Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
№
|
Темы уроков
|
Дата
|
Кол. урок
|
Тип урока
|
ТСО
|
Промеж.и итогов контроль
|
Практ.
часть программы
|
Примеч.
и коррективы
|
|
Родина Россия. Родной край и его люди.
|
|
9
|
|
|
|
|
Таблица 10.
Стихи о Родине (3 класс).
|
1
|
Русь. С.Романовский
|
|
1
|
|
|
|
Работа с картой России. Выявление значений слова «Русь». Подбор родственных слов.
|
|
2.
|
Наша Родина Россия. Е.Н.Леонович
|
|
1
|
|
|
|
|
|
3.
|
Символы современной России. Ю.А.Алексеев, М.Н.Зуев, В.Е.Ковалёв
|
|
1
|
|
|
|
|
|
4.
|
Вн чт. Государственный гимн Чувашской Республики.
Родина. А.Дмитриев
Гимн Росиии. С.Михалков
|
|
1
|
|
|
|
|
|
5.
|
Н.Я.Бичурин. Е.Енькка
|
|
1
|
|
|
|
|
|
6.
|
Прокопий Ефремович Ефремов. Е.Енькка
|
|
1
|
|
|
|
|
|
7.
|
Иван Яковлевия Яковлев. Е.Енькка
|
|
1
|
|
|
|
|
|
8.
|
Андриян Григорьевич Николаев. Е.Енькка
Приезд андрияна. Ю.Семендер
|
|
1
|
|
|
|
|
|
9.
|
Творческая работа
|
|
1
|
|
|
Проверочная работа (тест)
|
Сочинение «Первый чувашский космонавт»
|
|
|
Из истории земли русской
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.
Страницы старины седой.
|
10.
|
О князе Владимире. Отрывок из жития
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о русскиз князях. Работа с картой древней Руси
|
|
11.
|
Поучение Владимира Мономаха детям
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о Владимире Мономахе. Объяснительное чтение Поучения Мономаха. Обсуждение понравившихся заповедей
|
|
12.
|
Ледовое побоище. Александр Невский. С.Романовский
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о русских полководцах. Объяснение значения крылатого выражения «Кто с мечом нам придёт - от меча и погибнет». Устное мини-сочинение на эту тему.
|
|
13.
|
Дмитрий Донской. Н.Головин
|
|
1
|
|
|
|
Сообщение о Сергии Радонежском. Продолжение беседы о русских полководцах. Работа с картой Древней Руси
|
|
|
Былины, легенды, библийские предания
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1.
На острове Буяне (3 класс)
Таблица 1.
Крупицы народной мудрости (4 класс)
|
15.
|
Илья Муромец. Былина
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о былинах.Герои русских былин. Структура жанра «Былина»
|
|
16.
|
Творческая письменная работа
|
|
1
|
|
|
|
Сочинение по картине В.Васнецова «Три богатыря»
|
|
17.
|
Волх Всеславович. Былина
|
|
1
|
|
|
|
Структура жанра «Былина». Сравнение былины и сказки
|
|
18.
|
Легенда о граде Китеже
|
|
1
|
|
|
|
Структура жанра «Былина»
|
|
19.
|
Земля Улыпа. Чувашская легенда. Перевод С.Шуртакова
|
|
1
|
|
|
|
Структура жанра «Былина». Знакомство с чувашскими легендами
|
|
20.
|
Семь дней творения. Библийское предание.
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о Библии. Библийские преданияю Структура жанра «библийское предание»
|
Таблица 5.
Книги, книги, книги
|
21.
|
Всемирный потоп. Библийское предание.
|
|
1
|
|
|
|
Знакомство с библийскими преданиями» Структура жанра «библийское предание»
|
|
22.
|
Святая ночь. С.Лагерлёф
|
|
|
|
|
|
Беседа об Иисусе Христе. Рождество Христово
|
|
23.
|
К светлому празднику Пасхи. Журнал «Начальная школа»
Пасхальный благовест. С.Есенин
|
|
1
|
|
|
|
История из жизни Иисуса Христа. Светлый праздник Пасхи.
Выразительное чтение стихотворения
|
|
24.
|
Блудный сын. Библийское предание
|
|
1
|
|
|
|
Беседа по репродукции картины Рембранда «Возвращение блудного сына»
|
|
25.
|
|
|
1
|
|
|
Проверочная работа.
|
Выставка книг с былинами, легендами, библийскими преданиями.
|
|
|
Сказки. Сказки о животных
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 11.
Читаем о братьях наших меньших.
|
26.
|
Медведь на липовой ноге
|
|
1
|
|
|
|
Композиция сказки
|
|
27.
|
Медведь – дурень. Песни и сказки Ярославской области. Собирательница фольклора М.И.Кострова
|
|
1
|
|
|
|
Композиция сказки (завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Составление плана и пересказ
|
|
|
Бытовые сказки
|
|
|
|
|
|
|
|
28.
|
Шиш показывает барину нужду. Северная народная сказка
|
|
1
|
|
|
|
Выявление своеобразия бытовых сказок. Подбор пословицы к сказке. Работа с синонимами.
|
|
29.
|
Как мужик свою лошадь искал. Чувашская народная сказка
|
|
1
|
|
|
|
Беседа с использование выставки книг чувашских народных бытовых сказок.Устное мини-сочинение по картине к сказке
|
|
|
Волшебные сказки
|
|
|
|
|
|
|
|
30.
|
Хаврошечка. Русская народная сказка
|
|
1
|
|
|
|
Выявление своеобразия волшебных сказок. Построение картины жизни волшебной сказки..
|
|
31.
|
Волшебное кольцо. Чувашская сказка. Часть 1.
|
|
1
|
|
|
|
Выявление «секретов» волшебной сказки. Выделение основных моментов сказки и пересказ
|
|
32.
|
Волшебное кольцо. Чувашская сказка. Часть 2.
|
|
1
|
|
|
|
Выявление структуры жанра «волшебная сказка». Пересказ
|
|
33.
|
Волшебное кольцо. Чувашская сказка. Часть 3.
|
|
1
|
|
|
|
Выявление структуры жанра «волшебная сказка».
|
|
34.
|
Творческая работа
|
|
1
|
|
|
|
Сочинение волшебной сказки.
Конкурс «лучший сказитель волшебной сказки»
|
|
|
Авторские сказки
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3. Литературные (авторские сказки).
|
35.
|
Конёк-горбунок. П.П.Ершов
|
|
1
|
|
|
|
Сравнение народной и авторской сказки
|
|
36.
|
Самый дорогой подарок. Н.Н.Медюкова
|
|
1
|
|
|
|
Знакомство с книгами Н.Н.Медюковой. Сочинение-фантазия «Волшебные превращения в Новый год»
|
|
|
Басни
|
|
|
|
|
|
|
|
37.
|
Ворон и лисица. Эзоп.
|
|
1
|
|
|
|
Ознакомление с жанром «басня». Выставка книг с баснями. Беседа об особенностях басни
|
Таблица 4. Басни и баснописцы
|
38.
|
Ворон и лисица. И.А.Крылов
|
|
1
|
|
|
|
Выставка книг с баснями И.А.Крылова. Сравнение басен Эзопа и И.А.Крылова. Чтение басни по ролям
|
Таблица 5.
Иван Андреевич Крылов
|
39.
|
Стрекоза и муравей. И.А.Крылов.
Стрекоза. И,И,Хемницер
|
|
1
|
|
|
|
Выявление структурыжанра «басня». Сравнение басен. Выразительное чтение басен по ролям
|
|
40.
|
Волк. А.Калган
Волк и ягнёнок. И.А.Крылов
|
|
1
|
|
|
|
Знакомство с банями А.Калгана Сравнение басен.
|
|
|
Дуб и дятел. А.Калган
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное чтение
|
|
41.
|
Муха и пчела. С.Михалков.
|
|
1
|
|
|
Проверочная работа.
|
Продолжение знакомства с творчеством С.Михалкова
|
|
|
Алесандр Сергеевич Пушкин
|
|
|
|
|
|
|
Таблицы 6,7.
Александр Сергеевич Пушкин.
|
42.
|
Няне. Осень.
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о А.С.Пушкине с использованием выставки его книг. Выразительное чтение стихотворений. Знакомство с художественными определениями - эпитетами
|
|
43.
|
Зимняя дорога. Зимнее утро.
|
|
1
|
|
|
|
Знакомство с художественными определениями – эпитетами. Пополнение словаря настроений
|
|
44.
|
|
|
1
|
|
|
Проверочная работа.
|
Викторина по творчеству А.С.пушкина. Выставка стихов и сказок поэта.
|
|
45.
|
Фёдор Иванович Тютчев. Есть в осени первоначальной…
Весенние воды
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о Ф.И.Тютчеве с использованием выставки его книг. Выразительное чтение стихотворений. Пополнение словаря настроений
|
|
46.
|
Аполлон Николаевич Майков. Осень
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о А.Н.майковее с использованием выставки его книг. Выразительное чтение стихотворений. Пополнение словаря настроений
|
|
47.
|
Афанасий Афанасьевич Фет.
Ласточки пропали…
Весенняя песня.
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о А.А.Фете с использованием выставки его книг. Выразительное чтение стихотворений. Пополнение словаря настроений
|
|
|
Лев Николаевич Толстой.
Загадки из «Азбуки»
Пословицы из «Азбуки»
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное чтение
|
Таблица 9.
Лев Николаевич Толстой
|
48.
|
Муравей и голубка. Басня.
Черепаха и орёл. Басня.
Голова и хвост змеи. Басня.
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о Л.Н.Толстом с использованием выставки его книг. Своеобразие басен Л.Н.Толстого. Выявление морали басен Толстого. Подбор пословиц басням.
|
|
49.
|
Белка и волк
|
|
1
|
|
|
|
. Выявление морали басен Толстого. Сочинение басни на тему «Добро рождает добро»
|
|
50.
|
Зайцы.
|
|
1
|
|
|
|
Выявление особенностей текста научного стиля. Составление плана. Подробный пересказ.
|
|
51.
|
Куда девается вода из моря.
|
|
1
|
|
|
|
Выявление особенностей текста научного стиля. Составление плана. Подробный пересказ. Проект «Кркговорот воды в природе»
|
|
52.
|
Птичка. Быль.
|
|
1
|
|
|
Проверочная работа.
|
Тест
|
|
53.
|
Ореховая ветка. Сказка.
|
|
1
|
|
|
|
Сравнение со сказкой С,Т,Аксакова «Аленький цветочек»
|
|
|
Антон Павлович Чехов.
О рассказах А.П.Чехова. Н.Шер
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное чтение
|
|
54.
|
Ванька.
|
|
1
|
|
|
|
Беседа об А.П.Чехове. Знакомство с жизнью крестьянских детей по репродукциям картин Маковского «Свидание» и Перова «Тройка»
|
Таблица 12.
Читаем о детях и для детей (3 класс)
|
55.
|
Белолобый.
|
|
1
|
|
|
|
|
|
56.
|
|
|
1
|
|
|
Проверочная работа.
|
Викторина с использованием книг с произведениями Ф.И.Тютчева, А.АФета, А.Н.Майкова, Л.Н.толстого, А.П.Чехова
|
|
|
О детях
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 12.
Читаем о детях и для детей.
|
57.
|
Сын полка. В.Катаев
|
|
1
|
|
|
|
Введение понятия «герой произведения». Его характер и поступки.
|
|
58.
|
Огурцы. Н.Носов
|
|
1
|
|
|
Проверочная работа.
|
Тест
|
|
|
Очень вежливый индюк. Б.Заходер
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное чтение
|
|
59.
|
Федина задача. Н.Носов
|
|
1
|
|
|
|
Выявление героя произведения. Его характер и поступки.
|
|
60.
|
Почему? В.Осеева
|
|
|
|
|
|
Выявление героя произведения. Его характер и поступки.
|
|
61.
|
Как тебя зовут? В.Чаплина
|
|
1
|
|
|
|
Знакомство с книгами В.Чаплиной. чтение отрывков из книги «Юля в лесу». Характер и поступки Юли.
|
|
62.
|
|
|
1
|
|
|
Проверочная работа.
|
Викторина с использованием книг В.Катаева, Н.Носова, В.Осеевой, В. Чаплиной
|
|
|
С любовью к природе
|
|
|
|
|
|
|
|
63.
|
Завтрак на зелёной скатерти. Н.Надеждина
|
|
1
|
|
|
|
Беседа о правилах поведения на природе. Составление правил для экскурсии в лес.
|
Таблица 8.
Стихи русских поэтов о родной природе.
|
64.
|
Кукушонок. Соколов-Микитов.
Кукушка. Ю.Дмитриев.
|
|
1
|
|
|
|
Сравнение текста художественного стиля и научного стиля.
|
|
65.
|
Линька, кочевка и отлёт птиц. В.Бианки
|
|
1
|
|
|
|
Рассказ о своих наблюдениях за прилётом и отлётом птиц.
|
|
|
Ночёвка зайца. М.Пришвин
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное чтение
|
|
66.
|
Пицци-водолаз. В.Дуров
|
|
1
|
|
|
|
Рассказ о Дурове. Мини-сочинение по картине к рассказу.
|
|
67.
|
Спро зверюшек. Г.В.Имукова
|
|
1
|
|
|
|
Рисование зверюшек по описанию. Разрешение экологических ситуаций.
|
Таблица 16. По страницам любимых книг
|
68.
|
|
|
1
|
|
|
Проверочная работа.
|
Викторина о природе.
|
|