2.3. Описание алгоритма получения задачи………………………………7
2.4. Описание выходной информации………………………………………..9
Разработка информационного обеспечения задачи
3.1. Подготовка документов и макетирование данных…………….10
3.2. Определение объема информации………………………………………11
3.3. Описание логической структуры информации…………………...11
3.4. Разработка исходных данных контрольного примера и их кодов………………………………………………………………………………...12
Разработка функциональной структуры АРМ
4.1. Описание функциональной структуры задачи……………………14
4.2. Разработка диалогового приложения пользователя…………...16
4.3. Функции персонала и сервис……………………………………………...16
Разработка конфигурации программно-аппаратного комплекса……………………………………………………………………………..17
Анализ риска и план защиты информации……………………………...18
1. Анализ предметной области (ПО).
1.1.Описание ПО решаемой задачи (цели, условия).
Внедрение современной вычислительной техники ставит новые проблемы перед теорией и практикой бухгалтерского учета (использование математического программирования, моделирование хозяйственных процессов и т.п.).
Для отражения разносторонней деятельности предприятия с целью получения информации, необходимой для управления и контроля, используют три вида учета — оперативный, бухгалтерский и статистический.
Каждый из них имеет свои задачи,
объекты учета, способы получения и обработки информации и выполняет свою функцию, возложенную на хозяйственный учет в стране,
Оперативный (оперативно-технический)
учет используется для наблюдения и контроля за отдельными операциями и процессами на важнейших участках хозяйственной деятельности с целью управления ими по мере их осуществления (выполнения договоров поставки, плана выпуска и реализации готовой продукции и т.п.), Отличительной особенностью оперативного учета является оперативность получения информации, поскольку активно влиять на хозяйственные процессы возможно, только владея своевременной информацией,
Поскольку оперативный учет контролирует в основном однородные операции, то в нем отражаются преимущественно натуральные и трудовые измерители. Денежный измеритель используется не как обобщающий, а только в случаях, когда этого требует характер учитываемых операций (например, для контроля объемов договоров поставки, отгрузки и реализации продукции и пр.), определенной системы первичной документации оперативный учет, как правило, не имеет, В нем используются в основном данные документов бухгалтерского учета и только в отдельных случаях предприятия составляют свои формы документов.
Бухгалтерский учет
охватывает все средства предприятия и источники их образования, хозяйственные процессы и результаты деятельности» Важная особенность бухгалтерского учета состоит в том, что хозяйственные операции, учтенные в натуральных и трудовых измерениях, обязательно обобщаются в денежном измерителе. Благодаря этому получают такие обобщающие показатели, как общая стоимость имущества предприятия — состав хозяйственных средств, их движение и использование в процессе деятельности; себестоимость продукции; объем реализации; финансовые результаты и другие показатели хозяйственной деятельности, которые не могут дать ни оперативный учет, ни статистический,
Обязательным условием отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете является их документальное оформление, благодаря чему показатели учета приобретают доказательное, юридическое значение. Экономическая сторона бухгалтерского учета дает возможность оценить эффективность хозяйственных процессов, юридическая — законность их осуществления. В этом проявляется взаимосвязь между экономикой и правом в процессе хозяйственной деятельности. Для обеспечения систематического и взаимосвязанного отражения хозяйственных средств и процессов в бухгалтерском учете используются присущие только ему способы обработки учетной информации — система счетов, двойная запись хозяйственных операции на счетах, балансовое обобщение и др.
Таким образом, бухгалтерский учет является системой сплошного, непрерывного, документально обоснованного и взаимосвязанного отражения хозяйственных средств, их источников, хозяйственных процессов и результатов деятельности в денежном измерении для обеспечения информации, необходимой для управления и контроля.
Статистический учет
изучает массовые общественно-экономические и отдельные типовые явления и процессы. При этом их количественные аспекты статистика исследует в неразрывной связи с качественным содержанием (например, динамика производства и себестоимости продукции, производительности труда и оплаты труда и т.п.) и выявляет закономерности их развития.
Статистика использует разные измерители и присущие ей способы обработки информации (массовые и выборочные наблюдения, относительные и средние величины, динамичные ряды и пр.). Для получения сводной информации статистика широко использует данные оперативного и бухгалтерского учета. Данные статистического учета используются также для перспективного планирования и прогнозирования социально-экономического развития страны. Поэтому оперативный и бухгалтерский учет подчиняются задачам государственной статистики.
Таким образом, бухгалтерский учет
является системой сплошного, непрерывного, документально обоснованного и взаимосвязанного отражения хозяйственных средств, их источников, хозяйственных процессов и результатов деятельности в денежном выражении для обеспечения информации, необходимой для управления и контроля.
Требования к бухгалтерскому учёту.
Для успешного решения задач, стоящих перед бухгалтерским учётом, он должен отвечать требованиям Положения об организации бухгалтерского учёта и отчетности в Украине.
Первое требование
— соответствие бухгалтерского учёта задачам управления и контроля на данном предприятии, в учреждении, организации, отрасли, государстве. Важным условием правильной организации управления и контроля является своевременность распоряжений и указаний, проверка их выполнения. Для этого необходимо, чтобы и бухгалтерский учет был своевременным. Отставание учета и отчетности лишает руководящие органы своевременных сведений о действительном состоянии работы предприятий, организаций, учреждений. Факт отставания учета может скрывать факты бесхозяйственности, убытков и т.п.
Второе требование
— своевременность ведения бухгалтерского учёта и предоставление отчётных данных. Ошибки, порождаемые невнимательным отношением работников бухгалтерского учёта к своим обязанностям, приводят к запутыванию учётных данных, а это создаёт возможность для злоупотреблений и краж собственности предприятия.
Третье требование
— ясность и понятность учёта.
Четвёртое требование
— простота, чёткость, точность, полнота и достоверность текущих и отчётных данных, предупреждение всякого рода попыток искажения действительности, устранение серьёзных недостатков в организации бухгалтерского учёта и усиление его роли в осуществлении контроля за хозяйственной деятельностью.
Пятое требование
— экономичность бухгалтерского учёта. Рационально организованный и хорошо поставленный учёт — основа правильного ведения хозяйства.
Для выполнения вышеуказанных требований работники учета должны быть хорошо знакомы со своим делом, приобретая для этого необходимые теоретические и практические знания и постоянно повышая квалификацию. Работники учета должны быть требовательны к себе, постоянно осуществлять самоконтроль. Без этого невозможно соблюдать требования своевременности, точности и ясности.
Построение бухгалтерского учёта зависит от развития всех факторов, обусловливающих его суть. Так, применение ПЭВМ даёт возможность одному работнику оперировать нормативной, технологической, учётной, правовой информацией, что поднимает интегрированность бухгалтерского учёта в системе управления на более высокий уровень, порождая новое качество бухгалтерского учёта и новые факторы его построения.
Основным условием правильной организации бухгалтерского учёта является использование наиболее рациональных форм и методов учёта, повышение уровня его технического вооружения.
В отличие от других видов учёта бухгалтерский учёт обеспечивает сплошную регистрацию всех хозяйственных операций на основании документов первичного учёта.
Основными задачами бухгалтерского учёта являются:
— соблюдение Положения об организации бухгалтерского учёта и отчётности в Украине;
— учёт, анализ и контроль за соблюдением информации о хозяйственной деятельности;
— учёт, анализ и контроль за затратами труда и его оплатой;
Данные текущего бухгалтерского учёта (учётные документы, записи) необходимы прежде всего работникам самих предприятий в их ежедневной работе; они также являются основой для составления отчётности предприятий.
1.2. Функции ПО, реализуемые задачей (назначение и возможности).
Порядок документального оформления учета расчетов с рабочими по оплате труда регламентируется Типовыми формами первичного учета по расчетам с рабочими и служащими по заработной плате, утвержденными приказом Минстата Украины от 22.05.96. №144.
Для открытия счета предприятие должно представить учреждению банка:
заявление на открытие счета установленного образца;
копию свидетельства о государственной регистрации в органе, уполномоченном осуществлять такую регистрацию;
копию документа, подтверждающего взятие предприятия на налоговый учет;
копию документа о регистрации в органах Пенсионного фонда Украины;
карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттиск печати в двух экземплярах.
С текущего счета осуществляются операции, обеспечивающие производственно-хозяйственную, коммерческую и иную деятельность — расчеты за товарно-материальные ценности с поставщиками и покупателями продукции; предоставленные и полученные услуги; уплата обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды; операции, связанные с обеспечением собственных социально-бытовых нужд и иных операций в соответствии с уставной деятельностью предприятия. С текущего счета банк выдает наличные деньги на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности, дивидендов (доходов) на хозяйственные и другие нужды.
В соответствии с постановлением Правления НБУ № 473 от 11.11.98 "Изменения и дополнения к Порядку ведения кассовых операций в Национальной валюте Украины" все расчеты предприятий и индивидуальных предпринимателей между собой (кроме имеющих налоговую задолженность), а также с гражданами осуществляются как за счет средств, полученных в банке, так и за счет выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) и других кассовых поступлений.
Наличная выручка предприятий (в том числе коллективных сельскохозяйственных предприятий и селянских, фермерских, хозяйств) и индивидуальных предпринимателей, не имеющих налоговой задолженности, полученная от реализации товаров (работ, услуг), и другие кассовые поступления могут использоваться ими в необходимых размерах для обеспечения хозяйственных нужд, в том числе и на выплаты, связанные с оплатой труда и выплатой дивидендов (доходов). В этих целях ими могут использоваться и наличные деньги, полученные в банке. При этом предприятия и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать систематическую и полную оплату налогов и внесение обязательных платежей в государственные целевые фонды в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Предприятия независимо от формы собственности (в том числе и коллективные сельскохозяйственные предприятия и селянские, фермерские, хозяйства) и индивидуальные предприниматели, имеющие налоговую задолженность, все расчеты с другими предприятиями и индивидуальными предпринимателями должны осуществлять в безналичном порядке.
При журнально-ордерной форме учет наличия и движения денежных средств на счете ведется в журнале-ордере № 2
(по кредиту) и ведомость №2
(по дебету).
1.3. Перечень необходимых документов.
Основание для составления журнале-ордере № 2
и ведомость №2
служат:
Выписка банка,
т.е. перечень произведенных за отчетный период операций. К выписке прилагаются соответствующие оправдательные документы, на основании которых были зачислены или списаны средства. Выписка банка фактически представляет собой второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого банком.
Платежные поручения
являются поручением (приказом) банку на перечисление с текущего счета предприятия надлежащих средств на счет получателя (например, перечисление налогов и других платежей в бюджет, сборов в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд и пр.), используются при расчетах между предприятиями за товарно-материальные ценности (работы, услуги).
Конечно, кроме указанных используются и другие банковские документы.
Наименование задачи:
формирование журнале-ордере № 2
и ведомость №2
;
цель решения:
учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете в национальной валюте;
назначение:
для ведения бухгалтерского учета наличия и движения денежных средств на расчетном счете в национальной валюте, предоставление первичной информации для планирования денежными средствами;
источники и способы поступления исходных данных:
выписки с текущего счета, полученные в банке, денежные чеки, расчетные чеки, платежные поручения, объявления о взносе наличными;
потребители результатной информации и способы ее отправки:
данные журнала-ордера № 2
и ведомости №2
использует отдел бухгалтерии;
информационная связь с другими задачами:
на основании журнала-ордера № 2
и с ведомости № 2
ведется учет денежных средств.
2.2. Формат входных документов.
Входными документами являются:
1. Выписка банка
, в котором указан перечень произведенных за отчетный период операций
Выписка из банка «___________________»
За «__»200__ г.
Для ___________________
Лицевой счет__________________
Входящий остаток
Корреспондент
ДОК
Дебет
Кредит
РО
Итого оборотов
Исходящий остаток
Формы предоставления:
выписка предоставляется банком, но, если установлена программа клиент-банк, то эта получение выписки о движении денежных средств осуществляется с помощью экспорта;
Количество документов:
выписка предоставляется банком в единственном экземпляре и хранится в бухгалтерии
Описание структурных единиц информации:
Наименование реквизитов
Выписка из банка
Характеристика реквизитов
Тип
Длина в знаках
Дата
Дата.
15
Вход. остаток
Числ.
15
Корреспондент
Числ
13
Док
Симв.
7
Дебет
Числ.
15
Кредит
Числ.
15
Итого оборотов
Числ.
15
Исходящий остаток
Числ..
15
2.3. Описание алгоритма получения задачи.
Редактирование, контроль массива
2.4. описание выходной информации.
Результатом выполнения задачи является Журнал-ордер № 2
и Ведомость № 2
:
Журнал –ордер № 2
Наименование предприятия________________________________
По кредиту счета № 31 «Счета в банках» за «__» 200_ г.
№ строки
Дата выписки
В дебет счетов
Итого
92
30
63
64
65
37
И т.д.
1
2
3
4
5
6
7
И т.д.
Итого
Гл.Бухгалтер ______________
Форма предоставления:
в электронном виде и в распечатке;
Периодичность и сроки представления:
каждый месяц в начале месяца;
Количество документов:
1 шт.;
Перечень пользователей результативной информацией:
отдел бухгалтерии для ведения бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств на текущем счете;
Описание структурных единиц информации:
Наименование реквизитов
Журнал –ордер № 2
Характеристика реквизита
Тип
Длина в знаках
Наименование предприятия, организации
Симв.
30
Дата выписки
Дата.
5
Номер строки
Симв.
3
Итого
Символ
10
Дебет счетов
Символ
7
Ведомость № 2
Наименование предприятия________________________________
По дебету счета № 31 «Счета в банках» за «__» 200_ г.
Сальдо на начало месяца по Главной книге _____________________ грн.
№ строки
Дата выписки
В дебет счетов
Итого
92
30
63
64
65
37
И т.д.
1
2
3
4
5
6
7
И т.д.
Итого
Сальдо на конец месяца по Главной книге _____________________ грн.
Гл.Бухгалтер ______________
Форма предоставления:
в электронном виде и в распечатке;
Периодичность и сроки представления:
каждый месяц в начале месяца;
Количество документов:
1 шт.;
Перечень пользователей результативной информацией:
отдел бухгалтерии для ведения бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств на текущем счете;
Описание структурных единиц информации:
Наименование реквизитов
Ведомость № 2
Характеристика реквизита
Тип
Длина в знаках
Наименование предприятия, организации
Симв.
30
Дата выписки
Дата.
5
Номер строки
Симв.
3
Итого
Символ
10
Дебет счетов
Символ
7
Разработка информационного обеспечения задачи.
3.1.подготовка документов и макетирование данных.
Выписка из банка «___________________»
За «__»200__ г.
Для ___________________
Лицевой счет__________________
Входящий остаток
Корреспондент
ДОК
Дебет
Кредит
РО
Итого оборотов
Исходящий остаток
3.2.определение объема информации.
Наименование реквизитов по выписке из банка
Идентификатор
Формат
Разрядность
Дата
Data_vupisk
дата
15
Дебет
debet
Символьный
15
Кредит
kredit
Символьный
15
Номер счета
Nomer_scheta
Числовой
5
Сумма
Summa
Числовой
15
Итого:
65
3.3.описание логической структуры информации.
Ввод данных осуществляется при помощи диалоговых окон.
Ввод данных по выписке из банка:
Data_vupisk
debet
Nomer_scheta
summa
*При введении назначения платежа, программа должна распознавать по назначению платежа номер счета, к примеру, «Административные расходы» - это 92 счет и т.д.
Описание журнала-ордера № 2:
Наименование реквизитов исходящих документов
Идентификатор
Характеристика документов
Тип
Максимальная длина в знаках
Номер по порядку
nomer
Символьный
3
Дата выписки
data
Символьный
15
Номер счетов
Nomer_czeta
Символьный
3
Названия счетов
name
Символьный
25
Суммы
summ
Денежный
15
Итого:
61
Описание ведомости № 2:
Наименование реквизитов исходящих документов
Идентификатор
Характеристика документов
Тип
Максимальная длина в знаках
Номер по порядку
Nomer_v
Символьный
3
Дата выписки
Data_v
Символьный
15
Номер счетов
Nomer_czeta_v
Символьный
3
Названия счетов
Name_v
Символьный
25
Суммы
Sum_v
Денежный
15
Сальдо на начало месяца
Saldo_n
Денежный
15
Сальдо на конец месяца
Saldo_k
Денежный
15
Итого:
91
3.4.разработка исходных данных контрольного примера.
Выписка из банка ДОФ АКБ УСБ
За «11» 12 2001г.
Для ООО «Стальтехресурс»
Лицевой счет 2600310888001 (980 украинская гривна)
Входящий остаток
Корреспондент
ДОК
Дебет
Кредит
РО
39649,36
334215
26003501635527
423
32540,10
322294
26008102045101
422
2050,85
805012
35424257010385
419
245,22
805012
35424257010385
420
200,00
305578
26006304750201
418
146,16
306964
26008000043001
421
72,30
305017
61110308513007
289/ав
6,00
305299
26004134316001
222
2425,72
305675
2600401507
4404
3200,00
331423
26002531
3693
12695,00
Итого оборотов
35260,63
18320,72
Исходящий остаток
22709,45
Выписка из банка ДОФ АКБ УСБ
За «12» 12 2001г.
Для ООО «Стальтехресурс»
Лицевой счет 2600310888001 (980 украинская гривна)
Входящий остаток
Корреспондент
ДОК
Дебет
Кредит
РО
22709,45
305749
2600430134801
903
601,60
306696
2600401491001
1350
24216,55
Итого оборотов
0,00
24818,15
Исходящий остаток
47527,60
Выписка из банка ДОФ АКБ УСБ
За «13» 12 2001г.
Для ООО «Стальтехресурс»
Лицевой счет 2600310888001 (980 украинская гривна)
Входящий остаток
Корреспондент
ДОК
Дебет
Кредит
РО
47527,60
305017
10011085980000
507
655,91
305017
10011085980000
507
10,50
305653
25601000040100
424
245,85
305653
26009004790200
432
222,59
805012
33210013799002
427
76,05
305653
26006304750201
431
29,36
305653
25600216040100
430
20,49
805012
37171212993045
425
18,63
805012
331214183799002
429
10,20
305017
61103085130007
9472/ав
9,00
805012
37125699990145
428
7,60
305017
61107085130070
9820/ав
6,66
805012
37170213993045
426
3,73
305299
26004140032001
1650
5180,00
Итого оборотов
1316,57
5180,00
Исходящий остаток
51391,03
Ввод данных производится вручную по выписке из банка, при помощи диалоговых окон. На основе введенных данных формируется массив данных, имеющий такой вид:
Дата выписки
Дебет/кредит
Номер счета
Сумма
Информация обрабатывается таким образом:
Дата выписки
Дебет/кредит
Номер счета
Сумма
A2
B2
C2
D2
A3
B3
C3
D3
A4
B4
C4
D4
4. Разработка функциональной структуры АРМ.
Результатом решения задачи должен быть вывод на экран или принтер журнала-ордера № 2
и ведомости № 2
, для данного примера, имеющую следующий вид:
Журнал –ордер № 2
Наименование предприятия ООО «Стальтехресурс»
По кредиту счета № 31 «Счета в банках» за декабрь 2001 г.
№ строки
Дата выписки
В дебет счетов
Итого
361/1
631
301
651
654
641/3
652
653
641/6
1
11/12
146,16
2
11/12
245,22
3
11/12
200,00
4
11/12
72,30
5
11/12
2050,85
6
11/12
32540,10
7
11/12
6,00
Итого:
669,68
34590,95
3526063
8
13/12
15,66
666,41
9
13/12
245,85
10
13/12
222,59
11
13/12
76,05
18,63
10,20
12
13/12
29,36
13
13/12
20,49
14
13/12
7,60
15
13/12
3,73
Итого:
267,61
666,41
245,85
7,60
76,05
20,49
22,36
10,20
1316,57
И т.д.
Итого
937,29
34590,95
666,41
245,85
7,60
76,05
20,49
22,36
10,20
36577,20
Гл.Бухгалтер ______________
Ведомость № 2
Наименование предприятия ООО «Стальтехресурс»
По дебету счета № 31 «Счета в банках» за декабрь 2001 г.
Сальдо на начало месяца по Главной книге 32709,76грн.
№ строки
Дата выписки
В дебет счетов
Итого
361
«Расчеты с покупателями»
631
И т.д.
1
11/12
24257,75
2
11/12
3200,00
3
11/12
12695,00
Итого:
40152,80
40152,80
4
12/12
601,60
5
12/12
24216,55
6
13/12
5180,00
Итого:
29998,20
29998,20
И т.д.
Итого
70150,90
70150,90
Сальдо на конец месяца по Главной книге _____________________ грн.
Гл.Бухгалтер ______________
Журнал –ордер № 2
Наименование предприятия ООО «Стальтехресурс»
По кредиту счета № 31 «Счета в банках» за декабрь 2001 г.
№ строки
Дата выписки
В дебет счетов
Итого
361/1
631
301
651
654
641/3
652
653
641/6
1
B3
C3
2
B4
C4
3
B5
C5
4
B6
C6
5
B7
C7
6
B8
C8
7
B9
C9
=СУММ(C3:C9)
=СУММ(D3:D9)
=СУММ(C10:K10)
8
B11
C11
E11
9
B12
F12
10
B13
C13
11
B14
H14
J14
K14
12
B15
C15
13
B16
I16
14
B17
G17
15
B18
J18
=СУММ(C11:C18)
=СУММ(E11:E18)
=СУММ(F11:F18)
=СУММ(G11:G18)
=СУММ(H11:H18)
=СУММ(I11:I18)
=СУММ(J11:J18)
=СУММ(K11:K18)
=СУММ(C19:K19)
И т.д.
Итого
=C10+C19
=D10+D19
=E10+E19
=F10+F19
=G10+G19
=H10+H19
=I10+I19
=J10+J19
=K10+K19
=L10+L19
Гл.Бухгалтер ______________
Ведомость № 2
Наименование предприятия ООО «Стальтехресурс»
По дебету счета № 31 «Счета в банках» за декабрь 2001 г.
Сальдо на начало месяца по Главной книге 32709,76грн.
№ строки
Дата выписки
В дебет счетов
Итого
361
«Расчеты с покупателями»
631
И т.д.
1
B4
C4
2
B5
C5
3
B6
C6
Итого
=СУММ(C4:C6)
=СУММ(C7:I7)
4
B8
C7
5
B9
C8
6
B10
C9
Итого
=СУММ(C8:C10)
=СУММ(C11:I11)
И т.д.
Итого
=C7+C11
=J7+J11
Сальдо на конец месяца по Главной книге _____________________ грн.
Гл.Бухгалтер ______________
5. Разработка конфигурации программно-аппаратного комплекса.
Для быстрой разработки пользовательских приложений можно воспользоваться одним из настольных приложений компании Microsoft, например, электронной таблицей Microsoft Excel.
Excel является самой простой в эксплуатации и в то же время самой мощной системой электронных таблиц. Этот парадокс объясняется простотой использования панелей инструментов и контекстных меню, которые обеспечивают доступ к средствам анализа и форматирования данных.
Пакет Microsoft Office гарантирует, что все приложения пакета, позволяющие совместно использовать данные, имеют общие меню и панели инструментов и имеют общий язык программирования - Visual Basic приложений (VBA).
Ввод данных значительно в Excel облегчен. Доступны такие средства, как раскрывающиеся списки, флажки и кнопки, которые можно размещать прямо на рабочем столе. Проверка данных позволяет даже не знакомому с программированием новичку устанавливать предельные значения для вводимых данных и затем контролировать правильность ввода.
Excel располагает такими средствами, которые помогают выполнять обычные, часто повторяющиеся процедуры по анализу данных. Любой, кому необходимо анализировать базу данных, по достоинству оценит скорость работы сводных таблиц. Сводные таблицы могут включать формулы, которые можно определить самостоятельно.
Если проблемы сводятся к решению задач оптимизации, то для решения этих задач Excel имеет надстройку Поиск решения, которая позволяет решать задачи линейного и нелинейного программирования.
Excel имеет сотни встроенных функций, число которых увеличивается, если установлена надстройка Пакет анализа. Эта надстройка позволяет решать самые сложные задачи статистического и финансового анализа.
6. Анализ риска и план защиты информации.
Риск - стоимостное выражение вероятного события, ведущего к потерям. Оценка степени риска при осуществлении того или иного варианта угроз, выполняемая по специальной методике, называется анализом риска.
В процессе анализа риска изучают компоненты АВС, которые могут подвергнуться угрозам, определяют уязвимые места системы, оценивают вероятность для каждой конкретной угрозы и ожидаемые размеры потерь, выбирают возможные методы защиты и подсчитывают их стоимость.
Исходя из анализа принимают решение о целесообразности мер защиты. В итоге строится план защиты, формируется политика безопасности.
Политика безопасности - набор законов, правил и практических рекомендаций, на основе которых строится управление, защита и распределение критической информации в системе. Она должна определять поведение системы в различных ситуациях.
План зашиты содержит такие группы сведений:
текущее состояние системы;
рекомендации по реализации системы защиты;
ответственность персонала;
порядок ввода в действие средств защиты;
порядок пересмотра плана и состава средств защиты.
Политика безопасности представляет собой некоторый набор требований, прошедших соответствующую проверку, реализуемых при помощи организационных мер программно-технических средств и определяющих структуру системы защиты.