Топливо. Для дизелей используется топливо по ГОСТ 4749—73 и ГОСТ 305—73.
Соответствие топлива требованиям ГОСТ должно быть подтверждено
сертификатом поставщика и контрольным лабораторным анализом пробы,
взятой из бака принятого топлива, на вязкость, температуру вспышки,
содержание механических примесей, воды и серы.
Масло. Рекомендуется масло М14В2 по ТУ 38.101.421—73 или М14Г2
ТУ38.401.202—77 для дизелей типа Д49. Надежность, долговечность
современного дизеля в огромной степени зависят от качества используемого
масла. Качество масла должно быть подтверждено сертификатом поставщика и
лабораторным анализом по каждой партии применяемого масла на вязкость,
температуру вспышки, содержание золы, механических примесей и воды.
Смена масла производится в сроки, предусмотренные техническим
обслуживанием дизеля, либо при достижении браковочных показателей. Масло
бракуется, если один из показателей достигнет следующих предельных
значений:
вязкость масла при 100 °С менее 11,2 сСт или более 16,5 сСт: содержание
воды более 0,05 %; водородный показатель ниже 5,0;
диспергирующая способность при 200 °С менее 0,3 в условных единицах.
При замене масла слить его следует из всех узлов дизеля: масляной ванны,
масляных фильтров, охладителей масла, трубопровода. Промывка масляной
системы производится по технологии завода-изготовителя. Уровень масла в
ванне контролируется при работающем маслопрокачивающем насосе. Для
регулятора используется масло МК-22 и МС20 ГОСТ 1013—49.
Вода. Дизели охлаждаются водой с содержанием хлоридов и сульфатов
суммарно не более 300 мг/л и общей жесткостью не более 2,15 мг-экв/л с
нитритнофосфатной присадкой с PH = 7—9 и щелочностью по фенолфталеину не
более 0,3. Использование воды, не соответствующей рекомендациям
завода-изготовителя дизеля, приводит к выходу из строя деталей,
омываемых водой. При применении воды повышенной жесткости либо смешении
воды с присадкой непосредственно в системе охлаждения дизеля (теп-ловоза)
на охлаждаемых поверхностях крышки цилиндра осаждается повышенное
количество осадков, затрудняющих отвод тепла от стенок крышки в воду,
что может привести к образованию термических трещин на днище. Применение
воды без присадки либо с присадкой по концентрации, не соответствующей
рекомендациям завода-изготовителя, вызывает повышенные
кавитационно-коррозионные повреждения втулки цилиндра, рубашки втулки
цилиндра, корпуса турбокомпрессора.
Применение других типов топлив, масел и воды должно быть согласовано с
заводом-изготовителем дизеля.