Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  130  131  132   ..

 

 

Антикризисное управление организацией (на примере ООО "Строймаш")

Антикризисное управление организацией (на примере ООО "Строймаш")

Введение

1. современные проблемы управления несостоятельными строительными предприятиями
Условие Степень
график платежей по долгам выполняется состоятельность
более половины долгов просрочено до двух месяцев от договорного срока предкризисное
более трех четвертей долгов просрочено до двух месяцев от договорного срока кризисное
хотя бы один долг просрочен более чем на три месяца несостоятельность

2. Методические основы стабилизации деятельности предприятия

Наименование функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве Великобритания США Швеция Россия
1. Государственный орган по банкротству и государственная политика в этой сфере
Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве + + + +
Разработка законодательства по банкротству и право законодательной инициативы + +
Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности + + +
Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве + + +
Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности + +
Сбор и анализ результатов осуществления конкретных решений по делам о банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам и специалистам по банкротству + + +
Консультирование государственных служащих, судей, юристов и специалистов по банкротству + + +
2. Государственный орган по банкротству и несостоятельные предприятия
Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия + +
Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов + + +
Ведение реестра юридических лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством о банкротстве + + + +
Предупреждение неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства + + + +
Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий + + +
Предъявление менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве + + + +
Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника + + + +
3. Государственный орган по банкротству и процедуры несостоятельности
Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом + + +
Экспертиза дел о банкротстве (несостоятельности) + + + +
Обеспечение реализации процедуры банкротства предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника) + + +
Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства + + +
Обеспечение выплат задолженности по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы +
4. Государственный орган по банкротству и специалисты по несостоятельности
Организация системы подготовки специалистов по банкротству + +
Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления + + + +
Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих + + +
Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих + + +
Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству + + +
Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих + + +

Значение Y

Вероятность банкротства
менее 1,8 очень высокая
от 1,81 до 2,7 Высокая
от 2,71 до 2,99 Средняя
от 3,0 Низкая
01.01.1996 01.01.1997 01.01.1998 01.01.1999 01.01.2000
Коэффициент общей ликвидности 1,621 1,057 0,878 0,918 0,912
Коэффициент срочной ликвидности 0,610 0,496 0,327 0,268 0,337
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,021 0,009 0,034 0,012 0,016
01.01.1996 01.01.1997 01.01.1998 01.01.1999 01.01.2000
СТРУКТУРА ПОСТОЯННЫХ АКТИВОВ
Нематериальные активы 0,0% 0,0% 0,1% 0,0% 0,0%
Основные средства 66,2% 61,3% 63,3% 64,3% 64,7%
Незавершенные капитальные вложения 33,1% 35,7% 36,4% 35,2% 34,8%
Долгосрочные финансовые вложения 0,1% 0,5% 0,3% 0,4% 0,5%
Прочие внеоборотные активы 0,6% 2,5% 0,0% 0,0% 0,0%
=== Итого 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
Доля в общих активах 78,9% 75,5% 72,5% 65,3% 66,0%
СТРУКТУРА ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
Незавершенное производство 15,2% 15,6% 18,6% 25,4% 19,0%
Авансы поставщикам 15,5% 7,3% 8,1% 11,1% 1,6%
Производственные запасы и МБП 24,6% 14,5% 23,8% 17,6% 24,7%
Готовая продукция и товары 26,8% 12,2% 10,3% 5,6% 13,7%
Äåáèòîðñêàÿ çàäîëæåííîñòü (ñ÷åòà ê ïîëó÷åíèþ) 9,5% 33,8% 23,1% 22,2% 21,5%
Денежные средства 1,3% 0,9% 3,8% 1,3% 1,8%
Прочие оборотные активы 7,1% 15,7% 12,2% 16,8% 17,7%
=== Итого 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
Доля в общих активах 21,1% 24,5% 27,5% 34,7% 34,0%

3. обоснование стратегии вывода предприятия из кризиса и выбор методов ревитализации

1996 1997 1998 1999
ПРИБЫЛЬНОСТЬ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прибыльность переменных затрат -13,3% -56,9% 5,4% 21,2%
Прибыльность постоянных затрат -10,9% -39,6% 3,3% 13,6%
Прибыльность всех затрат -6,0% -23,3% 2,1% 8,3%
Прибыльность продаж -6,4% -30,4% 2,0% 7,6%
ПРИБЫЛЬНОСТЬ ВСЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прибыльность затрат балансовая -10,6% -35,0% -52,1% -21,9%
Прибыльность затрат чистая -10,6% -35,0% -52,1% -21,9%
Прибыльность всех продаж -11,3% -45,6% -51,1% -20,2%
01.01.1996 01.01.1997 01.01.1998 01.01.1999 01.01.2000
Коэффициент общей ликвидности 1,621 1,057 0,878 0,918 0,912
Коэффициент общей платежеспособности 0,846 0,747 0,669 0,565 0,540
Чистая прибыль 6353 -6309 -16261 -21738 -14575
Просроченная кредиторская задолженность 13043 31453 45690 59289 40207
Коэффициент общей ликвидности / Чистая прибыль Коэффициент общей ликвидности / Просроченная кредиторская задолженность Коэффициент общей платежеспособности / Чистая прибыль Коэффициент общей платежеспособности / Просроченная кредиторская задолженность
0,931598 -0,87354 0,900476 -0,84929
Проект 1 Проект 2
Доходы, тыс. руб. Расходы, тыс. руб. Доходы, тыс. руб. Расходы, тыс. руб.
1 год 20 000 25 000
2 год 30 000 25 000
3 год 30 000 20 000 40 000 25 000
4 год 35 000 18 000 45 000 20 000
5 год 30 000 18 000 45 000 20 000

заключение

Список использованных источников

Приложения

Приложение 1. Особенности зарубежного законодательства о банкротстве

Законы о банкротстве разных стран рассматривают различные стадии процедур несостоятельности, но все они, как правило, начинающиеся с внешнего управления имуществом должника. На этой начальной стадии внешний управляющий имеет широкие полномочия, предоставленные либо судом (Франция, Германия), либо кредиторами во внесудебных процедурах (Великобритания и еще 70 стран англосаксонской правовой системы), и позволяющие изымать и продавать имущество должника, изучать информацию о должнике, учитывать интересы кредиторов, предлагать ликвидацию, мировое соглашение или реабилитацию должника [9].

По общепринятому мнению, никакие хозяйствующие субъекты не должны быть выведены за рамки действия закона о банкротстве [7].

Законы о несостоятельности часто содержат особые положения, регламентирующие процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей, кредитно-финансовых учреждений и фермерских хозяйств, а также иных предприятий с особым экономическим положением. По мнению зарубежных экспертов, в свете нынешней экономической ситуации в России особого одобрения заслуживают положения о градообразующих должниках, которые позволяют эффективно решать важнейшую проблему несостоятельности ведущих местных организаций. Однако в то же время необходимо отметить, что новое законодательство о банкротстве Российской Федерации не может воспрепятствовать ликвидации многих предприятий и потере рабочих мест ввиду масштабности задачи перевода плановой экономики на рыночные условия.

В отношении целесообразности специального законодательства, регламентирующего процедуры несостоятельности банков и других кредитных учреждений, зарубежный опыт свидетельствует, что для этих организаций акцент должен делаться не на введение специального законодательства о банкротстве, в надежде обеспечения его эффективности, а на финансовое регулирование и превентивные меры [2].

В частности, согласно английскому законодательству, различие в подходах к банкротству финансовых учреждений и других организаций минимальны. Однако в отношении банков имеется две небольшие особенности. Во-первых, Банк Англии наделен правом подавать заявления о применении к коммерческим банкам процедур внешнего управления или ликвидации, и, во-вторых, обязательным членом комитета кредиторов является Совет защиты индивидуальных вкладов (выплачивающий компенсации вкладчикам в определенных условиях и пределах) [2].

По мнению одного из ведущих зарубежных специалистов по банкротству Манфреда Бальца, старшего партнера Компании "Вильмер, Катглер и Пикеринг" (Берлин, ФРГ), возможно и желательно подчинить процедуру, связанную с банкротством банков, общим правилам законодательства о банкротстве [10].

Российский закон не предусматривает использования оценки структуры баланса при решении вопроса о несостоятельности должника. "В Соединенных Штатах Америки для получения правовой защиты от кредиторов должникам никак не надо демонстрировать свою несостоятельность, однако, большинство западных систем устанавливает определенные критерии несостоятельности, основанные, прежде всего, на стандарте потока денежных средств. Английская, французская и немецкая системы базируются на нехватке ликвидности, что позволяет избежать трудностей, связанных с бухгалтерскими оценками активов и пассивов для составления баланса, а также с возможной ненадежностью баланса. В частности, необходимо принять во внимание тот факт, что несостоятельный, а иногда нечестный должник может содержать свою отчетность в кажущемся порядке.

В любом случае должники, имеющие нормальную структуру баланса, обычно в состоянии привлечь средства для решения временной проблемы низкой ликвидности, а неспособность должника погасить долг указывает на его угрожающую балансовую ситуацию, что также свидетельствует в пользу того, что одного критерия потока денежных средств вполне достаточно [2] (отдельные аспекты анализа ликвидности рассмотрены далее).

В большинстве правовых систем, прежде всего, используется стандарт несостоятельности, ориентированный на ликвидность или приток наличности. Как французский закон, так и правовые системы, берущие из него свое начало, основываются только на остановке платежей. Эта же норма содержится в законе о банкротстве США, который специально отменил проверку баланса как непрактичную [1].

Как правило, для ходатайствования должником о применении таких мер ему нет нужды приводить доказательства своей неплатежеспособности или проходить какую-либо проверку на несостоятельность. Особо следует отметить, что в некоторых странах (Франция, Голландия, Испания) введены положения об особых мерах, не составляющих полностью процедуру банкротства. Это может быть временная защита активов под контролем внешнего управляющего, во время которой вводится мораторий на выплаты индивидуальным кредиторам (но не на возможность подачи ими заявлений в суд).

Западными юристами не рекомендуется использование "мягких", половинчатых процедур под контролем должника, в частности, "наблюдения". Такие процедуры приводят ко многим негативным последствиям системы управления должником, например, к тактическому маневрированию руководства должника с целью сохранения контроля над предприятием, а также к увеличению нагрузки на суды. Западные эксперты также рекомендуют разработать в России в рамках законодательства по банкротству систему мер против ненадлежащего выполнения руководителями предприятий своих функций и установить порядок дисквалификации руководителей, субъективно ответственных за доведение своего предприятия до банкротства.

Весьма часто выдвигается аргумент, что Россия отличается от других стран, и поэтому инструмент банкротства в ней не приживется по той причине, что российские предприятия часто владеют многими объектами социальной сферы. Однако практика показывает, что этот тезис неверен. Одной из стран, где многие предприятия также владеют объектами социального назначения, является Индия. Но в Индии уже много лет эффективно действует законодательство по банкротству [4].

Существуют неверные представления о роли реорганизационных процедур законодательства о банкротстве в процессе реорганизации и приватизации госпредприятий. В частности, есть мнение, что банкротство может быть готовым механизмом проведения приватизации многих госпредприятий, испытывающих финансовые затруднения. Вероятно, эти представления следуют из идеи о том, что реорганизация через банкротство является своего рода панацеей от всех болезней госпредприятий. Это не так. Закон о банкротстве может регулировать права сторон в условиях несостоятельности. Он должен также способствовать спасению потенциально жизнеспособного бизнеса или его частей, иногда с выгодой, проистекающей от назначения нового руководства или введения новых методов управления, или от кооперации с предприятием-покупателем. Но он не способен спасти бизнес, нежизнеспособный даже теоретически из-за столь низкого спроса на выпускаемый товар, что цены не покрывают издержек – такое предприятие должно подлежать ликвидации [2].

Более того, банкротство может нарушить ход бизнеса. Банкротство, означающее публичное объявление о неудовлетворительном состоянии дел должника, может вызвать потерю доверия к нему со стороны клиентов и поставщиков, и даже потерю формальных прав. Таким образом, необходимо тщательно взвешивать выгоды и недостатки банкротства по отношению к каждому конкретному предприятию как частного, так и государственного секторов; не существует единого предопределенного или всеобъемлющего решения. Банкротство не следует рассматривать как основной метод быстрой массовой приватизации. Оно может применяться в отдельных случаях как последний выход, когда попытки восстановления платежеспособности путем внесудебной реорганизации или продажи бизнеса исчерпаны [2].

По мнению зарубежных экспертов, принятый закон можно оценить как дальнейший шаг России в направлении рыночной экономики. Вопрос о том, сможет ли данный закон быть более действенным чем прежний, связан с наличием возможности допустить ликвидацию неэффективных предприятий и перераспределение их работников. В то же время новый закон предлагает вполне разумную институциональную основу для деятельности арбитражных судов и специалистов по банкротству [9].

Приложение 2. Оценка эффективности ресурсов

Анализ оборачиваемости

Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью. Под оборачиваемостью средств понимается продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, т.е. последовательно переходят из одной стадии в другую, составляет период оборота оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях (оборачиваемость оборотных средств в днях) или количеством оборотов за отчетный период.

Анализ оборачиваемости включает:

à анализ оборачиваемости текущих активов;

à анализ оборачиваемости текущих пассивов;

à анализ “чистого цикла”.

Оборачиваемость текущих активов характеризует способность активов предприятия приносить прибыль путем совершения ими “оборота” по классической формуле “Деньги Товар Деньги ' ”. “Скорость оборота” находится в “прямой” связи с показателями рентабельности.

Рассчитываются следующие показатели:

Оборачиваемость активов (Оа) – показывает, сколько раз за период “обернулся” рассматриваемый вид актива (А):

, (11)

где

;

АНП – стоимость вида актива в начале периода,

АКП – стоимость вида актива в конце периода.

База для расчета оборачиваемости (числитель формулы (11)) для каждого элемента текущих активов может быть разная: для дебиторской задолженности – выручка от реализации, для товаров – покупная стоимость реализованных товаров, для незавершенного производства и запасов – себестоимость реализованной продукции.

Период оборота активов (ПOа) – показывает какова продолжительность одного оборота актива в днях (срок “бездействия”):

.

Сумма периодов оборота отдельных составляющих текущих активов, за исключением денежных средств составляет “затратный цикл” предприятия. Период оборота предъявленных счетов (кредит поставщиков) и период оборота авансов и предоплат (кредит покупателей) рассчитываются по формулам аналогичным периодам оборота активов. Период оборота прочих текущих пассивов определяется экспертным методом, исходя из частоты выплаты заработной платы и налогов. Сумма периодов оборота текущих пассивов составляет “кредитный цикл” предприятия.

Разность между “затратным циклом” и “кредитным циклом” составляет “чистый цикл”. “Чистый цикл” – важнейший показатель, характеризующий финансовую организацию основного производственного процесса. Рост этого показателя свидетельствует о росте потребности в финансировании со стороны внешних по отношению к производственному процессу источников (собственный капитал, кредиты). Отрицательное значение “чистого цикла” может означать, что кредиты поставщиков и покупателей с избытком покрывают потребность в финансировании производственного процесса и предприятие может использовать образующийся излишек на иные цели, например, на финансирование постоянного капитала.

Анализ рентабельности

Анализ рентабельности позволяет определить отдачу на каждую вложенную ден. ед. по видам активов.

Общая рентабельность (рентабельность всего капитала)О ) показывает, сколько чистой прибыли (чистый экономический эффект) приходится на ден. ед. всего вложенного в предприятие капитала:

.

Таким образом, общая рентабельность показывает эффективность функционирования исследуемого предприятия.

Рентабельность собственного капиталаСК ) [151] характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на ден. ед. собственного капитала:

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  130  131  132   ..

 

Показатель Проект 1 Проект 2
Чистый приведенный доход 3 922,156 тыс. руб. -364,671 тыс. руб.
Внутренняя норма доходности 20,17% 14,71%
Срок окупаемости инвестиций 6 лет 12 лет