|
2.
1 Анализ используемых форм безналичных расчетов
АО "Темiрбанк" основано 26 марта 1992 года. Головной офис расположен в городе Алматы. Филиальная сеть банка насчитывает 21 филиал и более 120 точек продаж, представленных практически во всех областных центрах Казахстана и городах с численностью населения свыше 50 000 человек. [10].
Банк имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций № 107 от 19 ноября 2007.
Банк выпускает кредитные и дебетные карточки международных платежных систем VISA и MasterCard (Cirrus/Maestro).
На 1 октября 2009 года 55,56 % акций Темірбанка принадлежало АО «БТА Банк» (собственник), остальные акции распылены между множеством миноритарных акционеров — юридических и физических лиц.
По состоянию на 1 октября 2009 года активы Банка составили 240 542 миллионов тенге.
Для анализа платежного оборота банка отразим количество открытых счетов клиентов - юридических и физических лиц.
Рисунок 3. Структура открытых счетов клиентов банка
Рисунок 4. Динамика структуры и количества счетов, обслуживаемых АО «Темірбанк»
Таким образом, за прошедшее время наибольшую величину, в количественном отношении, занимают счета физических лиц - 40629 тыс. ед. или 77,97% от итога 2008 г. Так же наблюдается незначительный прирост обслуживаемых счетов: юридических лиц на 673 ед. или 1,06%, физических лиц на 3978 ед. или 1,11%. При количественном росте обслуживаемых счетов их структура изменилась в незначительной степени, как показаны на рисунках 4 и 5.
Перед тем как рассматривать структуру используемых расчетных документов, по нашему мнению, для выявления развития клиентской базы необходимо отдельно остановится на проблеме, связанной с неработающими счетами. Такие счета «засоряют» базу данных, усложняют труд инспекторов РКО, а также увеличивают издержки банка. Банком ведется постоянная работа, направленная на закрытие неработающих счетов. Проведем анализ динамики закрытия неработающих счетов. Данные о неработающих счетах отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика и структура счетов клиентов в АО «Темірбанк»
2006 год
|
2007 год
|
2008
|
Количество (шт.)
|
Удельный вес (%)
|
Количество (шт.)
|
Удельный вес (%)
|
Количество (шт.)
|
Удельный вес (%)
|
Всего счетов:
|
44651
|
100
|
47007
|
100
|
51658
|
100
|
- из них, функционирующих
|
33801
|
75,7
|
37417
|
79,6
|
42618
|
82,5
|
Неработающих, - всего:
|
10850
|
24,3
|
9590
|
20,4
|
9040
|
17,5
|
Примечание – данные из финансовой отчетности АО «Темірбанк»
|
Данные таблицы свидетельствуют, что в АО «Темірбанк» на 2006 г. имелось 10850 неработающих счетов, которые составляют 24,3% общего числа счетов. Функционирующих счетов было 10850 шт. или 75,7%. Благодаря усилиям служащих отдела к 2007 году 1260 неработающих счетов было закрыто, а к 2008 было закрыто еще 550 неработающих счета. Таким образом, на 2007 г. удельный вес неработающих счетов сократился до 20,4%, а на 2006 год до 17,5%. Работа сотрудников отдела на этом не заканчивается. Все усилия направляются на закрытие остальных неработающих счетов.
Для осуществления безналичных операций юридические и физические лица используют различные формы безналичных расчетов ( Рисунок 5)
Данные рисунка свидетельствуют, что в АО «Темірбанк» наибольший вес в безналичных расчетах приходится на расчеты с использованием платежных поручений: 96,9 % на 2005 год и 96, 6 % на 2008 год . Эти документы являются часто используемыми, потому что расчеты по ним имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств
Рисунок 5. Структура форм безналичных расчетов в АО «Темірбанк
Платежные требования и инкассовые поручения в АО «Темірбанк» используются в расчетах гораздо реже, чем платежные поручения. На эти платежные инструменты приходилась доля в 0,7% на 2007 и 2008 год. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором
Аккредитив - одна из наименее популярных форм безналичных расчетов, на нее приходилось 0,6 % на 2007 год и 0,07 в 2008 году из общей доли расчетов.
К причинам неразвитости этой формы расчетов можно отнести ряд недостатков аккредитивной формы расчетов которые и предопределили ограниченную сферу ее применения: дороговизна аккредитивной формы расчетов, средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несет дополнительные затраты по ее хранению. Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа.
АО «Темірбанк», являясь Принципиальным членом международных платежных систем VISA International и Master Card International, продолжило активно развивать в 2008 г. один из перспективных участков банковской деятельности – карточный бизнес – и занял определенную нишу в карточном бизнесе рынка Казахстана. Этому способствовало проведение в 2008 г. следующих мероприятий:
Главная стратегия АО «Темірбанк» заключается в том, чтобы предоставить клиентам Банка различные дополнительные услуги к платежным карточкам: Internet Banking, страхование для держателей платежных карточек, путешествующих по всему миру, оплата через банкомат услуг мобильной связи и кабельного телевидения, предоставление кредитных лимитов и кредитных линий по карточкам, позволяющих держателям карточек оплачивать товары и услуги в кредит.
Комплексное проведение технических и организационных мероприятий способствовало росту показателей по платежным карточкам по всем направлениям. В обращении, по состоянию на 31 декабря 2008 г., находилось 113 746 платежных карточек, рост по сравнению с 2007 г. составил 64,10% (рисунок 6).
Рисунок6. Динамика платежных карточек в обращении
До филиалов были доведены планы выпуска платежных карт на 2008 г. в количестве 78 000 карточек, выполнение составило 74 927 карточек, или 96,6% (рисунок 7).
Рисунок 7. Динамика роста эмиссии платежных карточек
Увеличился объем безналичных платежей по карточкам с 2 942,6 млн. тенге в 2007 г. до 4 224,8 млн. тенге в 2008-м, и рост составил 43,56%. Выдача наличных также увеличилась с 15 764,6 млн. тенге в 2007 г. до 35 915,5 млн. тенге, или рост составил 128% (Рисунок 18).
Рисунок 8. Объем безналичных платежей по карточкам
В связи с увеличением количества выпускаемых карт привлечены ресурсы за счет увеличения остатков на карточных счетах. Среднемесячные остатки на карточных счетах увеличились по сравнению с 2007 г. на 96% и составили в 2008 г. 3 056,5 млн. тенге, в 2007 г. они составляли 1 560,4 млн. тенге (рисунок 9).
Рисунок 9. Динамика роста среднемесячных остатков на карточных счетах (млн.тенге)
Установленный план по доходам в сумме 667,4 млн. тенге выполнен на сумму 513,5 млн. тенге, что составило выполнение на 77%. Выполнение плана по расходам составило 80%.
Выделение кредитных лимитов по платежным карточкам способствовало получению процентных доходов от использования выделенных кредитных лимитов и кредитных линий держателями платежных карточек. Наблюдается рост процентных доходов по сравнению с 2007 г. на 54% (в 2008 г. процентные доходы составили 38,6 млн. тенге, в 2007 г. составили 25,0 млн. тенге), но выполнение плана по процентным доходам составило 79,4% при плане в 48,6 млн. тенге).
Рисунок 10. Динамика роста процентных доходов по платежным карточкам
Установлена и протестирована скоринговая система компании «Экспириан Скорекс», которая будет использоваться для выделения кредитных линий по карточкам физических лиц без предоставления обеспечения и будет запущена в первой половине 2008 г. Разработана программа запуска пилотного проекта по выпуску платежных карточек и их обслуживанию сервис-менеджерами ЦБО/РЦ, которая была внедрена 16.01.2008 г. в филиалах Астаны и Алматы.
Разработан и утвержден Технический порядок по выдаче револьверной карточки существующим заемщикам, получившим заем по программе ипотечного кредитования, и заемщикам, рефинансирующим ипотечный заем в Банке из другого банка.
Программа «Кредит Плюс» была запущена в пилотном варианте в РЦ № 1 в г. Алматы 25.01.2008 г.
Для держателей платежных карточек были внедрены новые услуги – «Internet Banking», «SMS-оповещение». «Mobile Banking» запущен в тестовом пилотном проекте.
Начато предоставление комплексных услуг при привлечении организаций на зарплатные проекты. Клиентам направляются предложения воспользоваться следующими услугами:
потребительское кредитование без предоставления обеспечения до 5000 долларов США. Протоколом 40/1 от 16.11.2007 г. полномочия по принятию решений по потребительскому кредитованию без обеспечения сотрудников организаций передано кредитным комитетам филиалов;
выпуск револьверных карточек с кредитной линией до 5 окладов, макс.сумма – 10 000 долларов США.
Для привлечения организаций на зарплатные проекты было разработано и внедрено Агентское соглашение, предусматривающее материальное вознаграждение агента, оказавшего содействие в привлечении и заключении с организацией договора на зачисление заработной платы сотрудников на платежные карточки Банка.
Для увеличения эмиссии карточек MasterCard Worldwide и стимулирования безналичных платежей проводились специальные акции, Банк также участвовал в крупной акции, проведенной международной платежной системой Visa International «Фестиваль покупок».
Для стимулирования работы вновь открывающихся ЦБО/РЦ была разработана и запущена акция, предусматривающая льготные тарифы для держателей платежных карточек, привлеченных ЦБО/РЦ.
Традиционно работая с крупнейшими предприятиями торговли и сферы услуг, АО «Темірбанк» имеет одну из развитых сетей в Республике Казахстан по обслуживанию карточек VISA. Клиентами Банка являются различные магазины, кафе, рестораны, гостиницы и другие предприятия, принимающие к оплате платежные карточки. Достигнут рост комиссионных доходов от предприятий торговли и сервиса, с которыми АО «Темірбанк» заключило договоры на обслуживание держателей платежных карточек. Количество коммерсантов составило 417 в 2008 г. против 287, и рост составил 45,3%. За отчетный период комиссионный доход от коммерсантов составил 58 435 032 млн. тенге и увеличился по сравнению с 2007 г. на 96%.
Увеличились доходы за использование собственных банкоматов при выдаче денег по чужим и собственным платежным картам. В 2008 г. было установлено 134 банкомата, и их общее количество составило 188. За 2008 г. получен доход от банкоматов в размере 65 820 947.00 тенге, что по сравнению с 2007 г. составило прирост 45 212 535 тенге. (Рисунок 11)
Рисунок 21. Доход от использования собственных банкоматов
Проведение данных мероприятий способствовало тому, что в 2008 г. Банк не имел потерь от мошенничества по платежным карточкам.
Результаты исследования позволили выявить, что в структуре платежных операций:
- наибольшие как объем, так и удельный вес приходится на платежные поручения, удельный вес которых составлял в 2008 году 96,6%; данное обусловлено как относительной простой и небольшой стоимостью данных операций, так и их повседневной востребованностью со стороны клиентов;
- наибольшей же эффективностью по объему обладают пластиковые карты.
2.
2 Порядок проведения безналичных расчетов в банке
АО «Темірбанк» осуществляет комплексное расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц и предлагает своим Клиентам самый широкий спектр банковских услуг. Качество комплексного расчетно-кассового обслуживания обеспечивается высокой квалификацией персонала и применением передовых банковских технологий.
АО «Темiрбанк» предлагает своим клиентам следующие виды документарных операций:
- аккредитивы
- гарантии
- инкассо
- предэкспорт
- предимпорт
Аккредитив – это твердое обязательство банка выплатить продавцу товаров или услуг определенную денежную сумму при своевременном представлении в банк соответствующих документов, подтверждающих отправку товара или выполнение договорной услуги.
АО «Темiрбанк» предлагает следующие виды аккредитивов:
- аккредитив с платежом по предъявлении;
- аккредитив с рассрочкой платежа;
- аккредитив с «красной оговоркой»;
- револьверный аккредитив;
- аккредитив «стенд бай»;
- переводной аккредитив.
Для получения аккредитива продавцу необходимо указать реквизиты АО "Темiрбанк" в контракте, предусматривающем аккредитивную форму расчетов.
Гарантия – это безотзывное обязательство банка выплатить сумму гарантии по первому письменному требованию бенефициара независимо от платежеспособности своего клиента.
Наиболее часто используемые виды гарантий:
1) Гарантия платежа (Payment Guarantee): применяется, если покупатель получает товары с отсрочкой платежа. В этом случае поставщик страхует оплату банковской гарантией.
2) Гарантия возврата предоплаты (Advance Payment Guarantee): применяется, если продавец получает предоплату за товар. В этом случае покупатель страхует возврат предоплаты в случае непоставки товара.
3) Гарантия погашения кредита (Loan Repayment Guarantee): применяется, если клиент получил кредит в другом банке (зарубежном или казахстанском).
4) Гарантия исполнения контракта (Performance Bond): обычно применяется в экспортных операциях с расчетом по аккредитиву. Сумма гарантии, как правило, составляет 5-10% от суммы контракта.
5) Конкурсная гарантия (Bid Bond): в случае проведения тендера (конкурса) на поставку товара и/или оказание услуг устроители конкурса зачастую требуют предоставления конкурсной гарантии, сумма которой, как правило, не превышает 5% от суммы конкурсной заявки на случай, если победитель конкурса откажется от заключения договора и выполнения своих обязательств, так как такой отказ влечет дополнительные расходы и потерю времени для устроителей конкурса.
6) Наряду с гарантией может быть использован резервный аккредитив (аккредитив Standby). Так же как и гарантия, резервный аккредитив является безотзывным обязательством банка выплатить указанную в резервном аккредитиве сумму по первому письменному требованию бенефициара в случае неисполнения одной из сторон обязательств по контракту при соблюдении всех условий аккредитива. Аккредитив Standby может быть использован в роли гарантии, если партнер по контракту находится в стране, в которой выпуск банковских гарантий запрещен законодательством (например, США).
Тарифы на документарные операции представлены в приложении 2.
АО «Темiрбанк» предлагает корпоративные карточки, с помощью которых существенно ускоряется процесс получения наличных денег на представительские и командировочные расходы.
Корпоративные карточки позволяют:
1) Сократить затраты времени и снизить риски при получении и транспортировке наличных денег, предназначенных для командировочных и представительских расходов.
2) Сохранить деньги даже в случае утери/кражи карточки.
3) Безналично оплатить товары и услуги в предприятиях торговли и сервиса в любой точке мира.
4) Не остаться без средств в случае продления командировки.
Вы можете открыть следующие корпоративные карточки: Visa Business, Visa Gold и Visa Electron.
Дополнительно предоставляется возможность оформить банковский заем по корпоративной карточке.
Тарифы по корпоративным карточкам представлены в приложении 3.
Зарплатный проект является одним из наиболее современных способов выплаты заработной платы работникам организаций, обеспечивающих простоту, удобство и безопасность осуществления расчетов. Предлагаемая программа оплаты труда позволит перечислять денежные средства непосредственно на карточные счета работников Вашей организации, воспользоваться которыми они смогут с помощью платежных карточек АО «Темiрбанк», в любое удобное для них время.
АО «Темiрбанк» предлагает физическим лицам платежные карточки международной системы Visa International со следующими валютами ведения карточных счетов: тенге, доллары США или евро, а также платежные карточки American Express.
АО «Темірбанк» предоставляет возможность использования расчетов следующими видами платежных карт:
VISA Electron - самая доступная международная банковская карточка по самым выгодным тарифам. Это самая простая и дешевая международная карточка. VISA Electron позволяет получать наличные в сети банкоматов и в банках, а также оплачивать покупки и услуги в торговых точках, оснащенных электронными терминалами. Она поможет Вам в поездках за рубеж и в повседневной жизни, при получении наличных и оплате товаров и услуг. VISA Electron обслуживается в электронных устройствах: банкоматах и POS-терминалах. Карточка VISA Electron предоставляет возможность осуществлять платежи и получать наличные деньги в пределах суммы денег на Вашем карточном счете в банке. Отличительными особенностями VISA Electron являются низкая стоимость, доступность и безопасность, т.к. операции проводятся с обязательной авторизацией (проверкой карточки), что обеспечивает сохранность средств даже в случае утери карточки.
VISA Classic - наиболее популярная платежная карточка в Казахстане и за рубежом. Выгодные тарифы обслуживания, а также удобство использования практически в любой стране мира делают ее важным атрибутом для выезжающих за границу. Обслуживается везде, где есть логотип VISA. При помощи VISA Classic клиент может: оплачивать товары и услуги в предприятиях торговли и сервиса, получать наличные денежные средства в банкоматах и пунктах выдачи наличных денег, бронировать номера в отелях, брать на прокат автомобиль, заказывать билеты в авиакомпаниях и агентствах.
VISA Business - является корпоративной карточкой и предоставляет сотрудникам предприятий возможность безналичной оплаты командировочных, представительских и иных расходов, относимых на баланс компании. В случае утраты карточки клиенту незамедлительно организуют экстренную замену карточки или выдачу наличных. Компания может: анализировать расход средств сотрудниками, планировать командировочные и представительские расходы, предоставлять средства на командировочные расходы безналичным способом.
VISA Gold - наиболее престижная карточка для тех, кто ценит комфорт и высокий уровень сервиса. Держателям VISA Gold предоставляются значительные скидки и льготы. В число обязательных видов сервиса, предоставляемых держателям карточки, входят услуги экстренного обслуживания в случае утери карточки, возможность бесплатного получения временной карточки взамен утраченной и т. д. Карточка Visa Gold подчеркивает финансовую состоятельность владельца и предоставляет более широкие финансовые возможности.
В целом, резюмируя вышеизложенное необходимо отметить, что темпы развития безналичных расчетов в АО «Темірбанк», его ориентация на новейшие достижения в этой области позволяет с оптимизмом смотреть на будущее безналичных расчетов в Казахстане. Причем чем более широкие слои населения охватит карточная программа АО «Темірбанк», тем больше выгод она принесет как самому банку, так и его клиентам и финансовой системе всего государства.
Индустрия банковских карт на казахстанском рынке финансовых услуг продолжает свое поступательное развитие. В условиях усиления конкуренции банки постоянно расширяют дополнительный сервис и технически совершенствуют карточные продукты. В настоящее время многие банки на базе платежных карточек выстраивают всю «линейку» розничных услуг, начиная от переводных операций и заканчивая различными формами кредитования. Посредством платежных карточек через различные каналы связи сегодня доступны такие функции, как просмотр состояния счета, получение выписок, управление счетом, осуществление платежей и т.д. Через банкоматы и электронные киоски в режиме 24х7 можно осуществить перевод денег со счета на счет, произвести оплату сотового телефона, коммунальных услуг, услуг городского телефона и т.д.
Быстрое развитие информационных и компьютерных технологий влечет за собой столь же быстрые изменения на рынке банковских услуг, и особенно сильно это заметно в одной из наиболее технологически развитых областей банковского бизнеса – в сфере банковских карт и электронных платежей. Успех на рынке сегодня определяется, прежде всего, технологическими возможностями, возможностями быстро и эффективно реагировать на постоянно усложняющиеся и развивающиеся требования к средствам проведения электронных платежей – банковским картам.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.
Для коммерческих банков расчеты - один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. По данным банков, наибольший удельный вес в общей сумме доходов составляют доходы от оказания услуг по переводу денежных средств. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков [11. с. 23].
Объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности.
На сегодняшний день перед системой безналичных расчетов Республики Казахстан стоят следующие проблемы: скорость совершения платежей, проблема задержки расчетов, проблема использования аккредитивов во внутригосударственных расчетах, проблема вексельного обращения, создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.
Рассмотрим основные из них. Значительной проблемой является задержка расчетов банками, расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией и нарушением в расчетах по вине самих коммерческих банков. С введением расчетов банков через корсчета появляется следующие проблемы: сбои и задержки расчетов в РКЦ. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны [11, с. 55.].
Не менее важной является проблема скорости совершения платежей. Большинство малых предприятий, предпринимателей или состоятельных граждан, привыкли к проведению наличных расчетов по средним сделкам максимум за несколько минут. Их не устраивает неспособность межбанковских систем проводить платежи быстрее чем за несколько часов из-за небольшой распространенности и недостаточной эффективности средств дистанционного доступа к банковскому счету, а также из-за сложной организации этих систем. Тем более их не устраивает тратить несколько дней на окончательные расчеты в карточных системах, даже несмотря на быстрое получение сообщения системы о принципиальной возможности провести платеж. Если платежные системы хотят реально конкурировать с наличными расчетами по средним сделкам, то им необходимо кардинально сократить время проведения платежа, довести его до нескольких минут, как при наличных расчетах.
Оптовые межбанковские системы в качестве участников как минимум имеют банк плательщика, расчетный банк и банк получателя. В процессе проведения платежа банки-участники совершают не больше 18 действий по обработке и передаче платежных документов и еще два действия по собственно проведению платежа по клиентским счетам в банках плательщика и получателя. На каждую из 20 процедур потребуется не больше нескольких десятков секунд, и в итоге платеж будет проведен не быстрее чем за 10-- 20 мин [20, с. 40].
Карточные платежные системы имеют еще более сложную процедуру проведения платежа, поскольку до платежной составляющей необходимо провести авторизацию и процессинг. В качестве участников карточных систем к нескольким банкам добавляется столько же процессинговых компаний. Карточные системы, добившись быстрого обмена сообщениями с получателем о принципиальной возможности провести платеж, собственно сам платеж осуществляют за несколько дней
Для решения этой проблем необходимо развивать систему автоматизированных расчетов в режиме реального времени. Суть таких систем в том, что время, необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными организациями и ее проверки, будет измеряться секундами, а момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления на счет получателя. Создание системы автоматизированных расчетов в режиме реального времени предполагает, что и Национальный банк и кредитные организации должны будут отказаться от бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами.
Проблема вексельного обращения в нашей стране главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база, отсутствуют методики для банков при предоставлении кредита в форме вексельного. Кроме того, проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).
Проблема использования аккредитива также заключается в несовершенстве отечественного законодательства и нормативно-правовой базы: с одной стороны Гражданский Кодекс с одной стороны регулирует расчеты аккредитивами, что и позволяет использовать их в принципе, с другой стороны, те нормы, которые содержаться в Гражданском Кодексе являются фрагментарными и не охватывают ряд важных вопросов, что порождает операционные и правовые риски. Как видно из объема казахстанской нормативной базы, посвященной аккредитивам, она пока не в состоянии четко установить правоотношения сторон в аккредитивной сделке. Это приводит к неоднозначному толкованию ответственности сторон, причем не только арбитражными судами, но и Высшим арбитражным судом. Так, в настоящее время действующим законодательством не урегулирован вопрос о том, на кого должна быть возложена ответственность в случае невозврата денежных средств, составляющих покрытие по аккредитиву, исполняющим банком банку-эмитенту после отзыва аккредитива приказодателем.
Особое место в совершенствовании безналичных расчетов занимает повсеместное внедрение инноваций в проведение безналичных расчетов.
Суть инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему:
- «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов;
- самообслуживание;
- дистанционное обслуживание;
- использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом);
- создание телефонных центров;
- предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий
Во многих развитых странах все больше операций проводится клиентами без посещения банка. Во Франции, например, прямую связь с банком имеют около 300 тыс. клиентов. В США все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому [19, с. 5].
Модернизация телекоммуникационных систем, используемых для осуществления дистанционного обслуживания банковских клиентов, обусловила появление новой концепции организации банковской деятельности Dialog banking, согласно которой моно- и многофункциональные информационные автоматы освобождают сотрудников от рутинной работы, а сами сотрудники ориентируются на контактное интеллектуальное обслуживание клиентов.
Создание зон самообслуживания позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить количество исполнителей. Создаются и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием. Они могут располагаться в жилых зданиях, на территории магазинов, промышленных объектов, вокзалов и т.д. и оказывают услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки.
Обобщая вышеизложенное можно основные направления совершенствования безналичных расчетов в Республике Казахстан:
1. Проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.
2. Разработка Национальным Банком системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы Казахстана в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.
3. Совершенствование тарифной политики в сфере предоставления платежной системой Казахстана услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.
4. Осуществление разработки и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.
5. Совершенствование регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты.
6. Для сокращения наличного денежного оборота развитие правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты
7. Создание клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Республики Казахстан
8. Развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.
9. Унификация законодательства Республики Казахстан и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования подведем итоги и сформулируем основные выводы.
Так в первой главе были рассмотрены общие вопросы организации безналичных расчетов в Республике Казахстан, раскрыты основные платежные системы. Так же были рассмотрены новые виды безналичных расчетов.
Организация денежных расчетов с использованием безналичных расчетов гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Любая организация совершает денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Организация осуществляет также денежные расчеты с персоналом и рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются главным образом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы.
Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег.
Проведенное исследование дает основание утверждать, что электронные деньги - это очень гибкий инструмент, позволяющий расширить сферу применения наличных денег.
Только с использованием электронных расчетов возможно:
1) Развивать рынок микроплатежей - так необходимый для информационного бизнеса в современных условиях.
2) За счет быстрого оборота электронных денег сокращаются темпы роста инфляции.
3) Стоимость транзакций с использованием электронных денег значительно дешевле стоимости транзакций традиционных денег.
4) Обработка и учет электронных денег проще, и их использование может серьезно изменить структуру банков и сократить их персонал.
5) Электронные деньги, в отличии от чековых и кредитных систем, позволяют поддерживать анонимность транзакций (в той или иной степени), так как не требуют при их использовании удостоверения личности плательщика и его кредитоспособности.
6) Организация денежных расчетов с использованием электронных безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения.
7) Широкому применению электронных безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченным причинам, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
8) И в конечном итоге развитие безналичных (электронных) расчетов способствует «вынужденной легализации» теневой экономики, так как последняя основывается, в основном, на наличных расчетах.
Для более эффективного функционирования системы электронного обмена информацией по безналичным расчетам между отделениями, филиалами и головным офисом АО «Темірбанк» и другими кредитными организациями необходимы активные действия по подключению к системе электронного обмена информацией.
Во второй главе работы была рассмотренный политика банка в сфере осуществления безналичных расчетов. Проведен анализ структуры используемых расчетных документов. Результаты исследования позволили выявить, что в структуре платежных операций:
- наибольшие как объем, так и удельный вес приходится на платежные поручения, удельный вес которых составлял в 2008 году 96,6%; данное обусловлено как относительной простой и небольшой стоимостью данных операций, так и их повседневной востребованностью со стороны клиентов;
- наибольшей же эффективностью по объему обладают пластиковые карты, обеспечивающие данную эффективность в размере 0,78% по итогу 2008 г.
В третьей главе выявлены проблемы и недостатки осуществления безналичных расчетов, а также предоставлен ряд мер по совершенствованию платежно-расчетной системы, которые могут повысить результативность и качество осуществления безналичных расчетов в данном направлении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Сейткасимов Г.С. Деньги. Кредит. Банки. – А.: «Экономика», 2006., 368 с.
2 Порядина И.В. Платежная система. – Учебно-методическое пособие. – Астана, 2008. 174с.
3 Айманбетова Г. Финансовый рынок Республики Казахстан// Экономическое обозрение Национального банка РК. – 2008. №1.
4 Есентугелов А. Денежно кредитная политика банковской системы в период перехода от финансовой стабилизации к экономическому росту// Азия : Экономика и жизнь. - 2008. - №52.
5 Годовой отчет Национального банка Республики Казахстан 2007.
6 Отчет по финансовой стабильности Республики Казахстан за 2008.
7 Дробинина А.П. "Финансы, денежные обращения и кредит" - Алматы: 1998.
8 Антонов Н. Р. Пессель М. А. Денежное обращение, кредит, банки. – Москва: Финстатинформ, 2005.
9 Арынов Е. М. Банки Казахстана на внутреннем финансовом рынке. – Алматы: «Каржы-Каражат», 2006.
10 Годовой финансовый отчет АО «Темірбанк» за 2008г.
11 Бабичева Ю.А. Банковское дело.- М.: «Экономика»,2004г., 365 с.
12 Березина М. П. , Крупнов Ю. С. Межбанковские расчёты.- Москва: Флистатинформ, 2003.
13 Березина М. П. , Крупнов Ю. С. Межбанковские расчёты. – анализ практики.// Деньги и кредит. - 2003. №4.-
14 Булатов М. А. Совершенствование безналичных расчётов.// Бухгалтерия и банки.- 2006.- №4.
15 Корнеев М. В. Функционирование системы клиринговых межбанковских расчётов и минимизация рисков // Деньги и кредит. – 2007. №7.
16 Лаврушин О.И. Банковское дело.- М.: «Финансы и статистика»,2008., 488 с.
17 Лисак Б. Основные тенденции развития банковской системы в Казахстане.// Банки Казахстана, 2008г., №10 (16), с.6.
18 Захаров В. С. проблемы совершенствования расчётов. // Деньги и кредит. –2006. -№ 7.
19 Полфреман Д., Форд Ф. Основы банковского дела. – М.: Инфра –М., 1996.
20 Иванов А. Н. Платёжные услуги коммерческих банков // Деньги и кредит. 2006. - №5.-
21 Исаев Д. Б. Роль центральных банков в организации и функционировании платёжной системы // Деньги и кредит. –2006. - №7.-
22 Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело.- М.: «Финансы и статистика», 2006., 156 с.
23 Макачева З. Развитие и методы организации межбанковских расчётов // Банковский аудит. 1997. №2.
24 Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции - М ., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
25 Поляков В.П., Московина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М.:Инфра-М., 1997.
26 Сейткасимов Г.С. Банковское дело. – А.: «Каржы-Каражат», 1998г., 235 с.
27 «Субординированные евроноты ОАО «КАЗКОММЕРЦБАНК» включены в листинг KASE категории "А"». (Специальный выпуск по материалам ОАО "КАЗКОММЕРЦБАНК", KASE и агентства «ИРБИС»). Подготовлено агентствам «ИРБИС». Panorama, Еженедельная газета, Алматы, №1, 12 января 2001 года. с. 7-10.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЗАЯВЛЕНИЕ НА ОТКРЫТИЕ АККРЕДИТИВА от _______________
Просим открыть следующий аккредитив:
- безотзывный - подтвержденный* - неподтвержденный - переводной - резервный
*если подтвержденный, то каким банком ___________________________________________________________
Название и адрес клиента:
РНН:
Номер счета: _____________________________
Тел./Факс:
|
Название и адрес бенефициара:
Номер счета: ______________________________
|
Сумма аккредитива (цифрами и прописью): ________
____________________________________________________________________________________________
Валюта:
|
Банк бенефициара:
|
Номер и дата контракта:
|
Номер и дата паспорта сделки:
|
Дата и место открытия аккредитива:
|
Дата и место истечения срока аккредитива:
|
Частичная погрузка Перегрузка товара
- разрешена - разрешена
-не разрешена - не разрешена
|
Аккредитив исполняется методом:
- Платежа - Акцепта - Негоциации
- Отсрочки платежа _____________________
|
Погрузка на борт/отправка/передача
где/откуда: _________________________________
куда: ______________________________________
не позднее чем (дата): _______________________
|
Условия поставки:
- EXW - FCA - CFR - CPT
- CIP - DAF - DDU - DDP
- ___________________________________________
порт/место____________________________________
|
Краткое описание товара: _______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Перечень документов: __________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Документы должны быть представлены в течение ___________ дней со дня отправки, указанного в транспортных документах, но в пределах срока действия аккредитива.
Расходы по исполнению аккредитива:______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Просим Вас списать сумму аккредитива и комиссии с нашего счета № ___________________________________
Настоящим подтверждаем, что ОАО “Темiрбанк» не несет никакой ответственности за любые прямые или косвенные коммерческие, юридические потери или убытки, которые могут возникнуть вследствие точного исполнения наших инструкций, изложенных в данном заявлении.
Настоящим подтверждаем, что все требования законодательства РК, включая требования экпортно-импортного валютного контроля, при оформлении данной сделки были соблюдены.
Печать
|
Руководитель:
|
Главный бухгалтер:
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Тарифы на документарные операции АО «Темірбанк»
Операции в национальной валюте
|
Операции в иностранной валюте
|
Комиссия за риски по документарным операциям
|
по договоренности
|
по договоренности
|
Расходы, связанные с документарными операциями, выполненными другимим банками
|
по фактической стоимости
|
по фактической стоимости
|
Аккредитивы
|
Предавизование аккредитива
|
8 000
|
8 000
|
Подтверждение аккредитива:
|
с покрытием
|
0,3%, min 8 000, max 80 000
|
0,3%, min 8 000, max 80 000
|
без покрытия
|
по договоренности, min 28 000
|
по договоренности, min 28 000
|
Открытие аккредитива
|
0,3%, min 16 000, max 160 000
|
0,3%, min 16 000, max 160 000
|
Изменение условий аккредитива
|
11 200
|
11 200
|
Авизование аккредитива
|
0,2%, min 16 000, max 96 000
|
0,2%, min 16 000, max 96 000
|
Авизование изменений условий аккредитива
|
6 400
|
6 400
|
Проверка документов
|
0,15%, min 14 400, max 96 000
|
0,15%, min 14 400, max 96 000
|
Комиссия за несоответствие в документах
|
11 200
|
11 200
|
Платеж по аккредетиву
|
согласно действующим тарифам по платежам
|
0,2%, min 4 800, max 80 000
|
Выполнение запросов, связанных с операцией по аккредетиву
|
4 800
|
4 800
|
Аннулирование аккредитива до истечения срока действия
|
16 000
|
16 000
|
Перевод трансферабельного аккредитива в пользу третьей стороны
|
0,2%, min 16 000, max 96 000
|
0,2%, min 16 000, max 96 000
|
Перевод изменения условий по трансферабельному аккредетиву
|
6 400
|
6 400
|
Банковские гарантии и резервные аккредетивы
|
Открытие гарантии/резервного аккредитива
|
0,2%, min 8 000, max 80 000
|
0,2%, min 8 000, max 80 000
|
Изменение условий гарантии/ резервного аккредитива
|
8 000
|
8 000
|
Авизование гарантии/резервного аккредитива
|
0,2%, min 7 000, max 56 000
|
0,2%, min 7 000, max 56 000
|
Авизование изменений условий гарантии/ резервного аккредитива
|
6 400
|
6 400
|
Авизование претензии клиента по гарантии, выпущенной другим банком в его пользу
|
8 000
|
8 000
|
Проверка документов
|
0,15%, min 14 400, max 96 000
|
0,15%, min 14 400, max 96 000
|
Платеж по гарантии/резервному аккредитиву
|
согласно действующих тарифов по платежам
|
0,2%, min 4 800, max 80 000
|
Выполнение запросов, связанных с операцией по гарантии/резервному аккредитиву
|
4 800
|
4 800
|
Аннулирование гарантии/резервного аккредитива до истечения срока действия
|
16 000
|
16 000
|
Гарантия конкурсного предложения
|
согласно условиям продуктовых программ
|
-
|
Межбанковское рамбурсирование
|
Выпуск рамбурсного обязательства:
|
с покрытием
|
-
|
0,3%, min 16 000, max 160 000
|
без покрытия
|
-
|
по договоренности
|
Изменение условий рамбурсного обязательства
|
-
|
11 200
|
Платеж согласно рамбурсному обязательству
|
-
|
0,2%, min 4 800, max 80 000
|
Документарное инкассо
|
Авизование инкассо, предусмотренное коммерческим контрактом и паспортом сделки:
|
авизование инкассо
|
-
|
0,1%, min 3 500 ($25), max 42 000 ($300)
|
авизование изменений инструкций по инкассо
|
-
|
5 600 ($40)
|
выполнение запросов, связанных с инкассо
|
-
|
nobr>5 600 ($40)
|
возврат документов по инкассо в банк-ремитент
|
-
|
4 200 ($30)
|
платеж по инкассо
|
-
|
0,2%, min 4 200 ($30), max 70 000 ($500)
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Тарифы по пластиковым карточкам АО «Темірбанк»
ВИДЫ ВЫПУСКАЕМЫХ КАРТОЧЕК
|
Visa Electron, Visa Business, Visa Gold
|
ГОДОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЗАМЕНА КАРТОЧКИ
|
Годовое обслуживание карточки:
|
1-ый год обслуживания
|
2-ой и последующие годы обслуживания
|
Visa Electron
|
1200 тенге
|
1200 тенге
|
Visa Business
|
15000 тенге
|
15000 тенге
|
Visa Gold
|
25000 тенге
|
25000 тенге
|
Срочный выпуск карточки в течение 2-х банковских дней (только в г. Алматы):*
|
Visa Electron
|
1000 тенге
|
1000 тенге
|
Visa Business
|
5000 тенге
|
5000 тенге
|
Visa Gold
|
7000 тенге
|
7000 тенге
|
Замена карточки по просьбе держателя карточки (в том числе взамен утерянной/украденной):
|
Visa Electron
|
500 тенге
|
Visa Business
|
1000 тенге
|
Visa Gold
|
3000 тенге
|
Замена карточки по истечении срока действия:
|
0 тенге
|
*Вознаграждение за срочный выпуск карточки взимается дополнительно к вознаграждению за годовое обслуживание карточки
|
ВЫДАЧА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ ПО КАРТОЧКЕ
|
Выдача наличных денег:
|
в банкомате
|
в кассе
|
в сети АО "Темiрбанк"
|
0,5% от суммы
|
0,5% от суммы
|
в сети АО "Народный Банк Казахстана"
|
0,7% от суммы (минимум 50 тенге)
|
0,7% от суммы (минимум 100 тенге)
|
в сети других банков на территории РК
|
1% от суммы (минимум 100 тенге)
|
1% от суммы (минимум 150 тенге)
|
в сети банков вне территории РК
|
1,5% от суммы (минимум 500 тенге)
|
1,5% от суммы (минимум 500 тенге)
|
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО КАРТОЧКЕ
|
Осуществление безналичного платежа по оплате товаров/услуг предпринимателя*:
|
в сети АО "Темiрбанк"
|
0 тенге
|
в сети АО "Народный Банк Казахстана"
|
20 тенге
|
в сети других банков на территории РК
|
20 тенге
|
в сети банков вне территории РК
|
20 тенге
|
Осуществление безналичного платежа по оплате услуг предпринимателя* с помощью банкомата:
|
в сети АО "Темiрбанк"
|
20 тенге
|
в сети других банков
|
100 тенге
|
Осуществление безналичного платежа по оплате услуг предпринимателя* (казино):
|
1% от суммы + 500 тенге
|
Осуществление таможенного платежа в сети АО "Народный Банк Казахстана"
|
0,7 % от суммы (минимум 350 тенге, максимум 3500 тенге)
|
*Предприниматель - физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или юридическое лицо, принимающее карточки для осуществления безналичного платежа по оплате поставляемых им товаров и/или услуг.
|
ПЕРЕВОД ДЕНЕГ С КАРТ-СЧЁТА
|
Перевод денег с карт-счета:
|
на свой собственный карт-счёт/счёт внутри банка
|
0 тенге
|
на карт-счёт другого лица внутри банка с помощью банкомата
|
80 тенге
|
на карт-счёт/счёт другого лица внутри банка
|
500 тенге
|
в пользу клиента другого банка
|
согласно общим тарифам банка по межбанковским платежам + 500 тенге
|
ПРИНЯТИЕ (ЗАЧИСЛЕНИЕ) ДЕНЕГ НА КАРТ-СЧЕТ
|
Принятие (зачисление) денег на карт-счет:
|
наличными
|
0 тенге
|
переводом
|
0 тенге
|
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО КАРТОЧКЕ
|
Запрос баланса по карточке с помощью банкомата/ POS-терминала:
|
в сети АО "Темiрбанк"
|
20 тенге*
|
в сети других банков
|
50 тенге
|
Запрос информации о последних 10 операциях с помощью банкомата:
|
в сети АО "Темiрбанк"
|
20 тенге
|
в сети других банков
|
100 тенге
|
Представление выписки по карт-счету:
|
ежемесячной
|
0 тенге
|
дополнительной (архивной) за период, превышающий 2 последних календарных месяца
|
300 тенге
|
Представление справки по месту требования
|
500 тенге
|
SMS-информирование по операциям по карточке
|
100 тенге в месяц
|
*3 (три) запроса баланса в сети АО "Темiрбанк" в течение одного месяца - 0 тенге. Каждый последующий запрос - 20 тенге.
|
ИНЫЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТОЧКИ
|
Блокирование утерянной/украденной карточки:
|
без занесения в стоп-лист
|
300 тенге
|
с занесением в международный стоп-лист
|
10000 тенге за каждый регион
|
Обнуление счетчика неверного ввода ПИН-кода
|
100 тенге
|
Проведение расследования по спорной ситуации*
|
согласно тарифам Visa
|
Проведение расследования по операциям, осуществленным в банкоматах АО "Темiрбанк", с предоставлением видеофрагментов (не более 10 штук)
|
3000 тенге
|
Экстренная выдача карточки за рубежом**
|
38000 тенге
|
Экстренная выдача наличных денег за рубежом**
|
32000 тенге
|
Неустойка в случае допущения овердрафта***
|
30% годовых от суммы овердрафта
|
*Включая отправку факсов, телефонных переговоров, предоставление видеозаписи и т.д.
|
**Услуга доступна для держателей всех видов карточек, за исключением Visa Electron
|
***Овердрафт - сумма денег, израсходованная сверх суммы собственных денег клиента на карт-счёте и суммы кредитного лимита (в случае его установления по карт-счету)
|
|
содержание ..
706
707
708 ..
|
|