Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53   ..

 

 

Анализ системы управления человеческими ресурсами организации (на примере ОАО АИКБ "Татфондбанк")

Анализ системы управления человеческими ресурсами организации (на примере ОАО АИКБ "Татфондбанк")

Содержание

Введение

Кпр = ----------------------------------------------------- (3)

Среднесписочная численность персонала

Количество уволившихся работников

Количество уволившихся по собственному желанию

Количество работников, проработавших весь год

П / ЧР = П / В х В / КЛ х КЛ / ЧР, или

Показатель На 01.01.08 г. По плану На 01.01.09 г. Изменения
К 01.01.08 к плану
Всего 77 81 71 -10 +4
в том числе: административно-управленческий персонал
Руководители 3 3 3 - -
Специалисты 5 5 5 - -
Служащие 5 5 5 - -
Показатель Прошлый период Анализируемый период Отклонение в процентах Отклонения от предшествующего периода
План Факт к базе гр.4/гр.2

Кплану

гр.3 -гр.2 гр.4 -гр.3
1 2 3 4 5 6 7 8
Численность персонала – всего 77 77 73 100,8 98,9 -10 +4
Служащие – всего 44 44 42 99,8 99,2 -3 -1
Основные служащие 33 33 31 99,6 99,2 -2 -2
Показатель Предшествующий период Отчетный период Отклонение
План Факт от предшествующего периода

от

Среднегодовая численность служащих (ЧР) 77 77 73 -4 -1

Отработано за 1 полугодие одним рабочим:

77

77

73

-2

-4

Средняя продолжительность рабочего дня (П),ч

7,67

7,85

7,41

-0,26

-0,44

Фонд времени, ч 909050 932580 864402 +44648 +68178
В том числе сверхурочно отработанное время, тыс. ч. 776,1 - 742,5 -33,6 +742,5

Подводя итоги второй главы работы, необходимо сделать следующие выводы.

На основе проведенного анализа было установлено, что руководству банка наряду с обучением персонала имеет смысл привлекать опытные кадры со стороны, что будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг.


3. Совершенствование системы управления человеческими ресурсами ОАО АИКБ «Татфондбанк»

3.1 Диагностические методы в сфере управления человеческими ресурсами как средство повышения эффективности организации

3.2 Совершенствование механизма управления качеством человеческих ресурсов в ОАО АИКБ «Татфондбанк»

Показатель На одного рабочего Отклонение от плана
План Факт На одного рабочего На всех служащих
Календарное количество дней 362 362 - -
В том числе:
Праздничные 18 18 - -
Выходные дни 52 52 - -
Номинальный фонд рабочего времени, дни 292 292 - -
Неявки на работу, дни 52 56 +4 +1976
В том числе:
Ежегодные отпуска 32 32 - -
Отпуска по учебе 2 4 +2 +988
Отпуска по беременности и родам 6 4 -2 - 988
Дополнительные отпуска с разрешения администрации 4 10 +6 +2964
Болезни 8 8 - -
Прогулы - - - -
Простои - - - -
Явочный фонд рабочего времени, дни 240 236 -4 -1976
Продолжительность рабочей смены, ч 7,93 7,49 - 0,44 -217,4
Бюджет рабочего времени, ч 1902 1767,8 - 134,2 -66294,8
Предпраздничные дни, ч 18 18 - -
Полезный фонд рабочего времени, ч 1884 1749,8 -134.2 -66294,8
Средняя продолжительность рабочей смены, ч 7,85 7,41 - 0,44 -217,4
Сверхурочно отработанное время , ч - 1,5 +1,5 +742,5
Непроизводительные затраты рабочего времени - - - -
Субъект управления
Объект управления

Общесистемные принципы управления качеством человеческих ресурсов
Целенаправленность Системность Оптимальность Плановость Непрерывность Интенсивность непрерывное совершенствование
Способы воздействия на уровень качества человеческих ресурсов

1.Планирование качества – организация обеспечения комплекса мероприятий по определению того, какого качества человеческие ресурсы требуются предприятию;

1.мотивация качества – комплекс мероприятий, направленных на побуждение к достижению необходимого уровня качества человеческих ресурсов;

1.Организация качества – комплекс мероприятий по достижению необходимого уровня качества человеческих ресурсов организации;

1.Контроль качества – комплекс мероприятий, направленный на определение степени соответствия достигнутого уровня качества человеческих ресурсов необходимому уровню, а также позволяющий переходить на новый уровень управления;

Установлено, что особенности психологического климата в подразделениях влияют на производственные, социальные и социально-психологические процессы в конкретном подразделении и во всей организации.

С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат в отдельных подразделениях во многом определяет производственные успехи организации и ее положение на рынке. Поэтому диагностика и формирование позитивного социально-психологического климата во всех подразделениях организации - насущная задача каждого кадровика [43, с. 123].

В ОАО АИКБ «Татфондбанк» существует необходимость формирования и внедрения мероприятий по улучшению социально-психологического климата. В связи с этим нами предложена программа по совершенствованию существующих социально-психологических методов управления персоналом в коммерческом банке. Представим основные положения Программы.

1. Из-за длительной и монотонной работы на компьютере сотрудники испытывают психологический и физический дискомфорт. Следовательно, снижается эффективность их работы, поэтому, чтобы снизить психологическую и физическую нагрузку, возможно введение дополнительного 10-15 минутного перерыва (помимо обязательного, установленного законом), которым сотрудник сможет распоряжаться по своему усмотрению, а также предоставление какого-либо пространства, где они могли бы отдыхать во время обеденного перерыва (комната отдыха).

Заключение

На основе проведенного анализа было установлено, что руководству банка наряду с обучением персонала имеет смысл привлекать опытные кадры со стороны, что будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг.

До недавнего времени управление большинства предприятий ориентировалось в первую очередь на эффективное, рациональное использование финансовых и материальных ресурсов. При этом персонал организации рассматривался как статья расходов, а эффективность управления персоналом оценивалась с позиции возможной экономии бюджета организации по фонду заработной платы. По нашему мнению, происходила явная недооценка роли человеческих ресурсов как неотъемлемого элемента системы управления предприятием и важнейшего фактора, от которого зависит эффективность организации в целом. В настоящее время методы повышения эффективности, направленные на совершенствование производственных и финансовых организационных подсистем достигают предела своих возможностей, и дальнейшее развитие предприятий неизбежно столкнется с необходимостью повышения эффективности деятельности за счет качественных изменений в подходах к управлению персоналом организации.

По нашему мнению, в современных условиях возрастает необходимость использования диагностического метода аудита в сфере управления человеческими ресурсами. Практическая реализация метода ложится на плечи российских консалтинговых компаний и служб внутреннего аудита хозяйствующих субъектов, ставящих задачи повышения собственной эффективности за счет совершенствования системы управления персоналом.

Качество человеческих ресурсов определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Специалисты по персоналу «Татфондбанка» считают, что для предупреждения влияния этих факторов нужны не отдельные, разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия (система управления) на процесс формирования и использования человеческих ресурсов организации.

С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в ближайшей перспективе необходимо выстроить комплексную многоуровневую систему рационального использования кадрового потенциала, обеспечивающую основные элементы высокого качества человеческих ресурсов: профессиональную подготовку, нравственную и социально-психологическую готовность и условия эффективной занятости.

В организационной структуре организации могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством человеческих ресурсов. Распределение специальных функций управления качеством человеческих ресурсов между подразделениями зависит от объема и характера деятельности организации. Предлагаемая нами структурная схема механизма управления качеством человеческих ресурсов на уровне организации представлена на рисунке 3 в п. 3.2 настоящей работы.

Большое значение для формирования эффективного механизма управления качеством человеческих ресурсов организации на микроэкономическом уровне имеет построение интегрированной информационной системы по человеческим ресурсам. Исторически информационная система по человеческим ресурсам выделилась из финансовых подразделений, обеспечивающих оплату труда.

Современная информационная система по человеческим ресурсам обобщает информационные листки учета кадров и анкеты кандидатов на работу, вносит в них необходимые изменения, обеспечивает обмен данными между линейными и функциональными управляющими. Традиционно линейные руководители не имели доступа к такого рода базам данных. Сегодня механизм находится еще в стадии становления - многие его составляющие пока разобщены.

Мы считаем, что создание интегрированной информационной системы, объединение баз данных различных подразделений организации с возможным формированием глобальной структуры позволит обеспечить линейных руководителей и специалистов кадровых служб необходимой и своевременной информацией в их оперативной и аналитической работе.

В ОАО АИКБ «Татфондбанк» существует необходимость формирования и внедрения мероприятий по улучшению социально-психологического климата. В связи с этим нами предложена программа по совершенствованию существующих социально-психологических методов управления персоналом в коммерческом банке.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрист, 2007. – 502 с.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Норма-Инфра, 2007. – 620 с.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации М.: Норма-Инфра, 2008. – 628 с.

4 Артаменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. - М.: ДИС, 2003. – 406 с.

5 Аудит и контроллинг персонала организации: Учебное пособие / Под ред. П.Э. Шлендера. М.: ВЗФЭИ, 2006. – 664 с.

6 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. М.: Финансы и статистика, 2006. – 822 с.

7 Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2005. – 626 с.

8 Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. М.: Финансы и статистика, 2005. – 507 с.

9 Бухгалтерский анализ / Пер. с анг. Киев Торгово-издательское бюро ВНУ, 2007. – 560 с.

10 Беляев А., к.т.н., доцент, Л. Воробьева, к.э.н., доцент, О. Воробьева, к.э.н., доцент. Корпоративное многоступенчатое образование - современная концепция управления развитием человеческих ресурсов // "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2002. - № 5. – С.12.

11 Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2007. - 345 с.

12 Ван Хорн ДЖ. Основы управления финансами: Пер. с англ. /Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2003. – 790 с.

13 Волков И.М. Грачева М.В. Проектный анализ. М. Банки и биржи ИО «ЮНИТИ», 2007. – 605 с.

14 Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. – М.: Высшая школа, 2007. -60 с.

15 Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: СОФИТ, 2004. -98 с.

16 Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 2008. – 644 с.

17 Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2006. – 748 с.

18 Зудилин А.П. Анализ хозяйственной деятельности развитых капиталистических стран. Екатенбург: Каменный пояс, 2007. – 369 с.

19 Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 2008. – 526 с.

20 Каракоз И.И., Самборский В.И. Теория экономического анализа. Киев: Выща школа, 2007. – 726 с.

21 Кавбасюк М.Р. Анализ финансовой деятельности предприятия с использованием ПЭВМ. М.: Финансы и статистика, 2004. – 566 с.

22 Козлов В.В. "Человеческие ресурсы - источник конкурентного преимущества, наряду с другими ресурсами компании" // "Управление персоналом", N 11, июнь 2008. – 822 с.

23 Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2000. - 450 с.

24 Колбасов И.В. Диагностический метод аудита в сфере управления человеческими ресурсами как средство повышения эффективности организации // Персонал-МИКС.-2002.-№ 2. – С.32.

25 Кравченко К. Трансформация глобальной роли человеческих ресурсов // Складские технологии. - 2005. - № 3. – С.22

26 Лиджиев Т.А., Особенности стимулирования и повышения производительности человеческих ресурсов в аудиторских организациях // Бизнес без проблем - Персонал. - 2002. - № 5. – С.12.

27 Литвинова Н. Верить в то, что ты делаешь, и не бояться мыслить нестандартно // Управление персоналом - 2005. - № 3. – С.22.

28 Майданчик Б.И., Карпунин М.Б. и др. Анализ и обоснование управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 2000. – 820 с.

29 Муравьев А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения М.: Финансы и статистика, 2004. – 480 с.

30 Никонова Т.В., С.А. Сухарев. Управленческий аудит: Персонал / Под ред. Ю.Г. Одегова. М.: "Экзамен", 2002. – 622 с.

31 Одегов Ю.Г., Т.В. Никонова. Аудит и контроллинг персонала. М.: "Альфа-Пресс", 2006. – 662 с.

32 Одегов О., д.э.н., профессор, От экономики труда к управлению человеческими ресурсами: 100 лет Плехановской академии // Управление персоналом. - 2002. - № 2. – С.32.

33 Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. – М.: Информ, 2004. - 432 с.

34 Репников Д. Нужные люди в нужном месте. Роль кадровой службы в системе управления человеческими ресурсами // Кадровый менеджмент. -2002. - № 2. – С.32.

35 Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИО «ЮНИТИ», 2000. – 520 с.

36 Саубанова Л.В. Организация управления человеческими ресурсами на предприятии // "Управление персоналом", 2002. - № 5. – С.12.

37 Скурихина Т.Г., П.Ю. Видмер. Механизм управления качеством человеческих ресурсов организации оптовой торговли // Управление персоналом. - 2007. - № 4. – С.16.

38 Сухотина К. "Умение работать в команде - одна из существенных составляющих конкурентоспособности бизнеса" // Управление персоналом. 2006. - № 3. – С.12.

39 Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. - 481 с.

40 Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы ЮНИТИ, 2004. - 404 с.

41 Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятия. – М.: Инфра –М.: 2007. - 377 с.

42 Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону: изд. Центр «МарТ», 2000. - 544 с.

43 Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: "Инфра-М", 2007. – 560 с.

Человеческие ресурсы, характеризующиеся уровнем качества, требуемым для обеспечения конкурентоспособности организации