Дорожные испытания грузовых автомобилей с двигателями разработанного
семейства показали, что мощность шестицилиндрового двигателя, равная 130
л. с., недостаточна для получения высоких динамических качеств
трехосного автомобиля, грузоподъемность которого была в тот период
повышена с 2,5 до 3,5 т, и двухосного автомобиля, используемого в
качестве тягача.
Для получения требуемых динамических качеств этих автомобилей необходим
был двигатель мощностью около 150 л. с.
Вследствие этого было принято решение о разработке конструкции двух
восьмицилиндровых V-образных максимально унифицированных двигателей для
новых автомобилей ЗИЛ (двигатели четвертой опытной серии):
— двигателя с рабочим объемом 6 л, предназначавшегося для установки на
двухосные грузовые автомобили, для которых требуется повышенный крутящий
момент (тягачи, самосвалы, экспортные модификации автомобилей), и на
трехосные грузовые автомобили;
8. Основные данные V-образных двигателей
ЗИЛ-3Э130 и ЗИЛ-ЗЭ129
Параметры
ЗИЛ-33130
ЗИЛ-ЗЭ129
Рабочий объем в
л .......
6
7
Диаметр цилиндра в
мм
100
108
Ход поршня в мм
95
95
Отношение хода
поршня к диаметру
цилиндра
0,95
0,88
Степень
сжатия
6,5
6,5
Максимальная
мощность в л. с. и соот
ветствующая ей
частота вращения
в об/мин
150/3200
180/3200
Максимальный
крутящий момент в
кгс • м и
соответствующая ему часто
та вращения в
об/мин
41/1800
47,5/1800
Минимальный расход
топлива в
г/(л. с. ч)
240
240
Литровая мощность в
л. с./л ....
25
25,7
Среднее эффективное
давление в
кгс/см2
8,6
8,6
Средняя скорость
поршня в м/с . .
10,12
10,12
Потребное октановое
число топлива
76
76
Масса двигателя в
кг
440
450
Удельная масса
двигателя в кг/л. с.
2,93
2,5
— двигателя с рабочим объемом 7 л,
предназначавшегося для установки на городские автобусы.
Основные данные двигателей ЗИЛ-33130 и ЗИЛ-ЗЭ129 приведены в табл. 8.
Создание семейства двигателей из двух максимально унифицированных
моделей с разным рабочим объемом при использовании одного блока и
цилиндров двух диаметров несомненно целесообразно при массовом
производстве и широко применяется в автомобилестроении. Так, например,
фирма Рио применяет аналогичную схему унификации для V-образных
восьмицилиндровых двигателей с рабочим объемом 6,39 и 7,22 л, фирма
Интернейшнл Харвестер выпускает три V-образных двигателя для грузовых
автомобилей с рабочими объемами 6,56; 7,55 и 9 л, имеющих цилиндры двух
диаметров, коленчатые валы с кривошипами двух радиусов при использовании
блоков с одним межцилиндровым расстоянием. Фирма Форд выпускает
семейство из трех V-образных двигателей с рабочими объемами 6,6; 7,8 и
8,7 л, предназначенных для установки на грузовые автомобили (см. табл.
9).
Очевидно, что размеры основных деталей в семействах двигателей
(расстояние между осями цилиндров, высота и ширина блока, размеры
коренных подшипников, поршня и шатуна, проходные сечения во впускном и
выпускном трактах) определяются из условия работоспособности деталей при
использовании их в двигателе с наибольшим рабочим объемом. При этом
показатели, характеризующие использование габаритов двигателя и
коли-чество израсходованного металла, будут худшими у двигателя с
меньшим рабочим объемом. Однако указанные недостатки подобной схемы
унификации двигателей несомненно компенсируются теми преимуществами,
которые характерны для нее при массовом производстве двигателей, их
эксплуатации, ремонте и снабжении запасными частями.
На базе двух двигателей, входящих в семейство двигателей ЗИЛ четвертой
опытной серии, были разработаны:
— двигатель с форкамерно-факельным зажиганием;
— двигатель, работающий на сжиженном газе;
— дизель;
— модификации двигателей, предназначенные для установки на автобусы и
для стационарной работы.
9. Уменьшение рабочего объема
V-образных двигателей, образующих семейство при использовании одного
блока цилиндров (с одним межцилиндровым расстоянием)