементальная Результат Место
Продуктовая Существенно отличается от ранее выпускавшихся продуктов по: области применения, характеристикам комплектующим, материалам и полуфабрикатам за счет применения новых и / или сочетания существующих технологий в новом применении Улучшает качественные или стоимостные характеристики уже существующего продукта за счет использования более эффективных комплектующих, материалов и полуфабрикатов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для сложного продукта) Новая (усовершенствованная) инновационная продукция На рынке
Процессная Освоение новых методов производства, изменения в оборудовании и / или организации производства, обеспечивающих создание новых или усовершенствованных продуктов, выпуск которых старыми методами или на старом оборудовании невозможен; существенное повышение эффективности производства Освоение усовершенствованных методов производства; изменения в оборудовании и / или организации производства Прочая инновационная продукция В производственном процессе

Инновационная деятельность и продвижение инноваций

Рассмотрим теперь подробно всё, что так или иначе связано с инновационной деятельностью. Напомним еще раз, что вся деятельность в рамках инновационного процесса называется инновационной деятельностью , которая включает в себя маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских товаров конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и решений; партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Стадии инновационного процесса

В научных и технических дисциплинах существует понятие жизненного цикла изделия. Жизненный цикл охватывает все стадии существования продукта или услуги. Это своего рода жизнеописание любого плода человеческой деятельности от зарождения до «смерти», т.е. замены его на нечто новое. В описании жизненного цикла в литературе имеются разночтения. Однако в международной практике, закрепленной в международной системе стандартов управления качеством продукции (стандарт ISO 9004), жизненный цикл продукта имеет следующие основные стадии:

- маркетинг (изучение рынка);

- проектирование и / или разработка технологии;

- разработка продукции;

- материально-техническое снабжение;

- подготовка производства;

- производство;

- контроль, проведение испытаний;

- упаковка и хранение;

- реализация продукции;

- монтаж и эксплуатация;

- техническая помощь и обслуживание;

- утилизация продукции после использования

Как следует из данного перечня, жизненный цикл изделия применительно к инновации включает в себя стадии инновационного процесса. Действительно, как указывалось ранее инновационный процесс – широкое понятие. Это и деятельность по осуществлению инновации, от ее разработки до выхода на рынок; и временные этапы жизненного цикла нововведения; и процесс финансирования и инвестирования разработки и распространение нового продукта или услуги. Т.е. он также делится на ряд основных этапов (стадий), которые можно расположить в таком порядке [24]:

- ранняя стадия – от возникновения идеи до ее технической проработки;

- средняя – от технической проработки до коммерческой проработки;

- заключительная – до массового производства.

Как видим, эти стадии легко сопоставимы с соответствующими стадиями жизненного цикла.

В ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок – фундаментальные, поисковые, прикладные и т.п. Следует отметить, что отличия в классификации стадий и этапов носят в основном терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает четыре стадии: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое производство и обслуживание .

Это иллюстрируется рисунком 2, на котором представлены основные этапы и характеристики инновационного процесса.

На первом этапе проводятся фундаментальные исследования . Они проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях и направлены на получение новых научных знаний и выявлении наиболее существенных закономерностей в природе и в обществе безотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые .

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%.

В публикациях крупных ученых назван ряд конкретных причин сложившегося положения в фундаментальной науке, одной из которых считается отсутствие механизмов объективной оценки научных результатов, измерения уровня фундаментальности вклада отдельных ученых и научных коллективов.

Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

Второй этап характеризуется исследованиями прикладного характера . Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Прикладные исследования направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов.

Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями (венчурными инвестициями).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки . Они проводятся как в специализированных лабораториях, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы). Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.

Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

Процесс коммерциализации осуществляется на четвертом этапе от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта. На рубеже третьего и четвертого этапов, как правило, требуются большие инвестиции.

Этот этап делиться на ряд стадий и содержит ряд важных моментов, которые требуют определенных пояснений. Первый, важный момент в том, что на этом этапе происходит переход нововведения из сферы науки в сферу промышленного производства.

Действительно, завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий, которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства. На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Эти работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов и технологических процессов.

Опытная база науки – совокупность опытных производств, выполняющих опытные, экспериментальные работы .

Опытная база науки является составной частью научного потенциала страны, ее состояние и использование характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса. Опытная база включает трудовые и материально-технические ресурсы, предназначенные для проведения опытных, экспериментальных работ. Опытные производства могут быть различных организационных форм завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т.п.; иметь различное местонахождение, разную степень хозяйственной самостоятельности.

Однако освоение инновации в промышленности часто наталкивается на ряд факторов, которые тормозят этот процесс. К таким факторам относятся, прежде всего, нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и экономический риск освоения новой продукции. И этот момент также необходимо учитывать, говоря об этом этапе инновационного процесса.

Наконец, после стадии освоения начинается процесс промышленного производства . В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационное предприятие, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т.е. были бы реализованы потребителю.

Если все пройдет благополучно, то промышленное предприятие вновь будет заинтересовано в заключении договора с этой научной организацией. Таким образом, для научной организации удачно выполненная работа гарантирует стабильные заказы, рабочие места для сотрудников с соответствующей оплатой труда. В этом заключается стимул ускорения и качественного выполнения прикладных НИР и ОКР. В рыночных экономических условиях не надо никого директивно принуждать.

На этой стадии промышленное производство осуществляются в две ступени: собственно производство новой продукции и реализация её потребителям. Первая ступень – непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью и содержанием второй ступени является доведение новой продукции до потребителей. В условиях господства государственной формы собственности и строго централизованного управления народным хозяйством это происходило путем планового распределения. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства.

На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Коммерциализация инновации

В предыдущем разделе мы довольно подробно рассмотрели процессы создания и разработки инновации, имея в виду научно-технический аспект этой проблемы. Однако, для инновационного менеджмента не менее важен и другой аспект управления инновационным процессом – знание рынка и умение управлять рыночными отношениями. Если рассматривать инновационную деятельность с этой точки зрения, то можно сказать, что побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновационного предприятия на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке. Однако, любая новация сама может стать объектом купли – продажи, что превращается во внешний стимул занятий инновационной деятельностью. При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономического кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают именно стимулы внешнего характера , обусловленные экономической политикой государства. Это вполне понятное явление, т. к. в условиях экономической нестабильности внутренние стимулы инновационной деятельности отступают на второй план.

Переход на новую ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. Начало нового века вносит новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности, конкурирующих, самостоятельных, хозяйствующих субъектов, вынужденных во многом изменять стереотипы своего поведения в этой области. Таким образом, новации все чаще становятся объектом купли-продажи, т.е. становятся товаром, или научно-технической продукцией.

Отметим ещё раз, что речь идет о новшестве, т.е. о новой идеи (от англ. Invention ), которое принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. (иначе говоря в инновацию). Другими словами, технологическое новшество является источником инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта

Научно-техническая продукция – законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-технических, технологических, проектных, конструкторских работ, реализуемый по договорным ценам. В научно-техническую продукцию включаются: документация, экспериментальные и опытные образцы новой техники (продукции), научно-технические услуги, включая пуско-наладочные работы, авторский надзор по освоению, ноу-хау («передовой опыт»), обучение заказчика, консультации и пр.

Итак, новация превращается в научно-техническую продукцию тогда, когда становится объектом рыночных отношений. Любая научная, инженерная идея или просто новая мысль, если она представляет интерес для кого-либо, может стать продуктом на рынке.

Однако, как рыночный продукт научно-техническая продукция имеет свои специфические особенности.

Первая особенность в том, что этот продукт имеет разные формы: от просто мыслей, чертежей, рисунков, формул, компьютерных программ, оформленных документально, до готового изделия или действующей технологии.

Вторая особенность связана с тем, что научно-техническая продукция, в отличие от других продуктов, при потреблении не исчезает, поэтому возможна многократная реализация одной и той же новинки многим заказчикам. Говоря строго, это означает, что специфическая особенность такого товара заключается в способности к неограниченному умножению (мультипликации) доходов.

Третья особенность в том, что новация – такой товар, которым невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний (особенно инженерных, математических и пр.), профессиональной компетенции и необходимой информированности; его без соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать.

Наконец, в четвертых , специфика новации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, т.е. риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса. В силу неопределенности спроса при инновациях предложение их обычно играет активную, упреждающую роль[3] .

Говоря о научно-технической продукции следует рассмотреть рынки, связанные с нововведениями. Принято рассматривать три вида рынков, так или иначе имеющих отношение к инновационным процессам: рынок новаций (новшеств), рынок чистой конкуренции и рынок капитала (инвестиций) .

Отметим ещё раз, что процесс введения новации (новшества) на рынок принято называть процессом коммерциализации.


[1] Конкуренция в переводе с латыни означает схватку, соперничество в результате каких-либо действий

[2] НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

[3] Отметим, что речь идет о новации (новшестве) — см. определение на стр. ?, в отличии от инновации, которая является результатом внедрения новации и реализации её на рынке.

Сектор науки (деятельности) Содержание
Государственный

Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.), включая федеральные и местные органы.

Предпринимательский

Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.

Высшее образование

Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.

Частный бесприбыльный (некоммерческий)

Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.