Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  257  258  259   ..

 

 

Развитие банковской системы Российской Федерации

Развитие банковской системы Российской Федерации

Введение.

В настоящей курсовой работе мне хотелось бы охарактеризовать банковскую систему Российской Федерации. Данная работа состоит из трех главных разделов. Первый из них рассматривает историю развития банковской системы Российской Федерации. Во второй главе идет описание Центрального банка, его структуры и функций. Подробное внимание уделяется такой важнейшей функции Центрального Банка, как проведение денежно-кредитной политики. Третий раздел называется «Коммерческие банки», в котором рассматривается деятельность коммерческих банков.

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах С.Н.Г. новой хозяйственной системы. Совершается переход от административно–управляемой высокомонополизированной государственной банковской структуры к динамичной, гибкой, основанной на частной и коллективной собственности системе кредитных учреждений, ориентированных на коммерческий успех, на получение прибыли.

В данное время идет поиск и становление оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Также проводятся работы по улучшению обслуживания частных лиц и привлечению их денежных средств. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в то же время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России.

Построение такого банковского механизма возможно лишь путем восстановления утраченных рациональных принципов функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.

Современная кредитная система – это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев, или ярусов. Первый ярус – центральный банк. Второй ярус создают банковский сектор: коммерческие, сберегательные и ипотечные банки. Третий ярус – страховой сектор, куда входят страховые компании и пенсионные фонды. Четвертый ярус создают специализированные небанковские кредитные институты.

История развития банковской системы России.

Основной частью кредитной системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений. Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов: первый (с середины 18в. до 1860г.) – создание и функционирование банков как государственных (казенных); второй (с 1860 по 1917г.) – развитие и совершенствование банковской системы; третий (с 1917 по 1932г.) – формирование новой банковской системы; четвертый (с 1932 по 1987г.) – стабильное функционирование «социалистической» банковской системы; пятый (с 1988 по настоящее время) – формирование современной рыночной банковской системы.

Началом первого этапа в развитии банковской системы стало создание в 1733г. государственного ссудного банка, который в большей степени играл роль казенного ломбарда. Но еще в 1665г. в России в Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным была предпринята попытка учреждения коммерческого банка, которая не была одобрена центральным правительством, и банк так и не начал функционировать.

Развитие экономики требовало увеличения возможностей кредитования. Поэтому уже в 1754г. было создано два банка – Государственный заемный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистратов. Однако эти банки достаточно быстро прекратили свою деятельность, столкнувшись с невозвратом основной части кредитов. Такая же участь постигла и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764г. для поощрения внешней торговли.

Наряду с банками в 1772г. появляются специализированные кредитные учреждения, принимающие вклады до востребования и выдающие ссуды либо под залог ипотеки (сохранные кассы), либо под залог драгоценных металлов (ссудные кассы). В 1775г. организуются Приказы общественного призрения, формирующие капитал за счет приема вкладов и выдающие краткосрочные кредиты под залог недвижимости.

Начиная с 1786г., когда на базе Петербургского и Московского земельных банков для дворянства был учрежден Государственный земельный банк, появляются институты долгосрочного ипотечного кредитования. Среди них был Вспомогательный для дворянства банк (1797), особенностью которого была выдача долгосрочных ипотечных ссуд не деньгами, а банковскими билетами с принудительным курсом. Они были обязательны к приему, как частными лицами, так и казначейством по принудительной стоимости и приносили определенный годовой доход.

В 1817г. был создан Государственный коммерческий банк, который не только принимал вклады, но и осуществлял жирорасчеты (бесплатные переводы – трансферты). Среди активных операций этого банка выделялись выдача ссуд и учет простых и переводных векселей. При этом банку были предоставлены определенные привилегии: капитал и вклады не облагались налогами и не использовались для финансирования государственных расходов. Государство сохраняло определенный контроль над банком путем назначения половины директоров и утверждало решения правления банка, касающиеся активных операций. Данный банк имел 12 отделений.

В 1950-х гг. начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. Ведь, по сути имеющиеся банки были казенными учреждениями с присущими им ростовщическими чертами. Поэтому в 1859г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков.

Началом осуществления реформы стало упразднение в 1860г. Заемного банка, дела которого были переданы в Петербургскую сохранную казну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе государственного коммерческого банка. Одновременно начался процесс создания частных долгосрочных кредитных учреждений. Среди долгосрочных наиболее известными были: Санкт-Петербургское городское кредитное общество, созданное на основе взаимного кредитования и солидарной ответственности для выдачи ссуд под залог городской недвижимости; Херсонский земский банк, созданный на базе принципа взаимного кредитования; Общество взаимного поземельного кредита (стало банкротом в 1890г.). В числе краткосрочных институтов можно назвать Санкт-Петербургское общество взаимного кредита и Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, который стал первым акционерным банком.

К 1872г. банковская система России включала:

  • Государственный банк;
  • общественные городские и земельные банки;
  • частные банки долгосрочного кредитования (под залог недвижимости с круговой порукой и акционерные; под залог городской недвижимости – городские кредитные общества), а также краткосрочного кредитования (акционерные коммерческие банки; общества взаимного кредита, появившиеся в 1863г.; сельские ссудно-сберегательные товарищества взаимного кредита, возникшие в 1870г.).

На начало 1980-х гг. в России насчитывалось 44 акционерных банка с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудно-сберегательных товариществ, 32 коммерческих банка, 232 городских общественных банка. Помимо этого, появились банкирские конторы, торговые дома, меняльные лавки, которые осуществляли значительное количество число банковских операций и также привлекавшие средства клиентов для осуществления высокорисковых операций.

Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной. Но уже к 1914г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, которые делились на государственные, общественные и частные. К государственным относились: Государственный банк, комиссия погашения государственных долгов, государственные сберегательные кассы (1834), Государственный дворянский земельный банк (1885) и Крестьянский поземельный банк (1881).

К общественным и частным банкам относились: 50 акционерных коммерческих банков, 300 городских кредитных обществ и городских общественных банков, земские банки, общества взаимного поземельного кредита (1866), 80 обществ взаимного краткосрочного кредита, 15450 ссудно-сберегательных товариществ, 16 тыс. кредитных товариществ, сельские, волостные и станичные банки и кассы, 11 кредитных союзов, объединявших 558 товариществ и 4724 общественных крестьянских учреждения мелкого кредита. Наиболее крупными банками были: Петербургский международный банк (1869), Русский банк для внешней торговли (1871), Петербургский частный коммерческий банк (1864), Азовско-Донской коммерческий банк (1890), Волжско-Камский банк (1870).

Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской системы, а в

1917 г. произошла полная ее реорганизация. Начался новый, третий этап развития банковской системы России.

В 1917 г. была декларирована монополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их Государственным банком, переименованным в Народный банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков. Развитие политики «военного коммунизма» привело к необходимости централизованного бюджетного финансирования, что повлекло за собой упразднение Народного банка и передачи его функции в 1920 г. Наркомфину. Однако полного заката банковской системы не последовало, так как переход к нэпу в 1921 г. потребовал ее восстановления. И уже в этом же году был вновь создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 г. – банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922-1924 гг. возник еще ряд банков и кредитных учреждений, и банковская система вновь стала многозвенной.

В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество. Его акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Он находился в ведении Государственного банка СССР и занимался кредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами. К 1925 г. в России существовали Государственный банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканские сельскохозяйственные банки, Центральный банк коммунального хозяйства (Цекомбанк), кооперативные банки (Всекомбанк). Существовали также акционерные, отраслевые, региональные банки (прежде всего Дальневосточный, Среднеазиатский, Банк внешней торговли), общества взаимного кредита, общества сельскохозяйственного кредита, сберегательные кассы, кредитная кооперация.

Появление этих звеньев кредитной системы было обусловлено развитием мелкотоварного производства, нуждающегося в кредитовании. Поэтому система кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а также непосредственно крестьян и ремесленников. В то же время общества взаимного кредита стали паевыми объединениями ремесленников и частных предпринимателей, принимавшие вклады и предоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина. Целевое назначение каждого ранее названного банка не означало их жесткой специализации. Они старались привлечь клиентов из разных сфер народного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.

Во второй половине 1920-х гг. развитие синдикатов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обязанности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации банковской системы. В 1927г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», в соответствии с которым Государственный банк получал оперативное управление всей банковской системой, что ликвидировало право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков.

Очередным этапом реорганизации стало жесткое разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В 1928г. Промбанк и Электробанк были объединены в единый Банк долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства. Все краткосрочные кредиты должен был выдавать Госбанк в соответствии с квартальными планами. В целом в 1927 – 1929 гг. были ликвидированы специфические кредитные функции банков, что превратило банковское кредитование в разновидность государственного планового финансирования.

Кредитная реформа 1930 – 1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Была замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская система была перестроена по функциональному признаку: выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. Такая банковская система была однозвенной и включала: Госбанк СССР; четыре всесоюзных специализированных банка финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений – Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк; Внешторгбанк, имевший широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными банками; сберегательные кассы, представлявшие собой единое общегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее широкие слои населения путем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов. В 1959г. система долгосрочных банков была реорганизована: Сельхозбанк и Цекомбанк были упразднены, а их функции переданы Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений – Стройбанк. В его функции входило финансирование и долгосрочное кредитование предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства (кроме сельского). Окончательная структура банковской системы к 1960г. была следующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала достаточно долго, вплоть до 1988г.

Очередные изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям привели к изменениям и в банковской системе. В 1987г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшим роль «банка банков», были созданы пять отраслевых банков – Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием промышленности, строительства, транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс; Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживание жилищного хозяйства и социальной сферы; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население, и Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), специализировавшийся на внешнеэкономической деятельности.

Такое множество банков при одноуровневой системы привело к переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел Закон «О кооперации» 1988 г., который позволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному «банковскому буму». К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год - 224, а к концу 1991 г. – 1357. Однако основная их часть представляла собой «банки-однодневки», которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходили новые, предлагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.

Определенный порядок наступил, когда в конце 1990 г. были приняты Закон «О Государственном банке» и Закон « О банках и банковской деятельности», в которых были определены условия открытия банков, пути и методы контроля над ними. Затем был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.

Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992г. действовало же 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Но основная их часть состояла из мелких банков – 1037, или 73% общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн. руб.), крупных банков (уставный капитал более 200 млн. руб.) было 24, или 2% от общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация персонала, нехватка капитала, неверная процентная ставка, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.

К 1994г. банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банков с 4539 филиалами и 414 кредитных учреждений. География расположения этих банков практически не изменилась с 1990г. по настоящее время – основная часть приходится на Центральный район – 43,6%, причем лидером остается Москва, где действует 37,3% банков. На Северном Кавказе находится 13,4% всех банков, в Западной Сибири – 8, в Поволжье – 7,4, на Урале – 7,3, на Дальнем Востоке – 5,1, в Восточной Сибири – 3,3%. Наименее насыщенным районом оказался Центрально-Черноземный – 1,5% общего количества банков. Увеличился и совокупный капитал банков, он составил 968 млрд. руб.

Говоря о специализации банков, надо отметить, что почти все они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них, которые создавались как «карманные», либо на базе специализированных банков, отличаются по направлению деятельности. Примерами являются Нефтехимбанк, Промстройбанк, Россельхозбанк, Агропромбанк. Особенностью 1994г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости. Среди них можно назвать Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный Стандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.

Вплоть до кризиса 1998г. банковская система развивалась достаточно стабильно. Сначала продолжился рост количества банков – в 1995г. их стало 2517, а с1996г. началось сокращение: на 1 января 1996г. – 2295, на 1 октября 1996г. – 2030, а на 1 октября 1997г. – 1764. При этом зарегистрированных банков стало больше – 2558. Сокращение шло не только за счет снижения темпов роста банков. В 1994г., например, было 560 вновь открытых банков, в 1995г. – 81, в 1996г. – 28. причиной уменьшения количества действующих банков становится также их банкротство, ухудшение их финансового положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. Если до 1994г. было отозвано 420 лицензий, то только за десять месяцев 1996г. – 193. Особенно резко снижается число паевых, мелких банков (в 1996г. их число резко уменьшилось с 1314 до 1214) и банков с иностранным участием.

Однако структура коммерческих банков в стране не изменилась, и для этого периода оставались характерными те же тенденции:

  • преобладали мелкие и средние банки – половина коммерческих банков имела уставной капитал менее 1 млн. ЭКЮ (табл.1);
  • преобладали паевые (1157), акционерные (872) и смешанные (152) банки;
  • основная часть банков функционировала в Центральном регионе;
  • увеличилось количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом, - в 1997г. за рубежом было открыто 15 филиалов и 312 представительств;
  • практически неразвитой оставалась сеть специализированных банков, например ипотечных, инвестиционных.

В 1997г., как и ранее, основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов – населения, предпринимателей, государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997г. объем кредитов составил 286 трлн. руб. В совокупных активах кредитные вложения составляли 44%, при этом доля экономики – 35%. На долю государства приходилось 154 трлн. руб. – 31% активов. Причем нужно отметить, что если до 1996г. вклады в государственные ценные бумаги преобладали в активах, то в 1997г. наметилась тенденция к их снижению. Наиболее крупным кредитором правительства выступал Сбербанк.

В структуре пассивных операций основную долю занимали рублевые вклады населения – 140 трлн. руб. и юридических лиц – 89 трлн. На долю срочных вкладов приходится небольшая часть – 38 трлн. руб. доля валютных вкладов составила 98 трлн. руб.

Таблица 1. Банки России в 1995 – 1997 гг.

Уставный капитал 1995 1996 1997

До 100 млн. руб.

100 – 500 млн. руб.

500 – 1 млрд. руб.

1 – 5 млрд. руб.

5 – 20 млрд. руб.

20 – 30 млрд. руб.

Более 30 млрд. руб.

42

624

282

-

568

55

104

31

412

201

-

410

28

124

17

350

179

653

592

64

124

Итого 2295 2090 2029

Однако 1997 год оказался последним благоприятным годом для коммерческих банков. Первая половина 1998 г. почти не принесла банкам прибыль, причем в большинстве случаев расходы превышали доходы. Структура пассивов и активов претерпела существенные изменения, связаны с событиями на финансовом рынке России. Значительно увеличилась доля государственных ценных бумаг в активах коммерческих банков (до 13,6%). Суммарный капитал 20 крупнейших банков снизился за этот период более чем на 15%, а величина ликвидных активов – в 3 раза. Пытаясь спасти себя, банки начали привлекать сбережения населения, но и это не помогло. И в середине 1998 г. начался серьезный банковский кризис, осложнившийся ситуацией 17 августа 1998 г., который включил комплекс процессов: падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, кризис внешней задолженности, потерю собственного капитала. Многие, даже крупнейшие, банки потерпели фиаско, уменьшилось их общее количество: с 2502 в июне 1998 г. до 1476 в январе 1999 г., сократилась ресурсная база за счет ухода вкладчиков и выплаты долгов. У многих банков серьезно уменьшился собственный капитал, и в некоторых случаях он достиг отрицательно величины. В целом капитал банковской системы в рублевом исчислении уменьшился втрое, а в валютном – в 8,5 раза.

Потребовалось провести ряд серьезных мер для вывода банковской системы из кризиса. Первый этап реформирования (сентября 1998 – 2000 г.) состоял в принятии и осуществлении мер по реструктуризации банковского сектора. В этот период были в основном преодолены последствия банковского кризиса, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организации и обеспечено преодоления наиболее острых последствий финансово-экономического кризиса 1998 г. восстановлены возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Однако банковский сектор все еще не был достаточно развит. Значительная доля его капитала формировалась государством.

Новый этап реформирования банковского сектора начался в 2001 г. на этом этапе, можно сказать, завершился период вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоятельности: за период до 2001 г. было отозвано более 800 лицензий. ЦБ РФ получил дополнительные возможности для выполнения функций в области регулирования деятельности кредитных организаций. В соответствии с международным опытом были установлены обязательные основания для отзыва лицензий на совершение банковских операций, определены возможности для предъявления дополнительных требований к руководителям и участникам кредитных организаций.

Все это не могло сказаться на развитии банковской системы России. Состояние банковского сектора в последние годы свидетельствует о закреплении и развитии тенденции к восстановлению банковской деятельности. За период с 2000 по 2002 г. совокупные активы банковского сектора в реальном исчислении возросли на 31,8%, капитал увеличился на 41,7%, при этом рост капитала наблюдался у 90% кредитных организаций. Продолжился процесс расширения ресурсной базы за счет средств предприятий и организаций, а также вкладов населения. Улучшилась структура и качество активов кредитных организаций, что нашло отражение в росте кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, уменьшении просроченной задолженности, повышении качества кредитного портфеля.

Существенно улучшились финансовые результаты деятельности кредитных организаций.

Однако пока нельзя говорить, что банковская система полностью восстановлена. Совокупные активы российского банковского сектора все еще не превышают 35% ВВП, невелика доля вкладов в формировании ресурсной базы банков: в совокупных пассивах банковского сектора на протяжении всего послекризисного периода она не превышала 20%. При этом в реальном исчислении указанные вклады составили около 77% предкризисного уровня.

Основными факторами, препятствующими развитию банковской деятельности, являются невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недокапитализация, недостоверность отчетности многих отечественных предприятий, низкий уровень монетизации экономики, отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов, недостаточное правовое обеспечение возможности банковского надзора, уровень странового рейтинга России, низкое качество управления во многих кредитных организациях, недостаточное развитие современных банковских технологий, высокое риски.

Центральный банк РФ (Банк России).

Некоторые функции центрального банка (монопольная эмиссия кредитных билетов, «банк банков») в России начал выполнять созданный в 1860г. Государственный банк России. Он находился в прямом подчинении министра финансов и наряду с функциями центрального банка выполнял функции коммерческих банков. После национализации коммерческих банков в 1917г. и их слиянии с Государственным банком России последний был переименован в Народный банк РСФСР и передан в ведение Наркомфина. В 1920г. Народный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину.

В 1921г. был создан Государственный банк РСФСР, который в 1923г. был преобразован в Государственный банк СССР, находившийся в прямом подчинении Правительства.

Госбанк СССР до банковской реформы 1987г. являлся единым эмиссионным, кассовым, кредитным и расчетным центром страны, выполняя в отличие от центральных банков промышленно развитых стран (для которых была характерна двухуровневая банковская система) функции, присущие как центральному, так и коммерческим банкам. С 1988г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам. Реформа 1987г., таким образом, может рассматриваться как первый шаг на пути создания двухуровневой банковской системы.

Госбанк СССР осуществлял монопольно эмиссию наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, контроль над всеми основными направлениями деятельности государственных специализированных банков, организацию расчетов между ними, кассовое исполнение бюджета.

При этом сохранялись государственная монополия банковского дела и строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавливал предельные размеры процентной ставки специализированных банков, участвовал в определении состава объектов кредитования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействия на ссудозаемщиков.

Центральный банк в Российской Федерации был создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а в апреле 1995г. – в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996г.

Функции и полномочия, предусмотренные законодательством, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом , имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Уставный капитал (в размере 3 млрд. руб.) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

В соответствии с целями и в порядке, установленными законодательством, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Несмотря на то, что Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства Российской Федерации. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Налоги и сборы уплачиваются Банком России в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Нормативные акты Банка России по вопросам, отнесенным к его компетенции российским законодательством, обязательны для органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться ему для заключения.

Банк России подотчетен лишь Государственной думе Федерального собрания РФ, которая: по представлению Президента назначает сроком на четыре года Председателя Банка России; по представлению последнего, согласованному с Президентом РФ, назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров; направляет и отзывает представителей Государственной думы в Национальном банковском совете; рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение; рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; принимает решение о проверке Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его структурных подразделений (на основании предложений Национального банковского совета); проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

В то же время Банк России тесно связан с Правительством РФ. Он участвует в разработке экономической политики. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Подобно центральным банкам других стран, Банк России является одновременно банком и государственным органом.

Законом о Банке России 2002г. существенно расширены полномочия Национального банковского совета – коллегиального органа Банка России. Из 12 членов Национального банковского совета два направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ, три – Государственной думой, три – Президентом РФ, три – Правительством РФ. В состав Совета входит также Председатель Банка России.

В компетенцию Национального банковского совета включены в частности: рассмотрение годового отчета Банка России, вопросов совершенствования банковской системы России, основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и их проекта; назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов; ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров Банка России по основным вопросам деятельности банка; внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его учреждений.

В Совет директоров Банка России входят Председатель Банка и 12 членов, работающих на постоянной основе в Банке России. Он выполняет, в частности, следующие функции: во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и их проект, обеспечивает их выполнение; устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций и банковских групп; определяет величину резервных требований; принимает решение об изменении процентных ставок Банка России; определяет лимиты операций на открытом рынке; устанавливает порядок формирования резервов кредитными организациями; вносит в Государственную думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России; определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации; устанавливает правила поведения банковских операций и правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы России.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, рассчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г. определены три цели деятельности Банка России (ст. 3):

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для достижения этих целей Банк России выполняет следующие функции (ст. 4):

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимые для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках России, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством.

Можно сгруппировать выше приведенные функции Банка России в пять функций (они совпадают с функциями центральных банков промышленно-развитых стран): проведения денежно-кредитной политики, монопольной эмиссии наличных денег и организации их обращения, банка банков, банка правительства и внешнеэкономической.

Подобно центральным банкам других стран главной функцией Банка России является проведение денежно-кредитной политики .

Денежно-кредитная политика – составной элемент государственной экономической политики, определяемая целями последней. Денежно-кредитную политику можно определить как совокупность мер воздействия государства на состояние денежно-кредитной сферы (прежде всего на динамику таких денежно-кредитных показателей как спрос и предложение денег, уровень банковской ликвидности, процентных ставок и валютного курса, объем кредитов). Проводником денежно-кредитной политики является центральный банк.

В Законе о Банке России говорится, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, разрабатываемой и проводимой Центральным Банком РФ во взаимодействии с Правительством РФ, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической политики государства. Основной принцип формирования денежно-кредитной политики состоит в том, что ЦБ РФ всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта федерального бюджета. Одновременно ЦБ РФ исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.

Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, остаются по существу неизменными с момента создания Банка России. Как в 1990-е гг., так и в настоящее время при формулировании целей денежно-кредитной политики Банк России исходит из законодательно закрепленной за ним задачи по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты . Постоянной стратегической целью денежно-кредитной политики в России является последовательное снижение инфляции .

Низкий уровень инфляции рассматривается Банком России как наилучший вклад денежно-кредитной политики в создание благоприятных условий для достижения долгосрочного устойчивого и динамичного роста экономики. Последовательное снижение инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов, уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации капиталов, необходимых России для модернизации основных фондов, укреплению на этой основе тенденции долгосрочного экономического роста.

Подобно центральным банкам большинства стран, Банк России осуществляет политику установления целевых ориентиров роста цен, соответствующего проектируемому уровню увеличения валового внутреннего продукта. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» была поставлена задача снизить темпы инфляции: в 2008г. – до 6 – 7%, в 2009г. – до 5,5 – 6,5%, в 2010г. – до 5 – 6%.

С конца 1990-х гг. Банк России при принятии решений в области денежно-кредитной политики ориентируется не только на общий уровень инфляции, но также на уровень базовой инфляции. При этом он исходит из того, что на инфляционные процессы в России влияют не только монетарные, но также структурные факторы инфляции, на которые не оказывает прямого воздействия денежно-кредитная политика.

Под базовой инфляцией понимается прирост потребительских цен без учета влияния изменения цен и тарифов на платные услуги населению и цен на плодоовощную продукцию и бензин. Иначе говоря, при подсчете индекса базовой инфляции исключаются потребительские товары и услуги, цены на которые регулируются в основном на федеральном и региональном уровнях, и подвержены воздействию неустойчивых, в том числе сезонных, факторов. Базовая инфляция, таким образом, представляет собой ту часть инфляции, которая непосредственно зависит от денежно-кредитной политики и политики валютного курса.

В 2000г. общему уровню инфляции на потребительском рынке 20,2% соответствовала базовая инфляция 19,3%, в 2005г. эти цифры составляли соответственно 10,9 и 8,3%, в 2006г. – 9,0 и 7,8%, в 2007г. – 11,9 и 11,0%. На 2008г. поставлена цель ограничить общий уровень инфляции в пределах 6 – 7%, а базовой – 5 – 6%.

Начиная с 2002г. Банк России осуществляет среднесрочное прогнозирование инфляции. Так в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года ставится задача снизить темпы инфляции до 6 – 7% в 2008г., 5,5 – 6,5% в 2009г. и 5 – 6% в 2010г.

Снижение инфляции – конечная цель денежно-кредитной политики . Следует, однако, иметь в виду, что ЦБ РФ, как и любой другой центральный банк, не в состоянии достичь конечной цели напрямую. Он должен выбрать промежуточную цель , которая непосредственно влияет на конечную. Такой промежуточной целью может быть таргетирование денежной массы, уровня процентных ставок, таргетирование или стабилизация валютного курса.

Опыт многих стран показывает, что одновременное достижение всех промежуточных целей практически невозможно. Например, поддержание денежной массы в установленных пределах может привести к нарушению целевых установок по уровню валютного курса и процентных ставок, поскольку этот уровень зависит от предложения денег. И напротив, стремление поддержать целевые ориентиры по валютному курсу или процентным ставкам может привести к расширению или сжатию денежной массы и отклонению ее объема от установленных пределов роста.

Традиционной промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России является денежное таргетирование , которое предполагает установление количественных ориентиров прироста денежной массы, адекватных достижению поставленной конечной цели. С середины 1995г. по 1997г. (в условиях режима валютного коридора) и в 2002 – 2007гг. (в условиях режима управляемого плавания) Банк России устанавливал еще и вторую промежуточную цель: дополнительно к денежной массе таргетировал валютный курс .

Банку России после кризиса 1998 года практически ни разу не удалось выполнить установленные в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры прироста денежной массы и только в 2003г. был выполнен декларированный ориентир роста инфляции.

По мере ослабления инфляции в Российской Федерации статистическая зависимость между ростом денежной массы и инфляцией и соответственно роль денежных факторов при анализе и управлении инфляционными процессами снизились. С учетом снижения эластичности инфляции по денежной массе Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т.е. не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его изменения. На 2008г. установлен интервал увеличения денежной массы от 24 до 30%.

Вторая промежуточная цель денежно-кредитной политики формально использовалась Банком России в период действия валютного коридора, а также при определении основных направлений денежно-кредитной политики на 2003 – 2008гг. После кризиса 1998г. Банк России официально отказался от использования таргетирования валютного курса в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики, установив режим плавающего валютного курса . Однако высокая эластичность инфляции по валютному курсу, связанная со значительной степенью зависимости российской экономики от внешнеэкономических факторов, привела к тому, что на практике регулирование Банком России уровня валютного курса превратилось в главный фактор, определяющий динамику денежной массы и инфляции. В условиях значительного предложения иностранной валюты (благодаря высоким ценам на нефть) Банк России осуществляет рублевые интервенции с целью недопущения чрезмерного укрепления реального эффективного курса рубля[1] , которое может отрицательно сказаться на финансовом состоянии российских предприятий. Покупка Банком России иностранной валюты служит основным источником роста денежной базы и содействует росту инфляции.

Таким образом, по официально объявленном режиме плавающего валютного курса Банк России де-факто проводил политику управляемого плавания валютного курса. Только в 2003г. это было официально признано в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2004г.».

Отмечая в этом документе, что исторический опыт многих стран, включая Россию, показывает, что таргетирование инфляции требует отказа от политики управляемого плавающего валютного курса, Банк России пока не считает возможным отказаться от этой политики. Невозможность перехода России к режиму свободно «плавающего» валютного курса в 2008г. обусловлена открытостью и недостаточной диверсифицированностью ее экономики, в высокой степени зависящей от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, необходимостью исключения резких колебаний обменного курса.

В среднесрочной перспективе Банк России предполагает перейти к политике инфляционного таргетирования, используемой во многих промышленно развитых странах. В РФ пока применяются лишь отдельные элементы инфляционного таргетирования, причем наиболее важные из них: приоритет цели по инфляции над другими целями денежно-кредитной политики и среднесрочное (на три года) установление цели по инфляции.

Для перехода к инфляционному таргетированию предполагается:

1) перейти от режима управляемого плавания валютного курса к режиму свободно плавающего курса;

2) перенести акцент с прогнозирования денежного предложения на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежно-кредитной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.

Банк России, таким образом, должен заменить современные две промежуточные цели на одну – по уровню процентной ставки.

Важным элементом денежно-кредитной политики является механизм ее реализации . Он представляет собой совокупность методов (способов) и инструментов воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики для достижения промежуточной и конечной цели. К основным инструментам и методам денежно-кредитной политики по Закону о Банке России (ст. 35) относятся:

1) процентные ставки по операциям ЦБР;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования);

3) операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки – репо);

4) рефинансирование (кредитование) коммерческих банков;

5) валютные интервенции (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, на спрос и предложение денег);

6) прямые количественные ограничения (установление лимитов на кредитование коммерческих банков и проведение банками отдельных операций);

7) выпуск от своего имени облигаций (ОБР), размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

С 1996г. к числу инструментов денежно-кредитной политики добавились депозитные операции ЦБ РФ (привлечение в депозиты свободных средств банков, как на фиксированные сроки, так и до востребования с целью регулирования их ликвидности – изъятия излишней ликвидности).

С 2001г. помимо интервенций на валютном рынке Банком России стал применяться более гибкий инструмент – сделки валютный своп, представляющие альтернативный межбанковским кредитам инструмент регулирования банковской ликвидности. Валютные свопы (обычные краткосрочные) позволяют корректировать уровень рублевой и валютной ликвидности рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.

Следует отметить, что набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, после кризиса 1998г. резко сократились операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, с января 2000г. до апреля 2004г. не использовался такой метод денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательных резервов.

1 . Изменение процентных ставок по операциям Банка России для достижения целей денежно-кредитной политики называется процентной политикой. При проведении процентной политики Банк России использует систему процентных ставок, которая в основном соответствует мировой практике. Она включает ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России.

Традиционно основным показателем и одновременно инструментом процентной политики центрального банка является изменение его официальной (базовой) ставки. В разных странах в качестве таковой выступает официальная учетная ставка или ставка рефинансирования. В России это ставка рефинансирования.

Ставка рефинансирования выполняет сигнальную функцию: ее изменение дает участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывает влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов.

О значении, которое придается изменениям ставки рефинансирования, можно судить по их частоте. Особенно активно Банк России прибегал к изменению ставки рефинансирования в 1990-х гг. Начиная с 1993г. ставка рефинансирования Банка России изменялась не реже пяти раз ежегодно (в 1994 и 1998гг. – по девять раз), причем нередко с интервалом в одну- две недели, иногда одновременно на 30-40 процентных пунктов. Максимальный уровень ставки рефинансирования в 1991г. достигал 20% годовых, в 1992г. – 80%, в 1993г. – 210%. С апреля по октябрь 1994г. ставка постепенно была снижена до 130%, а затем снова повышалась, достигнув в январе 1995г. – 200%. С мая 1995г. до ноября 1997г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997г. она вновь была повышена до 28%, в феврале 1998г. – до 42%, а в конце мая – до 150%. С июля 1998г. началось постепенное снижение ставки. В апреле 2002г. ставка рефинансирования была снижена с 25 до 23%, в августе – до 21, в феврале 2003г. – до 18, в июне – до 16, в январе 2004г. – до 14, в июне – до 13, в декабре 2005г. – до 12, в июне 2006г. – до 11,5, в октябре – до 11, в январе 2007г. – до 10,5, в июне – до 10% годовых.

Как в большинстве стран, ставки по операциям Банка России образуют своеобразный «коридор» процентных ставок: нижней границей коридора являются ставки по депозитным операциям, верхней – ставка по кредиту «овернайт». Устанавливая «коридор», Банк России может более непосредственно воздействовать на уровень и структуру рыночных процентных ставок. По существу «коридор» устанавливает границы колебаний ставок межбанковского кредитного рынка, оказывая тем самым стабилизирующее воздействие на их динамику (уменьшая их волатильность).

В условиях наличия у коммерческих банков свободных ликвидных ресурсов процентные ставки по кредитным операциям Банка России не оказывают определяющего влияния на общий уровень ставок межбанковского кредитного рынка, так как объемы заимствований у Банка России невелики. В такой ситуации более значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России. При снижении объема банковской ликвидности роль ставок по кредитам Банка России возрастает.

Практически ежегодно в основных направлениях денежно-кредитной политики ставится задача существенно повысить роль процентных ставок. Банк России считает целесообразным перейти в течение ближайших нескольких лет к системе денежно-кредитного регулирования, преимущественно опирающейся на процентные ставки. При этом подчеркивается, что для повышения роли процентной политики Банка России необходимо сократить проведение валютных интервенций.

2 . Изменение норм обязательных резервов оказывает воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на уровень их ликвидности, возможности предоставлять ссуды. Повышение норм обязательных резервов означает, что более значительная часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может быть использована для погашения обязательств банков перед клиентами и для выдачи кредитов. В результате снижается объем банковской ликвидности, сокращаются банковские ссуды и денежная масса, повышается курс национальной валюты и уровень процентных ставок. Снижение норм обязательных резервов приведет к противоположному результату.

В 1990-х гг. Банк России очень активно использовал в своей денежно-кредитной политике изменение норм обязательных резервов. В 1992- 1995 гг. норма резервов по депозитам до востребования достигала максимально возможных по Закону – 20%. В 1996 – 1999гг. нормы обязательных резервов изменялись ежегодно (часто несколько раз в течение года). С 1 января 2000г. по 1 апреля 2004г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте были установлены в размере 10%, а по рублевым депозитам физических лиц – 7%. В течение этого периода Банк России воздерживался от повышения норм обязательных резервов, полагая, что к данной мере можно прибегнуть лишь в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного давления на рынок.

Весной и летом 2004г. в условиях необходимости пополнения уровня ликвидности банковского сектора Банк России трижды снижал нормативы обязательных резервов. 1 апреля 2004г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте снижены с 10 до 9%, а 15 июня – с 9 до 7%. Дальнейшее снижение нормативов обязательных резервов было проведено 8 июля: по привлеченным средствам (в рублях и иностранной валюте) как юридических, так и физических лиц они были установлены на уровне 3,5%. Кроме пополнения банковской ликвидности, это способствовало постепенному выравниванию конкурентных условий для российских и иностранных кредитных организаций.

1 июля 2007г. нормы обязательных резервов были повышены по обязательствам перед физическими лицами в рублях до 4%, по иным обязательствам кредитных организаций в рублях и обязательствам в иностранной валюте – до 4,5%. 11 октября нормативы обязательных резервов были временно (на 3 месяца) снижены с 4 до 3% и с 4,5 до 3,5% соответственно. 15 января 2008 г. нормативы обязательных резервов перед физическими лицами в рублях до 4%, по иным обязательствам кредитных организаций в рублях и обязательствам в иностранной валюте до 4,5%.

В августе 2004г. были введены нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в рублях и иностранной валюте в размере 2%. В октябре 2006г. они были повышены до 3,5%, а в июле 2007г. – до 4,5%.

3 . В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке . Быстрое развитие рынка государственных бумаг в России в 1993 – 1995 гг. создало предпосылки для активного использования Банком России операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка Банком России государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995г. С 1995г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО – ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в конце 1995г. с этими операциями было связано около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996г. – около 82%, а в середине 1997г. – 133% по сравнению с 1% в начале 1995г. Кроме того операции на открытом рынке влияли на курс, а значит и доходность государственных ценных бумаг, что, в свою очередь, оказывало воздействие на уровень рыночных процентных ставок.

С августа 1998г. объем операций на открытом рынке резко сократился в результате реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам со сроком погашения до 31 декабря 1999г. Роль государственных ценных бумаг в этой ситуации частично взяли на себя облигации Банка России.

С 1996г. Банк России стал использовать такой инструмент регулирования банковской ликвидности, как операции репо: покупая (продавая) ценные бумаги, Банк России берет на себя обязательство обратной последующей их продажи (покупки). Покупка у коммерческого банка ценных бумаг на условиях обратной продажи аналогична предоставлению кредита под залог ценных бумаг.

4 . Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе является рефинансирование банков Банком России. С 1 января 1995г. в соответствии с Заявлением Правительства РФ и Банка России была прекращена практика предоставления централизованных кредитов коммерческим банкам для кредитования предприятий отраслей экономики. Рефинансирование банков стало осуществляться в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и только на рыночных условиях, т.е. на условиях возвратности, платности и срочности под залог государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, векселей и прав требований по кредитным договорам. В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии. Банк России может предоставлять внутридневные, однодневные расчетные (кредит «овернайт») и ломбардные кредиты. В период с августа 1998г. по июнь 1999г. в рамках проводимой реструктуризации банковской системы были предоставлены банкам кредиты на поддержание ликвидности, в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками и по повышению устойчивости банков, а также на проведение мероприятий по финансовому оздоровлению.

5 . Банк России активно использует валютные интервенции (т.е. куплю-продажу иностранной валюты) для воздействия на курс рубля, а также в качестве инструмента регулирования денежной массы и уровня инфляции. Валютные интервенции направлены, во-первых, на сглаживание резких, экономически неоправданных колебаний обменного курса и недопущение чрезмерного укрепления реального эффективного курса рубля и, во-вторых, - на накопление международных резервов до уровня, учитывающего размеры предстоящих платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга. Покупка Банком России иностранной валюты, начиная с 1999г., служит основным источником увеличения денежной базы. Для проведения валютной интервенции могут использоваться валютные свопы: покупка (продажа) иностранной валюты на условиях обратной последующей продажи (покупки). Для коммерческого банка продажа иностранной валюты Банку России на условиях обратного выкупа, по сути аналогична получению кредита под залог иностранной валюты.

Банк Россиимонопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот имонет) иорганизует их обращение .В отличие от промышленно развитых стран удельный вес наличных денег в России очень велик – около 28% денежной массы, поэтому эмиссионная функция ЦБР имеет особенно большое значение.

Банкноты (билеты Банка России) и монеты – это безусловные обязательства Банка России, которые обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монеты Банка России являются де-юре единственным законным средством платежа на территории РФ: они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в безналичной форме) обладают де-факто таким же статусом законного платежного средства, как и наличные рубли.

В целях организации налично-денежного обращения на территории РФ Банк России:

· осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды;

· устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

· устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

· определяет порядок ведения кассовых операций.

Выполняя функцию «банка банков» , Банк России принимает на хранение кассовые резервы коммерческих банков, оказывает им кредитную поддержку, являясь для них кредитором последней инстанции.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Действующая в России система пруденциального (от англ. Prudence – осторожность, благоразумие, расчетливость) надзора в целом соответствует ключевым принципам эффективного банковского надзора, определенным Базельским комитетом по банковскому надзору («Комитетом Кука»). Банк России осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям:

· регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.);

· установление порядка определения лимитов открытой валютной позиции и порядка формирования резервов для покрытия рисков;

· регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;

· установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

· принятие решения о государственной регистрации и лицензирование деятельности кредитных организаций;

· надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций.

Банк России является главным регулирующим органом платежной системы Российской Федерации. Он организует межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России; координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем.

Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию банкира (кассира, кредитора, финансового консультанта и агента) Правительства РФ . На его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (если иное не установлено федеральными законами) посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.

Он может предоставлять кредиты Правительству РФ на срок не более одного года (для покрытия кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете. За исключением тех случаев, когда это предусматривается указанным Законом, Банк России не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

С 1995г. происходит отказ от прямого банковского кредитования Правительства РФ и секьюритизация государственного долга, т.е. кредитование государства путем покупки государственных ценных бумаг. Если на начало 1994г. ссуды Банка России Минфину РФ составляли 12,8 трлн. руб., а его вложения в государственные ценные бумаги – 0,2 трлн., в начале 1995г. соответственно 59,5 и 7,1 трлн., то на 1 января 1996г. ссуды находились на уровне 58,4 трлн. руб., а вложения в ценные бумаги – 35,8 трлн.; на 1 января 1997г. соответственно 57,8 и 75,7 трлн.; на 1 июня 1997г. – уже 0,7 и 128,9 трлн. руб. В 1998 и 1999 гг. Банк России предоставил Минфину РФ через Внешэкономбанк кредиты в иностранной валюте на осуществление неотложных платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ. На 1 января 1999г. эти кредиты составили 49,9 млрд. руб. (деноминированных), на 1 декабря 2005г. – 123,5 млрд. руб. (увеличение суммы обусловлено переоценкой иностранной валюты к рублю). В декабре 2005г. эти кредиты были полностью погашены. По состоянию на 1 января 1999г. Банк России вложил в ценные бумаги Правительства РФ 202,5 млрд. руб., на 1 января 2008г. – 352,8 млрд. руб.

Банк России консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации. Его полномочия в этой сфере определяются федеральным законодательством. Согласно Бюджетному кодексу РФ управление государственным внутренним долгом (определение суммы, порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств) осуществления операций по размещению долговых обязательств Правительства РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Банк России выполняет внешнеэкономическую функцию по следующим основным направлениям:

· представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях;

· участвует в капиталах и деятельности международных организациях, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковских сферах;

· определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ, выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ;

· определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует его составление;

· управляет международными резервами страны;

· в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» выполняет функции органа государственного валютного регулирования и валютного контроля.

Функции Банка России реализуются через его операции, которые отражены в его балансе, причем счета баланса сгруппированы в укрупненные статьи (табл. 2).

Таблица 2 . Баланс Центрального банка РФ на 1 января 2008г.

Актив В млрд. руб. В % Пассив В млрд. руб. В %

Драгоценные

металлы

346,5 2,8 Наличные деньги в обращении 4124,3 33,2
Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов 11511,6 92,6

Средства на счетах

Из них:

Правительства РФ

кредитных организаций-резидентов

7609,0

5119,5

1298,8

61,2

41,2

10,4

Кредиты и депозиты

Из них:

кредитным организациям-резидентам

37,1

34,0

0,3

0,3

Ценные бумаги

Из них:

ценные бумаги

Правительства РФ

441,9

352,8

3,5

2,8

Средства в расчетах

20,8

0,2

Прочие пассивы

195,9

1,5

Прочие активы

Из них:

основные средства

99,6

62,6

0,8

0,5

Капитал

В том числе:

уставный капитал

резервы и фонды

462,1

3,0

459,1

3,7

0,0

3,6

Прибыль отчетного года

24,6

0,2

Всего активов 12436,7 100,0 Всего пассивов 12436,7 100,0

Источник: Годовой отчет Банка России. 2007. С. 149, 163.

Наибольший удельный вес (85,6%) в активе приходится на операции с золотом и иностранной валютой: 7,6% составляют операции с ценными бумагами (вложения в ГКО, ОФЗ и другие государственные ценные бумаги), 4,8% - ссуды Министерству финансов РФ для обслуживания государственного внешнего долга, банкам и иным клиентам Банка России. Кредитование банков осуществляется в основном под залог государственных ценных бумаг. С 2001г. введен в действие новый механизм кредитования банков – под залог векселей и прав требований по кредитным договорам.

Основным источником ресурсов ЦБ РФ являются средства на счетах (53,5%) и эмиссия банкнот монет, которая составляет 36,6% всех пассивов. Уставный капитал – 3 млрд. руб. ЦБ РФ перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов. Оставшаяся прибыль направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. На долю уставного капитала и фондов приходится 7,7% пассивов.

Коммерческие банки.

Вторым ярусом банковской системы России, как и других стран, выступают универсальные и специализированные коммерческие банки . В соответствии с российским законодательством банками являются кредитные организации, выполняющие в совокупности следующие виды операций: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом для осуществления своей деятельности банки должны пройти государственную регистрацию в Центральном банке РФ и получить лицензию на осуществление определенных банковских операций.

За время своего небольшого существования количество коммерческих банков в стране постоянно изменялось, первоначально их количество увеличивалось, а затем наступил период концентрации и централизации капитала, когда увеличивался уставный капитал банков, но уменьшалось их количество. В процессе кризиса 1998г. потерпели фиаско многие крупные банки, и банковская система до сих пор находится в условиях реформирования и реорганизации. В период с 1998 по январь 2001гг. количество банков сократилось почти на 80%. И только после 2001г. начался рост количества банков (табл.3). В настоящее время насчитывается 1249 коммерческих банков, однако из них только 90% считаются финансово устойчивыми.

Таблица 3 . Число кредитных организаций в России .

Кредитные организации 1.07.97 1.06.98 1.01.99 1.07.99 1.01.00 1.07.00 1.01.01 1.01.02 1.01.08
Всего 2550 2529 2483 2441 2378 2318 1311 2001 1296

Действующие банки (всего)

Небанковские кредитные организации

Банки с иностранным участием на 100%

Филиалы банков в РФ

Филиалы Сбербанка РФ

1848

2502

27

17

1476

1401

1349

1331

1274

22

1276

43

23

3433

1233

1136

53

63

3455

809

Уставный капитал действующих кредитных организаций, млрд. руб.

139,2

Коммерческие банки России по своей величине в основном мелкие и средние. 15,8% коммерческих банков имеют уставной капитал от 3 до 10 млн. руб., 1,7% - от 10 до 30 млн. руб. и только 17% коммерческих банков удовлетворяют требованию Центрального банка РФ (5 млн. евро). Количество кредитных организаций в зависимости от их уставного капитала предоставлено в табл. 4. Основное место расположения коммерческих банков, как уже упоминалось ранее, - Центральная Россия, и в большей степени Москва. Здесь сосредоточен 871 банк, из них в Москве и Московской области 711 банков, что составляет около 57% общего числа.

По своей организационно-правовой форме большинство коммерческих банков являются акционерными банками, хотя присутствуют и банки как общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Для России в большей степени, чем в развитых странах, характерны государственные банки, или банки с участием государства. По данным на конец 2001г., банков с участием государственных унитарных предприятий было свыше 400, причем только в капитале пяти-шести крупных банков участвовало непосредственно государство. Наиболее крупными из них были Сберегательный банк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк.

Таблица 4 . Уставный капитал кредитных организаций .

Сумма уставного капитала На 1 января 2001г. На 1 января 2002г. На 1 января 2008г.
Количество кредитных организаций В процентах к итогу Количество кредитных организаций В процентах к итогу Количество кредитных организаций В процентах к итогу

До 3 млн. руб.

От 3 до 10 млн. руб.

От 10 до 30 млн. руб.

От 30 до 60 млн. руб.

От 60 до 150 млн. руб.

От 150 до 300 млн. руб.

От 300 млн. руб. и свыше

174

282

313

254

127

68

93

13,3

21,5

23,9

19,3

9,7

5,2

7,1

128

218

317

255

171

97

133

9,7

16,5

24,0

19,3

13,0

7,4

10,1

37

61

120

14

207

248

301

3,3

5,4

10,6

14,2

18,2

11,8

11,6

Всего по России

1311

100,0

1319

100,0

1136

100,0

В России разрешено открытие банков с участием иностранного капитала. Коммерческих банков с привлечением иностранных инвестиций в пределах 35 – 50% капитала в 2008г. насчитывалось 95, а со 100%-ным иностранным участием – 63. Несмотря на небольшое количество таких банков, их доля в совокупных активах банковской системы составляет около 6%.

В основном коммерческие банки универсальны, т.е. выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов.

В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки могут выполнять следующие виды операций :

· привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

· размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;

· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

· осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам;

· инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

· купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;

· привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

· выдача банковских гарантий;

· осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Кроме чисто банковских операций они могут выполнять и определенные сделки :

1) выдачу гарантий;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Однако, несмотря на такой широкий перечень операций, российские банки акцентируют свое внимание лишь на небольшом их количестве. Среди пассивных операций основными выступают ведение счетов предприятий, корреспондентских счетов банков и принятие вкладов населения, на которые приходится свыше 55% пассивов. Что касается активных операций, то здесь преобладают кредиты – 15% (из них кредиты в реальный сектор экономики составляют лишь 48,1%) и вложения в ценные бумаги – 10%. В силу краткосрочности привлекаемых ресурсов банки работают на денежном рынке, предоставляя краткосрочные кредиты. Лишь небольшая группа банков активно занимается долгосрочным кредитованием и инвестициями. В целом предоставляемые кредиты составляют 37,2% от ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель в десятки раз выше. Большая часть активов коммерческих банков размещена на корреспондентских счетах банков. Среди прочих операций основное место занимают операции с иностранной валютой. Доля валютных пассивов в совокупных пассивах коммерческих банков составляет 34,7%, а доля валютных активов в совокупных активах – 43,4%.

Клиентами коммерческих банков, как правило, являются юридические лица и малая доля физических лиц, хотя в последние годы коммерческие банки все больше начинают ориентироваться на обслуживание физических лиц. Тем не менее, совокупный объем кредитов, выданных банками населению в 2008г., составил 14,4% всех выданных кредитов, ими же привлекаются менее 25%всех денежных средств населения.

В России по сравнению с другими странами доля специализированных банков, специализирующихся на выполнение одной или двух основных операций или обслуживание определенного вида клиентов, довольна мала. Среди них особую роль играет Сберегательный банк России – наиболее крупный банк по размерам собственного капитала, активам, количеству клиентов и филиальной сети. На рынке банковских услуг ему принадлежит значительная роль в привлечении средств физических лиц (на него приходится 52% всех вкладов), он остается одним из банков, занимающихся кредитованием физических лиц.

Наряду со Сберегательным банком к числу специализированных банков относятся ипотечные банки, занимающиеся кредитованием недвижимости под ее залог. Такие банки появились в России еще в начале 1990-х гг., но особого развития пока не получили из-за множества правовых и экономических рисков. На сегодняшний день их насчитывается около девяти, причем срок выдачи кредитов данными банками не превышает 10 лет, и они пользуются, как правило, широкой поддержкой муниципальных органов власти.

Инвестиционным банкам в нашей стране пока очень трудно выжить в силу неразвитости рынка ценных бумаг, отсутствия большого объема эмитентов корпоративных ценных бумаг. Поэтому такие банки с целью получения прибыли в большей степени играют роль универсальных банков, нежели специализированных.

Особо стоит сказать о таких специализированных банках, как Внешэкономбанк и Внешторгбанк России, занимающихся обслуживанием внешней торговли и внешнеэкономической деятельности России. Эти банки существуют уже достаточно долго, доля их капитала принадлежит государству, и они являются своеобразными монополистами в своей области.

В целом стоит отметить, что специализированные банки только начинают развиваться, и в условиях стабилизации и развития экономики их развитие будет продолжаться.

Заключение.

Сегодня наша экономика, и банковская сфера в частности, находятся еще в неустойчивой стадии формирования. Со времени, когда государство имело монополию во всех сегментах экономики, прошло не так много времени. Проблема контролирования недавно образовавшихся коммерческих структур законными и корректными методами еще только начинает решаться. Прилагается много усилий, чтобы перевести экономику России из "первобытного" состояния, в котором она, по моему мнению, пребывает, в нормально развитую экономику крупной державы.Процесс контроля (причем двухстороннего контроля, как коммерческого сектора, так и государственного) тесно связан с политикой. А политические события у нас сейчас очень неустойчивые

и имеют тенденцию оставаться такими в течение многих лет, что, в свою очередь, сказывается на устойчивости экономики в целом и банковской сферы в частности. Но даже в государстве, имеющем хорошо развитую экономику и относительно устойчивую политическую основу, часто проявляются различные проблемы, так или иначе связанные с регулированием банковской системы. Без каких-либо трудностей и проблем в экономике не существует ни одна страна во всем мире. Только в нашей стране они усилены в несколько раз.

Но все же современная банковская система является “кровеносной системой” экономики. Через банки опосредуется “обмен веществ” в хозяйственной системе, и от их четкой и непрерывной работы в сфере платежей зависит общая эффективность функционирования экономических институтов.


[1]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  257  258  259   ..