Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие
Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие
Введение
Показатели
Банк № 1
Банк № 2
Банк № 3
млн. руб.
в % к итогу
млн. руб.
в % к итогу
млн. руб.
в % к итогу
1. Собственные источники – всего
2085782
10,87
1805049
8,94
12054
42,82
1.1. Уставной капитал
250000
1,30
391914
1,94
10000
35,52
1.2. Прочие фонды и другие собственные источники
1570611
8,19
1394001
6,91
1951
6,93
1.3. нераспределенная прибыль
265171
1,38
19134
0,09
103
0,37
2. Привлеченные средства всего
16964995
88,47
18155264
90,01
15955
56,68
2.1. Кредиты, предоставленные Банком России
760500
3,97
-
-
-
-
2.2 Средства клиентов
2935158
15,30
6454282
32,00
17700
6,04
2.3. Средства клиентов, включая вклады населения
10798742
56,31
7690560
38,13
8457
30,04
2.4. Выпущенные долговые обязательства
1351353
7,05
1161293
5,75
5067
18,00
2.5. Прочие обязательства
1119242
5,84
2849129
14,13
731
2,60
3. Прочие пассивы
125203
0,66
209861
1,04
140
0,50
Всего пассивов
19175980
100,00
20170174
100,00
28149
100,00
Демографическая информация включает
Род занятий; уровни дохода; национальность; образование; размер семьи; социальная группа; пол; возраст; семейное положение
Географическая
Размещение рынков и плотность размещения; городской/сельский; характер сезонов; структура транспортной связи и т.д.
Поведение клиента
Лояльность; требуемые/игнорируемые услуги; чувствительность к изменениям цен; чувствительность к качеству и т.д.
Потребности клиента
Ссуды; различные чековые, сберегательные счета; трастовые услуги; кассовый менеджмент; услуги по депонированию денежной суммы у третьего лица на чье-нибудь имя; услуги по банковским карточкам и т.д.
Поведенческая сегментация, которая весьма важна для построения сберегательной политики банка, проводится на основе изучения состояния и объёма операций по счетам лиц. Так, французскими банками население классифицируется следующим образом: 1) люди, живущие одним днем; 2) авантюристы; 3) утилитаристы, пассивные, но относящиеся с уважением к материальным ценностям; 4) лица, стремящиеся быть в центре событий.
Молодежь (16-22 года)
Студенты, лица, впервые нанимающиеся на работу; более взрослые люди, готовящиеся вступить в брак.
Молодые люди, недавно образовавшие семью (25-30 лет)
Люди, впервые покупающие дом и потребительские товары длительного пользования.
Семьи «со стажем» (25-40 лет)
Люди со сложившейся карьерой, но с ограниченной свободой финансовых действий.
Лица зрелого возраста (40-55 лет)
У людей этой категории наблюдается рост дохода по мере снижения финансовых обязательств.
Лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет)
Люди имеют накопленный капитал и стремятся обеспечить его сохранность и настоящий устойчивый доход.
Молодежь
Для членов группы характерна повышенная мобильность, частые переезды, жизнь вне дома. Им необходимы услуги по переводу денег, относительно простые формы сбережений, пластиковые карточки, банковские услуги, связанные с туризмом (дорожные чеки).
Молодые люди, недавно образовавшие семью
Эта группа нуждается в открытии совместного банковского счета для мужа и жены, пластиковых карточках для покупки товаров. Они прибегают к целевым формам сбережений (особенно, если планируется покупка дома) и к услугам по финансовой защите семьи (страхование и т.д.)
Семьи «со стажем»
Широко пользуются потребительским кредитом для покупки товаров в рассрочку и улучшения жилищных условий. Практикуют сберегательные схемы для родителей и детей. Нуждаются в консультировании по вопросам финансирования образования, инвестирования сбережений, налогообложения, страхования, завещательных распоряжений.
Лица зрелого возраста и лица, готовящиеся к уходу на пенсию
Наиболее устойчивая группа банковских клиентов.
1
2
Клиенты, имеющие высокий уровень достатка и занимающие высокое социальное положение (VIP)
Клиенты, имеющие высокий достатка, составляют наиболее прибыльный и сравнительно доступный сегмент. Как правило, эти счета составляют основную массу в общей сумме депозитов банка. В настоящее время за обладание сегментами идет довольно сложная конкурентная борьба не только между банковской сферой и финансовыми институтами, но и внутри самой банковской индустрии. Лица с высоким уровнем достатка являются привлекательными для банков с точки зрения расширения имеющейся депозитной базы.
Специалисты
Такую группу клиентов можно отнести к сегменту лиц с высоким уровнем достатка, однако, детализация имеет свои положительные результаты, поэтому специалисты часто выделяются в определенный сегмент. К специалистам принято относить различные категории работников, имеющих довольно крупные заработки, например, бухгалтеров, менеджеров и т.д. Как правило, для этого сегмента характерными являются потребности в сравнительно небольших целевых кредитах, в услугах по пенсионному планированию и др. банки особенно заинтересованы в связи с достаточной прибыльностью этих счетов, их относительной стабильностью и сравнительно низким уровнем риска при оказании услуг этим лицам.
Предприниматели
Предприниматели образуют более широкий сегмент по сравнению со специалистами. В силу специфики предпринимательской деятельности счета, составляющие эту группу, характеризуются достаточно высоким уровнем нестабильности, что сказывается на отношении к ним банков. Поэтому к таким клиентам нужен, прежде всего, избирательный подход, основанный на тщательном учете индивидуальных характеристик конкретных счетов и анализе сфер деятельности отдельно взятых предпринимателей. Продукты, предоставляемые клиентам данного сегмента, представлены рисковым кредитованием, услугами по обработке данных, различными видами консультирования. Таким образом, это довольно сложный сегмент, работа с которым требует строго индивидуального подхода.
Рабочие и служащие
Рабочие и служащие составляют довольно большой удельный вес в общем числе потребителей банковских продуктов. Банки уделяют им достаточное внимание как поставщикам значительного объема депозитов.
Студенты и работающая молодежь
Обслуживание такого сегмента розничного рынка, как студенты, имеет прежде всего, перспективную направленность, объясняющуюся относительной невыгодностью обслуживания этого сравнительно малодоходного класса клиентов. Однако в силу специфики человеческой психологии можно рассчитывать на преданность бывших студентов одному банку, создавшему ранее для них «режим наибольшего благоприятствования». Таким образом, банк, внимательно подходящий к вопросам обслуживания студенческих счетов, может в перспективе получить в лице выпускников выгодных клиентов.
Формы вложений
«Несберега
«Полусбере
«Сберегатели»
«Инвесторы»
Откладывали наличные рубли
25,9%
23,5%
60,5%
60,6%
Место
«Несберегатели»
«Полусберега-тели»
«Сберегатели»
«Инвесторы»
I
Покупка валюты
Строительство дома, ремонт квартиры
Вклад в Сбербанк
Откладывание наличных рублей
II
Откладывание наличных рублей
Покупка акций, ценных бумаг
Откладывание наличных рублей
Покупка валюты
III
Строительство дома, ремонт квартиры
Откладывание наличных рублей
Покупка валюты
Вклад в Сбербанк
Социально-экономические параметры выборки (группировка на основе классификации ВЦИОМ)
Доля данной группы в выборке
Варианты ответа на вопрос о наличии сбережений и их формах
Нет сбережений
Храню в наличной форме
Храню в сбербанке
Храню в других банках
Смешан
А
1
2
3
4
5
6
Всего респондентов
1424
559
374
272
118
101
В том числе в % к (1)
39,2%
26,3%
19,1%
8,3%
7,1%
В том числе в % к (1) – (2)
43,2%
31,4%
13,7%
11,7%
Распределение респондентов по роду занятий
Предприниматели
4,6%
---
+
--
+++
+++
Менеджеры
8,2%
--
+
-
++
++
Квалифицированные специалисты
16,7%
-
+
+
+
-
Служащие
8,5%
-
+
-
-
-
Квалифицированные рабочие
11,2%
+
=
=
--
-
Техперсонал, разнорабочие
9,8%
=
+
-
-
--
Учащиеся
12,1%
-
+
--
--
-
Неработающие пенсионеры
18,2
+
--
++
---
---
Домохозяйки
6,3%
-
+
=
-
+
Безработные
4,6%
-
=
---
---
-
Распределение респондентов по возрасту
18-24 года
15,3%
+
-
-
-
=
25-39 лет
35,6%
=
-
--
++
+
40-54 года
24,3%
+
=
+
=
-
55 лет и старше
24,8%
+
--
++
---
--
Распределение респондентов по уровню образования
Высшее и незаконченное высшее
41,1%
-
=
=
++
+
Среднее и среднее специальное
50,5%
=
=
-
-
-
Ниже среднего
8,4
++
--
=
---
--
Распределение респондентов по уровню дохода на (на 1 члена семьи в месяц)
Высокий (свыше 1500 руб.)
20,4%
---
++
+
++
+
Средний (500 –1500 руб.)
52,9%
=
+
+
-
-
Низкий (до 500 руб.)
21,1%
++
--
-
---
-
Нет ответа
5,5%
-
--
++
-
Таблица 9 - Объем сбережений, размещенные на территории России, у населения с разным уровнем материального положения
Доходные группы
Численность населения, %
Объем сбережений без корпоративным счетов
Млрд. руб.
%
Бедные (до прожиточного минимума – ПМ)
51,9
9,53
1,4
Малообеспеченные (1-2 ПМ)
19,1
12,73
1,9
Среднеобеспеченные (2-5 ПМ)
18,2
59,49
8,7
Высокообеспеченные (5-9 ПМ)
5,8
105,58
15,5
Богатые (9 ПМ –10 тыс. руб)
3,0
134,01
19,6
Богатые (свыше 10 тыс. руб.)
2,0
361,2
52,9
ИТОГО:
100
682,5
100
Таблица 10 - Значимость основных факторов, влияющих на выбор банка, в восприятии респондентов, использующих различные формы сбережений
Факторы, влияющие на выбор банка
Средние оценки значимости факторов
Вся выборка
Не имею-щие сбере-жений
Имеющие сбережения
В том числе
Толь-ко в наличной форме
Толь-ко в Сбербанке
Толь-ко в коммерческих банках
в смешанных формах
1
2
3
4
5
6
7
Всего респондентов
1424
559
865
374
272
117
101
Процентная ставка
3,84
3,63
3,98
-0,29
0,13
0,41
0,23
Сумма баллов
19,31
18,55
19,79
-0,94
-0,38
3,21
0,76
Товарная политика
Ценовая политика
Сбытовая политика
Период
Средний остаток вкладов, руб.
Оборот по выдаче вкладов, руб.
Средний срок хранения, дней
1-31.08.2005
368989339
81978357
135,0
1-30.09.2005
394599810
83712748
141,4
1-31.10.2005
424686782
85777370
148,5
1-30.11.2005
436867749
86521069
151,5
1-31.12.2005
475907724
89246152
160,0
Разрыв
Рыночные процентные ставки
Прибыль
Положительный
Возрастают
Возрастает
Положительный
Падают
Падает
Отрицательный
Возрастают
Падает
Отрицательный
Падают
Возрастает
Функциональные и прочие риски
Нормирование риска
Определение риска
Контроль риска
Мониторинг риска
1 уровень.
Исследование рынка
Юридическая экспертиза
Контроль портфеля депозитов
2 уровень.
Рассмотрение и утверждение договора вклада (авторизация)
Контроль за сроком погашения обязательства
Должностные отчеты
3 уровень.
Ранжирование вкладов
Отслеживание проблемных /невостребованных/ вкладов и резервирование ликвидных активов на случай досрочного исполнения обязательств