Главная              Рефераты - Разное

Концепция социально-экономического развития муниципального образования «город свирск» до 2021 - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕН TСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

(БГУЭП)

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОД СВИРСК»

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД СВИРСК» ДО 2021

ГОДА

Научный руководитель

д-р экон. наук, проф.,

акад. МАН ВШ В.И. Самаруха

Иркутск 2006

Содержание

Введение

4

I. Анализ текущего состояния

7

1.Экономический потенциал

8

2.Трудовой потенциал

14

3.Социально – демографические процессы

16

4.Строительство

18

5.Потребительский рынок

19

6.Состояние бюджета

20

7.Образование

22

8.Здравоохранение

24

9.Культура и спорт

25

10.Экология

28

11.Жилищно – коммунальное хозяйство

30

12.Архитектура

33

II.Анализ динамики основных показателей социально – экономического развития МО «город Свирск»

34

III.Проблемы развития МО «город Свирск»

37

IV.Возможные сценарии развития МО «город Свирск»

43

V.Перспективное видение г.Свирска

45

VI.Цели и приоритеты развития г.Свирска

46

1."Свирск – территория эффективной экономики"

51

Приоритет 1: Повышение экономического потенциала и конкурентоспособности г.Свирска

51

Цель 1.1.: Развитие экономического потенциала существующих предприятий

51

Цель 1.2.: Формирование новых экономик, ориентированных на спрос со стороны потребителей Иркутской области

52

Цель 1.3.: Развитие инфраструктуры

54

Цель 1.4. Создание благоприятного инвестиционного климата

55

Цель 1.5. Развитие предпринимательства, партнерских отношений власти с немуниципальными предприятиями и бизнес-сообществом

56

Цель 1.6. Развитие потребительского рынка

57

Цель 1.7. Развитие градостроительного комплекса

59

Цель 1.8.: Развитие среднего и малого предпринимательства

61

2."Свирск – территория удобная для жизни"

64

Приоритет 2: Улучшение качества муниципальной среды

64

Цель 2.1.: Повышение уровня и качества благоустройства, санитарного состояния территории

64

Цель 2.2.: Улучшение жилищных условий, развитие системы ЖКХ и обслуживания населения

66

Цель 2.3.: Реконструкция материальной базы социальной и инженерной инфраструктуры

68

3."Свирск – для тебя и для каждого"

69

Приоритет 3: Создание системы формирования здоровой, образовательной и культурно – развитой личности через совершенствование управления социальным развитием города

69

Цель 3.1.: Развитие сферы здравоохранения с целью сохранения и укрепления физического здоровья населения, обеспечение роста продолжительности жизни

70

Цель 3.2.: Развитие сферы образования с целью роста образовательного потенциала территории

73

Цель 3.3.: Повышение культурного потенциала территории

75

Цель 3.4.: Проведение молодежной политики

78

Цель 3.5. Демографическая политика

81

Цель 3.6. Уровень жизни населения

81

Цель 3.7. Физическая культура и спорт

82

4."Свирск – территория эффективного управления"

83

Приоритет 4: Внедрение эффективных технологий в практику управления развитием города

83

Цель 4.1.: Создание и внедрение системы стратегического планирования в практику муниципального управления развитием города с целью повышения эффективности бюджетных расходов и результативности муниципальных программ

83

Цель 4.2.: Создание и внедрение системы муниципального маркетинга в управление развитием г.Свирска с целью повышения инвестиционной привлекательности через формирование местной идентичности и брендинг территории

85

Цель 4.3.: Развитие местного сообщества и общественных инициатив

86

Цель 4.4. Охрана общественного порядка

88

Цель 4.5. Управление муниципальной собственностью

89

Цель 4.6. Финансово-бюджетная политика г. Свирска

89

Цель 4.7. Проведение административной реформы

91

VII.Механизм реализации

91

VIII.Мониторинг

92

Заключение

93

ВВЕДЕНИЕ

В ходе реформы местного самоуправления упразднено Черемховское городское муниципальное образование. С 1 января 2006 года вновь образованное муниципальное образование «город Свирск» в полном объеме приступило к решению вопросов местного значения.

Административное выделение муниципалитета с одной стороны, не должно привести к разрушению экономических, организационных, инфраструктурных и человеческих связей, сложившихся в данном регионе, с другой, влечет за собой автоматическое образование социально-экономической автономии данного муниципалитета, которая должна стать основой для самостоятельного определения перспективы своего развития. Перспективы муниципального образования по-прежнему будут зависеть от того, насколько горожанам, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, осуществляющих свою деятельность на данной территории, удастся скоординировать свои усилия для достижения общих целей по развитию экономики города, повышению устойчивости его экономической базы, стабилизации уровня занятости населения, решению социальных вопросов. Решение вопросов местного значения, закрепленное законом за органами местного самоуправления, может быть эффективным, если станет результатом согласованных действий по реализации общей политики социально-экономического развития.

Первым шагом к построению механизма стратегического партнерства станет формирование концепции социально–экономического развития муниципального образования «город Свирск» на 10-15 лет.

Этот подход предполагает определение стратегических направлений развития муниципалитета, обеспечивает поиск новых эффективных моделей муниципального развития.

Концепция развития города Свирска определяется на основе следующих принципов:

Гражданское согласие. Предусматривает широкое предоставление объективной информации горожанам о содержании Концепции и ходе работ по ее реализации, обсуждение и общественная экспертиза.

Стратегическое партнерство . Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие города (включая социальные группы, общественные объединения, различные уровни управления и т.д.).

Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений документа между органами местного самоуправления, стратегическими партнерами и конкретными исполнителями.

Целенаправленность. Все положения Концепции увязываются с целями, задачами и направлены на их реализацию.

Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы города связаны между собой.

Минимизация рисков . Учет возможности изменения внутренней и внешней среды.

Мониторинг. Постоянный контроль реализации и корректировка разработанных в Концепции положений.

Интеграция развития . В Концепцию закладываются механизмы привлечения внутренних и внешних по отношению к городу ресурсов, их концентрация на решении приоритетных задач (партнерство, инновационный и коммуникативный потенциал и т.п.).

Мотивация и стимулирование . Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.

Ориентация на человека и семью . Точкой приложения ряда проектов стратегического развития города должна выступить семья как базовая ячейка общества, выполняющая многочисленные функции. При этом следует учитывать демографические факторы и социологическую информацию.

Концепция нацелена на создание качественной среды в муниципалитете , понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.

Концепция основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития г. Свирска. Рациональное использование ресурсов позволит придать дополнительный импульс развитию. Благоприятное географическое положение города в непосредственной близости от Восточно – Сибирской железной дороги, автомагистрали г.Иркутск – г.Красноярск и р. Ангара, относительная близость к областному центру и к Усть-ордынскому Бурятскому автономному округу, наличие речного порта, свободных производственных площадей, земельных участков, в совокупности со сформированным гражданским сообществом и богатые трудовые традиции населения в области производства промышленной продукции обуславливают широкие возможности для развития города, как центра муниципального образования и как связующего звена единого субъекта Российской Федерации на базе объединения Иркутской области и Усть-ордынского Бурятского автономного округа.

Свирск разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве нашей страны, в соответствии с законодательными полномочиями и Уставами Иркутской области и города Свирска.

Данный документ разработан в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Иркутской области до 2010 г., Основными положениями стратегии развития Иркутской области, одобренными Министерством регионального развития Российской Федерации

Принятый на федеральном уровне принцип поляризованного (или сфокусированного) развития, заменяющий политику выравнивания уровня регионального развития, предполагает сосредоточение финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.

Цели и приоритеты Концепции сформулированы с учетом Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина, приоритетных национальных проектов развития образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.

Сложившаяся за годы реформирования структура экономики не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива города – человеческих ресурсов.

Органы муниципальной власти обязаны создать в Свирске благоприятные условия для творчества и работы трудоспособных граждан и гарантировать достойную жизнь населению, включая социально незащищенные слои.



I. Анализ текущего состояния

Муниципальное образование «город Свирск» - это город Свирск и микрорайон Березовый.

Общая площадь муниципального образования - всего

га

2244

в том числе:

земли жилой застройки

га

675

из них: многоэтажной

га

235

индивидуальной и одноэтажной

га

440

земли общественной застройки

га

103

из них: бытовые и административные объекты

га

47

образования, науки и здравоохранения

га

45

культуры и искусства

11

земли общего пользования

га

286

площади, дороги

га

82

парки

га

6

водоемы, пляжи

га

2

иные земли общего пользования, предназначенные для удовлетворения общественных нужд граждан

га

196

земли промышленной и коммунально - складской застройки

га

587

земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций

га

179

из них: железнодорожного

га

50

автомобильного

га

3

речного

га

9

земли связи, инженерных коммуникаций, радиовещания

га

117

земли сельскохозяйственного назначения

га

414

из них: коллективные и индивидуальные сады

га

149

огороды

га

33

личные подсобные хозяйства

га

23

пашни

га

104

выпасы

га

105

Земли в черте поселений, входящих в состав муниципального образования

га

2244

Площадь, занимаемая объектами, предназначенными для сноса, перепланировки

га

0,2

Земли муниципального образования за чертой поселений, входящих в состав муниципального образования

га

0

Численность населения – 14,712 тыс. человек.

Административным центром муниципального образования является город Свирск.

На сегодня Свирск - один из самых живописных небольших городов Иркутской области. Он находится в 150 км от Иркутска, на левом берегу реки Ангара.

В первой половине XIX века на берегу Ангары находилось небольшое поселение с названием Свирская. Постепенно поселение росло и преображалось. После гражданской войны, вслед за коллективизацией, разрушившей традиционный жизненный уклад сибирской деревенской общины, пришла индустриализация. Был введен в действие Ангарский металлургический завод (мышьяковый), началось строительство железнодорожной ветки г.Черемхово – г.Свирск, сыгравшей важную роль в становлении города, начинается ввод объектов и строительство собственной ТЭЦ. Строятся школы и детские сады. 20 сентября 1940 года вступил в строй действующих предприятий страны завод химических источников тока № 389. Каждый третий житель Свирска становится работником завода.

В августе 1941 года на Свирский завод источников тока № 389 был эвакуирован Ленинградский аккумуляторный завод. Через три месяца его первая продукция отправилась на фронт. В последствие на его базе был создан градообразующий завод «Востсибэлемент».

Новый этап развития Свирск получил после Великой Отечественной войны. К этому времени Свирск перерос рамки рабочего поселка и 16 ноября 1949 года ему присваивается статус города. Сочетание водной глади Ангары, крутых, поросших лесом берегов правого берега и прибрежной террасы придает живописность окружающему рельефу и в целом облику Свирска. Визитной карточкой города стали рощи корабельных сосен на берегу и краны Свирского речного порта. Послевоенные годы характеризовались динамичным развитием ведущих заводов. Появляются новые предприятия («Автоспецоборудование», «Ремонтно- механический», «Бархатовская лесоперевалочная база»), развивается социально - культурная сфера, спорт, здравоохранение, вводится в строй жилье.

В тяжелые годы перестройки город Свирск выстоял и выжил. Город стал возрождаться, ресурсы Свирска начинают вовлекаться в эффективный хозяйственный оборот, начинают вновь работать на жителей города.

1. Экономический потенциал .

Сегодня Свирск – это 262 хозяйствующих субъекта различных видов деятельности и форм собственности (82 крупных, средних и малых предприятий, 180 ИПБОЮЛ).

Основу экономики города составляют предприятия:

1. Совместное российско-японское предприятие ООО «ТМ Байкал». Основная деятельность компании «ТМ Байкал» - лесопиление и деревообработка, производство высококачественных сухих и антисептированных строганных пиломатериалов широкого ассортимента для японского деревянного домостроения.

Предприятие создано в мае 1991 года. Учредители - Мингосимущество РФ и две японские формы: «Таджима Ламбер Ко., ЛТД» и «Мицуи и Ко., ЛТД». Уже в марте 1994г. первый вагон с пиломатериалами отправлен в Японию.

В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ООО «ТМ Байкал» составляет 76%.

ООО «ТМ Байкал» занимается не только деревообработкой. Предприятие само обеспечивает автотранспортные перевозки (на его балансе – более 80 единиц автотранспорта), ведет капитальное строительство.

На предприятии развита социальная сфера: бесплатная доставка рабочих на предприятие собственным транспортом; оплата более 70% стоимости питания в заводской столовой; ежегодная организация отдыха детей работников в летних детских лагерях и санаториях.

2. ЗАО «Актех-Байкал» - единственное предприятие в Иркутской области по производству свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей для всех типов легковых и грузовых автомобилей.

Компания «Актех - Байкал» была создана в 1999 году. К началу 2000 года было стабилизировано производство, создана торговая марка «АкТех» и стали выстраиваться основные блоки системы качества. С 2000 года осуществляется поставка аккумуляторов на сборочный конвейер «АвтоВАЗ». Немного позже начались поставки и на другие крупнейшие автозаводы: сначала на «ИжМаш» и «РосЛаду», затем на «ГАЗ» и «УАЗ». В 2001 году аккумуляторы, выпускаемые компанией, стали победителями конкурса «100 лучших товаров России».

Повышение уровня качества производства сделало возможным выпуск в 2002 году новой торговой марки с улучшенными техническими характеристиками. На сегодняшний день аккумуляторные батареи ТМ «Зверь» - это единственные отечественные батареи, гарантия на которые составляет 3 года.

В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ЗАО «Актех-Байкал» составляет 4,8%. За 1 полугодие 2006 года наблюдается снижение темпа роста производства -50,7%, что связано с периодическими простоями из-за отсутствия свинцового сырья.

3. МУП «Теплоцентраль». Основной вид деятельности: производство, передача и распределение пара и горячей воды. Введена в действие в 1989 году. В 2006 году МУП «ТЦ» заняло 1 место в областном конкурсе на лучший коммунальный теплоисточник. Рост выпуска теплоэнергии за 6 месяцев 2006г. составил 117% за счет снабжения города горячим водоснабжением в летний период. %. В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес МУП «ТЦ» составляет5,8%.

4. ООО фирма «Автоспецдеталь» - не имеющее аналогов предприятие, специализирующееся на производстве коммунальной техники: вакуум-машины, подъемное гидрооборудование; специального оборудования для автомобилей ЗИЛ, ГАЗ, «Газель», УАЗ: изотермические автофургоны и автофургоны для перевозки пищевых продуктов. В настоящее время на базе предприятия размещен государственный заказ на производство средних автодорожных разборных мостов, что позволило значительно улучшить финансовое положение. Темп роста составил 711,6%. В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ООО «Автоспецдеталь» составляет 3,9%.

5. ООО «Свирский РМЗ». Вид деятельности: изготовление запасных частей к экскаваторам ЭКГ -4,6, 5А., 8И., ЭШ-6/45, 10/70, 15/90, 20/90; ремонт и изготовление горно-шахтного, нестандартного оборудования, резинотехнических изделий.

Свирский Ремонтно – механический завод производственного объединения «Востсибуголь» был пущен в эксплуатацию 28 апреля 1958 года.

Выпускаемая продукция отгружается в г.г. Ростов – на Дону, Владивосток, Магадан, Челябинск, Якутск. Продолжается плодотворная работа с Монголией. В настоящее время завод является структурным подразделением Иркутского филиала ОАО «СУЭК». В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ООО «СРМЗ» составляет 9,5%. За счет улучшения финансового положения и проделанной работе с заказчиками, рост объема производства в 1 полугодии 2006г. составил 125,2%.

6. ОАО ВСРП «Свирский речной порт» - доставка и перевалка грузов, паромная переправа.

Свирский речной порт был принят в эксплуатацию в 1967 году. Акватория, которую обслуживает порт, растянулась на 310 км – от поселка Кулаково до Подволочного. Основное назначение порта – перевозка угля, песчано-гравийной смеси, леса. Ежегодный объем перевозок составляет около 400 тыс.тонн общего груза. Речной порт – это неразрывное звено производственного процесса ООО «ТМ Байкал», на которое приходится до 30% доходов порта. В настоящее время возобновились поставки леса на БЛПК – до 100 тыс.куб.м в год. Изучаются возможности организации туристических перевозок на теплые заливы Осинского «моря», на «Золотые пески» в Мельхитуе.

7. ЗАО «Эколидер» - переработка аккумуляторного лома и производство свинца и сплавов. Собственный свинец – это стратегическое сырье для Российской Федерации.

От Владивостока до Урала завод, аналогичный проекту «Эколидер», расположен только в г. Тюмень, где используется устаревшее оборудование. Аналогов оборудования, которое работает на ЗАО « Эколидер» в России нет. В 1 полугодии 2006г.на ЗАО «Эколидер» введена в действие 1 очередь по переработке аккумуляторного лома. Помимо экономической цели строительства завода, есть еще экологическая – утилизация отходов и их повторное использование. Итальянская технология предусматривает разделение отработанных аккумуляторов на 5 фракций. Работа данной установки заключается в предварительном механизированной разделении ОАБ и в мокром просеивании. Газоочистное оборудование Шведской компании «Плимовент» позволит очистить отходящие газы на 99,6%, что даст возможность их повторного использования в обогреве производственных площадей. Использование современного оборудования и новейших технологий позволит до минимума свести выбросы вредных веществ в атмосферу, воду и почву.

Объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам 9 месяцев 2006г. снизился относительно аналогичного показателя 2005г. на 12,2% и составил в текущих ценах 1227,7 млн. руб.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг по крупным и средним предприятиям за 9 м-цев 2006 года составила 758,7 млн. руб. или 98,8 % к уровню 9 м-цев 2005г. (751,0 млн. руб.)

Прибыль работающих предприятий за отчетный период составила 99,8 млн. руб. или 98,3 % к соответствующему показателю прошлого года.

Прирост по отгрузке товаров собственного производства к уровню 2005г. по видам экономической деятельности составил:

По производству машин и оборудования -128,4 %;

По производству автомобилей, прицепов и полуприцепов – 711,6%;

Производство, передача и распределение пара и горячей воды – 131,0%,

Причина роста объемов отгрузки:

1.ООО «Свирский РМЗ» - улучшение финансового положения.

2. ООО «Автоспецдеталь» - размещение госзаказа на изготовление автодорожных средних мостов.

3. МУП « Теплоцентраль» - горячее водоснабжение в летний период.

Темп развития производства по важнейшим видам промышленной продукции за 9 месяцев 2006г. составил:

№ п/п

Наименование предприятия

ЕИ

9м-цев 2006г

9м-цев 2005г.

%

1.

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

Лесоматериалы круглые

тыс.м3

190,1

195,3

97,3

Щепа технологическая

тыс.м3

61,2

60

102

Пиломатериалы

тыс.м3

89

95

97,3

2.

Производство машин и оборудования

Сталь

тн

880

902

97,6

3.

Производство электрических машин и электрооборудования

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи

тн

5785

8208

70,5

4.

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи

шт.

357688

564978

63,3

5.

Производство и передача теплоэнергии и воды

Тепловая энергия

Тыс.Гкал

84,2

64,5

130,5

Удельный вес по отраслям промышленности:

- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (кроме мебели) -76 %;

- производство машин и оборудования – 9,5 %;

- производство автомобилей, прицепов и полуприцепов – 3,9 %;

- производство, передача и распределение пара и горячей воды – 5,8 %,

- производство аккумуляторов – 4,8 %.

По итогам 9 месяцев 2006г. объем инвестиций составил 10,1 млн. руб. руб. (рост в 5,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

В инвестиционном процессе принимали участие ООО «ТМ Байкал» - 36,6% (покупка оборудования), ЗАО «Актех-Байкал» - 63,4% (покупка оборудования). Источником финансирования в основной капитал являются амортизационные отчисления и привлеченные средства.

№ п/п

Наименование предприятий

ЕИ

На 01.10.06.

1.

ООО «ТМ Байкал»

млн.руб.

3,7

2.

ЗАО « Актех-Байкал»

млн.руб.

6,4

На 01.10.2006 года в муниципальном образовании функционирует 30 предприятий малого предпринимательства различных форм собственности.

По видам деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса на протяжении ряда лет практически не меняется. Доля предприятий в структуре малых предприятий такова:

- торговля, общественное питание, бытовое обслуживание 46,2 %;

- промышленность 22,6%;

- прочие 31,2%.

Из общего количества предприятий малого бизнеса наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, так как в условиях инвестиционного голода способен развиваться именно минимально капиталоемкий малый и средний торговый бизнес.

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях за 9 месяцев 2006 года составила 837 человек.

Удельный вес работников малых предприятий составляет 21,8 % от общей численности занятого населения.

Одной из особенностей малого предпринимательства является распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, представляющего населению дополнительные источники доходов, наряду с основным местом работы.

В общем объеме выручки от реализации предприятий всех форм собственности городского муниципального образования доля малых предприятий составляет 38,2%. Выручка от реализации товаров и услуг за 9 месяцев 2006 года составила 469 млн. руб.

Среднемесячная заработная плата по отраслям малого бизнеса составила 3892 руб. или 91,4 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

На 01.10.06г. реально осуществляют свою деятельность 180 индивидуальных предпринимателей.

Проводится работа по вовлечению индивидуальных предпринимателей в общественную жизнь муниципального образования. В городе уже второй год работает Совет предпринимателей, который помогает администрации в решении вопросов, касающихся малого предпринимательства. Принята программа поддержки и развития малого бизнеса на 2007-2009г.г.

2. Трудовой потенциал

Трудовые ресурсы населения г.Свирска составляют 8829 чел., в том числе:

3833 человек - занято в экономике,

607 человек учащихся,

4210 человек - не занято в экономике

Распределение населения по сферам занятости представлено:

Обрабатывающие производства – 1782 чел.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 244 чел.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 120 чел.

Транспорт и связь – 194 чел.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение – 46 чел.

Образование -559чел.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 229чел.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 199чел.

Прочие – 262чел.

Индивидуальные предприниматели – 180 чел.

Количество безработных на 01.10.2006г. - 481 чел. или 7,4% (9 м-цев 2005г. – 500 чел. или 8,0 %).

Среднесписочная численность работающих в организациях всех форм собственности муниципального образования за 9 месяцев 2006 года составила 3653 чел. или 107,4% к показателю на 01.01.2006, из них в материальном производстве – 2035 чел. (88,5%), в непроизводственной сфере -1618 чел. (147,1%), в т.ч. в бюджетной сфере – 1014 чел. (112,7%).

За 9 м-цев 2006г. фонд оплаты труда работающих в экономике муниципального образования составил 156,3 млн. руб., в т.ч. в материальном производстве – 93,6 млн. руб. или 96,4% к 2005г., в непроизводственной сфере 62,7 млн. руб. или 79,3% к 2005г., в т.ч. в бюджетной сфере – 37,9 млн.руб. или 148,6% к 2005г.

Среднемесячная заработная плата одного работающего за 9 м-цев 2006 года составила 4753 руб. или 108,7 % к аналогичному показателю 2005г.

Средняя заработная плата по сферам занятости представлена:

Обрабатывающие производства – 5208,8 руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 4531,3 руб.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 3638,9 руб.

Транспорт и связь – 5434,7руб.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение –11987,9 руб.

Образование -3452,2 руб.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 4004,4руб.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 2677,8 руб.

Прочие – 5691,3 руб.

3. Социально-демографические процессы

Социально-демографические процессы характеризуются сокращением численности населения за счет естественной убыли. На 01.01.2006 года в целом по муниципальному образованию численность составила 14,712 тыс. чел. и уменьшилась на 305 человек к аналогичному показателю прошлого года.

Численность постоянного населения

чел.

14712

в том числе в возрасте:

моложе трудоспособного

чел.

2958

трудоспособного

чел.

8650

старше трудоспособного

чел.

3105

Мужчины

чел.

6690

в том числе в возрасте:

0

моложе трудоспособного

чел.

1567

трудоспособного

чел.

4310

старше трудоспособного

чел.

814

Женщины

чел.

8022

в том числе в возрасте:

0

моложе трудоспособного

чел.

1391

трудоспособного

чел.

4340

старше трудоспособного

чел.

2291

Источники средств существования постоянного населения

в том числе:

личное хозяйство

%

26,0

стипендии

%

1,8

пенсии ( кроме инвалидных)

%

22,8

пенсии инвалидов

%

2,7

пособия( кроме безработных)

%

16,1

пособия по безработице

%

2,0

другой вид гособеспечения

%

0,6

сбережения

%

0,0

доход от сдачи в наем

%

0,0

на иждевении отдельных лиц

%

26,3

иной

%

1,7

Мужчины

в том числе:

личное хозяйство

%

27,3

стипендии

%

2,2

пенсии ( кроме инвалидных)

%

16,6

пенсии инвалидов

%

3,5

пособия( кроме безработных)

%

17,2

пособия по безработице

%

1,5

другой вид гособеспечения

%

0,5

сбережения

%

0,0

доход от сдачи в наем

%

0,0

на иждевении отдельных лиц

%

29,1

иной

%

2,1

Женщины

в том числе:

личное хозяйство

%

25,1

стипендии

%

1,4

пенсии ( кроме инвалидных)

%

27,7

пенсии инвалидов

%

2,0

пособия( кроме безработных)

%

15,2

пособия по безработице

%

2,5

другой вид гособеспечения

%

0,7

сбережения

%

0,1

доход от сдачи в наем

%

0,0

на иждевении отдельных лиц

%

24,0

иной

%

1,4

Число родившихся за год на 1000 человек

чел.

12,6

Число умерших за год на 1000 человек

чел.

27,9

Естественный прирост населения на 1000 человек

чел.

-15,3

Уровень образования населения в возрасте 15 лет и более

чел.

12479

в том числе:

послевузовское профессиональное

чел.

7

высшее профессиональное

чел.

754

неполное высшее профессиональное

чел.

141

среднее профессиональное

чел.

4048

начальное профессиональное

чел.

1621

среднее общее

чел.

1715

основное общее

чел.

2372

начальное общее

чел.

1659

не имеет начального общего

чел.

158

из них неграмотные

чел.

82

прочее

4

Национальный состав населения: численность населения наиболее многочисленных национальностей

в том числе: русские

%

94,01

украинцы

%

2,24

татары

%

1,2

прочие

%

2,55

Число домохозяйств

ед.

6040

Средний размер домохозяйств

чел.

1

Численность вынужденных переселенцев, зарегистрированных

0

семей

ед.

0

в них человек

чел.

0

Численность беженцев, зарегистрированных:

чел.

0

семей

ед.

0

в них человек

чел.

0

Численность прибывших за год

чел.

123

Численность выбывших за год

чел.

202

Миграционный прирост населения

чел.

-79

Уровень жизни населения

Численность пенсионеров, всего

чел.

3302

в том числе получающих пенсии:

по старости

чел.

3227

по инвалидности

чел.

75

Численность населения, имеющих право на субсидии по платежам за жилищно - коммунальные услуги

чел.

5586

Численность семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

чел.

2545

Численность граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным и региональным законодательством

чел.

2985

Объем средств, израсходованных на реализацию мер социальной поддержки населения муниципального образования

тыс.руб.

13749,6

Среднедушевой доход населения

руб.

1843

4. Строительство

Последние девять лет строительство и ввод новых объектов жилья не производилось. В городе существует только вторичный рынок жилья. Коммерческий наем муниципального жилья не получил развития, на рынке присутствуют только частные наймодатели. Практически все сделки совершаются стихийно, что затрудняет анализ данного рынка. Вследствие стихийности данного рынка нет возможности получения бюджетом г.Свирска дополнительных доходов.

5. Потребительский рынок

За 9 месяцев 2006г. оптово-розничный товарооборот в муниципальном образовании составил 272,0 млн. руб. или 161,9 % к аналогичному показателю предыдущего года (168,0 млн. руб.).

Товаропроводящая сеть торговли, общественного питания представлена следующими предприятиями:

- 57 магазинов,

- 3 торговых дома на 40 торговых мест (ТД «Звездочка», ТД «Река», ТД «Космос»),

- 10 павильонов,

- 4 киоска,

- 18 предприятий общественного питания (на 1239 посадочных мест),

- 1 рынок (на 42 торговых места),

- 4 предприятия оптовой торговли.

Анализ дислокации розничной торговой сети, общественного питания и обеспеченности торговыми площадями населения показывает неравномерность размещения предприятий по районам муниципального образования. Индивидуальные предприниматели, устанавливая торговые точки, отдают предпочтение районам, прилегающим к центральной части города.

В целом обеспеченность торговыми площадями населения муниципального образования за 9 месяцев 2006 года составила 127,7 % к нормативу, в том числе:

-136,5 % по продаже продовольственных товаров;

-121,0 % по продаже непроизводственных товаров.

В муниципальном образовании по состоянию на 01.10.2006г. всего работают 74 предприятия розничной торговли, 18 предприятий общественного питания, 4 предприятия оптовой торговли, 1 рынок. Наиболее динамично развиваются магазины, реализующие продовольственные товары. Получила развитие оптовая торговля.

Обеспеченность населения торговыми площадями по состоянию на 01.10.2006г. увеличилась на 5,4% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Увеличение процента обеспеченности торговыми площадями связано с тем, что дополнительно открылось 5 предприятий торговли.

Оборот общественного питания за 9 месяцев 2006 года в муниципальном образовании составил 10,4 млн. руб. или 127,0 % к аналогичному показателю предыдущего года (8,2 млн. руб.).

Обеспеченность населения посадочными местами в предприятиях общественного питания на 01.10.2006г.

Наименование

9 месяцев 2006год

1.Численность населения (тыс. руб.)

14,7

2.Требуется по норме посадочных мест

412

3.Фактически имеется

310

4.Процент обеспеченности

75,2

Существующая сеть предприятий общественного питания по сравнению с нормативом составляет 75,2%.

В летний период на территории муниципального образования функционировало дополнительно 2 временных объектов общественного питания (летние кафе) с количеством посадочных мест -70.

Предприятия общественного питания функционируют на производственных предприятиях, в учебных заведениях и учреждениях, а также как независимые предприятия. Общественное питание является одним из приоритетных направлений в развитии малого предпринимательства в муниципальном образовании «город Свирск».

Муниципальное образование входит в сеть городов области, являющихся одним из рынков сбыта потребительских товаров, завозимых из областного центра и других регионов России.

На территории муниципального образования осуществляют свою деятельность предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, промышленные предприятия, мини- пекарни.

По состоянию на 01.10.2006г. на территории муниципального образования функционирует:

- 3 мини- пекарни индивидуальных предпринимателей;

- 2 кондитерских цеха (ИП А.А. Карпухина и МПТ и ОП « Река»)

- 1 цех по производству безалкогольных напитков ООО « Саяны»

- 1 цех по выработке полуфабрикатов.

За 9 месяцев 2006 года населению муниципального образования оказано платных услуг на сумму 7490,4 тыс. руб., что составляет 115,6 % к аналогичному показателю прошлого года (6480 тыс. руб.)

Бытовых услуг населению муниципального образования оказано за 9 месяцев 2006 года на сумму 130 тыс. руб., что составляет 203% к соответствующему показателю прошлого года (64 тыс. руб.).

Объем реализации бытовых услуг в расчете на одного жителя муниципального образования составляет 8,84 руб. в месяц.

По состоянию на 01.10.2006г. на территории муниципального образования действует 23 предприятия службы быта.

За 9 месяцев 2006 года сеть предприятий бытового обслуживания населения муниципального образования увеличилась на 1 единицу. Наиболее динамично развиваются предприятия по предоставлению населению парикмахерских услуг, услуг по ремонту и пошиву одежды.

Частное предпринимательство продолжает играть ведущую роль в сфере бытовых услуг муниципального образования.

6. Состояние бюджета

За 9 месяцев 2006 года доходы местного бюджета составили 73648 тыс.руб. при плане 77308 тыс.руб. или 95,3 % к плану, в т.ч.:

-собственных доходов получено 15184 тыс. руб., при плане 18905 тыс.руб. (80,3%)

-дотации 30477 тыс. руб., при плане 30477 тыс. руб. (100%)

- субвенции 24471 тыс. руб., при плане 24133 тыс. руб. (101,4%)

- субсидии 1235 тыс.руб., при плане 1235 тыс.руб. (100%),

- безвозмездные поступления от гос. организаций 1186 тыс.руб., при плане 1000,0 тыс. руб. Данный доход поступил от ОАО СУЭК (1000 тыс. руб. ).

В структуре собственных доходов наибольший удельный вес занимает: налог на доходы физических лиц - 71,8%, налог на совокупный доход – 13,2%, доходы от использования имущества - 5,7%.

Расходная часть местного бюджета за 9 месяцев 2006г. фактически исполнена на 67,7%, при плане 126768 тыс. руб.

Плановые и фактические расходы за 9 м-цев 2006г.

тыс.руб.

Наименование статей

9 м-цев 2006 г.

план

факт (кассовые)

%

Общегосударственные вопросы

30108

20096

66,7

Жилищно- коммунальное хозяйство

23004

16731

72,7

Образование

51788

37399

72,2

Культура и СМИ

5772

3099

53,7

Здравоохранение и ФК

13540

8248

60,9

Социальная политика

375

79

21,1

Охрана окружающей среды

231

36

15,6

Национальная оборона

90

0

0

Национальная безопасность

112

25

22,3

Национальная экономика

1748

153

8,7

Общая сумма

126768

85866

67,7

Наибольший процент исполнения сложился по жилищно–коммунальному хозяйству и образованию.

В структуре расходов за 9 месяцев 2006г. наибольший удельный вес занимают расходы по образованию 43,55%, далее удельный вес распределяется следующим образом:

- Общегосударственные вопросы – 23,4%

- Жилищно- коммунальное хозяйство – 19,5%

- Образование – 43,55%

- Культура и СМИ -3,6%

- Здравоохранение и ФК – 9,6%

- Социальная политика – 0,1%

- Охрана окружающей среды – 0,04%

- Национальная оборона – 0%

- Национальная безопасность – 0,03%

- Национальная экономика – 0,18%

Приоритетным направлением в финансировании расходов за 9 месяцев 2006г. являлись: выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, приобретение горюче–смазочных материалов, услуги связи, коммунальные услуги.

Дефицит бюджета составил 12218 тыс.руб. Кредиторская задолженность по заработной плате по состоянию на 01.10.2006г. отсутствует.

В целях экономии бюджетных средств, все расходы бюджетных средств на сумму свыше 60 тыс. руб. производятся через реализацию Федерального закона 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» путем проведения запроса котировок и проведения конкурсов.

С начала 2006г администрацией города проведено одиннадцать открытых конкурсов, семь запросов котировок, в результате которых заключены муниципальные контракты на сумму 26,3 млн. руб. Это - конкурсы на поставки горюче-смазочных материалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинского оборудования; организация горячего питания на пришкольных площадках в период летнего оздоровительного сезона 2006г; постановку земель, занимаемых муниципальными объектами, на кадастровый учет; проведение капитальных ремонтов дорог, кровли дома культуры «Русь», объектов городской котельной; разработку градостроительной документации; реконструкцию нежилого здания под размещение аппарата управления по ул. Молодежная 6; котировки на поставку продуктов питания, лакокрасочной продукции, мягкого инвентаря. При запланированном финансировании этих расходов в 28 млн. руб., экономия бюджетных средств в результате размещения муниципального заказа путем проведения открытых конкурсов и запросов котировок составила 1,7 млн. руб.

7. Образование

На начало 2006/2007 учебного года система образования представлена всеми типами и видами учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования. Сеть образовательных учреждений составляет 15 единиц. Обеспечено обучением и воспитанием 2281 человек, из них учащихся 1928, дошкольников 353 ребенка.

Сеть образовательных учреждений

Сеть образовательных учреждений

2006/2007 уч. год

1. Кол-во ДОУ

- в них количество детей

5

353

2. Кол-во школ

- в них учащихся

6

2200

3. Вечерние (сменные) школы

- в них учащихся

1

81

4. Кол-во учреждений дополнительного образования

- в них учащихся

3

1935

Количество школьников уменьшилось на 150 человек. Это происходит в связи с показателями динамики численности населения, сокращением доли детей школьного возраста относительно общей численности населения.

Эффективность организации учебно-воспитательного процесса оценена следующими результатами: успеваемость за 2005/2006 учебный год составила 99,7%, повысилась по сравнению с прошлым годом на 0,6%. Качество обученности составило 37,7%, что на 1% выше прошлого учебного года. В первую смену обучается 92,3% учащихся.

Образовательными учреждениями используются разные формы обучения. Экстернат, индивидуальное обучение, обучение на дому.

Увеличился охват детей 9-11 классов профильным предметным обучением.

Во всех образовательных учреждениях организовано горячее питание учащихся. Организовано бесплатное питание для 128 детей начального звена.

В г. Свирске функционируют 5 учреждений дошкольного образования:

ДОУ №17 – общеразвивающего назначения с приоритетным осуществлением нескольких направлений в развитии ребенка;

ДОУ №1, №33 – компенсирующего вида;

ДОУ №13, №22 – детский сад.

Сеть ДОУ в 2006/2007 учебном году составляет 15 групп, по сравнению с 2004/2005 учебным годом увеличилась на 4 группы (56 детей), в том числе 2 – ясельных (25 детей), 1 – логопедическая (15 детей), 1 – подготовительная (16 детей). Охват детей на 1 сентября 2006г составил 353 ребенка (43,7%).

ДОУ реализует программы различной направленности, что соответствует развитию рынка образовательных услуг, возможности выбора и удовлетворения образовательных потребностей населения. Активизировалась работа по взаимодействию с семьей, созданию условий для здоровьесберегающего образовательного процесса.

За истекший период 2006 года из местного бюджета выделены деньги для приобретения игрового материала, плакатов об основах безопасности детей дошкольного возраста на сумму 56 тысяч рублей.

Оздоровление воспитанников детских садов в летний период осуществлялось за счет выделения из муниципального бюджета финансирования на питание детей. Решен вопрос централизованной поставки продуктов питания через муниципальный заказ, что значительно улучшило питание детей.

На территории МО «город Свирск» в течение летнего периода работали 13 лагерей дневного пребывания детей. Всего в лагерях дневного пребывания отдохнули 805 детей и подростков (41,4%), из них 233 (29%) – дети работников бюджетной сферы, 149 детей (18,5%) из малообеспеченных семей, 236 (29%) – дети педагогических работников.

В лагерях дневного пребывания проводились интересные мероприятия. Ребята совершали однодневные походы, участвовали в городских спартакиадах, играли, соревновались.

На территории муниципального образования «город Свирск» функционируют три учреждения дополнительного образования:

- дом детского творчества – охват 972 учащихся по 5 направлениям реализации программ;

- станция юных техников – охват 310 учащихся по 5 направлениям реализации программ;

- детско-юношеская спортивная школа – охват 653 учащихся по 8 направлениям реализации программ.

Всего в системе дополнительного образования занимается 1935 учащихся от начальной до старшей школы.

Учреждения дополнительного образования детей реализуют образовательные программы по 7 направлениям: физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественно- эстетическое, спортивно-техническое, социально-педагогическое, культурологическое.

На базе Молодежного центра работают секции армейского рукопашного боя, бокса, вокальная студия, студия эстрадного танца, клуб «Защитник Отечества», вокально-инструментальный ансамбль. Общее количество подростков и молодежи, посещающих Центр – 140 чел.

Структурными подразделениями администрации, ответственными за социальную политику, разработано 3 программы: «Пожарная безопасность образовательных учреждений на 2006-2010г.», «Антитеррористическая защита образовательных учреждений 2006-2010г», «Профилактика правонарушений на территории муниципального образования «город Свирск».

8. Здравоохранение

На территории МО «город Свирск» организовано оказание:

- скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданам или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

- амбулаторно-поликлинической помощи;

- стационарной помощи;

- медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах всех типов (включая стационары на дому).

Для оказания медицинской помощи МО «город Свирск» располагает:

1. Стационаром:

· терапевтическое отделение с 30 койками круглосуточного стационара и 25 койками дневного стационара;

· гинекологическое отделение 10 коек круглосуточного стационара и 5 коек дневного стационара;

· детское отделение 10 коек круглосуточного стационара и 10 коек дневного стационара;

· инфекционное отделение 10 коек круглосуточного стационара, 5 коек дневного стационара.

2. Амбулаторно-поликлиническая помощь осуществляется:

· поликлиникой для детского населения на 150 посещений в смену;

· поликлиникой для взрослого населения на 350 посещений в смену.

При поликлинике функционирует терапевтический дневной стационар на 20 коек, а также оказывается стационаро-замещающая помощь на дому взрослому и детскому населению.

На территории МО г.Свирск в 2006г. работают 2 муниципальные программы

- «Индустрия детского питания»;

- «Сахарный диабет».

Подготовлены проекты программ на 2007г.:

- «Бронхиальная астма»;

- «Анти / ВИЧ СПИД».

Численность работающих в учреждении здравоохранения 229 чел. (101% к показателю на 01.01.2006г.), из них врачей -23 чел. (121%), среднего медицинского персонала – 117 чел. (133%).

МЛУ «Больница г.Свирска» нуждается в обновлении материально-технической базы и пополнении диагностическим оборудованием, улучшении оснащения мягким и твердым инвентарем, капитальном ремонте зданий.

Путем участия МЛУ «Больница г.Свирск» в национальном проекте «Здоровье» в 2006г. планировалось получить:

- аппарат УЗД (получен в августе и введен в эксплуатацию);

- кардиограф «Шиллер» (получен в июле и введен в эксплуатацию);

- аппарат ФГДС (получен в августе и введен в эксплуатацию);

- 2 санитарных автомобиля (1 получен в сентябре);

- комплект лабораторного оборудования;

- рентген аппарат «CLINOMAT» (получен в августе и введен в эксплуатацию);

В целом проект «Здоровье» привлек на территорию около 6-6,5 млн.руб., как в виде оборудования, так и виде других выплат.

За счет средств муниципального образования в 2006 году будут приобретены автоклав ВК -75 - 238 тыс.руб., холтер для ЭКГ – 597 тыс.руб., анализатор эталона АКП – 96 тыс.руб.

За счет средств ОМС приобретен аппарат хирургический высокочастотный -148тыс. руб.

9. Культура и спорт

В муниципальном образовании 4 учреждения культуры: Городской центр культуры, городская библиотека, детская художественная школа и детская музыкальная школа.

Городской центр культуры включает Дом культуры, клуб микрорайона Березовый, музей и парк культуры и отдыха.

На сегодняшний день в стенах Дома культуры работают: 2 коллектива вокального жанра, 3 коллектива хореографического направления, 2 коллектива театрального жанра, кукольный театр, 2 клуба по интересам. Из них два коллектива имеют звание «Народный»:

- хореографический коллектив «Браво», который на данный момент состоит из четырех возрастных групп, кол-во участников – 60 человек;

- хор русской песни «Свирчанка», кол-во участников – 25 человек.

Работает и развивается студия эстрадной песни «Триумф». Три года работает театральная студия «ПроЯвление». За это время ребята творчески выросли. В репертуаре несколько постановок, среди которых самые яркие: сказка для детей «Ох и Кузьма» и спектакль для взрослых «Бессмертный Кощей». Менее года существует детский драматический кружок «Светлячок» (кол-во детей – 15 человек). Ребята принимают участие в детских игровых программах, конкурсах. В стенах Дома культуры действует коллектив спортивного танца «БРЕЙК-ДАНС» (кол-во – 20 человек, возраст участников от 12 до 18 лет).

Недавно открылся фитнес-клуб для женщин в возрасте от 30 лет и старше и клуб общения «Кому за 30».

Основная проблема Дома культуры – недостаток финансирования. Необходим капитальный ремонт здания, кровли и чердачных перекрытий, канализации, электропроводки, полная замена дверных и оконных проемов, отделка внутренних помещений учреждения современными материалами, восстановление художественной росписи потолков.

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» г. Свирска основана в 1970 году по приказу Областного управления культуры. Школа (130 учащихся) проводит большую концертную работу: для детских садов (цель: просвещение, воспитание и привлечение детей в школу), для родителей и жителей города с различной просветительской тематикой; постоянно принимает участие во всех городских мероприятиях (9 Мая, юбилеи города и т.п.). Перспективы развития: увеличение контингента обучающихся; открытие фольклорного отделения; разработка новых программ (по работе с одаренными детьми в классе фортепиано, работа с детьми средних способностей в классе баяна, создание фольклорной группы в ДМШ); повышение квалификации кадров; приобретение музыкальных инструментов.

Детская художественная школа г. Свирска была открыта 29.12.1989 года.

Контингент обучающихся:

Количество

% от общего количества

Количество детей в школе

121

Количество детей 1-го года обучения

66

54,5 %

Количество детей 2-го года обучения

17

14%

Количество детей 3-го года обучения и выше

38

31,4 %

Возраст обучающихся:

До 10 лет

До 15 лет

До 18 лет

33

66

22

27,2 %

54,5 %

18,1 %

Количество детей сирот опекаемых и т.д.

6

4,9 %

Количество детей из неполных семей

20

16,5 %

Перспективы развития: открытие архитектурного отделения.

В настоящее время библиотечное обслуживание населения осуществляют: 4 школьных библиотеки, 1 библиотека Свирского электро-механического техникума и 1 муниципальное учреждение «Городская библиотека». Приоритетными направлениями деятельности является приобщение населения к культуре, образованию; содействие формированию нравственного сознания; организация культурного досуга; оперативное качественное обслуживание читателей. Фонд библиотеки составляет – 74804 экземпляра. В последние годы выбытие литературы по ветхости превышает число новых поступлений. До 30% фонда составляют книги практически невостребованные, морально устаревшие. Значительно возросла доля физической изношенности фонда, продолжается его старение, увеличиваются лакуны, особенно в фондах отраслевой и справочной литературы. Ежегодная обновляемость фонда лишь 2,8% (норма 10%). Особенно тяжелая ситуация сложилась с комплектованием фонда в детском отделении: выделяемые на комплектование бюджетные средства расходятся в основном на оформление подписки периодических изданий. Проведено 205 массовых мероприятий. Комплектование образовательных учреждений учебно-методической литературой осуществляется на основании регионального комплекта учебников, исходя из заказа образовательных учреждений. Заказ формируется в марте месяце с учетом профиля учебного заведения, потребности и наличия учебной литературы в фондах библиотек. Школы укомплектованы на 98,9% от заказа.

МУ «Городская библиотека» включена в программы финансирования «Год библиотек» и в план докомплектования фондов из обменно – резервного фонда областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И.Молчанова - Сибирского. На данный момент получено 46 экземпляров книг на общую сумму 6863 руб.

На базе Дома детского творчества работают объединения «Рукодельница», «Лоскутное шитье», «Береста», фольклорный ансамбль «Свирчата», кружки «Резьба по дереву», «Работа с соломкой», «Бисероплетение», «Лепка из глины».

ДЮСШ – учреждение дополнительного образования детей спортивной направленности. В 2006/2007 учебном году охват детей составляет 653 человека (41 группа). Работа ведется по следующим направлениям: баскетбол, футбол, легкая атлетика, волейбол, лыжные гонки, греко-римская борьба, шахматы, плавание.

За 9 месяцев 2006 году учащиеся школы приняли участие в следующих соревнованиях:

- по футболу в г. Байкальске - 2 место;

- спартакиада Иркутской области среди общеобразовательных школ по легкой атлетике - 1 место (девушки и юноши);

- по лыжным гонкам в г. Саянске (первенство области среди общеобразовательных школ) - 1 место;

- по греко-римской борьбе в г. Братске - 2 место.

На данный момент существуют проблемы: аварийное состояние здания, недостаточная материально-техническая (спортивная) база, требуется ремонт баскетбольной площадки, футбольного поля, беговых дорожек, роликодрома, замена трибун, установка навесов над ними; отсутствует тренажерный зал, отсутствие коньков для массового катания, необходимо организовать лыжную базу и прокат лыж, необходимо приобрести заливочную машину.

10. Экология

Город Свирск является неблагополучным с точки зрения экологической безопасности. Идет интенсивное загрязнение всех сред (атмосферный воздух, подземные и поверхностные воды, почвы).

Утилизация и переработка бытовых отходов

Количество мусоросборных точек у жилых домов, магазинов и т.д.

ед.

223

Количество пунктов утиль сырья

ед.

0

Количество полигонов отходов

ед.

1

Площадь под полигоном отходов

га

30

Ежедневный вывоз бытового мусора и жидких отходов

тыс.куб.м в сутки

0,1176

Переработано бытовых отходов за год

тыс.куб.м

58,761

Охрана окружающей среды

Суммарная мощность очистных сооружений по видам

куб.м / сутки

4000

Количество предприятий, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников

ед.

12

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников

тонн

2503,5

Число предприятий, сбрасывающих неочищенные и недостаточно очищенные воды

ед.

0

Объем сброса загрязненных сточных вод ( без очистки и недостаточно очищенных) за год

тыс.куб.м

0

Объем нормативно - очищенных сточных вод за год

тыс.куб.м

520

Число предприятий, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства

ед.

2

Образование отходов производства ( по классам опасности для окружающей среды)

тонн

27964,6

в том числе: 1 класс

0,61

2 класс

469,101

3 класс

380,52

4 класс

15736,28

5 класс

11378,1

Количество объектов размещения промышленных отходов( полигонов, отвалов и др.)

ед.

1

Использование и обезврежено отходов производства

тонн

5632,698

Наличие отходов производства на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей на конец года

тонн

3617,058

В городе в течение нескольких десятилетий действуют промышленные предприятия, относящиеся к 1-2 классу опасности. Ранее это предприятие ОАО «Востсибэлемент», а ныне созданные на его базе – ЗАО «Актех-Байкал» и еще несколько мелких предприятий, перерабатывающие свинец для производства аккумуляторных батерей. Крупным загрязнителем атмосферного воздуха является МУП «Теплоцентраль», в состав которого входят: центральная городская котельная и еще три малых котельных.

Еще несколько предприятий деревообрабатывающей промышленности (ООО «ТМ-Байкал», ООО «Вудмастер»), металлообрабатывающей промышленности (ООО «Свирский РМЗ», ООО «Автоспецдеталь») вносят свою лепту в загрязнение атмосферы.

Источником повышенной опасности заражения мышьяком для города и Братского водохранилища являются здания и огарки бывшего Ангарского металлургического завода. Все промышленные предприятия находятся внутри городской застройки, расстояние от уреза воды Братского водохранилища до АМЗ около 500 м, до жилой застройки 700 м, до садоводческих участков – менее 200 м.

Существующие канализационные очистные сооружения (ООО «ВСЭ-сети») проектировались в 1939 году для поселка Свирск и строящегося завода «Востсибэлемент». Единственная реконструкция прошла в 1961 году. По проекту КОС могут принять 2680 м3/сут, фактически проходит более 4000 м3/сут. Из-за чего вместо положенных по регламенту 1,5 часов контактирования с активным хлором, стоки находятся в контактном резервуаре всего 0,5 часа. Весь объем стоков считается недостаточно очищенным. После ликвидации ОАО «Востсибэлемент» были закрыты промышленные очистные сооружения, где шло очищение промышленных стоков от соединений свинца. Теперь промстоки поступают на городские КОС.

Городской полигон бытовых и промышленных отходов 4 и 5 классов опасности фактически является узаконенной свалкой, т.к. не соответствует требованиям санитарных правил.

Пути решения проблемы . Администрация города вышла на Законодательное собрание и Администрацию области с просьбой помочь решить вопрос о ликвидации мышьякового загрязнения АМЗ. Вопрос рассматривался на КЧС области. Во исполнение решения КЧС нами были направлены запросы о возможности заключения договора на разработку проекта ликвидации зданий АМЗ и отвалов мышьяковых огарков. В настоящее время подписан протокол о намерениях с Центром геоэкологических исследований при ИрГТУ. Данные о ЦГЭИ, копии лицензий и протокол переданы в Департамент охраны окружающей среды администрации области, который сделал заявку в финуправление области на финансирование первого этапа предпроектных исследований.

Вопрос о разработке проекта реконструкции существующих канализационных сооружений включен в областную программу «Охрана окружающей среды в Иркутской области на 2005-2010 годы». В 2008 году планируется выделить 4,5 млн. рублей из средств областного бюджета.

В настоящее время ведется работа по созданию базы данных о количестве и качественном составе выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых в водоем загрязняющих веществах, о количестве образующихся и утилизируемых промышленных отходах, а так же о плате за негативное воздействие за загрязнение окружающей среды. Эти данные в виде статистических отчетов предприятий, копий проектов ПДВ и ПДС, НОЛРО, планов мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды нужны для разработки комплексной целевой программы охраны окружающей среды и рационального природопользования на территории муниципального образования «город Свирск».

Сбор и вывоз ТБО в частном жилом секторе проводится неудовлетворительно почти во всех населенных пунктах Иркутской области. Жители не хотят заключать договоры на вывоз мусора, а по заключенным договорам оплату не производят. Отсюда большое количество несанкционированных свалок. В 2006 году муниципалитет истратил 100 тыс.рублей на уборку несанкционированных свалок. Так же не спешат платить за вывоз отходов торговые предприятия и индивидуальные предприниматели.

Разработаны «Нормы накопления коммунальных отходов», утвержденные постановлением мэра от 24.04.2006 г. № 98. В них определена норма образования отходов на 1 жителя благоустроенного и неблагоустроенного жилья, на все виды торговых предприятий, общественных и учебных учреждений и проч. На основе этих норм теперь заключаются договоры с торговыми организациями и жителями индивидуальной жилой застройки.

Разработана производственная программа «Сбор и вывоз ТБО на территории города», в которой рассчитаны объемы образования ТБО в муниципальном и частном жилых секторах по каждой улице, жилому дому. Разработаны рациональные маршруты движения мусоровозов, определено потребное количество мусорных контейнеров и контейнерных площадок.

Эти расчеты вошли составной частью в «Программу благоустройства территории муниципального образования «город Свирск» на 2006 – 2010 годы». Муниципальная программа «Благоустройство территории муниципального образования «город Свирск» является одной из основополагающих программ развития города, содержащая весь комплекс мероприятий направленных на благоустройство, создание благоприятных условий проживания, изменения внешнего облика города. Стоимость программы – 48 674,5 тыс. рублей.

11. Жилищно-коммунальное хозяйство

Текшее состояние коммунального хозяйства представлено в таблице.

1.

Число источников теплоснабжения ( на конец года)

ед.

8

в том числе с мощностью до 3 Гкал/час

ед.

8

2.

Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении

км

25,6

в том числе сети, нуждающиеся в замене

км

3,6

3.

Отремонтировано тепловых сетей

км

0,6

4.

Одиночное протяжение уличной водопроводной сети

км

17,2

в том числе нуждающейся в замене

км

13,1

5.

Отремонтировано водопроводных сетей

км

0

6.

Одиночное протяжение уличной канализационной сети

км

13,2

в том числе нуждающейся в замене

км

12,6

7.

Отремонтировано канализационных сетей

км

0

8.

Протяженность электрических сетей

км

80,47

в том числе сети, нуждающиеся в замене

км

8,6

9.

Отремонтировано электрических сетей

км

0,373

10.

Площадь дорог

тыс.кв.м.

217,5

в том числе с твердым покрытием

тыс.кв.м.

165,04

11.

Площадь дорог , требующих ремонта

тыс.кв.м.

217,5

в том числе с твердым покрытием

тыс.кв.м.

165,04

12.

Отремонтировано дорог

м.кв.

610

13.

Затрачено средств на ремонт дорог

тыс.руб.

359

Жилищные условия населения

1.

Площадь жилищного фонда

кв.м

370900

в том числе:

кв.м

государственная

кв.м

3120

муниципальная

кв.м

215540

частная

кв.м

152240

иная форма собственности

кв.м

0

2.

Число жилых квартир, домов

ед.

8145

в том числе:

муниципальных

ед.

3134

3.

Общая площадь муниципального жилого фонда с износом свыше

кв.м

22323

70% - каменных строений

кв.м

0

65% -деревянных и прочих

кв.м

22323

4.

Общая площадь муниципального жилого фонда, выбывшая за год

кв.м

823,6

в том числе:

перевод в нежилой фонд

кв.м

32,5

5.

Удельный вес общей площади муниципального жилищного фонда, оборудованного

водопроводом

%

98

канализацией

%

98

центральным отоплением

%

99

ваннами

%

98

горячим водоснабжением

%

99

6.

Приватизированные квартиры муниципального жилищного фонда

ед.

2581

их общая площадь

кв.м

108764,32

7.

Свободная площадь муниципального нежилого фонда

кв.м

0

8.

Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия за год

ед.

18

в том числе:

получивших жилье по договорам социального найма

ед.

18

молодые семьи

ед.

0

9.

Число семей, состоящих на учете для получения жилья

ед.

505

в том числе:

молодые семьи

ед.

0

За 9 месяцев 2006 года израсходовано бюджетных средств на жилищно–коммунальное хозяйство 16731 тыс.руб.

На 01.10.06г. стоимость ЖКУ на 1 кв.м общей площади жилья составила:

руб.

Наименование

Действующие тарифы 2006г.

Фактические затраты 2005г.

Темп, %

Тариф, руб.

Удельный вес, %

Тариф, руб.

Удельный вес, %

1.Содержание и текущий ремонт жилищного фонда

4,68

18,4

4,80

16,6

97,5

2.Холодное водоснабжение

0,94

3,7

1,41

4,9

66,7

3.Водоотведение

1,65

6,5

1,75

6,1

94,2

4.Вывоз и утилизация твердых бытовых отходов

0,29

1,1

0,29

1,0

100

5.Отопление

13,11

51,4

17,17

59,5

76,4

6.Горячее водоснабжение

4,83

18,9

3,44

11,9

140,4

Итого

25,50

100,0

28,86

100,0

88,4

По сравнению с международной практикой доля содержания жилищного фонда в структуре жилищно–коммунальных платежей в г.Свирске, как и в среднем по России, невелика. В мире она доходит до 50%. Главная причина состоит в том, что плата за содержание жилищного фонда в настоящее время отражает только текущие затраты и частично затраты на капитальный ремонт, но не включает в себя оплату земли, накоплений на восстановление и капитальные ремонты, страхование.

В целом при 100%-ом финансовом обеспечении по действующим тарифам, финансовый ресурс жилищно-коммунального хозяйства г.Свирска составляет 43214 тыс.руб. на 9 месяцев, при этом отопление – 55%, горячее водоснабжение -13,6%, содержание и текущий ремонт жилищного фонда – 19,4%, водоотведение – 6,5%, холодное водоснабжение -3,7%, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов -1,2%, найм жилья - 0,6%.

При достаточно большом доходном потенциале в ЖКХ существуют реальные финансовые проблемы. Так в среднем по всем обслуживающим организациям за 9 месяцев 2006 года 12,3% составили льготы, 27,4% - субсидии. Уровень платежей населения за 9 месяцев 2006 года в среднем по городу составил 76% (за 9 м-цев 2005г. - 80%).

Учитывая льготы и субсидии, сбор по платежам составил 74% (за 9 м-цев 2005г. - 81%). Задолженность населения по платежам на 01.10.2006г. - 25554 тыс. руб. (141,8% к показателю на 01.10.05г. - 18025тыс. руб.).

Причина снижения уровня платежей населения – переход на персонифицированные счета субсидеполучателями. В связи со сменой схемы предоставления субсидий, население заняло выжидательную позицию. Всеми структурными подразделениями администрации, курирующими данный вопрос, активно проводится разъяснительная работа. В течение месяца ожидается стабилизация положения со сбором платежей населения за ЖКУ.

За 9 месяцев 2006 года предприятиями ЖКХ населению предоставлено льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги на сумму 5338 тыс. руб. или 114,1 % к прошлому году, возмещено 4700 тыс. руб. или 88,0% от начисления (9 м-цев 2005г. – 84,7%).

На 01.10.2006г. субсидии на оплату за жилье и коммунальные услуги составили 11850 тыс. руб. или 110,9% к уровню прошлого года, возмещено 7752 тыс. руб., что составляет 65,4% от начисления (9 м-цев 2005г.- 82,3%).

Количество граждан, состоящих на учёте на получение жилой площади из муниципального фонда г. Свирска составляет – 505 семей.

246 семей (852 человека) проживают в ветхих и аварийных домах. Общая площадь ветхого и аварийного жилья составляет 16,33 тыс. кв. м.

С целью решения вопроса обеспечения жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, принята Программа «Переселение граждан г. Свирска из ветхого и аварийного жилищного фонда». Срок реализации указанной Программы 2006 – 2010 годы.

Проблему ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда планируется решать за счет окончания строительства незавершенных объектов, а также, за счет модернизации и реконструкции жилых помещений.

В настоящее время, согласно указанной программы, разработан проект на завершение строительства 28-ми квартирного пятиэтажного дома, расположенного по ул. Молодежная, 10 (блок А). Проект находится на государственной экспертизе.

Для поэтапного переселения жителей и сноса жилищного фонда непригодного для проживания, необходимо 163193 тысяч рублей, в т.ч. средства областного бюджета 32638,6 тысяч рублей, консолидированные средства – 130544,4 тысяч рублей. В проекте бюджета Иркутской области на 2007 год на финансирование Программы по г.Свирск предусмотрено 1284 тыс.руб.

12. Архитектура

09 августа 2006 года проведён открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на разработку градостроительной документации муниципального образования «город Свирск». Победитель конкурса – ОАО «Иркутскгражданпроект», подписан муниципальный контракт № 8 от 28.08.2006г. Разработка генерального плана (согласно календарному плану) планируется до 01.11.2007 года.

С 1 мая текущего года начата работа по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (до 1 июля 2006г.- государственные полномочия). На денежные средства, полученные из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по ведению градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности приобретены: компьютер, принтер формата А4, плоттер, принтер-сканер-копир (3 в 1) формата А3.

В настоящее время формируется база данных по индивидуальной жилой застройке при согласовании проекта границ земельного участка. Составлен адресный реестр малоэтажной жилой застройки.

Ведется текущая работа по подготовке документации планирования территории, трудность заключается в заполнении актов выбора земельных участков под строительство и выдаче ситуационного плана испрашиваемого земельного участка, так как нет в наличии данных существующего генерального плана города, которые находятся в Черемховском муниципальном образовании. Документы, составляющие государственную тайну, до настоящего момента не переданы в муниципальное образование «город Свирск» (не оборудовано помещение для хранения такой документации).

Осуществлен прием документации (архитектурно-планировочных заданий) по муниципальному образованию «город Свирск» из муниципального образования «город Черемхово», составлен реестр архитектурно-планировочных заданий – всего 66 экз. (с 1984 по 2006 гг.).

II . Анализ динамики основных показателей социально-экономического развития муниципального образования «город Свирск»

На протяжении 2002-2006 гг. наблюдается рост объемов производства и оказываемых услуг предприятиями материальной сферы:

Показатели

ЕИ

2002

2003

2004

2005

Оценка 2006

1.Объем производства

млн.руб.

876,6

1096,1

1190,4

1435,2

1685,6

2.Численность работающих в экономике

чел.

4579

4309

4033

3400

3191

3.Среднемесячная зарплата

руб.

3245

4353

5173

5979

7175

Сравнив данные графиков видим, что рост объемов производства материальной сферы экономики был в большей степени обусловлен ростом инфляции и повышением цен на внутреннем и внешнем рынке. Наблюдается снижение численности работающих в экономике, что связано с реорганизацией некоторых предприятий и естественной убылью и миграционным процессом.

Сравнение показателей состояния муниципального образования «город Свирск» со среднеобластными показателями

Показатели

ЕИ

Факт 2005г

Оценка 2006г.

МО «город Свирск»

В среднем по области

Удельный вес,%

МО «город Свирск»

В среднем по области

Удельный вес,%

1.Объем производства

млн.руб.

1435,2

166407,1

0,9%

1685,6

194124,3

0,9%

2.Численность работающих в экономике

тыс.чел.

3,4

764,7

0,4%

3,191

756,1

0,4%

3.Среднемесячная зарплата

руб.

5978

9329,7

64,1%

7175

11137,12

64,4%

Занимая в численности населения области только 0,4%, г.Свирск обеспечивает 0,9% областного объема промышленного производства. Среднемесячная заработная плата составляет от среднеобластного значения 64,4%.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Свирск" на 2007-2009 гг.

Наименование показателя

Ед. изм.

Оценка

2006 года

Прогноз на:

2007 год

2008 год

2009 год

1 вариант

2 вариант

Итоги развития МО

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (в действующих ценах) - всего

млн.руб.

1685,6

1830,2

1878,3

2098,2

2334,2

Балансовая прибыль (стр. 140 ф.2 бух. баланса)

млн.руб.

93,1

74,0

94,0

44,2

39,6

Планируемые к уплате налоги, сборы и другие собственные доходы в консолидированный местный бюджет (сумма бюджетов муниципального района и городских и сельских поселений)

млн.руб.

22,3

25,7

25,7

28,9

32,3

Состояние основных видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов МО

Индекс промышленного производства (C+D+E)***:

%

121,6

106,4

106,4

113,7

111,2

Добыча полезных ископаемых (C):

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг

млн.руб.

0

0

0

0

0

Индекс промышленного производства

%

0

0

0

0

0

Обрабатывающие производства (D):

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг

млн.руб.

1316,264

1397,158

1392,71

1533,857

1686,148

Индекс промышленного производства

%

122,3

106,7

106,7

113,8

111,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (E):

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг

млн.руб.

50,867

86,36

100,754

111,393

111,343

Индекс промышленного производства

%

107,4

100

106,7

111,6

100

Сельское хозяйство

Валовый выпуск продукции в сельхозорганизациях

млн.руб.

0

0

0

0

0

Индекс производства продукции сельского хозяйства в сельхозорганизациях

%

0

0

0

0

0

Строительство

Объем выполненных работ и услуг собственными силами предприятий и организаций

млн.руб.

0

0

0

0

0

Ввод в действие жилых домов

кв. м

0

0

0

0

0

Введено жилья на душу населения

кв. м

0

0

0

0

0

Транспорт

Грузооборот

тыс.т/км

0

0

0

0

0

Пассажирооборот

тыс. пас/км

0

0

0

0

0

Торговля

Розничный товарооборот

млн.руб.

0

0

0

0

0

Индекс физического объема

%

0

0

0

0

0

Малый бизнес

Число действующих малых предприятий - всего

ед.

30

30

30

30

30