Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  551  552  553   ..

 

 

Расчеты пластиковыми картами

Расчеты пластиковыми картами

Содержание
Наименование системы Преимущества Недостатки
Золотая корона

1.Безопасность системы;

1. Необходимость записывать в банке содержимое счета на карточку

Union Card

1. Развитая торговосервисная сеть в НСО

1.Высокий неснижаемый остаток

STB - Card/Cirrus/Maestro

1. Международная

1.Слабо развитая торгово-сервисная сеть в Свердловской области

Целевоеиспользованиебанковских карточек

Преимущества карт «Золотая Корона»:

Показатель 2006 г. 2007 г. Прирост,% (+,-)
Эмиссия, тыс. 74762,2 10396,60 38,4
Количество транзакций за год, млн. 1209,37 1641,09 35,7
Среднее число транзакций в расчете на одну карточку в год 16,2 15,9 -1,9
Суммарный оборот, млрд. руб. 4433,66 6459,44 45,7
Средняя величина одной транзакции, руб. 3666 3936 7,4
Общая сумма платежных транзакций, млрд. руб. 400,35 659,96 64,1
Доля платежных транзакций в обороте, % 9,03 10,17 12,6
Название Пенсионеры Средний класс VIP клиенты
Зарплатный проект 7% 11% 14%
№ п.п Региональное подразделение 2007 г. 2008 г.
А 1 Новосибирская дирекция 67 87 79%
2 Кузбасский филиал 41 70
3 Новосибирская областная дирекция 37 52
В 4 Барнаульский филиал 5 11 19%
5 Томский филиал 4 9
6 Новокузнецкий филиал 4 9
7 Омский филиал 0 8
8 Иркутский филиал 0 8
9 Красноярский филиал 0 7
С 10 Хабаровский филиал 0 2 2%
11 Самарский филиал 1 2
Итого: 159 265 100%

Серьезную проблему для развития этого бизнеса представляет собой низкая финансовая грамотность населения России. Эту тему в своём выступлении в отчёте 2-й конференции “Банковские карты: эффективный бизнес” затронул руководитель департамента по развитию бизнеса российского представительства компании Visa Андрей Вылегжанин. Данные исследовательских компаний свидетельствуют о том, что знания жителей России о доступных финансовых услугах по-прежнему недостаточны. Большинство населения (74%) знают лишь о потребительских кредитах, выданных в торговой сети. Значительно меньшая доля населения (41%) знает о возможностях расчетного счета, и еще меньшей информацией жители обладают о других финансовых услугах. Повышение финансовой грамотности будет выгодно всему обществу, подчеркнул А. Вылегжанин.[23]

Таким образом, можно отметить, что проблемы в использовании пластиковых карт существуют не только в России, но и в мире. Тем не менее, роль операций с использованием пластиковых карт в платежном обороте России возрастает с каждым годом. Необходимо искать пути решения этих проблем, об этом и пойдет речь в следующем разделе настоящей главы.

3.2 Предложения по решению проблем развития рынка пластиковых карт и технологий с использованием пластиковых карт в России

Итак, в предыдущей главе я попыталась выявить ряд проблем, присущих Российскому рынку пластиковых карт. Теперь рассмотрим все возможные меры и пути решения, к которым прибегает правительство РФ для решения этих проблем.

Следует отметить, что рынок платежных карт представляет собой рынок финансовых услуг, функционирующий по своим специфическим правилам. Круг его профессиональных участников не ограничивается кредитными организациями, а включает в себя как предприятия торговли, сферы обслуживания, страховые и медицинские организации, так и специфические организации - процессинговые компании, выполняющие де-факто и клиринговые функции, а также население.

Формой организации данного финансового рынка, как правило, являются конгломераты профессиональных участников в виде платежных систем разного масштаба. Поэтому регулирование рынка платежных карт требует комплексного подхода. Должна быть разработана отдельная нормативно-правовая база, закрепляющая его специфику. 15-16 августа 2007г. в Москве прошла II Международная конференция "Банковские карты: эффективный бизнес", организованная компанией "Финанс Медиа" совместно с Ассоциацией региональных банков России. Президент Ассоциации региональных банков России, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков рассказал о законодательных инициативах, которые направлены на стимулирование использования пластиковых карточек для осуществления платежей за товары и услуги. В подготовленном законопроекте предлагается предоставить право субъектам Федерации обязывать торговые точки устанавливать терминалы для работы с пластиковыми карточками при достижении определенного ежемесячного торгового оборота. Например, в Южной Корее существует закон, согласно которому при достижении торговым предприятием годового оборота в 20 тыс. долл. (меньше 2 тыс. долл. В месяц) его розничные точки должны быть оборудованы терминалами для приема пластиковых карточек.

Кроме того, руководству региона предоставляется право вводить льготы по налогу на прибыль (в размере 1%) для компаний розничной торговли, использующих карточные терминалы. По мнению авторов законопроекта, сочетание административных мер и налоговых льгот позволит значительно повысить темпы распространения и использования в России банковских карточек.

Еще один законопроект - дополнения к закону о потребительском кредитовании - призван формализовать понятие кредитной карточки и правила ее предоставления пользователю. В частности, в законопроекте содержится требование об ограничении рекламной рассылки банками кредитных карточек, определение перечня информации при предложении потребителю кредитной карточки, исключение требования о раскрытии эффективной процентной ставки по отношению к кредитной карточке. "Мы считаем, что в случае кредитной карточки эффективную процентную ставку использовать невозможно", - отметил Анатолий Аксаков.

Рынок платежных карт аналогичен рынку ценных бумаг, поскольку как и последний представляет собой обособленное образование на теле финансовой системы. По этой же причине методы регулирования рынка платежных карт аналогичны по своей сути методам регулирования финансовых рынков: установление стандартов рынка и обязательных требований к деятельности его профессиональных участников, регистрация выпусков, лицензирование участников рынка, играющих особую роль (процессинговых компаний), создание системы защиты прав владельцев, контроль за соблюдением участниками рынка установленных требований, регулирование допуска на рынок участников нерезидентов и т.д.

Электронные системы, открывающие доступ к колоссальным финансовым средствам, являются весьма привлекательным объектом для злоумышленников, поставивших перед собой цель замены, разрушения или нелегального использования ресурсов таких систем. Поэтому необходимо осуществлять защиту банковской информационной базы, а следовательно, и держателей пластиковых карт:

1) Защита аппаратуры и носителей информации от похищения, повреждения и уничтожения. Эта задача - часть общей проблемы защиты имущественных прав банковской организации. Для борьбы с угрозами этого вида используется традиционный комплекс организационно-технических мероприятий:физическая охрана и ограничение доступа к аппаратуре и носителям данных.

2) Защита информационных ресурсов от несанкционированного использования. Для этого применяются средства контроля включения питания и загрузки программного обеспечения, а также методы парольной защиты при входе в систему.

3) Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Обеспечивает защиту конфиденциальности, целостности и готовности информации автоматизированных служб системы.

4) Защита информации в каналах связи и узлах коммутации. Блокирует угрозы, связанные с пассивным подключением к каналу (" подслушивание" ), предотвращает активное подключение с фальсификацией сообщений или ретрансляцией истинных сообщений, а также препятствует блокировке каналов связи. Для защиты используются процедуры аутентификации абонентов и сообщений, шифрование и специальные протоколы связи.

5) Защита автоматизированных систем от компьютерных вирусов и незаконной модификации. Реализуется путем применения иммуностойких программ и механизмов обнаружения фактов модификации программного обеспечения.

Разумеется, разработчики указанных направлений защиты безопасности электронных телекоммуникационных систем, без использования которых невозможно осуществление расчетов по картам, не стоят на месте. Но и мошенники, существующие за счет нелегального доступа к этим системам, тоже не бездействуют. Таким образом, получается, что проблема повышения безопасности карточных расчетов, можно сказать, вечная.

Использование пластиковых карт имеет ряд позитивных моментов. И главное — меньше наличных денег в обороте, меньше инфляция. Это должны понимать не только банкиры, но и все граждане. А для создания благоприятных экономических условий банкам по внедрению пластиковых карт необходимо ввести налоговые льготы.

Для привлечения частного вкладчика, банки предоставляют наиболее выгодные условия по хранению и использованию денежных средств. Пластиковая кредитка служит своеобразным «знаком отличия», способным привязать клиента к банку. Банкиры делают все возможное, чтобы увеличить количество транзакций, совершаемых клиентом. Предприятия и ВУЗы начисляют заработную плату и стипендию на счет в банке, на каждой станции метро, в аэропортах и крупных магазинах стоят банкоматы. Множество ресторанов, магазинов, турагентств принимают пластиковые карты к оплате. Однако, вопреки желаниям банкиров, обыватель до сих пор предпочитает пользоваться своей картой для получения денег в банкоматах и для хранения «неприкосновенного запаса» на счете.

Одним из способов решения данной проблемы может стать внедрение программы поощрения клиентов. На Западе, где уже давно сформировалась потребительская культура, многие банки и платежные системы активно используют в своей работе такие программы. Примером тому служат American Express, Diners Club, Barclaycard и многие другие. Покупатели, использующие кредитные карты тех банков, где у клиентов есть возможность участвовать в программе лояльности, платят в среднем на 10% больше, чем тех, где программы поощрения клиентов не предусмотрены. Что же касается России, то некоторые банки также в своей работе применяют систему бонусных схем. С целью поощрения клиентов, часто пользующихся пластиковыми карточками для оплаты товаров и услуг, некоторые банки начисляют на карточные счета таких клиентов небольшие суммы в виде бонусов. Согласно действующему законодательству эти суммы являются дополнительным доходом гражданина, и на них должен начисляться подоходный налог. Подготовленный А. Аксаковым законопроект предусматривает отказ от взимания налога с таких бонусных платежей. Таким образом, удастся повысить привлекательность пользования карточкой для клиентов и в то же время избавить от дополнительной работы бухгалтерские подразделения банков и налоговые службы. Ущерба бюджету это не нанесет, поскольку бонусные выплаты, как правило, очень невелики по размеру, а польза от увеличения использования пластиковых карточек очевидна.

Заместитель председателя Банка России Татьяна Чугунова, выступая на конференции, подчеркнула, что активное обсуждение вопросов "пластикового" бизнеса, причем не только на крупных мероприятиях, подобных конференции "Банковские карты: эффективный бизнес", но и на локальном и региональном уровнях, говорит о том, что в финансовом сообществе сегодня есть понимание важности этого бизнеса для решения проблем, стоящих перед страной. В частности, с помощью карточек можно будет решить задачу увеличения доли безналичных расчетов в платежах населения.

На сегодняшний день, по данным Центробанка, 710 российских банков (из 1166 зарегистрированных банковских учреждений) участвуют в эмиссии и эквайринге пластиковых карточек. Количество банков, занимающихся этим бизнесом, увеличивается с каждым годом, а объем выпущенных карточек к 2007 г. по сравнению с прошлым годом вырос на 47%. Сегодня на каждого жителя России приходится 0,6 карточки (84 млн. выпущенных карточек). По сравнению с развитыми странами показатель невелик, там на каждого жителя приходится более трех карточек, но, учитывая темпы роста объема выпущенных карточек, можно ожидать, что в ближайшие год-два каждый житель России будут обладать пластиковой карточкой.

Позитивным изменениям во многом способствовали коррективы, внесенные в нормативные документы, регулирующие рынок пластиковых карточек в России. Центральный Банк внес изменения в свой основной нормативный документ, связанный с выпуском пластиковых карточек. В этом документе нашли отражение вопросы, связанные с предоставлением кредитов на совершение расчетов по пластиковым карточкам. Там же впервые был освещен порядок погашения этих кредитов, погашения процентов по кредиту, был расширен перечень операций, которые могут совершаться с использованием пластиковых карточек и т. д.

Как я уже говорила во второй главе, ещё одной немало важной проблемой российского рынка пластиковых карт является проблема низких объёмов безналичных платежей с использованием карточек.

Проблема стимулирования безналичных платежей в принципе перестала быть связанной с нежеланием банков это делать. Похоже, пришло время системного подхода. Приведем простой пример. В свое время западные банки в качестве меры стимулирования держателей к росту трат по карточкам предложили схему cash-back (возврат на счет части суммы, потраченной при безналичной оплате покупки), моментально давшую плоды. Как показывает мировой опыт, наибольшую эффективность демонстрируют две схемы лояльности:

1) Cash-back: программа лояльности, позволяющая клиенту возвращать на свой счет в банке определенный процент от сделанной им покупки. Например, расплатившись в магазине с помощью кредитной карточки и потратив при этом 100 долларов, Вы получаете обратно 1 цент.

2) Программа лояльности, основанная на поощрении клиента специальными очками (бонусами). При каждой транзакции клиенту на специальный неденежный счет поступает определенное количество очков, напрямую зависящее от суммы покупки. Накопив некоторое количество бонусов, клиент может обменять их на значимый для него подарок. Подарком может быть билет на самолет, обед в ресторане, техника, поход в кино и т.д.

Независимое аналитическое агентство «Datamonitor» составило рейтинг кредитных карт среди британских потребителей. Составлялся рейтинг кредитных карт среди банковских клиентов. Согласно результатам исследования, рейтинг карт, которые не предлагают вознаграждений, составляет 15,9%. Картам, которые предлагают схему cash-back – доверяют 17,1% вкладчиков, а кредиткам, позволяющим накапливать поощрительные очки, – 17,4%.

Однако при всех преимуществах использования банками программ лояльности, существует одно препятствие. Внедрение собственной программы лояльности – очень дорогостоящее и времяемкое занятие, не каждый банк может себе позволить создать собственную систему поощрения клиентов.

Как на Западе, так и в России эта проблема решается путем присоединения банка к уже существующей программе. Известно, что крупнейшие российские банки (Сбербанк, Российский Стандарт, Собинбанк) уже создали совместные программы лояльности. Ко-брендинговые карты, выпущенные этими банками, позволяют клиентам при оплате счета накапливать поощрительные баллы (бонусы) на неденежном счету и получать подарки. Это стимулирует клиента чаще совершать оплату пластиковой картой и делать покупки на большую сумму, чем обычно.

Сбербанк и Российский Стандарт участвуют в программе Аэрофлот-бонус. Данная программа дает бонусы за авиаперелеты, совершаемые участниками программы. Бонусы можно обменять на бесплатный билет на самолет или на специальный сертификат, позволяющий повысить класс обслуживания.

Развитие схемы Cash-back в России (хотя она и заявлена как факт некоторыми российскими банками) представляется весьма сомнительным из-за несовершенства налогового законодательства, объявляющего начисленные клиентам премиальные доходом, требующим декларирования. При определенных объемах эмиссии затраты банков на дополнительную налоговую отчетность могут просто превысить эффект от введения схем cash-back и свести не нет всю их инициативу.

Системный подход необходим для решения еще одной большой проблемы российского карточного рынка - преодоления регионального разрыва. Как я уже отмечала в предыдущей главе, очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Поэтому важной задачей является привлечение к обслуживанию новых торгово-сервисных точек, а также расширение функциональных возможностей банкоматов. Причем при расширении количества точек обслуживания необходимо в первую очередь исходить из принципа «шаговой» доступности, повышая возможности применения карточек в точках повседневного обслуживания.

Прослеживается и ряд положительных аспектов развития региональной составляющей карточной индустрии. В ряде регионов, таких как Челябинская область, Омская область, Удмуртская Республика, и других развитие потребительского кредитования, появление банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи и т. п., способствовало увеличению темпов роста количества безналичных операций. Другим важным моментом является реализация карточных проектов в социальной сфере, обеспечивающих повышение эффективности функционирования адресных социальных программ, пенсионных и социальных выплат населению. В частности, в Челябинске - «Социальная карта челябинца», в Республике Башкортостан - «Социальная карта Башкортостана».

В аналитическом отчёте Банка России, опубликованного 3 июня 2008 г говорится о том, что «эпоха саморегулирования» российского карточного рынка, по всей вероятности, подходит к концу. Банк России, если и не предлагает активных мер по нормализации структуры карточного рынка и развитию безналичных расчетов, то по крайней мере признает их необходимость и выражает готовность к сотрудничеству. Особенно явно эта тема звучит в последнем разделе документа, посвященном платежным системам:

Вместе с тем, несмотря на ориентированность кредитных организаций на выпуск карточек международных платежных систем, почти все операции с их использованием совершаются на территории Российской Федерации. В связи с этим в целях гармонизации национального рынка розничных платежных услуг и выработки базовых предпосылок для разработки финансового инструмента, удовлетворяющего интересам как поставщиков услуг (банков), так и потребителей (держателей платежных карточек, предприятий торговли, услуг), актуальным вопросом является создание национальной системы платежных карт (НСПК).

Экономическими и политическими предпосылками построения НСПК является необходимость комплексного решения задач по эффективному позиционированию российского банковского сектора на международных рынках, обеспечению государственных интересов, доступности и безопасности розничных платежных услуг, снижению их стоимости, повышению уровня защищенности персональных данных держателей платежных карточек, а также сокращению расчетов наличными деньгами».

Термин «национальная система платежных карт» последний раз звучал из уст представителей Банка России более 10 лет назад, да и то полуофициально. Тогда идея создания НСПК как минимум настораживала и воспринималась как попытка навязывания определенных технологий и правил игры. Сегодня, после более чем десятилетнего периода стихийного развития карточного рынка в России, она звучит очень своевременно. Настает время объединения усилий для решения общих задач, иначе, при всем блеске количественных показателей, российский рынок еще долго будет оставаться царством зарплатных карточек.

Решению следующей проблемы, а именно проблемы низкой финансовой грамотности населения России, руководство страны и регулирующие органы в финансовой сфере уделяют большое внимание. Информирование населения о тех преимуществах, которые дает пластиковая карточка, позволит этому бизнесу развиваться более активно. Информированные пользователи могут более эффективно распоряжаться своими финансами, снизить вероятность невозврата взятых кредитов. В результате уменьшаются риски банковского сектора и создаются благоприятные условия для экономического роста. Специалистами Visa был разработан план просветительской кампании в области использования различных финансовых услуг, в которой предлагается принять участие всем заинтересованным сторонам.

Говоря о проблеме безопасности в области использования пластиковых карточек, следует сказать, что махинации с пластиковыми карточками распространяются в основном на кредитные карточки, поскольку при использовании дебетовой карточки всегда проводится авторизация, то есть делается запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностях. В карточках со штрих-кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров. Карточки со штрих-кодом слабо защищены от подделки, что делает их малопригодными для использования в платежных системах.

Карточки с магнитной полосой на сегодняшний день наиболее распространены. Их защищенность существенно выше, чем у карт со штрих - кодом. Однако и такой тип карт относительно уязвим для мошенничества. Тем не менее, развитая инфраструктура существующих платежных систем, и, в первую очередь, мировых лидеров "карточного" бизнеса - компаний Маstеr Саrd/Еurорау является причиной интенсивного использования карточек с магнитной полосой и сегодня. Для повышения защищенности карточек системы VISA и Маstеr Саrd/Еurорау используются дополнительные графические средства защиты: голограммы и нестандартные шрифты для эмбоссирования (нанесения рельефного шрифта).

В смарт-картах носителем информации является уже микросхема. Уровень защиты карт памяти выше, чем у магнитных карт, и они могут быть использованы в прикладных системах, включая те, в которых финансовые риски связаны с мошенничеством. Смарт-карты дороже, чем магнитные карточки. Несмотря на это, смарт-карты рассматриваются в настоящее время как наиболее перспективный вид пластиковых карт.

За последние годы преступность в сфере оборота банковских пластиковых карт претерпела качественные изменения - от деяний, совершаемых одиночками и небольшими группами, до преступлений, совершаемых хорошо организованными группировками и преступными сообществами (численностью до 50 человек). Для обеспечения безопасности банковких карт необходимо:

- увеличить число степеней защиты пластиковых карточек;

- обезопасить микропроцессоры от нежелательных атак извне;

- хранить пластиковые карточки в надежных местах и подальше от посторонних глаз;

- незамедлительно блокировать счета в банке в случае утраты пластиковой карточки;

- защитить компьютерные сети от взломщиков.

Борьба против мошенничеств с карточками:

Данные Ассоциации систем межбанковских расчетов (Association for Payment Clearing Services, APACS) показывают, что финансовые круги Великобритании всерьез начали борьбу против мошенничеств с пластиковыми карточками. Ассоциация APACS указывает, что усложнение проверки - важнейший из факторов, способных уменьшить число мошенничеств с карточками. Особое внимание ему уделялось в таких секторах розничной торговли, как магазины электротоваров, ювелирные и продуктовые, которые чаще всего становились объектами мошенничеств. Сообщается, что в результате принятых мер число мошенничеств с потерянными или украденными карточками в этих секторах высокого риска уменьшилось на 75%. Кроме того, теперь крупные предприятия розничной торговли пользуются услугами общебанковской службы оповещения о потерянных или украденных карточках. Это - большой прогресс по сравнению с прежними системами, которые охватывали только отдельные банки или группы банков.

В заключении хотелось бы отметить то, что пластиковые карты станут не строчкой в отчетах платежных систем, а реальным платежным средством только в случае, если держатели будут заводить их осознанно. Это произойдет, когда клиентам они не будут навязываться в рамках зарплатных проектов.

Западного уровня развития пластиковый бизнес достигнет, когда значительное число карт станет кредитными. Причем при условии, что карты будут выдаваться бесплатно и клиенты смогут пользоваться «льготным периодом», в течение которого погасить кредит можно без уплаты процентов. Если бесплатные карты уже начинают появляться в России, то к введению «льготного периода» банки пока не готовы и по экономическим причинам, и из-за специфики законодательства.

Таким образом, проанализировав все проблемы, связанные с обращением пластиковых карт в России, можно предложить следующий механизм их решения:

- разработка нормативно-правовой базы, закрепляющей специфику обращения пластиковых карт;

- информационно-просветительская работа среди населения;

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа;

- внедрение программ поощрения клиентов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования, проведенного в рамках данной дипломной работы, было установлено - сегодня платежные системы на базе пластиковых карт стали неотъемлемым атрибутом финансовой системы любого индустриально-развитого государства, ускоряя платежный оборот при безналичных расчетах.

В ходе выполнения работы были решены задачи, поставленные перед началом исследования:

- определена сущность и роль пластиковых карт в системе расчетов;

- исследован рынок пластиковых карт в России и на примере ОАО «УРСА Банк»;

- выявлены проблемы и перспективы развития пластиковых карт.

При этом было установлено, что банковские пластиковые карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления безналичных расчетов. Такие расчеты на территории Российской Федерации регламентируются Положением Центрального банка Российской Федерации от 9 апреля 1998 г. «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

Порядок осуществления операций с использованием пластиковых карт регулируется законодательством Российской Федерации.

Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершаемые на территории Российской Федерации осуществляются только в валюте Российской Федерации – рублях на основании заключенного договора между банком и контрагентом (физическое или юридическое лицо). Исключением являются расчеты в иностранной валюте, предусмотренные действующим законодательством России. На банковской карте должны присутствовать наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующие.На основе изучения законодательных актов Российской Федерации и публикаций в средствах массовой информации можно определить роль, которую играют пластиковые карты в платежном обороте Российской Федерации:

- развитие инфраструктуры самообслуживания клиентов;

- сокращение расходов, связанных с обслуживанием налично-денежного оборота и кассовыми операциями;

- ускорение денежного обращения при безналичных расчетах;

- относительная безопасность расчетов.

Центральным банком России и Федеральным правительством ставится задача значительного расширения безналичных расчетов, в том числе за счет применения пластиковых карт.

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды. Но при всем сказанном, следует иметь ввиду, что развитие рынка пластиковых карт нельзя пускать на самотек, государство должно принять ряд нормативно-законодательных актов о применении и усилении роли пластиковых карт в платежном обороте Российской Федерации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от от 2 декабря 1990 г. №395-1 (в ред. от 23 декабря 2003 года N 181-ФЗ)

2. Положение ЦБ РФ от 9 апреля 1998 г. №23-П «Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» // "Вестник Банка России", N 23, 15.04.98

3. Андреев А.А., Морозов А.Г. и др. «Пластиковые карточки в России», Москва, 1995.

4. Ануреев С.В. Государственное стимулирование безналичных расчетов // Бизнес и банки. - 2003. - №6.- с. 4-6

5. Аренд Р. Источники посткризисного экономического роста в России. //Вопросы экономики. – 2005. - №1.

6. Банковское дело. Учебник /Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2004

7. Банки и банковское дело /Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб: Питер, 2005.

8. Березина М.П. Безналичные расчеты в России: особенности организации и направления развития // Финансы 2001. - №4. - с.19

9. Борисов Ю.А., Шамраев А.В., Пчелкин Д.А. Альтернативные (неформальные) системы денежных переводов: международные тенденции и российские аспекты. //Деньги и кредит. – 2004. - №10.

10. Бюллетень банковской статистики. - 2004. - №1. - с.26

11. Вестник Сибакадембанка, №3, 30 сентября 2004 г.

12. Вавилов А.В., Ильин И.И. Платиковые карты: принципы построения платежных схем. М.: ИИЦ «Европеум - Пресс». 2005. 125 с.

13. Внутренний портал ОАО «УРСА Банк»

14. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Под ред. Лаврушина О.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004. – 576с.

15. Деньги, кредит, банки. Учебник /Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2003

16. Демченко И.Д. О перспективах развития рынка пластиковых карт // Экономика и жизнь. - 2004. - 26 апр. - С.5.

17. Жаботинская Е.И., Меняйлов Е.В. Развитие системы безналичных расчетов в Новосибирской области, проблемы их внедрения на потребительском рынке // Деньги и кредит, 1/2004. – С. 37

18. Завалеев В.П. Системы безналичных расчетов пластиковых карт. Принципы проведения расчетов. - М.: Центр Информационных Технологий. 2002

19. Карточки в России: Социологическое исследование рынка пластиковых карточек России// Мир карточек. – 2007. - №1.

20. Князева М. Экономия для богатых // Финанс., 21-27 ноября 2005 №43. – С. 41

21. Кочеткова Н.М. Цели и методы наблюдения за платежными системами. //Деньги и кредит. – 2003. - №1.

22. Купцова А. Второе «дыхание» пластика // Эксперт-Сибирь №6 (58) от 14 февраля 2005.

23. Лаврушин О.И, Банковское дело. - М.; Финансы и статистика, 2005 г.

24. Материалы семинара “Электронные деньги: пластиковые карточки”, Центр информационных технологий, 2005.

25. Милоянина В.В., Бирюкова Г.С., Целиков С.Н. Развитие безналичных расчётов с использованием платёжных карт. //Деньги и кредит. – 2004. - №4.

26. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие. Под ред. О.Г. Семенюты. - Ростов н/Д, 2001. - 448с.

27. Суэтин А. Балансы международных расчетов. //Вопросы экономики. – 2004. - №2.

28. Отдельные направления развития платежных систем и расчетов. //Деньги и кредит. – 2003. - №2.

29. Основные показатели банковского сектора Новосибирской области // Эпиграф, №78. - 2003. - С. 3-7.

30. Пластиковые карты: технология обработки и программно – технические решения. 2005, II кв. М.: Европеум-пресс

31. Пресс служба ОАО «УРСА Банк»

32. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.

33. Результаты деятельности Сберегательного банка в 2005 г. // Копилка. 2005. № 23. С.4-5.

34. Ротынских М. Перспективы развития рынка пластиковых карт // Аналитический банковский журнал 03 (118) март 2005. – С. 77

35. Савостьянов В.А., Зубенко В.А. Международные расчеты : основные формы, правовые особенности, системы для их проведения // Аудит и финансовый анализ. - 2001. -№ 4. - с. 38-57

36. Сберкарта сегодня // Мир карточек. 2005. № 24. С.24-28.

37. Смородинов О. “ Обзор российского рынка пластиковых карт ”

38. Сорвин С.В. Современные банковские технологии и их влияние на эффективность банковской системы // Деньги и кредит. - 2001. - №9. - с.36

39. Стратегия маркетинга банковских карточек на развитых рынках // Платежи, системы, карточки. № 1 2005. С.39-45. № 2. 2005. С.45-47.

40. Третьяк В. “Безопасность системы обслуживания пластиковых карточек”, Банковские системы и оборудование, №4, 2005, С. 12

41. Трудные времена для глобальных карточных ассоциаций // Платежи, системы, карточки № 2 2005. С.17-23.

42. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки.-М.: Вазар-Ферро, 2001г.

43. Ханафиева С., Карточный расклад // Эксперт – Сибирь.- 2003. – №14 (14), 22-28 дек.- С. 14-22.

44. 14 лет – время получать паспорт // Вестник Сибакадембанка, 25 июня 2004 г. №2. – с. 1

45. Шмырева А.И. Система международных расчетов: структура, формы и механизм функционирования. - Новосибирск, 1998.

46. Юров А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив// Деньги и кредит. - №7. – 2007. – С.37-42.

47. www.sbrf.ru

48. www.korona.net

49. www.finans-m.ru/

50. www.cbr.ru

51. www.ursabank.ru


[1] Положение ЦБ РФ от 9 апреля 1998 г. №23-П «Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» // "Вестник Банка России", N 23, 15.04.98

[2] www.cbr.ru

[3] Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденное ЦБ РФ от 24.12.2004 г. №266-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 21.09.2006 № 1725-У)

[4] Деньги, кредит, банки. Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2003

[5] www.bankir.ru

[6] Юров А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив // Деньги и кредит. - №7. – 2007. – С.37-42.

[7] http://www.cbr.ru

[8] www.korona.net

[9] «Обзор российского рынка платежных карт. Тенденции и перспективы развития», аналитический отчет Банка России от 3 июня 2008 г.

[10] Журнал «Мир карточек» №1, 2007 г.

[11] Журнал «Мир карточек» №1, 2007 г.

[12] Журнал «Мир карточек» №1, 2007 г.

[13] Журнал «Мир карточек» №1, 2007 г.

[14] Аалитический отчет Банка России от 3 июня 2008 г.: Банковские карточки и безналичные платежи в России

[15] «Обзор российского рынка платежных карт. Тенденции и перспективы развития», аналитический отчет Банка России от 3 июня 2008 г.

[16] Обзор российского рынка пластиковых карт, Олег Смородинов

[17] http://www.cbr.ru

[18] Пресс служба ОАО «УРСА Банк»

[19] www.ursabank.ru

[20] Внутренний портал УРСА Банка

[21] Князева М. Экономия для богатых // Финанс., 21-27 ноября 2005 №43. – С. 41.

[22] PublicationNo 78, March 2007, ЦБ РФ

[23] Отчет о 2-й международной конференции "Банковские карты: эффективный бизнес" Программа 2-й международной конференции "Банковские карты: эффективный бизнес 2007"

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  551  552  553   ..

 

Страна Карточки с функцией снятия наличных Карточки с платежной функцией В том числе: карточки с кредитной функциональностью
Франция 1,31 1,26 Н. д.
Германия 1,37 1,37 0,26**
Италия 0,60 1,04 0,50
Япония 3,52 5,19* 2,14*
Великобритания 2,73 2,35 1,16
США 3,25 5,20 4,30
Россия 0,38 0,38 0,02