Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  454  455  456   ..

 

 

Усовершенствование стратегии развития АКБ "Приватбанк" в сегменте ипотечного кредитования населения

Усовершенствование стратегии развития АКБ "Приватбанк" в сегменте ипотечного кредитования населения

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Переменные комплекса маркетинга Основные задачи и функции маркетинга
Продукт (товар)

Разработка новых продуктов

Цена Установление цен с учетом типа рынка, действий конкурентов, соотношения спроса и предложения, этапа жизненного цикла продукта и др.
Распределение (распространение) продукта

Планирование и формирование каналов распределения продукта: сбытовых каналов, демонстрационных залов, собственных торговых предприятий, торговых посредников-предприятий

Продвижение продукта

Реклама продукции

Состояние спроса Виды маркетинга и решаемые задачи
Отрицательный Конверсионный, который помогает преодолеть отрицательный спрос.
Отсутствующий Стимулирующий, возбуждающий спрос.
Скрытый Развивающий, преобразующий скрытый спрос в реальный.
Падающий Ремаркетинг, который оживляет спрос путем нового подхода к предложению товара.
Нерегулярный Синхромаркетинг, который придает колеблющемуся спросу относительную стабильность.
Полноценный Поддерживающий, который обеспечивает сохранение спроса путем снижения цен на продукцию, восстановления и дополнения ее ассортимента.
Чрезмерный Демаркетинг, с помощью которого снижают уровень спроса за счет повышения цен, ослабление усилий по его стимулированию, сохранение сервисных услуг.
Нерациональный Противодействующий, который уменьшает или ликвидирует спрос с помощью антирекламы, резкого повышения цен и ограничения доступности товаров (спиртное, сигареты).
Концепция маркетинга Характеристика рынка Задачи банка Неучтенные факторы
Усовершенствования банковских технологий Склонность потребителей к широко распространенным и доступным по цене услугам Улучшение методов организации деятельности банка, снижения затрат и цен на банковские продукты Не удовлетворяются запросы и потребности клиентов, выше среднего уровня
Усовершенствования банковского продукта Предпочтение преимуществ банковского сервиса высшего качества Улучшения качества обслуживания клиентов Не учитывается низкий уровень платежеспособного спроса на услуги банку части клиентов, забываются реальные потребности среднего потребителя
Интенсификация коммерческих усилий Падения уровня реализации продуктов Активизация мероприятий в области стимулирования сбыта Возможный малый эффект от рекламных действий, неучет повседневных потребностей клиентов
Концепция банковского маркетинга Усиление конкуренции на финансовых рынках Предварительное выявление потребностей целевых рынков, предоставление уникальных и более эффективных услуг в сравнении с конкурентами Незаинтересованность банка в создании своего благоприятного образа в глазах общественности и удовлетворении долгосрочных потребностей потребителей
Концепция социально-этического маркетинга Рост влияния общественной мысли, консьюмеризм, юридическое оформление прав потребителей Объединение стратегического направления развития банка с общественными течениями и интересами Возможная ограниченность внутренних ресурсов банка
Стратегия Пути реализации Преимущества Недостатки

Ценовое

1. Экономия на масштабах производства

1. Создаются высокие входные барьеры на рынок сбыта фирмы

1. Возможность сужения рынка сбыта

Дифференциация

1. Предоставление товара таких качеств, которые будут отличать его от конкурентных товаров и будут важными для потребителя 1. Создается определенный высокий имидж товара и фирмы

1. Возможность функциональной конкуренции

Концентрация

1. Сосредоточение на одном сегменте

1. Большее понимание потребностей сегмента

1. Возможность сокращения целевого сегмента


Срок кредитования, лет Ставка, год.
UAH USD EUR
до 10 лет (первоначальный взнос 20%; 30%) 21.00% 15.96% 15.96%
Услуги банка:
Комиссия за обслуживание единовременно С одновременным оформлением кредитного договора и договора ипотеки С отсрочкой оформления договора ипотеки
500 грн.

А)от 1% от суммы рефинансирования (min 850 грн.) -при сумме рефи-нансирования от 5 000 до 20 000 дол. США

Услуги страховой компании:
Страхование предмета ипотеки ежегодно 0,4% от оценочной стоимости недвижимости
Страхование от несчастного случая ежегодно 0,3 % от суммы кредита
Страхование титула * ежегодно 0,3% от суммы кредита
Услуги нотариуса:
Госпошлина единовременно 1% от суммы договора купли-продажи
Пенсионный фонд единовременно 1% от суммы договора купли-продажи
Оформления договора залога единовременно 0,1% от суммы договора ипотеки
Услуги нотариуса ** единовременно до 400 грн.
Услуги оценщика:
Экспертная оценка объекта недвижимости единовременно 250 – 550 грн.

Срок, лет Ставка, годовых
UAH USD EUR
до 20 лет ( первый взнос 0%) 12,00 % 12,00 % 12,00 %

Условия кредитования по программе "Жилье в кредит" [64]:

а) Требования к Заемщику:

- Частные лица, которые имеют стабильный доход, достаточный дляпогашения суммы кредита и процентов по нему.

б) Кредит предоставляется:

- На приобретение недвижимости на вторичном жилищном рынке;

- На финансирование строительства квартиры, в соответствии с инвестиционным договором (договора о долевом участии в строительстве) напервичномжилищном рынке. В обеспечение Заемщик предоставляет существующую унегожилуюнедвижимость как альтернативное обеспечение.

в) Кредиты выдаются в национальной валюте , долларах США и ЕВРО:

- Максимальная сумма кредита: 200 000 долларов США (или эквивалент вдругой валюте);

- Начальный взнос за счет средств Заемщика составляет не менее15% от стоимости жилья. Начальный взнос может быть равен 0% , если в ипотеку оформляется дополнительная недвижимость. Дополнительная недвижимость должна отвечать требованиям обеспечения, ее стоимость должна покрывать начальный взнос Заемщика;

- Максимальный срок кредитования: 20 лет.

г) Погашения кредита и процентов:

- Ежемесячные платежи равными частями (аннуитет);

- По графику-ежемесячное погашение кредита равными частями сначислением процентов на остаток задолженности.

д) Обязательное страхование:

- Страхование залогового имущества;

- Страхование Заемщика от несчастного случая;

- Страхование потери права собственности на недвижимость. Страхованиеправа собственности проводится не более 3 лет.

е)Отношения кредита и залогового имущества:

- Для недвижимости, расположенной в областных центрах, соотношениямаксимальной суммы кредита к стоимости жилья составляет:

- ≤ 85% при сумме кредита от 3 000 до 50 000 USD;

- ≤ 80% при сумме кредита от 50 001 до 100 000 USD;

- ≤ 70% при сумме кредита от 100 001 до 200 000 USD.

- Для недвижимости, расположенной в других регионах, соотношениямаксимальной суммы кредита к стоимости жилья составляет:

- ≤ 85% при сумме кредита от 3 000 до 30 000 USD;

- ≤ 80% при сумме кредита от 30 001 до 50 000 USD;

- ≤ 70% при сумме кредита от 50 001 до 80 000 USD;

- ≤ 50% при сумме кредите от 80 001 до 200 000 USD.

ж) Процентные ставки по кредитам приведены в табл.2.6


Таблица 2.6Процентные ставки по кредитам на жилье в «Райффайзенбанк Украина»

МАТРИЦА SWOT-АНАЛИЗА

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Возможности (О)

SO-стратегия

WO-стратегия

Угрозы (Т)

ST-стратегия

WT-стратегия

Срок 10-15 лет 15-20 лет
Ставка в гривнах 15,5% (плавающая)
Ставка в долларах 11% 12% (плавающая)
Ставка в Евро 10,5% 10,5% (плавающая)

и)Необходимые документы Заемщика (физического лица):

- Заполненная Анкета-заявление ;

- Гражданский паспорт и копия паспортажены/мужчины заемщика (всестраницы с информацией);

- Свидетельства о браке, свидетельстве о рождении ребенка (если есть);

- Разрешениеоргана опеки в случае если:

- Малолетнее (возрастом до 14 лет) илинесовершеннолетнее (возрастом от 14 до 18 лет) лицо зарегистрировано (прописано) по адресу недвижимого имущества, которое передается в ипотеку банку;

- Малолетнееилинесовершеннолетнеелицо является совладельцем недвижимого имущества, которое передается в ипотеку банку;

- Справка из налоговой инспекции о присвоение идентификационногономера налогоплательщика заемщику и жене/мужчине Заемщика;

- Справка с места работы (согласно стандартам ДПАУ), заверенная вбухгалтерии, которая подтверждает должность Заемщика (жены/мужа),начисленную заработную плату и удержанные налоги за последние12 месяцев;

- Документы, которые подтверждают другие доходызаемщика (приналичии доходов не по основномуместу работы), в т.ч. декларация одоходах в ГНА на последнюю отчетную дату;

- Копии документов, которые подтверждают право собственности Заемщикана недвижимое или другое имущество, указанное Заемщиком в анкете;

- Справка из банка о наличии кредитного счета, с обязательным указаниемдаты открытия счета, остатка задолженности и состоянияобслуживаниядолга (в случае наличия счетов в других банках);

- Инвестиционный договор (договор о долевом участии в строительстве,об участии в фонде финансирования строительства)-при наличии;

- Нотариально заверенноесоглашениежены/мужа (других совладельцев) на передачу в ипотеку недвижимости илиихнепосредственноеприсутствие при заключении договора.


РАЗДЕЛ 3 . РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ АКБ „ПРИВАТБАНК” В СЕГМЕНТЕ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ

3.1 Проблемы и возможности развития бизнеса АКБ „Приватбанк” в сегменте ипотечного кредитования частных лиц

3.1.1 Анализ проблем макросреды (PEST- анализ)

В материалах формирования маркетинговой стратегии работы банка на сегменте частных лиц важное значение имеют результаты PEST-анализа для Украины, а именно [25]:

- покупательная способность населения;

- демографическая ситуация и номинальная годовая емкость рынка потребителей по сегментам (клиенты банка);

В табл.3.1 приведенные основные данные, которые характеризуют демографическую ситуацию и покупательную способность населения Украины.

Таблица 3.1Показатели покупательной способности и структурные группы населения Украины [62]

Как показывает анализ данных табл.3.1:

- на каждого работающего в Украине приходится 1 пенсионер и 1 неработающий (дети и студенты);

- уровень доходов население недопустимо низкий для приобретения товаров и услуг стоимостью больше 200 долларов в месяц;

3.1.2 Анализ конкуренции на рынке банковских услуг в Украине

В табл. А.1 - А.7 Приложения А приведены результаты рейтингового анализа конкурентной среды в банковской системе Украины состоянием на 1 января 2006 года. Как показатель рейтинга учитывалась интегральная доля операций каждого банка по сумме к общему объему операций в банковской системе Украины.

Как показывает анализ данных рынка привлеченных ресурсов банковской системой Украины (154 банка) депозитные операции неравномерно сконцентрированы [65]:

а) На рынке депозитов физических лиц:

- первые 25 банков привлекли 80,3% ресурсов физических лиц;

- из них первые 3 банка привлекли 38% ресурсов физических лиц;

- лидер рынка – АКБ „Приватбанк” (15,1% ресурсов физлиц);

б) На рынке депозитов юридических лиц:

- первые 25 банков привлекли 76,3% ресурсов юридических лиц;

- из них первые 3 банка привлекли 32% ресурсов юридических лиц;

- лидер рынка – АКБ „Укрсоцбанк” (13,2% );

- АКБ „Приватбанк” – на 3 месте ( 7,1% объема ресурсов юрлиц);

в) На рынке кредитования и инвестирования:

- первые 25 банков удерживают 74,36% операций ;

- из них первые 3 банка удерживают 29% операций ;

- лидер рынка – АКБ „Приватбанк” (12,3% от объема операций);

г) Рейтинг доходности банков:

- первые 30 банков получают 80,2% от общих доходов системы;

- из них первые 3 банка получают 37% от общих доходов;

- лидер рынка – АКБ „Приватбанк” – ( 24,75% от объема доходов);

д) Рейтинг объемов собственных капиталов банков:

- первые 25 банков сосредоточили 63,6% капитала системы;

- лидеры рынка – АППБ „Аваль”, АКБ „Приватбанк” (по 9,53% );

3.1.3 Перспективы рынка ипотечного кредитования для АКБ «Приватбанк»

Перспективными направлениями деятельности АКБ «Приватбанк» на рынке ипотечного кредитования Украины является его взаимодействие с :

- Государственным фондом содействия молодежному строительству [66];

- Государственным ипотечным учреждением рефинансирования [68];

- Украинской Национальной Ипотечной Ассоциацией [67];

В табл.3.2 -3.3 представлены данные Государственного Фонда содействия молодежному строительству по сравнительным характеристикам ипотечных кредитом, выдаваемых банками - ассоциированными членам программы молодежного строительства с частичной государственной компенсацией кредита.

В развитии рынка ипотечного кредитования АКБ «Приватбанк» принимает деятельное участие в Украинской Национальной Ипотечной Ассоциации [67], которая является неприбыльным, добровольным и открытым объединениям юридических лиц, прямо или опосредствованно использующих в своей деятельности соглашения об ипотеке или осуществляющие в границах своей компетенции нормативное регулирование ипотечных отношений. Общее участие органов государственной власти и управления и Ассоциации в содействии становлению рынка ипотеки в Украине осуществляется путем ассоциированного членства в Ассоциации на основании соглашений о сотрудничестве и координации действий.


Таблица 3.2Условия ипотечного кредитования молодежного жилищного строительства

№ п/п Наименования показателя Единица измерения ЗАО КБ "Приватбанк" АК Промышленно – инвестиционный банк (ЗАО)

АКБ

"УкрСиббанк"

1. Размер процентной ставки, под которую предоставляются кредиты:
1.1. На строительство жилья (гривна) % 16 20 18
1.2. На строительство жилья (валюта) % 13 14 12,5
1.3. На приобретение жилья (гривна) % 16 20 18
1.4. На приобретение жилья (валюта) % 13 14 12,5
2. Размер первого взноса заемщика, при предоставлении кредита:
2.1. На строительство жилья % 20 (0) 30 25
2.2. На приобретение жилья % 20 (0) 30 25
3. Максимальный срок предоставления кредитов:
3.1. На строительство жилья года 20 15 21
3.2. На приобретение жилья года 20 15 21
4. Льготный период по уплате основной суммы долга за кредитами, полученными на строительство или приобретение жилья месяцев 18 12 12
5. Разовое комиссионное вознаграждение банка при оформлении кредита % 6 Н 0

Целью создания и деятельности Ассоциации является содействия всестороннему развитию ипотечных отношений, массовому распространению по всей территории Украины долгосрочного ипотечного финансирования субъектов экономических отношений и население путем участия в разработке концепции ипотечной финансовой системы в Украине и создания институционных основ его функционирования. Ассоциация также оказывает содействие созданию единого экономического пространства, общего для украинских банков и их клиентов, для формирования ипотечных отношений (отношений), отработки и внедрения законодательных норм ипотечного кредитования.

Так, моделирование технологий ипотечного кредитования на портале УНІА в виде «Ипотечного конструктора» поможет [67]:

1. Выполнить многошаговый расчет с помощью удобной мастер - тест технологии WIZARD.

2. Осуществить моделирование Ваших финансовых возможностей по отдельным мультивалютным (UAH,USD,EUR) статьям доходов и затрат с учетом количества членов Вашей семьи.

3. Спланировать стоимость жилья в удобной для Вас валюте (UAH,USD,EUR).

4. Определиться с банком, который может предоставлять Вам ипотечный кредит исходя из его предложений относительно процентных ставок за отдельными валютами, максимальными сроками и суммами кредита.

5. Определиться со сроком и валютой кредита.

6. Определиться с суммой кредита и начальным взносом в рамках стоимости жилья и LTV выбранного банка.

7. Рассчитать сумму ежемесячного платежа для погашения кредита.

8. Проверить соответствия ежемесячных платежей показателям PTI, OTI выбранного банка.

9. В случае несоответствия сумме ежемесячных платежей Вашим возможностям и требованиям банка продолжить процесс моделирования – увеличить размер начального взноса(уменьшить размер кредита), увеличить срок кредитования, выбрать другой банк и т.п..

10. Задать параметры кредитного периода (условный или календарный).

11. Задать технологию погашения кредита – аннуитетными или периодическими платежами.

12. Получить проект ипотечного договора для конкретного банка.

13. Заполнить реальную аппликационную форму и отправить ее в выбранный банк.

Аннуитетные платежи – одинаковые по размером периодические платежи в счет постепенного погашения основной суммы долга за жилым ипотечным кредитом вместе с уплатой процентов, рассчитанные на весь срок кредита, который полностью погашается последним аннуитетным платежом.

Периодические платежи – периодические платежи, которые включают погашения основной суммы долга равными частицами и уплату процентов, начисленных на непогашенную часть основного долга за кредитом.

Коэффициент LTV (LOAN-TO-VALUE RATIO) - отношения суммы предоставленных Банком средств к оценочной стоимости предмета ипотеки.

Коэффициент РTI (PAYMENT-TO-INCOME RATIO) - платеж к доходу - отношения суммы периодических платежей Заемщика за жилым ипотечным кредитом, включая уплату части основного долга, процентов за кредитом, других вознаграждений Кредитора, любых налоговых платежей (в.т.ч. налогу на недвижимость) в связи с кредитным или ипотечным договором, затрат на страхование предмета ипотеки и других страховых платежей к совокупному доходу Заемщика за тот же период. Максимальное значение коэффициента PTI должно составлять не больше 40%.

Коэффициент OTI (OBLIGATIONS-TO-INCOME RATIO) - обязательства к доходу - отношения общей суммы всех периодических обязательств Заемщика к чистому совокупному доходу Заемщика за тот же период. Максимальное значение коэффициента ТЕ не должно превышать 50%.

Цель деятельности Государственного ипотечного Учреждения - содействия дальнейшему развитию рынка ипотечного кредитования в Украине, в частности путем рефинансирования ипотечных кредиторов (банков и небанковских финансовых учреждений, которые проводят деятельность по предоставлению обеспеченных ипотекой кредитов) за счет средства, полученных от размещения ценных бумаг, и внедрение эффективных механизмов повышения уровня их ликвидности.

Предметом деятельности Учреждения является [68]:

- приобретение, получение в залог, отчуждение и осуществление других операций с ипотечными активами (правами требования за ипотечными кредитами)- см.табл.3.3;

- предоставление ипотечным кредиторам кредитов, выполнения обязательств за которыми обеспеченное ипотечными активами;

- управления ипотечными активами;

- выпуск ценных бумаг;

- предоставления услуг по обслуживание международных кредитных линий, средства которых направляются в сферу ипотечного кредитования.

Таблица 3.3МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИПОТЕЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ к рефинансируемым ипотечным жилищным кредитам [68]

Целевое назначение кредита:

1. Приобретения в собственность отдельного жилого дома или отдельной квартиры:

- с целью постоянного проживания;

- для сдачи в аренду (с возможным включением в кредитный договор требование об уплате арендных платежей на счет, открытый в банке).

2. Улучшение качества отдельного жилого дома или отдельной квартиры.

3. Другие цели

Тип продукта: Стандартный ипотечный жилой кредит с фиксированной ставкой (аннуитетный кредит) с ежемесячной уплатой процентов
Местоположения недвижимости: Территория Украины.
Заемщики: Заемщик должен быть гражданином Украины, быть правоспособным и дееспособным в соответствии с действующим законодательством Украины.
Срок кредита: Минимальный - 5 лет максимальный – 30 лет.
Возраст:

Заемщиком может быть лицо, которое достигло 18 лет на момент выдачи ипотечного кредита. Ипотечный кредит должен быть погашен Заемщиком к достижению пенсионного возраста, а именно: для мужчин - 60 лет;

для женщин - 55 лет.

Сумма ипотечного кредита:

Максимальный размер суммы кредита на одного заемщика в зависимости от местоположения жилье устанавливается:

450 000 грн. – г. Киев

350 000 грн. – города свыше 1 млн. население

250 000 грн. – другие города областного значения

150 000 грн. – города районного значения

100 000 грн. – другие города и поселки.

Минимальный размер суммы кредита на одного заемщика – 15 000 грн.

Окончание табл.3.3
Ставка кредитования Процентная ставка за пользование ипотечным кредитом устанавливается первичным кредитором с учетом ставки рефинансирования ДІУ и максимального уровня маржи первичного кредитора, установленных ДІУ. Эта ставка устанавливается на весь срок действия договора об ипотечном кредите, кроме случаев определенных Стандартами ДІУ.
Коэффициент PTI Максимальное значение отношения периодических затрат Заемщика на обслуживание долга за ипотечным кредитом, к чистому совокупному доходу Заемщика за аналогичный период должно составлять не больше 40%
Коэффициент ТЕ

Максимальное значение отношения общей суммы всех периодических обязательств Заемщика к чистому совокупному доходу Заемщика за аналогичный период должно составлять

не больше 50%

Коэффициент LTV Соотношения между суммой ипотечного кредита и стоимостью ипотеки должно составлять не больше 70%. При этом, коэффициент LTV может быть увеличен до 90% при условии наличия дополнительного обеспечения (порука, гарантия, страхование, имущественного права на депозит).
Определения стоимости недвижимости:

Проводится независимым оценщиком

Стоимость приобретения может не отвечать оценочной стоимости, установленной оценщиком. Для определения суммы кредита в расчеты включается меньшая величина одной из двух сумм: договорной или стоимости, установленной на основании независимой оценки недвижимого имущества.

Владения недвижимостью: Право собственности или владения на правах долгосрочной аренды (минимум 75 лет).
Необходимое обеспечение:

Страхование от повреждения и уничтожение предмету ипотеки осуществляется в размере оценочной стоимости предмету ипотеки (страховой тариф – не выше 0,2%)

Страхование жизни и потери трудоспособности Заемщиком осуществляется в размере обязательств за ипотечным кредитом (страховой тариф - не выше 0,8%).

3.2 Формирование стратегических целей развития позиций АКБ „Приватбанк” на рынке ипотечного кредитования

В настоящее время в Украине ипотечные кредиты составляют только 1% от ВВП, тогда как в странах с переходной экономикой этот показатель должен достигать 10-20%. В странах Западной Европы этот показатель еще выше, например, в Нидерландах ипотечное кредитование составляет 60% ВВП, в Великобритании эта цифра превышает 50%, в Греции достигает 7%, в Казахстане - 2%.Такая ситуация позволяет многим экспертам говорить, что в стране не существует полноценного ипотечного кредитования. Как утверждают эксперты, на данный момент в Украине существует лишь некое подобие классической ипотеки - так называемая квазиипотека. Но главные из них лежат в сфере психологии. Украинские банкиры неохотно дают ипотечные кредиты, боясь рисков для своих капиталов, тогда как граждане их неохотно берут из-за неприятия понятия жизни в долг [33].

Таким образом, емкость рынка ипотечного кредитования в ближайшие годы может возрасти в 7 –10 раз, что требует стратегической подготовки банка к занятию позиций лидера в этом перспективном сегменте кредитования.

Основная миссия АКБ „Приватбанк”, как лидера банковской системы Украины на сегодняшнем этапе развития формулируется следующим образом:

А) „Приватбанк” – универсальный банк

Приватбанк имеет генеральную лицензию Национального банка Украины на проведение банковских операций и осуществляет весь спектр банковских услуг по обслуживанию на отечественном рынке корпоративных и частных клиентов соответственно международным стандартам.

б) Приватбанк – социально значимый банк

Проводя последовательную политику укрепления стабильности банка и усовершенствованиякачества обслуживания, Приватбанк считает одним из приоритетных направлений своей работы развитие комплекса современных услуг для индивидуального клиента. Сейчас банк предлагает гражданам Украины свыше 150 видов наиболее современных услуг, среди которых текущие, вкладные операции, карточные продукты, разнообразные программы потребительского кредитования, которые осуществляются в партнерстве с ведущими отечественными торговыми, риэлтерскими компаниями и автопроизводителями.

в) Приватбанк – творец Национальной сети банковскогообслуживания

Национальная сеть банковского обслуживания Приватбанка, которая включает в себя 2 100 филиалов и отделений по всей Украине, разрешает любому клиенту получить высочайший уровень обслуживания практически в любом месте страны. Широкий круг заграничных партнеров Приватбанка не только демонстрирует его признание как полноправного участника мировой банковской системы, но и, самые главные, разрешает наиболее широко удовлетворять потребности клиентов банка, связанные с их международной деятельностью. Приватбанк поддерживает корреспондентские отношения снаибольшими иностранными банками, эффективно сотрудничая сними на разных сегментах финансового рынка. Приватбанк является уполномоченным банком по обслуживанию кредитных линий Мирового банка реконструкции и развития (СБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЄБРР) и Германского-Украинско-немецкого Фонда, направленных на развитие маленького и среднего бизнеса.

г) Приватбанк – лидер в сфере внедрения ведущих банковских услуг

Приватбанк является признанным лидером отечественного рынка платежных карточек. На сегодня банком выпущено свыше 9,6 миллиона пластиковых карточек (40% от общего количества карточек, эмитированных украинскими банками). В сети обслуживания пластиковых карточек банка работает 2 306 банкоматов, пластиковые карточки банка принимают к оплате свыше 16 тысяч торгово-сервисных точек по всей Украине.

Приватбанк также является лидером на рынке услуг физическим лицам. Так, свыше 40% клиентов банков, которые оформляют кредиты на покупку бытовой техники, пользуются кредитными программами Приватбанка.

Стратегические цели развития позиций АКБ „Приватбанк” на банковском рынке Украины в условиях тенденций объединения крупных украинских банков – последователей лидера и возникновения новых объединенных лидеров, а также законодательного разрешения на развертывание в Украине филиалов мировых банков, можно сформулировать как:

- расширения национальной сети обслуживания населения Украины филиалами и отделениями АКБ „Приватбанк”;

- расширения и повышение географической плотности установки банкоматов и терминалов автоматического самообслуживания клиентов АКБ „Приватбанк”;

- расширения услуг по использованию сети Интернет – доступу в банк из любой точки мира;

- завоевание пенсионно-социального сектора ресурсной базы частных клиентов банка;

- усиления функций банка по формированию негосударственных пенсионных фондов и завоевание роли управления их средствами;

3.3 Сегментирование рынков ипотечного кредитования для банковских продуктов АКБ „Приватбанк”

Проведенное в дипломной работе исследование рынков потребителей ипотечного кредитования позволяет выделить следующие признаки сегментирования:

а) по физическим свойствам объектов недвижимости в ипотечном кредитовании:

- жилищная ипотека

- земельная ипотека

- производственная ипотека

- ипотека транспортных средств, условно причисленных к недвижимости;

б) по юридическому статусу клиентов :

- юридические лица для приобретения, строительства или ремонта (реновации) основных фондов коммерческой деятельности;

- физические лица-предприниматели для приобретения, строительства или ремонта (реновации) основных фондов коммерческой деятельности;

- физические лица для приобретения, строительства или реновации объектов недвижимости, которые им будут принадлежать на правах частной собственности;

в) по объектам недвижимости:

- существующая недвижимость в состоянии рыночной ликвидности;

- строящаяся недвижимость, которая приобретет состояние рыночной ликвидности только после окончания строительства;

- недвижимость, требующая капитального ремонта (реновации), которая приобретет состояние рыночной ликвидности только после окончания капитального ремонта;

г) по статусу залога, обеспечивающего ипотечный кредит:

- залогом является объект приобретаемой недвижимости;

- залогом является дополнительный объект недвижимости, который

переоформляется на построенный или восстановленный объект

кредитуемой недвижимости (кредитование под титул собственности);

д) по валюте кредитования:

- ипотечные кредиты в национальной валюте;

- ипотечные кредиты в долларах США;

- ипотечные кредиты в евро;

- ипотечные кредиты в других конвертируемых валютах;

е) по статусу льготности кредитования:

- стандартное ипотечное кредитование без льгот;

- молодежное ипотечное кредитование по льготным ставкам с гарантированным возмещением банку разности ставок из государственного фонда содействия молодежному строительству;

ж) по объемам кредитования одного заемщика:

- до 25 000 тысяч долларов США (1-комнатная квартира)

- до 40 000 тысяч долларов США (2- комнатная квартира)

- до 55 000 тысяч долларов США (3- комнатная квартира)

- до 200 000 тысяч долларов США (элитная 4-комнатная квартира)

- до 1 млн.долларов США ( отдельный элитный коттедж)

3.4 Выбор целевых сегментов рынка ипотечного кредитования для банковских продуктов АКБ „Приватбанк”

Матрица выбора целевых подсегментов для АКБ «Приватбанк» в сегменте ипотечного кредитования физических лиц имеет следующий вид (см. рис. 3.4).

То есть, для АКБ «Приватбанк» наиболее привлекательным является кредитование «молодежная ипотека», при которой осуществляется компенсации за счет государственного фонда содействия молодежному строительству, а также возможность рефинансирования со стороны Государственной ипотечной организации. Также высокую степень привлекательности имеет кредитование новостроек, поскольку это соответствует стратегическому направлению деятельности АКБ «Приватбанк» по привлечению средств негосударственных накопительных пенсионных фондов, а срок амортизации нового жилья – 50 лет удовлетворяет требованиям негосударственных пенсионных фондов о прибыльном вложении пенсионных вкладов.

Среднюю ступень привлекательности имеет ипотечное кредитование приобретения существующего жилья (вторичный рынок) с определенным уровнем эксплуатационного износа, а низкую – ипотечное кредитование ремонта (реновации) недвижимости.


Рис. 3.4. Матрица «Дженерал Электрик» - McKinsey дляАКБ «Приватбанк»

3.5 Выбор базовой стратегии и стратегии роста рыночной доли АКБ „Приватбанк” в сегменте ипотечного кредитования

Конкурентная стратегия АКБ „Приватбанк” – это стратегия дифференциации, поскольку позиция банка – ближайшая к лидерству на банковском рынке. Преимущества стратегии дифференциации:

- создается определенный имидж банковских продуктов, который снижает чувствительность потребителя к цене;

- предпочтение потребителей и неповторимость банковских продуктов создают высокие входные барьеры на рынок;

- предпочтение потребителей создает своеобразную защиту против банковских продуктов конкурентов;

- высокая цена дает возможность получения высокой прибыли.

Основная стратегия роста рыночной доли АКБ „Приватбанк” – это рост на следующих сегментах:

- привлечение долгосрочных пассивов в сегменте негосударственных пенсионных фондов;

- создание комплекса связи клиент- риэлтер - банк;

- повышение скорости принятия решений по ипотечным сертификатам, позволяющим клиенту искать себе подходящую квартиру с уверенностью в получении кредита на определенную сумму - менее 30 мин (технология скоринг –кредитования);

- увеличение количества специализированных ипотечных центров с 60 до 180 - эта структура дает возможность не бегать клиенту от риэлтера в банк и обратно, а решать все вопросы у риэлтера;

- новое направление - ПриватБанк дает возможность клиенту получить под 0,98% кредит в размере 5% от суммы ипотечного кредита на ремонт квартиры. Деньги поступают на карточку, и клиент в течение 30 дней может беспрепятственно эти деньги сдать.

- с октября 2005 года вводится экспериментальный ипотечный кредитив - деньги непосредственно из ПриватБанка поступают на счет продавца.

3.6 Оценка эффективности выбора конкурентной стратегии АКБ „Приватбанк” на рынке ипотечного кредитования

Используя информацию по ставкам ипотечного кредитования в АКБ «Приватбанк» и «Райффайзенбанк Украина», а также информацию по стоимости привлеченных ресурсов в этих банках для обеспечения выдачи ипотечных кредитов (Приложение Г) проведем оценку эффективности существующей и перспективной моделей стратегии ипотечного кредитования.

В качестве долгосрочных ресурсных оплачиваемых источников для долгосрочного ипотечного кредитования используются:

а) срочные депозиты юридических лиц по средневзвешенной ставке внациональной и иностранной валютах 5,9% („Райффайзенбанк”) и 8,2%(АКБ „Приватбанк”) годовых (состоянием на 01.01.2006 года побанковской системе Украины – Приложение Г [63-64]);

б) срочные депозиты физических лиц по средневзвешенной ставке понациональной и иностранной валютах 8,7%(„Райффайзенбанк”) и

11,9% годовых (АКБ „Приватбанк”) (состоянием на 01.01.2006 года побанковской системе Украины – Приложение Г [63-64]);

в) срочные депозитные сертификаты по средневзвешенной ставке понациональной и иностранной валютах 6% („Райффайзенбанк”) и 10,0 %годовых (АКБ „Приватбанк”) (состоянием на 01.01.2006 года по банковской системе Украины - Приложение Г [63-64]);

Использование текущих межбанковских кредитов(депозитов) и средств юридических и физических лиц на текущих счетах для ипотечного кредитования является недопустимым.

Средневзвешенная по ресурсным источникам ипотечных кредитов годовая ставка стоимости ресурсов рассчитывается как :

а) „Райффайзенбанк Украина” (01.01.2006)

б) АКБ „Приватбанк” (01.01.2006)


Таким образом, за счет разной структуры срочных депозитов физических и юридических лиц и разных процентных ставок средневзвешенная стоимость источников ипотечных ресурсов в „Райффайзенбанк Украина” на 3,7% годовых ниже, чем в АКБ „Приватбанк”.

Для расчета рентабельности ипотечного кредита, кроме прямой стоимости источников ипотечных ресурсов следует учесть дополнительные затраты на:

- неоперационные затраты банка, то есть затраты на административно-хозяйственное управление, оплату работы персонала и прочие неоперационные затраты;

- затраты банка на создание резервов на стандартную и нестандартную задолженность, уровень которой за счет нестандартной задолженности можно для ипотечных обеспеченных кредитов принять на уровне 0,5%;

Коэффициент накладных (неоперационных) затрат на уровень оплаты за ипотечные ресурсы рассчитывается как:

а) „Райффайзенбанк Украина” (01.01.2006)

б) АКБ „Приватбанк” (01.01.2006)


Расчет рентабельности ипотечного кредита (с учетом налога на прибыль 25%) выполняется по формуле:

а) „Райффайзенбанк Украина” (01.01.2006) – средневзвешенная стоимость ставки ипотечных кредитов в национальной и иностранной валюте – 13,5 %

б) АКБ „Приватбанк” (01.01.2006) – средневзвешенная стоимость ставки ипотечных кредитов в национальной и иностранной валюте – 16,0 %

Таким образом, при сегодняшней стоимости долгосрочных источников ипотечных ресурсов (7,0 -10,7% годовых) и учитывая значительный коэффициент накладных неоперационных затрат в коммерческих банках (1,72-1,84), рентабельность ипотечных кредитов при средневзвешенных (по национальной и иностранной валютах) ставках кредитования 13,5-16,0 % годовых - положительная +0,43 % годовых в „Райффайзенбанк” и отрицательная – 4,2% годовых в АКБ „Приватбанк”.

Снижение годовой ставки ипотечных кредитов в национальной валюте на 3% (до уровня 11,5-13,0 % годовых) при сегодняшний ресурсной базе коммерческих банков невозможно.

Полученные результаты обосновывают причины неразвитости ипотечного кредитования в банковской системе Украины, поскольку для выхода на рентабельный режим ипотечного кредитования надо иметь стоимость ипотечных ресурсов не выше 5,0% годовых.

Выход на положительный уровень рентабельности ипотечных кредитов возможный только с использованием схем рефинансированием за счет ипотечных облигаций.

ВЫВОДЫ

Портфель инвестиционных ипотечных кредитов населению в исследуемом в дипломной работе АКБ „Приватбанк” в мае 2006 года превысил 3 млрд.грн., то есть его доля достигла 30% от общей суммы ипотечного кредитования населения в банковской системе Украины.

Приватбанк является лидером среди украинских коммерческих банков по количеству клиентов - его услугами пользуются свыше 16% населения Украины. Технологическая инфраструктура АКБ «Приватбанк» по состоянию на 01.05.2006 года характеризуется как:

- количество филиалов и отделений по Украине – 2010;

- количество автоматов самообслуживания (банкоматов) поУкраине – 3153;

- количество платежных POS-терминалов в сети торговли и услугУкраины – 16626;

- количество эмитированных пластиковых карточек для безналичныхрасчетов и работы с автоматами самообслуживания – 9 566 600;

- количество счетов юридических лиц – 224 704;

- количество счетов физических лиц-предпринимателей – 174 997.

По состоянию на 1 января.2006 года АКБ „Приватбанк” является лидером банковской системы Украины и занимает следующие рейтинговые места :

- Объем валюты активов баланса – 21, 7 млрд.грн.( 1 место);

- Объем собственного капитала – 2,3 млрд.грн.( 1 место);

- Объем уставного капитала – 189,2 млн.евро( 2 место);

- Объем кредитно-инвестиционного портфеля

– 16, 8 млрд.грн.( 1 место);

- Объем кредитов физическим лицам – 6,35 млрд.грн.

- Объем текущих и срочных депозитов физических лиц

– 9,97 млрд.грн.( 1 место);

- Объем текущих и срочных депозитов юридических лиц

– 4,0 млрд.грн.( 3 место);

- Объем балансовой прибыли – 472,0 млн.грн.(1 место);

- Рентабельность уставного капитала – 41,8 % (11 место);

- Рентабельность активов баланса – 2,18 % (6 место);

Исследования показали, что динамика и структура кредитования физических лиц в АКБ «Приватбанк» в течение 1 квартала 2005 – 1 квартала 2006 годов характеризуется следующими показателями:

- общая сумма выданных кредитов физлицам на конец 1 квартала 2006 года составила 7,5 млрд. грн., то есть за 1 квартал 2006 года возросла на 1 млрд.грн.;

- кредиты на покупку автомобилей выросли с 1,3 млрд.грн. до 2,9 млрд грн., заняв долю 38,1% в кредитном портфеле физических лиц;

- ипотечные кредиты на покупку нового и строящегося жилья выросли с 0,95 млрд.грн. до 2,2 млрд грн., заняв долю 28,6% в кредитном портфеле физических лиц;

- кредиты на покупку бытовой техники выросли с 0,6 млрд.грн. до 1,4 млрд. грн., заняв долю 19,0% в кредитном портфеле физических лиц;

- ипотечные кредиты на покупку жилья на вторичном рынке выросли с 0,4 млрд.грн. до 0,65 млрд. грн., заняв долю 9,5% в кредитном портфеле физических лиц;

- нецелевые потребительские кредиты (кредитные карточки) выросли с 0,2 млрд.грн. до 0,32 млрд. грн., заняв долю 4,76% в кредитном портфеле физических лиц;

Доля ипотечных кредитов в общем объеме кредитов частным лицам в банке достигла 38%.

В Украине рынок жилищного ипотечного кредитования составляет больше половины общего объема ипотечных кредитов. Другая половина приходится на кредитование под залог недвижимости коммерческого назначения.

В настоящее время в Украине ипотечные кредиты составляют только 1% от ВВП, тогда как в странах с переходной экономикой этот показатель должен достигать 10-20%. В странах Западной Европы этот показатель еще выше, например, в Нидерландах ипотечное кредитование составляет 60% ВВП, в Великобритании эта цифра превышает 50%, в Греции достигает 7%, в Казахстане - 2%.Такая ситуация позволяет многим экспертам говорить, что в стране не существует полноценного ипотечного кредитования. Как утверждают эксперты, на данный момент в Украине существует лишь некое подобие классической ипотеки - так называемая квазиипотека. Но главные из них лежат в сфере психологии. Украинские банкиры неохотно дают ипотечные кредиты, боясь рисков для своих капиталов, тогда как граждане их неохотно берут из-за неприятия понятия жизни в долг.

Таким образом, емкость рынка ипотечного кредитования в ближайшие годы может возрасти в 7 –10 раз, что требует стратегической подготовки банка к занятию позиций лидера в этом перспективном сегменте кредитования.

Как показали результаты исследований, проведенные в дипломной работе, с 1 квартала 2005 года по 1 квартал 2006 года (т.е. за год) объем выданных кредитов физическим лицам по банковской системе увеличился с 15 млрд.грн. до 38 млрд.грн. ( на + 23 млрд.грн.), при этом объем привлеченных срочных депозитов физических лиц возрос с уровня 35 млрд.грн. до уровня 52 млрд.грн. ( на +17 млрд.грн.), а объем привлеченных текущих депозитов физических лиц возрос с уровня 10 млрд.грн. до уровня 16 млрд.грн. ( на +6 млрд.грн.). Таким образом, основным ресурсным источником для возрастания объемов кредитования физических лиц в банковской системе Украины за 2005 –2006 года являются привлеченные срочные и текущие депозиты физических лиц.

Следует отметить, что указанная ресурсная база может быть использована только в очень ограниченном объеме для ипотечного кредитования, поскольку максимальный срок депозитов физических лиц составляет от 1 до 2 лет, а ипотечные кредиты выдаются на срок 10 –20 лет. Таким образом, стоимость ипотечных кредитов определяется ставкой срочных депозитов физических лиц, которая при рыночной экономике не может быть ниже стоимости денег ( учетная ставка Национального банка Украины) и уровня инфляции.

Поскольку учетная ставка НБУ в 2005 –2006 году составляет 9,5%, а официальная инфляция не превышает 10% в год, то естественной рыночной реакцией коммерческих банков является установление процентной ставки на срочные депозиты физических лиц на уровне от 10,5% (3 месяца) до 12,0% (12 месяцев) в национальной валюте. Следовательно, естественной является и ставка ипотечных кредитов в национальной валюте, которая не снижается ниже уровня 16 –17% годовых, т.е. на 5,0 – 5,5% выше стоимости ресурсов.

Поскольку более 72% ипотечных кредитов выдано в иностранной валюте, то на ипотечном рынке в банковской систем Украины, в основном, работает другая система ценообразования. Искусственно, ставка срочных депозитов в иностранной валюте для физических лиц в банковской системе установлена на 4 – 5 % ниже ставки срочных депозитов в национальной валюте, т.е. на уровне 7,0%(3 месяца) и 8,0%(12 месяцев), при этом ставка депозитов в евро устанавливается искусственно на 0,5 –0,7% ниже, чем ставка в долларах США. Естественно, что при такой цене ресурсов в иностранной валюте, которая сформирована за счет вкладов населения в иностранной валюте, процентная ставка по ипотечным кредитам в иностранной валюте на сегодняшний день в банковской системе составляет от 11,5% до 12% годовых, т.е. на 4% выше стоимости ресурсов.

Так как только 40% срочных вкладов в валюте имеют срок более 12 месяцев, ресурсная база ипотечных кредитов в банковской системе Украины может быть оценена как 57,22 млрд.грн.*0,44*0,4 = 10 млрд.грн. , что соответствует реальному объему выданных ипотечных кредитов в банковской системе Украины в 2006 году.

Таким образом, как показал анализ, в банковской системе Украины с учетом отсутствия ресурсных источников со сроком привлечения более 1 года для выдачи ипотечных кредитов на 10-20 лет используются только долгосрочные вклады населения в иностранной валюте (12 месяцев), как наиболее устойчивая часть привлеченных пассивов. Следовательно, расширение объемов ипотечного кредитования будет сдерживаться расширением этого вида ресурсной базы банков Украины до момента внедрения новых механизмов привлечения долгосрочных ресурсов для ипотечного кредитования.

Стратегические цели развития позиций АКБ „Приватбанк” на банковском рынке Украины в условиях тенденций объединения крупных украинских банков – последователей лидера и возникновения новых объединенных лидеров, а также законодательного разрешения на развертывание в Украине филиалов мировых банков, можно сформулировать как:

- расширение национальной сети обслуживания населения Украины филиалами и отделениями АКБ „Приватбанк”;

- расширение и повышение географической плотности установки банкоматов и терминалов автоматического самообслуживания клиентов АКБ „Приватбанк”;

- расширение услуг по использованию сети Интернет – доступу в банк из любой точки мира;

- завоевание пенсионно-социального сектора ресурсной базы частных клиентов банка;

- усиление функций банка по формированию негосударственных пенсионных фондов и завоевание роли управления их средствами;

Целевое сегментирование рынка ипотечного кредитования для банковских продуктов АКБ «Приватбанк» показало, что наиболее привлекательным подсегментом для банка является кредитование «молодежная ипотека», при которой осуществляется компенсация за счет государственного фонда содействия молодежному строительству, а также возможность рефинансирования со стороны Государственного ипотечного учреждения. Также высокую степень привлекательности имеет кредитование новостроек, поскольку это соответствует стратегическому направлению деятельности АКБ «Приватбанк» по привлечению средств негосударственных накопительных пенсионных фондов, а срок амортизации нового жилья – 50 лет удовлетворяет требованиям негосударственных пенсионных фондов о прибыльном вложении пенсионных вкладов. Среднюю ступень привлекательности имеет ипотечное кредитование приобретения существующего жилья (вторичный рынок) с определенным уровнем эксплуатационного износа, а низкую – ипотечное кредитование ремонта (реновации) недвижимости.

Основная стратегия роста рыночной доли АКБ „Приватбанк” в сегменте ипотечного кредитования – это использование имиджа банка как лидера банковской системы Украины и внедрение следующих направлений деятельности:

- привлечение долгосрочных пассивов в сегменте негосударственных пенсионных фондов, для чего необходимо форсировать их создание на базе прямого взаимодействия с банком;

- выпуск ипотечных ценных бумаг и размещение их среди инвестиционных компаний как средств краткосрочного рефинансирования долгосрочных активов;

- создание комплекса связи клиент - риэлтер - банк;

- повышение скорости принятия решений по ипотечным сертификатам, позволяющим клиенту искать себе подходящую квартиру с уверенностью в получении кредита на определенную сумму - менее 30 мин (внедрение технологии скоринг –кредитования);

- увеличение количества специализированных ипотечных центров с 60 до 180 - эта структура дает возможность не бегать клиенту от риэлтера в банк и обратно, а решать все вопросы у риэлтера, который одновременно является агентом банка по ипотечному кредитованию;

- новое направление - ПриватБанк дает возможность клиенту получить под 0,98% кредит в размере 5% от суммы ипотечного кредита на ремонт квартиры. Деньги поступают на карточку, и клиент в течение 30 дней может беспрепятственно эти деньги сдать.

- с октября 2005 года вводится экспериментальный ипотечный кредитив - деньги непосредственно из ПриватБанка поступают на счет продавца.

Для обеспечения дальнейшего возрастания рынка жилищного ипотечного кредитования следует преодолеть сдерживающие развитие этого рынка факторы. Как показали результаты проведенных исследований, при сегодняшней стоимости долгосрочных источников ипотечных ресурсов (9,7-10,7% годовых) и учитывая значительный коэффициент накладных неоперационных затрат в коммерческих банках (1,72-1,84), рентабельность ипотечных кредитов при средневзвешенных (по национальной и иностранной валютах) ставках кредитования 13,5-16,0 % годовых - положительная +0,43% годовых в „Райффайзенбанк” (источник ресурсов – низкопроцентные еврокредиты от системных банков «Райффайзен» в Европе) и отрицательная – 4,2% годовых в АКБ „Приватбанк”(источник ресурсов – валютные долгосрочные депозиты населения Украины).

Полученные результаты обосновывают причины неразвитости ипотечного кредитования в банковской системе Украины, поскольку для выхода на рентабельный режим ипотечного кредитования надо иметь стоимость ипотечных ресурсов не выше 5,0 – 6,0 % годовых.

Выход на положительный уровень рентабельности ипотечных кредитов возможен только с использованием схем, заложенных в перспективную стратегию работы АКБ «Приватбанк» на рынке ипотечного кредитования:

- рефинансирование за счет ипотечных облигаций;

- появление долгосрочных ресурсов накопительной системы негосударственного пенсионного страхования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ(ЛИТЕРАТУРЫ)

1. ЗАКОН УКРАЇНИ «Про іпотечне кредитування, операції з консолідованиміпотечним боргом та іпотечні сертифікати» // від 19 червня 2003 року 979-IV (Із змінами і доповненнями, внесеними Законами України станомвід 15 грудня 2005 року N 3201-IV)

2. ЗАКОН УКРАЇНИ “Про іпотеку” // від 5 червня 2003 року N 898-IV (Іззмінами і доповненнями, внесеними Законами України станом від 22 грудня2005 року N 3273-IV)

3. ЗАКОН УКРАЇНИ „Про банки і банківську діяльність” // від 7 грудня 2000року N 2121-III (Із змінами і доповненнями, внесеними Законами Українистаном від 22 грудня 2005 року N 3273-IV)

4. Закон України “Про Національний банк України” // від 20 травня 1999 року N 679-XIV (станом на 10.01. 2002 року N 2922-III)

5. ЗАКОН УКРАЇНИ – «Про цінні папери і фондову біржу» // від 18.06. 1991N 1201-XII ( із змінами на 3.06.1999 N 719-XIV )

6. Закон України “Про господарські товариства”//від 19 вересня 1991 рокуN 1576-XII ( від 17 травня 2001 року N 2409-III)

7. ЗАКОН УКРАЇНИ „Про фінансово-кредитні механізми і управління майномпри будівництві житла та операціях з нерухомістю” // від 19 червня 2003року N 978-IV

8. ЗАКОН УКРАЇНИ „Про страхування” // від 7 березня 1996 року N 85/96-ВР(Законом України від 4 жовтня 2001 року N 2745-III цей Закон викладено уновій редакції), із змінами і доповненнями, внесеними Законами Українистаном на 1 липня 2004 року N 1971-IV

9. ЗАКОН УКРАЇНИ „Про заставу” // від 2 жовтня 1992 року N 2654-XII (Іззмінами і доповненнями, внесеними Законами України станом від 18листопада 2003 року N 1255-IV)

10. ЗАКОН УКРАЇНИ «Про недержавне пенсійне забезпечення» // 9 липня 2003року N 1057-IV (Із змінами і доповненнями, внесеними Законом Українивід 15 грудня 2005 року N 3201-IV)

11. КОНЦЕПЦІЯ створення національної системи іпотечного кредитування //розпорядження Кабінету Міністрів України від 10 серпня 2004 р. № 559-р

12. Про затвердження Тимчасового порядку державної реєстрації іпотек //КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ ПОСТАНОВА від 31 березня 2004 р. N 410

13. Про стандартну (типову) форму бланка заставної // Рішення Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку від 4 вересня 2003 року N 363

14. Про затвердження Плану рахунків бухгалтерського обліку банків України таІнструкції про застосування Плану рахунків бухгалтерського обліку банків України // Постанова Правління Національного банку України від 17 червня 2004 року N 280 (Із змінами і доповненнями, внесеними постановами Прав- ління Національного банку України станом від 1 грудня 2005 року N 457)

15. Про затвердження Інструкції про порядок регулювання діяльності банків в Україні // Постанова Правління Національного банку України від 28 серпня 2001 року N 368 (Із змінами і доповненнями, внесеними постановами Прав- ління Національного банку України станом від 1 листопада 2005 року N 407)

16. Про затвердження Інструкції про порядок складання та оприлюднення фінансової звітності банків України //Постанова Правління Національного банку України від 7 грудня 2004 року N 598 (Із змінами і доповненнями, внесеними постановами Правління Національного банку України від 21 грудня 2005 року N 484)

17. Про внесення змін до Методики розрахунку економічних нормативів регулювання діяльності банків в Україні // ПРАВЛІННЯ НАЦІОНАЛЬНОГО БАНКУ УКРАЇНИ ПОСТАНОВА від 11 квітня 2005 року N 125(Із змінами і доповненнями, внесеними постановою Правління Національного банку України від 22 грудня 2005 року N 493)

18. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.

19. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр.пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.

20. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг: Учебное пособие. – М. Изд.дом «Вильямс», 2000

21. Банківські операції. Підручник/ А.М.Мороз, М.І.Савлук, М.Ф.Пудовкіна та інш. Київ: КНЕУ, 2000.

22. Банковское дело: Учебник /Под ред. О.И.Лаврушина – Москва, «Финансы и статистика», 1998 – 576 с.

23. Вернет Дж,, Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход: Пер. с англ./ Под ред. С.Г. Божук. -СПб.: Питер, 2001.-864с.

24. Волков С.С. Іпотечне кредитування в Україні: передумови, ризики та перспективи // Український дiловий тижневик "Контракти" / № 35 вiд 30-08- 2004

25. Войчак А.В. Маркетинговый менеджмент. – К.:Изд-во КНЭУ, 1998

26. Гаркавенко С.С. Маркетинг. – К.: Лібра, 1998

27. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура. – М.: Дело лтд, 1995

28. Длигач А., Писаренко Н. Портфельные войны // Журнал "Маркетолог" № 3, 2005 г.

29. Дэй Д. Стратегический маркетинг. – М. Изд-во: Эксмо-Пресс, 2002

30. Євтух О.Т. Іпотека – механізм ефективного використання ресурсів – Луцьк, «Волинська обласна друкарня», 2001, 305 с.

31. Євтух О.Т. Доходна іпотека – Луцьк, «Волинська обласна друкарня», 2000, 304 с.

33. Ипотека -2005 (рейтинг жилищных кредитов) // Журнал «Деловой журнал», октябрь 2005, стр. 31 -55

34. Каніщенко О.Л. Міжнародний маркетинг:Навч.посібник. – Київ, ІВЦ Вид-во „Політехніка”, 2003. – 152 с.

35. Коцовська Р., Ричаківська В та інш. Операції комерційних банків – Львів : ЛБІ НБУ, 2001

36. Котлер Ф., Армстронг Г., Дж. Сандерс, В. Вонг, ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА, 2-е европейское издание, — М.; СПб.; К.: Издательский дом "Вильямс", 1998.

37. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 896 с.

38. Куденко Н.В. Стратегічний маркетинг: Навч.посібник. – К.: КНЕУ,1998 – 202 с.

39. Куденко Н.В. Маркетингові стратегії фірми – Київ, КНЕУ, 2002. – 245 с.

40. Кудрявцев В.А., Кудрявцева Е.В. Основы организации ипотечного кредитования – М.: «Высшая школа», 1998

41. Лагутін В.Д. Становлення та розвиток системи іпотечного кредитування // «Фінанси України», № 1, 2004, с.75 – 82

42. Лагутин В.Д. Кредитование : теория и практика. Учебное пособие.- 3 –е изд- К.: «Знание», 2002, 215 с.

43. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 1996.

44. Лук'янець Т.І Рекламний менеджмент. – К.:Вид-во КНЕУ, 1999

45. Луцій О.П. Міжнародний маркетинг: Конспект лекцій – Київ, Вид-во Європейського університету, 2000 -45 с.

46.Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001. — 688 с.

47. Наливайко А.П. Теорія стратегії підприємства. Сучасний стан та напрямки розвитку: Монографія. — К.: КНЕУ, 2001. — 227 с.

48. Новошинська В.В. Міжнародний маркетинг: навчальний посібник. – Київ, Центр навчальної літератури, 2004. – 176 с.

49. Огляд ринку іпотечного кредитування країн Європейського Союзу // Українська національна іпотечна асоціація, 2002

50. Портер М. Конкуренция. - М., 2000.

51. Портер М. Конкурентные силы и формирование стратегии //Класика маркетинга /Сост. Б. М. Энис, К. Т. Кокс і ін. Спб., 2001.

52. Полторак В.А. Маркетинговые исследования: Методы и технологии. – Днепропетровск, Арт-Пресс, 1997.

53. Примостка Л.О. Аналіз банківської діяльності: сучасні концепції, методи та моделі: Монографія. — КНЕУ, 2002.— 316 с.

54. Примостка Л.О. Фінансовий менеджмент у банку: Підручник. — 2-е вид., доп. і перероб. — К.: КНЕУ. 2004. — 468 с.

55. Роуз П.С. Банковский менеджмент. Пер. с англ. со 2-го изд.— М.: «Дело ЛТД»,1995.— 768 с.

56. Синки, Дж. мл. Управление финансами в коммерческих банках. Пер. с англ. 4-го переработанного изд. / под ред. Р.Я.Левиты, Б.С.Пинкерса. — М.: 1994, Catallaxy.— 820 c.

57. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. - Тернополь: АО «Тарнекс», К.: ЦММС «Писпайс», 1993. – 656 с.

58. Стандарти житлового іпотечного кредиту // Українська національна іпотеч на асоціація, Протокол № 3 від “12” березня 2004 р.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица А.1ОсновныепоказателидеятельностибанковскойсистемыУкраиныза 2000 – 2006 года (млн.грн.) [34]

п/п

Показатели Дата
01.01.2001 01.01.2002 01.01.2003 01.01.2004 01.01.2005 2006
01.01 01.02
1. Количество зарегистрированных банков 195 189 182 179 182 186 188
2. Исключено из Государственного реестра банков 9 9 12 8 4 1 0
3. Количество банков, которые находятся в стадии ликвидации 38 35 24 20 20 20 20
4. Количество действующих банков 153 152 157 158 160 165 164
4.1 из них: с иностранным капиталом 22 21 20 19 19 23 23
4.1.1 в т.ч. с 100% иностранным капиталом 7 6 7 7 7 9 9
5. Доля иностранного капитала в уставном капитале банков, % 13.3 12.5 13.7 11.3 9.6 19.5 19.2
АКТИВЫ
1. Общие активи (не скоректированные на резервы под активные операции) 39866 50785 67774 105539 141497 223024 221189
1.1 Чистые активы (скорректированные на резервы по активным операциям) 37129 47 591 63896 100234 134348 213878 211811
2. Высоколиквидные активы 8270 7744 9043 16043 23595 36482 34045
3. Кредитный портфель 23637 32097 46736 73442 97197 156385 156728
3.1 из него: кредиты предоставленые субъектам хозяйственной деятельности 18216 26564 38189 57957 72875 109020 108777
3.2 кредиты предоставленые физическим лицам 941 1373 3255 8879 14599 33156 33772
4. Долгосрочные кредиты 3309 5683 10690 28136 45531 86227 87037
4.1 из них: долгосрочные кредиты субъектам хозяйственной деятельности 2761 5125 9698 23239 34693 58528 58814
5. Проблемные кредиты (просроченные и сомнительные) 2679 1863 2113 2500 3145 3379 3661
6. Вложения в ценные бумаги 2175 4390 4402 6534 8157 14338 13985
7. Резервы под активные операции банков 2737 3194 3905 5355 7250 9370 9582
% выполнения формирования резерва 61.5 85.4 93.3 98.2 99.7 100.05 100.04
7.1 из них: резерв на возмещение возможных потерь за кредитными операциями 2 336 2963 3575 4631 6367 8328 8494
ПАССИВЫ
1. Пассивы, всего 37129 47591 63896 100234 134348 213878 211811
2. Балансовый капитал 6507 7915 9983 12882 18421 25451 25931
2.1 из него: уставной капитал 3671 4573 5998 8116 11605 16111 16346
2.2 Доля капитала в пассивах 17.5 16.6 15.6 12.9 13.7 11.9 12.2
3. Обязательства банков 30622 39 676 53 913 87352 115927 188427 185880
3.1 из них: средства субъектов хозяйственной деятельности 13071 15653 19 703 27987 40128 61214 58977
3.1.1 из них: срочные средства субъектов хозяйственной деятельности 2867 4698 6161 10391 15377 26807 25610
3.2 вклады физических лиц 6649 11165 19092 32113 41207 72542 73332
3.2.1 из них: срочные вклады физических лиц 4569 8060 14128 24861 33204 55257 57222
Справочно:
1. Регулятивный капитал 5148 8025 10099 13274 18188 26373 26489
2. Адекватность регулятивного капитала (Н2) 15.53 20.69 18.01 15.11 16.81 14.95 15.08
3. Доходы 7446 8583 10470 13949 20072 27537 2668
4. Затраты 7476 8051 9785 13122 18809 25367 2398
5. Результат деятельности -30 532 685 827 1263 2170 270
6. Рентабельность активов, % -0.09 1.27 1.27 1.04 1.07 1.31
7. Рентабельность капитала, % -0.45 7.50 7.97 7.61 8.43 10.39
8. Чистая процентная маржа, % 6.31 6.94 6.00 5.78 4.90 4.90
9. Чистый спред, % 7.10 8.45 7.20 6.97 5.72 5.78

Таблица А.2Активы и обязательства первых 30 комерческих банков Украины по состоянию на 01.01.2006 года [37]


Таблиця А.3Кредитно-инвестиционный портфель первых 30 коммерческих банков Украины по состоянию на 01.01.2006 года [37]


Таблица А.4Собственный капитал первых 30 коммерческих банков Украиныпо состоянию на 01.01.2006 года [37]


Таблица А.5Депозиты физических лиц в первых 30 коммерческих банках Украины по состоянию на 01.01.2006 года [37]


Приложение Б

Таблица Б.1Баланс АКБ „Приватбанк” за 2000 – 2004 года



Таблица Б.2Баланс АКБ „Приватбанк” за 2003 – 2006 года

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  454  455  456   ..