Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  308  309  310   ..

 

 

Кредитование малого бизнеса банком Гринкомбанк

Кредитование малого бизнеса банком Гринкомбанк

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ

Сильные

Слабые стороны Возможности

Угрозы

Небольшой

Ограниченный (локально) рынок;

Рост до уровня «большого» бизнеса;

Быстрое полное разорение

2 АНАЛИЗ ОрганизациИ Кредитования субъектов малого бизнеса (НА ПРИМЕРЕ Ф-ЛА «ГРИНКОМБАНК»)

2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ГРИНКОМБАНК»

Решением собрания учредителей-пайщиков создан Коммерческий банк «Гринкомбанк», зарегистрирован Государственным банком РСФСР 15 ноября 1990 года, регистрационный номер 812 [62].

Банк входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Банка России, а также Уставом Банка.

Банк осуществляет следующие операции:

- привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

- размещает указанные в предшествующем абзаце настоящего пункта привлеченные средства от своего имени и за свой счет;

- открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц;

- осуществляет расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассирует денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах;

- привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;

- выдает банковские гарантии;

- осуществляет переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитование малого и среднего бизнеса – основное стратегическое направление Гринкомбанка. Он предлагает кредиты на развитие бизнеса от 1 тыс. до 6 млн. рублей на выгодных для клиента условиях. Уже сейчас банк выдает в среднем 70 кредитов в месяц, а в 2009 планируется не меньше 100.

Широкий спектр услуг Гринкомбанка удовлетворяет растущие потребности как юридических, так и физических в современном, технологичном, доступном банковском обслуживании. Новейшие технологии, формирование выгодных комплексных предложений, а также возможность индивидуального подхода к клиенту – позволило Гринкомбанку занять достойное место.

Гринкомбанк в настоящее время активно расширяет каналы продаж своих услуг, совершенствуют информационные технологии, тратит много усилий на маркетинговые мероприятия, включая рекламу. Здесь очень важно то, что вложенные средства работают не только на бизнес банка, но и на развитие всех его услуг в комплексе, на его имидж.

Развитая филиальная сеть Гринкомбанка – делает его услуги доступными в 11 городах области. Для обеспечения доступности своих продуктов для клиентов банк стремительно наращивает инфраструктуру, вкладывает средства в развитие сети продаж своих продуктов.

В рамках Программы кредитования малого бизнеса применяется специально разработанная технология, в основу которой положена международная практика предоставления услуг в сфере малого бизнеса. Один из ключевых аспектов данной технологии – финансовый анализ, проводимый на основе данных о реальном состоянии бизнеса заемщика. Стандартная кредитная процедура позволяет проводить оценку кредитоспособности и принимать решение о предоставлении кредита в сжатые сроки. Программа кредитования малого бизнеса действует в 8 филиалах «Гринкомбанка» по иркутскому региону.

2.2АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Стратегия и тактика банка в сфере получения и предоставления кредитов составляет суть его кредитной политики.

Банк, будучи самостоятельным кредитным учреждением, проводит свою кредитную политику с учетом политических и экономических условий, уровня развития банковского законодательства, межбанковской конкуренции, степени развития банковской инфраструктуры и др.

Кредитная политика коммерческого банка – это комплекс его мероприятий, цель которых – повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.

Кредитная политика «Гринкомбанк» (далее - «Банк») на 2008 год (далее – «Кредитная политика») определяется в соответствии со Стратегическим планом развития «Гринкомбанк» в 2007 – 2010 годах.

Основная цель Кредитной политики на 2007 г. – получение максимальных доходов от кредитных операций, за счет продажи конкурентоспособных кредитных продуктов.

В условиях все более усиливающейся конкуренции на финансовом рынке банк будет специализироваться в кредитных продуктах. Определены ниши, в которых Гринкомбанк занял лидирующие позиции (Таблица 3):

Таблица 3 – Регламент кредитной политики в разрезе продуктов [66, С.5]

Страна Доля в ВВП (%)
Великобритания 50-53
Германия 50-52
Италия 57-60
Франция 55-62
США 50-52
Япония 52-55
Россия 10-12
Виды кредитных продуктов

Общее увеличение

портфеля за год (млн.руб.)

Кредитование малого бизнеса 892
Потребительское кредитование 1421
Инвестиционное кредитование малых и средних предприятий 782
Международное финансирование 346
Микрокредитование малого бизнеса (экспресс-кредиты) 852
Среднесрочное кредитование малого и среднего бизнеса 360
Потребительское кредитование 987

Поставлена цель стать лидерами рынка:

- – по продукту «экспресс-кредитование» малого бизнеса

- – по продукту «Доступный кредит» (потребительское кредитование)

Продукт «Экспресс-кредитование» (микрокредитование) является уникальным продуктом для нашего рынка.

Отраслевым целевым группам будут предлагаться следующие кредитные продукты (Таблица 4):

Таблица 4 - Регламент кредитной политики в разрезе по отраслям [66, С.5]

Целевые группы по отраслевому признаку Продукты
Электроэнергетика Лизинг, потребительское кредитование
Агропромышленный комплекс МФ, кредитование под гарантию Правительства Иркутской области
Лесопромышленный и деревообрабатывающий комплекс МФ, лизинг, инвестиционные кредиты
Авиационный транспорт/туристические фирмы Овердрафт, потребительское кредитование
Железнодорожный транспорт Лизинг, потребительское кредитование
Автосалоны Овердрафт, инвестиционный кредит
Машиностроение и военно-промышленный комплекс МФ, лизинг, потребительское кредитование
Металлургия МФ, лизинг, инвестиционный кредит, потребительское кредитование
Строительный комплекс МФ, лизинг, инвестиционный кредит
Страховые компании потребительское кредитование
Предприятия связи МФ, овердрафт, потребительское кредитование
Торговля – розница овердрафт, инвестиционный кредит, потребительское кредитование
Учебные и научные учреждения потребительское кредитование
Администрации муниципальных образований потребительское кредитование
Подразделения Пенсионного фонда потребительское кредитование
Особо значимые клиенты, не вошедшие в указанные группы МФ, лизинг, инвестиционный кредит, потребительское кредитование

Совершенствование структуры кредитного портфеля производится по следующим направлениям:

1) Вывод из портфеля кредитов с повышенным кредитным риском. К таким следует относить ссуды заемщиков при наличии одного из следующих факторов:

- неудовлетворительное финансовое состояние заемщика – наличие незапланированных, длительные задержки в расчетах с кредиторами;

- низкий уровень менеджмента на предприятии.

2) Вывод из портфеля неработающих и малоработающих активов:

- диверсификация за счет увеличения объемов кредитования предприятий относящихся к категории малого и среднего бизнеса.

- снижение в портфеле доли крупных кредитов, в т.ч., и по группам экономически взаимосвязанных заемщиков (с суммой задолженности свыше 5% от капитала банка).

Оценка кредитного риска – это оценка Банком состояния заемщика с точки зрения его возможности рассчитываться по своим обязательствам, целесообразности предоставления ему кредита и анализ вероятности своевременного возврата основного долга и уплаты процентов.

Решение о проведении кредитной сделки принимается после комплексной оценки заемщика. В ходе оценки Банк анализирует:

1) При оценке заемщика – юридического лица:

- финансовое состояние, тенденции его развития и наличие у заемщика реальных первичных источников погашения;

- кредита, репутацию, деловой рейтинг, благонадежность клиента;

- отраслевые риски;

- валютный риск;

- кредитную историю и объем движения денежных средств по счетам заемщика в Банке;

- способы обеспечения исполнения обязательств заемщиком.

2) При оценке заемщика – физического лица:

- платежеспособность, определенная из доходов по справке с места работы. Допускается использование неподтвержденных доходов заемщика. Неподтвержденные доходы принимаются в расчет с разумной долей осторожности;

- кредитная история;

- приемлемое и достаточное обеспечение.

3) Критериями оценки заемщиков – субъектов малого и среднего бизнеса являются:

- платежеспособность, определенная исходя из социально-экономического анализа бизнеса заемщика;

- ликвидное, достаточное и комбинированное обеспечение;

- положительная кредитная история;

- благонадежность и репутация заемщика.

Обеспечение в виде залога или поручительства используется банком для возврата кредита в случае неисполнения заемщиком обязательств самостоятельно за счет выручки. Обеспечение увеличивает шансы Банка на получение денег в случае неуплаты долга, но ни в коей мере не влияет на риски кредита, не снимает их.

При решении вопроса обеспечения кредита соблюдаются требования:

- достаточность для погашения всей задолженности заемщика, в том числе могущей возникнуть в будущем;

- востребованность в данное время на данной территории;

- обеспечение сохранности и контроля за ним;

- свободный для Банка доступ;

- отсутствие препятствий для банка обратить взыскание на данный залог и реализовать его;

- наличие у залогодателя документов, подтверждающих право собственности на закладываемое имущество.

Залоговая стоимость обеспечения определяется исходя из рыночной его стоимости, и должна быть достаточна для компенсации Банку основной суммы кредита и процентов за срок использования (при кредитовании свыше 1-го года – процентов за 1 год). Возможные издержки, связанные с реализацией залоговых прав, учитываются с применением понижающих коэффициентов к рыночной стоимости обеспечения.

Виды залога:

- залог с оставлением заложенного имущества у залогодателя: недвижимое и движимое имущество, товар в обороте, готовая продукция, ТМЦ и др.;

- залог с оставлением имущества у залогодержателя (с фактической передачей имущества и надлежащим хранением, например: векселя банков, изделия из драгоценных металлов и др.);

С целью поддержания необходимого качества кредитного портфеля, минимизации кредитных рисков выполняются процедуры управления кредитным риском.

Система управления кредитными рисками строится на основе постоянного контроля качества кредитного портфеля, как в целом по Банку, так и в разрезе подразделений (филиалов), а также конкретных кредитных операций.

Продолжается работа по снижению ранее возникшей просроченной задолженности. Вся просроченная задолженность делится на небезнадежную, реальную к погашению и безнадежную. На основе анализа просроченной задолженности планируется в этом году организовать работу в соответствии с «Программой погашения просроченной и проблемной задолженности на 2009 год».

По каждой из небезнадежных ссуд филиалом проводится работа в соответствии с ежемесячным планом погашения просроченной задолженности, в котором должны быть зафиксированы пошаговые действия филиала по возврату кредита. Со стороны Головного банка производится постоянный контроль за выполнением запланированных действий.

В целях унификации характеристик, все кредиты в «Гринкомбанк» субъектам малого бизнеса делятся на 3 категории, в зависимости от суммы предоставляемого кредита [44].

1) Экспресс-кредитыв размере до 100 тысяч рублей.

Максимальный срок по экспресс-кредитам - 12 месяцев.

Размер ежемесячного взноса по кредиту составляет максимально 70% от средней ежемесячной чистой прибыли после вычета расходов на семью.

Целевая группа заемщиков - это очень маленькие предприятия, которые хотят получить кредит быстро и без всяких проволочек, с количеством рабочих мест не более десяти с целью пополнения оборотных средств и приобретения основных средств.

Объектом залогового обеспечения может служить только быстро оформляемое обеспечения:

- товар в обороте (до 50%). Это могут быть, практически любые товары, исключая скоропортящиеся;

- оборудование;

- личное имущество (электробытовые приборы, мебель - залог, ювелирные изделия - заклад);

- автотранспортное средство;

- поручительство супруга(и) обязательно.

- в случае если поручители обладают высокой платежеспособностью и хорошей деловой репутацией, кредит может быть выдан под поручительства 2-х лиц без обеспечения. В данном случае сумма кредита не должна превышать 30000рублей

2) Микро-кредитыв размере до 600 тысяч рублей (или эквивалент в долларах США/евро), предоставляется на срок до 24 месяцев.

Процентная ставка фиксированная. В соответствии с действующими ставками и комиссиями по кредитам субъектам малого бизнеса.

Заемщиком может выступать как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Кредит выдаётся в целях:

- пополнения оборотных средств;

- приобретения имущества (покупка автотранспорта, оборудования, недвижимого имущества, включая ремонт помещений и т.п.);

- покупки векселей банка.

Поручителями могут выступать акционеры/участники, владеющие не менее 5% акций/долей в уставном капитале клиента, иные юридические и физические лица.

Кредит предоставляется следующими способами:

- разовый кредит;

- овердрафт;

- гарантия.

Кредит погашается в форме безакцептного списания средств со счетов клиента в банке в порядке:

- аннуитетных платежей – два раза в месяц или ежемесячно;

- в соответствии с индивидуальным графиком (для предоставления кредита с индивидуальным графиком необходимо весомое обоснование).

3) Смол-кредиты в размере от 600000 рублей (или эквивалент в долларах США/евро) до 6 млн. рублей (или эквивалент в долларах США/евро), выдается на срок от 36 до 60 месяцев.

Процентная ставка может быть:

- фиксированной. В соответствии с действующими ставками и комиссиями по кредитам субъектам малого бизнеса;

- плавающей. В соответствии с действующими ставками и комиссиями по кредитам субъектам малого бизнеса. Она устанавливается, в зависимости от величины кредитного риска, принимаемого банком, исходя из категории заемщика.

Заемщиком может выступать как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Кредит выдаётся в целях:

- пополнения оборотных средств;

- приобретения имущества (покупки автотранспорта, оборудования, недвижимого имущества, включая ремонт помещений и т.п.);

- покупки векселей банка.

Поручителями могут выступать:

- акционеры/участники, владеющие не менее 5% акций/долей в уставном капитале клиента;

- залогодатели – юридические лица/физические лица;

- взаимосвязанные компании.

Кредит предоставляется следующими способами:

- разовый кредит;

- кредитная линия;

- овердрафт;

- гарантия;

- иная форма.

Кредит погашается в форме безакцептного списания средств со счетов клиента в банке в порядке:

- аннуитетных платежей – два раза в месяц или ежемесячно;

- в соответствии с индивидуальным графиком (для предоставления кредита с индивидуальным графиком необходимо весомое обоснование).

Услугами банка успешно пользуются клиенты различных отраслевых сегментов, малые предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Ведется активная работа по расширению перечня предоставляемых услуг, повышению их качества и объемов.

Стратегия развития банка предусматривает работу с предприятиями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности.

Анализ кредитной политики в банке целесообразно провести на основании исследования структуры кредитного портфеля в динамике за три последних года, по следующим направлениям: будет определен удельный вес кредитов, предоставленных субъектам малого предпринимательства, в совокупном кредитном портфеле банка и рассмотрена его структура в разрезе:

- категории заёмщиков,

- сроков кредитования,

- виды кредитов,

- отрасли кредитования,

- вид обеспечения,

- просроченная задолженность.

Рассмотрим структуру совокупного кредитного портфеля, которая приведена на нижеследующем рисунке 6 из которого видно, что кредитный портфель банка состоит из кредитов на развитие малого бизнеса, кредиты юридическим лицам, потребительских кредитов, кредитов на покупку автомобиля, а также кредитов предоставленных в форме овердрафта по пластиковым картам. Причем удельный вес кредитов по малому бизнесу, в общей совокупности кредитного портфеля составляет 40%, что совпадает с основной стратегией развития «Гринкомбанк» направленной на работу с субъектами малого бизнеса как одного из самых приоритетных направлений своей деятельности в будущем.

Рисунок 6 – Структура кредитного портфеля

«Гринкомбанк»

Далее при анализе кредитной политики банка малых предприятий рассмотрим категории заемщиков.

Прежде всего, субъектов малого предпринимательства, заемщиков банка, можно проанализировать с позиций, является ли клиент юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Таблица 5).

Таблица 5 – Кредиты, предоставленные различным категориям субъектов малого предпринимательства

Категории заемщиков

Количество предоставленных кредитов Изменение
01.01-01.11 2006 года 01.01-01.11 2007 года 01.01-01.11 2008 года на 01.01-01.11 2007 года в долях % на 01.01-01.11 2008 года в долях %
Юридические лица 222 239 258 17 108 19 108
Индивидуальные предприниматели 362 388 443 26 107 55 114
Итого: 584 642 714 43 109 74 111

В соответствии с данными таблицы видно, что наиболее активными заёмщиками являются индивидуальные предприниматели, за период с января по октябрь 2007 года эта группа увеличилась на 7%, прирост среди юридических лиц составил 8%, в целом всего по заёмщикам произошло увеличение на 9%. За такой же период 2008 года изменения следующие: юридические лица-8%, индивидуальные предприниматели-14%, в целом по заемщикам-11%.

Далее проанализируем структуру кредитного портфеля в таблице 6 по способу предоставления.

Таблица 6 – Структура кредитов малому бизнесу по способу предоставления

Способ кредитования 01.01-01.11 2006 года 01.01-01.11 2007 года 01.01-01.11 2008 года
Количество выданных кредитов
Абсолютные единицы % Абсолютные единицы % Абсолютные единицы %
Разовый 414 70,9 442 68,8 468 65,5
Траншевые кредитные линии 170 29,1 200 31,2 246 34,5
Всего: 584 100,0 642 100,0 714 100,0

Анализ таблицы показывает, что наибольший удельный вес занимают разовые кредиты: в 2008 году с января по октябрь было выдано 468 кредитов (65,5%), в 2007 году – 442 кредита (68,8%), а в 2006 году – 414 кредитов (70,9%).

По траншевым линиям в 2008 году с января по октябрь было выдано 246 кредитов (34,5%), в 2007 году за такой же период – 200 кредитов (31,2%), а в 2006 году – 170 кредитов (29,1%).

Таблица 7 – Структура кредитного портфеля по срокам кредитования [61,62]

Срок кредитова-ния 1.01.2006 - 01.11.2007 1.01.2007 - 01.11.2008
Количество выданных кредитов, единиц Сумма выданных кредитов, рублей Количество выданных кредитов, единиц Сумма выданных кредитов, рублей

в абсолют.

единицах

в долях, % в абсолют. единицах в долях, %

в абсолют.

единицах

в долях, % в абсолют. единицах в долях, %
До 1 года 161 25,0 486291 32,9 167 23,3 406143 20,8
До 2 лет 428 66,7 718564 48,6 476 66,7 810333 41,5
От 3 до 5 лет 53 8,3 273529 18,5 71 10,0 736134 37,7
Всего 642 100,0 1478537 100,0 714 100,0 1952609 100,0

При рассмотрении изменений кредитного портфеля малого бизнеса по срокам кредитования в период с 01.01.2008 по 01.11.2008 по данным таблицы 7 можно отметить, что в среднесрочной перспективе за исследуемый период было выдано на 6 кредитов (1,67%) больше, а сумма кредитования, в данной категории увеличилась на 1200000 рублей по сравнению с предыдущим периодом.

Краткосрочные кредиты в общей совокупности составляют около 1/4 всего кредитного портфеля, сюда в основном входят экспресс-кредиты на развитие бизнеса в краткосрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе было больше выдано кредитов на сумму 107500000 рублей по сравнению с предыдущим периодом.

Далее проведем анализ кредитного портфеля по видам кредитных продуктов (Таблица 8).

Таблица 8 – Кредитный портфель по выдам продуктов

Виды продуктов

Сумма выданных кредитов (тыс.рублей)
на 01.10.06 на 01.10.07 Изменение на 01.10.08 Изменение
в абсолютных единицах % в абсолютных единицах %

Кредиты "Малый бизнес",

в т. ч.:

453810 642718 188908 40,1 870446 227728 48,0
Экспресс-кредит 18598 26345 7747 1,6 46892 20547 4,3
Микро-кредит 28122 39850 11728 2,5 68941 29091 6,1
Смолл-кредит 407090 576523 169433 36,0 754613 178090 37,6
Кредиты юр.лицам по Программе УТБ 420568 651263 230695 49,0 854236 202973 42,8
Потребительское кредитование, в т.ч. 133249 184556 51307 10,9 227927 43371 9,1
На неотложные нужды 25471 36074 10603 2,3 41256 5182 1,1
Доступный кредит 63546 89502 25956 5,5 99122 9620 2,0
Автокредитование 24654 35268 10614 2,3 57896 22628 4,8
Ипотека 19578 23712 4134 0,9 29653 5941 1,3
Итого 1007627 1478537 470910 100 1952609 474072 100

Анализ таблицы показывает, что в 2006 году наибольший удельный вес, в общем объеме, приходится на кредиты малому бизнесу (453810 тыс.руб.), на втором месте – кредиты юридическим лицам (420568 тыс.руб.), и на третьем – физическим лицам (133245 тыс.руб.). В 2007 году ситуация изменилась в сторону увеличения объема кредитования юридических лиц и составила 642718 тыс.руб., прирост - 49%. Кредитный портфель по малому бизнесу в 2007 году увеличился на 40,1%. Прирост потребительского кредитования – 10,9%. В 2008 году ситуация такова: кредиты малому бизнесу составили 870446 тыс.руб., прирост – 48%; юридическим лицам – 854263 тыс.руб., прирост составил 42,8%; потребительское кредитование – 227927 тыс.руб. или 9,1%.

Кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе представлено ниже (Таблица 9).

Анализ таблицы 9 показывает, что Банк на протяжении трех лет наиболее активно работает с предприятиями розничной торговли (в среднем 30%), оптовой торговли (в среднем 20%), с предприятиями, предоставляющими услуги (6%), строительство (7%), транспорт (5%) и прочими (2%).

В области розничной торговли в 2007 году происходит незначительный спад кредитования на 0,84%, а в 2008 году прослеживается тенденция увеличения на 2%. В области оптовой торговли ситуация аналогична, снижение в 2007 году на 2,42%, и увеличение в 2008 году – 3,75%. В отношении предприятий, предоставляющих услуги наблюдается тенденция снижения 2007 год - 1,47%, 2008 год – 5,47. В месте с тем, в области строительства и транспорта наблюдается тенденция увеличения кредитования - строительство: в 2007 году на 1%, в 2008 – 2%; транспорт 5%.

Анализ таблицы 10 показывает, что наиболее популярным обеспечением кредитов в «Гринкомбанк» является залог товарно-материальных ценностей (в среднем 20%), а также залог личного имущества (в среднем 21%).

Необеспеченные кредиты имеют тенденцию снижения. В 2007 году они снизились на 2% или 22384 тыс.руб., и в 2008 году на 1% или 23451 тыс.руб. Это происходит из-за того, что увеличились случаи мошенничества. Заемщики получают кредиты по поддельным паспортам или просто не возвращают кредиты, поскольку они ни чем не обеспечены.

В общем, кредитная политика «Гринкомбанк» существенных изменений в области обеспеченности кредитов не понесла.


Таблица 9 – Кредитный портфель в разрезе по отраслям

Область деятельности Сумма выданных кредитов (тыс.рублей)
на 01.10.2006г. на 01.10.2007г. Изменение на 01.10.2008г. Изменение
в абсол. ед. % в абсол. ед. % в абсол. ед. % в абсол. ед. % в абсол. ед. %
Химическая промышленность 1 400 0,14 2620 0,18 1220 0,04 3200 0,16 580 -0,01
Услуги 85 644 8,50 103895 7,03 18251 -1,47 30478 1,56 -73417 -5,47
Транспорт 38 920 3,86 40920 2,77 2000 -1,09 150600 7,71 109680 4,95
Строительство 50 689 5,03 85049 5,75 34360 0,72 145600 7,46 60551 1,70
Сельское хозяйство 1 900 0,19 3700 0,25 1800 0,06 5500 0,28 1800 0,03
Связь 2 100 0,21 3600 0,24 1500 0,04 22168 1,14 18568 0,89
Розничная торговля 303 347 30,11 432764 29,27 129417 -0,84 610450 31,26 177686 1,99
Полиграфическая промышленность 3 500 0,35 5500 0,37 2000 0,02 7800 0,40 2300 0,03
Оптовая торговля 198 400 19,69 255400 17,27 57000 -2,42 410520 21,02 155120 3,75
Металлургическая промышленность 11 900 1,18 18000 1,22 6100 0,04 25400 1,30 7400 0,08
Машиностроение 8 630 0,86 10890 0,74 2260 -0,12 15420 0,79 4530 0,05
Легкая промышленность 8 500 0,84 10780 0,73 2280 -0,11 15700 0,80 4920 0,07
Добывающая промышленность 7 500 0,74 9800 0,66 2300 -0,08 12500 0,64 2700 -0,02
Государственные органы 10 170 1,01 15260 1,03 5090 0,02 16500 0,85 1240 -0,19
Прочие 30 100 2,99 34500 2,33 4400 -0,65 41220 2,11 6720 -0,22
Физические лица 244 927 24,31 445859 30,16 200932 5,85 439553 22,51 -6306 -7,64
Итого 1 007 627 100 1478537 100 4520 - 1952609 100 20948 -

60

Таблица 10 – Кредитный портфель по видам обеспечения

Вид обеспечения Сумма выданных кредитов (тыс.рублей)
на 01.10.2006г. на 01.10.2007г. Изменение на 01.10.2008г. Изменение

в абсол.

единицах

%

в абсол.

единицах

%

в абсол.

единицах

%

в абсол.

единицах

%

в абсол.

единицах

%
Залог имущества третьего лица + Залог личного имущества 640 0,06 750 0,05 110 -0,01 800 0,04 50 -0,01
Залог имущества третьего лица +Поручительство 180 0,02 200 0,01 20 0,00 400 0,02 200 0,01
Залог личного имущества 655 0,07 650 0,04 -5 -0,02 754 0,04 104 -0,01
Залог личного имущества +Залог автотранспорта 1 980 0,20 2045 0,14 65 -0,06 3045 0,16 1000 0,02
Залог личного имущества + Залог недвижимости 3 100 0,31 3050 0,21 -50 -0,10 3400 0,17 350 -0,03
Залог личного имущества +Залог ТМЦ 33 047 3,28 35100 2,37 2053 -0,91 58792 3,01 23692 0,64
Залог личного имущества + Поручит. 45 930 4,56 48500 3,28 2570 -1,28 55600 2,85 7100 -0,43
Залог недвижимости 10 020 0,99 11400 0,77 1380 -0,22 12800 0,66 1400 -0,12
Залог ТМЦ + Залог недвижимости 3 900 0,39 4080 0,28 180 -0,11 5600 0,29 1520 0,01
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО 147 500 14,60 191420 12,95 43920 -1,69 230654 11,81 39234 -1,13
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО + Залог лич.имущ 187 900 18,70 362900 24,54 175000 5,90 470600 24,10 107700 -0,44
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО + Залог недвиж. 100 500 9,97 164017 11,09 63517 1,12 240456 12,31 76439 1,22
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО + Залог ТМЦ 209 110 20,80 305440 20,66 96330 -0,09 410200 21,01 104760 0,35
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО + Залог ценных бумаг + Прочее 400 0,04 450 0,03 50 -0,01 600 0,03 150 0,00
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО + Прочее 150 400 14,90 212086 14,34 61686 -0,58 298208 15,27 86122 0,93
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО +Прочее +Залог недвижимости 2 000 0,20 3700 0,25 1700 0,05 4500 0,23 800 -0,02
Без обеспечения 110 365 11,00 132749 8,98 22384 -1,97 156200 8,00 23451 -0,98
Итого 1 007 627 100 1478537 100 470910 - 1952609 100 474072 -

Таблица 11 – Кредитный портфель в разрезе просроченной задолженности (ПЗ)

Виды продуктов на 01.10.2006г. на 01.10.2007г. Изменение на 01.10.2008г. Изменение
Сумма договора ПЗ Уд.вес ПЗ (%) Сумма договора ПЗ Уд.вес ПЗ (%) ПЗ Уд.вес ПЗ (%) Сумма договора ПЗ Уд.вес ПЗ (%) ПЗ Уд.вес ПЗ (%)

Кредиты по Программе ЕБРР "Малый бизнес",

в т. ч.:

453 810 4 515 43,3 642718 6681 50,5 2166 7,1 870446 8633 50,7 1952 0,2
Экспресс-кредит 18 598 841 8,1 26345 1125 8,5 284 0,4 46892 1212 7,1 87 -1,4
Микро-кредит 28 122 1 020 9,8 39850 1456 11,0 436 1,2 68941 2038 12,0 582 1,0
Смолл-кредит 407 090 2 654 25,5 576523 4100 31,0 1446 5,5 754613 5383 31,6 1283 0,6
Кредиты юр.лицам по Программе УТБ 420 568 1 396 13,4 651263 1689 12,8 293 -0,6 854236 2535 14,9 846 2,1
Потребительское кредитование 133 249 4 507 43,3 184556 4870 36,8 363 -6,5 227927 5862 34,4 992 -2,4
Итого 1007627 9418 100,0 1478537 15240 100,0 5822 - 1952609 19142 100,0 3902 -

62


На основе таблицы 11 сделаем следующие выводы:

Сумма просроченной задолженности имеет тенденцию к увеличению, в 2007 году она возросла на 2822 тыс.руб., в 2008 – 3790 тыс.руб. это происходит из-за увеличения самого кредитного портфеля.

Наибольший удельный вес просроченной задолженности в общем объеме портфеля приходится на кредиты малому бизнесу (в среднем 48%), немного меньше приходится на потребительское кредитование (в среднем 38%), а самые добросовестные заемщики - юридические лица (в среднем 14% просроченной задолженности).

Проанализировав кредитный портфель в динамике за три последних года, мы видим, что просроченная задолженность по кредитованию юридических лиц особых изменений не испытывает: в 2006 году просроченная задолженность составила 1396 тыс.руб. (13,4%), 2007 – 1689 тыс.руб. (12,8%), 2008 – 2535 тыс.руб. (14,9%).

Иная ситуация по кредитам малому бизнесу. Наблюдается тенденция роста просроченной задолженности в 2007 году она составила 50,5% в общем объеме (увеличение на 7,2%), а в 2008 – просроченная задолженность – 50,7%.

Потребительское кредитование имеет тенденцию снижения задолженности: в 2007 году снижение составило 6,48%, в 2008 году – 2,36%. Это происходит из-за того, что была пересмотрена кредитная политика в области потребительского кредитования, и был отменен такой кредитный продукт как «Доступный кредит», который предоставлялся без обеспечения.

«Гринкомбанк» кредитует своих клиентов не только в Российских рублях, но и в долларах США и Евро.

Проведем анализ кредитного портфеля за период с 2006 по 2008 гг. в разрезе валют на основе нижеследующей таблицы 12.

Анализ данных таблицы говорит о том, что в основном банк кредитует своих заемщиков в Российской валюте, удельный вес которой в общем объеме составляет в среднем 97%. В долларах США банк выдал кредитов в размере 3%. А в Евро кредитование осуществлялось только в 2007 году, и составило 0,35% в общем объеме кредитного портфеля.

Таблица 12 – Кредитный портфель в разрезе валют

Валюта Сумма выданных кредитов (тыс.рублей)
на 01.10.2006г. на 01.10.2007г. Изменение на 01.10.2008г. Изменение
Сумма % Сумма % Сумма % Сумма % Сумма %
RUR 952 195 94,5 1 452 841 98,3 500646 3,8 1919496 98,3 466655 0,0
USD 55 432 5,5 20 571 1,4 -34861 -4,1 33113 1,7 12542 0,3
EUR 0 0,0 5125 0,4 5125 0,4 0 0,0 -5125 -0,4
Итого: 1 007 627 100 1 478 537 100 470910 - 1952609 100 474072 -

Далее проведем анализ кредитного портфеля в разрезе процентных ставок (Таблица 13).

На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наиболее применяемыми процентными ставками в Гринкомбанке являются ставки – 12-16% годовых.

Ставка 14-14,5% годовых наиболее применяемая, ее удельный вес составляет 25% в 2006-2007гг., в 2008 она немного снизилась и составляет 20%.

По условиям потребительского кредитования в случае возникновения просроченной задолженности кредиты выходят на процентную ставку – 60%.


Таблица 13 - Кредитный портфель в разрезе процентной ставки

Процентная ставка на 01.10.2006 г. на 01.10.2007 г. Изменение на 01.10.2008 г. Изменение
Сумма (тыс.руб.) % Сумма (тыс.руб.) % Сумма (тыс.руб.) % Сумма (тыс.руб.) % Сумма (тыс.руб.) %
7,5-9% 15 400 1,53 31 400 2,12 16000 0,60 36850 1,89 5450 -0,24
10-10,5% 19800 1,97 32450 2,19 12650 0,20 42560 2,18 10110 -0,02
11-11,5% 55 230 5,48 60 840 4,11 5610 -1,40 80760 4,14 19920 0,02
12-12,5% 154200 15,30 211650 14,31 57450 -1,0 342560 17,50 130910 3,23
13-13,5% 85600 8,50 94738 6,41 9138 -2,10 108693 5,57 13955 -0,84
14-14,5% 252006 25,01 377143 25,51 125137 0,50 392619 20,10 15476 -5,40
15% 25369 2,52 38910 2,63 13541 0,10 66225 3,39 27315 0,76
16-16,5% 137630 13,66 214878 14,53 77248 0,90 325680 16,7 110802 2,15
17-17,5% 6523 0,65 8519 0,58 1996 -0,10 10800 0,55 2281 -0,02
18% 5468 0,54 9041 0,61 3573 0,10 13515 0,69 4474 0,08
19% 18700 1,86 33218 2,25 14518 0,40 48920 2,51 15702 0,26
20% 15460 1,53 22969 1,55 7509 0,00 46980 2,41 24011 0,85
22% 60200 5,97 75429 5,10 15229 -0,90 92500 4,74 17071 -0,36
23% 47800 4,74 59346 4,01 11546 -0,70 72377 3,71 13031 -0,31
24% 31256 3,10 61831 4,18 30575 1,10 63994 3,28 2163 -0,90
25% 10256 1,02 15574 1,05 5318 0,040 16897 0,87 1323 -0,19
26% 5469 0,54 11280 0,76 5811 0,20 18566 0,95 7286 0,19
27% 2100 0,21 3732 0,25 1632 0,00 9555 0,49 5823 0,24
28% 1400 0,14 2330 0,16 930 0,00 19908 1,02 17578 0,86
30% 1560 0,15 3445 0,23 1885 0,10 14969 0,77 11524 0,53
60% 56200 5,58 109814 7,43 53614 1,80 127681 6,54 17867 -0,89
Итого: 1 007 627 100,0 1 478 537 100,0 470910 - 1952609 100,0 474072 -

65


2.3 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ

В отличие от микрокредита, где рассчитываются свободные денежные средства на конец месяца независимо от использования кредита, малые кредиты могут значительно изменить состояние предприятия. Поэтому анализ кредитов в рамках Программы кредитования малого бизнеса должен эти изменения выявить. Возможности или риски проекта зависят от разных факторов, которые должен проанализировать кредитный инспектор. Основные пункты анализа (рынок, процесс производства, управление, финансовые данные) имеют одинаковое значение, недостатки в одном из этих аспектов, могут быть компенсированы преимуществами в других (если эти недостатки не настолько серьезны, что могут повлиять на успех проекта в целом). Кредитный цикл рассмотрения заявки по Программе кредитования малого бизнеса представлен ниже (Рисунок 7).

Во время первой встречи, между кредитным экспертом и клиентом должны возникнуть доверительные отношения, что очень важно для дальнейшей успешной работы. Многие клиенты считают, что банки существуют только для крупных клиентов, не доверяют банкам или имеют предвзятое отношение к ним. Кредитный эксперт должен постараться показать клиенту, что такое отношение необоснованно.

Первая встреча также служит для того, чтобы проверить, удовлетворяет ли клиент формальным требованиям программы, а также, чтобы выяснить, стоит ли проводить анализ. Необходимо узнать, возможно ли финансирование клиента в рамках программы. Итак, если нет явных отрицательных факторов, то клиент заполняет заявку на получение кредита (Приложение Б).

Рисунок 7 – Кредитный цикл [44]

Посещение клиента - источники получения информации для экономического анализа. Необходимо обязательно проводить осмотр предприятия – решения о выдаче кредита не принимаются только за письменным столом кредитного эксперта. Ни одно положительное решение о кредитовании не может быть вынесено без посещения предприятия. При посещении предприятия следует обратить внимание на следующие пункты: местонахождение предприятия, размер и состояние помещений, складов, имеющееся или устанавливаемое оборудование, организация производственного процесса, количество и состояние транспортных средств.

Кредиты предоставляются в виде различных кредитных продуктов, в целях получения приемлемого дохода, который удовлетворяет банк, но никакой даже самый высокий доход не может оправдать принятие на себя повышенного риска.

Основные кредитные риски (бизнес-риск и финансовый риск), на которые необходимо обращать внимание и которые должны быть обязательно оценены при работе с клиентом перед выдачей кредита и при его обслуживании рассмотрим ниже.

1) Бизнес-риски. Первоначальной задачей при анализе бизнес-риска является определение желания и способности заемщика погасить задолженность в соответствии с условиями и сроками кредитного договора. При оценке рисков следует обращать внимание на следующие моменты: конкурентоспособное положение, руководство, анализ отрасли, стратегии (финансовая, производственная, маркетинговая и т.д.), а также проанализировать качество управления предприятием. Анализ рынка предполагает определение наличия настоящего спроса, то есть чтобы гарантировать успех предприятия (проекта и возврата кредита), должен существовать спрос со стороны потребителей. Анализ конкуренции включает в себя: анализ внешней среды предприятия, абсолютных и относительных преимуществ продукта заемщика, анализ потенциального спроса, степень монополизации рынка.

2) Финансовые риски. С помощью анализа необходимо выяснить финансовое положение предприятия. Здесь необходимо различать положение предприятия сейчас, в момент кредитования (это отражено в балансе, в отчете о прибылях и убытках) и положение предприятия в будущем. Для этого делается прогноз движения денежных средств (Cashflow).

Основу анализа составляет оценка кредитным экспертом общего финансового положения предприятия. Эта оценка начинается с подготовки текущего балансового отчета, который наиболее полно отражает состояние активов и пассивов фирмы потенциального заемщика (Приложение В). Информация о внутренних процессах фирмы и о том, как в ней ведутся дела, а также о ее финансовом положении, во многом зависящем от того, как фирма действует, может быть получена в результате составления отчета о прибылях и убытках за последние шесть месяцев (Приложение Г). Наконец, анализ и прогноз потока денежных средств служит не только для того чтобы отследить фактическое движение денежных ресурсов в предыдущих периодах, но и возможности заранее оценить будущую ликвидность предприятия с различных позиций (Приложение Д).

Проведем анализ кредитоспособности заемщика на примере ООО «Техноцентр» на основании данных собранных кредитным экспертом во время выезда на место бизнеса клиента.

ООО «Техноцентр» заинтересован в получении кредита на развитие бизнеса на сумму 2500000 рублей на срок 36 месяцев с процентной ставкой 22%.

Балансовый отчет по состоянию дел на определенную дату можно сравнить с фотографией текущей ситуацией в фирме. Все составные части компании записываются в балансовом отчете в определенном порядке (Таблица 15). Поскольку возможность получить кредит стимулирует руководство предприятия на то, чтобы предоставить как можно более полную картину состояния своих активов, задача по сбору информации упрощается. Гораздо сложнее обычно бывает установить рыночную стоимость активов. Прямо противоположная ситуация возникает при рассмотрении пассивов фирмы. Фирма должна покрывать свои пассивы по номинальной стоимости, указанной в балансовом отчете, поэтому необходимости в оценке нет. Но при этом трудности обычно возникают при отслеживании всех пассивов фирмы, поскольку у руководства компании нет никакого желания рассказывать обо всех своих долгах будущему кредитору.


Пассивы являются источниками финансирования. Они включают средства (кредиты), предоставленные кредиторами, финансирующими предприятие, а также собственный капитал владельца. Активы – это перераспределение пассивов (с целью получения прибыли). Суммы активов и пассивов всегда должны совпадать.

Активы, которые используются в течение длительного времени как правило, объединяются в одну группу и называются постоянными, или долгосрочными активами (основные средства). Активы, которые используются в течение короткого срока, объединяются под названием оборотные, или текущие активы. Они включают наличность, дебиторскую задолженность, товары и сырье.

Таблица 15 – Баланс ООО «Техноцентра»

Актив

19.03.

2008

%

20.10.

2008

% Пассив

19.03.

2008

%

20.10.

2008

%
Касса 140 2,0 0 0,0 Расчеты с бюджетом 0 0
Банковский счет 0 0,0 44 0,6 Задолж-сть по ЗП 0 0
Сбережения 0 0,0 0 0,0 Аренда 0 0
Счета к получению 60 1,0 614 7,7 Прочие краткоср.задолж. 0 0
Товар в пути Счета к оплате 11 0,2 0
ТМЗ 1617 26,6 3431 43 Товарный кредит 0 0
Готовая продукция 0 0 Предоплата клиентам 0 489 6
Сырье и полуфабрикаты 0 0 Част.займы (≤12 мес.) 0 0
Предоплата поставщикам 250 4,0 0 Банк.кредиты на оборотные средст. 104 2,0 0
Прочие текущие активы 0 0 Банк.кредиты на основные средства 0 0
Всего текущих активов 2067 34,0 4089 51 Всего текущих задолженностей 115 2,0 489 6
Мебель и оргтехника 0 0 Част займы (≥ 12 мес.) 0 0
Оборудование 176 3,0 158 2 Банковск. кредиты 0 0

Транспортные

средства

0 0 Прочие пассивы 0 0
Недвижимость 2946 48,5 2946 36,9 Всего долгосрочных обязательств 0 0,0 0 0,0
Прочие пост.активы 879 14,5 791 9,91
Всего пост.активов 4001 66,0 3895 49 Собственный капитал 5953 98 7495 94
ВСЕГО: 6068 100 7984 100 ВСЕГО: 6068 100 7984 100

На основе вышеизложенных данных, представленных в таблице сделаем следующие выводы: деньги в кассе на момент анализа отсутствуют, так как магазин только что открылся. Денежные средства на расчетном счете составляют 44000 руб. Задолженность за товар ЗАО «УТБ-Уралвагонзавод» - 472000 руб., ОАЛО «ВСМПО» - 97000руб., ООО «Промстройсервис» – 7000 руб., ООО «Стройкрепеж» - 32000 руб., прочие – 3000 руб. Товар находится на складе на сумму 3430625,78 рублей. Оборудование на сумму 158400 рублей, за минусом 10% амортизации. Недвижимость составляет 2946000 рублей.

Далее проведем составление отчета о прибыли и убытках (ОПиУ) (Таблица 16). Записывается выручка и расходы, связанные с операциями по продаже. До того, как товары могут быть проданы, необходимо приобрести сырье и оборудование для производства этих товаров, или сами товары. Как правило, между выручкой от продаж и расходами должна быть положительная разница, то есть избыток, или валовая прибыль. Однако, несмотря на то, что это кажется простой арифметикой, определить сумму избытка бывает довольно-таки сложно (заплатил ли заказчик за поставку сразу, надо учесть, что часть приобретенных товаров еще не продана).

Отчет о прибылях и убытках делится на разделы. В первом разделе определяется валовая прибыль. Это – прибыль, получаемая организацией при покупке и перепродаже товарных запасов. Выручка от продаж возникает в момент, когда вступают в силу юридические права и обязательства, связанные с продажей.

Для расчета затрат по товарам и сырью необходимо использовать средневзвешенную наценку на различные группы товаров, продаваемых и производимых заемщиком.

Из той валовой прибыли, которая остается после того, как операционные расходы вычитаются из операционной выручки, необходимо вычесть дополнительные расходы, которые носят постоянный характер. Они включают в себя аренду, заработную плату, коммунальные услуги и т.д., а также некоторые виды налогов. Сложив все эти расходы и вычтя их из валовой прибыли, мы получим сумму операционной прибыли. После того, как будут учтены все другие расходы, и будет вычтен налог на прибыль, мы получим чистую прибыль.

Таблица 16 – Отчет о прибыли и убытках ООО «Техноцент»

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  308  309  310   ..

 

Показатели Наценка есть Наценка была Среднее (тыс.руб.)

Доля

%

Среднее по предыдущему анализу
Объем реализации: 42% 54% 1 083 100% 814
-