Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5   ..

 

 

Анализ конкурентоспособности строительного предприятия ООО "Центрстрой"

Анализ конкурентоспособности строительного предприятия ООО "Центрстрой"

Федеральное агентство по образованию

ПМ величина прожиточного минимума в регионе, руб.

Показатели финансовой устойчивости:

1. Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага):

(6)

Показывает сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в активы собственных средств.

2. Коэффициент финансовой независимости (автономии):

=0,4…0,6 (7)

показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования.

3. Коэффициент финансирования – показывает какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных средств:

(8)

4. Коэффициент финансовой устойчивости – показывает какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников:

(9)

Т.к. денежные средства и материальные оборотные активы должны покрывать текущие обязательства, то следует проконтролировать условия платежеспособности с помощью следующего соответствия:

оборотные активы < собственный капитал * 2 – внеоборотные активы;

Далее рассмотрим методику расчета показателей ликвидности баланса.

Гр. А1 – наиболее ликвидные активы;

А1 = денежные средства + краткосрочные финансовые вложения = 260 + 250;

Гр. А2 – быстрореализуемые активы;

А2 = краткосрочная дебиторская задолженность = 240;

Гр. А3 – медленно реализуемые активы;

А3 = запасы + долгосрочная дебиторская задолженность + НДС по приобретённым ценностям + прочие оборотные активы = 210 + 220 + 230 + 270;

Гр. А4 – труднореализуемы активы;

А4 = итого по разделу 1 (внеоборотные активы) = 190;

Гр. П1 – наиболее срочные обязательства;

П1 = кредиторская задолженность = 620;

Гр. П2 – краткосрочные пассивы

П2 = краткосрочные заемные средства + задолженности участникам по выплате доходов + прочие краткосрочные обязательства = 610 + 630 + 660;

Гр. П3 – долгосрочные пассивы;

П3 = долгосрочные обязательства + доходы будущих периодов + резервы предстоящих расходов и платежей = 590 + 640 + 650;

Гр. П4 – постоянные или устойчивые пассивы

П4 = капиталы и резервы = 490.

Текущая ликвидность - свидетельствует о платёжеспособности (+) или неплатёжеспособности (-) предприятия на ближайший промежуток времени:

ТЛ = (А1 + А2) – (П1 + П2) (10)

Перспективная ликвидность – это прогноз платёжеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:


ПЛ = А3 – П3 (11)

Показатели платежеспособности рассчитываются следующим образом:

1. Общий показатель платежеспособности:

(12)

2. Коэффициент абсолютной ликвидности:

(13)

Показывает какую часть текущей краткосрочной задолжности предприятие сможет погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений.

3. Коэффициент “критической оценки” (быстрой ликвидности):

>0,7 (14)

Показывает какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашено за счет денежных средств, средств в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам.

4. Коэффициент текущей ликвидности:

>1,5 (15)

Показывает какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам может погасить предприятие используя все оборотные средства.

5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала:

(16)

Показывает какая часть функционированного капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолжности. Уменьшение данного показателя в динамике является положительным фактором.

6. Доля оборотных средств в активах:

(17)

Данный показатель зависит от отраслевой принадлежности.

7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:

(18)

Характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, которые необходимы для ее текущей деятельности.

Определение типа финансовой ситуации. Для промышленных предприятий и строительных организаций, которые обладают большой долей материальных оборотных средств в своих активах рекомендуется применять методику оценки достаточности источников финансирования для формирования материальных оборотных средств. Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов.

Общая величина запасов (строка 210) – З . Для характеристики источников формирования запасов и затрат используют несколько показателей, которые отражают различные виды источников:

1. Наличие собственных оборотных средств:

СОС = Капитал и резервы – Внеоборотные активы = 490 – 190;

2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников, формирование запасов (функционирующий капитал):

Кф = (Капитал и резервы + Долгосрочные пассивы) – Внеоборотные активы = (490 + 590) – 190;

3. Общая величина основных источников формирования запасов:

ВИ = (Капитал и резервы + Долгосрочные пассивы + Краткосрочные кредиты и займы) – Внеоборотные активы = (490 + 590 + 610) – 190;

Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками формирования:

1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:

± Фс = СОС – З .

2. Излишек или недостаток функционирующего капитала:

± Фкф = Кф – З .

3. Излишек или недостаток общей величины основных источников для формирования запасов:

± Фви = ВИ – З .

С помощью данных показателей можно определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации, который представлен в таблице 2.2.

1, если Ф > 0,

S(ф) = 0, если Ф < 0.

Таблица 2.2.

Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций

Объект

Что характеризует его конкурентоспособность

Основные требования к объекту

1

2

3

Нормативные

Степень удовлетворения потребностей в данном виде нормативного акта, возможность его использования в теории и на практике Соответствие международным нормам, применение при разработке системного и комплексного подходов, обоснованность и перспективность требований

Научно-

Степень удовлетворения потребностей в данном виде документа, возможность его использования в теории и на практике Соответствие международным требованиям по экологичности, взаимозаменяемости, безопасности применения объекта, использование мировых достижений, применение современных подходов, методов исследований и разработок

Проектно-

Степень соответствия в документации показателей качества и экономичности объекта требованиям конкретного рынка к моменту внедрения объекта у потребителя Применение современных методов разработок, опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта, соответствие международным требованиям (при необходимости) и требованиям потребителей
Технология

Возможность по данной технологии изготовить качественную и экономичную продукцию в соответствии с

Обеспечение мобильности технологии, оптимальности уровня автоматизации и механизации процессов, минимальных потерь ресурсов

Производство

Способность производства

Использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности процессов и устойчивости функционирования фирмы

Выпускаемая

Степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной продукцией, используемой на данном рынке.

Обеспечение качества и экономичности продукции (услуги) на уровне не ниже требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка на момент внедрения продукции у потребителей
Рабочий Умение выполнять требования технологии по всем параметрам (качество, количество, затраты, сроки) Знание квалификационных требований в соответствии с имеющимся разрядом, ведение нормального образа жизни
Специалист Умение разработать конкурентоспособную документацию на объект Знание и применение современных методов исследований и разработок
Менеджер Умение разработать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы Знание и применение современных методов исследований и разработок, методов формирования коллектива, организации и мотивации труда, укрепление здоровья, повышение уровня культуры

Ценные

Обеспечение ликвидности соответствующих бумаг на рынке ценных бумаг Возможность покрытия рыночной стоимости ценных бумаг соответствующим активом, обеспечение устойчивости финансового учреждения, комплексная защита ценных бумаг, их страхование
Инфраструктура (внешняя среда) Степень соответствия инфраструктуры данного производителя международным нормативам (достижениям) по экологии, удовлетворению физиологических, духовных и социальных потребностей человека, качеству работы объектов производственной инфраструктуры Обеспечение (в перспективе) качественных и количественных нормативов социальной и производственной инфраструктуры страны, региона, фирмы международным нормативам (достижениям)
Информация Повторяемость конкретной информации на фирме, в регионе, стране, за рубежом Обеспечение достоверности, обоснованности, новизны, конкретности, системности информации

Фирма

Выпуск конкурентоспособного объекта и устойчивая финансовая деятельность фирмы Обеспечение удельного веса конкурентоспособного объекта на внешнем рынке не менее 20%, на внутреннем не менее 60%, устойчивости, надежности, перспективности и эффективности фирмы
Показатели Тип финансовой ситуации
Абсолютная независимость Нормальная независимость Неустойчивое состояние Кризисное состояние
Фс ≥ 0 < 0 < 0 < 0
Фкф ≥ 0 ≥ 0 < 0 < 0
Фви ≥ 0 ≥ 0 ≥ 0 < 0

Возможно выделение 4 типов финансовых ситуаций:

1. Абсолютная независимость финансового состояния:

встречается редко и отвечает следующим требованиям: Фс ≥ 0, Фкф ≥ 0, Фви ≥ 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов фин. ситуации будет иметь след. вид S(ф) = {1; 1; 1}.

2. Нормальная независимость финансового состояния:

гарантирует платежеспособность предприятия и отвечает следующим условиям: Фс < 0, Фт ≥ 0, Фо ≥ 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов финансовой ситуации будет иметь след. вид S(ф) = {0; 1; 1}.

3. Неустойчивое финансовое состояния:

сопряжено с нарушением платежеспособности, но при данном состоянии все же сохраняется возможность восстановления равновесия путем пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности и за счет ускорения оборачиваемости и отвечает следующим условиям: Фс < 0, Фт < 0, Фо ≥ 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов финансовой ситуации будет иметь следующий вид S(ф) = {0; 0; 1}.

4. Кризисное финансовое состояние:

при этом состоянии предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных кредитов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, и пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности. Отвечает следующим условиям: Фс < 0, Фт < 0, Фо < 0. Тогда трехкомпонентный показатель типов финансовой ситуации будет иметь следующий вид S(ф) = {0; 0; 0}.

Показатели деловой активности предприятия:

I. Общие финансовые показатели оборачиваемости:

1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача):

;

Показывает эффективность использования имущества предприятия и отражает скорость оборота в количестве оборотов за период всего капитала предприятия.

2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

;

Показывает скорость оборота материальных и денежных средств.

3. Коэффициент отдачи нематериальных активов:

;


Показывает эффективность использования нематериальных активов предприятия.

4. Фондоотдача:

;

Показывает эффективность использования только основных средств предприятия.

5. Коэффициент отдачи собственного капитала:

Показывает скорость оборота собственного капитала и сколько рублей выручки приходится на один рубль вложенного собственного капитала.

II. Показатели управления активами:

1. Оборачиваемость материальных средств:

;

Т – количество дней в отчетном периоде. Показывает, за сколько в среднем дней оборачиваются запасы в анализируемом периоде.

2. Оборачиваемость денежных средств – показывает срок оборота денежных средств:

;

3. Коэффициент оборачиваемости средств в расчётах:

;

Показывает количество оборотов средств в дебиторской задолжности за отчетный период.

4. Срок погашения дебиторской задолженности:

;

Показывает сколько в среднем дней погашается дебиторская задолжность предприятия.

5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

;

Показывает расширение или снижение коммерческого кредита предоставляемый предприятию.

6. Срок погашения кредиторской задолженности:

;

Показывает средний срок возврата долгов предприятия по текущим обязательствам. [9].

Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара:

1. Коэффициент затоваренности готовой продукцией - отражает степень затоваренности готовой продукции. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса. Данный показатель определяется отношением объема нереализованной продукции к объему продаж, рассчитывается только для предприятий, занимающихся производством строительных материалов, изделий, конструкций.

2. Рентабельность продаж (реализации) -показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель рассчитывается как отношение валовой прибыли (или чистой прибыли) к выручке от реализации. Первый способ отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли определяется, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции.

3. Коэффициент эффективности рекламы - характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта. Он определяется отношением затрат на рекламу и стимулирования сбыта к приросту прибыли от реализации.

Показатели конкурентоспособности продукции.

Качество продукции – комплексный показатель, может определяться по различным параметрам: параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры, нормативные параметры.

Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемого товара и аналога товара-конкурента.

Качество – это характеристика, выражающая уровень удовлетворения клиента и измеряемая комплексом нормативных и сопоставимых потребительских параметров товара. Прежде всего, важно, чтобы товар не выходил по своим показателям за пределы жестко установленных нормативов, являющихся предметом внимания законодательства о защите прав потребителей. Если безусловные требования соблюдены, то сопоставляются так называемые жесткие потребительские параметры: производительность, энергопотребление, габариты и другие функциональные, конструктивные, технологические характеристики, измеряемые физическими способами. Экспертным путем измеряются мягкие потребительские параметры – уровни дизайна, простоты использования, ремонтопригодности и др. еще один показатель, характеризующий уровень качества, - это квалификация персонала. Высокий уровень базового образования позволяет руководящему составу предприятия быстро обучаться, осваивать новые технологии, обретать навыки, необходимые для работы в условиях ранка. Высокий профессиональный уровень, многолетний стаж рабочих предприятия также обеспечивают качественное предоставление услуг.

Следует отметить, что качество строительных услуг во многом завит не только от квалифицированного персонала, но и от качества строительных материалов. Для обеспечения высокого качества материалов следует обратить особое внимание на надежность поставщиков. Качество строительных услуг характеризует сервисное обслуживание сданных объектов, исправление выявленных заказчиками недостатков и многое другое.

Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности, как товара, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше продаж может осуществить фирма.

Для того чтобы сравнить качество предоставляемых услуг или выполняемых работ или продукции и цену на них, необходимо рассмотреть качество и цену выполняемых аналогичных услуг на предприятиях-конкурентах. Этих предприятий большое количество: и очень известных, и не очень, и между ними существует очень жесткая конкуренция. Анализировать конкурентоспособность каждой фирмы, естественно, не предоставляется возможным. Однако можно произвести оценку некоторых из них. Для этого необходимо:

1) выбрать четыре-пять предприятий-конкурентов, выполняющих аналогичные виды работ или выпускающих аналогичную продукцию;

2) выбрать не менее пяти показателей, характеризующих качество продукции.

Для оценки качества продукции используют матричный подход. [7, стр.15-19].

2.3 Характеристика предприятия

Одним из представителей строительной индустрии является предприятие ООО «Центрстрой».

Предприятие «Центрстрой» (далее - Общество), является Обществом с ограниченной ответственностью.

Местонахождение Общества определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества (Генерального директора), который находится по адресу: 119021, Российская Федерация, г.Москва, Комсомольский проспект, д.5/2/12.

Основной целью Общества является расширение рынка строительных услуг, направленной на получение прибыли и ее распределение между Участниками в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества.

Предметом деятельности Общества является:

- выполнение строительных, ремонтных и монтажных работ в жилом секторе, объектах производственного, административного, торгового, социально-культурного, сельскохозяйственного и бытового назначения;

- строительство жилых домов в кирпичном и монолитном вариантах по индивидуальным проектам;

- реконструкция жилого фонда г.Омска;

- выполнение функций заказчика при производстве строительно-монтажных работ;

- по проектам, разработанным проектной фирмой компании ведется строительство индивидуальных коттеджей;

- выполнение функций генерального подрядчика при производстве строительно-монтажных работ;

- подготовка строительной площадки;

- земельные работы;

- возведение несущих и ограждающих инженерных сетей и оборудования;

- работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования;

- работы по устройству внутренних инженерных систем;

- работы по защите конструкций и оборудования;

- отделочные работы;

- монтаж технологического оборудования;

- пусконаладочные работы;

-контроль качества строительно-монтажных работ;

- транспортное строительство;

- производство строительных материалов, конструкций и изделий;

- проектный, технологический и строительный инжиниринг;

-посреднические услуги в строительстве;

- разработка тендерной документации для подрядных торгов;

- общестроительные работы;

- выполнение работ по монтажу, наладке и пуску в эксплуатацию оборудования и инженерных систем, их обеспечение и обслуживание;

- монтаж железобетонных и кирпичных конструкций (зданий).

- самостоятельно обеспечивает все строящиеся объ­екты механизмами и автотранспортом,

- обеспечивает экс­плуатацию высоко вольтовых сетей, подстанций на строительных участках, низко вольтовых сетей для энергоснабжения;

Общество может заниматься другими видами деятельности, перечень которых не противоречит действующему законодательству, а также предмету, основным задачам и целям своей деятельности. Помимо строительной деятельности организация занимается коммерческой дея­тельностью и организацией рабочего снабжения.

ООО «Центрстрой» утверждает показатели, разрабатывает годовые, ме­сячные планы производственно-хозяйственной деятельности в целом и по подразде­лениям. Все подразделения руководствуются приказами и указаниями ООО.

Участником Общества является Ермоленко С.Б, который вправе участвовать в управлении делами обществами в порядке определенным ФЗ и Уставом предприятия, получать информацию о деятельности Общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией, принимать участие в распределении прибыли, продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо её часть третьим лицам в порядке предусмотренном ФЗ и Уставом Общества.

Участники Общества не отвечают по своим обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады в уставной капитал не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Общество имеет в собственности абсолютное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предприятие ООО «Центрстрой» имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождение, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.

Органами управления Общества являются:

- общее собрание участников Общества (далее - Собрание);

- генеральный директор.

Высшим органом Общества является Общее собрание участников, которое может быть очередным – проводится ежегодно 10 марта и внеочередным.

Управление деятельностью осуществляется генеральным директором, который назначается Участником общества на срок 3 года. Генеральный директор общества:

а) без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

б) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверения;

в) издает приказы о назначении на должность работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

г) осуществляет иные полномочия, не отнесенных Федеральным Законом и Уставом предприятия к компетенции Участника Общества.

Ответственность Генерального директора определена Федеральным законом. [10].

Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штат сотрудников.

В основной состав предприятия ООО «Центрстрой» входят работники, которые представлены в таблице 2.3.


Таблица 2.3.

Штатное расписание предприятия ООО «Центрстрой» на «01» января 2007 года

Должность Количество штатных единиц Оклад (тарифная ставка) руб. Месячный фонд заработной платы, руб.
1 2 3 4
Генеральный директор 1 12000 12000
Исполнительный директор 1 10000 10000
Технический директор 1 10000 10000
Главный инженер 1 10000 10000
Главный бухгалтер 1 10000 10000

В рабочий состав предприятия ООО «Центрстрой» так же входят инженерно-технические работники, которые представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Данные о составе инженерно-технических работников ООО «Центрстрой» для выполнения строительно-монтажных работ

Должность Образование Специаль­ность Кол-во

Стаж работы

по специально.

Начальники

Гл. инженеры

Зам. начальника

Начальники

ПТО

Ст. прорабы

Прорабы

Гл. механики

Мастера

Начальник стр.лаборат.

Инженеры-

специалисты

по контролю

за качеством

работ

Итого

высшее

средне-техн.

Высшее

средне-техн.

Высшее

средне-техн.

Высшее

средне-техн.

Высшее

средне-техн.

Высшее

средне-техн.

Высшее

средне-техн.

Высшее

средне-техн.

Высшее

средне-техн.

Высшее

средне-техн.

Инженер-

строитель

техник-

строитель

7

5

9

1

7

4

9

3

11

6

21

21

6

4

8

1

1

-

1

1

126

Свыше 5 лет

Таким образом, штат сотрудников предприятия ООО «Центрстрой» насчитывает 131 человек. Управление осуществляется совокупностью подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных видов работ, где специалисты одного профиля объединены в определенные отделы, а именно: плановый отдел, сметный отдел, ПТО, финансовый отдел (бухгалтерия). Таким образом, общая задача управления в данной организации делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. В каждом подразделении есть свой руководитель. Все отделы взаимосвязаны между собой и подчиняются генеральному директору.

Таким образом, организационной структурой управления предприятия ООО «Центрстрой» является линейно-функциональная структура, которая представлена на рисунке 3.

Рис.3 Структура ООО «Центрстрой»

Достаточно большая нагрузка лежит на дирекции предприятия, поскольку сотрудники каждого отдела должны обладать большим объемом разносторонних знаний для принятия решений по широкому кругу вопросов.

Всем процессом управляет генеральный директор, он же делегирует задачи, а вместе с ними и полномочия каждому конкретному подразделению или звену организации. В свою очередь, подразделения и звенья организации принимают на себя обязательства по выполнению этих задач и несут ответственность перед руководителем в рамках занимаемой должности.

Уровень квалификации персонала предприятия ООО «Центрстрой» можно считать высоким, что обеспечивает высокий профессиональный и качественный уровень выполнения заказов.

Для развития, руководство предприятия реализует специальные программы по управлению персоналом:

· проводит специальные программы по мотивации сотрудников, т.е. премирование лучших;

· дает им возможность быстро продвигаться по карьерной лестнице;

· постоянно проводит мастер-классы по их обучению.

На результатах реализации планов основан контроль и оценка эффективности управления организации. Контроль осуществляется по следующим критериям: динамика прибыли, объем продаж, количество постоянных клиентов. Можно выделить стратегический контроль, текущий контроль за выполнением конкретных мероприятий, а также контроль прибыльности, подразумевающий анализ фактической прибыли и эффективности маркетинговых усилий.

Чтобы правильно выбрать направление исследования, нужно ясно и четко изложить проблему. Исходными данными для определения проблемы являются сведения о состоянии и функционировании организации. Таким образом, необходимо изучить результаты производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации, проанализировать основные отчетные и статистические и данные.


3. АНАЛИЗ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

3.1 Анализ внешних факторов конкурентоспособности

Внешняя среда — это рыночные условия, формирующие потребительский спрос, действия конкурентов, посредников и влияющие на итоги корпоративной деятельности компании.[11, стр. 32]

Основные факторы внешней среды представлены на рисунке 4.


Рис. 4. Основные внешние факторы микросреды

а). Заказчики – юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором на реализацию инвестиционного проекта. Заказчик принимает на себя функции организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от стадии подготовки строительства до стадии реализация строительной продукции, определяют платежеспособный спрос и образуют рынки готовой строительной продукции.

б). Поставщики – создают материально- вещественные условия строительного производства, оказывают влияние на технику и технологию строительства.

Основными поставщиками ООО «Центрстрой» являются следующие организации:

1. МЕТАЛ-ЭКСПО г. Орловск. Поставляет нержавеющие стальные трубопроводы и элементы оборудования.

2. СТРОЙПРОМДМАШ г. Омск. Поставляет машины и необходимое оборудование под лизинг.

3. ОАО «Стройпрогресс» г. Новосибирск. Поставляет изоляцию для труб.

4. ОАО «Экспострой» г.Новосибирск. Поставляет КИПовские приборы (контрольно измерительные приборы).

5. ООО «Экострой» г.Омск. Поставляет строительные материалы – песок, щебень и т.д.

в). Субподрядчики – определяют рыночные возможности строительной организации, количество и качество строительной продукции.

ООО «Центрстрой» являются субподрядной организацией, она выполняет все субподрядные работы, которые регламентируется уставом.

г). Коммерческие посредники – предоставляют готовую строительную продукцию потребителям.

Коммерческими посредниками ООО «Центрстрой» являются: филиал МЕТАЛ-ЭКСПО г. Омск, ООО «Экострой» г.Омск.

д). Конкуренты – своим поведением на рынке предопределяют маркетинговые условия, выбор стратегии и тактики маркетинга строительной организации.

Основными конкурентами анализируемой организации являются такие организации, как: ООО СМУ №6, ООО ПКФ «Престиж», ООО «Неострой», ЗАО «Стройинвестрегион». В таблице 3.5. приведены основные характеристики конкурентов ООО «Центрстрой».


Таблица 3.5.

Основные характеристики конкурентов ООО «Центрстрой»

Наименование фирмы Основная деятельность предприятия Вид конкурентной стратегии
ООО СМУ №6

- общестроительные работы;

- ремонтно-строительные работы;

- производство и реализация строительных материалов;

- проектно-сметные работы;

- переработка и реализация отходов производства;

- оказание транспортных услуг;

Виолентная
ООО ПКФ «Престиж»

- общестроительные работы;

- ремонтно-строительные работы;

- проектно-сметные работы;

- оказание транспортных услуг.

Патиентная
ООО «Неострой»

- строительно-монтажные работы;

- ремонтно-строительные работы;

- капитальный ремонт;

Коммутантная
ЗАО «Стройинвестрегион»

- производство всего цикла строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ;

- капитальное строительство, в т.ч. жилищное, гражданское и промышленное строительство.

Виолентная

Проведем анализ конкурентной стратегии на основе теории конкурентной стратегии, предложенным российским экономистом А.Ю. Юдановым.

Анализ конкурентной стратегии конкурентов производился на уровне омского рынка по оказанию строительно-монтажных и других видов строительных работ.

ЗАО «Стройинвестрегион» и ООО СМУ №6 являются типичными представителями виолентной стратегии («гордыми львами»). Это связано с тем, что на омском рынке они являются фирмами – гигантами, занимающимися производством строительно-монтажных работ. Они делают ставку на снижение издержек производства за счет организации массового производства сравнительно недорогой, но качественной строительной продукции, что позволило им завоевывать и длительное время удерживать обширную долю рынка.

ООО «Неострой» является фирмой – коммутантом. Ее специализация на производстве строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, а так же выполнение капитального ремонта помогает максимально гибко удовлетворять небольшие по объему (локальные) потребности рынка по приемлемым ценам. Плюсом в деятельности ООО «Неострой» является способность к лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента.

ООО ПКФ «Престиж» делает ставку на дифференциацию продукта и на сосредоточении максимума усилий на узком сегменте рынка, а именно на ремонтно-строительные и проектно-сметные работы. Данная организация учитывает специальные запросы потребителя, что позволяет фирме уклониться от прямой конкуренции с ведущими предприятиями.

Из предложенных конкурентных стратегий к ООО «Центрстрой» относится патиентная стратегия.

Данная стратегия становится привлекательной, когда потребительские запросы и предпочтения становятся разнообразными и не могут более удовлетворяться стандартными товарами и услугами. Для этого ООО «Центрстрой», проанализировав рынок строительно-монтажных работ, стала заниматься оказанием специализированных работ. Тому примером является ГРС «Марьяновка» (ГРС – газораспределительная станция).

Также плюсом анализируемой организации является расширенный ассортимент оказания различных видов строительных услуг, чем у конкурентов. А точнее она оказывает все услуги, которые есть у этих фирм вместе, но не у каждой в отдельности. Поэтому у данного предприятия повышается клиентурная база.

Несмотря на это реальной проблемой, стоящей перед ООО «Центрстрой», является повышение своей конкурентоспособности и увеличение числа клиентов, посредством удовлетворения их потребностей. Это происходит за счет того, что организация не использует в своей деятельности рекламные средства. В связи с чем новые потребители не имеют возможности ознакомится с положительными качествами организации по сравнению с конкурентами. У них нет возможности узнать о существовании фирмы.

При проведении организацией обширной рекламной кампании она бы с легкостью смогла бы стать более конкурентоспособной на омском рынке по оказанию строительно-монтажных, ремонтных и других работ.

е). Потребителями услуг нашей организации являются юридические или физические лица, для которых создается объект, то есть заказчики. В роли заказчиков могут выступать юридические или физические лица РФ, иностранные юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации и объединения.

3.2 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности

Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие ее потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. По существу, изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала фирмы с существующими и перспективными рыночными потребностями.

Для анализ внутренней среды предприятия проведем следующие виды анализа:

• анализ финансово-экономического потенциала предприятия;

• анализ эффективности производственной деятельности предприятия;

• SWOT – анализ.

Анализ финансово-экономического потенциала

Анализ ликвидности баланса предприятия

Гр. А1 – наиболее ликвидные активы;

А1 = 0 + 0 = 0 (руб.) – на начало отчётного периода;

А1 = 0 + 0 = 0 (руб.) – на конец отчётного периода;

Гр. А2 – быстрореализуемые активы;

А2 = 35319203 (руб.) – на начало периода;

А2 = 69546271 (руб.) – на конец периода;

Гр. А3 – медленно реализуемые активы;

А3 = 8200318+512402 = 8712720 (руб.) – на начало периода;

А3 = 6953710+539651 = 7493361 (руб.) – на конец периода;

Гр. А4 – труднореализуемы активы;

А4 = 2363749 (руб.) – на начало периода;

А4 = 575683 (руб.) – на конец периода.

Гр. П1 – наиболее срочные обязательства;

П1 = 30927018 (руб.) – на начало периода;

П1 = 52773392 (руб.) – на конец периода;

Гр. П2 – краткосрочные пассивы

П2 = 0 (руб.) – на начало периода;

П2 = 0 (руб.) – на конец периода;

Гр. П3 – долгосрочные пассивы;

П3 =2185557 + 4746 + 0 = 2190333 (руб.) – на начало периода;

П3 = 2185557 + 1165 + 991275 = 3177997 (руб.) – на конец периода;

Гр. П4 – постоянные или устойчивые пассивы

П4 = 13278321 (руб.) – на начало периода;

П4 = 21663926 (руб.) – на конец периода.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие неравенства:

А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4.

Данные о ликвидности бухгалтерского баланса сведены в таблицу 3.6. и представлены на рисунке 4-5.


Таблица 3.6.

Ликвидность бухгалтерского баланса

АКТИВ На начало периода На конец периода ПАССИВ На начало периода На конец периода Платежный излишек или недостаток
на начало периода на конец периода
1 2 3 4 5 6 7 8
А1 0 0 П1 30927018 52773392 -30927018 -52773392
А2 35319203 69546271 П2 0 0 +35319203 +69546271
А3 8712720 7493361 П3 2190333 3177997 +6522387 +4315364
А4 2363749 575683 П4 13278321 21663926 -10914572 -21088243
БАЛАНС 46395672 77615315 БАЛАНС 46395672 77615315 0 0

Рис.4. Динамика показателей ликвидности активов предприятия

Рис. 5. Динамика показателей ликвидности пассивов предприятия

На начало периода На конец периода
А1 < П1 А1 < П1
А2 > П2 А2 > П2
А3 > П3 А3 > П3
А4 < П4 А4 < П4

Вывод: на начало и конец отчётного периода баланс является ликвидный по значениям большинства показателей, т.е. можно сказать, что предприятие ООО «Центрстрой» способно рассчитаться по своим обязательствам, но с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами.

Дополнительно сопоставление ликвидных средств с обязательствами позволяет определить следующие показатели:

1). Текущая ликвидность

ТЛ = (А1 + А2) – (П1 + П2)

ТЛ = 35319203 - 30927018 = 4392185 (руб.) – на начало периода;

ТЛ = 69546271 - 52773392 = 16772879 (руб.) – на конец отчётного периода;

Вывод: на ближайший промежуток времени предприятие является платёжеспособным.

2). Перспективная ликвидность

ПЛ = А3 – П3

ПЛ = 8712720 - 2190333 = 6522387 (руб.) – на начало периода;

ПЛ = 7493361 - 3177997 = 4315364 (руб.) – на конец периода;

Вывод: в перспективе предприятие ООО «Центрстрой» также является платёжеспособным.

Анализ платежеспособности предприятия

1. Общий показатель платежеспособности:

– на начало отчётного периода;

– на конец отчётного периода.

Вывод: платежеспособность предприятия по сравнению с началом периода увеличилась на 0,05 и не достигает оптимального ограничения.

2. Коэффициент абсолютной ликвидности:

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений предприятие в ближайшее время не сможет погасить часть краткосрочной задолженности.

3. Коэффициент “критической оценки” (быстрой ликвидности):

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: предприятие ООО «Центрстрой» может немедленно погасить часть краткосрочных обязательств, равную 1,14 и 1,32 на начало и конец отчётного периода соответственно, за счет денежных средств, средств в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчётам.

4. Коэффициент текущей ликвидности:

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: предприятие ООО «Центрстрой» может погасить часть текущих обязательств по кредитам и расчётам, используя все оборотные средства, равную 1,42 и 1,46 на начало и на конец отчётного периода соответственно, а разумный рост этого показателя является благоприятной тенденцией.

5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала:

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: На начало отчётного периода обездвижена часть функционирующего капитала, равная 0,66; на конец – 0,31 (обездвижены в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности). Уменьшение этого показателя является положительным фактором, а так как текущие обязательства не превышают оборотные средства, следовательно коэффициент положительный.

6. Доля оборотных средств в активах:

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: доля оборотных средств в активах на начало и конец отчетного периода близка для нормального функционирования предприятия.

7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:

– на начало периода;

– на конец период;

Вывод: для текущей деятельности предприятия ООО «Ценрстрой» необходимо наличие собственных средств в размере 0,23 на начало отчётного периода и 0,27 на конец.

Все финансовые показатели платежеспособности предприятия ООО «Центрстрой» сведены в таблице 3.7.


Таблица 3.7.

Финансовые показатели платежеспособности

Показатель Значение показателя Абсолютное отклонение
На начало периода На конец периода
1. Общий показатель платежеспособности 0,64 0,69 0,05
2. Коэффициент абсолютной ликвидности 0 0 0
3. Коэффициент быстрой ликвидности 1,14 1,32 0,18
4. Коэффициент текущей ликвидности 1,42 1,46 0,04
5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала 0,66 0,31 - 0,35
6. Доля оборотных средств в активах 0,47 0,5 0,03
7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,23 0,27 0,04

Рис. 6. Динамика показателей платежеспособности предприятия

Вывод: из данного рисункапрослеживается разумный рост всех показателей, кроме коэффициента маневренности функционирующего капитала, что является положительным фактором, следовательно, предприятие ООО «Центрстрой» является платежеспособным и оно может продолжать свою деятельность.

Анализ финансовой устойчивости предприятия

1. Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага):

– на начало отчётного периода;

– на конец отчётного периода.

Вывод: на 1 рубль вложенных в активы собственных средств предприятие привлекло 2,46 и 2,58 заёмных средств на начало и конец отчётного периода соответственно.

2. Коэффициент финансовой независимости (автономии):

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: удельный вес собственных средств предприятия в общей сумме источников финансирования составляет 0,14 на начало и конец отчётного периода.

3. Коэффициент финансирования

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: за счёт собственных средств финансируется часть деятельности предприятия, равная приблизительно 40% на начало периода и 39% на конец отчетного периода.

4. Коэффициент финансовой устойчивости

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: предприятие ООО «Центрстрой» не имеет устойчивых источников финансирования как на начало, так и на конец периода.

Т.к. денежные средства и материальные оборотные активы должны покрывать текущие обязательства, то следует проконтролировать условия платежеспособности с помощью следующего соответствия:

оборотные активы < собственный капитал * 2 – внеоборотные активы;

44031923 < 13278321*2 - 2363749 (44031923 > 24192893) – на начало периода;

77039632 < 21663926 * 2 – 575683 (77039632 < 42752169) – на конец периода.

Вывод: в отличии от начала периода, на конец периода предприятие является платежеспособным.

Показатели финансовой устойчивости предприятия ООО «Центрстрой» сведены в таблице 3.8.


Таблица 3.8.

Показатели финансовой устойчивости

Показатель Значение показателя Абсолютное отклонение
На начало период На конец периода
1. Коэффициент капитализации 2.46 2.58 +0.12
2. Коэффициент автономии 0.14 0.14 0
3. Коэффициент финансирования 0.4 0.39 -0.01
4. Коэффициент финансовой устойчивости 0.17 0.15 -0.02

Вывод: все показатели финансовой устойчивости не соответствуют нормам, следовательно, предприятие ООО «Центрстрой» с финансовой точки зрения является зависимым.

Определение типа финансовой ситуации

1. Наличие собственных оборотных средств:

СОС = 13278321 – 2363749 = 10914572 – на начало отчётного периода;

СОС = 21663926 – 575683 = 21088243 – на конец отчётного периода.

2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников, формирование запасов (функционирующий капитал):

Кф = (13278321 + 2185557) – 2363749 = 13100129 – на начало периода;

Кф = (21663921 + 2185557) – 575683 = 23273800 – на конец периода.

3. Общая величина основных источников формирования запасов:

ВИ = (13278321+ 2185557 + 0) – 2363749 = 13100129 – на начало периода;

ВИ = (21663926 + 2185557 + 0) – 575683 = 23273800 – на конец периода.

Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками формирования:

1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:

с = 10914572 – 8200318 = 2714254 – на начало периода;

с = 21088243 – 6953710 = 14134533 – на конец периода;

2. Излишек или недостаток функционирующего капитала:

кф = 13100129 – 8200318 = 4899811 – на начало периода;

кф = 23273800 – 6953710 = 16320090 – на конец периода;

3. Излишек или недостаток общей величины основных источников для формирования запасов:

ви = 13100129 – 8200318 = 4899811 – на начало периода;

ви = 23273800 – 6953710 = 16320090 – на конец периода.

Показатели финансового состояния предприятия сведены в таблицу 3.9.


Таблица 3.9.

Классификация типа финансового состояния предприятия

Тип финансового состояния предприятия на начало отчётного периода на конец отчётного периода
Общая величина запасов 8200318 6953710
Наличие собственных оборотных средств 10914572 21088243
Функционирующий капитал 13100129 23273800
Общая величина источников 13100129 23273800
± Фс 2714254 14134533
± Фкф 4899811 16320090
± Фви 4899811 16320090
Трех компонентный показатель типа финансовой ситуации

Рис. 7. Динамика финансового состояния предприятия

Вывод: данные проведенного анализа свидетельствуют, что на предприятии ООО «Центрстрой» наблюдается абсолютная независимость финансового состояния как на начало, так и на конец отчётного периода.

Оценка деловой активности предприятия

I. Общие финансовые показатели оборачиваемости:

1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача):

– на начало отчётного периода;

– на конец отчётного периода;

Вывод: эффективность использования имущества предприятия ООО «Центстрой» равна 0,36 и 1,25 на начало и конец отчётного периода соответственно. Рост данного показателя является благоприятной тенденцией.

2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: данный показатель показывает скорость оборота материальных и денежных средств предприятия и в среднем это число составляет 1,32 оборотов за год.

3. Коэффициент отдачи нематериальных активов:

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: коэффициент отдачи нематериальных активов имеет высокий показатель, который составляет в среднем 289,71 оборотов в год, следовательно нематериальные активы предприятия ООО «Центрстрой» используются эффективно.

4. Фондоотдача:

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: основные средства предприятия ООО «Центрстрой» используются неэффективно, о чем свидетельствует их отсутствие.

5. Коэффициент отдачи собственного капитала:

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: данный показатель показывает скорость оборота собственного капитала, которая у предприятия ООО «Центрстрой» составляет 4,58 оборота в год, и сколько рублей выручки приходится на 1руб. вложенного собственного капитала.

II. Показатели управления активами:

1. Оборачиваемость материальных средств:

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: данный показатель показывает, что запасы предприятия ООО «Центрстрой»в анализируемом периоде оборачиваются в среднем за 35 дней.

2. Оборачиваемость денежных средств:

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: денежных средства предприятия ООО «Центрстрой» в анализируемом периоде не оборачиваются, вследствие их отсутствия.

3. Коэффициент оборачиваемости средств в расчётах:

– на начало периода (для краткосрочной задолженности);

– на конец периода (для краткосрочной задолженности).

Вывод: на предприятии ООО «Центрстрой» отсутствует долгосрочная дебиторская задолженность; количество оборотов средств в краткосрочной дебиторской задолженности за отчётный период составляет 1,52.

4. Срок погашения дебиторской задолженности:

– на начало периода (для краткосрочной задолженности);

– на конец периода (для краткосрочной задолженности).

Вывод: краткосрочная дебиторская задолженность предприятия ООО «Центрстрой» погасится в среднем за 238 дней;

5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: наблюдается расширение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию ООО «Центрстрой»; количество оборотов кредиторской задолженности предприятия равно 1,91.

6. Срок погашения кредиторской задолженности:

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: срок погашения кредиторской задолженности на конец периода уменьшился; средний срок возврата долгов предприятия ООО «Центрстрой» по текущим обязательствам составляет 191 день.

Показатели деловой активности сведены в таблице 3.10.

Таблица 3.10.

Показатели деловой активности

Показатель Значение показателя Абсолютное отклонение
На начало период На конец периода
Общие финансовые показатели оборачиваемости
1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала 0,36 0,29 +0,93
2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 0,37 1,32 +0,95
3. Коэффициент отдачи нематериальных активов 81,84 289,71 +207,87
4. Фондоотдача 0 0 0
5. Коэффициент отдачи собственного капитала 1,29 4,58 +3,29
Показатели управления активами
1. Оборачиваемость материальных средств 123 35 -88
2. Оборачиваемость денежных средств 0 0 0
3. Оборачиваемость дебиторской задолженности краткосрочной 0,43 1,52 +1,09
4. Срок погашения дебиторской задолженности краткосрочной 848 238 -610
5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 0,54 1,91 1,37
6. Срок погашения кредиторской задолженности 676 191 -485

Вывод: проведя оценку деловой активности и проанализировав анализ результатов и эффективность текущей основной деятельности предприятия, можно сказать, что ООО «Центрстрой» имеет вполне положительную оценку, так как наблюдается умеренный рост таких коэффициентов как коэффициент оборачиваемости капитала, коэффициент оборачиваемости оборотных средств и т.д.

Анализ прибыли предприятия

1. Рентабельность продаж:

– за отчетный месяц;

– с начала года.

Вывод: рентабельность продаж является положительной величиной и она показывает, что с начала года на единицу реализованной продукции приходится 5,71% прибыли предприятия ООО «Центрстрой».

2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

– за отчетный месяц;

– с начала года.

Показывает уровень прибыли после выплаты налогов.

Вывод: показатель бухгалтерской рентабельности от обычной деятельности показывает, что с начала года уровень прибыли предприятия ООО «Центрстрой» после выплаты налогов составляет 10,49%.

3. Чистая рентабельность.

– за отчетный месяц;

– с начала года.

Вывод : данный показатель показывает, что с начала года на единицу выручки предприятия ООО «Центрстрой» приходится 10,49% чистой прибыли.

4. Экономическая рентабельность.

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: данный показатель показывает, что эффективность использования всего имущества предприятия ООО «Центрстрой» увеличивается.

5. Рентабельность собственного капитала

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: данный показатель показывает, что коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия ООО «Центрстрой» является эффективным, т.к. прослеживается его увеличение.

6. Валовая рентабельность.

– за отчетный период;

– с начала года.

Вывод: данный показатель показывает, что на единицу продукции предприятия ООО «Центрстрой» за отчетный месяц приходится 4,48% валовой прибыли и 5,71% с начала года.

7. Рентабельность перманентного капитала.

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок на конец периода увеличилась.

Показатели рентабельности предприятия ООО «Центрстрой» представлены в таблице 3.11.

Таблица 3.11. Показатели рентабельности

Показатель Значение показателя, в % Абсолютное отклонение
На начало период На конец периода
1. Рентабельность продаж 4,48 5,71 1,23
2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности 19,87 10,49 -9,38
3. Чистая рентабельность 19,87 10,49 -9,38
4. Экономическая рентабельность 9,67 10,8 1,13
5. Рентабельность собственного капитала 33,79 38,71 4,92
6. Валовая рентабельность 4,48 5,71 1,23
7. Рентабельность перманентного капитала 29 35 6

Вывод: чистая рентабельность и бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности предприятия ООО «Центрстрой» за отчетный период является не эффективной.

Анализ эффективности производственной деятельности предприятия

Как было сказано выше, эффективность производственной деятельности характеризуется следующими показателями:

- рентабельность продукции;

- фондоотдача;

- фондоемкость.

Рентабельность всей реализованной продукции:

- за отчетный месяц;

- с начала года.

Вывод: из проведенных расчетов видно, что рентабельность продаж является положительной величиной и она показывает, что с начала года на единицу реализованной продукции приходится 5,71% прибыли предприятия ООО «Центрстрой»; так же наблюдается тенденция роста рентабельности продаж, что свидетельствует о увеличении эффективности работы предприятия.

Фондоотдача:

– за отчетный месяц;

– с начала года;

Вывод: фондоотдача предприятия ООО «Центрстрой» на конец и начало анализируемого периода равна нулю из-за отсутствия основных фондов.

Фондоемкость:

- за отчетный месяц;

- с начала года.

Вывод: фондоемкость предприятия ООО «Центрстрой» на конец и начало анализируемого периода равна нулю из-за отсутствия основных фондов.

Данные расчеты показывают относительно стабильную деятельность ООО «Центрстрой».

SWOT – анализ

Успешная деятельность предприятия напрямую зависит от того, насколько правильно выбрана стратегия поведения данного предприятия на рынке. В нашем случае предлагается произвести выбор стратегии предприятия на основе использования метода SWOT – анализа, который позволяет оценить сильные и слабые стороны фирмы в сопоставлении с возможностями и угрозами для нее во внешнем мире. Первым шагом SWOT–анализа является распределение всех данных по четырем группам: «сильные стороны», «слабые стороны», «возможности», «угрозы». К сильным и слабым сторонам относятся события, состояния и т.п., связанные с внутренними факторами маркетинга фирмы. К слабым сторонам – небольшие размеры организации по сравнению с конкурентами, значительные издержки производства и сбыта и т.п. Возможности и угрозы всегда связаны с внешними факторами маркетинга. Их необходимо своевременно выявить с тем, чтобы использовать знания о них в своих маркетинговых решениях.

Матрица SWOT дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присуще предприятию, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии.

Далее проведем SWOT-анализ, который позволит определить сильные слабые стороны предприятия.

В таблице 3.12. представлены основные возможности, угрозы, преимущества и недостатки предприятия ООО «Центрстрой».

Таблица 3.12.

Сильные и слабые стороны предприятия

Внешняя среда Сильные стороны Слабые стороны
Возможности Угрозы

1.Новые технологии

2.Захват смежных сегментов

3. Дополнительные услуги

4. Тенденции спроса

Увеличение рекламы на ЦТ и в СМИ

5. Государственная поддержка.

1. Новые игроки на рынке

2. Смена тенденций спроса/моды

3. Активность конкурентов:

- программы продвижения

- дополнительные услуги

Внутренняя среда

Преимущества Недостатки

1. Большой опыт работы

2. Высокое качество работ

3. Инновационные технологии

4. Низкая себестоимость

5. Удовлетворенность клиентов

6. Сплоченный коллектив

7. Качественное оборудование

8. Широкий ассортимент предоставляемых услуг

9. Обученный персонал

1. Отсутствие службы приема, обработки заказов

2. Медленное реагирование на постоянные рыночные изменения

Исходя из таблицы можно сказать, что у предприятия ООО «Центрстрой» в значительной мере преобладают сильные стороны, много преимуществ. Недостатков хоть и немного, но они значительны.

3.3 Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности предприятия ООО «Центрстрой»

3.3.1 Совершенствование конкурентной стратегии организации

ООО «Центрстрой» придерживается в данное время патиентной стратегии.

Чем меньше возможности у конкурентов быстро и с небольшими затратами скопировать действия ООО «Центрстрой», тем привлекательней для нее эта стратегия. Легко копируемые отличительные характеристики товара не создают устойчивого конкурентного преимущества. Действительно, конкуренты, обладающие определенными ресурсами, могут с течением времени создать товар и оказать любую услугу. Вот почему поддержание патиентной стратегии должно быть связано с внутренними навыками, опытом и компетенцией. Когда компания имеет навыки и возможности, которых конкуренты не могут просто достичь, и когда ее опыт может быть использован для успешных действий по всей цепочке ценностей, тогда компания имеет сильную основу для использования патиентной стратегии в долгосрочном периоде. Как правило, патиентная стратегия обеспечивает длительное и более прибыльное конкурентное преимущество, когда она базируется на:

- техническом совершенстве;

- качестве изделий;

- превосходной рекламной кампании.

Такие отличительные характеристики широко осознаются клиентами и имеют ценность; более того, навыки и опыт, требуемые для производства этих характеристик, трудно спровоцировать конкурентам и использовать с выгодой для себя.

К рискам патиентной стратегии относится то, что нет никаких гарантий, что будет достигнуто значительное конкурентное преимущество. Это связано с тем, что конкуренты могут легко скопировать все действия, которые являются нашими преимуществами. Для этого организации необходимо создать и защитить на длительное время уникальные характеристики предлагаемого товара или услуги.

Одним из значительных способов защиты своих действий является создание рекламной кампании, которая будет оповещать потребителя о наших отличительных чертах.

3.3.2 Тактические действия по улучшению стратегии

Для повышения эффективности работы компании основные тактические действия должны быть направлены на создание активной рекламной кампании.

При проведении рекламной компании рекомендуется использовать план, который представлен на рисунке 8.

Определение целевой аудитории Постановка целей рекламы Определение рекламного бюджета

Выбор средства рекламы Создание рекламного обращения Оценка эффективности рекламы

Рис. 8. Планирование рекламной компании

Целевая аудитория: юридические или физические лица, для которых создается объект, то есть заказчики. В роли заказчиков могут выступать юридические или физические лица РФ, иностранные юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации и объединения, а так же частные лица из района города.

Вид рекламы – информативная. Это связано с тем, что организация никогда раньше не использовала рекламу и ей необходимо ознакомить потребителя со своей деятельностью и видом товара, с его ценой и качеством. В дальнейшем, после установления более стабильного спроса, рекомендуется использовать увещевательную рекламу. Данный вид рекламы приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса.

Целью данной рекламы является увеличение объема продаж за счет привлечения новых потребителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- осведомление потребителей о деятельности организации,

- укрепление хороших отношений с уже имеющимися клиентами.

Размер рекламного бюджета зависит от выбора рекламного источника. Предлагается использовать три источника: реклама на телевидении, размещение трех рекламных щитов, реклама в газете.

Расходы на рекламу представлены в таблице 3.13.

Таблица 3.13

Смета расходов на рекламу

Источник рекламы Размер источника Стоимость за месяц, руб.
Реклама на телевидении 10 слов, 3 показа в день, 15 дней за месяц 11250
Размещение трех рекламных щитов 3х6 каждый (по 18 м2 ) 27000
Газета бесплатных объявлений 10 слов, раз в неделю 0
Итого - 38250

Разработка рекламного обращения состоит из следующих этапов:

1) содержание и структура обращения,

2) формат обращения,

3) требования к рекламе.

Содержание обращения должно содержать в себе призыв: эмоциональный или рациональный. Предлагается использовать в связи со спецификой предлагаемых услуг рациональный призыв.

Основным девизом рекламной кампании предлагается использовать: «инструмент под рукой!».

В структуре обращения предлагается сделать акцент на выводе, то есть рекламное обращение будет подаваться в виде утверждения:

«ООО «Центрстрой» - оказание строительно-монтажных, ремонтных, сметно-расчетных и других видов строительных работ».

Формат обращения будет включать в себя текст, художественное оформление - иллюстрации инструментов и макет – расположение заголовков, подзаголовков, текста, иллюстраций и товарного знака.

Также для достижения поставленной цели рекламной кампании рекомендуется использовать следующие методы стимулирования сбыта:

1) Предоставление скидок, как индивидуальным, так и корпоративным потребителям.

2) Рассылка рекламы в сети Internet на электронные адреса пользователей.

В связи с тем, что организация не имеет специалиста по рекламе, то ей рекомендуется воспользоваться помощью фирм, специализирующихся на рекламе.

3.3.3 Расчет эффективности тактических действий

Для определения эффективности тактических действий по улучшению деятельности организации рассчитывается экономическая эффективность рекламной кампании.

Экономическую эффективность рекламы чаще всего определяют путем измерения ее влияния на развитие товарооборота. Наиболее точно установить, какой эффект дала реклама, можно лишь в том случае, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы. Эффект рекламы может проявиться далеко не сразу.

В связи с этим при определении эффективности рекламы необходимо установить, какой из факторов мог оказать влияние на увеличение товарооборота наряду с рекламой.

Таким образом, в полной мере определить экономический эффект рекламы в большинстве случаев не представляется возможным. Однако и приблизительные подсчеты экономической эффективности вполне оправдывают себя, так как позволяют сделать вывод о целесообразности проведения рекламы.

Для определения эффективности предложенных мероприятий рекомендуется использовать коэффициент эффективности рекламы. Данный коэффициент характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта. Он определяется отношением затрат на рекламу и стимулирования сбыта к приросту прибыли от реализации.

Кэ.р. = Зрек. / Ппр.

где Зрек. – затраты на рекламу, руб.; Ппр. – прирост прибыли, руб.;

Чем ближе коэффициент к нулю, тем эффективнее используется реклама и средства стимулирования сбыта, тем больше доходы организации. При значении данного коэффициента больше единицы, использование рекламы не является целесообразным.

Главной проблемой при его определении остается непредсказуемость реакции покупателей, в связи с чем расчеты могут быть только приблизительными.

Предполагается, что доходы от использования рекламы увеличатся на 20% (1213051,8 руб.) по сравнению с 2007 годом.

Расчет коэффициента эффективности рекламы:

Кэ.р. = 38250 / 1213051,8 = 0,032

Данное значение показывает, что наши затраты на рекламу будут меньше, чем доходы от реализации после внедрения предложенных мероприятий. Что свидетельствует об экономической эффективности рекламы.

Рис. 9. Повышение конкурентоспособности и надёжности строительных организаций как средства минимизации рисков.

Применение перечисленных на рисунке мероприятий по повышению конкурентоспособности строительной организации обеспечивают стабильное финансовое состояние, бесперебойную загрузку производственных мощностей организации, ускорение технического прогресса и др. положительные эффекты, косвенно способствующие минимизации рисков подрядных строительных организаций.


ЛИТЕРАТУРА

1. ФАТХУТДИНОВ Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. — 640 с.

2. Портер М.Э. Конкуренция: учебное пособие, пер. с анг. Я.В.Заблоцкий. – СПб.: 2001-495 с.

3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Гном и Д, 2003.

4. Бальжинов А.В., Михеева Е.В. – Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие, Улан-Удэ, 2003 – 119 с.

5. Беляевский И.К. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М. 2004, - 414 с.

6. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И, Беляев. – М.: КНОРУС, 2005. – 672 с.

7. Оценка конкурентоспособности предприятия строительной отрасли: Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент в строительстве», «Маркетинг в строительстве» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)» очной и заочной форм обучения / Сост. О.В. Демиденко. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. – 26 с.

8. Маркетинг: основы и маркетинг информации: УЧЕБНИК / в.н. Еремин. – М.: КНОРУС, 2006 – 656 с.

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с. – (Высшее образование).

10. Устав предприятия ООО «Центрстрой». Новая редакция. Москва.

11. Маркетинг в малом бизнесе: учебное пособие для студентов вузов / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. – М.: ЮНИТА – ДАНА, 2006. – 656 с.

12. Штатное расписание ООО «Центрстрой» на «01» января 2007 года.

13. Бухгалтерский баланс на 1 января 2005-2007 года.