Конструкция. Шатун передает усилие от поршня на кривошип и вместе с ним
преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное
движение коленчатого вала. Шатун изготовлен горячей штамповкой из стали
и термически обработан. Шатун (рис. 28) имеет две головки — верхнюю 8 и
нижнюю 5, соединенные стержнем 7 двутаврового сечения. В стержне шатуна
просверлен канал а диаметром 14 мм для прохода масла от нижней головки к
верхней. На нижней головке сделана дугообразная канавка д шириной 16 мм,
совпадающая с началом канала а.
Верхняя головка 8 служит для шарнирного соединения шатуна с поршнем. В
расточку верхней головки ставят с натягом стальную втулку 9, для чего
головку шатуна предварительно нагревают до температуры 80—100 °С. На
наружной поверхности втулки 9 проточена кольцевая канавка к шириной 14
мм, соединенная шестью радиальными отверстиями с внутренней поверхностью
втулки, покрытой слоем свинцовистой бронзы толщиной 2 мм. Два радиальных
от-
верстия ж имеют диаметр 16 мм, а четыре радиальных отверстия и — диаметр
8 мм. Отверстия малого диаметра заканчиваются холодильниками з. Два
больших и два малых отверстия соединены дугообразной канавкой е,
выфрезерованной на внутренней поверхности втулки. Зазор на масло между
втулкой и поршневым пальцем равен 0,1—0,2 мм.
Нижняя головка шатуна вместе с крышкой 2 образует разъемный корпус
шатунного подшипника, соединяющего шатун с кривошипом коленчатого вала.
В разъемном корпусе устанавливают с натягом два стальных вкладыша,
имеющих двойной антифрикционный слой (медь и свинец). На внутренней
поверхности нижнего вкладыша 3 сделана кольцевая канавка л шириной 16
мм, совпадающая при сборке с двумя короткими канавками н верхнего
вкладыша 4. По концам канавок сделаны радиальные отверстия о диаметром
12 мм, а по торцам вкладышей — холодильники м. На
наружной поверхности вкладышей 3 и
4 сделаны лыски р для прохода шатунных болтов, фиксирующих положение
вкладышей. Правильность сборки и дополнительную фиксацию вкладышей
обеспечивают два штифта 11, установленных на стыке шатуна с крышкой, для
чего на наружной поверхности вкладышей сделаны цилиндрические выемки п
диаметром 16,4 мм и глубиной 4 мм.
Крышку 2 крепят к шатуну четырьмя шатунными болтами 1 с корончатыми
гайками 6. Стыковые поверхности шатуна и крышки выполнены зубчатыми, что
обеспечивает точную сборку корпуса шатунного подшипника. Шатунные болты
изготовлены из высококачественной стали и термообработаны. Болты попарно
фиксируются штифтами 10, для чего в цилиндрических головках болтов
просверлены отверстия диаметром 8 мм на глубину 15 мм. Своим конусным
пояском в между головкой г и стержнем б болт входит в коническую
расточку крышки. Поверхность болта шлифуют и полируют, переходы от
одного диаметра к другому на стержне
б делают плавными.
Смазывание шатунно-кривошип-ного механизма. От нижнего масляного
коллектора, установленного в блоке цилиндров, по семи трубкам 7 (см.
рис. 21) масло подводится к крышкам
3 коренных подшипников. Через ввернутый в крышку штуцер 5 и сверление
г масло поступает в полый штифт 4, через боковые окна е которого оно
попадает в выемку ж. Далее через три радиальных отверстия зим вкладыша
2 масло проходит во внутреннюю канавку в. Часть масла через холодильники
выходит на смазывание вкладышей и коренной шейки, а затем стекает в
картер. Большая часть масла по радиальному отверстию б (см. рис. 24)
поступает в полость коренной шейки и по наклонному каналу в — в полость
шатунной шейки, из которой по радиальному отверстию а попадает в канавку
вкладышей шатунного подшипника. Часть масла через холодильники м (см.
рис. 28) выходит на смазывание шатунного подшипника, а большая часть
масла через два отверстия о в верхнем вкладыше 4, канавку д и канал а в
стержне шатуна подходит к верхней головке. Из канавки к на наружной
поверхности втулки 9 по радиальным отверстиям ж к и масло попадает в
канавку е, откуда по холодильникам з выходит на смазывание втулки 9 и
поршневого пальца. Основной поток масла по двум радиальным отверстиям г
(см. рис. 27) поступает в полость пальца /, из которой по четырем
радиальным отверстиям в выходит в дугообразную канавку 6 в бобышке
поршня (см. рис. 26), а из канавки б по отростку 13 попадает в змеевик
2. Проходя по змеевику, масло отбирает часть тепла от головки поршня и
сливается в картер.
Рис. 28. Шатун и шатунные подшипники:
1 — шатунный болт; 2 — крышка; 3,4 — нижний и верхний шатунные вкладыши;
5,8 — нижняя и верхняя головки шатуна; 6 — корончатая гайка; 7 —
стержень шатуна; 9 — втулка; 10,11 — штифты; а — канал; б, в, г —
стержень, конусный поясок и головка шатунного болта; д, е — дугообразные
канавки; ж, и, о — радиальные отверстия; з, м — холодильники; к, л —
кольцевые канавки; н — короткая канавка; п — выемка под штифт; р — лыска