Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  634  635  636   ..

 

 

Кредитование предприятий среднего и малого бизнеса

Кредитование предприятий среднего и малого бизнеса

Введение

Максимальная годовая выручка МБ, млн. рублей

400

Максимальная численность персонала МБ, чел.

100

Максимальная годовая выручка СБ, млн. рублей

1000

Максимальная численность персонала СБ, чел.

250

Максимальная доля собственников МБ, не относящихся к МСБ, %

25

Показатели, млн. руб.

01.01.08 г.

01.01.09 г.

01.01.10 г.

Валюта баланса

19186

32448

60939

Работающие активы

17532

28008

54725

Обязательства

16813

29841

55155

Собственные средства

2373

2607

5784

Банковская прибыль

326

349

5

Активы

01.01.08 г.

01.01.09 г.

01.01.10 г.

Денежные средства и средства в ЦБ

1407

3865

4227

Средства в банках

248

687

1967

Вложения в ценные бумаги

1967

5537

2858

Чистая ссудная задолженность

15316

21784

49900

Основные средства

215

332

458

Прочие активы

33

243

1529

Всего активов

19186

32448

60939

Пассивы

01.01.08 г.

01.01.09 г.

01.01.10 г.

Средства банков

202

1921

5280

Средства клиентов, всего

11458

20333

37162

– юридических лиц

10502

17416

29105

– физических лиц

848

2279

8057

Долговые обязательства

4961

7248

12180

Прочие обязательства

192

339

533

Всего обязательств

16813

29841

55155

Средства акционеров

1400

1400

1555

Эмиссионный доход

598

598

3444

Прочие собственные средства

375

609

785

Всего источников собственных средств

2373

2607

5784

Всего пассивов

19186

32448

60939

2007 г.

2008 г.

2009 г.

проценты полученные и аналогичные доходы от:

размещения средств в кредитных организациях

30648

26452

99445

ссуд, предоставленных клиентам

1800685

2681272

3994548

оказания услуг по финансовой аренде

0

0

0

ценных бумаг с фиксированным доходом

100281

88966

45215

других источников

4135

6875

12861

всего процентов полученных и аналогичных доходов

1935749

2803565

4152069

проценты уплаченные и аналогичные расходы по:

привлеченным средствам кредитных организаций

16667

28134

234761

привлеченным средствам клиентов

556348

792205

1439012

выпущенным долговым обязательствам

252267

453461

1014692

всего процентов уплаченные и аналогичных расходов

825282

1273800

2688465

чистые процентные и аналогичные доходы

1110467

1529765

1463604

чистые доходы от операций с ценными бумагами

147978

297689

2417939

чистые доходы от операций с иностранной валютой

36053

22397

11311

чистые доходы от операций с драгоценными металлами

46808

36026

79018

чистые доходы от переоценки иностранной валюты

391

36486

66725

комиссионные доходы

67515

199981

425242

комиссионные расходы

7005

42289

78989

чистые доходы от разовых операций

8286

12500

20471

прочие чистые операционные доходы

-38961

-70951

-373457

административно-управленческие расходы

331216

858161

1891895

резервы на возможные потери

-604430

-671899

-1769327

прибыль до налогообложения

435886

491544

370642

начисленные налоги

109973

142926

365692

прибыль (убыток) отчетного года

325913

348618

4950

Наименование статей актива

Годы

2007

2008

2009

Общая величина кредитных вложений

0,80

0,67

0,82

Уровень кредитной активности банка

0,81

0,69

0,85

Коэффициент опережения

0,92

0,85

1,23

Коэффициент «агрессивности-осторожности» кредитной политики банка

0,93

0,75

0,94

Показатель соотношения кредитных вложений к собственным средствам банка

5,97

8,62

8,97

Коэффициент доходности кредитного портфеля

0,12

0,12

0,08

Коэффициент эффективности кредитных операций банка

0,02

0,02

0,00

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение 2009 г. от 2007 г.

Коэффициент клиентской базы

0,60

0,63

0,61

0,01

Коэффициент локального покрытия

0,22

0,12

0,14

-0,08

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение 2009 г. от 2007 г.

Коэффициент финансовой устойчивости

20,04

12,5

13,2

-6,48

Коэффициент покрытия работающих активов

0,21

0,13

0,14

-0,07

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

Отклонение 2009 г. от 2007 г.

Общая рентабельность

11,95

0,14

-11,81

Рентабельность активов

1,07

0,008

-1,062

Рентабельность собственного капитала

8,58

0,06

-8,52

В ОАО «Русь-Банк» действуют условия лояльности для клиентов Банка по Программам кредитования клиентов СМБ. По Программам кредитования клиентов СМБ (в т.ч. «Предприниматель», «Увеличь обороты») снижение на 1% годовой процентной ставки по кредиту / траншу предоставляется заемщикам c положительной кредитной историей или заемщикам, предлагающим в обеспечение 100% залог нежилой недвижимости. Заемщики, имеющие положительную кредитную историю в Банке и / или в банках (при подтверждении справкой из банков и выгрузкой из НБКИ). Кредитная история может быть признана положительной, если выполняются следующие условия:

Кредит погашен:

– сумма выдаваемого кредита не превышает 1,5 – кратную сумму ранее выданного кредита.

– сумма выдаваемого кредита не превышает 1,5 – кратную сумму ранее выданного кредита.

2.3 Методика оценки кредитоспособности заемщика

Страховые риски

· Смерть Заемщика от любой причины.

Страховая сумма

Страховая сумма устанавливается в размере равном сумме фактической задолженности клиента по кредиту на дату наступления страхового случая, но не более первоначальной суммы кредита.

Выгодоприобретатель

Банк в размере фактической задолженности по кредитному договору на дату наступления страхового случая.

Страховые взносы

Страховые взносы единовременно списываются с Вашего счета в день выдачи кредита за счет кредитных средств или за счет собственных средств.

Расходы на страхование

0,25% в месяц от первоначальной суммы кредита

Коэфф

1-й класс

2-й класс

3-й класс

Кал

0,2 и выше

0,15–0,2

менее 0,15

Ккл

0,8 и выше

0,5–0,8

менее 0,5

Ктл

2,0 и выше

1,0–2,0

менее 1,0

Кфн

более 60%

40 – 60%

менее 40%

Наименование показателей

Рейтинг, в%

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (Кl)

15

Коэффициент общей ликвидности (коэффициент покрытия) (К2)

20

Размер чистых активов (К3)

25

Темп роста объема выручки (К4)

20

Коэффициент рентабельности продаж (К5)

20

Оценка финансового положения Заемщика

Характеристика финансового положения Заемщика

Хорошее*

При сумме баллов не более 100 –

Среднее

При сумме баллов не более 200 –

Плохое

При сумме баллов более 200 –

Показатель

Расчетное значение

Абсолютное

01.01.09 г.

01.01.10 г.

Средства (имущество) – всего, в т.ч.

24122

21561

-2561

Внеобротные активы – всего в т.ч.

12160

11380

-780,0

– в% к стоимости имущества

50,41

52,78

2,4

Основные средства

12160

11380

-780,0

– в% к внеоборотным активам

100,00

100,00

0,0

Оборотные средства – всего в т.ч.

11962

10181

-1781

– в% к стоимости имущества

49,59

47,22

-2,4

Материальные оборотные средства с НДС

6764

8074

1310,0

– в% к оборотным средствам

56,55

79,30

22,8

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

3341

0

-3341,0

– в% к оборотным средствам

27,93

0,00

-27,9

Дебиторская задолженность

1834

2104

270,0

– в% к оборотным средствам

15,33

21,08

5,7

– в% к стоимости имущества

7,60

9,95

2,4

Показатель

Расчетное значение

Абсолютное

01.01.09 г.

01.01.10 г.

Источники средств – всего, в т.ч.

24122

21561

-2,561

Собственный капитал – всего, в т.ч.

14016

13876

-140

– в% к источникам

58,10

64,36

6,3

Уставный капитал

13784

13784

0,0

– в% к собственным средствам

0,98

0,99

0,0

Заемные средства – всего, в т.ч.

10106

7685

-2421

– в% к источникам

41,90

35,64

-6,3

Краткосрочные пассивы

10106

7685

-2421

– в% к источникам

41,90

35,64

-6,3

– в% к заемным средствам

100,00

100,00

0,0

А) кредиты банков и займы

2817

5530

2713

– в% к источникам

11,68

25,65

13,97

– в% к заемным средствам

27,87

71,96

44,09

Б) прочие привлеченные средства

10106

7685

-2421,0

– в% к источникам

41,90

35,64

-6,3

В т.ч. кредиторская задолженность

4576

4868

292,0

– в% к источникам

18,97

22,58

3,6

– в% к заемным средствам

45,28

63,34

18,1

Коэффициент

2008 г.

2009 г.

Отклонение (+; -)

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

1,39

1,81

0,4

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

0,40

0,44

0,04

Коэффициент

2008 г.

2009 г.

Отклонение (+; -)

Коэффициент общей ликвидности (покрытия)

1,18

1,32

0,1

Коэффициент оперативной ликвидности

0,51

0,28

-0,2

Коэффициент абсолютной (немедленной) ликвидности

0,00

0,00

0,0

Степень платежеспособности по краткосрочным заемным средствам (доля заемных средств в среднемесячной выручке)

1,09

0,46

-0,6

Коэффициент

2008 г.

2009 г.

Отклонение (+; -)

Чистые активы

731100

734346

3246,0

Коэффициент независимости

0,58

0,64

0,1

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,16

0,25

0,1

Коэффициент

2008 г.

2009 г.

Отклонение (+; -)

Коэффициент рентабельности продаж

0,07

0,07

0,0

Коэффициент чистой рентабельности

-0,02

0,01

0,0

Выручка от продаж

15233

18461

3228

Среднемесячная выручка

5078

6154

1076

Прибыль (убыток) от продаж

1111

1302

191

3.1 Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса

За последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15–17%. Выделим некоторые проблемы его развития.

Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являются владельцами ликвидного имущества.

Третий немаловажный фактор – недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне – небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.

С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для малого бизнеса, то довольно часто ссуды, выдаваемые по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8–10 лет назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%, но и это большая редкость. Как правило, для «малых» предпринимателей установлены ставки на уровне 20–24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей.

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога на достаточно жестких условиях: суммы небольшие – до 50 тыс. долл. (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28–30% годовых в рублях), сроки ограниченные – как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.

Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10–15 млн. рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита. На сегодняшний день факты таковы, что у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог, а сам малый бизнес слабо развит.

Объем «черного» рынка кредитов оценивается в 6–8 млрд. долл. за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15–25% в год. И для этого есть реальные основания.

Порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5–7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае, ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично – он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.

И все-таки количество небольших компаний, в обороте которых банковская составляющая значительно превышает 50%, растет с каждым годом. Однако малому бизнесу нужны встречные шаги со стороны банков и государства. Основное требование малых предприятий к банковскому кредитованию – доступность ресурсов, то есть прозрачные условия предоставления кредита, разумные требования к документам, оперативность при рассмотрении кредитной заявки и оформлении договоров.

Возможно нескольку путей снижения процентных ставок.

Банк должен совершенствовать технологию выдачи ссуды – технологию рассмотрения заявки, технологию обслуживания. Сейчас многие банки предлагают свои кредитные продукты на примерно одинаковых условиях. Поэтому здесь начинает играть роль уровень сервиса.

Снижение ставок возможно при улучшении качества заемщиков. Существующие ставки обусловлены, прежде всего, высоким риском невозврата кредитных средств. Как правило, положительная кредитная история позволяет клиенту взять кредит на более привлекательных условиях.

Следует стандартизировать и автоматизировать процедуру предоставления кредитов. На снижение ставок оказывает усиление конкуренции, вследствие которой на рынке появляется большое количество предложений. Кроме того, в последнее время наметились тенденции активного включения в процесс кредитования государственных органов. Так, Банк Москвы и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого фонд предоставляет поручительства в качестве дополнительного обеспечения, компенсируя размер своего вознаграждения и ставки.

Рассмотрим причины, которые мешают кредитованию малого бизнеса.

С точки зрения банков:

– Непрозрачность малого бизнеса

– Недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей

– Отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов

– Отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса

– Высокие риски невозврата кредитов

С точки зрения предпринимателей:

– Высокая стоимость кредитов

– Слишком жесткие условия получения кредитов

– Большие сроки рассмотрения заявок

– Недостаточная государственная поддержка малого бизнеса

– Невозможность получить кредит на создание бизнеса «с нуля».

Без всяких сомнений, финансовый кризис не прошел стороной и сферу кредитования. Многочисленные невозвраты по кредитам и увеличивающийся спрос на кредитование поддержки физических и юридических лиц, привели к тому, что многие банки пересмотрели и ужесточили условия выдачи займов. Так, одни подняли процент по кредиту, вторые увеличили список необходимых документов, третьи и вовсе, стали работать только с проверенными клиентами. По этой причине, многие кредитные учреждения зафиксировали незначительные снижения темпов кредитования малого и среднего бизнеса. Также стоит отметить немаловажный факт, что многие потенциальные заемщики стали намного серьезнее оценивать свои возможности по выплате предстоящего займа.

И все же, количество кредитов на развитие малого и среднего бизнеса неуклонно растет. Основной составляющей экономики любой страны мира, является малый и средний бизнес. Именно благодаря работе фирм и предприятий данного сегмента бизнеса, экономика оживает, создаются рабочие места, снижается безработица и т.п. Все это между собой так глубоко связано, что если убрать одно звено цепи, то остановится все. К большому сожалению, предприниматели встречают целый ряд проблем, которые возможно решить только при помощи кредита. Поэтому, кредитование среднего и малого бизнеса для банков и бизнесменов, является перспективной и необходимой мерой.

3.2 Государственные меры стимулирования рынка кредитования МСБ

Финансовый кризис в России остро поставил проблему диверсификации экономики и ухода от сырьевой модели. В развитых странах подавляющая доля валового внутреннего продукта создается предприятиями, относящимися к малому и среднему бизнесу (МСБ). Высокая чувствительность к конъюнктуре делает данный сегмент экономики наиболее восприимчивым к инновациям во всех их проявлениях. В России МСБ генерирует лишь около 15–20% ВВП. Основной проблемой, мешающей развитию малых и средних предприятий, является низкая доступность финансовых ресурсов.

В 2009 году банки выдали 3 015 млрд. руб. кредитов малому и среднему бизнесу. Несмотря на продолжающееся снижение качества ссудной задолженности и ухудшение дисциплины заемщиков, кредитование МСБ остается одним из стратегических приоритетов для банковского сектора. Однако для успешного восстановления и дальнейшего развития данного сегмента требуются действенные меры государственной поддержки.

Необходимо увеличение объемов государственной поддержки кредитования МСБ т. к. это сегмент экономики может стать драйвером выхода страны из кризиса и дальнейшего роста экономики.

В текущих условиях необходимо развивать три направления поддержки МСБ: программа финансовой поддержки МСП Российского Банка Развития, предоставление гарантий и поручительств через фонды поддержки МСБ и развитие лизинга и факторинга.

Планируется, что в 2010 году РосБР предоставит банкам около 82 млрд. руб. для кредитования малого и среднего бизнеса. Это значительно больше, чем в 2009-м году, однако составляет по-прежнему не очень значимую долю рынка – не более, чем 3%. Несмотря на относительно небольшой объем финансирования, программа показала свою эффективность за счет направления ресурсов в «узкие» места рынка, относительно слабо охваченные традиционным банковским кредитованием (например, долгосрочное финансирование производственных предприятий). Существенным фактором, способным увеличить эффективность использования ресурсов РосБР, было бы предоставление возможности банкам перераспределять региональные квоты.

Наиболее эффективно будет расширение поддержки рынка через механизм предоставления госгарантий и поручительств. За счет мультипликативного эффекта на каждый рубль гарантии можно выдать 1,5–2 рубля кредитов. С учетом дефицита качественных заемщиков на рынке, на первый план выходит разделение рисков кредитования МСБ между банками и государством.

Совершенно неохваченным сегментом является кредитование старт-апов. Государством активно выделяются средства для начинающих бизнесменов, при этом использование гарантий позволило бы увеличить доступное банковское финансирование и расширить спектр возможностей для ведения бизнеса начинающими предпринимателями.

Другим важным направлением является стимулирование МСБ посредством развития факторинга и лизинга. Лизинг является одним из важных средств привлечения инвестиций в основные средства. Факторинг активно используется для управления оборотными средствами. Они четко занимают свои ниши, формируя, вместе с кредитованием, основу развития МСБ. Государство предпринимает определенные шаги в этом направлении, в том числе финансовые, однако, их эффект остается относительно небольшим.

3.3 Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса

Во всех развитых странах малый бизнес является основой экономики. В условиях кризиса помощь малому бизнесу – предмет особого внимания государства, так как именно этот сектор экономики может снизить уровень безработицы, помочь трудоустроиться многим людям, потерявшим работу во время сложной экономической ситуации.

Правительством Российской Федерации разработан комплекс мер для поддержки малого и среднего бизнеса.

Правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в России основывается на Конституции РФ и федеральном законе №209-ФЗ от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Господдержка регламентируется и другими федеральными законами, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Помимо законов и нормативных актов, существуют государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса. Такие программы предпринимателям предлагают федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации. Каждая программа действует 1–4 года, имеет утвержденный бюджет и конкретные направления финансовой и нефинансовой поддержки предпринимателей. С помощью госпрограммы можно, например, получить бюджетную компенсацию на обновление основных фондов, внедрение новых производственных технологий, проведение рекламной кампании или участие в выставке.

Финансовую поддержку на развитие малого и среднего предпринимательства предоставляет Министерство экономического развития России. Средства Минэкономразвития поступают в регионы в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение следующих мероприятий господдержки:

– создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства: бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков;

– поддержку предпринимателей, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

– развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

– создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

– реализацию иных мероприятий субъектов РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (в соответствии с действующей в регионе программой поддержки и развития малого предпринимательства).

Минэкономразвития РФ опубликовало планы по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства на 2010 год. Как следует из доклада МЭР, на поддержку МСБ предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11 млрд. рублей. Кроме того, планируется увеличение объемов средств федерального бюджета на оказание в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

· на поддержку создания новых малых и средних инновационных компаний – в объеме 2 млрд. рублей;

· на реализацию программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах – в объеме 2 млрд. рублей;

· на развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе – в объеме 1 млрд. рублей.

Таким образом, 16 млрд. рублей будут предоставляться на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов и в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, как следует из доклада МЭР, предусмотрены дополнительные меры по оказанию в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства:

· увеличение на 1 млрд. рублей расходов на финансирование в 2010 году Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

· обеспечение размещения у субъектов малого предпринимательства заказов в объеме 5 млрд. рублей на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирних домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

· направление 2 млрд. рублей для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим экспорт промышленной продукции.

В 2010 году основной акцент в программе господдержки МСБ предлагается сделать на поддержку инновационных малых компаний и поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства, при этом сохраняются наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы.

Среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных компаний можно выделить гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях. Сумма гранта составит 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки – юридическое лицо.

Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п.

В число приоритетов включена поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, так как именно такие компании производят конкурентоспособную продукцию. Сейчас поддержка малых компаний-экспортеров минимальна: за 5 лет программы получили поддержку 540 компаний. Поддержка будет оказана 10–15 регионам, представившим комплексные программы поддержки экспортно-ориентированных малых компаний.

Следующий блок поддержки – это развитие лизинга малых и средних компаний и развитие специализированной инфраструктуры имущественной поддержки предприятий. Рынок лизинга в России очень мал – около 90 млрд. рублей, из которых только четверть – это лизинг оборудования. Направив на развитие лизинга 3 млрд. рублей, власти РФ действительно смогут существенно расширить предложение для малых компаний по данному направлению.

В этот блок включены субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства предоставляются на реализацию следующих мероприятий: субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере не превышающем 1,0 млн. рублей.

Новыми направлениями станут: существенное увеличение региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и муниципальных программ монопрофильных городов.

Поддержка малого предпринимательства моногородов будет проводиться в рамках муниципальных программ поддержки. Основные мероприятия таких программ: гранты, микрофинансирование, строительство бизнес-инкубаторов, образовательные программы, промышленные парки.

В среднем расходы на реализацию муниципальной программы составляют 80 – 100 млн. рублей. Основная часть расходов будет осуществлена за счет средств федерального бюджета при минимальных требованиях о софинансировании со стороны регионов в размере 5%.

По состоянию на апрель 2010 года заключены соглашения с 44 лизинговыми компаниями на общую сумму 4 981,67 млн. рублей, с пятью негосударственными микрофинансовыми организациями первого уровня на общую сумму 385,0 млн. рублей, с шестью государственными и муниципальными фондами поддержки малого и среднего предпринимательства на сумму 840 млн. рублей, а также двумя факторинговыми компаниями на общую сумму 950 млн. рублей.

В рамках реализации налоговой политики в целях стимулирования субъектов малого предпринимательства с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. предусмотрено повышение в два раза предельной величины доходов налогоплательщика, ограничивающее его право на применение упрощенной системы налогообложения с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей.

Государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с 2004 года реализует Российский банк развития (РосБР). РосБР напрямую не финансирует предпринимателей, но распределяет средства господдержки через сеть коммерческих банков, лизинговых компаний и микрофинансовых организаций, финансирующих малый и средний бизнес. Средства по линии РосБР могут получить, в первую очередь, малые предприятия производственной сферы, малые предприятия, реализующие инновационные и высокотехнологичные проекты. Для получения финансовой поддержки необходимо обратиться к партнеру РосБР по программе – в банк, лизинговую компанию или микрофинансовую организацию, действующую в соответствующем регионе.

С 19 июня 2009 года Банк начал реализацию программы «Рефинансирование». Программа осуществляется в соответствии с утвержденным 05 февраля 2009 года Наблюдательным советом Внешэкономбанка Порядком осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Финансовая поддержка МСП осуществляется по двум направлениям:

· через банки-партнеры;

· через организации инфраструктуры поддержки.

Получить финансовую поддержку может предприятие или индивидуальный предприниматель, которые относятся к категории субъектов МСП и соответствуют стандартам (условиям) кредитования МСП. Для этих целей субъекту МСП необходимо обратиться к участнику Программы (банку или организации инфраструктуры поддержки).

ОАО «РосБР» не предоставляет финансирование или иные виды услуг непосредственно субъектам МСП.

В целях реализации Программы ОАО «РосБР» производит:

· оценку и отбор участников Программы;

· распределение между ними денежных средств на дальнейшую поддержку субъектов МСП;

· контроль целевого использования предоставленных средств.

В целях расширения финансовой поддержки МСП ОАО «РосБР» разрабатывает Программу «Финансирование для инноваций и модернизации» по доведению средств по двухуровневой системе для инновационных и модернизационных проектов МСП в производственном секторе экономики и в области современных технологий.

В рамках данного продукта рассматриваются предложения банков-партнеров по кредитованию инновационных и модернизационных проектов субъектов МСП, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующих следующим требованиям:

· субъект относится к малым либо средним предприятиям в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;

· деятельность субъекта направлена на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры; улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг); совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением в производство. Особый приоритет предоставляется финансированию проектов, обеспечивающих производство и продажу конкурентоспособной продукции, не имеющей российских аналогов.

Приоритет отдается проектам, создающим новые рабочие места, а также проектам, в которых банк-партнер готов соинвестировать собственными средствами.

Финансовая поддержка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих работу ОАО «РосБР» по Программе.

В 2010 году РосБР планирует выдать через систему банков-партнеров кредиты малому и среднему бизнесу на сумму не менее 55 млрд. рублей, через лизинговые компании и микрофинансовые организации – почти 20 млрд. рублей.

Участие государства в инвестиционных проектах и поддержка инновационного малого и среднего предпринимательства осуществляется через Российскую венчурную компанию (РВК). РВК была создана, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №838-р от 7 июня 2006 года, с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов.

Роль РВК в инновационной системе России – это роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора бизнеса.

Приоритетные направления инвестирования средств венчурных фондов, создаваемых с участием РВК – безопасность и противодействие терроризму; живые системы (биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование); индустрия наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационные системы; рациональное природопользование; транспортные, авиационные и космические системы; энергетика и энергосбережение.

В рамках деятельности ОАО «Российская венчурная компания» совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере запускается схема стимулирования «посевного» финансирования, с внедрением которой станет возможным получение перспективных инновационных проектов на самых ранних стадиях для последующего финансирования их уже из средств сформированных венчурных фондов.

Финансирование за счёт средств фонда посевных инвестиций в объёме до 75% требуемых вложений смогут получать компании, ведущие инновационные проекты на самых ранних стадиях. Поддержку в рамках указанного фонда смогут получить около 100 компаний.

Организация «посевного» финансирования с участием ОАО «РВК» позволит использовать потенциал регионов и научных центров, имеющих наиболее развитую инновационную инфраструктуру (бизнес-инкубаторы, технопарки, ОЭЗ технико-внедренческого типа), создать дополнительную мотивацию для учёных-инноваторов, предпринимателей, готовых развивать инновационные бизнесы, венчурных капиталистов, способных финансировать технологические проекты, а также инвестиционных посредников, имеющих компетенции в структурировании проектов на ранних стадиях.


Заключение

Кредитование малого и среднего бизнеса растет впечатляющими темпами. Однако для большинства малых предприятий доступ к заемным средствам все еще ограничен: подход банков к оценке их бизнеса остается крайне жестким.

Кредитование малого и среднего бизнеса по-прежнему остается очень привлекательным сегментом для российских банков. С каждым годом многие банки запускают новые специализированные программы кредитования МСБ (в том числе начато сотрудничество с Российским банком развития, реализующим государственную программу поддержки МСБ). Многие финансовые институты смягчают требования к потенциальным заемщикам, в частности в отношении обеспечения.

Стремительный рост кредитования привел к заметному увеличению кредитного портфеля МСБ – на 14,5% по сравнению с началом года. По темпам роста портфеля кредитование МСБ в России продолжает со значительным отрывом опережать корпоративный сегмент (1,9%) и розничное кредитование (2,8%). В результате доля МСБ в условиях кризиса в портфеле кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям устойчиво растет.

Устойчивый рост кредитования сопровождается усилением конкуренции между участниками рынка. Предложение опережает спрос, все банки заявляют о снижении комиссии и ставок, смягчают требования к залогам. Очевидно, что в условиях столь активной конкурентной борьбы и все еще недостаточного числа надежных заемщиков доступ на рынок новых участников сильно затруднен. Действующие на рынке банки вынуждены конкурировать за ограниченное число хороших заемщиков.

Последние годы стали важным этапом в продвижении к стратегической цели Русь-Банка – завоеванию лидерских позиций в сегментах розничного бизнеса и кредитования среднего и малого бизнеса. Развитие розничного направления деятельности и расширение банковских услуг для предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ) базируются на уникальной маркетинговой модели, основная суть которой и выражается слоганом «Близкий Вам Банк!». Улучшая качество обслуживания, совершенствуя продукты и услуги, постоянно предлагая своим клиентам интересные акции и программы, ОАО Русь-Банк существенно нарастил клиентскую базу. При этом хорошую динамику заявил розничный портфель Банка, продемонстрировав устойчивый рост выше рыночных показателей. Объем привлеченных в 2009 году средств розничных клиентов превысил 6,9 млрд. рублей.

Активно развивается Программа кредитования среднего и малого бизнеса, в рамках которой к концу 2009 года было выдано более 1350 кредитов на сумму 2,9 млрд. рублей. Действующий кредитный портфель СМБ за 2009 год вырос в 3,5 раза и составил 2,5 млрд. рублей.

Последовательно укреплялось сотрудничество ОАО Русь-Банка с главным стратегическим партнером – Группой компаний «Росгосстрах». Особое внимание в этой работе уделено развитию совместных розничных и корпоративных программ. Банк оптимистично рассматривает итоги прошедшего года, конкретными результатами подтвердившего правильность выбранной стратегии и эффективность организации работы на всех уровнях.

Но даже в условиях расширения господдержки доступ к заемным средствам для значительного числа небольших предприятий крайне ограничен из-за очень жесткого подхода банков к оценке их бизнеса. Нами проведена оценка кредитоспособности предприятия по методике ОАО «Русь-банка». Формальный рейтинг финансового положения ООО «Курск-Мебель» составил 140 баллов, что классифицируется как «среднее». Сотрудничество ОАО «Русь-Банк» и ООО «Курск-Мебель» не противоречит интересам банка. По результатам анализа было принято положительное решение о выдаче кредита.

Очевидно, что для расширения доступа к деньгам малым предприятиям необходимы меры, отличные от снижения ставки рефинансирования. Ведь ставка определяется уровнем рисков, а риски по малым предприятиям для банков все еще очень высоки. В 2010 году государственная поддержка рынка осуществлялась в рамках программ Российского банка развития и через деятельность гарантийных фондов. В рамках программы «Рефинансирование» Российский банк развития предоставил банкам-партнерам около 23 млрд. рублей кредитных ресурсов, что составляет менее 1% общего объема рынка. Вместе с тем государственная программа РосБР поддержала рынок финансирования малого и среднего бизнеса в особенно тяжелые моменты, когда у банков не было доступа к дешевым ресурсам. В период кризиса ставка по кредитам, предлагаемым РосБР банкам-партнерам, была достаточно конкурентной, но в первом полугодии внутренняя стоимость собственной пассивной базы кредитных учреждений оказалась ниже. Так, по состоянию на 1 июля 2010 года средняя ставка по кредитам МСБ, предоставленным банками по программе «Рефинансирование», составила 15,3%, что сопоставимо со средневзвешенными ставками по собственным программам банков. Во втором полугодии РосБР пошел на удешевление стоимости предоставляемых ресурсов как по новым, так и по уже действующим программам. В настоящее время потребность в значительном расширении действующей программы РосБР отсутствует, однако стоит перенаправить часть незадействованных средств в те регионы, где наблюдается пониженная кредитная активность банков в сегменте МСБ.

В России функционирует более 60 гарантийных фондов, и все большее число банков становится их партнерами. Но возможности этой системы должны быть существенно расширены. В частности, сегодня гарантийные фонды присутствуют даже не во всех федеральных округах, а в рамках округов в основном сосредоточены в их столицах. Это ограничивает доступ к финансированию для предприятий, осуществляющих деятельность в отдаленных областях. Необходимо продолжить наращивание капитализации гарантийных фондов, чтобы увеличить объемы выданных гарантий и повысить надежность самих фондов. Повышение эффективности системы требует активного обмена опытом между гарантийными фондами, а также унификации их деятельности на региональном уровне.


Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Консультант+

2. Федеральный закон от 24.07.07 г. №209-ФЗ. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 05.07.2010 г. №153-ФЗ) // Консультант+

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства // Консультант+

4. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион. аспект) // Проблемы теории и практики упр. – 2010. – №2. – С. 111–117.

5. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион. аспект) // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №2. – С. 111–117.

6. Агеев С.В. Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №18. – С. 62–66.

7. Агеев С.В. Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №18. – С. 62–66.

8. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  634  635  636   ..

 

Финансовые показатели

Факт. значение показат.

Класс фин. состояния по одному показат.

Рейтинг показат. в%

Рейтинг показат. в баллах

1

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

1,81

1

15

15

2

Коэффициент общей ликвидности (коэффициент покрытия)

1,32

2

20

40

3

Размер чистых активов

734346

1

25

25

4

Темп прироста объема выручки

0,21

3

20

40

5

Коэффициент рентабельности продаж

0,07

1

20

20

Итого:

140

Вывод по формализованным показателям

Финансовое положение – среднее