Главная      Учебники - Экономика, финансы     Лекции по банковскому делу - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  198  199  200   ..

 

 

Страхование в США

Страхование в США

C

Введение

1.1 Экономика США

1.2 Страховой рынок США

1.3 Регулирование страховой деятельности.

2.1 Страхование жизни

2.2 Страхование имущества

2.3 Дистрибуция. Анализ каналов распространения страховых услуг

Во всем мире агенты и брокеры являются основными каналами продаж страховых продуктов. В США посредники обсуживают 95% рынка.

Для работы с физическими лицами чаще всего используют агентские сети, а с корпоративными клиентами – брокеров.

Страховые агенты действуют от имени и по поручению страховщика, а брокеры – от своего имени и по поручению страхователя и страховщика. Агент выступает как участник рынка со стороны предложения страховых услуг, т.е. для него приоритетными являются интересы страховщика, поэтому и регулируется деятельность агентов, как правило, не отдельно, а вместе со страховщиками. Страховой брокер в развитых странах обычно выступает в интересах страхователя, поэтому деятельность брокеров регулируется государством обособлено, с помощью специальных форм и методов.

В США агенты по закону могут обладать разной степенью независимости:

· агенты страховых компаний работают на одну компанию, представляют ее интересы и, как правило, не только заключают договор, но и продолжают вести обслуживание клиента после вступления договора в силу;

· независимые агенты вправе работать одновременно на несколько страховых компаний, выбирая для клиента оптимальную страховую защиту по разным видам страхования.[23]

По определению Международной федерации страховых посредников (TheWorldFederationofInsuranceIntermediaries), «страховые брокеры – обычно выступают на стороне страхователя и действуют независимо по отношению к страховым компаниям. Брокеры помогают своим клиентам в выборе страховой программы между различными вариантами страховых продуктов и страховых компаний. Выполняя функции «агента» по отношению к покупателю, брокеры обычно работают с множеством страховых компаний, размещая риски своих клиентов».

Требования, предъявляемые регулирующими органами США к компаниям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим страховую брокерскую деятельность, сводятся к следующим:

· наличию регистрации как юридического лица или индивидуального предпринимателя;

· вхождению в реестр страховых брокеров;

· высокому уровню квалификации сотрудников брокерской компании или страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

· страхованию профессиональной ответственности / наличию финансовых гарантий. В США лицензирование брокерской деятельности проходит на уровне субъектовфедерации, при этом каждый штат может потребовать от брокера наличия обеспечения гарантийной закладной. Еще один вариант защиты интересов клиентов – разделение банковских счетов на два типа – клиентские (на которые перечисляется страховые премии и выплаты) и непосредственно брокерские (на которые приходит брокерская комиссия).[24]

Кроме того, английские страховые брокеры подлежат обязательной аудиторской проверке и должны иметь капитал не менее 1 000 английских фунтов стерлингов по всем страховым операциям, которые они проводят.

Роль страховых и перестраховочных брокеров, как и прочих посредников, заключается в минимизации транзакционных издержек и нейтрализации существующей на рынке неопределенности. Кроме того, клиент, обратившийся к страховому брокеру, получает более подходящий для него страховой продукт, который без его помощи было бы трудно разобрать (оптимизационная функция). За последнее время функции страховых брокеров несколько трансформируются: все более увеличивается роль сервисной составляющей их деятельности – повышается значимость услуг по урегулированию убытков и риск-менеджменту.

Все разнообразие услуг страховых брокеров можно квалифицировать по различным параметрам. Во-первых, услуги различаются в зависимости от типа клиента страхового брокера:

· услуги страхователю;

· услуги перестрахователю;

· услуги страховой компании.

Услуги страхователю, по сути, мало отличаются от услуг, оказываемых перестрахователю. В первом случае брокер представляет интересы страхователя перед страховыми компаниями, во втором случае – интересы самого страховщика перед другими страховыми и перестраховочными организациями. Услуги, оказываемые брокером страховым компаниям, сводятся в основном лишь к консультациям в сфере актуарных расчетов, андеррайтинга и юридической помощи. Страховой брокер не имеет право предоставлять интересы страховщика перед его клиентами.[25]

Еще одна квалификация строится в зависимости от типа услуги:

· консультационные услуги;

· организационные услуги (ведение переписки и переговоров в интересах клиента, представление интересов клиента при заключении договоров, при урегулировании убытков, проведении открытых и закрытых тендеров среди страховых компаний);

· услуги по работе с документами (подготовка и передача в страховую компанию всей документации, внесение в договор всех необходимых изменений и дополнений, сбор и передача в страховую компанию необходимых справок и документов при наступлении страхового случая);

· помощь в осуществлении денежных расчетов (при уплате страховых взносов, страховых выплат, осуществлении возврата страховой премии при досрочном прекращении договора, перечислении возврата денежных средств, поступивших по регрессным искам, от реализации возвращенного имущества);

· иные услуги (предложения на сайтах страховых брокеров).

В целом можно сказать, что деятельность страховых брокеров во всех странах регулируется государством более строго, чем деятельность страховых агентов. Здесь можно упомянуть события 2004 года, когда генеральный прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер зарегистрировал гражданский иск в Верховном Суде штата в отношении ведущего брокера Marsh & McLennanCos., обвиняя его в мошенничестве и нарушении антимонопольного законодательства. Утверждалось, что брокер незаконно размещал риски клиентов у страховщиков, которые платили самые большие комиссионные, и манипулировал предложениями по котировкам от различных страховщиков. После этого события прошли проверку и брокеры других штатов США.[26]

Специальным уполномоченным по страхованию штата Калифорния Джон Гараменди были предложены новые регуляторные правила в штате, предусматривающие раскрытие брокерами всех своих вознаграждений, которые они получают при реализации страховых продуктов.

На американском рынке происходят изменения, связанные с развитием прогресса. Если раньше страховые полиса продавали почти только агенты, то с конца 90-х годов страховщики используют и другие каналы продаж: интернет, прямые продажи в организациях и на рабочих местах.

Само зарождение интернет-страхования произошло в Америке. Причем, первыми, кто открывал свои Интернет-представительства, были не сами страховые компании, а брокерские агентства, которые впоследствии превратились в порталы Интернет-страхования. Стали появляться компании, для которых работа с клиентами через Интернет стала приоритетным направлением – самой известной компанией является Ensurance.com. Значимым моментов в Интернет-страхования США стали развитие инфраструктуры для обслуживания ЭЦП и принятие в 2000 году закона об ЭЦП. После этого страховые компании смогли отправлять полисы клиентам непосредственно по электронной почте, а не доставлять их по обычной почте или курьером.

На данный момент многие американские страховые компании, представленные в Интернете, оказывают весь спектр услуг, необходимых для покупки и обслуживания страхового полиса. Клиенты компании могут заходить на персонифицированные страницы с целью проверки состояния действия страхового договора, для внесения очередной страховой премии или подачи заявления о страховом случае.

Лидерами Интернет-продаж являются полисы автострахования.

Особую роль на американском рынке занимают страховые порталы. Как правило, данные сетевые ресурсы предоставляют информацию от крупнейших страховых компаний. Существуют также порталы, которые объединяют малое количество страховых компаний (например, по географическому признаку – штату), и порталы, ориентированные на определенные виды страховых услуг, которые объединяют компании, работающие в одной области страхования. InsWeb(www.insweb.com) является лидером среди страховых порталов в США. Проект был запущен в 1995 году и сейчас в нем участвует 40 страховых компаний.[27]


3. Тенденции (перспективы) развития

Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и лидирует на мировом рынке страхования по всем возможным показателям.

Хочется напомнить, что именно в США появилось страхование жизни. Здесь в 1699 году впервые появилась профессиональная организация, занимающаяся страхованием жизни вдов и сирот, а затем была создана страховая компания Eckvatedl для личного страхования граждан.

Из первоначальных видов страхования – морского, огневого и страхования жизни – постепенно вырос широкий спектр различных направлений страхования.

В условиях современного общества с развитой рыночной экономикой практически не существует материальных объектов и интересов, не защищенных страхованием.[28]

Американский рынок страхования за свою историю не раз сталкивался с различными кризисами, проблемами, разрешение которых вносило в страховую деятельность США различные изменения.

Хочется вспомнить 2001 год, когда ситуация в страховании изменилась в корне после террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Данные события ознаменовали начало нового этапа в развитии страхования, поставив под вопрос сложившуюся практику оценки страхового риска и продемонстрировав уязвимость страхового сообщества перед лицом катастроф нового типа. Сорок миллиардов долларов, а именно в такую сумму оценивается страховой ущерб в результате случившегося, беспрецедентны не только с точки зрения экономических последствий, но и как психологическое потрясение, перевернувшее традиционные представления об устойчивости мировой системы страхования и перестрахования. В силу этого события 11 сентября стали значительным фактором, обусловившим переход к фазе жесткого рынка.[29]

В 2002 году объем страховой премии на территории США составил около 1 трлн. долларов. Но все же доля США на мировом рынке снижается в связи с более динамичным развитием страховых рынков Азии, Латинской Америки и Европы. По доле страхования жизни США несколько уступают Японии (29,7 и 31,4% мирового рынка соответственно), по иным видам страхования, прежде всего имущества и ответственности, занимает 1-е место в мире (46% мирового рынка).

Рассмотрим проблемы развития страхового рынка США.

Страхование способствует минимизации риска в экономике. Но страховой бизнес сам существует в условиях неопределенности. Страховщики должны быть готовы к тому, что, как правило, добровольно себя страхует лицо, предполагающее наступление страхового события, и целью страхования для любого рационального страхователя является превышение суммы, полученной как возмещение ущерба, над страховыми взносами.

Важной проблемой является асимметрия информации между страхователями и страховщиками. Клиенты-страхователи знают значительно больше о состоянии объекта страхования (к примеру, о собственном стиле вождения автомобиля при страховании гражданской ответственности, о состоянии своего здоровья при медицинском страховании). Возникает ситуация неблагоприятного отбора (adverse selection), когда добровольно страхуется скорее водитель-лихач или человек со слабым здоровьем, который надеется за счет медицинской страховки покрыть дорогостоящее лечение.

Другой проблемой является возможность оппортунистического поведения, когда одна сторона сделки пытается извлечь выгоду из недостаточной формализации контракта, нанося ущерб интересам другой стороны. Например, если это не оговорено в договоре страхования, желающий получить страховое вознаграждение водитель будет выбирать более агрессивный (аварийноопасный) стиль вождения, поскольку сложно определить, является ли авария следствием лихачества водителя или неблагоприятных погодных условий. Аналогично, в случае с медицинской страховкой корыстный страхователь будет меньше беречься от простуды (например, ходить в холодную погоду без шапки), если данные обстоятельства, приведшие к наступлению страхового события, не прописаны в страховом контракте и наступление события выгодно страхователю. Страховщику сложно отделить, в каком случае возникновение страхового случая связано с объективными обстоятельствами (действиями сил природы и т.п.), а в каком связано с «коварством» страхователя.

Бурное развитие страхового рынка было приостановлено наступившим экономическим кризисом. Уже по итогам 2008 года прирост премий по всем видам страхования замедлился, особенно в сегменте автострахования.

По мнению большинства, в 2009 году рынок страхования ожидает стагнация. Темпы прироста собранных премий снизятся практически до нуля. При этом в большей части сегментов объем премий снизится, а положительная динамика будет поддерживаться в основном за счет обязательных видов страхования. Эксперты предсказывают также заметное сокращение количества компаний на рынке.[30]


Заключение

США – это передовая держава, обладающая большой производственной мощью и огромным потенциалом развития.

Масштабы развития страхового рынка отдельных стран мира во многом характеризует степень развития экономики и общества, степень развития их связей на международном уровне.

Среди таких стран находится и США, относительно молодые в страховом деле, но достигшие к настоящему времени наиболее высокого развития страхования. Страхование в США осуществляют многочисленные страховые компании, а виды страховых услуг чрезвычайно разнообразны. По данным страховщиков, большинство видов страхования приносят устойчивую прибыль.

В США развиты все виды страхования. Лидерами являются страхование жизни и автомобильное страхование.

Во многих странах мира присутствуют представители американских страховых компаний.

В США существует особое законодательное регулирование страхового бизнеса. Здесь каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган. В США нет единого федерального закона о страховании и единого федерального органа по надзору за страховой деятельностью нет. Каждый штат выдвигает свои требования к деятельности страховых компаний, страховых брокеров и агентов.

Несмотря на финансовый кризис, США остается лидером на мировом страховом рынке и, будет являться таковым в ближайшее время.


Список литературы

1. Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. 2007

2. Агеев Ш.Р. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт

3. Алиев Р. Страховое регулирование в США: Обзор // Страховое дело. – 2000. №5. – С. 18–34

4. Базанов А.Н. Страхование личного автотранспорта в США и России: краткий сравнительный анализ // Страховое дело. – 2005. – №7. – С. 55–58

5. Баталов Э.Я., Кременюк В.А. Россия и США: соперники или соратники? // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2002. №6

6. Бережков А. Страхование автогражданской ответственности в США // Компас. – 2004. – №19. – С. 25–28

7. Гришаев С.П. Страхование в нормативных актах Российской Федерации и зарубежных странах

8. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 274 с.

9. Давыдов А.Ю. Экономика США: потенциал роста // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2003. – №2

10. Ефимов С.Л. Экономика и страхование: Энцикл. слов. – М.: 1996

11. Кудров Мировая экономика. 2004

12. Кузнецова Н.П., Меркурьева И.С. Международный опыт регулирования страховой деятельности. – СПб, 2006.

13. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова – М.: ЭкономистЪ, 2003

14. Рудаков А.П. Страхование внешнеэкономической деятельности. Уч. пособие – М.: АТиСО, 2008. – 288 с.

15. Сплетухов Ю.А. Страхование: Учеб. пособие / Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2005.

16. Страховое дело. / Под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой. – М.: Юнити, 2003

17. Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования

18. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003.

19. Экономика США. М.: 2003

20. www.ifin.ru

21. www.insur-info.ru

22. www.insurances.ru

23. www.strahovhik.ru


[1] Мировая экономика: Учебник. / Под ред. проф. А.С.Булатова – М.: ЭкономистЪ, 2003

[2] Давыдов А.Ю. Экономика США: потенциал роста // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2003. - № 2

[3] Давыдов А.Ю. Экономика США: потенциал роста // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2003. - № 2

[4] Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 311 с.

[5] Сплетухов Ю.А. Страхование: Учеб. пособие / Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2005.

[6] www.insurances.ru

[7] Ефимов С.Л. Экономика и страхование: Энцикл. слов. – М.: 1996

[8] Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. 2007

[9] www.strahovhik.ru

[10] Алиев Р.Ф. Страховое регулирование в США: Обзор // Страховое дело. – 2000. №5. – С.18-34

[11] Кузнецова Н.П., Меркурьева И.С. Международный опыт регулирования страховой деятельности. – СПб, 2006.

[12] Гришаев С.П. Страхование в нормативных актах Российской Федерации и зарубежных странах

[13] www.insur-info.ru

[14] Агеев Ш.Р. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт

[15] Страховое дело. / Под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой. – М.: Юнити, 2003

[16] www.strahovhik.ru

[17] Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003.

[18] Базанов А.Н. Страхование личного автотранспорта в США и России: краткий сравнительный анализ // Страховое дело. – 2005. - № 7. – С.55-58

[19] Бережков А. Страхование автогражданской ответственности в США // Компас. – 2004. - №19. – С.25-28

[20] Сплетухов Ю.А. Страхование: Учеб. пособие / Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2005.

[21] www.insur-info.ru

[22] Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. 2007

[23] Рудаков А.П. Страхование внешнеэкономической деятельности. Уч. пособие – М.: АТиСО, 2008. – 288 с.

[24] Страховое дело. / Под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой. – М.: Юнити, 2003

[25] Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 274 с.

[26] www.strahovhik.ru

[27] www.ifin.ru

[28] Агеев Ш.Р. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт

[29] Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования

[30]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  198  199  200   ..