Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  706  707  708   ..

 

 

Безналичный денежный оборот и пути его совершенствования

Безналичный денежный оборот и пути его совершенствования

Тема: Безналичный денежный оборот и пути его совершенствования

Поставщик-получатель


Покупатель-плательщик

1

5

3

2


2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ НА ПРИМЕРЕ ДОЧЕРНЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "БТА БАНК"-АО "ТЕМIРБАНК"

2. 1 Анализ используемых форм безналичных расчетов

АО "Темiрбанк" основано 26 марта 1992 года. Головной офис расположен в городе Алматы. Филиальная сеть банка насчитывает 21 филиал и более 120 точек продаж, представленных практически во всех областных центрах Казахстана и городах с численностью населения свыше 50 000 человек. [10].

Банк имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций № 107 от 19 ноября 2007.

Банк выпускает кредитные и дебетные карточки международных платежных систем VISA и MasterCard (Cirrus/Maestro).

На 1 октября 2009 года 55,56 % акций Темірбанка принадлежало АО «БТА Банк» (собственник), остальные акции распылены между множеством миноритарных акционеров — юридических и физических лиц.

По состоянию на 1 октября 2009 года активы Банка составили 240 542 миллионов тенге.

Для анализа платежного оборота банка отразим количество открытых счетов клиентов - юридических и физических лиц.


Рисунок 3. Структура открытых счетов клиентов банка


Рисунок 4. Динамика структуры и количества счетов, обслуживаемых АО «Темірбанк»

Таким образом, за прошедшее время наибольшую величину, в количественном отношении, занимают счета физических лиц - 40629 тыс. ед. или 77,97% от итога 2008 г. Так же наблюдается незначительный прирост обслуживаемых счетов: юридических лиц на 673 ед. или 1,06%, физических лиц на 3978 ед. или 1,11%. При количественном росте обслуживаемых счетов их структура изменилась в незначительной степени, как показаны на рисунках 4 и 5.

Перед тем как рассматривать структуру используемых расчетных документов, по нашему мнению, для выявления развития клиентской базы необходимо отдельно остановится на проблеме, связанной с неработающими счетами. Такие счета «засоряют» базу данных, усложняют труд инспекторов РКО, а также увеличивают издержки банка. Банком ведется постоянная работа, направленная на закрытие неработающих счетов. Проведем анализ динамики закрытия неработающих счетов. Данные о неработающих счетах отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика и структура счетов клиентов в АО «Темірбанк»

2006 год

2007 год

2008

Количество (шт.)

Удельный вес (%)

Количество (шт.)

Удельный вес (%)

Количество (шт.)

Удельный вес (%)

Всего счетов:

44651

100

47007

100

51658

100

- из них, функционирующих

33801

75,7

37417

79,6

42618

82,5

Неработающих, - всего:

10850

24,3

9590

20,4

9040

17,5

Примечание – данные из финансовой отчетности АО «Темірбанк»

Данные таблицы свидетельствуют, что в АО «Темірбанк» на 2006 г. имелось 10850 неработающих счетов, которые составляют 24,3% общего числа счетов. Функционирующих счетов было 10850 шт. или 75,7%. Благодаря усилиям служащих отдела к 2007 году 1260 неработающих счетов было закрыто, а к 2008 было закрыто еще 550 неработающих счета. Таким образом, на 2007 г. удельный вес неработающих счетов сократился до 20,4%, а на 2006 год до 17,5%. Работа сотрудников отдела на этом не заканчивается. Все усилия направляются на закрытие остальных неработающих счетов.

Для осуществления безналичных операций юридические и физические лица используют различные формы безналичных расчетов ( Рисунок 5)

Данные рисунка свидетельствуют, что в АО «Темірбанк» наибольший вес в безналичных расчетах приходится на расчеты с использованием платежных поручений: 96,9 % на 2005 год и 96, 6 % на 2008 год . Эти документы являются часто используемыми, потому что расчеты по ним имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств

2008г.


Рисунок 5. Структура форм безналичных расчетов в АО «Темірбанк

Платежные требования и инкассовые поручения в АО «Темірбанк» используются в расчетах гораздо реже, чем платежные поручения. На эти платежные инструменты приходилась доля в 0,7% на 2007 и 2008 год. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором

Аккредитив - одна из наименее популярных форм безналичных расчетов, на нее приходилось 0,6 % на 2007 год и 0,07 в 2008 году из общей доли расчетов.

К причинам неразвитости этой формы расчетов можно отнести ряд недостатков аккредитивной формы расчетов которые и предопределили ограниченную сферу ее применения: дороговизна аккредитивной формы расчетов, средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несет дополнительные затраты по ее хранению. Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа.

АО «Темірбанк», являясь Принципиальным членом международных платежных систем VISA International и Master Card International, продолжило активно развивать в 2008 г. один из перспективных участков банковской деятельности – карточный бизнес – и занял определенную нишу в карточном бизнесе рынка Казахстана. Этому способствовало проведение в 2008 г. следующих мероприятий:

Главная стратегия АО «Темірбанк» заключается в том, чтобы предоставить клиентам Банка различные дополнительные услуги к платежным карточкам: Internet Banking, страхование для держателей платежных карточек, путешествующих по всему миру, оплата через банкомат услуг мобильной связи и кабельного телевидения, предоставление кредитных лимитов и кредитных линий по карточкам, позволяющих держателям карточек оплачивать товары и услуги в кредит.

Комплексное проведение технических и организационных мероприятий способствовало росту показателей по платежным карточкам по всем направлениям. В обращении, по состоянию на 31 декабря 2008 г., находилось 113 746 платежных карточек, рост по сравнению с 2007 г. составил 64,10% (рисунок 6).

Рисунок6. Динамика платежных карточек в обращении

До филиалов были доведены планы выпуска платежных карт на 2008 г. в количестве 78 000 карточек, выполнение составило 74 927 карточек, или 96,6% (рисунок 7).

Рисунок 7. Динамика роста эмиссии платежных карточек

Увеличился объем безналичных платежей по карточкам с 2 942,6 млн. тенге в 2007 г. до 4 224,8 млн. тенге в 2008-м, и рост составил 43,56%. Выдача наличных также увеличилась с 15 764,6 млн. тенге в 2007 г. до 35 915,5 млн. тенге, или рост составил 128% (Рисунок 18).

Рисунок 8. Объем безналичных платежей по карточкам

В связи с увеличением количества выпускаемых карт привлечены ресурсы за счет увеличения остатков на карточных счетах. Среднемесячные остатки на карточных счетах увеличились по сравнению с 2007 г. на 96% и составили в 2008 г. 3 056,5 млн. тенге, в 2007 г. они составляли 1 560,4 млн. тенге (рисунок 9).

Рисунок 9. Динамика роста среднемесячных остатков на карточных счетах (млн.тенге)

Установленный план по доходам в сумме 667,4 млн. тенге выполнен на сумму 513,5 млн. тенге, что составило выполнение на 77%. Выполнение плана по расходам составило 80%.

Выделение кредитных лимитов по платежным карточкам способствовало получению процентных доходов от использования выделенных кредитных лимитов и кредитных линий держателями платежных карточек. Наблюдается рост процентных доходов по сравнению с 2007 г. на 54% (в 2008 г. процентные доходы составили 38,6 млн. тенге, в 2007 г. составили 25,0 млн. тенге), но выполнение плана по процентным доходам составило 79,4% при плане в 48,6 млн. тенге).

Рисунок 10. Динамика роста процентных доходов по платежным карточкам

Установлена и протестирована скоринговая система компании «Экспириан Скорекс», которая будет использоваться для выделения кредитных линий по карточкам физических лиц без предоставления обеспечения и будет запущена в первой половине 2008 г. Разработана программа запуска пилотного проекта по выпуску платежных карточек и их обслуживанию сервис-менеджерами ЦБО/РЦ, которая была внедрена 16.01.2008 г. в филиалах Астаны и Алматы.

Разработан и утвержден Технический порядок по выдаче револьверной карточки существующим заемщикам, получившим заем по программе ипотечного кредитования, и заемщикам, рефинансирующим ипотечный заем в Банке из другого банка.

Программа «Кредит Плюс» была запущена в пилотном варианте в РЦ № 1 в г. Алматы 25.01.2008 г.

Для держателей платежных карточек были внедрены новые услуги – «Internet Banking», «SMS-оповещение». «Mobile Banking» запущен в тестовом пилотном проекте.

Начато предоставление комплексных услуг при привлечении организаций на зарплатные проекты. Клиентам направляются предложения воспользоваться следующими услугами:

потребительское кредитование без предоставления обеспечения до 5000 долларов США. Протоколом 40/1 от 16.11.2007 г. полномочия по принятию решений по потребительскому кредитованию без обеспечения сотрудников организаций передано кредитным комитетам филиалов;

выпуск револьверных карточек с кредитной линией до 5 окладов, макс.сумма – 10 000 долларов США.

Для привлечения организаций на зарплатные проекты было разработано и внедрено Агентское соглашение, предусматривающее материальное вознаграждение агента, оказавшего содействие в привлечении и заключении с организацией договора на зачисление заработной платы сотрудников на платежные карточки Банка.

Для увеличения эмиссии карточек MasterCard Worldwide и стимулирования безналичных платежей проводились специальные акции, Банк также участвовал в крупной акции, проведенной международной платежной системой Visa International «Фестиваль покупок».

Для стимулирования работы вновь открывающихся ЦБО/РЦ была разработана и запущена акция, предусматривающая льготные тарифы для держателей платежных карточек, привлеченных ЦБО/РЦ.

Традиционно работая с крупнейшими предприятиями торговли и сферы услуг, АО «Темірбанк» имеет одну из развитых сетей в Республике Казахстан по обслуживанию карточек VISA. Клиентами Банка являются различные магазины, кафе, рестораны, гостиницы и другие предприятия, принимающие к оплате платежные карточки. Достигнут рост комиссионных доходов от предприятий торговли и сервиса, с которыми АО «Темірбанк» заключило договоры на обслуживание держателей платежных карточек. Количество коммерсантов составило 417 в 2008 г. против 287, и рост составил 45,3%. За отчетный период комиссионный доход от коммерсантов составил 58 435 032 млн. тенге и увеличился по сравнению с 2007 г. на 96%.

Увеличились доходы за использование собственных банкоматов при выдаче денег по чужим и собственным платежным картам. В 2008 г. было установлено 134 банкомата, и их общее количество составило 188. За 2008 г. получен доход от банкоматов в размере 65 820 947.00 тенге, что по сравнению с 2007 г. составило прирост 45 212 535 тенге. (Рисунок 11)

Рисунок 21. Доход от использования собственных банкоматов

Проведение данных мероприятий способствовало тому, что в 2008 г. Банк не имел потерь от мошенничества по платежным карточкам.

Результаты исследования позволили выявить, что в структуре платежных операций:

- наибольшие как объем, так и удельный вес приходится на платежные поручения, удельный вес которых составлял в 2008 году 96,6%; данное обусловлено как относительной простой и небольшой стоимостью данных операций, так и их повседневной востребованностью со стороны клиентов;

- наибольшей же эффективностью по объему обладают пластиковые карты.

2. 2 Порядок проведения безналичных расчетов в банке

АО «Темірбанк» осуществляет комплексное расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц и предлагает своим Клиентам самый широкий спектр банковских услуг. Качество комплексного расчетно-кассового обслуживания обеспечивается высокой квалификацией персонала и применением передовых банковских технологий.

АО «Темiрбанк» предлагает своим клиентам следующие виды документарных операций:

- аккредитивы

- гарантии

- инкассо

- предэкспорт

- предимпорт

Аккредитив – это твердое обязательство банка выплатить продавцу товаров или услуг определенную денежную сумму при своевременном представлении в банк соответствующих документов, подтверждающих отправку товара или выполнение договорной услуги.

АО «Темiрбанк» предлагает следующие виды аккредитивов:

- аккредитив с платежом по предъявлении;

- аккредитив с рассрочкой платежа;

- аккредитив с «красной оговоркой»;

- револьверный аккредитив;

- аккредитив «стенд бай»;

- переводной аккредитив.

Для получения аккредитива продавцу необходимо указать реквизиты АО "Темiрбанк" в контракте, предусматривающем аккредитивную форму расчетов.

Гарантия – это безотзывное обязательство банка выплатить сумму гарантии по первому письменному требованию бенефициара независимо от платежеспособности своего клиента.

Наиболее часто используемые виды гарантий:

1) Гарантия платежа (Payment Guarantee): применяется, если покупатель получает товары с отсрочкой платежа. В этом случае поставщик страхует оплату банковской гарантией.

2) Гарантия возврата предоплаты (Advance Payment Guarantee): применяется, если продавец получает предоплату за товар. В этом случае покупатель страхует возврат предоплаты в случае непоставки товара.

3) Гарантия погашения кредита (Loan Repayment Guarantee): применяется, если клиент получил кредит в другом банке (зарубежном или казахстанском).

4) Гарантия исполнения контракта (Performance Bond): обычно применяется в экспортных операциях с расчетом по аккредитиву. Сумма гарантии, как правило, составляет 5-10% от суммы контракта.

5) Конкурсная гарантия (Bid Bond): в случае проведения тендера (конкурса) на поставку товара и/или оказание услуг устроители конкурса зачастую требуют предоставления конкурсной гарантии, сумма которой, как правило, не превышает 5% от суммы конкурсной заявки на случай, если победитель конкурса откажется от заключения договора и выполнения своих обязательств, так как такой отказ влечет дополнительные расходы и потерю времени для устроителей конкурса.

6) Наряду с гарантией может быть использован резервный аккредитив (аккредитив Standby). Так же как и гарантия, резервный аккредитив является безотзывным обязательством банка выплатить указанную в резервном аккредитиве сумму по первому письменному требованию бенефициара в случае неисполнения одной из сторон обязательств по контракту при соблюдении всех условий аккредитива. Аккредитив Standby может быть использован в роли гарантии, если партнер по контракту находится в стране, в которой выпуск банковских гарантий запрещен законодательством (например, США).

Тарифы на документарные операции представлены в приложении 2.

АО «Темiрбанк» предлагает корпоративные карточки, с помощью которых существенно ускоряется процесс получения наличных денег на представительские и командировочные расходы.

Корпоративные карточки позволяют:

1) Сократить затраты времени и снизить риски при получении и транспортировке наличных денег, предназначенных для командировочных и представительских расходов.

2) Сохранить деньги даже в случае утери/кражи карточки.

3) Безналично оплатить товары и услуги в предприятиях торговли и сервиса в любой точке мира.

4) Не остаться без средств в случае продления командировки.

Вы можете открыть следующие корпоративные карточки: Visa Business, Visa Gold и Visa Electron.

Дополнительно предоставляется возможность оформить банковский заем по корпоративной карточке.

Тарифы по корпоративным карточкам представлены в приложении 3.

Зарплатный проект является одним из наиболее современных способов выплаты заработной платы работникам организаций, обеспечивающих простоту, удобство и безопасность осуществления расчетов. Предлагаемая программа оплаты труда позволит перечислять денежные средства непосредственно на карточные счета работников Вашей организации, воспользоваться которыми они смогут с помощью платежных карточек АО «Темiрбанк», в любое удобное для них время.

АО «Темiрбанк» предлагает физическим лицам платежные карточки международной системы Visa International со следующими валютами ведения карточных счетов: тенге, доллары США или евро, а также платежные карточки American Express.

АО «Темірбанк» предоставляет возможность использования расчетов следующими видами платежных карт:

VISA Electron - самая доступная международная банковская карточка по самым выгодным тарифам. Это самая простая и дешевая международная карточка. VISA Electron позволяет получать наличные в сети банкоматов и в банках, а также оплачивать покупки и услуги в торговых точках, оснащенных электронными терминалами. Она поможет Вам в поездках за рубеж и в повседневной жизни, при получении наличных и оплате товаров и услуг. VISA Electron обслуживается в электронных устройствах: банкоматах и POS-терминалах. Карточка VISA Electron предоставляет возможность осуществлять платежи и получать наличные деньги в пределах суммы денег на Вашем карточном счете в банке. Отличительными особенностями VISA Electron являются низкая стоимость, доступность и безопасность, т.к. операции проводятся с обязательной авторизацией (проверкой карточки), что обеспечивает сохранность средств даже в случае утери карточки.

VISA Classic - наиболее популярная платежная карточка в Казахстане и за рубежом. Выгодные тарифы обслуживания, а также удобство использования практически в любой стране мира делают ее важным атрибутом для выезжающих за границу. Обслуживается везде, где есть логотип VISA. При помощи VISA Classic клиент может: оплачивать товары и услуги в предприятиях торговли и сервиса, получать наличные денежные средства в банкоматах и пунктах выдачи наличных денег, бронировать номера в отелях, брать на прокат автомобиль, заказывать билеты в авиакомпаниях и агентствах.

VISA Business - является корпоративной карточкой и предоставляет сотрудникам предприятий возможность безналичной оплаты командировочных, представительских и иных расходов, относимых на баланс компании. В случае утраты карточки клиенту незамедлительно организуют экстренную замену карточки или выдачу наличных. Компания может: анализировать расход средств сотрудниками, планировать командировочные и представительские расходы, предоставлять средства на командировочные расходы безналичным способом.

VISA Gold - наиболее престижная карточка для тех, кто ценит комфорт и высокий уровень сервиса. Держателям VISA Gold предоставляются значительные скидки и льготы. В число обязательных видов сервиса, предоставляемых держателям карточки, входят услуги экстренного обслуживания в случае утери карточки, возможность бесплатного получения временной карточки взамен утраченной и т. д. Карточка Visa Gold подчеркивает финансовую состоятельность владельца и предоставляет более широкие финансовые возможности.

В целом, резюмируя вышеизложенное необходимо отметить, что темпы развития безналичных расчетов в АО «Темірбанк», его ориентация на новейшие достижения в этой области позволяет с оптимизмом смотреть на будущее безналичных расчетов в Казахстане. Причем чем более широкие слои населения охватит карточная программа АО «Темірбанк», тем больше выгод она принесет как самому банку, так и его клиентам и финансовой системе всего государства.

Индустрия банковских карт на казахстанском рынке финансовых услуг продолжает свое поступательное развитие. В условиях усиления конкуренции банки постоянно расширяют дополнительный сервис и технически совершенствуют карточные продукты. В настоящее время многие банки на базе платежных карточек выстраивают всю «линейку» розничных услуг, начиная от переводных операций и заканчивая различными формами кредитования. Посредством платежных карточек через различные каналы связи сегодня доступны такие функции, как просмотр состояния счета, получение выписок, управление счетом, осуществление платежей и т.д. Через банкоматы и электронные киоски в режиме 24х7 можно осуществить перевод денег со счета на счет, произвести оплату сотового телефона, коммунальных услуг, услуг город­ского телефона и т.д.

Быстрое развитие информационных и компьютерных технологий влечет за собой столь же быстрые изменения на рынке банковских услуг, и особенно сильно это заметно в одной из наиболее технологически развитых областей банков­ского бизнеса – в сфере банков­ских карт и электронных платежей. Успех на рынке сегодня определяется, прежде всего, технологическими возможностями, возможностями быстро и эффективно реагировать на постоянно усложняющиеся и развивающиеся требования к средствам проведения электронных платежей – банковским картам.


3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

Для коммерческих банков расчеты - один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. По данным банков, наибольший удельный вес в общей сумме доходов составляют доходы от оказания услуг по переводу денежных средств. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков [11. с. 23].

Объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности.

На сегодняшний день перед системой безналичных расчетов Республики Казахстан стоят следующие проблемы: скорость совершения платежей, проблема задержки расчетов, проблема использования аккредитивов во внутригосударственных расчетах, проблема вексельного обращения, создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.

Рассмотрим основные из них. Значительной проблемой является задержка расчетов банками, расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией и нарушением в расчетах по вине самих коммерческих банков. С введением расчетов банков через корсчета появляется следующие проблемы: сбои и задержки расчетов в РКЦ. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны [11, с. 55.].

Не менее важной является проблема скорости совершения платежей. Большинство малых предприятий, предпринимателей или состоятельных граждан, привыкли к проведению наличных расчетов по средним сделкам максимум за несколько минут. Их не устраивает неспособность межбанковских систем проводить платежи быстрее чем за несколько часов из-за небольшой распространенности и недостаточной эффективности средств дистанционного доступа к банковскому счету, а также из-за сложной организации этих систем. Тем более их не устраивает тратить несколько дней на окончательные расчеты в карточных системах, даже несмотря на быстрое получение сообщения системы о принципиальной возможности провести платеж. Если платежные системы хотят реально конкурировать с наличными расчетами по средним сделкам, то им необходимо кардинально сократить время проведения платежа, довести его до нескольких минут, как при наличных расчетах.

Оптовые межбанковские системы в качестве участников как минимум имеют банк плательщика, расчетный банк и банк получателя. В процессе проведения платежа банки-участники совершают не больше 18 действий по обработке и передаче платежных документов и еще два действия по собственно проведению платежа по клиентским счетам в банках плательщика и получателя. На каждую из 20 процедур потребуется не больше нескольких десятков секунд, и в итоге платеж будет проведен не быстрее чем за 10-- 20 мин [20, с. 40].

Карточные платежные системы имеют еще более сложную процедуру проведения платежа, поскольку до платежной составляющей необходимо провести авторизацию и процессинг. В качестве участников карточных систем к нескольким банкам добавляется столько же процессинговых компаний. Карточные системы, добившись быстрого обмена сообщениями с получателем о принципиальной возможности провести платеж, собственно сам платеж осуществляют за несколько дней

Для решения этой проблем необходимо развивать систему автоматизированных расчетов в режиме реального времени. Суть таких систем в том, что время, необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными организациями и ее проверки, будет измеряться секундами, а момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления на счет получателя. Создание системы автоматизированных расчетов в режиме реального времени предполагает, что и Национальный банк и кредитные организации должны будут отказаться от бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами.

Проблема вексельного обращения в нашей стране главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база, отсутствуют методики для банков при предоставлении кредита в форме вексельного. Кроме того, проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).

Проблема использования аккредитива также заключается в несовершенстве отечественного законодательства и нормативно-правовой базы: с одной стороны Гражданский Кодекс с одной стороны регулирует расчеты аккредитивами, что и позволяет использовать их в принципе, с другой стороны, те нормы, которые содержаться в Гражданском Кодексе являются фрагментарными и не охватывают ряд важных вопросов, что порождает операционные и правовые риски. Как видно из объема казахстанской нормативной базы, посвященной аккредитивам, она пока не в состоянии четко установить правоотношения сторон в аккредитивной сделке. Это приводит к неоднозначному толкованию ответственности сторон, причем не только арбитражными судами, но и Высшим арбитражным судом. Так, в настоящее время действующим законодательством не урегулирован вопрос о том, на кого должна быть возложена ответственность в случае невозврата денежных средств, составляющих покрытие по аккредитиву, исполняющим банком банку-эмитенту после отзыва аккредитива приказодателем.

Особое место в совершенствовании безналичных расчетов занимает повсеместное внедрение инноваций в проведение безналичных расчетов.

Суть инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему:

- «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов;

- самообслуживание;

- дистанционное обслуживание;

- использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом);

- создание телефонных центров;

- предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий

Во многих развитых странах все больше операций проводится клиентами без посещения банка. Во Франции, например, прямую связь с банком имеют около 300 тыс. клиентов. В США все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому [19, с. 5].

Модернизация телекоммуникационных систем, используемых для осуществления дистанционного обслуживания банковских клиентов, обусловила появление новой концепции организации банковской деятельности Dialog banking, согласно которой моно- и многофункциональные информационные автоматы освобождают сотрудников от рутинной работы, а сами сотрудники ориентируются на контактное интеллектуальное обслуживание клиентов.

Создание зон самообслуживания позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить количество исполнителей. Создаются и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием. Они могут располагаться в жилых зданиях, на территории магазинов, промышленных объектов, вокзалов и т.д. и оказывают услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки.

Обобщая вышеизложенное можно основные направления совершенствования безналичных расчетов в Республике Казахстан:

1. Проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

2. Разработка Национальным Банком системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы Казахстана в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.

3. Совершенствование тарифной политики в сфере предоставления платежной системой Казахстана услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.

4. Осуществление разработки и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

5. Совершенствование регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты.

6. Для сокращения наличного денежного оборота развитие правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты

7. Создание клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Республики Казахстан

8. Развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.

9. Унификация законодательства Республики Казахстан и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования подведем итоги и сформулируем основные выводы.

Так в первой главе были рассмотрены общие вопросы организации безналичных расчетов в Республике Казахстан, раскрыты основные платежные системы. Так же были рассмотрены новые виды безналичных расчетов.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных расчетов гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Любая организация совершает денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Организация осуществляет также денежные расчеты с персоналом и рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются главным образом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы.

Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег.

Проведенное исследование дает основание утверждать, что электронные деньги - это очень гибкий инструмент, позволяющий расширить сферу применения наличных денег.

Только с использованием электронных расчетов возможно:

1) Развивать рынок микроплатежей - так необходимый для информационного бизнеса в современных условиях.

2) За счет быстрого оборота электронных денег сокращаются темпы роста инфляции.

3) Стоимость транзакций с использованием электронных денег значительно дешевле стоимости транзакций традиционных денег.

4) Обработка и учет электронных денег проще, и их использование может серьезно изменить структуру банков и сократить их персонал.

5) Электронные деньги, в отличии от чековых и кредитных систем, позволяют поддерживать анонимность транзакций (в той или иной степени), так как не требуют при их использовании удостоверения личности плательщика и его кредитоспособности.

6) Организация денежных расчетов с использованием электронных безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения.

7) Широкому применению электронных безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченным причинам, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

8) И в конечном итоге развитие безналичных (электронных) расчетов способствует «вынужденной легализации» теневой экономики, так как последняя основывается, в основном, на наличных расчетах.

Для более эффективного функционирования системы электронного обмена информацией по безналичным расчетам между отделениями, филиалами и головным офисом АО «Темірбанк» и другими кредитными организациями необходимы активные действия по подключению к системе электронного обмена информацией.

Во второй главе работы была рассмотренный политика банка в сфере осуществления безналичных расчетов. Проведен анализ структуры используемых расчетных документов. Результаты исследования позволили выявить, что в структуре платежных операций:

- наибольшие как объем, так и удельный вес приходится на платежные поручения, удельный вес которых составлял в 2008 году 96,6%; данное обусловлено как относительной простой и небольшой стоимостью данных операций, так и их повседневной востребованностью со стороны клиентов;

- наибольшей же эффективностью по объему обладают пластиковые карты, обеспечивающие данную эффективность в размере 0,78% по итогу 2008 г.

В третьей главе выявлены проблемы и недостатки осуществления безналичных расчетов, а также предоставлен ряд мер по совершенствованию платежно-расчетной системы, которые могут повысить результативность и качество осуществления безналичных расчетов в данном направлении.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Сейткасимов Г.С. Деньги. Кредит. Банки. – А.: «Экономика», 2006., 368 с.

2 Порядина И.В. Платежная система. – Учебно-методическое пособие. – Астана, 2008. 174с.

3 Айманбетова Г. Финансовый рынок Республики Казахстан// Экономическое обозрение Национального банка РК. – 2008. №1.

4 Есентугелов А. Денежно кредитная политика банковской системы в период перехода от финансовой стабилизации к экономическому росту// Азия : Экономика и жизнь. - 2008. - №52.

5 Годовой отчет Национального банка Республики Казахстан 2007.

6 Отчет по финансовой стабильности Республики Казахстан за 2008.

7 Дробинина А.П. "Финансы, денежные обращения и кредит" - Алматы: 1998.

8 Антонов Н. Р. Пессель М. А. Денежное обращение, кредит, банки. – Москва: Финстатинформ, 2005.

9 Арынов Е. М. Банки Казахстана на внутреннем финансовом рынке. – Алматы: «Каржы-Каражат», 2006.

10 Годовой финансовый отчет АО «Темірбанк» за 2008г.

11 Бабичева Ю.А. Банковское дело.- М.: «Экономика»,2004г., 365 с.

12 Березина М. П. , Крупнов Ю. С. Межбанковские расчёты.- Москва: Флистатинформ, 2003.

13 Березина М. П. , Крупнов Ю. С. Межбанковские расчёты. – анализ практики.// Деньги и кредит. - 2003. №4.-

14 Булатов М. А. Совершенствование безналичных расчётов.// Бухгалтерия и банки.- 2006.- №4.

15 Корнеев М. В. Функционирование системы клиринговых межбанковских расчётов и минимизация рисков // Деньги и кредит. – 2007. №7.

16 Лаврушин О.И. Банковское дело.- М.: «Финансы и статистика»,2008., 488 с.

17 Лисак Б. Основные тенденции развития банковской системы в Казахстане.// Банки Казахстана, 2008г., №10 (16), с.6.

18 Захаров В. С. проблемы совершенствования расчётов. // Деньги и кредит. –2006. -№ 7.

19 Полфреман Д., Форд Ф. Основы банковского дела. – М.: Инфра –М., 1996.

20 Иванов А. Н. Платёжные услуги коммерческих банков // Деньги и кредит. 2006. - №5.-

21 Исаев Д. Б. Роль центральных банков в организации и функционировании платёжной системы // Деньги и кредит. –2006. - №7.-

22 Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело.- М.: «Финансы и статистика», 2006., 156 с.

23 Макачева З. Развитие и методы организации межбанковских расчётов // Банковский аудит. 1997. №2.

24 Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции - М ., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

25 Поляков В.П., Московина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М.:Инфра-М., 1997.

26 Сейткасимов Г.С. Банковское дело. – А.: «Каржы-Каражат», 1998г., 235 с.

27 «Субординированные евроноты ОАО «КАЗКОММЕРЦБАНК» включены в листинг KASE категории "А"». (Специальный выпуск по материалам ОАО "КАЗКОММЕРЦБАНК", KASE и агентства «ИРБИС»). Подготовлено агентствам «ИРБИС». Panorama, Еженедельная газета, Алматы, №1, 12 января 2001 года. с. 7-10.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ЗАЯВЛЕНИЕ НА ОТКРЫТИЕ АККРЕДИТИВА от _______________

Просим открыть следующий аккредитив:

- безотзывный - подтвержденный* - неподтвержденный - переводной - резервный

*если подтвержденный, то каким банком ___________________________________________________________

Название и адрес клиента:

РНН:

Номер счета: _____________________________

Тел./Факс:

Название и адрес бенефициара:

Номер счета: ______________________________

Сумма аккредитива (цифрами и прописью): ________

____________________________________________________________________________________________

Валюта:

Банк бенефициара:

Номер и дата контракта:

Номер и дата паспорта сделки:

Дата и место открытия аккредитива:

Дата и место истечения срока аккредитива:

Частичная погрузка Перегрузка товара

- разрешена - разрешена

-не разрешена - не разрешена

Аккредитив исполняется методом:

- Платежа - Акцепта - Негоциации

- Отсрочки платежа _____________________

Погрузка на борт/отправка/передача

где/откуда: _________________________________

куда: ______________________________________

не позднее чем (дата): _______________________

Условия поставки:

- EXW - FCA - CFR - CPT

- CIP - DAF - DDU - DDP

- ___________________________________________

порт/место____________________________________

Краткое описание товара: _______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень документов: __________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документы должны быть представлены в течение ___________ дней со дня отправки, указанного в транспортных документах, но в пределах срока действия аккредитива.

Расходы по исполнению аккредитива:______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просим Вас списать сумму аккредитива и комиссии с нашего счета № ___________________________________

Настоящим подтверждаем, что ОАО “Темiрбанк» не несет никакой ответственности за любые прямые или косвенные коммерческие, юридические потери или убытки, которые могут возникнуть вследствие точного исполнения наших инструкций, изложенных в данном заявлении.

Настоящим подтверждаем, что все требования законодательства РК, включая требования экпортно-импортного валютного контроля, при оформлении данной сделки были соблюдены.

Печать

Руководитель:

Главный бухгалтер:


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тарифы на документарные операции АО «Темірбанк»

Операции в национальной валюте

Операции в иностранной валюте

Комиссия за риски по документарным операциям

по договоренности

по договоренности

Расходы, связанные с документарными операциями,
выполненными другимим банками

по фактической стоимости

по фактической стоимости

Аккредитивы

Предавизование аккредитива

8 000

8 000

Подтверждение аккредитива:

с покрытием

0,3%, min 8 000, max 80 000

0,3%, min 8 000, max 80 000

без покрытия

по договоренности, min 28 000

по договоренности, min 28 000

Открытие аккредитива

0,3%, min 16 000, max 160 000

0,3%, min 16 000, max 160 000

Изменение условий аккредитива

11 200

11 200

Авизование аккредитива

0,2%, min 16 000, max 96 000

0,2%, min 16 000, max 96 000

Авизование изменений условий аккредитива

6 400

6 400

Проверка документов

0,15%, min 14 400, max 96 000

0,15%, min 14 400, max 96 000

Комиссия за несоответствие в документах

11 200

11 200

Платеж по аккредетиву

согласно действующим тарифам по платежам

0,2%, min 4 800, max 80 000

Выполнение запросов, связанных с операцией
по аккредетиву

4 800

4 800

Аннулирование аккредитива до истечения срока
действия

16 000

16 000

Перевод трансферабельного аккредитива в пользу
третьей стороны

0,2%, min 16 000, max 96 000

0,2%, min 16 000, max 96 000

Перевод изменения условий по трансферабельному
аккредетиву

6 400

6 400

Банковские гарантии и резервные аккредетивы

Открытие гарантии/резервного аккредитива

0,2%, min 8 000, max 80 000

0,2%, min 8 000, max 80 000

Изменение условий гарантии/
резервного аккредитива

8 000

8 000

Авизование гарантии/резервного аккредитива

0,2%, min 7 000, max 56 000

0,2%, min 7 000, max 56 000

Авизование изменений условий гарантии/
резервного аккредитива

6 400

6 400

Авизование претензии клиента по гарантии, выпущенной другим банком в его пользу

8 000

8 000

Проверка документов

0,15%, min 14 400, max 96 000

0,15%, min 14 400, max 96 000

Платеж по гарантии/резервному аккредитиву

согласно действующих тарифов
по платежам

0,2%, min 4 800, max 80 000

Выполнение запросов, связанных с операцией
по гарантии/резервному аккредитиву

4 800

4 800

Аннулирование гарантии/резервного аккредитива
до истечения срока действия

16 000

16 000

Гарантия конкурсного предложения

согласно условиям продуктовых программ

-

Межбанковское рамбурсирование

Выпуск рамбурсного обязательства:

с покрытием

-

0,3%, min 16 000, max 160 000

без покрытия

-

по договоренности

Изменение условий рамбурсного обязательства

-

11 200

Платеж согласно рамбурсному обязательству

-

0,2%, min 4 800, max 80 000

Документарное инкассо

Авизование инкассо, предусмотренное коммерческим контрактом и паспортом сделки:

авизование инкассо

-

0,1%, min 3 500 ($25), max 42 000 ($300)

авизование изменений инструкций по инкассо

-

5 600 ($40)

выполнение запросов, связанных с инкассо

-

nobr>5 600 ($40)

возврат документов по инкассо в банк-ремитент

-

4 200 ($30)

платеж по инкассо

-

0,2%, min 4 200 ($30), max 70 000 ($500)


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Тарифы по пластиковым карточкам АО «Темірбанк»

ВИДЫ ВЫПУСКАЕМЫХ КАРТОЧЕК

Visa Electron, Visa Business, Visa Gold

ГОДОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЗАМЕНА КАРТОЧКИ

Годовое обслуживание карточки:

1-ый год обслуживания

2-ой и последующие годы обслуживания

Visa Electron

1200 тенге

1200 тенге

Visa Business

15000 тенге

15000 тенге

Visa Gold

25000 тенге

25000 тенге

Срочный выпуск карточки в течение 2-х банковских дней (только в г. Алматы):*

Visa Electron

1000 тенге

1000 тенге

Visa Business

5000 тенге

5000 тенге

Visa Gold

7000 тенге

7000 тенге

Замена карточки по просьбе держателя карточки (в том числе взамен утерянной/украденной):

Visa Electron

500 тенге

Visa Business

1000 тенге

Visa Gold

3000 тенге

Замена карточки по истечении срока действия:

0 тенге

*Вознаграждение за срочный выпуск карточки взимается дополнительно к вознаграждению за годовое обслуживание карточки

ВЫДАЧА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ ПО КАРТОЧКЕ

Выдача наличных денег:

в банкомате

в кассе

в сети АО "Темiрбанк"

0,5% от суммы

0,5% от суммы

в сети АО "Народный Банк Казахстана"

0,7% от суммы (минимум 50 тенге)

0,7% от суммы (минимум 100 тенге)

в сети других банков на территории РК

1% от суммы (минимум 100 тенге)

1% от суммы (минимум 150 тенге)

в сети банков вне территории РК

1,5% от суммы (минимум 500 тенге)

1,5% от суммы (минимум 500 тенге)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО КАРТОЧКЕ

Осуществление безналичного платежа по оплате товаров/услуг предпринимателя*:

в сети АО "Темiрбанк"

0 тенге

в сети АО "Народный Банк Казахстана"

20 тенге

в сети других банков на территории РК

20 тенге

в сети банков вне территории РК

20 тенге

Осуществление безналичного платежа по оплате услуг предпринимателя* с помощью банкомата:

в сети АО "Темiрбанк"

20 тенге

в сети других банков

100 тенге

Осуществление безналичного платежа по оплате услуг предпринимателя* (казино):

1% от суммы + 500 тенге

Осуществление таможенного платежа в сети АО "Народный Банк Казахстана"

0,7 % от суммы (минимум 350 тенге, максимум 3500 тенге)

*Предприниматель - физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или юридическое лицо, принимающее карточки для осуществления безналичного платежа по оплате поставляемых им товаров и/или услуг.

ПЕРЕВОД ДЕНЕГ С КАРТ-СЧЁТА

Перевод денег с карт-счета:

на свой собственный карт-счёт/счёт внутри банка

0 тенге

на карт-счёт другого лица внутри банка с помощью банкомата

80 тенге

на карт-счёт/счёт другого лица внутри банка

500 тенге

в пользу клиента другого банка

согласно общим тарифам банка по межбанковским платежам + 500 тенге

ПРИНЯТИЕ (ЗАЧИСЛЕНИЕ) ДЕНЕГ НА КАРТ-СЧЕТ

Принятие (зачисление) денег на карт-счет:

наличными

0 тенге

переводом

0 тенге

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО КАРТОЧКЕ

Запрос баланса по карточке с помощью банкомата/ POS-терминала:

в сети АО "Темiрбанк"

20 тенге*

в сети других банков

50 тенге

Запрос информации о последних 10 операциях с помощью банкомата:

в сети АО "Темiрбанк"

20 тенге

в сети других банков

100 тенге

Представление выписки по карт-счету:

ежемесячной

0 тенге

дополнительной (архивной) за период, превышающий 2 последних календарных месяца

300 тенге

Представление справки по месту требования

500 тенге

SMS-информирование по операциям по карточке

100 тенге в месяц

*3 (три) запроса баланса в сети АО "Темiрбанк" в течение одного месяца - 0 тенге. Каждый последующий запрос - 20 тенге.

ИНЫЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТОЧКИ

Блокирование утерянной/украденной карточки:

без занесения в стоп-лист

300 тенге

с занесением в международный стоп-лист

10000 тенге за каждый регион

Обнуление счетчика неверного ввода ПИН-кода

100 тенге

Проведение расследования по спорной ситуации*

согласно тарифам Visa

Проведение расследования по операциям, осуществленным в банкоматах АО "Темiрбанк", с предоставлением видеофрагментов (не более 10 штук)

3000 тенге

Экстренная выдача карточки за рубежом**

38000 тенге

Экстренная выдача наличных денег за рубежом**

32000 тенге

Неустойка в случае допущения овердрафта***

30% годовых от суммы овердрафта

*Включая отправку факсов, телефонных переговоров, предоставление видеозаписи и т.д.

**Услуга доступна для держателей всех видов карточек, за исключением Visa Electron

***Овердрафт - сумма денег, израсходованная сверх суммы собственных денег клиента на карт-счёте и суммы кредитного лимита (в случае его установления по карт-счету)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  706  707  708   ..