Проверка и установка зазоров в гидротолкателях дизеля типа Д49
Торцовый зазор между корпусом и плунжером гидротолкателя подобран из
расчета компенсации температурных удлинений деталей клапанного механизма
и одинаков для всех модификаций дизелей типа Д49. На холодном двигателе
при температуре охлаждающей воды, масла и температуре окружающей среды
около 20 °С он равен для впускных клапанов 0,4—0,6 мм, для выпускных
клапанов 0,6—0,8 мм. При недостаточном зазоре клапан не будет полностью
закрываться и в результате прорыва газов в процессе сгорания температура
его тарелки недопустимо повысится. Это может привести к повреждению
клапана и седла в крышке цилиндра, Внешним признаком недостаточных
зазоров в гидротолкателях является повышение температуры выпускных газов
соответствующих цилиндров, а в отдельных случаях прекращение работы этих
цилиндров на холостом ходу.
При увеличенном зазоре в гидротолкателе может повыситься скорость
посадки клапана на седло и как следствие вызовет интенсивный износ фасок
клапана и седла. Чтобы для каждого впускного и выпускного клапанов одной
крышки цилиндра за-зоры в гидротолкателях находились в пределах допуска,
необходимо установить неодно-временность открытия клапанов не выше 0,2
мм.
Проверка и установка одновременности открытия клапанов и зазоров на
масло производятся с помощью приспособления (рис. 116). Вначале поршень
проверяемого цилиндра устанавливают в в. м. т. при такте сжатия (ролики
рычагов распределительного вала должны находиться на цилиндрической
части шайбы), затем снимают штанги и вынимают из рычагов гидротолкатели.
После удаления масла из гидротолкателей их устанавливают обратно в
рычаги согласно маркировке, а на рычаг крышки цилиндра устанавливают
приспособление так, чтобы его штоки стояли на тарелках клапанов в
плоскости, проходящей через оси клапанов, или несколько ближе к лотку.
Индикаторы устанавливают с натягом 1,5—2 мм и совмещают цифру «нуль»
шкал индикаторов с их стрелками.
Нажатием на рычаг определяют зазор на масло и одновременность открытия
клапанов (стрелки индикаторов при выборе зазора перемещаются на плюс;
при начале открытия клапанов или стоят, или незначительно перемещаются
на минус), зазор определяется по окончании движения стрелок индикаторов
на плюс. Одновременность открытия' клапанов в пределах допуска
достигается подбором или шлифовкой колпачков клапанов.
Если зазоры на масло в гидротолкателях при удовлетворительной
одновременности будут больше или меньше допустимых пределов, их
регулируют увеличением или уменьшением длины штанг. После регулировки
необходимо законтрить штанги и застопорить контргайки, после чего вновь
проверить зазоры на масло.
Рис. 116. Приспособление для проверки зазоров на
масло в гидротолкателях и одновременности открытия клапанов:
1 — рычаг; 2 шток; 3 — индикатор; 4 — тарелка клапана