Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  46  47  48   ..

 

 

Кредитное бюро в РК

Кредитное бюро в РК

СОДЕРЖАНИЕ

Миссия ПКБ

Что дает Клиенту сотрудничество с ПКБ?

2.3 Виды кредитных отчетов

Что дает Клиенту сотрудничество с ПКБ

Управление и снижение рисков, связанных с кредитованием

Являясь участниками информационного обмена, наши клиенты получают возможность:

· значительно влиять на дисциплину исполнения обязательств своими партнерами и клиентами, как существующими, так и потенциальными;

· управлять рисками кредитования, снижать риски и страховать себя от негативных последствий сотрудничества с недобросовестными партнерами и клиентами;

· расширять рынок услуг за счет расширения клиентской базы;

· налаживать новые каналы коммуникаций с целевыми группами;

· быстро и эффективно определять кредитоспособность потенциальных заемщиков на основе получаемой из ПКБ информации.

Объем Базы данных ПКБ

Отлаженный механизм взаимодействия ПКБ со своими клиентами позволил сформировать значительную базу данных, насчитывающую в настоящее время более 4 млн. кредитных историй, из них:

· по физическим лицам - более 3,9 млн. кредитных историй;

· по юридическим лицам - более 56 тыс. кредитных историй.

Количество кредитных контрактов, переданных поставщиками информации, составляет более 11 млн.


3. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ КРЕДИТНОГО БЮРО В КАЗАХСТАНЕ

3.1 Преимущества и недостатки кредитного бюро

Если вспомнить историю, то появление первых кредитных бюро приходится на конец XIX века. Тогда они впервые появились в Австрии, США и Швеции.

Но подлинный бум в создании кредитных бюро произошел сравнительно недавно. Опрос частных кредитных бюро, проведенный в 2002 году Всемирным банком, показал, что начало функционирования примерно половины организаций приходится на конец 80-х - начало 90-х годы ХХ века. Аналогичны данные по Латинской Америке: примерно 14 из 30 фирм были организованы в 1989 году. Данные по Восточной Европе показывают, что большинство фирм было открыто в 1992 году. В Западной Европе также происходит бурное развитие кредитных бюро, открытие новых фирм отмечалось в Италии, Австрии и Испании.

В Республике Казахстан кредитные бюро появились недавно, и у большинства из нас, потенциальных заемщиков, нет и не может быть многолетней кредитной истории. Поэтому клиенту необходимо предоставить банку справку о доходах за последний год – это только часть информации, которая позволяет банку оценить его кредито- и платежеспособность.

В качестве основных разработчиков Закона РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй», подписанного 6 июля 2004 года Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, выступили НБ РК и Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Работа, предшествующая принятию Закона, а также созданию в Казахстане первого кредитного бюро, велась при тесном сотрудничестве с корпорацией Прагма/USAID и Ассоциацией финансистов Казахстана. НБ РК уже объявил о своем намерении стать учредителем Кредитного Бюро для юридических лиц. Кредитные бюро, занимающиеся сбором информации по физическим лицам, смогут создать сами банки.

Полтора года назад в Алматы была проведена первая Центрально–Азиатская конференция по кредитному бюро. В результате обсуждения определилась основная схема кредитного бюро.

Сама идея кредитного бюро – очень простая: это база данных, в которой собрана информация о заемщиках, вернее, информация по их кредитным историям. Допустим, люди начинают с кредита на образование, потом берут кредит на покупку машины, затем на покупку дома, открывают кредитные карточки и так далее. И если кредитная история у человека хорошая, то доступ к заемным деньгам прост: минимальные залоги, быстрая процедура оформления. Если же кредитная история плохая, то исправить ее уже очень сложно. Тем самым, банковская система повышает доступность и эффективность кредитных средств для населения.

Благодаря кредитному бюро, можно снизить риск невозвратности кредита, т.к. у банка будет достаточно необходимой информации о заемщике. Кредитная история позволит принять правильное решение в пользу банка.

Это должна быть частная организация, так как необходимо обеспечить конфиденциальность вкладчиков и максимальную эффективность работы структуры. Это также должна быть Ассоциация, куда на равных правах входят компании, которые работают с населением.

Кредитное бюро – это шаг в завтрашний день, это современный подход к кредитованию, правильные базы данных, современные системы электронного анализа. В конечном итоге, это позволяет расширить доступ населения к кредитным продуктам.

Цель и задачи кредитного бюро – в формировании информационной базы о заемщиках и предоставление этих отчетов кредиторам. С одной стороны, кредитное бюро позволит банкам адекватно, с учетом имеющейся информации о потенциальном заемщике, оценивать свой риск. С другой – облегчит доступ и условия получения займа добросовестным заемщикам, имеющим хорошую кредитную историю.

Кроме того, это имеет и практическое значение для самих банков, которые теперь смогут сократить расходы на содержание административного аппарата, процедуры выдачи и оформления кредитов, что, в конечном итоге, приведет к снижению процентных ставок и сделает более доступным кредиты для клиентов с положительными кредитными историями.

Кредитное бюро в Казахстане будет предоставлять банкам полную информацию о потенциальных клиентах, что снизит риски при выдаче займов. Сейчас кредитное бюро формирует базу данных и кредитные истории всех заемщиков.

Владимир Ивлев, административный директор «Первого Кредитного Бюро»: «Например, банк узнает, что у клиента пять займов в пяти банках. То есть это не основание для отказа. Но банк просто принимает к сведению и оценивает свои риски, имея эту информацию».

Инициаторами создания кредитного бюро стали Национальный банк и Агентство по надзору за рынком. Финансировало проект посольство Соединенных Штатов. Для Казахстана это - важный шаг в становлении финансовых институтов, как считают специалисты.

Анвар Сайденов, председатель Национального Банка РК: «Мы много говорили о том, что может способствовать снижению ставок по банковским кредитам, по потребительским кредитам широким слоям населения. Мы всегда говорили, что функционирование кредитного бюро, возможность обмена информацией о заемщиках - это один из путей снижения затрат банка».

Джон Ордвей, посол США В Казахстане: «Кредитное бюро открывает возможности для большего числа казахстанцев, таким образом, способствуя росту среднего класса в Казахстане».

Один из учредителей – «Кредитинфо групп». Эта исландская компания помогла сформировать техническую и методическую базы. Эксперты отмечают, что структура и работа Первого кредитного бюро соответствуют международным стандартам. На сегодняшний день договоры заключили три крупных банка Казахстана.

Национальный банк и Ассоциация финансистов Казахстана (АФК) не могут прийти к консенсусу по проекту закона “О кредитном бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан”. Об этом на недавней международной конференции по кредитному бюро в Алматы заявил глава АФК Даулет Сембаев.

Поскольку таблица разногласий была опубликована на сайте АФК, появилась возможность обсудить более предметно различия в подходах между этой влиятельной организацией и Нацбанком.

В статье 6 проекта Нацбанк сформулировал основную задачу кредитного бюро как “сбор и предоставление информации о заемщиках”. АФК предлагает следующую формулировку: «Основной задачей кредитного бюро является содействие развитию кредитования в Республике Казахстан путем сбора и предоставления информации о заемщиках». Таким образом, АФК, которая по праву считается лоббистской организацией банков, намерена изначально подчинить кредитное бюро интересам банкиров, тогда как Нацбанк видит смысл этого проекта несколько иначе.

По статьям проекта, АФК не согласна с Нацбанком в части и вправду расплывчатых отсылок к законодательству, которые чиновники, по всей видимости, пишут просто автоматически. Вот пример, приведенный в таблице разногласий: «Кредитное бюро имеет иные права и несет иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан (такие же формулировки в отношении поставщиков, получателей информации и субъектов кредитных историй)». Как справедливо считают в АФК, нормативная правовая база о кредитном бюро в настоящее время отсутствует, а поэтому иные права и обязанности бюро надо просто прописать в законе.

Любопытно, как подходят Нацбанк и АФК к определению круга поставщиков информации для кредитного бюро. Позиция главного банка выглядит вполне приемлемо: здесь предлагают ограничить перечень поставщиков информации банками второго уровня, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, страховыми организациями, осуществляющими обязательные виды страхования, госорган, осуществляющий госрегистрацию налогоплательщиков (то есть налоговая инспекция), госорган, осуществляющий документирование и регистрацию населения (по всей видимости, МВД), орган, осуществляющий присвоение СИК.

АФК утверждает, что этого мало, и предлагает расширить этот перечень за счет правоохранительных органов, органов регистрации недвижимости и автотранспорта, психоневрологических диспансеров, КСК, а также получателей кредитного отчета, указанных в статье 10 проекта на основаниях, оговоренных статьей 50 Закона о банках и банковской деятельности.

С нашей точки зрения, в данном случае, банкиры правы - ведь в противном случае заемщикам придется самим собирать все необходимые справки для банка. А в принципе, давно пора создать единую базу данных на всех граждан страны, в которой хранилась бы вся информация о них с самого рождения, и при необходимости именно из этой базы извлекались бы все необходимые справки и копии документов.

Кстати, по мнению АФК, сами субъекты кредитных историй не должны входить в перечень поставщиков информации, но в таком случае непонятно, кто же будет информировать кредитное бюро об изменении данных субъекта, в случае смены места жительства, фамилии, имени и в других случаях. Это еще один аргумент в пользу того, что все разрозненные базы данных госорганов должны быть объединены в единый массив. А Нацбанк прав в том, что субъектам кредитных историй должно быть предоставлено право не только напрямую обращаться к получателям кредитного отчета, но и требовать внесения корректировок в такие отчеты и кредитные истории в случае недостоверности и неполноты содержащейся в них информации.

Получателей много - в их число Нацбанк (статья 10 проекта), помимо банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых организаций, осуществляющих обязательные виды страхования, предлагает включить также юридические лица, реализующие товары и услуги в кредит, субъектов кредитных историй, органы предварительного следствия и дознания, суд, прокуратуру, таможенные органы, налоговые органы и госорган исполнительного производства.

В статье проекта определяется состав информации, которую будут предоставлять банки о своих заемщиках. В принципе, ничего особенного не предлагается: общая сумма долга по всем кредитам и условным и возможным обязательствам, полученным лицом в банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций; дата выдачи, частичного или полного погашения кредитов и условных и возможных обязательств и их классификация, характеристика залогов.

По физическим лицам - фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные (данные удостоверения личности), место жительства; по юрлицам - наименование, место нахождения, фамилия, имя, отчество первого руководителя и главного бухгалтера, дата и номер государственной регистрации в качестве юридического лица и наименование регистрирующего органа, форма собственности, основной вид деятельности, обслуживающий банк.

Надо полагать, что и сегодня эти данные накапливаются не только в банках второго уровня, но и в Нацбанке. АФК, в свою очередь, предлагает по юрлицам собирать также сведения об акционерах, учредителях юрлица, их доле, а также данные о РНН заемщика. В принципе, такое предложение можно только приветствовать, чтобы в кредитном бюро накапливались данные о разветвленных схемах контроля над предпринимательскими структурами, которые создаются, в основном, для минимизации налогов и отмывания денег.

Интересно, что Нацбанк и АФК не сошлись во мнении о том, кому должно быть предоставлено право изъятия документов из архива кредитных историй (статья 20). В Нацбанке полагают, что это можно делать только на основании судебных решений. АФК же предлагает следующую формулировку: «Изъятие документов из архива кредитных историй может быть произведено на основании актов уполномоченных государственных органов в порядке, предусмотренном действующим законодательством».

Разногласия есть и по порядку предоставления информации в кредитное бюро ее поставщиками: Нацбанк считает, что этот порядок должен определить уполномоченный орган, то есть главный банк Казахстана, а АФК предлагает прописать все детали в законе. Есть расхождения и по порядку регистрации получателей кредитного отчета

И, наконец, последнее разногласие где оговаривается, кому можно получать кредитные отчеты на безвозмездной основе. Нацбанк относит к таким получателям госорганы и субъектов кредитных историй, а АФК предлагает, чтобы последние могли бесплатно получать такие отчеты только «в отношении самих себя».

Все же, говоря о перспективах развития потребительского кредитования в Казахстане, отметим, что все перечисленные разногласия не являются настолько принципиальными, чтобы Нацбанк и АФК не смогли найти по ним компромисс. Так что можно утверждать, что если проект закона не встретит сопротивления в парламенте, то уже в этом году в нашей стране начнет работу первое кредитное бюро. Вопрос о том, почему такие бюро не были созданы в самом начале становления банковской системы Казахстана, скорее всего, является риторическим. В эпоху первоначального накопления капитала, как известно, на кредитные истории особого внимания не обращают.


3.2 Кредитное бюро как новый этап развития финансово-банковского сектора экономики Казахстана

кредитный заемщик кредитор правовой

В Республике Казахстан начался новый этап развития финансово – банковского сектора Казахстана создание в стране кредитных бюро. Юрист юридической фирмы «Sayat Zholshy & Partners» Игорь Лященко, изучив историю и проанализировав систему их реализации, считает, что в Казахстане они будут работать совсем по-иному, чем в западных странах.

«Кредитное бюро» – это коммерческая организация (обычно частная), занимающаяся сбором, обработкой и распространением сведений, относящихся к кредитной истории отдельных граждан, включая такие сведения, как остаток задолженности или кредитные линии, историю внесения платежей, случаи непогашения кредита, банкротства и прочее. Данное определение было разработано специалистами Фонда «Институт экономики города»

Институт кредитного бюро действует во многих странах мира. Его задача – собирать досье на заемщика: когда, где и сколько раз он брал кредиты, на какую сумму, своевременно ли погашал, а также другие факты о его деятельности.

Одной из важнейших функций кредитного бюро, в соответствии с данным законом, является формирование кредитных историй. В законе дано понятие, что такое кредитная история, но, по мнению, оно слишком краткое и немного непонятное для субъекта формирования кредитной истории. Наибольший интерес в кредитной истории представляет информация, содержащая сведения о добросовестности исполнения субъекта кредитной истории своих обязательств по полученным ссудам, налогам, расчетам с поставщиками и кредиторами, сведения о его потенциальной платежеспособности: наличие имущества, денежных средств, бумаг и иных активов. По мнению финансистов, обладатели хорошей кредитной истории смогут получать займы гораздо быстрей и под меньшие проценты.

Наиболее ключевыми вопросами проекта создания кредитных бюро в нашей стране являются конфиденциальность информации, добровольность включения в базу данных по кредитным историям и аффилиированность субъектов кредитной истории.

В связи с тем, что информация, предоставляемая в кредитные бюро, будет включать в себя ряд конфиденциальных сведений, таких как: наличие имущества, денежных средств, ценных бумаг и других активов физических и юридических лиц, можно предположить, что данная информация будет представлять интерес не только для финансово-банковских учреждений, но также и для других лиц которые захотят воспользоваться данной информацией в своих корыстных целях. Не для кого не секрет, что у нас могут найтись люди, которые захотят за «определенное вознаграждение», купить информацию об отдельных лицах, хранящуюся в кредитных бюро. Поэтому для пресечения негативных обстоятельств, которые могут возникнуть в ходе деятельности кредитных бюро, необходимо установить жесткую ответственность за распространение, утечку и использование не по целевому назначению, информации содержащихся в кредитных бюро. На данный момент в нашем законодательстве имеется ряд норм регулирующих ответственность за распространение конфиденциальных сведений и сведений, составляющих банковскую тайну

К сожалению, в казахстанском законодательстве нет нормативно правового акта, который бы четко оговаривал, что должностное лицо, получившее конфиденциальную информацию, не имеет право ее разглашать в своих интересах, однако при составлении постановления и протокола этот момент обязательно учитывается.

И в завершение следует отметить, что помимо обязанности государственных органов, получивших конфиденциальную информацию, сохранять ее в тайне существуют обязанности и у лиц, предоставляющих информацию. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан лица, которым было обоснованно предложено выдать конфиденциальную информацию государственным органам, не имеют права отказаться от ее предоставления. Однако заинтересованное лицо может потребовать рассмотрения этой информации в закрытом заседании суда.

Правовое оформление обязанности соблюдать тайну различается по тому же признаку, что и объект. В случае с банковской тайной эта обязанность регламентируется законом, а в случае с коммерческой тайной - трудовыми договорами с работниками и гражданско-правовыми договорами с контрагентами. В казахстанском законодательстве правовой режим коммерческой тайны регулируется Гражданского кодекса: «Коммерческая тайна - это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и иной деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых, может нанести ущерб его интересам». Из этого определения можно сделать вывод, что законодатель предоставляет обладателю информации право самому определять круг сведений, составляющих коммерческую тайну. Существует только одно ограничение - информация не должна содержать государственных секретов.

Исходя из вышесказанного, на мой взгляд, было бы правильнее считать коммерческую и банковскую тайны самостоятельными видами конфиденциальной информации.

Мы видим, что казахстанское законодательство достаточно немногословно в отношении такого понятия, как «банковская тайна» и «коммерческая тайна», устанавливая соответствующие регуляции практически в двух нормативных актах – Законе РК «О банках и банковской деятельности». В нашем законодательстве на данный момент не достаточно защищены права и интересы физических и юридических лиц, связанные с предоставлением информации содержащей банковскую, либо коммерческую тайну. Соответственно предоставляя информацию о своей кредитной истории, я не могу быть уверенным на сто процентов в полной конфиденциальности предоставленной информации. К примеру, в Англии действует закон о защите информации, который предусматривает очень строгие наказания в случае утечки секретных сведений, и любое подозрение на это может обернуться скандалом в связи, с чем может сильно пострадать репутация кредитного бюро. У нас же охраняется банковская тайна, существующими положениями о неразглашении той или иной информации в каких-либо сферах, но при этом нет специального закона, гарантирующего тому же заемщику соблюдение конфиденциальных условий, а в случае их нарушений, моральную и материальную компенсацию. Но, как утверждают законодатели, уровень требований к работе кредитных бюро будет очень высок и любое нарушение со стороны этой организации повлечет за собой огромные штрафы вплоть до отзыва лицензии.

Второй не менее важный вопрос, касающейся добровольности включения в базу данных по кредитным историям.

Исходя из толкования смысла вышеуказанной статьи, можно с уверенностью сказать, что наличие согласия субъекта кредитной истории, является определенной гарантией того, что кредитные бюро не смогут использовать предоставленную информацию без согласия лица, которое предоставило ее. За нарушение данного требования законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в наложении штрафов за использование информации без согласия субъекта кредитной истории.

Как отмечают большинство банковских работников, введение системы мониторинга кредитных историй через кредитные бюро, в большей степени выгодно для самих граждан, чем для банков, так как именно они смогут напрямую ощутить выгоду от снижения процентных ставок по кредитам и упрощения процедуры выгоды кредитов. Но я хотел бы не согласиться с данным утверждением, так как банки вкладывая огромные средства на первом этапе создания кредитных бюро, постараются монополизировать деятельность кредитных бюро, для того чтобы в последующем повысить стоимость услуг предоставляемых кредитными бюро и сделать их деятельность прибыльной. Действительно, сейчас для привлечения большей массы клиентов, политика банков в отношении согласия на использование и предоставление информации по кредитным историям достаточно мягкая. Но в последующем с развитием системы кредитных бюро, банки постараются перевести, право на добровольное предоставление информации из категории прав, в категорию - обязанности. И опять, граждане и юридические лица будут вынуждены, соглашаться на все условия банков и оплачивать кредитным бюро расходы по мониторингу своей кредитной истории.

Также не менее важным вопросом на данный момент является аффилированность субъектов кредитной истории по отношению друг к другу. Данный вопрос в большей степени затрагивает интересы тех кредитных учреждений, которые в своей деятельности будут использовать сведения, содержащиеся в кредитной истории юридических лиц.

Не для кого не секрет, что любое правоспособное и дееспособное физическое лицо вправе выступать в качестве учредителя любого юридического лица. На данный момент в нашем государстве довольно обычным явлением стал тот факт, что одно и тоже физическое лицо является учредителем нескольких компаний. Данное обстоятельство, было обусловлено экономическими факторами, связанными с развитием малого и среднего бизнеса в Казахстане. Нередко случалась так, что предпринимателю в процессе своей деятельности, приходилось искать новые отрасли для вложения капитала и открывать новые компании. Очень часто случалось так, что у одного и того же предпринимателя некоторые компании со временем объявлялись банкротами и ликвидировались, а некоторые вполне успешно продолжали работать. Данный факт нестабильности связанный с деятельностью компаний мелкого и среднего бизнеса, а также отсутствие кредитной истории, обуславливал для кредитных учреждений серьезные риски, связанные с банкротством некоторых компаний принадлежащих одному и тому же физическому лицу до сих пор служит препятствием при получении компаниями денежных ресурсов в кредитных учреждениях.

Большинство финансовых аналитиков и банкиров нашей страны расписали в средствах массовой информации в основном только положительные аспекты внедрения в финансово-банковский сектор Казахстана института кредитных бюро, но никто не стал заострять внимание на вопросах реальной эффективности деятельности кредитных бюро. Тем не менее, в процессе деятельности кредитных бюро, могут возникнуть определенные трудности с определением степени объективности и достоверности, данных субъекта кредитной истории в связи с наличием такого явления, как – аффилированность.

Исходя из определений аффилированности, можно сделать вывод о том, что под аффилированным лицом компании понимается участник юридического лица, имеющий право в силу предоставленных полномочий прямо или косвенно решать или определять основные направления деятельности компании.

В Республике Казахстан создаются и действуют кредитные бюро по физическим и юридическим лицам. Исходя из содержания данной статьи и концепции развития системы кредитных бюро в Казахстане, Нацбанк четко закрепил, что у нас будут созданы кредитные бюро отдельно для физических лиц и отдельно для юридических лиц. Соответственно кредитная история в отношении физического лица не будет иметь никакого отношения к кредитной истории юридического лица, в котором данное физическое лицо может выступать в качестве его учредителя. Из этого следует, что у кредитного бюро появляется серьезный дефицит информации о ходе выполнения одним и тем же физическим лицом своих обязательств перед кредитными учреждениями в качестве учредителя юридического лица. Зная об этом пробеле в деятельности кредитных бюро, физическое лицо сможет добросовестно исполнять свои обязательства, как физическое лицо, и соответственно иметь хорошую кредитную историю, под которую кредитные учреждения всегда смогут выделить ему денежные ресурсы. А с другой стороны, физическое лицо, выступающее от имени учредителя юридического лица, может спокойно брать кредиты, и не исполнять свои обязательства по их возврату, путем признания своей компании - банкротом.

В качестве рекомендаций, рекомендовать создателям кредитных бюро, сформировать единую систему мониторинга кредитных историй, независимо от того, кто является субъектом кредитной истории: физическое или юридическое лицо. Данная мера позволит более четко отслеживать деятельность субъекта кредитной истории связанную с погашением своих кредитных обязательств.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система кредитных бюро в Казахстане создается, и будет действовать совсем по-иному, чем в западных странах. Будем надеется на то, что создание системы кредитных бюро в нашей стране позволит повысить доступ населения к финансированию, финансовую прозрачность и сократить пакет документов необходимый для рассмотрения на кредитном комитете, снизить риски мошенничества и создать более устойчивые условия для развития сектора малого и среднего бизнеса.

Заключение

Кредитное бюро - организация (как правило, частная), занимающаяся сбором, обработкой, хранением и распространением сведений, относящихся к кредитной истории отдельных граждан, включая такие сведения, как остаток задолженности или кредитные линии, историю внесения платежей, случаи непогашения кредита, банкротства.

Кредитное бюро выступают в качестве информационных посредников, либо учрежденных и принадлежащих самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают БКИ данными о своих клиентах. Бюро сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные регистрационные и налоговые органы и т. д.) и формирует картотеку на каждого заемщика.

Кредитное бюро предоставляет отчеты о кредитных операциях в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида кредита и, что самое важно, степени детализации, необходимой кредитору.

Основным документом, регулирующим деятельность Кредитных бюро (КБ) в Республики Казахстан является закон от 06.07.2004 г. № 573"О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан", в котором определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти

Цель и задачи кредитного бюро – в формировании информационной базы о заемщиках и предоставление этих отчетов кредиторам. С одной стороны, кредитное бюро позволит банкам адекватно, с учетом имеющейся информации о потенциальном заемщике, оценивать свой риск. С другой – облегчит доступ и условия получения займа добросовестным заемщикам, имеющим хорошую кредитную историю.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй» от 06 июля 2004 года.

2. Кредитный бум.// Казкоммерц news – 2004. - №1. – с. 8

3. Сейткасимов А.Г. Управление банковской ликвидностью и методы ее анализа. - Алматы : «Карты - каражат», 1998.

4. Байгарина А.Т. О кредитовании населения в республике// Банки Казахстана 2004. - №5 – с. 32

5. Иванова Н.Н. Синдром боязни жить в кредит у казахстанцев исчезает// Банки Казахстана – 2004. - №6 – с. 25-27

6. Ауэзов М. В Казахстане создано первое кредитное бюро// Казкоммерц news – 2004. - №7 – с. 6-7

7. Бегимбетов Е. Кредит без страха и упрека// Банки Казахстана – 2004. - №7 – с. 38-39

8. Газета «Kazakhstan today» вып 21, от 18.05.2010г

9. Справки по ТОО « Первое кредитное бюро»

10. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: ИНФРА-М, 1995.

11. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кролевецкой. – СПб.: Питер, 2008.

12. Балабанов А.И., Боровкова В.А. и др. Банки и банковское дело. — СПб.: Питер, 2009.

13. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко; под ред. засл.деят.науки РФ, д-ра экон.наук, проф. О.И. Лаврушина. – 6-е изд., стер. –М.: КНОРУС, 2010.

14. Банковское дело. Учебник. / Под ред. Кроливецкой Л.П., Белоглазовой Г.Н., изд. 5-е, перераб. и доп. - М.:, 2009.

15. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред.засл.деят.науки РФ, д-ра экон.наук, проф. О.И. Лаврушина. – 8-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009.

16. Банковские операции: учебное пособие / кол.авторов; под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2010.

17. Банковские операции: учеб.пособие для средн.проф.образования / под ред. Ю.И. Коробова. – М.: Магистр, 2008

18. Банковское право: Учебник / Под ред. И.Ш. Килясханова, Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2008.

19. Свиридов О.Ю. Банковское дело. – изд. 3-е, испр. и доп. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2010.

20. Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007.

21. Толкачев А.Н. Банковское право: Учебное пособие. — М.: Риор, 2008.

22. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральным законам от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ "О кредитных историях" и от 30 декабря 2004 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О кредитных историях". - Система ГАРАНТ, 2005.

23. Вавулин Д.А. Бюро кредитных историй в Российской Федерации: вопросы государственного контроля и надзора // Право и экономика. - 2007. - № 5.

24. Воронин Б.Б. Проблемы накопления кредитных историй // Бухгалтерия и банки. - 2007. - № 8.

25. Воронин Б.Б. Рынок услуг бюро кредитных историй: результаты третьего года развития // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. - 2008. - № 5.

26. Гущин В.В. Правовое регулирование кредитных историй // Законы России. Опыт, анализ, практика. - 2006. - № 4.

27. Мартынова Т.С. Бюро кредитных историй. Взгляд изнутри // Банковский ритейл. - 2008. - № 1.

28. Щелов О. Кредитные бюро: первые шаги и первые сомнения // Бухгалтерия и банки. - 2005. - № 10.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  46  47  48   ..

 

АО «Альянс Банк»050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Фурманова, 50 АО «Астана Финанс»473000, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Бигельдинова, 54
АО «АТФ Банк»050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Фурманова, 100 АО «БТА Банк»050051, Республика Казахстан, г. Алматы, мкн. Самал-2, ул. Жолдасбекова, 97
АО «Банк ЦентрКредит»050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Панфилова, 98 АО «Казкоммерцбанк»050060, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. Гагарина, 135 «ж»
АО «Народный Банк Казахстана»050046, Республика Казахстанг. Алматы, пр. Абая, 109 «в» АО «ЦеснаБанк»473000, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Бейбiтшiлiк, 43
Компания CreditInfo Schufa GroupРегистрационный номер компании 24083Налоговый номер НДС DE264563875Адрес: Kormoranweg 5, 65201 Wiesbaden, Germany.