Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  532  533  534   ..

 

 

Внедрение новых банковских технологий в России (на примере ОАО АКБ "РОСБАНК")

Внедрение новых банковских технологий в России (на примере ОАО АКБ "РОСБАНК")

Министерство образования и науки

СОДЕРЖАНИЕ

2.3 Причины, проблемы и пути решения

3. Внедрение новых банковских технологий в России

1.Современные тенденции в банковской системе

Банк Чистые активы 2009г. (млн. руб.) Чистые активы 2008г. (млн. руб.) Изменение за год (%) Депозиты физ.лиц,2009г (млн.руб)
1 Сбербанк 7 023 142735 5 816 549801 20.74 3 687 164070 (1 место)
2 ВТБ 2 689 828731 1 978 374413 35.96 9 316959 (70 место)
3 Газпромбанк 1 692 638840 1 122 045038 50.85 145 046150 (4 место)
4 Россельхозбанк 944 752055 717 219 127 31.72 79 317943 (11 место)
5 Банк Москвы 766 467420 665 508593 15.17 163 215647 (3 место)
6 ВТБ 24 663 952897 483 023830 37.46 433 597378 (2 место)
7 Альфа-Банк 586 029273 621 405934 -5.69 131 318759 (6 место)
8 Райффайзенбанк 529 784131 509 817 106 3.92 36 990905 (20 место)
9 Юникредит Банк 508 567355 490 940163 3.59 141 818603 (5 место)
10 Росбанк 457 967661 432 487479 5.89 115 330648 (7 место)
Кредитные продукты 01.01.2009г.(тыс.руб) 01.01.2008г.(тыс.руб)
Автокредитование 59,330,607 45,063,501
Потреб. кредит. 37,456,044 24,058,605
Ипотеч.кредит 22,462,357 9,890,815
Ссуды, выданные налич. 15,299,753 11,646,960
Экспресс-кредит. 9,202,146 11,791,738
Овердрафт 4,566,826 3,500,185
Ссуды руковод. МБ 1,683,519 12,116
За вычетом резервов под обесценение:

150,001,252

105,963,920

ИТОГО: 133,608,888 93,886,098
Год «Интернет-Банк» «Мобильный-Банк»
01.01.2008 13 043 17 002
01.01.2009 15 103 68 011
Виды кредитов 01.01.2008г. 01.01.2009г. Прирост (%)
Кредит.пред-тий МБС 6,32 8,0 21
Кредит. руковод. МБС 0,576 1,6 64
Овердрафт МБС 0,018 0,252 93
Итого 6,914 9,852 27
- усилить работу по привлечению мелких вкладчиков; - региональные банки, имея небольшой ресурсный потенциал должны проводить политику увеличения своей ресурсной базы;- нужно начать осуществление трастовых операций с денежными средствами, что регламентируется инструкцией ЦБ №63 от 2.07.97. и уже используется в западных и центральных регионах;- особое внимание стоит обратить на лизинг: сегодня многие предприятия, не имеют средств, для закупки оборудования по полной стоимости, особенно импортного, но у них вполне хватит средств, для выплаты лизинговых платежей поэтому лизинг особенно необходим российским предприятиям, поскольку за последние 7 лет наблюдалось постоянное снижения уровня капиталовложений в основной капитал, тем более что ряд мер в качестве поощрения лизинга уже принят: разрешение относить лизинговые платежи на себестоимость; льготы банкам, кредитующим лизинговые операции.- банку, для эффективного использования кредитных ресурсов, нужно продолжать вводить в использование новые технологии, в частности пластиковые карточки и торговлю через диллинговые системы; проведение торгов в сети Интернет явилось серьезным технологическим прорывом и дало возможность создания частного диллинга; портативный компьютер со встроенным модемом, обученный трейдер и доступ к свежим котировкам дают банку возможность размещать на краткосрочной основе часть кредитных ресурсов, которая оказалась не использованной на конец дня.

3. Внедрение новых банковских технологий в России

Развитие информационных технологий принципиально меняет условия оказания банковских услуг во всем мире. Все большее количество банков открывает возможности по управлению счетами и проведению операций на фондовом рынке с использованием Интернет - технологий.

При этом развитие новых направлений банковской деятельности проходит столь быстрыми темпами, что опоздание с принятием решения об оказании нового спектра банковских услуг может привести к потере значительной части Бизнеса банка.

3.1 Перспективы развития российских информационных и аналитических банковских технологий

Россия – это страна с особыми условиями, неповторимой деловой средой, уникальными обычаями делового оборота. Иностранный опыт в лучшем случае нуждается в адаптации к российским условиям, а в худшем случае просто не годится для России. Отечественные банки до сих пор привычно ориентируются на «два источника», опыт управления банком в советский период и на зарубежный опыт, поэтому специалисты отмечают печальные результаты деятельности сотни коммерческих банков (КБ).

Мировой финансовый кризис негативно отражается на развитии систем автоматизации российских КБ, в том числе и на развитие информационно-аналитических банковских технологий.

Банковские технологии условно можно разделить на информационные технологии и на аналитические технологии.

Информационные технологии служат для учёта финансовых потоков КБ, проводки этих потоков, обмена информаций между подразделениями и т.д.

Они должны поставлять данные для аналитических технологий, целью которых является получение новой, до сих пор не существующей информации. Таким образом, информационные технологии дают руководству КБ информацию к размышлению, а аналитические – уже готовые проекты решений.

Эффективная работа КБ зависит от качества функционирования их И&А-технологий. Сейчас внедрение этих технологий в КБ возложено на отделы автоматизации, управления информатизации и т.д. Часто в силу своей малочисленности и сложности разработки собственных («внутренних»)И&А-моделей эти отделы не могут разрабатывать необходимые модели и КБ закупают их у фирм, специализирующих на их разработке.

Однако достоинством «внутренних» И&А-технологий является их гибкость, обладает высокой степенью адекватности, обеспечивает сохранение его коммерческой тайны. Если же И&А-технология разработана другими специалистами – «внешние» (особенно зарубежными), то не только их внедрение, но и их корректировки представляют серьёзную проблему для КБ.

Большим препятствием на пути создания и эксплуатации современных И&А-технологий является состояние подготовки специалистов. В российских КБ отсутствуют специалисты, которые могли бы разрабатывать структуру и стратегию И&А-технологий. Основным недостатком процесса подготовки таких специалистов – фрагментарность этого процесса.

Для анализа структуры и качества, используемых в российских КБ И&А-технологий и их применения, необходимо создание государственного контрольного органа. Задачей данного органа должен стать анализ структуры используемых И&А-технологий, а также решение технических, логических алгоритмов.

3.2 Настоящие технологии будущего

С каждым днём клиенты становятся всё более требовательным к компаниям, услугами которых они пользуются. Особенно это касается банковского бизнеса. Например: несколько лет назад Интернет-банкинг предлагался только для юридических лиц, сейчас же эти услуги частные клиенты считают обязательными. И конечно, особое внимание они уделяют оперативности в решении их вопросов по телефону. В этих условиях системы коммуникаций напрямую связанны с бизнес-процессом и эффективностью бизнеса в целом.

Решение задач, для современного банка, состоит во внедрении единой IT-инфраструктуры, использующей все преимущества IP-телефонии. Переход на использование IP для телефонных разговоров особенно важна в многофилиальных структурах, а дополнительные функции (интеграция мобильной и офисной связи, удалённый доступ, голосовая почта и отправка её по e-mail и др.) позволяют даже мобильным сотрудникам быть на связи.

Идея использовать видеосвязи для работы с физическими клиентами в банковской среде появилась не сегодня и не вчера. Но массовому распространению этой идеи мешало отсутствие простого и недорогого технологического метода массового доступа для конечных пользователей и, как следствие, слабо выраженная потребность клиентов к «видеообщению».

В России клиентов, которые обращаются в контактный центр банка с использованием видеосвязи, сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки, однако с вводом в эксплуатацию 3G-сетей, число таких клиентов вырастет взрывообразно. Те банки, которые первыми предложат своим клиентам новый вид обслуживания, не только обеспечат себе конкурентное преимущество в глазах клиентов других банков, но и смогут оптимизировать свои операционные расходы. Видео не за горами. Оно уже рядом.

Главный принцип – соответствие выбираемого решения потребностям бизнеса, возможности развития и работы в будущем, а также надёжность,

простота управления и полное соответствие требованиям безопасности.

Недавно аналитическое агентство Gartner представило список 10 стратегических технологий, которые смогут принести значительное преимущество компаниям ближайшие 3 года. Одна из таких технологий является виртуализация. Тема виртуализации является в настоящее время одной из самых обсуждаемых. Но прежде чем приступить к описаниям решений, продуктов и технологий, необходимо дать определение самого понятия «виртуализация».

Различные информационные ресурсы и компьютерные компании дают свои описания этого понятия, в зависимости от того, в каком секторе IT работают эти компании.

«Под «виртуализацией» следует понимать некий уровень абстракции и разделения компьютерных ресурсов (оборудования, приложений, операционных систем и т. д.). При этом между такими разделенными ресурсами остается гибкая взаимосвязь, которая позволяет им выполнять необходимую работу».(1)

Виртуализация представляет собой объединение на программном уровне IT-ресурсов (таких как серверы и устройства хранения данных) логически, а не физически.

Согласно прогнозам, виртуальных машин в ближайшие 4 года будет увеличиваться на 20% в год, а к 2011 году больше половины всех задач банков будет решаться при помощи виртуальных машин.

«Вопрос «виртуализировать или нет» сегодня практически перестал быть актуальным для компаний, стремящихся оптимизировать свои ресурсы. Бизнес ставит перед IT задачу быть гибким и традиционный подход не позволяет оперативно реагировать на эти требования».(2)

Виртуализация – является, пожалуй, самой актуальной темой для современной индустрии информационных банковских технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российский банковский сектор развивается завидными темпами, и последствия любого движения на этом рынке могут быть исключительно серьёзными. Значительное влияние на стратегию банка оказывает государство (через соответствующие нормативные акты и т.д.).

Произошедшие за последние десять лет изменения в кредитно-финансовой сфере обусловили появление различных финансовых инструментов, и в частности ряда новых для российского рынка банковских продуктов, - вариации банковских карт, системы удаленного управления счетами и т.п. С их появлением одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков становится инновационное развитие.

Банковская система — одна из сфер наиболее активного потребления информационных технологий. Общепризнано, что развитие банковского бизнеса без использования информационных технологий невозможно, поскольку реализация задач внедрения новых банковских услуг и продуктов, организация взаимодействия с клиентами, контрагентами, биржами напрямую связана с информационными технологиями. Более того, использование информационных технологий является одним из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности современного банка.

Приступая к модернизации IT-инфрастуктуры банка нужно понимать потребности бизнеса. Как и любому бизнесу, банку также нужно повышать производительность, создавать такие условия, чтобы клиенты чувствовали себя комфортно. Современные тенденции рынка банковских продуктов и услуг требует комплексного подхода к оптимизации всех направлений деятельности современного банка.

В последние годы именно банковские технологии приобрели первостепенное значение в банковском бизнесе и, к сожалению, их развитие в России все же недостаточно, в связи с чем можно прогнозировать рост их значимости в отечественном банковском деле. Но в то же время не стоит забывать о том, что их внедрение сопряжено с рядом проблем, среди которых и финансовые, и проблемы эффективности, и, может быть, самые сложные - проблемы организации и управления самим процессом внедрения современных банковских технологий.

Для этого необходимо создать правовые условия для более широкого применения в банковском деле современных электронных технологий, обеспечить равные возможности для кредитных организаций при совершении операций и сделок, проводимых на финансовых рынках, на базе современных информационных и банковских технологий, уделять особое внимание вопросам создания системы межбанковских расчетов в режиме реального времени.

Подводя итог изложенному, можно сказать, что хотя в настоящее время и существует ряд проблем по внедрению новых информационных технологий, в основном касающихся способов защиты передаваемой информации, их внедрение позволит банкам избавиться от недостатков существующих систем, оптимизировать и издержки на проведение различных операции, использовать преимущества за счет тиражирования технологически апробированных решений во всех подразделениях банка, а также уверенно прогнозировать планомерный рост своей деятельности, конкурентоспособные условия обслуживания клиентов и укрепления позиции на рынке кредитных организаций.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты Российской Федерации.

1. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

3.Злобина Л.А., Учебное пособие «Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль». Москва: Издательство МГУП, 2000г.- 287 с.

4. Рудакова О.С. Учебное пособие «Банковские электронные услуги»: - Изд. «Вузовский учебник», 2009г.- 400 с.

5. Журнал "Банковские услуги". №2 - 2001 - А.В.Муравьёва

6. Журнал «Финансовый менеджмент» №5, 2004 - В.С. Викулов

7. Журнал «Финансы и кредит» №34 - 2007 - М.В. Дубинин

9. Журнал «Росбанк» №01-2009г

10.Журнал «Банковские технологии» №10 – 2007; №3 - 2009 - И. Готовчиков.

11.Журнал «Банковский технологии» №11-2008

12.Журнал «Банковские технологии» №4-2008

http://www.innovprom.ru/category/articles/page/2

http://www.actualresearch.ru/nn/2009_2/Article/economics/medvedeva.doc

http://www.banki73.ru/operations/eds/

www.lomonosov-msu.ru:«развитие Интернет - банкинга в современном мире».

http://www.rts.ru/ru/listing/emidocs.html?iss=ROSB

www.rosbank.ru

Приложение 1

Финансовые показатели ОАО АКБ «Росбанк» на 2008-2009г.г.

Пластиковые карты на 01.01.2009г. на 01.01.2008г.

VISA и MasterCard

3 709 393

3 403 206

Показатель 01.01.2008
(млн.руб.)
01.01.2009
(млн.руб.)
Активы 402 697 508 994
Прибыль 5 627 5 532
Капитал (расчет) 37 075 36 622
Капитал (методика ЦБ) 35 296 45 468
Капитал / Активы 9,2% 7,2%
Кредиты предприятиям (включая ИП) 133 172 189 902
Доля кредитов предприятиям в активах, % 33,1% 37,3%
Кредиты ИП 4 098 4 937
Доля кредитов ИП в кредитах предприятиям, % 3,1% 2,6%
Потребительские кредиты (без просроченных) 92 430 125 525
Доля потреб.кредитов в активах, % 23,0% 24,7%
Просрочка потреб.кредитов 4 715 7 778
Доля просрочки, % 4,9% 5,8%
Ценные бумаги 19 387 18 604
Доля в активах, % 4,8% 3,7%
Акции 4 091 2 302
Векселя банков 1 269 140
Небанковские векселя 2 662 3 472
Имущество 916 1 408
Расчетные счета 55 214 67 664
Доля в обязательствах, % 15,6% 14,9%
Депозиты резиденты 77 069 111 576
Депозиты нерезиденты 75 380 10 284
Векселя 30 210 3 592
Облигации рублевые 2 982 2 899
Вклады физ.лиц 70 076 110 419
Доля в обязательствах, % 19,8% 24,4%
Доля вкладов до востребования, % 20,7% 13,1%
Оборот по банкоматам 18 407 25 385

источник: http://bankir.ru/

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  532  533  534   ..