Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  632  633  634   ..

 

 

Учебная книга: Отчет прохождения производственной практики в ОАО Восточный экспресс-банк

Учебная книга: Отчет прохождения производственной практики в ОАО Восточный экспресс-банк

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

4. Организация маркетинга в коммерческих банках

Дата

Краткое содержание работы, выполненной в течении дня

Подпись руководителя практики

29.03.2010

Ознакомление с ОАО «Восточный экспресс-банк»

30.03.2010

Знакомство с историей банка

31.03.2010

Изучение структуры ОАО «Восточный экспресс-банк»

1.04. 2010

Изучение основных направлений деятельности ОАО «Восточный экспресс-банк»

2.04. 2010

Ознакомление с отделом маркетинг банка, должностной инструкцией маркетолога, с целями и задачами банковского маркетинга

5.04. 2010

Подведение итогов анкетирования о степени осведомлённости населения об услугах ОАО Восточный экспресс-банк»

6.04. 2010

Изучение конкурентной среды ОАО «Восточный экспресс-банк»

7.04. 2010

Анализ развития Тамбовской области в целях расширения банка и поиска потребностей в банковских услугах

8.04 2010

Изучение потенциальных партнёров банка

9.04. 2010

Подведение итогов практики

ПРАВЛЕНИЕ БАНКА

ГОЛОВНОЙ ОФИС

ДЕПАРТАМЕНТ

УПРАВЛЕНИЕ

ОТДЕЛ

ГРУППА

Власов Сергей Николаевич

-Председатель Правление Банка

2008

2007

Наличные денежные средства

1 032 555

521 420

Остатки на счетах в ЦБ РФ (кроме обязательных резервов)

838 750

501 630

Корреспондентские счета и краткосрочные депозиты в банках:

- России 1 148 659 571 235

1 148 659

571 235

- других стран 259 290 25 417

259 290

25 417

Итого денежных средств и их эквивалентов

3 279 254

1 619 702

2008

2007

Вложения в компании

26 138

26 143

Облигации федерального займа (ОФЗ)

8 379

20 580

34 517

46 723

Название

% владения

Вид деятельности

Страна регистрации

2008

2007

ООО "Торгово-

100

Коммерция

Россия

26 032

26 032

ООО «ВЭБ-финанс»

100

Коммерция

Россия

100

100

ООО «Восточное бюро кредитных историй»

50

Коммерция

Россия

_

5

ЗАО «Сибирское бюро

20

Коммерция

Россия

6

6

26 138

26 143

2008

2007

Краткосрочные кредиты и депозиты в российских банках

-

1 795 849

Учтенные векселя кредитных организаций

277 308

-

277 308

1 795 849

2008

2007

Текущие кредиты

21 345 043

17 492 168

Просроченные кредиты :

540 021

564 991

За вычетом резерва на возможные потери по кредитам

(1 283 427)

(986 112)

Итого кредитов клиентам

23 226 207

18 377 085

2008

2007

Сумма

%

Сумма

%

Физические лица

24 383 737

99.5

19 170 779

99.0

Торговля и общественное питание

575

-

2 849

-

Производство

973

-

1 659

-

Прочее

124 349

0,5

187 910

1.0

Итого кредитов и авансов клиентам (общая сумма)

24 509 634

100.0

19 363 197

100.0

2008

2007

Задолженность клиентов по ранее проданным, а затем компенсированным по условиям гарантии, кредитам

1 035 691

862 857

Наращенный процентный доход

644 659

264 600

Переплата по налогу на прибыль

176 049

87 684

Прочие дебиторы и предоплаты

96 043

-

Расчеты с ФГУП Почта России

1 097

34 304

Расчеты с Сибирской межбанковской валютной биржей, г. Новосибирск

3 187 229

5 289

Прочее

326 692

6 175

За вычетом резерва по прочим активам

(1 130 530)

(687 167)

Итого:

4 336 930

573 742

Земля

Здания

Капитальные затраты

Оборудование

Итого

Первоначальная стоимость

Сальдо на 01 января 2007

-

272 455

77 851

235 374

585 680

Приобретено

2 000

298 735

177 797

159 158

637 690

Выбытия

-

(2 995)

-

(43 906)

(46 901)

Переведено в основные средства

-

64 130

(64 130)

-

-

Сальдо на 31 декабря 2007

2 000

632 325

191 518

350 626

1 176 469

Приобретено

1 607

538 535

197 015

156 333

893 490

Выбытия

-

(19 888)

-

(6 419)

(26 307)

Переведено в основные средства

-

181 745

(181 745)

-

-

Сальдо на 31 декабря 2008

3 607

1 332 717

206 788

500 540

2 043 652

Накопленный износ

Сальдо на 1 января 2007

-

3 606

-

41 300

44 906

Начислено

-

7 980

-

67 806

75 786

Выбытия

-

(26)

-

(14 543)

(14 569)

Сальдо на 31 декабря 2007

-

11 560

-

94 563

106 123

Начислено

-

18 497

-

86 133

104 630

Выбытия

-

(354)

-

(3 033)

(3 387)

Сальдо на 31 декабря 2008

-

29 703

-

177 663

207 366

Остаточная стоимость на 31 декабря 2007

2 000

620 765

191 518

256 063

1 070 346

Остаточная стоимость на 31 декабря 2008

3 607

1 303 014

206 788

322 877

1 836 286

Товарный знак

Первоначальная стоимость

Сальдо на 1 января 2007

-

Приобретено

600

Выбытия

-

Сальдо на 31 декабря 2007

600

Приобретено

-

Выбытия

-

Сальдо на 31 декабря 2008

600

Накопленный износ

Сальдо на 1 января 2007

-

Начислено

33

Выбытия

-

Сальдо на 31 декабря 2007

33

Начислено

68

Выбытия

-

Сальдо на 31 декабря 2008

101

Остаточная стоимость на 31 декабря 2007 г.

567

Остаточная стоимость на 31 декабря 2008 г.

499

2008

2007

Краткосрочные необеспеченные кредиты банков России

120 000

1 366 812

Необеспеченные кредиты, полученные от Банка России

4 753 000

-

Обеспеченные кредиты, полученные от Банка России

708 000

-

Востро счета российских банков

-

39 703

Итого средств других банков

5 581 000

1 406 515

2008

2007

Государственные и общественные организации

— Текущие/расчетные счета

2 094

474

— Срочные депозиты

52 283

38 489

Прочие юридические лица

— Текущие/расчетные счета

164 670

121 658

— Срочные депозиты

583 734

605 911

Физические лица

— Текущие счета/счета до востребования

1 263 444

974 104

— Срочные вклады

16 387 175

10 087 673

Итого средства клиентов

18 453 400

11 828 309

4. Организация маркетинга в коммерческих банках

Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение эффективности, концепция, продажа услуг, исследования рынка, кадровая политика и др.

Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены спецификой банковской продукции. В нашей экономической литературе термин "банковская продукция" появился в процессе перехода к рыночной экономике. Под ним подразумевается любая услуга или операция, совершенная банком.

Реализация товаров и услуг - важнейшая задача в деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Целью политики руководства банка и деятельности всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг и завоевание рынка, рост получаемой прибыли.

Каждый банковский работник и специалист должен знать основные принципы маркетинга, чтобы постоянно применять его в своей работе. Чтобы выжить, банки должны применять самый широкий набор банковских услуг. Так, из более чем 200 услуг, предлагаемых западными банками, российские банки предлагают только 80.

Еще совсем недавно рынок банковских услуг был рынком продавца, когда клиенты располагали большими суммами (вследствие инфляции) денег, а банков было немного. Но в последнее время при наметившейся стабилизации с инфляцией, ростом ставки рефинансирования и в условиях хронической нехватки денежных ресурсов у основных клиентов банков - предприятий, рынок банковских услуг превратился в рынок покупателя. С этого момента большинство российских банков стали искать новые способы привлечения клиентов. Для этих целей они могут успешно применять маркетинг.

Таким образом, маркетинг в банке - это стратегия и философия банка, требующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка от руководителей до низовых звеньев. Всех, чья работа может повлиять на клиента. Маркетинговый подход в организации деятельности предполагает переориентацию банка со своего продукта на потребности клиента. Поэтому необходимо тщательное изучение рынка, анализ изменяющихся вкусов и потребностей потребителей банковских услуг. Примером применения такого подхода к организации деятельности можно считать некоторые акции Сбербанка России. Так, после ускоренного погашения Правительством задолженности по пенсиям Сбербанк повысил ставки по пенсионному вкладу, после решения Правительства о начале индексации вкладов граждан 1916-1924 годов рождения Сбербанк ввел для этих категорий граждан вклад "Компенсационный". Эти акции Сбербанка были проведены в 1997 году, и за это время доля Сбербанка в привлечении вкладов населения выросла с 60% до 74,45%1

В рамках современного маркетинга меняются отношения банка и клиента. Если ранее банк предлагал клиентам стандартный набор банковских услуг, то сейчас он вынужден постоянно разрабатывать новые виды банковских продуктов, которые адресованы конкретным группам клиентов - крупным предприятиям, мелким фирмам, отдельным категориям физических лиц и т.д. В качестве другого примера разработки нового продукта специально для отдельной категории клиентов я хочу привести Иркутский филиал банка "СБС-Агро". Недавно банк объявил о введении новой услуги: предоставление студентам государственных ВУЗов Иркутска кредита на покупку собственного персонального компьютера с возвратом кредита в течение одного года. Залогом кредита будет являться сам компьютер. Данная банковская услуга для студентов является очень умным и дальновидным ходом руководства банка, так как сегодняшние студенты, которым нужен компьютер, - это вероятные будущие "белые воротнички" с доходами выше среднего. Таким образом "СБС-Агро" привлекает стратегическую в будущем группу клиентов. Данный пример я считаю результатом анализа банком демографического фактора внешней среды.

Одна из целей банковского маркетинга - постоянное привлечение новых клиентов. В развитых странах Запада банковские услуги потребляют около 80% домашних хозяйств. Конечно, в России эта цифра тоже может быть достаточно велика, но она складывается в основном только за счет привычки населения хранить свои деньги на депозитах и вкладах до востребования в Сбербанке России. Так сумма вкладов населения в Сбербанке на 01.01.98 составила 112127 млн. "новых" рублей, а на втором месте по привлечению вкладов населения стоит Инкомбанк - 1652 млн. руб. . Как Вы видите различие более чем в сто раз. Здесь же стоит обратить внимание на качество и диверсификацию предлагаемых банками услуг: если на Западе домашние хозяйства используют чековые книжки, кредитные и расчетные карты, долгосрочные банковские кредиты, срочные ссуды на покупку дома или автомобиля, аренда сейфов для хранения драгоценностей, доверительное управление активами клиентов и многое-многое другое. А у нас количество услуг банка, предоставляемых домашним хозяйством, в большинстве своем ограничивается хранением денег на счете, краткосрочным кредитованием и обслуживанием дебетовых карт.

Банковский маркетинг, следовательно, можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

Маркетинг в банковской сфере нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки, изменений в деятельности банка. Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств в этот банк.

В банках все больше применяется интегрированный маркетинг, целью которого является не только привлечение клиентов, но и постоянное улучшение качества их обслуживания. Специфика интегрированного маркетинга заключается в том. Что коммерческие банки заинтересованы не только в привлечении денежных средств клиентов, но и в активном их использовании с помощью эффективного кредитования предприятий, учреждений, государства, населения. Это обуславливает необходимость комплексного развития маркетинга как в сфере отношений банка с вкладчиками, так и в сфере кредитных вложений. Цели банка в этих двух сферах различны: в первой - привлечение клиентов в качестве вкладчиков денежных средств, а во второй - направить кредитные ресурсы банка таким предприятиям, которые использовали их с наибольшей пользой и были бы в состоянии возвратить кредит в установленные сроки.

Также особенность банковского маркетинга является то, что он объединяет в единое целое принципы маркетинга конечного продукта и маркетинга товаров промышленного назначения. Известно, что некоторые банки ориентируются только на крупных клиентов, в том числе и на друге банки, а некоторые - на мелких клиентов, которые являются конечными потребителями банковских услуг. В соответствии с этим разделением клиентов банка происходит и разделение маркетинга внутри банка. Но, я думаю, не стоит делить предмет банковского маркетинга на две части, гораздо проще рассматривать банковский маркетинг как одну систему, соединяющую в себе два различных подхода.

В конечном же счете банковский маркетинг направляется на осуществление единой цели: рациональное использование доходов и временно высвобождающихся денежных средств в хозяйстве. < ol>В рамках маркетинга в банке должны реализовываться следующие принципы:

· Направленность действий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей.

· Комплексность процесса функционирования маркетинга (маркетинговая информация, планирование, организация и контроль).

· Единство стратегического и оперативного планирования маркетинга.

· Разносторонне и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка.

· Обеспечение заинтересованности каждого работника в постоянном повышении своей квалификации.

· Создание благоприятного психологического климата в коллективе банка.

Основными задачами маркетинга в банке можно назвать:

1. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка.

2. Повышение ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка.

3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для устойчивости деловых отношений.

4. Поиск новых потребностей в банковских услугах. Проведение маркетинговых исследований.

5. Привлечение в банк новых клиентов. Поддержание и развитие имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации.

В соответствии с этими задачами банковский маркетинг ориентируется на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций, размеры совершаемых банком операций и услуг, показателей доходов расходов банка, сроки обработки документов, степень удовлетворения клиентов по объему, количеству и качеству услуг.

Заключение

Восточный экспресс банк является надежным и современным финансовым институтом розничного направления. Надежность банка подтверждена ведущими мировыми рейтинговыми агентствами Moody”s Investor Servicelncе и Moody”s Interfax. Рейтинги В3/NP/E+Positive outlook и Baa2.ru, присвоенные банку «Восточный экспресс банк», отражают лидирующие позиции на банковском рынке Дальневосточного региона и укрепляющиеся позиции на рынке розничного кредитования России.

Высшим органом управления ОАО КБ «Восточный» является Общее собрание участников Банка. Контролирует и следит за деятельностью Банка Совет директоров.

Структура ОАО КБ «Восточный» включает в себя ряд отделов обеспечивающих выполнение поставленных перед Банком задач, в том числе: отдел кадров, юридический отдел, служба экономической защиты банка, казначейство и др.

Ежегодно в ОАО КБ «Восточный» проводится независимая аудиторская проверка в соответствии с Международными стандартами аудита, на основании которой сотрудники Банка осуществляют анализ результатов своей работы.

Анализ основных принципов учетной политики Банка осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и представляет собой развернутое описание статей баланса Банка и отчета о прибылях и убытках.

По результатам независимой аудиторской проверки финансовая отчетность ОАО КБ «Восточный» была признана, во всех существенных аспектах достоверно отражающей финансовое положение Банка на 31 декабря 2008 года, а также результаты его деятельности и движение его денежных средств за 2008 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

В ходе производственной практики была подробно изучена работа отдела маркетинга.

Было осуществлено исследование рынка и собственных возможностей банка, которые позволяют определить непосредственно конкурентные преимущества банка - те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для него и которые позволяют ему обойти конкурентов.

В целом отдел маркетинга реализует следующие задачи:

· исследование рынка

· продвижение товаров на рынок (реклама, паблик рилейшз, стимулирующие мероприятия)

· организация сбыта

· проведение ценовой политики

· разработка новых продуктов

В соответствии со своей миссией ОАО КБ "Восточный", это:

- сетевой розничный банк

- Банк, предоставляющий типовой (массовый) перечень услуг для частных лиц и малого бизнеса,

- осуществляющий качественное обслуживание клиентов с использованием высоких технологий,

- придерживающийся принципов партнерства, публичности, прозрачности деятельности, открытости,

- способствующий развитию экономике региона и действующий в интересах акционеров, клиентов и персонала.

ОАО КБ «Восточный» - конкурентоспособное финансово-кредитное учреждение, которое готово предоставить типовой (массовый) перечень услуг для частных лиц и малого бизнеса и представляет собой хорошо отлаженный и обеспеченный банковский механизм, располагающий квалифицированным кадровым составом и обладающий значительным потенциалом дальнейшего развития.

Список использованной литературы

1. Закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.06.02 №86 ФЗ, в ред. от 10.01.03 №5 ФЗ, принят Государственной Думой 27.06.02.

2. Закон «О банках и банковской деятельности» от 2.12.90 № 3951, в ред. от 21.03.02 №31 – ФЗ.

3. Адибеков М. Г. Кредитные операции: Классификация, порядок привлечения и учет /Банк внешнеэкономической деятельности. — М.: АО «Консалт-Банкир», 2004.

4. Банковские операции: Учетно-ссудные операции и агентские услуги банков: Учеб. пособие. — Ч. 2 / Под ред. О. И. Лаврушина. — М.: Инфра-М, 2005.

5. Букато В. И., Львов Ю.И. Банки и банковские опе­рации в России/Под ред. М. X. Лапидуса. — М.: Финан­сы и статистика, 2002.

6. Банки и банковские операции: Учебник/Под ред. Е.Ф.Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.

7. Макарова Г. П. Система банковского маркетинга: Учеб. пособие. — М.: Финстатинформ, 2003.

8. Молчанов А. В. Коммерческий банк в современной России: Теория и практика. — М.: Финансы и статистика,2004.

9. Анализ экономической деятельности клиентов банка: Учеб. Пособие. Под ред. О. И. Лаврушина. — М.: Инфра-М, 2005.

10.www.bankir.ru

11. www.cbr.ru

12. www.express-bank.ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  632  633  634   ..

 

2008

2007

Процентныйдоход

Ссуды и авансы юридическим лицам

28 077

24 064

Ссуды и авансы физическим лицам

6 391 937

3 598 702

Ценные бумаги

3 754

1 516

Средства в других банках

153 594

78 273

Доход по проданным кредитам

137 428

-

Итого процентный доход

6 714 790

3 702 555

Процентный расход

Срочные вклады физических лиц

(1 698 271)

(813 210)

Финансовая аренда

(4 147)

(11 348)

Срочные депозиты юридических лиц

(72 279)

(56 648)

Прочие привлеченные средства

(324 906)

(479)

Облигационный займ

(209 127)

(122 857)

Облигации OEFL

(212 974)

(330 756)

Собственные векселя Банка

(45 752)

(100 487)

Текущие/расчетные счета

(2 217)

(3 507)

Срочные депозиты банков

(238 713)

(49 636)

Расход по проданным кредитам

(119 485)

-

Итого процентный доход

(2 927 871)

(1 488 928)