Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  506  507  508   ..

 

 

Анализ экономического положения фирмы на олигополистическом рынке

Анализ экономического положения фирмы на олигополистическом рынке

Анализ экономического положения фирмы на олигополистическом рынке.

1. Понятие олигополистического рынка и его основные черты.

2. Определение объемов производства и цены продукции фирмы. Вход в олигополию.

3. Экономическая эффективность в олигополии.

① Олигополия – это отрасль эк-ки, где по своим масштабам, технологиям выделяются несколько ее ведущих фирм, которые взаимозависимы между собой по цене и объемам производства и реализации продуктов. Вход в эту отрасль и выход достаточно сложный.

1) немногочисленно фирм, которые составляют эту отрасль, как правило, 3-8 фирм.

2) в этих отраслях создается либо однородный продукт (сталь, уголь, алюминий), либо дифференцированный продукт, грузовые и легковые автомобили, самолетостроение, бытовые электро приборы)

отсюда олигополии можно поделить на два вида: 1. стандартная(нефть, газ) 2. дифференцированная( автомобили)

3) Данная олигополистическая отрасль характеризует высокий уровень концентрации пр-ва и сбыта в отдельных фирмах.

4) здесь существует значительная зависимости этих ведущих компаний между собой по цене и объему продаж.

В этой отрасли крупные фирмы не желают вести между собой ценовую конкуренцию( снижать цены), т.к. это может привести к неадекватным потерям выручки и прибыли. Отсюда эти ведущие компании садятся за стол переговорив о уровне цены и объемов продаж. Поэтому в этой отрасли цены на продукцию этих фирм является стабильной и редка меняется.

5) Хотя в этой отрасли установлена ценовая конкуренция, но сохраняются и развиваются фирмы неценовой конкуренции.

6) В этой отрасли существуют значительные экономические и правовые барьеры, которые не позволяют проникать в эту отрасль другим фирмам.

экономические барьеры: 1. значительный финансовый капитал, 2. уровень развития технологий, 3. уровень развития менеджмента(маркетинга), 4. наличие эффекта масштаба пр-ва(только крупные предприятия могут позволить себе иметь низкие средние издержки, а мелкие будут иметь высокие издержки),

правовые барьеры: 1. наличие партнеров, на изобретение ноу-хау, 2. наличие лицензии на право заниматься данным видом деятельности.

2. Олигополистический рынок – реально существующая модель экономики тех или иных отраслей, которая подвержена влиянию различных факторов, поэтому в экономической лит-ре нет единства мнений в отношении определении точки экономического оптимума в олигополии.

Существует несколько концепций в определении оптимального объема выпуска и цены продукции фирмы участвующей в олигополии: 1) модель Курио, 2) теория «ломанной кривой спроса и предельного дохода, не основанная на тайном сговоре фирм входа в олигополию», 3) теория кривых «спроса и предложения обусловленные тайным соглашение о цене», 4) теория «лидерства в ценах», теория ценообразования по теории «издержки +».

1) модель Курио

Отметим, что статистический анализ взаимоотношений 2-х фирм об условной дуополий был предложен А.Курио в 30-х годах 19 столетия.

Он исходил из следующих предпосылок: анализировать поведение на рынке 2-х фирм (Аи В), производящих однородный товар, этим фирмам известна кривая рыночного спроса в отрасли. Эти фирмы принимают решения о пр-ве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. При этом возможны следующие варианты на дуалистическом рынке.

(график)

Участвует только фирма А, фирма В прекратила свое существование: а) стабильная ситуация на рынке, фирма А знает что ей производить, б) появляется фирма В, QВ=20 в) фирма В

а) допустим, что одна из фирм(например В) принимает решение о приостановке пр-ва, тогда рыночный спрос полностью обеспечивается выпуском продукции фирмы А (QА=120, QВ=0)

б) если фирма В будет производить 20 единиц продукции, то фирма А отреагирует на это сокращением объема пр-ва до 100 единиц.

в) соответственно, когда фирма В нарастит пр-во до 80 единиц, то фирма А уменьшит свой выпуск до 40 ед.

г) когда фирма В расширит свое пр-во до 120 единиц, то фирма А вообще прекратит свою деятельность.

(график)

Отметим, что поведения фирмы А в зависимости от поведения фирмы В на дуалистическом рынке, можно представить в виде кривой пр-ва фирмы А(QА(QВ)) – кривая реакции фирмы А.

Кривая или ф-ция пр-ва фирмы В обозначается QВ(QA) называется кривой реакции фирмы В, пересечение этих кривых (ф-ций) реагирования этих 2-х фирм в т.Е показывает равновесие на рынке Курио, т.е. каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимально для себя решение.

Ни одна из этих фирм не имеет стимулов изменить свой объем пр-ва и цену.

2) в этой модели олигополии действует 3 фирмы(А,В,С). Каждая из которых имеет 1/3 всего рынка…продукта. При этом эти фирмы независимы друг от друга., то есть не занимаются заключением тайного соглашения при установлении цен.

При этом могут 2 варианта взаимоотношений этих фирм по цене и объему производства.

1 вариант.

Фирмы В и С будут выравнивать свом цены, с любым изменением цены фирмы А.

2 вариант.

Фирмы В и С будут игнорировать любое изменение цены и объема пр-ва фирмы А.

(график)

На графике изображении поведение фирмы А. Одной из участников олигополии. Ф-ция спроса Д1-Д1 это ситуация, когда фирма А изменяет свою цену. На что реагируют и др. участники олигополии(особенно на понижение цены) это отрезокАД1. Ф-ция спроса Д2-Д2 фирмы А и МR2 это ситуация, когда фирма А изменяет свою цену в сторону повышения и фирмы В и С не реагируют на эти действия. Это отрезок Д2-А. В т.А ф-ция спроса Д1-Д1 переходит в ф-цию Д2-Д2. Возникает ломанная кривая спроса Д1-Д2, при этом отрезок Д2-А кривой спроса характеризует ситуацию, когда конкуренты игнорируют любое повышение цены фирмы А.

Отрезок Д1-А этой кривой характеризует ситуацию, когда конкуренты(В и С) реагируют на снижение цены фирмы А.

В то же время дополнительный доход фирмы А имеет следующее изображение: МRА: МR1аbМR2.

Через отрезок аb проходит ф-ция дополнительных издержек МRА=МС, поэтому МR1аbМR2= МС.

В точке пересечения ломанной кривой дополнительного дохода с дополнительными издержками устанавливается равновесная цена РА, на которую будет ориентироваться не только фирма А, но и другие участники олигополии.

Обычно это негласно согласованная цена в олигополии стабильна и не меняется. Так же и определяется оптимальный объем выпуска продукции фирмы А.

3) Отметим, что эта модель олигополии основана на тайном согласии участников олигополии об уровне цен, объеме пр-ва и сбыта продукции.

Это тайное согласие достигается :

- непосредственным сговором участников олигополии

- молчаливым согласием участников олигополии

Эта модель олигополии близка к модели совершенной монополии.

(график)

S – S максимальной экономической прибыли.

Точка А это полученная оптимальная точка в определенном положении участников олигополии. В этой точке цена РА, оптимальный объем выпускаQA и S максимальной экономической или монопольной прибыли.

Наиболее распространенными формами тайного соглашения являются:

-картель – участники договариваются о сбыте и каждый имеет свою юридическую самостоятельность.

- джентльменское соглашение устного характера о цене на продукт, рыночной доли каждой фирмы.

Эти формы тайного соглашения имеют ряд препятствий а процессе возникновения:

а) различие в спросе и … но продукцию.

б) число фирм входящих в олигополии: чем больше число фирм участников олигополии, тем труднее достичь тайного соглашения в цене и объемах продаж между этими фирмами.

в) возможность спада в экономике, который приводит к снижению прибыли. Это заставляет ряд фирм – олигополистов снижать свои цены без предварительного предупреждения фирм конкурентов (других участников олигополии), чтобы сохранить свою прибыль.

г) возможность вступления в отрасль новых конкурентов (высокие цены в олигополии как результат тайного сговора способствует появлению новых конкурентов, которые устанавливают более низкие цены на те же товары, появление нового предложения на рынке приводит к снижения цен и прибыли в этой отрасли и в олигополии в частности).

д) антимонопольное законодательство( во многих развитых странах антимонопольное законодательство запрещает картельные и другие формы тайного соглашения)

4) Эта модель олигополии заключается в том, что господствующая в отрасли фирма (обычно наиболее крупная или наиболее эффективно работающая в отрасли) меняет цену, а все другие фирмы автоматически следуют за этим изменением цены

По этой модели

В США развиваются такие отрасли, как машиностроение, пр-во меди, цемента, бензина, легковых автомобилей и ряда других товаров. Отметим, что ценовой лидер в политике ценообразования придерживается следующей тактике:

1) изменение цен у лидера связаны, со значительными изменениями, которые охватывают всю отрасль.(изменение усл. заработной платы в стране, в результате введения нового уровня минимальной оплаты труда, изменение налогообложения фирмы, изменение уровня инфляции в стране и др.)

2) о названных изменениях в ценах ценовой лидер отрасли сообщает публично , через отраслевые издания, своим конкурентам и добивается их молчаливого согласия (Дженерал Моторс каждую весну изменяет цены, а другие Форд, Крайслер молчаливо соглашаются на эту цену)

5) По этой модели ценообразования фирма олигополист использует следующую методику для определения цены на свою продукцию, в эту цену данная компания включает издержки на единицу продукции и к ним прибавляется определенный % прибыли.

Сначала рассчитываются средние переменные издержки(АVС) при использовании мощностей предприятия на уровне 75-80% , это дает возможность фирме амортизировать перепады в конъюнктуре рынка, к этой средней величине (АVС) компания прибавляет определённый %, который включает средние постоянные издержки (AFC) и % норм. прибыли и приращение % прибыли, последнее приращение прибыли зависит от дифференциации продукции, от эластичности спроса на товар, чем выше эластичность, тем меньше приращение этой прибыли, если низкая, то больше прибыль, а так же учитывается конъюнктура рынка

(ценовой лидер)→ Р рыночного олигополиста= AVC(1+k)=AVC+k*AVC = AVC +AFC+PRнорм+∆PR

3) Существует 2 противоположных точки зрения на динамику экономической эффективности олигополии:

1) распространённая (коррупционная) : поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следовательно они действуют так де как монополии, следовательно в олигополии общественной точки зрения существует не до распределение ресурсов, т.е. олигополия не до производит объем выпуска продукции и взвинчивает рыночную цену в целях максимизации монопольной прибыли. Эта точка зрения правомерна в том случае, если олигополия игнорирует действие экономического закона и идет в разрез действия антимонопольного законодательства, тогда эта точка зрения правомерна.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  506  507  508   ..