При выборе материалов для изготовления деталей и узлов приборов системы
питания необходимо учитывать такие факторы, как массовость производства,
точность изготовления (2—3-й классы), перепад температур, при которых
работают приборы, их антикоррозионная стойкость, надежность и масса. В
частности, при производстве корпусных деталей карбюраторов, топливных
насосов, датчиков и т. п. широко применяются детали, отлитые под
давлением из цинковых сплавов. Применение для деталей приборов легко
обрабатываемой латуни ЛС 59-1, автоматной стали, листовой стали 08,
тонкопрокатного освинцованного листа (воздухоочистители) позволяет в
массовом производстве внедрять автоматизированное и механизированное
оборудование, автоматические линии и агрегатные станки.
Для уменьшения массы изделий и повышения их антикоррозионной стойкости
некоторые детали изготовляют из различных пластмасс. Использованию
пластмасс в приборах топливной аппаратуры предшествовали
опытно-конструкторские работы различных организаций (центральной
лаборатории отдела главного конструктора ЗИЛ, МВТУ им. Н. Э. Баумана,
ЦНИТА, Карачаровского завода пластмасс, Московского завода
электроизделий № 2, орехово-зуевского завода «Карболит» и др.). При
разработке конструкции деталей и подборе материалов был решен ряд
вопросов, связанных с особенностями массового производства, различными
условиями эксплуатации, требованиями экономической эффективности,
обеспечением надежности и т. п.
В приборах питания двигателя автомобиля ЗИЛ-130 пластмассы применяются
для изготовления различного рода фильтров,
уплотнительных элементов, каркасов фильтрующих
элементов,, крышки датчика и др.
В зависимости от назначения деталей были использованы следующие виды
пластических масс: АГ-4 (В) по ГОСТу 10087—62, капрон, капроновые нити,
пресспорошки К-18-2 и др.
Особо следует отметить пластмассу АГ-4 (В), которая отвечает высоким
требованиям по тропикостойкости и теплостойкости. Так, например,
корпусная деталь — стакан-отстойник фильтра тонкой очистки топлива, в
эксплуатации подвергается воздействию температурных перепадов (при
испытаниях перепад был от —58 до 100° С и более). Наряду с этим деталь
должна обладать, высокой механической прочностью, а в месте контакта с
уплотнительной прокладкой — быть плоской и гладкой. Раньше аналогичные
детали изготавлялись из толстостенного стекла и в ряде случаев они не
соответствовали указанным требованиям.
Сравнительные испытания различных пластмасс (табл. 21) показали, что
пластмасса АГ-4 (В) — материал, который наиболее полно отвечает
указанным выше требованиям.
21. Результаты сравнительных испытаний пластмасс
Параметры
АГ-4 (В)
К-18-2
К-18-12
Статическая
нагрузка, при которой наступает разрушение, в кгс . . .
1500
525
325
Максимальная высота
падения шара весом 1,8 кгс, при которой наступает разрушение
детали, в мм
800
300
200
В качестве примера пластмассовой детали сложной
конфигурации можно привести каркас фильтрующего элемента фильтра тонкой
очистки топлива (рис. 75). Подобные детали для уменьшения трудоемкости
их изготовления в массовом производстве обычно делают из цветных
металлов методом литья под давлением. В случае использования пластмасс
для этих деталей экономится цветной металл и уменьшается их масса.
Например, крышка центробежного датчика ограничителя частоты вращения
также изготовляется из пластмассы АГ-4 (В).
Для фильтрующих элементов воздушных и топливных фильтров широко
используются капроновые нити. У воздухоочистителя двигателя автомобиля
ЗИЛ-ISO фильтрующий элемент изготовлен из капроновой щетины, образуемой
витыми нитями длиной до 200 мм и диаметром 0,27 мм. Эти нити набиваются
в металлические формы (по массе), имеющие по периметру отверстия, через
которые набивка обмазывается специальной эмульсией-скрепителем, а затем
для сохранения конфигурации фильтрующего элемента закрытую форму
нагревают. Следы от склеивающей эмульсии обычно
допускаются только на периферийных поверхностях,
чтобы не уменьшалась активная площадь фильтрующего элемента, т. е.
эффективность и очистительная способность фильтра.
Применение фильтрующих элементов из капрона вместо металлических
значительно снижает массу фильтров.
В топливном насосе в каркас сетчатого фильтра, изготовленный из капрона,
заливается плетеная латунная сетка. Размеры и форма каркаса таковы, что
он плотно прилегает к корпусу насоса.
Применявшиеся ранее бескаркасные фильтры были менее надежны, а фильтры с
каркасом из латунной ленты, в котором сетка заштамповывалась или
припаивалась, слишком трудоемки и дороги в изготовлении.
К числу деталей из новых материалов следует отнести детали, полученные
методом порошковой металлургии. Необходимо также отметить прогрессивный
метод изготовления заготовок — точное стальное литье по выплавляемым
моделям.