Неисправности в цепях пуска дизеля тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э: Пособие машинисту 2-е изд (Нотик З.X.) - 1996 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  ..

 

 

107. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ ТЕПЛОВОЗА

 

 

Неисправности в цепях пуска дизеля тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

 

 Все неисправности в этих цепях можно условно разделить на две группы: 1) не включается один или оба пусковых контактора, т. е. не собирается силовая цепь пуска; 2) пуск не происходит при включенных пусковых контакторах.

Силовая цепь пуска может не собираться по целому ряду причин. Зная последовательность включения аппаратов при пуске, машинист может сравнительно быстро определить, в какой именно цепи следует искать неисправность. Разберем это на конкретном примере.

Перед пуском были включены все необходимые для этого аппараты, однако при нажатии на кнопку КНПД1

включения контактора КД1 и реле РВ не произошло, а сигнальная лампа Л17 не загорелась. Следовательно, напряжение на провод 255, к которому подключены все эти потребители, не поступает. Неисправность следует искать на участке между проводами 202 и 255, т. е. в контактах КМР1, КНПД1 или ВОД 12. Точное место обрыва цепи определяют при помощи контрольной лампы, имеющейся на тепловозе. Один провод от контрольной лампы присоединяют к проводу 100 панели PU15 (см. рис. 153), расположенной в аппаратной камере тепловоза (т. е. к ’’минусу” аккумуляторной батареи), а концом другого провода поочередно касаются соответствующих проводов на панели РШ4. Если, например, при подсоединении к проводу 208 (рис. 232, а) лампа горит, а при подсоединении к проводу 247 (кнопка КНПД1 во время проверки должна быть нажата) не горит, то неисправность в самой кнопке. Для устранения ее на время пуска можно поставить перемычку между проводами 208 и255 на панели PU14 или вручную включить контактор КМН, нажав на его якорь изолированным предметом.
Когда лампа не горит при подсоединении к проводу 208 (неисправны контакты КМР1), необходимо несколько раз перевести реверсивную рукоятку контроллера из нулевого положения в положение ’’Пуск”. Если восстановить контакт таким образом не удается, то на панеди РША ставят временную перемычку между проводами 202 и 208. Для восстановления контакта ВОД 12 рекомендуется несколько раз включить и выключить выключатель ВОД 1.

Если при нажатии на кнопку КНПД1 реле РВ включается и загорается лампа Л17, а контактор КД1 не включается, то нарушена цепь питания катушки этого контактора из-за подгара размыкающих контактов КП12, КП22 или КП32 поездных контакторов.

Если при нажатии на кнопку КНПД1 включаются одновременно оба пусковых контактора, т. е. пуск дизеля начинается без предварительной прокачки масла, то это значит, что реле РВ не включилось. Во избежание повреждения подшипников коленчатого и распределительного валов из-за сухого трения пуск следует немедленно прекратить, переведя реверсив-ную рукоятку контроллера в нулевое положение или поставив выключатель ВОД1 в положение ’’Выключено”, а затем проверить цепь питания катушки реле РВ, т. е. состояние контактов КМН1, КД22 и РВ2. В случае обрыва цепи в самой катушке или в резисторе R33, а также при пробое конденсатора С1 включают реле РВ вручную на 25 — 30 с, нажимая изолированным предметом на якорь реле.

Если при отпуске кнопки КНПД1 пуск прекращается, то причиной является плохое состояние замыкающих контактов КМН2 между проводами 208 и 247. В этом случае необходимо нажимать на кнопку КНПД1 в процессе всего пуска и отпустить ее через 7 — 8 с после первых оборотов коленчатого вала (частоту его вращения можно контролировать по тахометру).
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 232. Схема подключения контрольной лампы для определения места обрыва в цепи: а — пуска дизеля; б — питания катушки реле РУ5

 

 

 

 

Приведем еще несколько характерных неисправностей с указанием их причин.

После включения контактора КД1 не включается контактор КМН. Причиной является плохое состояние замыкающих контактов КД12. Необходимо восстановить контакт или поставить временную перемычку между проводами 255 и 258.

После включения контактора КМН электродвигатель МН не работает. Причинами могут быть плохое состояние контактов автомата АВ251, подгар силовых контактов контактора КМН, а также зависание щеток, загрязнение коллектора или обрыв цепи обмотки параллельного возбуждения электродвигателя МН.

После прокачки масла и отключения реле РВ не включается контактор КД2 — плохое состояние размыкающих контактов РВ1 в цепи питания катушки контактора КД2.

Если пуск дизеля не происходит при включенных пусковых контакторах КД1 и КД2, то возможны следующие неисправности:

1) недостаточна емкость аккумуляторной батареи (разрешается принудительно выдвинуть рейки топливных насосов и для облегчения пуска открыть индикаторные краны у одно-
го или двух цилиндров, а по окончании пуска их закрыть. При пуске дизеля от батареи с пониженной емкостью может происходить звонковая работа контактора КУ или КМН (из-за колебания напряжения на зажимах батареи при замыкании силовой цепи пуска контактор КУ или КМН периодически выключается и включается, что, естественно, мешает пуску). В этом случае следует принудительно удерживать соответствующий контактор во включенном положении до окончания пуска;

2) обрыв цепи питания втягивающей катушки блок-магнита из-за плохого контакта в выключателе ВОД1 или режимном переключателе ’’Управление” (необходимо восстановить контакт или поставить временную перемычку между проводами 220 и 203 на переключателе ’’Управление” либо между проводами 203 и 2601 на панели РШ4;

3) неисправна одна из катушек блок-магнита ЭМОД. При перегорании втягивающей катушки блок-магнит не включается вообще, при меж-витковом замыкании в этой катушке из-за повышенного тока во время пуска выключается автомат АВ220, а при неисправной удерживающей катушке начинается звонковая работа блок-магнита (во всех этих случаях разрешается снять колпак и заклинить блок-магнит до прибытия тепловоза в депо; чтобы заглушить дизель, при заклиненном блок-магните необходимо нажать от себя до отказа рукоятку вала управления топливными насосами);

4) нарушена силовая цепь пуска внутри самого генератора (например, из-за излома межкатушечного соединения пусковой обмотки, обгорания наконечника подводящего или отводящего кабеля и т. д.). Это можно выяснить включением и выключением пусковых контакторов. Отсутствие искры при размыкании силовых контактов пусковых контакторов указывает на данную неисправность. Если устранить ее невозможно, то надо затребовать вспомогательный локомотив.

 

Иногда запустить дизель не представляется возможным и при нормальной работе всех электрических аппаратов вследствие чисто механических неисправностей объединенно-IX) регулятора (заклинивание поршня гидроусилителя или заедание его золотника, заедание вертикальной тяги блок-магнита) или топливной аппаратуры, а также из-за срабатывания предельного регулятора. В случае замедленного действия регулятора дизеля из-за низкого давления масла, большой выработки деталей гидроусилителя, неправильной регулировки проскальзывающей тяги и т. д. разрешается принудительно выдвинуть рейки топливных насосов. После длительной стоянки перед пуском дизеля необходимо обязательно прокачать топливо в топливной системе ручным насосом.

Основными причинами внезапной остановки дизеля являются: перегорание плавкого предохранителя П100 на 100 А, срабатывание предельного регулятора, резкое падение давления масла в системе (например, из-за трещины или излома маслоподводящей трубки). Если же дизель запускается, но через некоторое время глохнет, то это может быть из-за недостаточного давления топлива или масла (подсос воздуха, засорение фильтров и т. п.) или неправильной регулировки ОРД для работы на нулевой позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  ..