Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  618  619  620   ..

 

 

Банковская система России. Анализ становления и тенденции развития

Банковская система России. Анализ становления и тенденции развития

ТЕМА:

Период становления банковской системы Важнейшие события
1665 г. Первая попытка создания ссудного банка для «маломочных купцов».
1733 г. Возникновение в Петербурге монетной канцелярии.
1754 г. Учреждены два сословных банка: Дворянский и Коммерческий.
1769 г. В Петербурге и Москве создаются банки «для вымена государственных ассигнаций».
1788 г. В г. Вологде основан городской общественный банк.
1818 г. Вместо городских общественных банков был открыт «Государственный коммерческий банк».
1841 г. Появление первых сберегательных касс.
1864 г. Открыт первый акционерный Санкт-Петербургский частный банк.
1876–1879 гг. Первый крупный банковский кризис, приведший к ликвидации 7 коммерческих банков.
1883–1884 гг. Появление законодательных актов, регулирующих порядок открытия и ликвидации коммерческих банков.
1890–1897 гг. Активное возникновение новых коммерческих банков и увеличение их значимости в экономике.
1917 г. Правительством большевиков принят декрет «О национализации банков».
1922–1925 гг. С принятием НЭПа возникают новые акционерные банки
1925–1986 гг. Становление системы государственных банков, подчиненных главному государственному банку.
1987–1989 гг. Банковская реформа с созданием специализированных банков.
1990–1991 гг. Появление коммерческих и кооперативных банков.

Уже второй год активно реализуются Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации. Предпринимаемые Банком России в 2008–2009 годах по инициативе правительства антикризисные меры по расширению ресурсной базы и повышению ликвидности банковской системы до настоящего времени не привели к желаемым результатам. Показатели ликвидности банковской системы на протяжении последних трех лет имеют тенденцию к снижению. В настоящее время они приближаются к уровню лета 2004 года, когда в России наблюдался локальный кризис ликвидности.

В качестве одной из основных причин снижения ликвидности можно выделить сохраняющийся разрыв между динамикой денежного спроса и предложения.

В 2008 году восходящий тренд роста денежного предложения, несмотря на сохраняющиеся темпы роста международных резервов Российской Федерации, сменился на нисходящий.

Рис. 2.1. Динамика показателей ликвидности банковской системы


Снижение динамики денежного предложения связано с возросшим масштабом стерилизации эмиссии на счетах бюджета. Кроме того, наблюдаемое денежное «сжатие», вызванное в том числе ужесточением денежной политики Банка России, может привести к еще большим системным проблемам, развитию новых циклов кризиса. Исторически доказано, что предпосылками возникновения многих кризисов, в частности кризиса 1998 года, в числе прочего послужило сокращение денежного предложения и спроса.

Одновременно Банк России и Минфин России проводят достаточно агрессивную политику по поддержанию банковской ликвидности: существенно расширен ломбардный список, изменены условия краткосрочного рефинансирования, «вливаются» средства бюджета и государственных корпораций.

В силу системных трансформаций, проводимой антикризисной политики и политики стерилизации большая часть «вливаемых» средств не доходит до реальной экономики, а оседает на счетах в Банке России либо системообразующих банков (рис. 3).

Благодаря проводимой Банком России и Минфином России достаточно активной политике поддержания ликвидности, коммерческими банками соблюдаются установленные Инструкцией ЦБ РФ от 16.01.2004 №110-И «Об обязательных нормативах банков» обязательные нормативы, числовые значения показателей достаточности капитала, нормативов мгновенной и текущей ликвидности в разы превышают законодательно установленные. При столь значительном росте нормативов ликвидности показатель качества активов у российских банков, как правило, находится на минимально установленных законодательством значениях или даже ниже. Кроме того, несмотря на столь впечатляющие уровни ликвидных активов, у многих банков наблюдаются разрывы ликвидности: отрицательные значения сальдо требований к банкам и обязательств перед банками.

Данное обстоятельство лишний раз подтверждает мысль об искусственном поддержании уровня ликвидности банков, направленном исключительно на предоставление коммерческим банкам возможности соблюдения законодательства. Государственная политика никоим образом не ориентирована на контроль за рисками коммерческих банков, поддержание реального сектора экономики, в том числе из-за неспособности Банка России и Минфина России, отсутствия у них действенных рыночных инструментов стерилизации «вылитой» ими на рынок ликвидности и недопущения высоких инфляционных ожиданий.

Рис. 2.2. Динамика направления выделенных государством средств

Такая политика регулирующих органов не соответствует заявленным в Инструкции №110-И целям, поскольку устанавливаемые числовые значения нормативов деятельности банков направлены на регулирование принимаемых банками рисков.

Подобная политика денежной стерилизации строится на необходимости сдерживания темпов инфляции, которая может быть вызвана столь активной политикой Банка России и Минфина России по поддержанию ликвидности, и выполнения основной функции Центрального банка Российской Федерации – защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Так, средства, выделяемые в рамках программы правительственной финансовой помощи банковской системе и антикризисной политики с целью поддержания ликвидности банковского сектора, оседая на счетах системообразующих банков, практически не доходят до мелких и средних финансовых институтов. Такими действиями Банк России предполагает активизировать широкомасштабную консолидацию банковского сектора.

В то же время данные действия Правительства и ЦБ РФ приостановили рыночный процесс консолидации банковского сектора. Продолжающие свое существование мелкие кредитные институты, понимая скорую обратимость данного процесса, активно способствуют вывозу капитала. Помимо этого, в нарушение законодательства применяют инструменты формального увеличения капитала, ухудшая свое и без того весьма плохое финансовое положение, осознанно идя на сверхвысокие риски. В кризисных условиях это может привести к цепной реакции банкротств кредитных организаций и усугублению ситуации во всем банковском секторе в связи с развитием недоверия среди вкладчиков.

Проводимая в последнее время политика правительства, направленная вместо финансирования реального сектора экономики за счет средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда на финансирование экономик зарубежных стран, вынуждала крупнейшие корпорации прибегать к заимствованиям на международном рынке капитала. Накопившаяся к настоящему времени у российских корпораций и банков задолженность составляет более 93% совокупного внешнего долга Российской Федерации, составившего по состоянию на 1 января 2010 года $450,8 млрд. Необходимость погашения столь значительных заимствований, а также сохраняющиеся «грандиозные» проекты российских корпораций и финансовых институтов по покупке зарубежных активов лишь способствуют усилившемуся в последнее время оттоку капитала из страны.

В условиях высокотурбулентной экономики действия регулирующих органов, направленные на системную и организационную реструктуризацию банковского сектора, не смогут обеспечить изменение тенденции столь значительной волатильности объемов притока и оттока капитала в стране, а также структуры трансграничного капитала.

Рост общего объема чистого оттока капитала из России по итогам первого полугодия 2009 года, согласно данным Банка России, составил $27,6 млрд., а на 01 января 2010 года, по оценкам Минфина России, составил $83 млрд. При этом нельзя не учесть прогнозные ожидания Всемирного банка, который полагает, что чистый отток капитала из России в этом году составит $170 млрд.

Несмотря на прогнозные ожидания, в 2009 года, впервые с осени 2008 года, зафиксирован чистый приток иностранного капитала в Россию, который, по данным Банка России, составил $7,2 млрд. Из анализа структуры данного капитала следует, что это неконтролируемый приток краткосрочных активов, вызванный скупкой обесценившихся российских активов.

Таким образом, при столь значительных объемах вывозимого капитала и спекулятивном характере ввозимого капитала и одновременно достаточно жесткой административной политике регулирующих органов по «управлению» ликвидностью и потоками капитала мелкий и средний бизнес, являющийся во всем мире основой экономики, полностью лишен источников привлеченного финансирования и, еще не успев должным образом развиться и занять полагающееся ему место в экономике, оказался перед угрозой полного развала.

В последних инициативах Правительства России по созданию ряда крупнейших государственных корпораций не учитывается тот факт, что для стабилизации экономики и финансового сектора недостаточно провести структурную реформу и профинансировать наиболее значимые проекты. В отсутствие базиса, платформы, в качестве которой в экономике должен выступать мелкий и средний бизнес, создание мегакорпораций, институтов-надстроек не вылечит больную экономику. Необходимо четкое разделение при одновременной наладке подходов совместного эффективного функционирования двух концепций развития: рыночной – для экономических субъектов и «точечно мультипликарной» – для создаваемых управленческих надстроек.

Подобная ситуация на рынке капитала способствует снижению темпов роста инвестиций и замедлению темпов роста экономики, которая практически лишилась доступа к кредитному рынку. В этих условиях неэффективными являются как политика денежной стерилизации, так и политика расширения финансовых вливаний в экономику, так как замедляющаяся и подверженная негативным ожиданиям экономика все меньше и меньше может «усваивать» денежную массу.

Косвенным образом дефицит ликвидности, усугубляемый политикой стерилизации Банка России, негативно сказался на динамике фондового рынка. Банки, испытывающие острый дефицит ликвидности, начали продавать имеющиеся у них фондовые ценности. Предприятия, для которых практически стал невозможным доступ к кредитным ресурсам, используют единственную возможность привлечения капитала – выход на фондовый рынок, эмиссию облигационных займов.

При отсутствии достаточного платежеспособного спроса участие Банка России в торгах на фондовом рынке исключительно в операциях с ценными бумагами, определенными решением совета директоров и допущенными к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, только на условиях РЕПО носит не инвестиционный, а краткосрочный спекулятивный характер и поэтому не может рассматриваться как долгосрочная антикризисная мера.

Подобная политика по управлению ликвидностью, а точнее перечень разрозненных мер, не позволит обеспечить повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора, так как банки не заинтересованы в более рискованном инвестировании средств в экономику, имея весьма интересный инструмент сохранения и приумножения капитала в силу непрерывного роста ставок по депозитам в течение 2008–2009 годов. Так, ставки по депозитам в январе 2008 года составили 5,4%, в январе 2009 года они выросли до 7,4%, а в апреле 2009 года – до 8,9%.

Концентрация средств на счетах у крупных банков, сокращение числа мелких банков и свертывание кредитования, недоведение средств, выделенных на антикризисные мероприятия, до реального сектора косвенным образом указывают на то, что под эгидой борьбы с кризисом может быть осуществлен передел собственности как в финансовом, так и в реальном секторах экономики.

Таблица 2.3.1. Количество и структура кредитных организаций России

Этапы развития банковской системы Важнейшие события
1991–1992 годы На фоне высоких темпов инфляции и стагнации промышленности существенно увеличиваются объемы собственных средств банков, возрастает их численность. Низкий уровень подконтрольности коммерческих банков центральному. Долларизация экономики.
1993–1995 годы Продолжает увеличиваться число коммерческих банков. Рост числа нарушений в деятельности коммерческих банков, вследствие чего были введены экономические санкции в отношении 161 банка. Упростился порядок отзыва лицензий у проблемных банков. Большое количество банкротств, отток капиталов за границу.
1995 год Стабилизация экономики лишила банки легких доходов. Крах рынка МБК привел к задержкам по выплатам со стороны нескольких крупных банков. Кризис перекинулся на рынок ГКО и валютный рынок и окончательно их обрушил. 1995 год закончили с убытками 449 банков. Отозвано 225 лицензий коммерческих банков.
1996–1997 годы Сокращается число банков. Центробанк ужесточает требования к ликвидности и размерам собственных капиталов коммерческих банков. Снижается доходность кредитных учреждений.
1998 год Продолжается падение цен на государственные ценные бумаги. Растет объем обязательств российских банков на поставку иностранной валюты нерезидентам. Объявленные правительством меры по реструктуризации задолженности по ГКО и мораторий на погашение задолженности перед иностранными кредиторами привели к краху валютного и фондового рынка, парализовали расчеты между предприятиями и поставили банки на грань банкротства.
1.01.08 1.01.09 1.01.10

1. Зарегистрировано кредитных организаций Банком России либо на основании его решения уполномоченным регистрирующим органом – всего

В том числе:

– банков

– небанковских кредитных организаций

1296

1243

53

1228

1172

56

1178

1124

54

1.1. Зарегистрировано кредитных организаций со 100%-ным иностранным участием в капитале 63 77 82

1.2. Кредитные организации, зарегистрированные ЦБ РФ, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию

В том числе

– банков

– небанковских кредитных организаций

3

2

1

3

3

0

1

1

0

2. Кредитные организации, имеющие право на осуществление банковских операций, всего

– банков

– небанковских кредитных организаций

1136

1092

44

1108

1058

50

1058

1007

51

2.1. Кредитные организации, имеющие лицензии, предоставляющие право на:

– привлечение вкладов населения

– осуществление операций в иностранной валюте

– генеральные лицензии

– проведение операций с драгметаллами:

– разрешения

– лицензии

906

754

300

4

195

886

736

298

3

200

849

701

291

2

201

2.2. Кредитные организации с иностранным участием в уставном капитале, имеющие право на осуществление банковских операций, – всего

В том числе

– со 100% иностранным участием

– с иностранным участием свыше 50%

202

63

23

221

76

26

226

82

26

2.3. Кредитные организации, включенные в реестр банков – участников системы обязательного страхования вкладов

909

893

859

3. Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций

731736

881350

1244364

4. Филиалы действующих кредитных организаций на территории РФ, всего

Из них

– Сбербанка России

– банков со 100% иностранным участием в уставном капитале

3455

809

169

3470

775

242

3183

645

241

5. Филиалы действующих кредитных организаций за рубежом

3

5

5

6. Филиалы банков-нерезидентови РФ 0 0 0

7. Представительства действующих российских кредитных организаций, – всего

В том числе:

– на территории РФ

– в дальнем зарубежье

– в ближнем зарубежье

804

757

33

14

721

679

30

12

517

475

29

13

8. Дополнительные офисы кредитных организаций, всего

В том числе Сбербанка России

18979

8623

21279

9491

21641

10061

9. Операционные кассы вне кассового узла кредитных организаций, всего

В том числе Сбербанка России

14689

10839

13871

10127

12461

10061

10. Кредитно-кассовые офисы кредитных организаций, всего

В том числе Сбербанка России

1543

0

1445

0

1252

0

11. Операционные офисы кредитных организаций, всего

В том числе Сбербанка России

497

0

1498

6

2109

7

12. Передвижные пункты кассовых операций кредитных организаций, всего

В том числе Сбербанка России

51

50

62

61

84

82

13. Кредитные организации у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций и которые не исключены из книги государственной регистрации кредитных организаций

157

117

119

14. Кредитные организации, по которым внесена запись в Книгу государственной регистрации о ликвидации КО как юридического лица, – всего

В том числе

– в связи с отзывом лицензии

– в связи с реогранизацией

Из них:

– в форме слияния

– в форме присоединения

В том числе:

– путем преобразования в филиалы др. банков

– присоединены к другим банкам

– в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного капитала

1819

1419

399

2

397

344

53

1

1900

1495

404

2

402

347

55

1

1957

1540

416

2

414

354

60

1

В связи с ростом нестабильности экономики, рисков, дефицита ресурсов и т.д. наблюдается закономерная тенденция роста процентных ставок коммерческих банков.

В то же время необходимо обратить внимание на процентную политику Банка России. Так, кредиты предоставляются Банком России кредитным организациям на внутреннем рынке по ставкам, превышающим инфляционные ожидания, а на внешнем, напротив, Минфин России выступает источником ресурсов, цена которых ниже инфляционных ожиданий и размера учетной ставки. Подобные действия Банка России, который выступает при совершении этих операций в роли коммерческого кредитора, повышают в цене и без того дорогие кредитные ресурсы для экономики.

Кроме того, завышенные процентные ставки привлечения ресурсов коммерческими банками ухудшают и без того плохое состояние их кредитного портфеля. Продукция, произведенная экономикой на кредитные средства по высоким процентным ставкам, становится менее конкурентоспособной по цене, что отнюдь не способствует улучшению состояния заемщика.

Единственная мера, способная как-то изменить ситуацию, указанная в Антикризисной политике правительства, – субсидирование процентной ставки приоритетных отраслей экономики и малого предпринимательства – до настоящего времени не работает, а в связи с отсутствием свободного доступа к капиталу теряет всякий смысл.

Темпы роста кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций (рис. 5), пока не отражают предположения о том, что основной целью проводимой антикризисной политики является не стабилизация экономической ситуации, а «передел собственности». В то же время если проанализировать динамику и структуру работы по санации коммерческих банков, то можно уже сейчас выявить указанную зависимость.

На фоне сокращения активов банковского сектора наблюдается тенденция стагнации объемов кредитного портфеля при увеличении просроченной задолженности по кредитам, что свидетельствует о значительном росте кредитного риска банковской системы (рис. 6, 7).


Рис. 2.3. Динамика процентных ставок кредитных организаций

Уровень просроченной задолженности, согласно данным официальной статистики, составляет чуть более 3%. В то же время, по единому мнению экспертов, участников рынка и ведущих рейтинговых агентств, в частности Standard & Poor's, Moody's, уровень проблемной задолженности у банков в настоящее время составляет порядка 15–20%, а к концу года может достигнуть 35% и более общего объема предоставленных кредитов.

Рост просроченной задолженности происходит на фоне ухудшения рентабельности активов и капитала кредитных организаций, снижает финансовую устойчивость банков. У многих кредитных организаций наблюдаются отрицательные значения данных показателей (рис. 8).

В результате снижения финансовой устойчивости кредитных организаций многие банки могут подпасть под законодательно установленный запрет со стороны Банка России на привлечение вкладов физических лиц.

Самыми первыми нарушить требования Банка России и подпасть под данный запрет могут средние и мелкие частные банки, тем самым лишаясь одного из немногих доступных инструментов пополнения ресурсной базы. Исходя из общей политики финансового регулятора по отношению к данному сегменту кредитных организаций, вряд ли Банк России пойдет на ослабление надзора. Таким образом, налицо еще один инструмент передела и монополизации банковского рынка.

Исходя из анализа срочной структуры кредитного портфеля банков можно сделать вывод о росте средней срочности кредитов, предоставляемых предприятиям как в рублях, так и в иностранной валюте. В то же время, принимая во внимание показатели просроченной задолженности по кредитам, необходимо учитывать, что рост средней срочности кредитов вызван, в частности, реструктуризацией задолженности по проблемных кредитам.

Рис. 2.4. Темпы роста кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций

Рис. 2.5. Динамика совокупного кредитного портфеля российских банков


Рис. 2.6. Динамика просроченной задолженности по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам, млрд. руб.

Таким образом, проводимая антикризисная политика не в полной мере учитывает интересы реального сектора экономики и способствует концентрации и росту рисков банковской системы. Отсутствие доступа к кредитному рынку для мелкого и среднего бизнеса приводит к монополизации рынка. Доступ на рынки привлеченных заимствований для среднего бизнеса в настоящее время практически закрыт. В связи с этим средний бизнес вынужден осуществлять инвестиционную деятельность только за счет собственных средств, что создает дополнительные предпосылки для ухода среднего бизнеса в «тень».

Налицо тенденция концентрации кредитного рынка в сегменте крупных корпораций, сопровождаемая «уходом» с него среднего бизнеса. Учитывая, что крупнейшие корпорации, на которые приходится большая часть кредитного портфеля банков, специализируются на нефте- и газодобыче, при общемировом сокращении потребления энергоресурсов и высокой волатильности цен на них значительно возрастают кредитные риски банковского сектора и встают новые задачи по эффективному управлению ими.


Рис. 2.7. Динамика показателей финансового результата и рентабельности капитала банков

Антикризисная программа правительства носит несистемный характер и направлена в первую очередь на возрастание доли государства в экономике, в частности в промышленности и в финансовом секторе. Госрасходы неэффективны, а оживить экономику может только возобновление системы кредитования.

Прогнозируя возможные сценарии развития, можно предположить, как минимум, дальнейшее ухудшение ключевых показателей работы у большинства российских банков и стагнацию в реальном секторе из-за острого дефицита ресурсов. Как максимум – развитие новых кризисных явлений на финансовых рынках, сопровождающихся углублением спада в основных отраслях реального сектора.

Таким образом, без изменения подхода к выходу из кризиса, разработки антикризисной политики государства, направленной на поддержку ключевых отраслей экономики, нацеленность банков на развитие основного банковского бизнеса, а не спекулятивных операций, в II квартале 2010 года возможно возникновение еще более глубокого кризиса.

2.3 Анализ тенденций развития банковского сектора в регионах

Региональное развитие банковской системы происходит довольно неравномерно. Борьба за ресурсы и клиентов идет в небольшом числе узловых городов и областей. Вся остальная страна обходится минимальным набором простейших, в основном расчетных, банковских услуг. Если не учитывать оплату услуг ЖКХ, то окажется, что большинство россиян вообще не пользуются банковскими услугами. Банковские вклады имеет только 25% россиян, кредитами пользовались немногим более трети населения. Отчасти это следствие физической недоступности банковских услуг, отчасти – недостатка информации об услугах или общего недоверия к финансовой системе.

По состоянию на 1 февраля 2010 года действовало 3 475 филиалов кредитных организаций, из них 808 филиалов Сбербанка. Если в экономически развитых регионах и крупнейших городах банковские услуги доступны, то во многих менее успешных регионах количество филиалов и головных офисов банков очень мало. В России по сравнению с США число банков меньше в 8 раз, а количество филиалов почти в 25 раз. Соотношение количества банков на 100 тыс. человек в России в 1,5 раза меньше, чем в странах ЕС. В России на 100 тыс. жителей приходится 2 банковских филиала, в то же время в ЕС данный уровень достигает 46.

Банковская система всех регионов страны представлена тремя составляющими: самостоятельные банки региона, филиалы иногородних банков, преимущественно московских, и Сбербанк. Несмотря на проводившуюся в последние годы реструктуризацию филиальной сети, Сбербанк по-прежнему сохраняет отделения в отдаленных регионах, в том числе и там, где по тем или иным причинам нет других банков. Другие государственные банки также можно рассматривать как важных провайдеров банковских услуг. Россельхозбанк и ВТБ24 также вносят свой вклад в повышение доступности банковских услуг, реализуя программы кредитования сельхозпредприятий и малого бизнеса. В целом на банки с государственным участием приходится около половины рынка розничных банковских услуг.

Уровень обеспеченности регионов банковскими услугами выравнивается, но разрыв между Москвой и остальными регионами остается очень большим. Даже без учета активов региональных филиалов московских банков, почти две трети банковских активов России приходится на Москву. На региональные филиалы столичных банков приходится еще 8% общероссийских банковских активов. 17% активов сконцентрировано в территориальных подразделениях Сбербанка. И лишь 13% совокупных активов приходится на местные банки в регионах, при этом доля малых и средних региональных банков в активах – лишь 4%.

Концентрация финансовых потоков в столичном регионе существенно превышает общеэкономическую и демографическую: Москва и область располагают 12% населения страны и производят 27% ее ВВП. Отчасти столь высокая доля обусловлена спецификой обслуживания расчетных и кредитных операций юридических лиц: для обслуживания юридических лиц, тем более крупных, наличие обширной региональной сети необязательно. Многие крупные региональные компании обслуживаются в московских банках, в т. ч. с использованием технологий удаленного доступа. Это связано с тем, что, начиная с определенного масштаба спрос на банковские услуги со стороны крупных региональных компаний и региональных подразделений компаний федерального уровня предъявляется уже не местным, а федеральным и / или зарубежным финансовым институтам. В розничном секторе позиции московского региона существенно слабее: на рынке вкладов физических лиц доля столицы – 40%, а на рынке потребительских кредитов – 21%.


Таблица 2.3.1. Уровень обеспеченности регионов банковскими услугами

Сводный индекс обеспеченности банковскими услугами ВРП в 2009 г., млрд. руб.
2009–01–01 2010–01–01
Центральный ФО без г. Москвы 0.81 0.79 3318
г. Москва 2.11 1.92 6315
Северо-Западный ФО 0.99 1.02 2661
Южный ФО 0.73 0.74 1997
Приволжский ФО 0.75 0.77 4319
Уральский ФО 0.59 0.6 4630
Сибирский ФО 0.69 0.73 2394
Дальневосточный ФО 0.71 0.71 1204

Десятки российских областей практически лишены полноценной региональной банковской системы с несколькими конкурирующими между собой самостоятельными местными банками, с растущим числом филиалов банков федерального либо межрегионального уровня, с заметным вкладом банковской системы в местную экономику и кругооборот доходов предприятий и граждан.

Исследование аналитического центра «Эксперт-Урал» позволило выделить 11 регионов с полнокровной, динамичной, конкурентной банковской средой, характеризующейся наличием большого числа независимых местных банковских брендов и сильного местного лидера либо группы лидеров: три на Урале, четыре в Поволжье, два на Юге и по одной в Сибири и на Дальнем Востоке. Это регионы, где активы региональной банковской системы превышают 100 млрд. рублей, активы крупнейшего самостоятельного регионального банка более 10 млрд. рублей, количество местных банков – свыше 10, а их доля в региональных активах – свыше 30%. Девять из этих регионов – из верхушки списка крупнейших региональных банковских систем по размеру совокупных активов, еще два – в конце второй и начале третьей десяток.


Таблица 2.3.2. Региональные банковские системы с суммарными активами свыше 100 млрд. рублей

п/п Субъект федерации Активы банков и филиалов на 01.01.2010, млн. руб. Банковские активы на душу населения, тыс. руб. Общее количество банков и филиалов* Количество банков и филиалов на 100 тыс. жителей
1 Свердловская область 507540 115 68 1.5
2 Тюменская область 411897 122 67 2
3 Республика Татарстан 397695 106 42 1.1
4 Самарская область 375543 118 79 2.5
5 Новосибирская область 312857 119 60 2.3
6 Краснодарский край 278437 54 68 1.3
7 Нижегородская область 261512 78 76 2.3
8 Ростовская область 239052 56 86 2
9 Челябинская область 222915 63 61 1.7
10 Пермский край 202797 75 55 2
11 Красноярский край 177192 61 37 1.3
12 Республика Башкортостан 175516 43 41 1
13 Кемеровская область 164496 58 39 1.4
14 Иркутская область 134930 54 45 1.8
15 Воронежская область 131900 58 47 2.1
16 Омская область 125031 62 43 2.1
17 Алтайский край 118107 47 35 1.4
18 Хабаровский край 112809 80 29 2.1
19 Саратовская область 111491 43 49 1.9
20 Белгородская область 110751 73 26 1.7
21 Приморский край 102840 52 37 1.9
22 Ставропольский край 100641 37 39 1.4

Совокупный размер банковских активов этих регионов составлял на начало 2010 года 3,2 трлн. рублей – это 15% общероссийских активов и 47% активов региональных банков. Общий объем вкладов населения в этих регионах насчитывает 1,5 трлн. рублей – 21% всех вкладов и 42% вкладов региональных банковских систем.


Таблица 2.3.3. Регионы с наибольшими активами местных банков

п/п Субъект федерации Количество местных банков Активы местных банков** на 1.01.2010, млн. руб. Доля местных банков в региональных активах***, % Доля крупнейшего банка в активах местных банков***, %
1 Республика Татарстан 26 308749 72 51
2 Тюменская область 22 244037 56 35
3 Новосибирская область 14 231047 54 76
4 Свердловская область 25 215078 40 18
5 Самарская область 22 197963 51 26
6 Челябинская область 11 83252 36 25
7 Ростовская область 22 68693 27 56
8 Краснодарский край 18 66737 24 40
9 Нижегородская область 18 56387 21 24
10 Приморский край 9 42876 40 44
11 Республика Башкортостан 11 33349 19 29
12 Саратовская область 13 32914 29 35
13 Хабаровский край 5 31526 26 54
14 Пермский край 8 31220 15 39
15 Воронежская область 4 28487 20 81
16 Красноярский край 5 27336 14 66
17 Кемеровская область 8 16386 10 53
18 Омская область 7 15671 12 42
19 Алтайский край 8 14547 12 32
20 Иркутская область 9 13804 10 26
21 Ставропольский край 9 8938 9 74
22 Белгородская область 6 8885 8 39

*Количество уникальных банковских брендов; несколько филиалов одного банка cчитались за один.

** С учетом филиалов местных банков за пределами своего региона.

*** В части активов, размещенных в своем регионе; оценка.

Региональные банки наиболее активно развиваются в крупных городах, которые, как правило, являются промышленными, транспортными и торговыми центрами, там выше и доходы, и сбережения населения. При примерно одинаковых зарплатах в Самарской и Пермской областях в первой значительно выше уровень всех банковских услуг, в том числе из-за того, что в Самарской области 59% населения проживает в городах численностью выше 250 тыс. человек, а в Пермской – только 37%.

Анализ структуры собственности местных банков в таких продвинутых регионах свидетельствует о пока еще крайне слабом проникновении в этот сектор иностранного капитала и весьма ограниченном – федеральных банков. Сильные местные банки контролируются либо региональными промышленными компаниями и холдингами, либо менеджментом, в некоторых регионах – местными властями.

За пределами Москвы крупнейшей банковской системой страны обладает Уральский федеральный округ. С небольшим отставанием за Уралом следует Северо-Западный ФО – но лишь благодаря Санкт-Петербургу. На третьем месте по размеру активов находится банковская система Поволжья, где лидируют по уровню развития банковской системы Самара, Нижний Новгород и Татарстан. Благодаря регистрации в Новосибирске УРСА Банка, ставшего фактически федеральным, на четвертом месте – банковская система Сибири. Несмотря на преимущество по численности населения, банковская система Юга России оказывается лишь на пятом месте.

При этом потенциал спроса на розничные финансовые услуги в нескольких сравнительно многонаселенных и богатых регионах пока что явно недооценен. Наиболее яркие представители «отстающих» регионов – Краснодарский край и Башкирия. Это крупные и богатые регионы, но в обоих регионах низка доля городского населения, а проникновение банков в малые города и села значительно ниже, чем в крупные, тем более столичные города. Зачастую единственным банком в малом городе является Сбербанк, а открытие другого банка экономически нецелесообразно.

Исходя из представленного выше анализа можно сделать вывод, что Тюменская область занимает одно из первых мест в банковской системе России.

Банковский сектор Тюменской области по состоянию на 1 января 2010 года представлен 17 кредитными организациями, имеющими 64 филиала на территории области и 18 – за ее пределами; 59 филиалами кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территориях других регионов, а также Западносибирским банком Сбербанка России с 29 отделениями, из которых 19 работает на территории области; 546 дополнительными офисами; 411 операционными кассами вне кассового узла; 6 обменными пунктами; 49 кредитно-кассовыми офисами, 68 – операционными офисами, 17 представительствами кредитных организаций других регионов и 5 передвижными пунктами кассовых операций. Кроме того, на территории региона работает 3205 банкоматов.

Из 17 кредитных организаций 7 действуют в форме открытого акционерного общества, 6 – закрытого акционерного общества, 4 – общества с ограниченной ответственностью. Все кредитные организации имеют лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления операций в иностранной валюте, в том числе 6 – генеральные. Лицензии на проведение операций с драгоценными металлами на территории Тюменской области имеют 4 кредитные организации.

За 2009 год произошли существенные изменения в количественной структуре банковского сектора Тюменской области.

В феврале, декабре 2009 года отозваны лицензии на осуществление банковских операций у двух кредитных организаций:

- общество с ограниченной ответственностью Урайский коммерческий банк, имеющей два филиала на территории области;

- закрытое акционерное общество «МЕГА БАНК», имеющей один филиал на территории области – в г. Радужный и два за ее пределами – в г. Москвеи г. Екатеринбурге.

Региональными банками на территории области и за ее пределами закрыто пять филиалов: Тюменский филиал ЗАО АКБ «Сибирьгазбанк», Заречный филиал Западносибирского коммерческого банка ОАО, филиалы Ханты-Мансийского банка ОАО в г. Лангепас и г. Мегион.

Банками, головные офисы которых расположены на территориях других регионов, открыто четыре филиала: филиал «Тюмень» АКБ «Национальный Резервный Банк», Тюме^кий филиал Банка «Поволжский», филиал «Тюменский» ЗАО «Коммерческий Банк ОТКРЫТИЕ» в г. Тюмени, филиал КБ «Байкалкредобанк» «Нижневартовск». Одновременно с этим, закрыто три филиала в г. Тюмени: КБ «Москоммерцбанк», Банка «Северная казна», ОАО «МДМ Банк» и один филиал «Газпромбанк» в г. Белоярский. В связи с отзывом лицензии у АКПБ «Соотечественники» прекратил свою деятельность филиал в г. Новый Уренгой.

Сальдированные активы кредитных организаций области, за 2009 год, увеличились на 6,6% или 35,9 млрд. рублей и на 1 января 2010 года составили 582,5 млрд. рублей. Рост активов отмечен в филиалах банков других регионов – на 6,9% или 20,4 млрд. рублей, региональных банках – на 6,1% или 15,4 млрд. рублей.

Размер собственных средств региональных кредитных организаций увеличился на 9,5 млрд. рублей или на 26,9% и составил 44,8 млрд. рублей, в том числе зарегистрированный уставный капитал увеличился на 3,5 млрд. рублей или на 27,8% и составил 16,3 млрд. рублей.

Региональными банками получено 1,8 млрд. рублей прибыли, в то время как за 2008 год прибыль составила 4,1 млрд. рублей.

В структуре пассивов кредитных организаций области доля привлеченных средств достигла 84,7% – это вклады населения, депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц, средства организаций на расчетных и прочих счетах.

Таблица 2.3.1. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства кредитных организаций, находящихся на территории области

01.10.2008 01.01.2009 01.10.2009 01.01.2010

1. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства – всего

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в рублях

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в ин. валюте

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в т.ч. просроченная задолженность

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в рублях

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в ин. валюте

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

390555,0

154 305,2

104 775,8

131 474,0

350502,7

141 315,4

80 062,0

129 125,3

40052,3

12 989,8

24 713,8

2 348,7

4087,6

1 444,4

1 197,0

1 446,2

4056,7

1 429,1

1 191.3

1 436,3

30,9

15,3

5.7

9,9

362343,6

130 673,2

94 104,5

137 565,9

315170,8

116 627,6

65 183,4

133 359,8

47172,8

14 045,6

28 921,1

4 206,1

4431.2

1 306,3

1 702,9

1 422,0

4383,3

1 274,3

1 696,7

1 412,3

47,9

32,0

6,2

9,7

343991,6

144 068,2

48 524,4

151 399,0

308424,6

115 685,1

47 740,3

144 999,2

35567,0

28 383,1

784,1

6 399,8

9479,9

2 379, 9

4 472, 7

2 627, 3

9319,5

2 242,0

4 460,1

2 617,4

160,4

137,9

12,6

9,9

333722,8

129 422,9

46 266,1

158 033,8

309971,3

113 028,7

45 515,6

151 427,0

23751,5

16 394,2

750,5

6 606,8

11491,8

2 513,5

5 545,8

3 432,5

11272,6

2 375,6

5 474,7

3 422,3

219,2

137,9

71,1

10,2

из них:

1.1. нефинансовым организациям

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в рублях

а) региональные банк

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в ин. валюте

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в т.ч. просроченная задолженность

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в рублях

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в ин. валюте

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

200480,9

78 779,1

58 984,0

62 717,8

168342,6

72 842,8

34 838,6

60 661,2

32138,3

5 936,3

24 145,4

2 056,6

2086,7

899,9

311,8

875,0

2072,0

885,2

311,8

875,0

14,7

14,7

0,0

0,0

181726,2

59 869,9

55 749,4

66 106,9

142730,1

53 202,1

27 336,9

62 191,1

38996,1

6 667,8

28 412,5

3 915,8

2425,7

803,6

773,4

848,7

2395,7

773,6

773,4

848,7

30,0

30,0

0,0

0,0

164375,2

63 663,9

19 030,6

81 680,6

146834,1

52 752,3

18 611,6

75 470,2

17541,1

10 911,7

419,0

6 210,4

6447,0

1 565,3

3 165,4

1 716,3

6310,9

1 429,2

3 165,4

1 716,3

136,1

136,1

0,0

0,0

169226,1

63 553,5

18 209,8

87 462,8

148840,5

50 016,0

17 799,7

81 024,8

20385,6

13 537,5

410,1

6 438,0

8450,3

1 833,9

4 106,9

2 509,5

8259,8

1 697,1

4 053,2

2 509,5

190,5

136,8

53,7

0,0

Таблица 2.3.2. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства кредитных организаций, находящихся на территории области

01.10.2008 01.01.2009 01.10.2009 01.01.2010

1.2. физическим лицам

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в рублях

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в ин. валюте

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в т.ч. просроченная задолженность

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в рублях

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в ин. валюте

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

166624,8

56 363,6

41 834,4

68 426,8

165839,1

56 295,9

41 408,4

68 134,8

785,7

67,7

426,0

292,0

2000,9

544,6

885,2

571,1

1984,7

543,9

879,5

561,3

16,2

0,7

5,7

9,8

157239,7

51 934,7

34 508,2

70 796,8

156572,4

51 886,2

34 179,7

70 506,5

667,3

48,5

328,5

290,3

1996,3

494,9

928,1

573,3

1978,4

492,9

921,9

563,6

17,9

2,0

6,2

9,7

140927,9

44 791,6

26 925,1

69 211,2

140381,6

44 700,1

26 659,7

69 021,8

546,3

91,5

265,4

189,4

2846,6

637,2

1 307,3

902,1

2822.2

635,3

1 294,7

892,2

24.4

1,8

12,6

9,9

139119,0

43 051,8

26 067,7

69 999,5

138637,4

42 989,4

25 817,3

69 830,7

481,6

62,4

250,4

168,8

2985,2

623,4

1 438,8

923,0

2956,5

622,3

1 421,4

912,8

28,7

1,1

17,4

10,2

1.3. банкам

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в рублях

а) региональные банк

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в ин. валюте

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в т.ч. просроченная задолженность

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в рублях

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в ин. валюте

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

15507,7

15507,7

0,0

0,0

8522,2

8 522,2

0,0

0,0

6985,5

6 985,5

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

12639,6

12 639,6

0,0

0,0

5310,6

5 310,6

0,0

0,0

7329,0

7 329,0

0,0

0,0

4,0

4,0

0,0

0,0

4,0

4,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

20465,2

20 465,2

0,0

0,0

4982,1

4 982,1

0,0

0,0

15483,1

15 483,1

0,0

0,0

124,0

124,0

0,0

0,0

124,4

124,4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

8616,1

8616,1

0,0

0,0

5887,4

5 887,4

0,0

0,0

2728,7

2 728,7

0,0

0,0

4,0

4,0

0,0

0,0

4,0

4,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1 января 2010 года вклады населения области составили 218,3 млрд. рублей, с начала года увеличились на 24,9%. Наибольший прирост отмечен в филиалах банков других регионов – 33,6%, в региональных банках -12,6%. Доминирующее положение по привлечению вкладов населения продолжают занимать филиалы банков других регионов, на долю которых приходится более 62,0%, на региональные банки – около 38,0%.

Рис. 2.1. Объем кредитов, выданных кредитными организациями Тюменской области физическими лицами в российских рублях

Таблица 2.3.3. Вклады физических лиц в кредитных организациях, находящихся на территории области

01.10.2008 01.01.2009 01.10.2009 01.01.2010

Вклады физических лиц – всего

а) региональные банк

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в рублях

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

– в ин. валюте

а) региональные банки

б) филиалы банков других областей

в) сбербанк

183 024,6

80 984,4

32 821,7

69 218,5

166 839,6

73 127,2

30 135,3

63 577,1

16 185,0

7 857,2

2 686,4

5 641,4

174 822.2

72 647,2

31 148,7

71 026,3

147 163,9

58 444,4

26 461,9

62 257,6

27 658,3

14 202,8

4 686,8

8 768,7

192 574,1

72 894,2

36 846,3

82 833,6

150 426,2

54 089,0

29 953,0

66 384,2

42 147,9

18 805,2

6 893,3

16 449,4

218 326,6

81 795,5

42 213,7

94 317,4

175 380,3

63 997,5

35 608,7

75 774,1

42 946,3

17 798,0

6 605,0

18 543,3

Депозиты юридических лиц за 2009 год возросли на 32,0% и на 1 января 2010 года достигли 116,1 млрд. рублей. Наибольший прирост отмечен на счетах филиалов банков других регионов – 42,7% или 23,0 млрд. рублей.

Рис. 2.1. Динамика вкладов физических лиц в кредитных организациях, находящихся на территории области в разрезе банковских структур

Рис. 2.2. Динамика кредитов, выданных кредитными организациями, находящимися на территории области, физическими лицами

Средства организаций на расчетных и прочих счетах за 2009 год снизились на 5,9% и составили 67,8 млрд. рублей. За 2009 год общий объем кредитов, депозитов и прочих размещенных банками области средств снизился на 7,9%, с 362,3 до 333,9 млрд. рублей, как за счет снижения кредитных вложений нефинансового сектора на 6,9% со 181,7 млрд. рублей до 169,2 млрд. рублей, так и физических лиц на 11,5% со 157,2 млрд. рублей до 139,1 млрд. рублей. Для сравнения, за 2008 год по данным показателям отмечался рост: объем кредитов, депозитов и прочих размещенных увеличился на 23,5%», кредитные вложения нефинансового сектора возросли на 28,8%, кредиты физических лиц выросли на 26,0%.

Значительная часть этих кредитов, свыше 62,0%, предоставлена филиалами банков других регионов, около 38,0% – региональными банками. Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме кредитных вложений нефинансовым организациям увеличился за год на 3,7 процентных пункта и на 01.01.2010 г. составил 5,0% или 8,5 млрд. рублей. Задолженность населения по кредитам за 2009 год снизилась на 11,5% со 157,2 до 139,1 млрд. рублей. Причем, снижение кредитования наблюдается по всем банковским структурам области: филиалам банков других регионов – 9,2 млрд. рублей, региональным банкам – 8,8 млрд. рублей.

Рис. 2.3. Динамика просроченных задолженностей по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам банковским структур, находящихся на территории области


Рис. 2.4. Динамика удельного веса просроченной задолженности в общем объеме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в разрезе банковских структур, находящихся на территории области

Основной объем кредитов населению выдан филиалами банков других регионов – 69,0%, региональными банками выдано около 31,0%.

Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме кредитов населению увеличился за год на 0,8 процентных пункта и на 1.01.2010 года составил 2,1%, в абсолютном выражении просроченная задолженность возросла на 1,0 млрд. рублей и составила 3,0 млрд. рублей.

В структуре активов кредитных организаций доля выданных межбанковских кредитов и депозитов снизилась с 2,3% до 1,5%». В абсолютном выражении объем межбанковских кредитов и депозитов составил 8,6* млрд. рублей, с начала года снизился почти на 32,0%. На 1 января 2010 года весь объем размещенных межбанковских кредитов и депозитов приходится на региональные банки.

Таблица 2.3.4. Основные показатели деятельности кредитных организаций, находящихся на территории области

Показатели 01.10.2008 01.01.2009 01.10.2009 01.01.2010

1. Капитал

2. Уставный капитал

3. Уставный капитал

4. Прибыль текущего года

5. Кредиты, депозиты и прочие привлеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России

6. Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от кредитных организаций и банков-нерезидентов – всего

7. Средства клиентов – всего

7.1. Средства бюджетов, государственных и других внебюджетных фондов на расчетных счетах

7.2. Средства организаций на расчетных и прочих счетах

7.3. Депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц

7.4. Вклады физических лиц

34369,5

12 137,6

12 092,2

12 112,6

12 863,7

18 981,7

376 154,3

660,8

71 252,3

110 137,2

183 024,6

35 308,6

12 856,9

12 744,9

8 575,6

29 552,8

9 943,3

348 996,1

295,7

71 684,9

87 928,3

174 822,2

40 762,0

12 910,2

12 910,2

7 740,4

12 019,2

19 350,6

367 351,9

473,2

64 166,5

98 031,1

192 574,1

44 791,1

16 400,6

16 282,5

9 426,1

5 042,8

17 103,0

418 184,8

379,6

67 375,6

116 079,9

218 326,6

8. Активы

9. Депозиты и прочие средства, размещенные в Банке России

10. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства

10.1. Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  618  619  620   ..