Проблемы повышения конкурентоспособности страховых компаний в РФ.
Отрасли и виды страхования |
9 мес. 2005 |
Прирост |
9 мес. 2004 |
3 кв. 2005 |
Прирост |
3 кв. 2004 |
Страховая премия (всего) |
391,6 |
7% |
365,8 |
128,2 |
12,7% |
113,7 |
Добровольное страхование |
248,0 |
-3% |
256,5 |
73,2 |
-6,7% |
78,4 |
страхование жизни |
39,1 |
-56% |
88,1 |
5,8 |
-78,7% |
27,0 |
иное, чем жизнь |
208,9 |
24% |
168,4 |
67,4 |
31,2% |
51,4 |
личное страхование |
52,1 |
23% |
42,3 |
11,1 |
13,8% |
9,7 |
имущества |
143,7 |
24% |
115,5 |
52,1 |
38,2% |
37,7 |
ответственности |
13,1 |
23% |
10,6 |
4,3 |
7,5% |
4,0 |
Обязательное страхование |
143,6 |
31% |
109,3 |
55,0 |
55,8% |
35,3 |
ОСАГО |
38,8 |
12% |
34,5 |
13,8 |
24,4% |
11,1 |
ОМС |
99,8 |
50% |
66,7 |
40,9 |
74,5% |
23,4 |
Глава 2. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ РФ
№ п/п |
Факторы конкуренции |
Признаки проявления факторов на рынке |
1 |
2 |
3 |
1. Ситуация в отрасли |
1.1 |
Число и мощность страховых компаний, конкурирующих на рынке |
Имеется группа равных по мощности страховых компаний или имеется одна или более страховых компаний, явно превосходящая исследуемую по мощности. |
1.2 |
Изменение платежеспособного спроса |
Платежеспособный спрос на услуги падает, прогноз неблагоприятен. |
1.3 |
Степень стандартизации услуг, предлагаемых на рынке |
Компании-конкуренты не специализированы по видам страховых услуг. Услуги компании и услуги-конкуренты практически взаимозаменяемы. |
1.4 |
Издержки переключения клиента с одного страховщика на другого |
Издержки переключения клиента с одного страховщика на другого минимальны, т.е. вероятность ухода клиентов к конкурентам и наоборот велика. |
1.5 |
Барьеры ухода с рынка (затраты компании на перепрофилирование) |
Издержки ухода компании с рынка данных услуг велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети и др.). |
1.6 |
Барьеры проникновения на рынок |
Начальные затраты для развертывания работ на рынке данных услуг невелики. |
1.7 |
Ситуация на смежных рынках (рынки услуг с близкими сферами применения) |
Уровень конкуренции на смежных рынках высок. |
1.8 |
Стратегии конкурирующих фирм (поведение) |
Отдельные фирмы осуществляют или готовы к осуществлению агрессивной политики укрепления своих позиций за счет других конкурентов. |
1.10 |
Привлекательность рынка данного страхового продукта |
Имеется явно расширяющийся спрос, большие потенциальные возможности, благоприятный прогноз |
2. Влияние потенциальных конкурентов |
2.1 |
Трудности входа на отраслевой страховой рынок |
Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли не высока. Эффективный масштаб может быть достигнут достаточно быстро. Страховые компании отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против "новичков" и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль |
2.2 |
Доступ к каналам распределения |
Создание собственной сети распространения или привлечение имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны "новичков" |
2.3 |
Отраслевые преимущества |
Страховые компании отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и "ноу-хау", основным капиталом, удобными местами расположения предприятия и т.д. |
3. Влияние покупателей |
3.1 |
Статус покупателей |
Покупателей в страховой отрасли много. Это как физические так и юридические лица |
3.2 |
Значимость страхового продукта для покупателя |
Какие нужды удовлетворяет тот или иной страховой продукт для конкретного потребителя. |
3.3 |
Стандартизация страхового продукта |
Продукт стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей к новому продавцу незначительна. |
№ п/п |
Факторы конкуренции |
Коэф. важности фактора |
Эксперты / Оценка |
А |
Б |
В |
Г |
1. Ситуация в отрасли |
1.1 |
Число и мощность страховых компаний, конкурирующих на рынке |
0,98 |
4,7 |
4,4 |
5,0 |
4,5 |
1.2 |
Изменение платежеспособного спроса |
0,97 |
5,0 |
5,0 |
4,7 |
4,8 |
1.3 |
Степень стандартизации услуг, предлагаемых на рынке |
0,85 |
3,7 |
4,2 |
3,5 |
4,0 |
1.4 |
Издержки переключения клиента с одного страховщика на другого |
0,89 |
2,4 |
2,8 |
2,3 |
3,1 |
1.5 |
Барьеры ухода с рынка (затраты компании на перепрофилирование) |
0,83 |
4,3 |
4,4 |
3,9 |
4,1 |
1.6 |
Барьеры проникновения на рынок |
0,85 |
4,8 |
5,0 |
4,7 |
5,0 |
1.7 |
Ситуация на смежных рынках (рынки услуг с близкими сферами применения) |
0,63 |
3,4 |
2,8 |
2,5 |
3,0 |
1.8 |
Стратегии конкурирующих фирм (поведение) |
0,67 |
3,7 |
3,9 |
4,1 |
4,0 |
1.10 |
Привлекательность рынка данного страхового продукта |
0,92 |
5,0 |
4,9 |
5,0 |
4,8 |
2. Влияние потенциальных конкурентов |
2.1 |
Трудности входа на отраслевой страховой рынок |
0,79 |
2,7 |
2,3 |
2,9 |
3,0 |
2.2 |
Отраслевые преимущества |
0,81 |
3. Влияние покупателей |
3.1 |
Статус покупателей |
0,87 |
4,5 |
4,5 |
4,3 |
4,4 |
3.2 |
Значимость страхового продукта для покупателя |
0,96 |
5,0 |
4,7 |
5,0 |
5,0 |
3.3 |
Стандартизация страхового продукта |
0,57 |
3,1 |
3,4 |
3,2 |
3,0 |
Свойства |
Доля респондентов, называющих этот фактор в числе важных |
Надежность СК |
76,2% |
Понятность условий страхования |
14,7% |
Качество обслуживания |
8,0% |
Ассортимент страховых услуг |
7,1% |
Известность СК |
6,5% |
Бесплатные консультации |
3,1% |
Близость СК к месту жительства страхователя |
2,6% |
Качество рекламы |
1,0% |
Известность |
Надежность |
Престижность |
Уровень сервиса |
Территориальная близость компании |
Квалификация и доброжелательность представителя компании |
Тип предприятия: |
Государственное учреждение |
3,9 |
4,9 |
3,3 |
4 |
2,8 |
4,3 |
Государственное или смешанное предприятие |
4,1 |
4,7 |
3,6 |
4 |
2,9 |
4,2 |
Российское частное предприятие |
3,7 |
4,7 |
3,4 |
4,4 |
2,6 |
4,2 |
Предприятие с иностранной собственностью, совместное предприятие |
4 |
4,8 |
3,7 |
4,6 |
2,6 |
4,4 |
Другое |
4 |
5 |
3,1 |
4 |
2 |
4 |
Компания |
Владелец |
Комментарий |
Активы, $ млн. |
Страховые резервы, $ млн. |
Акции, тыс. |
Ингосстрах |
Сибнефть, Сибал и Нафта-Моска контролируют 84% капитала, часть акций - в руках трудового коллектива |
Компания - лидер на рынке атострахования (ее доля в нем - 20%) |
354 |
296 |
3 322 |
ПСК |
НИКойл |
Контролирует 30% рынка страхования жизни |
299 |
276 |
16 611 |
РОСНО |
Группа Allianz контролирует 45%, группа "Система" остальную часть капитала |
Контролирует 5-10% рынка во всех сегментах |
292 |
249 |
14 352 |
Альфа-Страхование |
Группа Альфа |
2-ое место на рынке страхования жизни |
275 |
210 |
41 528 |
Росгосстрах |
Тройка-Диалог контролирует 49% |
Компания активна в сегментах страхования имущества и автомобилей |
139 |
85 |
15 191 |
Интеррос-Согласие |
Интеррос |
1-ое место на рынке страхования ответственности |
106 |
73 |
26 618 |
Прогресс-Гарант |
ЮКОС |
"Карманная компания" |
119 |
67 |
542 |
ВСК |
Менеджмент владеет 51% акций |
Компания контролирует долю в 4-7% от различных рынков |
79 |
48 |
23 256 |
РЕСО-Гарантия |
МДМ-банк (менеджмент владеет 51% акций) |
2-ое место на рынке автострахования |
67 |
42 |
23 256 |
Энергогарант |
РАО "ЕЭС" |
Классический страховщик жизни |
72 |
40 |
23 256 |
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ В РФ НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ ОСАО «РЕСО-Гарантия»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.). Глава 48 "Страхование"
2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.)
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. и доп. от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря, 30 декабря 2001 г., 11 февраля 2002 г.)
4. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)
5. Концепция развития страхования в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.09.2002 № 1361-р.)
6. 2004 №8 С. 33-36
7. Александров А.А. Страхование. Москва: ПРИОР, 1998, 192 с.
8. Архипов А., Колесников И. О страховании предпринимательской деятельности // Финансы 2005 №2, с. 19-21
9. Асабина С.Н. Зарубежная практика рейтинговой оценки страховых организаций // Страховое дело.-2003.-N 10.-С.12-22.
10. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2000, 687 с.
11. Базелер У., Сабов З., Хейнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. Санкт-Петербург: "Питер", 2000, 800 с.
12. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Москва: Финансы и статистика, 2001, 528 с.
13. Баутов А. Оценка факторов качества, влияющих на деятельность страховой организации // Страховое дело.-2004.-N 2.-С.13-16.
14. Белов А. Региональная сеть страховой компании. Пути увеличения эффективности // Страховое дело.-2002.-N 6.-С.33-35.
15. Бендина Н.В. Страхование. Москва: ПРИОР, 2000, 144 с.ї
16. Бесфамильная Л.В.,Цыганов А.А. Российские страховые компании: страхование ответственности за качество // Финансы.-2001.-N 1.-С.37-42.
17. Бланд Д. Страхование: принципы и практика.- М.: Финансы и статистика, 2002. - 378с.
18. Бочкарев Е.Н. Внешние и внутренние составляющие финансовой устойчивости кэптивной страховой компании (на примере ОАО "Инкасстрах"): Автореф.дис...канд.экон.наук.08.00.10-Финансы,денеж.обращение,кредит (страхование)/Бочкарев Е.Н.;С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов. Каф.страхования.-СПб.:Изд-во СПбГУЭФ,2002.-27с.:ил.-Библиогр.:с.27 (10 назв.).
19. Гвозденко А.А. Основы страхования. Москва: Финансы и статистика, 2001, 304 с.
20. Гейц И.В. Расчеты по средствам социального страхования. Москва: "Дело и Сервис", 2002, 160 с.
21. Глисин Ф.Ф.,Китрар Л.А. Деловая активность на рынке страховых услуг // Вопросы статистики.-2005.-N 4.-С.67-72.
22. Гонин Р.,Котов А. Минимизация убытков в страховой компании // Страховое дело.-2001.-N 6.-С.24-26.
23. Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2000, 718 с.
24. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Москва: Финансы, ЮНИТИ, 1999, 479 с.
25. Дубров А.М., Лагоша Б.А., Хрусталев Е.Ю., Бариновская Т.П. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. Москва: Финансы и статистика, 2001, 224 с.
26. Дюжиков Е.Ф. Аудит деятельности страховых организаций: (Страховой аудит)/Е.Ф.Дюжиков.-М.:Аудитор,2001.-90с.
27. Дюжиков Е.Ф. Аудит правоспособности деятельности страховой компании // Аудитор.-2004.-N 2.-С.41-45.
28. Едаков А. Элементарная математическая модель для прогнозирования результатов страховой компании // Страховое дело.-2005.-N 1.-С.56-58.
29. Ефимов И.С. Стратегия и тактика управления коммерческой сделкой: подготовка, заключение, исполнение . Москва: Дело, 2002, 536 с.
30. Ефимов С.Л. Деловая практика страхового агента и брокер а -М.: Юнити 2004. - 421с.
31. Ефимов С.Л. Морское стахование. Теория и практика. Москва: РосКонсульт, 2001, 448 с.
32. Жук И. Проектирование страховой компании: обоснование целей и формирование альтернативных вариантов проектов // Страховое дело.-2005.-N 2.-С.3-12.
33. Жук И. Проектирование страховой компании: понятие об организации и группировке работ // Страховое дело.-2005.-N 6.-С.14-23.
34. Жук И. Улучшение и проектирование - альтернативные методологии изменения страховых компаний // Страховое дело.-2004.-N 1.-С.14-21.
35. Жуков Е.В. Инвестиционные институты. Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, 199 с.
36. Задоянный А.А. Контроль и регулирование платежеспособности страховых компаний: Препринт/А.А.Задоянный;С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов.-СПб.:Изд-во СПбГУЭФ,2001.-18с.
37. Задоянный А.А. Факторный анализ как элемент бизнес-аудита в системе контроля и регулирования платежеспособности страховых компаний: Препринт/А.А.Задоянный;С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов.-СПб.:Изд-во СПбГУЭФ,2001.-18с.
38. Зубченко Л.А. Влияние постарения населения на маркетинг банков и страховых компаний // Маркетинг в России и за рубежом.-2005.-N 2.-С.122-127.
39. Ивановская О.Ю. Рейтинговая оценка страховых компаний мировым рейтинговым агентством А.М.BEST COMPANY // Финансы.-2004.-N 2.-С.46-50.
40. Ивашкин Е. Социология отсутствия страхового интереса // Финансы
41. Измайлов В.Г. Управление перестрахованием на уровне компании // Страховое дело.-2002.-N 10.-С.48-57.
42. Инвестиционная политика страховых компаний // Финансовый бизнес.-2005.-N 9.-С.47.
43. Инвестиционное сотрудничество регионов. В сб. - Проблемы развития отечественного производства. - М.: Изд-во РАГС, 1999.
44. Кириллова Н. Финансовая устойчивость и несостоятельность страховых компаний // Страховое дело.-2001.-N 5.-С.17-21.
45. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. Сант-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2000, 422 с.
46. Котов А.А.,Гопин Р.Л. Минимизация убытков в страховой компании. Обеспечение страхователем права страховщика на суброгацию. Практические рекомендации // Страховое дело.-2004.-N 10.-С.36-38.
47. Маршалл Дж.Ф., Бансал В.К. Финансовая инженерия. Полное руководство по финансовым нововведениям. Москва: ИНФРА-М, 1998, 784 с.
48. Мертенс А.В. Инвестиции. Киев: Киевское инвестиционное агенство, 1997, 416 с.
49. Моторин А. Новейшая история организации и регулирования страховой деятельности в Российской Федерации // Финансы 2002 №8. С. 12.-14
50. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. Санкт-Петербург: Издательский дом "Бизнес-пресса", 1999, 608 с.
51. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999, 784 с.
52. Насырова Г.А. Управление финансами страхового предприятия: Учеб.пособие/Г.А.Насырова;С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов.-СПб.:Изд-во СПбГУЭФ,2001.-118с.
53. Николенко Н.П. Перспективы участия страховых компаний в реформировании системы профессионального пенсионного страхования России // Финансы.-2005.-N 4.-С.52-55.
54. Особенности и направления эффективного использования опыта зарубежной системы страхования. В сб.- Экономика региона от антикризисного к устойчивому. - М.: Изд-во РАГС, 2001.
55. Платежеспособность страховых организаций в странах ЕС // Страховое дело.-2003.-N 3.-С.24-31.
56. Попович В.М., Степаненко А.И. Управление кредитными рисками заемщика, кредитора, страховика. М.: Право, 1996, 258 с.
57. Постникова И. Российский рынок перестрахования: параметры и процессы. // Финансы 2005 №4 С. 42.-44
58. Речмен Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Дж.В. Современный бизнес. Москва: Республика, 1995, 479 с.
59. Решетин Е.А. Оценка надежности российских страховых компаний: первый опыт присвоения национального рейтинга // Страховое дело.-2005.-N 10.-С.5-11.
60. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. Москва: Юрайт-М, 2001, 543 с.
61. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Москва: Дело, 1999, 848 с.
62. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело. Ростов на Дону: "Феникс", 2000, 384 с.
63. Смирнов Э.А. Разработка управленеских решений. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 271 с.
64. Страхование от А до Я. Под. ред Корчевской Л.И.- М.: ИНФРА-М.: 2001. - 435с.
65. Толтурин С. "РЕСО Гарантия": страховщики и турфирмы вдвоем в пакете для клиента // Туризм:практика,проблемы,перспективы.-2003.-N 9.-С.16-17.
66. Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования.- М.: Анкил, 2003. - 522с.
67. Фабоцци Ф. Управление инвестициями. Москва: ИНФРА-М, 2000, 932 с.
68. Федорова М. Основы страховой деятельности.- М.: БЕК,1999. - 485с.
69. Федорова Т.А. Основы страховой деятельности. Москва: Издательство "БЕК", 2002, 768 с.
70. Цыганов А. Страхование рисков, связанных с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности // Финансы 2005 №1, с. 22-23
71. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. Москва: ИНФРА-М, 1999, 1028 с.
72. Шахов В.В. Введение в страхование. Москва: Финансы и статистика, 1999, 288 с.
73. Шахов В.В. Страхование. Москва: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997, 311 с.
74. Шахов В.В., Григорьев В.Н., Ефимова С.Л. Страховое право. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002, 348 с.
75. Шепилова В.Г. Страхование: Тесты и задачи. М.: Академия, 2002, 80 с.
76. Щиборщ К.В. Оценка стоимости бизнеса российской страховой компании // Финансы.-2005.-N 1.-С.43-48.
77. Щиброщ К. Долгосрочное страхование жизни в России: тенденции и перспективы развития // Финансы 2005 №12, с. 15-18
78. Эффективность страхования как сферы предпринимательской деятельности. В сб. - Эффективность хозяйствования в условиях экономической трансформации России. - М.: Изд-во РАГС, 2001.
79. Янов В. Цели и принципы регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний // Страховое дело.-2001.-N 5 .-С.13-16.
содержание ..
21
22
23 ..
|
|
|