Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  275  276  277   ..

 

 

Исследование деятельности Центрального банка Российской Федерации

Исследование деятельности Центрального банка Российской Федерации

Введение

1.2 Принципы организации и правовые основы Банка России

Критерий классификации операций центрального банка

Виды операций центрального банка

По природе

Банковские и небанковские

По содержанию

Экономические, юридические, технические, по обеспечению внутренней безопасности банка

По характеру выполняемой работы

Аналитические, управленческие, счетные, бухгалтерские

По планированию деятельности

Стратегические и тактические

По этапам осуществления

Первоочередные и последующие

По периодичности совершения

Единовременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся)

По отношению к национальному рынку

Внутренние и международные

По используемой валюте

В рублях, в иностранной валюте, мультивалютные

По отношению к банку банка

Активные, пассивные, забалансовые

Годы

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Количество кредитных организаций

1215

1414

1789

2019

2517

2295

2181

2242

2198

2378

2126

2003

1828

1668

1518

1409

1345

1 136

1108

1.01.00

1.01.01

1.01.02

1.01.03

1.01.04

1.01.05

1.01.06

1.01.07

01.01.08

01.01.09

Т.р. 2009/2000, %

Банков, всего

2 378

2 126

2 003

1 828

1 668

1 518

1 409

1345

1136

1 108

46,6

Филиалы банков, всего

2 894

2 978

2 749

2 827

2 880

3 019

3 124

3281

3 455

3 470

119,9

Количество филиалов, приходящихся на один банк

1,22

1,40

1,37

1,55

1,73

1,99

2,2

2,44

3,04

3,13

256,5

1.01.06

1.01.07

1.01.08

1.01.09

Количество действующих в стране кредитных организаций, шт.

1 409

1345

1136

1108

Численность населения, тыс. чел.

142489

141852

142105

141984

Показатель обеспеченности населения страны банковскими услугами на 100 тыс. чел.

0,99

0,95

0,79

0,78

3.2 Совершенствование деятельности Банка России по укреплению банковской системы страны

Проведенный анализ банковской системы России позволил выявить проблемы функционирования отечественной банковской системы, ключевыми из которых являются:

1. Слабая развитость банковской филиальной сети, связанная со сложностью процедуры их открытия и регистрации.

2. Большое число мелких региональных банков, с небольшой величиной уставного капитала, осуществляющих ограниченное число операций и работающих с небольшим кругом субъектов экономики (низкая универсализация банковской системы).

3. Присутствие на рынке оказания банковских услуг одного крупного, практически государственного банка, сосредоточившего 80 % всех финансовых ресурсов этого сектора.

4. Высокая доля участия государства в банковской системе.

5. Высокая концентрация банковской системы в Центральном регионе страны.

6. Непопулярность банковских институтов вследствие низкой степени доверия к ним населения.

7. Неразвитость рынка кредитования нефинансового сектора экономики.

8. Высокий уровень процентных ставок по кредитам, являющийся следствием высокорискованности бизнеса кредитования населения и реального сектора экономики.

9. Высокая норма резервирования обязательств коммерческих банков.

10. Узость задач, выполняемых Центральным банком страны.

Выявленные проблемы развития банковской системы России являются актуальными, некоторые из которых требуют незамедлительного решения, т.к. ставят под угрозу её финансовую безопасность, а решение остальных будет способствовать ускоренному развитию отечественных банков, внедрению новых продуктов и услуг, а также их выходу на международные рынки капиталов.

В соответствии с Программой «Национальная банковская система России 2010-2020», разработанной Ассоциацией российских банков, выявленные проблемы также являются актуальными, и их решение является приоритетной задачей правительства при интеграции в мировую экономику.

Приоритетной задачей правительства является укрепление национальной банковской системы, опорой которой должно стать региональное развитие крупных федеральных банков, способных предоставлять услуги своим клиентам по всей стране. В связи с этим планируется принятие решения об отмене государственной пошлины, которую уплачивают кредитные организации за открытие филиалов. Важным шагом в этом направлении должна стать разрабатываемая программа развития банковской инфраструктуры каждого региона страны, которая будет охватывать использование возможностей крупных банков федерального масштаба и банков регионального значения в открытии новых филиалов в районах удаленных от мегаполисов.

Приход крупных федеральных банков в большинство российских регионов будет способствовать усилению конкуренции на региональном уровне, внедрению новых продуктов и развитию уникальных услуг.

Существенным шагом со стороны правительства в развитии рынка банковских услуг будет создание более благоприятных условий для консолидации, слияния и присоединения кредитных организаций.

Правительством планируется разработка мер по обеспечению гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита, формированию механизмов защиты указанных прав в случае их нарушения. Для решения проблемы кредитования банками малого и среднего бизнеса усилия правительства будут направлены на разработку и реализацию подходов, способствующих упрощенной процедуре его кредитования, в частности облегчения процедур предоставления небольших по объему ссуд (в том числе на предоставление банкам права осуществлять кредитование субъектов малого предпринимательства в размере до 300 тыс. рублей по упрощенной схеме) и списания с баланса безнадежных к взысканию малых кредитов.

Кредитование наиболее рискованных направлений нефинансового сектора экономики – ипотечного и сельхозтоваропроизводителей планируется стимулировать созданием двух банков, капитал которых будет принадлежать государству. Деятельность первого – ипотечного банка будет заключаться в выпуске и размещении ипотечных ценных бумаг, средства, от реализации которых будут направляться на финансирование ипотечных кредитов. Роль второго – ОАО “Россельхозбанк” сосредотачивается на увеличении уровня кредитоспособности сельхозтоваропроизводителей на основе земельной ипотеки. Одна из ключевых его целей состоит в разработке концепции ее развития в сфере агропромышленного комплекса и включении в систему ее реализации широкий круг банков на всей территории страны.

Высокий уровень процентных ставок в современной России объясняется высокими рисками ведения бизнеса по предоставлению кредитов, связанными с высоким процентом невозврата ранее взятых на себя обязательств, фиктивностью залога и необработанностью процедур судебного взыскания долгов. Для снижения вышеназванных рисков при осуществлении этих операций Правительством РФ и Центральным банком планируется осуществление следующих шагов:

1. Усовершенствовать систему регистрации имущества и имущественных прав.

2. Сократить срок разбирательств по взысканию кредиторской задолженности до 5 – 6 месяцев.

3. Упростить процедуру доказательства самого факта наличия задолженности.

4. Законодательно закрепить приоритет банков в процедуре банкротства при распределении имущества заёмщика путём вывода заложенного банку имущества из общей массы задолженности.

Осуществление подобных мер будет не только способствовать привлечению инвестиций в отечественную банковскую систему, но и укреплению доверия населения к частным коммерческим банкам, что приведёт к сокращению доли государства в банковской системе страны. Тем не менее, в ближайшие несколько лет с учётом переходного характера экономики и степени устойчивости банковского сектора государство будет сохранять своё участие в капитале отдельных российских банков.

Содействие Банка России и Правительства РФ в реализации перспективных направлений по увеличению капитализации российских банков будет способствовать её ускоренному росту и преодолению пороговых значений экономической безопасности уже к 2010 году.

Рассмотренная “Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года” и программа “Российская банковская система 2010-2020”, являются своевременными документами, затрагивающими большинство из проблем, стоящих на пути развития отечественных банков, однако при всем своём позитивном значении они пока не гарантируют проведения реформ, обеспечивающих создание конкурентоспособного банковского сектора. Хотя в этих документах отмечается возможное изменение структуры банковской системы, однако остается неясным, как и когда, например, планируется переход от мелких, корпоративных и специализированных банков к более мощным, универсальным, более активно заработают иностранные банки, будут выстроены все необходимые блоки инфраструктуры. Нет ответа и на главный вопрос: каким образом будет сформирована мощная региональная банковская система, решены проблемы более равномерного размещения банков адекватно экономическому потенциалу субъектов РФ. [9]


Заключение

Подводя итог проведенной работе необходимо еще раз отметить, что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

По результатам проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:

Основные функции Центрального банка РФ – эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства.

Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Цели, задачи, функции и операции Центрального банка России отвечают его сущности. Все те цели и задачи, которые стоят перед ним, предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.

Деятельность Центрального банка России по развитию банковской системы и ее анализ показал, что за более чем пятнадцатилетний период становления и развития банковской системы страны были как возрастание процессов развития, так и их падение (в виде банковских кризисов).

Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Банк России образует единую централизованную систему, в основе которой лежит принцип вертикального построения. Вертикальная структура включает: центральный аппарат, территориальные учреждения, в т.ч. национальные банки республик, расчетно-кассовые центры, полевые учреждения и др.

Основные задачи Правительства и Банка России в соответствии с Программой «Российская банковская система 2010-2020»:

- укрепление национальной банковской системы, опорой которой должно стать региональное развитие крупных федеральных банков, способных предоставлять услуги своим клиентам по всей стране.

- создание более благоприятных условий для консолидации, слияния и присоединения кредитных организаций

- разработка мер по обеспечению гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита, формированию механизмов защиты указанных прав в случае их нарушения

- кредитование наиболее рискованных направлений нефинансового сектора экономики – ипотечного и сельхозтоваропроизводителей планируется стимулировать созданием двух банков, капитал которых будет принадлежать государству

Таким образом, роль Центрального банка в современных условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации.


[1] Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

[2] Статья 46 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»

[3] Статья 49 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»

[4] Источник: по данным официального сайта Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru

[5] Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Госкомстат. Россия. – М., 2007.

[6] Официальный сайт ЦБ РФ: http://cbr.ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  275  276  277   ..

 

Статьи баланса

Млн. руб.

%

АКТИВЫ

1. Драгоценные металлы

619 827

4.1

2. Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещённые у нерезидентов и ценные бумаги иностранных эмитентов

11 555 204

77,3

3. Кредиты и депозиты

2 177 035

14,6

4. Ценные бумаги, из них:

453 176

3,0

- долговые обязательства Правительства РФ

344 420

2,3

5. Прочие активы, из них:

142 086

0,9

- основные средства

60 217

0,4

- авансовые платежи по налогу на прибыль

ВСЕГО АКТИВОВ

14 947 328

100

ПАССИВЫ

1. Наличные деньги в обращении

3 879 150

25,9

2. Средства на счетах в Банке России, из них:

8 341 563

55,8

- Правительства РФ

5 847 789

39,1

- кредитных организаций – резидентов

1 050 462

7,0

3. Средства в расчётах

50 737

0,3

4. Выпущенные ценные бумаги

18 408

0,1

5. Прочие пассивы

707 197

4,7

6. Капитал

1 950 273

13,0

7. Прибыль отчетного года

ВСЕГО ПАССИВОВ

14 947 328

100