Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  473  474  475   ..

 

 

Банковский менеджмент 4

Банковский менеджмент 4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Финансовый менеджмент

1. Управление активами и пассивами

2. Управление ликвидностью

3. Управление собственным капиталом

4. Управление заемным капиталом

5. Управление банковскими рисками

6. Управление кредитным портфелем

7. Организация внутрибанковского контроля

Управление персоналом

1. Администрирование системы организации и оплаты труда

2. Организация подбора и расстановки персонала

3. Организация системы подготовки персонала

Задачи

Содержание решаемых задач

Банковская политика

1. Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка

2. Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка

3. Разработка методологии управления деятельностью банка

4. Разработка организационной структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка

5. Стратегия управления персоналом банка:

Банковский маркетинг

1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг

2. Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры

3. Установление долго­- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг

4. Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

Создание банковских продуктов

1. Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка

2. Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов

Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг

1. Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица)

2. Завоевывание новых рынков банковских услуг

3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков

4. Получение прибыли

Экономика и финансы

1. Приращение капитала

2. Управление прибылью и ликвидностью

3. Максимизация управленческого вознаграждения

4. Обеспечение стабильности развития банка

5. Обоснование финансовых решений

6. Управление издержками банка

Информационно-аналитическое обеспечение

1. Создание информационно-­аналитической системы планирования и реализации финансовых операций

Администрирование

1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка

Заданные параметры

Режим деятельности

Максимизация прибыли банка

Минимально допустимая нормативная ликвидность

Максимизация ликвидности банка

Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка

Сбалансированность прибыльности и ликвидности банка

Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой банка на основе ее дифференциации по срокам, объемам и стоимости соответственно возможностям активных операций банка

Таблица 4 - Функциональное звено внутрибанковского управления[6,с.12]

Финансовая устойчивость банка

1. Программирование банка на основе финансово-­экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка

2. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений

3. Текущая оценка экономических выгод, операционно­-стоимостный анализ банка и трансфертное ценообразование

Организационная устойчивость банка

4. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка

5. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)

6. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала

Функциональная устойчивость банка

7. Специализация банка

8. Универсализация банка

Коммерческая устойчивость банка

9. Продуктовая политика банка и функционально­-технологическая поддержка продуктового ряда банка

10. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов)

Капитальная устойчивость банка

11. Кредитно­-инвестиционная политика банка

12. Эмиссионно-­учредительская и фондовая политика банка

Принципы

Функции

Банковские методы

Централизация

Децентрализация в управлении

Сочетание централизации и децентрализации

Ориентация на долгосрочные цели развития

Демократизация управления участие персонала в высшем звене управления

Маркетинг

Планирование и прогнозирование

Организация

Контроль и учет (внутренний аудит)

Пассивные и активные операции банка

Внутрибанковский расчет

Процентная политика

Выработка банковской стратегии, политики и ее основных элементов

Как показывает таблица 4 , структура внутрибанковского управления базируется на принципах, функциях и банковских методах Рассмотрим содержание каждой из этих составляющих. Принципы:

Принцип централизации означает, что основные стратегические цели в банковской политике формируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров.

• Принцип децентрализации означает, что отдельные конкретные цели и элементы политики разрабатываются на уровне отделов или департаментов банков.

• Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит в себе разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.

• Принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.

• Демократизация управления представляет собой участие персонала банка в высшем звене управления путем подготовки рекомендаций в выработке целей и стратегии их достижения.

Функции внутрибанковского управления:

Функция маркетинга предусматривает изучение рынка и спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах.

• Функция планирования и прогнозирования включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайшее и перспективное будущее.

• Функция организации означает разработку таких структуры банка и его механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии банка.

• Функция контроля и учета предусматривает постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит и проверку работы банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности.

Банковские методы:

• Пассивные и активные операции — это основные операции банка, которые являются стержнем всех банковских методов в рамках внутрибанковского управления.

• Внутрибанковский расчет предусматривает организацию расчетных операций внутри банка между его различными отделами и подразделениями, отделениями, филиалами, агентствами.

• Процентная политика — важный элемент банковских методов, так как от размера процентов, взимаемых по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам, зависит расширение банковских операций и повышение их доходности.

• Банковская стратегия и политика — это система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы ее реализации. Составными элементами политики и стратегии выступают маркетинг, процентная политика, расширение зарубежной деятельности, информационное обеспечение банковской деятельности, расширение банковских операций.

• Разработка научно-технической политики банка означает разработку и организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг, снижения издержек, повышения конкуренции.

• Разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг представляет собой конкретную разработку новых банковских продуктов и внедрение (реализацию) их на рынке среди различных категорий физических и юридических лиц.

Заключение

Банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

В своей работе я рассмотрела основные составляющие банковского менеджмента которым является менеджмент финансовый. Он позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

Список использованной литературы

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];

2. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 03.02.1996 г. (с изм. и доп. от 26.04.2007) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];

3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 № 17-ФЗ (с изм. от 03.03.2008 г. № 20-ФЗ) // Российская газета. – 2008. - № 48

4. Улина С.Л. Подходы к формированию системы финансового менеджмента в России. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2.

5. Аширов, Д.А. Управление персоналом. - М.: Высшее образование и наука, 2001.– 290 с.

6. Жарковская, Е.П. Банковское дело: учебник/Е.П. Жарковская. - М.: Омега-Л, 2005. – 320 с.

7. Банковское дело. Справочное пособие / под редакцией Ю.А. Бабичевой. М.: Экономика, 2004. – 368 с.

8. Глушкова, Н.Б. Банковское дело. М.: Академический проект, 2005. – 520 с.

9. Ликвидность коммерческого банка. Румас С. Деньги и кредит, 2008. №2. – С.78-82

10. Максютов, А.А. Банковский менеджмент: Учебно-практическое пособие. М.: Альфа-Пресс, 2005. – 364 с.


[i] Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов в целях достижения значительных улучшений таких критически важных показателей, как стоимость, качество, уровень сервиса и скорость функционирования (Майкл Хаммер).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  473  474  475   ..