Работа системы смазки двигателя мотоцикла Урал
ИМЗ-8.103-10
Масло заливают в картер двигателя с левой стороны через заливное
отверстие, закрываемое пробкой с маслоизмерительным стержнем-щупом. Из
резервуара неочищенное масло через сетчатый фильтр подается
шестеренчатым насосом по. вертикальному каналу в горизонтальную трубу
—канал 8 для прохода к передней крышке картера двигателя, где расположен
масляный фильтр 10.
Через канал в наконечнике и кольцевую проточку пробки 24 (см. рис. 5)
очищенное масло поступает во вторую горизонтальную трубку — главную
магистраль 11 (см. рис. 7) системы смазки.
При засорении фильтрующего элемента, а также при холодном масле на.
непрогретом двигателе давление в масломагисграли возрастает, и при
0,07—0,09 МПа (0,7—0,9 кгс/см2) открывается перепускной шариковый клапан
9, и масло поступает в главную магистраль системы смазки через кольцевую
проточку пробки, минуя фильтрующий элемент.
Из главной магистрали масло по каналам в передней стенке картера и в
корпусе заднего подшипника подается к двум специальным маслоуловителям
5. Маслоуловители вращаются вместе с цапфами коленчатого вала, к
наружным стенкам которых они крепятся винтами. При вращении
маслоуловителей масло очищается и стекает в полости пальцев коленчатого
вала, откуда через отверстия под действием центробежных сил устремляется
в роликовые подшипники нижних головок шатунов.
Лишнее масло выливается из маслоуловителей и шатунных подшипников и под
действием центробежных сил разбрызгивается по всему картеру.
Масляными брызгами смазываются рабочие поверхности толкателей и кулачки
распределительного вала. Быстродвижущиеся части кривошипно-шатунного
механизма и интенсивное разбрызгивание масла способствуют образованию в
картере масляного тумана, которым смазываются рабочие поверхности
цилиндров, поршневые пальцы, верхние головки шатунов, направляющие
толкателей, коренные подшипники и другие трущиеся детали, расположенные
в картере двигателя.
Через отверстия в картере около направляющих втулок толкателей
распыленная смазка попадает в кожухи штанг, оседает в них. и стекает в
головку цилиндров. Здесь она разбрызгивается клапанными пружинами и
смазывает клапаны и коромысла. Излишек масла стекает по отверстию в
головках и по трубе, запрессованной в ребрах цилиндров, обратно в
картер.
Осевшее в виде капель на стенках картера и деталях масло стекает в
масляный резервуар. Задний подшипник (бронзовая втулка)
распределительного вала смазывается маслом, разбрызгиваемым ведомой
шестерней через отверстие в картере и подшипнике.
Для стока масла, накапливающегося перед сальником маховика, имеется
специальный канал в корпусе заднего подшипника. -
Разбрызгиваемое масло почти не попадает на верхнюю стенку левого (па
ходу мотоцикла) цилиндра, поэтому к нему подведен канал 16, через
который масло подается под давлением в кольцевую канавку на фланце
цилиндра. Затем оно поступает через отверстия к верхней стенке и обильно
ее смазывает.
Вытекающее из маслопроводной трубки 19 масло попадает на шестерню
коленчатого вала и переносится зубьями большой шестерни к шестерне
генератора. Избыточное масло стекает вниз и через сливное отверстие в
передней стенке картера возвращается в масляный резервуар. Для
предохранения от просачивания масла из картера к сцеплению предусмотрено
маслоотражательное кольцо и резиновый сальник на ступице маховика, для
предохранения от попадания масла к прерывателю — резиновый сальник.
Рис. 7. Система смазки двигателя:
1 — канал для прохода масла к заднему подшипнику
распределительного вала; 2—штанга соединительная и шестерня привода
масляного насоса; 3 — канал в корпусе заднего подшипника для прохода
масла в маслоуловитель; 4 — отверстие калиброванное для прохода масла; 5
— маслоуловитель кривошипного механизма; 6 — канал вертикальный для
прохода масла в корпус заднего подшипника; 7 — поддон картера; 8 — канал
для прохода масла в маслофильтр; 9 — клапан перепускной; 10 — фильтр
масляный; 11 — магистраль главная; 12 — кольца маслосъемные поршневые;
13 — отверстия в верхней головке шатуна для смазки поршневого пальца; 14
— отверстия в бобышках поршня для смазки поршневого пальца; 15 —
отверстия в пальце коленчатого вала для смазки подшипника нижней головки
шатуна; 16 — канал подвода масла к левому Цилиндру: 17— полость
внутренняя пальца коленчатого вала для смазки подшипника нижней головки
шатуна; 18 — проточка кольцевая и выемка в корпусе для прохода масла; 19
— трубка для смазки шестерен газораспределения; 20 — канал для прохода
масла для смазки трущихся частей в головке цилиндра; 21 — полость
внутренняя кожуха штанг для прохода масла; 22 — канал для стока масла из
головки цилиндра; 23—-пробка наливного отверстия :о щупом; 24 — насос
шестеренчатый масляный; А смазка шестерен привода газораспределения; В —
выход газов из картера двигателя; С — слив масла из двигателя