Расчетная схема поперечной рамы здания на постоянную нагрузку представлена на рисунке 2.1.
Рис 2.1. Расчетная схема рамы на постоянную нагрузку
Таблица 2.1.
№
п/п
Элементы покрытия
Ед.
Изм.
Нормативная нагрузка
Коэффиц. надёжности по нагрузке
Расчет. нагрузка
1
Защитный слой, t = 20 мм
0,42
1,3
0,55
2
Гидроизоляционный ковер
0,2
1,3
0,26
3
Утеплитель (пенопласт) t = 50 мм
0,03
1,3
0,04
4
Пароизоляция (1 слой рубероида)
0,04
1,3
0,05
5
Стальной профилированный лист
0,14
1,05
0,15
6
Стальные прогоны
0,2
1,05
0,2
7
Стропильные фермы
0,3
1,05
0,3
8
Связи по покрытию
0,06
1,05
0,07
9
Промышленные проводки
0,3
1,3
0,5
1,39
1,62
Другие элементы
10
Верхняя часть колонны
15
1,05
15,75
11
Нижняя часть колонны
60
1,05
63
12
Связи между колоннами
0,05
1,05
0,05
13
Подкрановые конструкции
40
1,05
42
14
Трёхслойные металлические навесные панели t = 130 – 150 мм
0,4
1,05
0,4
15
Ленточное остекление с одинарным переплётом
0,4
1,1
0,5
16
Стойки торцевого фахверка
30
1,05
31
Погонная нагрузка на ригель рамы.
Нормативная нагрузка на ригель рамы:
.
Расчетная нагрузка на ригель рамы:
,
где В – шаг рам.
Для бесфонарного здания и теплой кровлей следует сложить величины нагрузок с номерами следующих позиций (1-9) табл. 2.1. С незначительной погрешностью сюда можно включить нагрузку от веса промышленной проводки.
Эта нагрузка определяется отдельно для верхней и нижней частей колонны. Если стеновое ограждение по рядам колонн различное, то нагрузка от стенового ограждения определяется для каждого ряда колонн.
При определении нагрузки от стенового ограждения следует учитывать, что, как правило, цокольные панели опираются на фундаментные балки и ее вес не передается на колонны.
Если стеновое ограждение продольных стен одинаковое, то нагрузки на каждую стойку рамы соответственно для верхнего и нижнего участков колонны определяется по формулам:
;
,
где
– расчетная нагрузка от одного квадратного метра стены и ленточного остекления соответственно.
– высота стены и высота ленты остекления соответственно на участке от места изменения сечения колонны до верха продольной стены.
– высота стены и высота ленты остекления соответственно на участке от места изменения сечения колонны до цокольной панели.
B – ширина грузовой площади (при отсутствии стоек фахверка продольных стен равна шагу рам).
Для определения величины сейсмической нагрузки по методике, изложенной в [7], следует вычислить нагрузки:
– от веса части здания выше нижней отметки ригеля;
– от веса всех стоек фахверка (при их наличии);
– веса участков стен в пределах высоты колонн по периметру здания (при самонесущих стенах – продольных стен);
– веса стен примыкающих к стойкам фахверка (при его наличии).
Все названные нагрузки следует учитывать с коэффициентом 0,9.
Интенсивность расчетной снеговой нагрузки, согласно [3], определяется по формуле:
,
где В – шаг рам, Sо
– нормативное значение веса снегового покрова на один квадратный метр горизонтальной поверхности земли, принимается по [4] в зависимости от района строительства (Sо
= 1,5
),
– коэффициент, зависящий от конфигурации кровли (
= 1 для кровель с уклоном менее 25 град. при отсутствии фонарей и перепадов высот).
– коэффициент надежности по нагрузке (равен 1,4).
2.4 Нагрузки от мостовых кранов
При движении мостового крана на крановый рельс передаются силы трёх направлений, рисунок 2.2.
Наибольшее вертикальное нормативное усилие Fк max
определяется при крайнем положении тележки крана на мосту с грузом равным грузоподъемности крана, рисунок 2.3.
Рис. 2.3 Положение тележки крана при определении Fк max
Вертикальное давление на раму:
где
;
= 370 кН – нормативное значение максимального давления от колеса мостового крана;
– наименьшее нормативное значение давления от колеса крана;
– вес крана с тележкой [1, прил. 1];
– число колес по одну сторону крана;
– сумма ординат линий влияния;
– ширина тормозной балки или ремонтной площадки (равна 1,5 м);
– нормативная нагрузка на тормозную балку (
).
– коэффициент сочетания воздействия кранов.
Схема загружения при нахождения крановой нагрузки.
Рис. 2.4.
От вертикальных крановых нагрузок возникают сосредоточенные моменты, которые определяются по формулам:
где
– эксцентриситет приложения вертикальной нагрузки от кранов.
Расчетное горизонтальное давление на колонну:
,
где
– нормативная величина силы поперечного торможения крана. Для кранов с гибким подвесом груза величина
определяется по формуле:
,
где Q – грузоподъемность крана;
GТ
– вес тележки крана.
2.5 Ветровая нагрузка
В соответствии с обозначениями (рис. 2.2.) величины ветровой нагрузки определяются по формулам:
где
– коэффициент надежности по нагрузке (
= 1,4);
– нормативное значение ветрового давления в зависимости от района строительства [4] (в данном случае = 0,38 для III р-на);
С – аэродинамический коэффициент активного давления ветра, С = 0,8;
k – коэффициент, учитывающий возрастание скоростного напора ветра по высоте.
В данном случае, берется из таблицы для типа местности А.
А11, А12 – заштрихованные площади на эпюрах ветрового давления (рис. 2.5.) для активного давления и отсоса соответственно.
Сооружение считается расположенным в местности данного типа, если эта местность сохраняется с наветренной стороны сооружения на расстоянии 30×h – при высоте сооружений h до 60 м и 2 км – при большей высоте.
Схемы действия ветровой нагрузки на раму: расчетная и эквивалентная.
Рис. 2.5.
Нахождение величин qi
(рис. 2.5.) для определения А11, А12 следует вычислять по формулам, подставляя вместо k соответствующие значения из табл. 2 [5]. Промежуточные значения k находятся интерполяцией.
Требуется подобрать сечения сплошной верхней и сквозной нижней частей колонны однопролетного производственного здания (ригель имеет жесткое сопряжение с колонной). Расчетные усилия:
Для верхней части колонны:
– в сечении 1-1 N = -344,3 кН; M = -74,5 кНм; Q = 3,6 кН;
– в сечении 2-2 N = -373,0 кН; M = -91,8 кНм; Q = 3,6 кН;
.
Материал колонны сталь марки С245, бетон фундамента марки М150.
Конструктивная схема колонны показана на рис. 4.1.
Сечение нижней части колонны сквозное, состоящее из двух ветвей, соединенных решеткой. Высота сечения
.
Подкрановую ветвь колонны принимаем из широкополочного двутавра, наружную – составного сварного сечения из листа и двух уголков.
Определим по формуле 14.32 [1] ориентировочное положение центра тяжести. Принимаем zо
= 2,5 см; hо
= hн
- zо
= 150 - 2,5 = 147,5 см.
;
.
Усилия в ветвях определим по формулам:
В подкрановой ветви:
.
В наружной ветви:
.
Определяем требуемую площадь ветвей и назначаем сечение.
Для подкрановой ветви:
,
задаемся
; R = 240 МПа = 24 кН/см2
( сталь С245, фасонный прокат), тогда
.
Элемент сечения
Угол поворота
Зеркально
Двутавp широкополочный по ГОСТ 26020-83 30Ш2
Габариты сечения 200.0 x 294.9 мм
Геометрические характеристики сечения
Параметр
Значение
A
Площадь поперечного сечения
77.65
см2
Угол наклона главных осей инерции
0.0
град
Iy
Момент инерции относительно центральной оси Y1 параллельной оси Y
12200.0
см4
Iz
Момент инерции относительно центральной оси Z1 параллельной оси Z
1737.0
см4
It
Момент инерции при свободном кручении
44.161
см4
iy
Радиус инерции относительно оси Y1
12.535
см
iz
Радиус инерции относительно оси Z1
4.73
см
Wu+
Максимальный момент сопротивления относительно оси U
827.119
см3
Wu-
Минимальный момент сопротивления относительно оси U
827.119
см3
Wv+
Максимальный момент сопротивления относительно оси V
173.7
см3
Wv-
Минимальный момент сопротивления относительно оси V
173.7
см3
Wpl,u
Пластический момент сопротивления относительно оси U
923.242
см3
Wpl,v
Пластический момент сопротивления относительно оси V
267.103
см3
Iu
Максимальный момент инерции
12200.0
см4
Iv
Минимальный момент инерции
1737.0
см4
iu
Максимальный радиус инерции
12.535
см
iv
Минимальный радиус инерции
4.73
см
au+
Ядровое расстояние вдоль положительного направления оси Y(U)
10.652
см
au-
Ядровое расстояние вдоль отрицательного направления оси Y(U)
10.652
см
av+
Ядровое расстояние вдоль положительного направления оси Z(V)
2.237
см
av-
Ядровое расстояние вдоль отрицательного направления оси Z(V)
2.237
см
yM
Координата центра тяжести по оси Y
10.0
см
zM
Координата центра тяжести по оси Z
-14.75
см
Для наружной ветви:
.
Для удобства прикрепления элементов решетки расстояние между внешними гранями полок принимаем таким же, как в подкрановой ветви (295 мм). Толщину стенки швеллера
для удобства ее соединения встык с полкой надкрановой части колонны принимаем равной 10 мм; высота стенки из условия размещения сварных швов
.
Требуемая площадь полок (уголков):
.
Элемент сечения
Угол поворота
Зеркально
Уголок равнополочный по ГОСТ 8509-93 L90x9
Габариты сечения 90.0 x 90.0 мм
Геометрические характеристики сечения
Параметр
Значение
A
Площадь поперечного сечения
15.6
см2
Угол наклона главных осей инерции
45.0
град
Iy
Момент инерции относительно центральной оси Y1 параллельной оси Y
117.476
см4
Iz
Момент инерции относительно центральной оси Z1 параллельной оси Z
117.476
см4
It
Момент инерции при свободном кручении
3.894
см4
iy
Радиус инерции относительно оси Y1
2.744
см
iz
Радиус инерции относительно оси Z1
2.744
см
Wu+
Максимальный момент сопротивления относительно оси U
29.17
см3
Wu-
Минимальный момент сопротивления относительно оси U
29.17
см3
Wv+
Максимальный момент сопротивления относительно оси V
13.688
см3
Wv-
Минимальный момент сопротивления относительно оси V
15.586
см3
Wpl,u
Пластический момент сопротивления относительно оси U
45.825
см3
Wpl,v
Пластический момент сопротивления относительно оси V
23.531
см3
Iu
Максимальный момент инерции
185.635
см4
Iv
Минимальный момент инерции
49.317
см4
iu
Максимальный радиус инерции
3.45
см
iv
Минимальный радиус инерции
1.778
см
au+
Ядровое расстояние вдоль положительного направления оси Y(U)
1.87
см
au-
Ядровое расстояние вдоль отрицательного направления оси Y(U)
1.87
см
av+
Ядровое расстояние вдоль положительного направления оси Z(V)
0.877
см
av-
Ядровое расстояние вдоль отрицательного направления оси Z(V)
0.999
см
yM
Координата центра тяжести по оси Y
2.548
см
zM
Координата центра тяжести по оси Z
-2.548
см
Геометрические характеристики ветви:
Элемент сечения
Угол поворота
Зеркально
Уголок равнополочный по ГОСТ 8509-93 L90x9
Уголок равнополочный по ГОСТ 8509-93 L90x9
+
Лист 270 x 10
Габариты сечения 295.0 x 100.0 мм
Геометрические характеристики сечения
Параметр
Значение
A
Площадь поперечного сечения
58.2
см2
Угол наклона главных осей инерции
-90.0
град
Iy
Момент инерции относительно центральной оси Y1 параллельной оси Y
371.641
см4
Iz
Момент инерции относительно центральной оси Z1 параллельной оси Z
6520.791
см4
It
Момент инерции при свободном кручении
16.247
см4
iy
Радиус инерции относительно оси Y1
2.527
см
iz
Радиус инерции относительно оси Z1
10.585
см
Wu+
Максимальный момент сопротивления относительно оси U
442.088
см3
Wu-
Минимальный момент сопротивления относительно оси U
442.088
см3
Wv+
Максимальный момент сопротивления относительно оси V
47.245
см3
Wv-
Минимальный момент сопротивления относительно оси V
174.169
см3
Wpl,u
Пластический момент сопротивления относительно оси U
560.588
см3
Wpl,v
Пластический момент сопротивления относительно оси V
110.46
см3
Iu
Максимальный момент инерции
6520.791
см4
Iv
Минимальный момент инерции
371.641
см4
iu
Максимальный радиус инерции
10.585
см
iv
Минимальный радиус инерции
2.527
см
au+
Ядровое расстояние вдоль положительного направления оси Y(U)
7.596
см
au-
Ядровое расстояние вдоль отрицательного направления оси Y(U)
7.596
см
av+
Ядровое расстояние вдоль положительного направления оси Z(V)
0.812
см
av-
Ядровое расстояние вдоль отрицательного направления оси Z(V)
2.993
см
yM
Координата центра тяжести по оси Y
14.75
см
zM
Координата центра тяжести по оси Z
-1.134
см
Уточняем положение центра тяжести сечения колонны:
Отличие от первоначально принятых размеров мало, поэтому усилия в ветвях не пересчитываем.
– площадь сечения раскосов по двум граням сечения колонны.
.
Для комбинации усилий, догружающих наружную ветвь (сечение 4-4):
N2
= -508,0 кН; М2
= 827,5 кНм
Для комбинации усилий, догружающих подкрановую ветвь (сечение 4-4):
N1
= -1489,2 кН; M1
= -725,6 кНм
Устойчивость сквозной колонны как единого стержня из плоскости действия момента проверять не нужно, так как она обеспечена проверкой устойчивости отдельных ветвей.
Расчетные комбинации усилий в сечениях над уступом:
N= -373,0 кН; M = -91,8 кНм; Q = 3,6 кН;
Давление кранов
.
Прочность стыкового шва (ш1)проверяем по нормальным напряжениям в крайних точках сечения надкрановой части. Площадь шва равна площади сечения колонны.
Наружная полка:
.
Внутренняя полка:
.
Толщину стенки траверсы определяем из условия смятия по формуле:
; принимаем
Принимаем tтр
=1,6 см.
Усилие во внутренней полке верхней части колонны:
.
Длина шва крепления вертикального ребра траверсы к стенке траверсы (ш2):
.
Применяем полуавтоматическую сварку проволокой марки Св-08А, d = 1,4...2 мм.
Назначаем:
;
.
В стенке подкрановой ветви делаем прорезь, в которую заводим стенку траверсы. Для расчета шва крепления траверсы к подкрановой ветви (ш3) составляем комбинацию усилий, дающую наибольшую опорную реакцию траверсы.
Такой комбинацией будет сочетание (1, 2, 7) М = -151,8 кН·м; N = -353,8 кН:
Коэффициент 0,9 учитывает, что усилия N и M приняты для второго основного сочетания нагрузок.
Требуемая длина шва:
Из условия прочности стенки подкрановой ветви в месте крепления траверсы (линия 1-1) определяем высоту траверсы
по формуле:
где
– толщина стенки I 30Ш2;
– расчетное сопротивление срезу фасонного проката из стали С245. Принимаем
.
Проверим прочность траверсы как балки, нагруженной усилиями N, M и
.
Расчетная схема и сечение траверсы приведены на рис. 4.3.
Узел сопряжения верхней и нижней части колонны.
Рис. 4.3.
Нижний пояс траверсы принимаем конструктивно из листа 270
16 мм, верхние горизонтальные ребра – из двух листов 140
16 мм.
Геометрические характеристики траверсы.
Элемент сечения
Угол поворота
Зеркально
Лист 270 x 16
Лист 380 x 16
90.0
Лист 140 x 16
Лист 140 x 16
Габариты сечения 296.0 x 396.0 мм
Геометрические характеристики сечения
Параметр
Значение
A
Площадь поперечного сечения
148.8
см2
Угол наклона главных осей инерции
0.0
град
Iy
Момент инерции относительно центральной оси Y1 параллельной оси Y
21323.038
см4
Iz
Момент инерции относительно центральной оси Z1 параллельной оси Z
6094.736
см4
It
Момент инерции при свободном кручении
118.859
см4
iy
Радиус инерции относительно оси Y1
11.971
см
iz
Радиус инерции относительно оси Z1
6.4
см
Wu+
Максимальный момент сопротивления относительно оси U
896.493
см3
Wu-
Минимальный момент сопротивления относительно оси U
1348.275
см3
Wv+
Максимальный момент сопротивления относительно оси V
411.806
см3
Wv-
Минимальный момент сопротивления относительно оси V
411.806
см3
Wpl,u
Пластический момент сопротивления относительно оси U
1620.609
см3
Wpl,v
Пластический момент сопротивления относительно оси V
665.36
см3
Iu
Максимальный момент инерции
21323.038
см4
Iv
Минимальный момент инерции
6094.736
см4
iu
Максимальный радиус инерции
11.971
см
iv
Минимальный радиус инерции
6.4
см
au+
Ядровое расстояние вдоль положительного направления оси Y(U)
6.025
см
au-
Ядровое расстояние вдоль отрицательного направления оси Y(U)
9.061
см
av+
Ядровое расстояние вдоль положительного направления оси Z(V)
2.768
см
av-
Ядровое расстояние вдоль отрицательного направления оси Z(V)
2.768
см
yM
Координата центра тяжести по оси Y
0.0
см
zM
Координата центра тяжести по оси Z
-15.815
см
Максимальный изгибающий момент в траверсе:
.
Максимальная поперечная сила в траверсе с учетом усилия от кранов возникает при комбинации усилий (1, 2, 7) М = -151,8 кН·м; N = -353,8 кН :
.
Коэффициент k = 1,2 учитывает неравномерную передачу усилия
.
Ширина нижней части колонны превышает 1 м, поэтому проектируем базу раздельного типа (рис. 4.4.).
База колонны.
Рис. 4.4.
Расчетные комбинации усилий в нижнем сечении колонны (сечение 4-4):
1) N1
= -1489,2 кН; M1
= -725,6 кНм (для расчета базы подкрановой ветви);
2) N2
= -508,0 кН; М2
= 827,5 кНм (для расчета базы наружной ветви).
Усилия в ветвях колонны определим по формулам:
В подкрановой ветви:
.
В наружной ветви:
.
База наружной ветви. Требуемая площадь плиты.
,
(бетон М150).
По конструктивным соображениям свес плиты
должен быть не менее 4 см.
Тогда
, принимаем В = 40 см.
,
принимаем Lтр
= 30 см.
.
Среднее напряжение в бетоне под плитой
.
Из условия симметричного расположения траверс относительно центра тяжести ветви расстояние между траверсами в свету равно:
,
при толщине траверсы 12 мм
.
Определяем изгибающие моменты на отдельных участках плиты:
Участок 1 (консольный свес
):
;
Участок 2 (консольный свес
):
;
Участок 3 (плита, опертая на четыре стороны
):
;
Участок 4 (плита, опертая на четыре стороны
):
.
Принимаем для расчета
.
Требуемая толщина плиты:
,
R = 235 МПа = 23,5 кН/см2
для стали С255 толщиной 18-40 мм.
Принимаем
(3 мм припуск на фрезеровку).
Высоту траверсы определяем из условия размещения шва крепления траверсы к ветви колонны. В запас прочности все усилие в ветви передаем на траверсы через 4 угловых шва. Сварка полуавтоматическая проволокой марки Св-08А, d = 1,4..2 мм.
Требуемая длина шва определяется по формуле:
Принимаем
Расчетные характеристики:
прикрепления рассчитываем по металлу шва, принимая катет угловых швов
.
.
Проверяем допустимую длину шва:
.
Требования к максимальной длине швов выполняется. Крепление траверсы к плите принимаем угловыми швами
.
Проверяем прочность швов:
.
Швы удовлетворяют требованиям прочности. При вычислении суммарной длины швов с каждой стороны шва не учитывалось по 1 см на непровар.
Приварка торца колонны к плите выполняется конструктивными швами
, так как эти швы в расчете не учитывались.
Толщину фасонок фермы принимаем в зависимости от усилий в опорном раскосе [1, табл. 9.2.]
; фасонка опорного узла
Торцевой лист принимаем толщиной 20 мм и шириной 180 мм, из условия размещения болтов. Напряжение смятия у торца:
где
- величина опорной реакции фермы
Толщина швов крепления опорного раскоса (Р-1) назначаем: на обушке 8мм, на пере 6 мм (их длины приведены в таблице 5.8.) То же для нижнего пояса (Н-1).
По требуемым расчетным длинам швов с учетом конструктивных требований (добавки 1 см длины на непровар и зазор между швами) намечаем графически конфигурацию и размеры опорной части фасонки.
Проверяем опорную фасонку на срез, а также швы ее крепления к торцовому листу (толщину швов назначаем 6мм):
При проектировании жесткого верхнего опорного узла, толщина фланца принимается
, расстояние между болтами b назначают минимальным и крепление необходимо рассчитать на силу N.
Момент при изгибе фланца определяется как в защемленной балке пролетом b, равным расстоянию между болтами:
напряжение в нем определяется по формуле:
где a и
длина и толщина фланца.
Количество болтов определяется по формуле:
Принимаем 4 болта Æ16 мм.
Обычно стремятся запроектировать верхний узел так, чтобы линия действия силы N проходила через центр фланца. В этом случае напряжение в швах, прикрепляющих фланец к фасонке, проверяют по формуле:
Шов крепления фланца к фасонке работает на срез и его длину определяют по формуле:
bf
=0,7, bz
=1,0, принимается по табл. 34 [5],
gwf
=gwz
=1, принимается по п.п. 11.2 [5].
Для сварки принимаем электроды типа Э46 по ГОСТ 9467-75, табл. 55 [5].
Толщину фасонок фермы принимаем в зависимости от усилий в промежуточном узле [1, табл. 9.2.]
. Промежуточный узел фермы показан на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Промежуточный узел фермы
Длина швов, прикрепляющих раскосы и стойки к фасонке, определяются по формулам
;
и приведены в таблице 5.8.
Так как к узлу приложена сосредоточенная нагрузка то швы прикрепляющие накладку (
; сечение накладки 150х10) к поясам воспринимают равнодействующее усилие от сосредоточенной силы и разности усилий в смежных панелях и возникающие напряжения в швах проверяются по формуле:
F – сосредоточенная узловая нагрузка (см. табл.5.1) F=29,16+38,4=67,56кН
Σkш
·lш
= 0,08· (2·0,25+0,65)=0,12м2
– суммарная площадь швов, крепящих накладку к поясам
Усилие действующее в накладке:
Расчетным усилием для швов, прикрепляющих левые уголки пояса к фасонке, будет большее из:
Расчетным усилием для швов, прикрепляющих правые уголки пояса к фасонке, будет большее из:
Длины швов, прикрепляющих верхний пояс к фасонке приведены в таблице 5.8.
Конструктивно длина швов прикрепляющих пояса к фасонке принята по всей длине фасонки.
Где Qкр
– грузоподъемность крана (кН); gт
– вес тележки (кН); N0
– число колес на одной стороне крана; f – коэффициент трения (0,05 при гибком подвесе груза).
рис. 6.1. – Схема крановой нагрузки от двух сближенных кранов
При пролете балки 6 м. На ней помещается 4 колеса, но наихудшее положение крана:
рис. 6.2. – Схема определения максимального момента
Для определения положения равнодействующей от этих колес выбирается точка (первое колесо). Положение равнодействующей определяется из условия, что сумма моментов всех сил относительно первого колеса равна нулю. Поэтому расстояние от первого колеса до равнодействующей всех грузов:
Для определения Мmax
необходимо грузы на балке расположить так, чтобы критическое колесо P5
и равнодействующая R находились на одинаковых расстояниях от середины пролета балки. Наибольший момент должен быть под критическим грузом.(см рис 6.2)
Для определения максимальной поперечной силы загружаем линию влияния поперечной силы на опоре рис. 5.3.
Рис. 6.3. Расчетная схема подкрановой балки при
Значение Qmax
определяется линией влияния опорной реакции по формуле:
6.1.7 Определение изгибающего момента и поперечной силы в ПБ от сил торможения
От действия сил торможения тележки в горизонтальной плоскости верхнего пояса ПБ и тормозной балки возникает изгибающий момент и поперечная сила, полученные при расстановках, соответствующих Mmax
и Qmax
. Поэтому значения моментов и поперечной силы находятся пропорционально отношению силы торможения и вертикального давления.
Момент
Поперечная сила
6.2 Подбор сечения подкрановой балки
Подбор сечения ведется по результатам статического расчета ПБ. Принимаем сталь марки С255 (t=10-20мм, Ry
=240МПа).