(рис. 121, а), установленный на объединенном
регуляторе дизеля, используется для привода кулачкового вала регулятора.
В стальном цилиндрическом корпусе 4 укреплен наборный сердечник
13, выполненный в виде двух соединенных между собой полюсных
наконечников, на которых помещены две катушки 15. Каждая катушка
намотана из 2350 витков медной изолированной проволоки. По торцам
корпуса поставлены отлитые из чугуна подшипниковые щиты 10 и 14,
стянутые двумя шпильками, проходящими внутри корпуса. Для прохода шпилек
в сердечнике сделаны два продольных паза а.
Якорь 5 вращается в двух шариковых подшипниках 2 и 9, запрессованных в
расточки щитов. В 13 пазах сердечника якоря уложена петлевая обмотка с
шагом по пазам 1—7. Она выполнена из 26 катушек, в каждой из которых по
63 витка медного изолированного провода. Коллекторных пластин 26. К
переднему подшипниковому щиту ирифланцован двухступенчатый червячный
редуктор 1, через который вращение передается кулачковому валу
регулятора (см. также рис. 177). В расточке щита 14 установлен резиновый
сальник, предотвращающий попадание смазки из редуктора в
электродвигатель. К заднему щиту
10 прикреплена двумя винтами М3 текстолитовая траверса с двумя
щеткодержателями 11 (в каждом по одной щетке). Щит закрыт крышкой 7 с
отверстиями для прохода воздуха, охлаждающего электродвигатель.
Вентиляторное колесо 3 укреплено на валу 8 якоря. Концы обмоток
электродвигателя выведены из корпуса через резиновую втулку 16 и
соединены с проводами цепей управления посредством штепсельного разъема
12, что позволяет быстро снимать и ставить электродвигатель при ремонтах
(на рис. 121, а дана монтажная схема подсоединения обмоток
электродвигателя к штырям штепсельного разъема).
В кабине машиниста установлены также четыре электродвигателя МВО
для вентиляции кабины. Конструктивно
электродвигатель МВО (рис.
121, б) почти не отличается от электродвигателя СМД. На полюсных
наконечниках общего наборного сердечника установлены катушки обмотки
возбуждения. Два продольных паза а в сердечнике служат для прохода
шурупов, соединяющих переднюю 17 и заднюю 18 крышки, отлитые из
алюминиевого сплава.
Обмотка якоря уложена в 12 пазах наборного сердечника; коллектор имеет
24 пластины. На выступающем конце вала якоря укреплено вентиляторное
колесо. В передней крышке ус-тановлены два щеткодержателя со щетками.
В собранном виде электродвигатель закрыт защитным колпаком 20, состоящим
из двух прилегающих друг к другу частей. Между корпусом и колпаком
поставлена разъемная обойма 19.
К выступам б обоймы прикреплена двумя винтами 21 стальная скоба 22,
используемая для крепления электродвигателя МВО к кронштейну,
установленному на стенке кабины машиниста. Электродвигатели СМД и МВО
постоянного тока с параллельным воз буждением.
Рис. 120. Схемы внутренних соединений: а —
электродвигателя МН; б — электродвигателя МК; IQ1, 2Q2 — начало и конец
обмотки добавочных полюсов и якорной (электродвигателя МН); К2, KI -
начало и конец якорной обмотки (электродвигателя МК); DI, D2 — начало и
конец обмотки параллельного возбуждения