Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомемендации по использованию краеведения в урочной и внеурочной деятельности кафедра учителей начальной школы 2011 год - реферат

Управление образования администрации г. Белгорода

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода

Методические рекомемендации по использованию краеведения В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кафедра учителей начальной школы

2011 год

ВВЕДЕНИЕ

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, необходимо изучение краеведения. Введение его в содержание образования с начальных классов положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры, природы родного края и своей малой родины через рассказы бабушек и дедушек, других родственников. От совместных участий родителей и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые свершения своих предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Она дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о родном крае, прививаться бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

На протяжении многих лет МОУ СОШ №20 работает, используя в учебно-воспитательном процессе краеведческий материал. С 2006 года школа действует в режиме эксперимента «Технологические алгоритмы функционирования школы-лаборатории, работающей на краеведческой основе», задачами которого является развитие и воспитание учащихся на основе углубления знаний о родном крае, расширения краеведческого кругозора.

Целью изучения краеведения в начальной школе является создание условий для духовноценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, области), воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

· изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения; понимание особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о природе нашего края, его истории, населения, быте, культуре;

· формирование представлений о жизни своего края и населения;

· Формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края.

Воспитательные задачи:

· воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций Белгородчины;

· развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

· укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием краеведения не только учащихся, но и родителей;

· наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

· изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;

Развивающие задачи:

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через тематические беседы, конкурсы, олимпиады и другие мероприятия краеведческой направленности;

· адаптация к реальной деятельности, к местной социокультурной ситуации;

· формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

· видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

· развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений средствами региональной культуры.

Краеведение в начальной школе предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом и др. Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Белгородской области.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Белгородского края.

Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.

Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Белгородского края в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонен та:

- культуросообразность,

- прикладная направленность,

-интегративность,

- взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы,

-региональность.

Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть основным и единственным источником информации для ребенка. Вместе с тем такое образовательное поле, как изучение родного края, содержит огромный потенциал в реализации государственного образовательного стандарта.

Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей.

1. Начальная степень – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его микромира.

2. Внедрение краеведения в учебные дисциплины.

3. Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа.

4. Связь с социосредой (родителями, учреждениями района, города).

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Главная функция регионального компонента государственного образовательного стандарта Белгородской области в начальной школе – формирование общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде.

Важно начинать заниматься изучением истории своего края с младших классов. Поэтому выбрана методическая тема ПК учителей начальных классов: «Совершенствование урока с учетом апробированных методов и внедрение новых педагогических технологий на основе краеведения»

С 2006 года в своей педагогической деятельности нами стали внедряться интегрированные уроки, которые проводились именно с первого года обучения.

Следует отметить, что интеграция краеведения в учебные предметы общеобразовательного цикла на уроках и во внеурочной воспитательной работе ставит перед собой цель обеспечения познания истории и особенностей региона, места проживания и является важным фактором воспитания личности с гражданских и патриотических позиций.

Работа над выбором форм, методов и способов организации и проведения интегрированных занятий привела нас к необходимости применения системного подхода в разрешении данной проблемы. Были выработаны четыре этапа ее проведения, которые соответствовали возрастным и познавательным особенностям развития детей в младших классах. Поэтому первый этап был репродуктивным. Второй этап посвящался развитию творческих способностей учеников. На третьем этапе (продуктивном) развивались исследовательские навыки детей. Четвертый этап являлся эвристическим.

Этапы

Тема

Класс

Общеобразовательный предмет

I этап: «Введение в краеведение»

«Моя малая Родина».

Рассказ о городе, в котором живу. Первоначальные сведения о родном крае.

1 - 2

Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, православная культура, технология

II этап: развитие творческих способностей, которое происходит через различные творческие работы: мини-сочинения, сообщения, рисунки, самостоятельное словесное творчество

«Мы –белгородцы!»

­ «А начиналось так»;

2 – 3

Математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение

­ «Белгород сегодня»;

Русский язык, математика, изобразительное искусство

­ «Предприятия нашего города»;

Окружающий мир, математика

III этап: развитие исследовательских навыков.

3 - 4

­ «Улицы нашего города»;

Русский язык, литературное чтение

­ «Водоемы Белогорья»;

Окружающий мир, русский язык

­ «Растительность Белгородской области»;

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

­ «Животный мир Белгородской области»;

Окружающий мир, изобразительное искусство

­ «Моя семья».

Окружающий мир, русский язык, литературное чтение

IV этап: создание исследовательских и творческих проектов

«Мой край – родная Белгородчина…»

Создание рукописных книг, учебных пособий, презентаций и т.д.

3 - 4

Междисциплинарные проекты

На первом этапе проводились уроки, на которых детям предлагались упражнения и задания, содержащие информацию о нашем городе. Формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается в начальной школе с первого класса, с первой странички «Букваря» или «Азбуки». Традиционно каждое 1 сентября в любой школе нашей страны начинается с урока Знаний, на котором учитель говорит о любви к Отчизне, о любви к малой Родине. Чтобы эти ценные минутки первого в их жизни урока не пропали даром и не стали формальными, необходимо выстроить систему краеведческих знаний, навыков, посильных младшему школьнику.

На последующих уроках обучения грамоте необходимо ориентировать учащихся и этим пополнять лексический запас ребенка на краеведческие термины «Родина», «Отчизна», «малая Родина», «родная сторона», «семья», «родня», «родители» и т.д. В этом помогает и учебник. В нем даются задания составить рассказ по картинке («Азбука»). Дети составляют рассказы, но если им предложить принести фотографии своей семьи, то это же самое задание не будет выполнено формально. Ведь ребенку надо достать семейный альбом, а перелистывая его, возникают вопросы, подключаются другие члены семьи, это воспитывает гордость и ответственность за свою семью, повышает качество самого рассказа, развивается речь. При изучении темы «Звуки и буквы У, у» в «Азбуке» используется текст, который можно предложить ребятам просто пересказать, а можно предложить дополнить его представив, что речь идет о нашем городе. Например, перечислить по каким улицам нашего города движется транспорт и т.п. Практически каждый урок можно превратить в маленькое путешествие по Белгороду. Важно только, чтобы это не было навязчивым, нудным и слишком назидательным. Как продолжение такие уроки проводятся в курсах русского языка и литературного чтения.

На этих материалах отрабатывались общеучебные навыки. У ребят заметно выросла учебная мотивация, повысился интерес к уроку, возник интерес к изучению родного края.

Второй этап предполагал развитие творческих способностей, которое происходило через различные творческие работы: сочинения, эссе, рисунки, самостоятельное словесное творчество учащихся.

На третьем этапе началась работа по развитию навыков исследовательской работы. Дети учились находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков.

Следующим четвертым этапом для совместной работы педагога и учащихся стало создание исследовательских и творческих проектов.

Направления экспериментальной работы

учителей начальной школы

Научно-методическая работа

Образовательная деятельность

Воспитательная работа

· Научно-методическая работа:

Заседания школьной предметной кафедры.

Педагогические консилиумы.

Малые педагогические советы.

В темах по самообразованию педагогов прослеживается связь с экспериментальной работой школы по краеведению.

Предметная неделя начальной школы.

Организация и проведение предметных олимпиад.

Курсовая переподготовки учителей начальных классов.

Организация работы по аттестации учителей.

Участие педагогов в школьном и городском смотре учебных кабинетов.

Участие учителей начальных классов в городских, областных, всероссийских мероприятиях, посвященных проблемам начальной школы.

Создание банков данных по различным направлениям деятельности (банк данных по краеведению).

Обобщение опыта работы педагогов, сертификаты о занесении опыта в городской и областной банк данных.

Выступления с докладами, размещение материалов в печати, на сайтах, получение сертификатов.

Печатные работы в Российских и региональных изданиях.

Создание коллекции электронных материалов по краеведению для тиражирования (коллекция СД дисков: видеозаписи, презентации, справочные материалы по краеведению, разработки уроков и внеклассных мероприятий)

Ведение мониторинга экспериментальной работы: диагностика, анализ результативности.

· Образовательная деятельность:

Разработаны Образовательные Стандарты по предметам начального курса обучения с краеведческим компонентом.

Разработаны Рабочие программы по предметам с элементами краеведения

Календарно-тематическое планирование по предметам содержит краеведческий компонент. В связи с введением в учебный план уроков ОБЖ и основ православной культуры, учителями кафедры разработаны программы с элементами краеведения по этим курсам.

Разработаны конспекты уроков с краеведческой направленностью по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и другим предметам.

Проводятся открытые уроки для городских и областных семинаров учителей начальных классов, участников Пасхальных чтений, студентов БелГУ, учителей школы.

Ведётся апробация новых педагогических технологий: проведение нетрадиционных уроков, музейных уроков, использование компьютерного и интерактивного обучения.

Осуществляется руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся: исследовательские и проектные работы «Реликтовые сосны», «Родословная моей семьи», «Улица моего детства» и др.; творческой работой- конкурс сочинений «Письмо родной школе», стихотворений о родном крае и т.д.

В начальной школе ведутся факультативные занятия по авторской программе Т.А.Приставкиной и О.В.Маховой «История и культура моего народа».

Разработан дидактический материал с элементами краеведения: карточки с задачами на краеведческой основе, кроссворды, тесты, тексты для списывания, восстановления деформированного текста, зрительные диктанты, орфографические минутки.

Учителями кафедры изготовлены наглядные пособия по предметам: «Моя родословная», «Храмы Белгородчины», «Красная книга Белогорья», «Наши земляки» и др.

Организуется участие детей в конкурсах различных уровней.

Проводится мониторинг знаний – срезовые контрольные работы, тесты по краеведению, анкетирование.

Воспитательная деятельность

Разработаны и проводятся внеклассные мероприятия краеведческой направленности: праздники микрорайона, День рождения школы, «Свет Рождества», «Праздник семьи», «Масленица» и др., ярмарки.

Организовано посещение музеев: народной культуры, литературного, художественного, музея-диорамы; библиотек – А.Лиханова, им.Ерошенко.

Выездные экскурсии по городу и области.

Проводятся встречи с известными земляками (писателями, поэтами, композиторами, художниками), ветеранами ВОВ.

Творческая деятельность учащихся: конкурсы рисунков на асфальте «Любимый город», детских творческих работ в библиотеке им. Ерошенко, конкурс рисунков «Родное Белогорье», выставки поделок из природного материала, выступления ансамбля «Веретенце».

Участие в благотворительных акциях: «Помоги детскому дому», «Белая ромашка», «Подарок солдату», «Ветеран живёт рядом».

Осуществляется тесное сотрудничество с социальными партнёрами: ГДТ (кружковая работа), филармония (музыкальный лекторий), комната школьника «Факел», МНК, ГДК, областной кукольный театр.

Работа по этим направлениям даёт определённые результаты в обучении и воспитании младших школьников. Она способствует развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся, формирует положительную мотивацию к обучению, увеличивает результативность подготовки по всем предметам начальной школы, позволяет в значительной мере повысить творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности через использование краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе, воспитывает любовь к родному краю, интерес к его прошлому и настоящему.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СТАНДАРТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

Минимум содержания образования

по предметам начальной ступени обучения (1-4 классы)

Учебный предмет «Математика»

Изучение учебного предмета

«Математика» с использованием регионального компонента

на ступени начального общего образования предполагает

· развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков на основе краеведческого материала, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

· освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике, используя исторические, статистические, экономические данные по родному краю;

· воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни родного края.

и направлено на достижение следующих целей:

· формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;

· формирование математических знаний на основе данных Белгородской области;

· воспитание интереса к математике через краеведческий материал.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Числа и вычисления

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >. Числовые сведения о разнообразии животного мира Белгородской области.

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Отношения «больше на…», «меньше на…». Числовые сравнения данных по природным ресурсам.

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Отношения «больше в… », «меньше в… ». Деление с остатком. Составление задач на основе сведений об образовательных ресурсах края.

Арифметические действия с нулем. Основные числовые данные о водоемах Белгородской области.

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.

Перестановка слагаемых в сумме. Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число.

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Способы проверки правильности вычислений. Данные по заповедникам и заказникам Белгородской области для составления арифметических выражений.

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Использование статических данных различных областей по Белгородской области при работе с величинами.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Применение данных экономического развития области для установление зависимостей между величинами

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Составление различных видов текстовых задач на основе краеведческого материала.

Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Измерение геометрических величин

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади, перед, после, между и др. Использование сведений о флоре и фауне родного края.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Распознавание и изображение геометрических фигур через архитектурные объекты Белгорода.

Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника. Составление задач на основе о сельскохозяйственных угодьях Белгородской области

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

· последовательность чисел в пределах 100 000;

· таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

· таблицу умножения и деления однозначных чисел;

· правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

· первичные данные о родном крае

уметь

· читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000;

· представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

· пользоваться изученной математической терминологией;

· выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

· выполнять деление с остатком в пределах ста;

· выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

· выполнять вычисления с нулем;

· вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);

· проверять правильность выполненных вычислений;

· решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

· чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

· распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

· вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

· сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

· пользоваться числовыми данными по Белгородской области при различных математических операциях;

использовать

приобретенные знания по Белгородской области в практической деятельности и повседневной жизни:

· при ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

· сравнении и упорядочении объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

· определении времени по часам (в часах и минутах);

· решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

· оценке размеров предметов «на глаз»;

· самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).


Минимум содержания образования

по предметам начальной ступени обучения (1-4 классы)

Учебный предмет «Русский язык»

Изучение учебного предмета

«Русский язык» с использованием регионального компонента

Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

­ Изучать язык как культурно-исторический процесс, проходящий в своем развитии несколько этапов, с использованием регионального компонента;

­ Развивать все виды речевой деятельности школьников с использованием произведений белгородских поэтов и писателей;

­ Формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой на основе краеведческих текстов;

­ Знакомить учащихся с самобытностью Белгородчины и его спецификой;

­ Воспитывать бережное отношение к родному языку и родному краю.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Фонетика и графика

Гласные звуки, гласные буквы; согласные звуки звонкие и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие, согласные буквы; гласные ударные и безударные с использованием фольклора Белгородской области. Ударение, слог. Русский алфавит (выдающиеся люди Белгородчины). С использованием материала книги Липич С.Н «Путешествие по Белгородской области» (материалы по краеведению к урокам русского языка в начальной школе).

Морфология

Имя существительное. Род, изменение имен существительных по числам, падежам. Правописание падежных окончаний существительных. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Правописание падежных окончаний прилагательных в поэтических произведениях Б. Осыкова, В. Буханова, В. Молчанова. Глагол. Неопределенная форма глагола. Время, лицо, число глагола. Спряжение глагола. Правописание не с глаголами. Личные местоимения. Предлог. Состав слова. Значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Однокоренные слова. На материале произведений В. Шаповалова, В. Брагина, Б. Осыкова.

Синтаксис и пунктуация

Предложение. Предложения повествовательные и вопросительные. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды); однородные члены предложения (Реки Белгородской области, сборник «Родное Белогорье»). Союзы и, а, но при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Работа с текстами произведений Белгородских авторов: Ю. Макарова, М. Новак, Е. Дубравного.

Орфография

Употребление больших букв на примере географических названий Белгородской области. Правописание ь и ъ. Правописание предлогов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова (использование материала сборника «Родное Белогорье»: заповедные места, история края, святыни родной земли, мир животных, бесценный дар земли Белгородской для составления диктантов, изложений, контрольного списывания). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глагола на примере изучения истории Белгородчины.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» с использованием регионального компонента ученик должен:

Различать

· имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; виды предложений по цели высказывания и интонации; главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения; грамматическую основу предложения и строение (главное и зависимое слово), словосочетания, предложения с однородными членами.

Выделять, находить :

· грамматическую основу простого двусоставного предложения; в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные).

Решать практические задачи :

· проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу; характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки), определять синтаксическую роль изученных частей речи в предложении; составлять план текста; составлять собственный текст по заданному плану. Пользоваться приобретенными знаниями о Белгородской области при решении практических задач по русскому языку.

Применять правила правописания :

· падежных окончаний имен существительных; суффиксов имен существительных; падежных окончаний имен прилагательных; суффиксов имен прилагательных; словарных слов, определенных программой; постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Приобретенные знания по Белгородской области в практической деятельности и в процессе обучения.

Минимум содержания образования

по предметам начальной ступени обучения (1-4 классы) литературному чтению, изобразительному искусству и художественному труду, окружающему миру

Учебный предмет «Литературное чтение»

Изучение учебного предмета

««Литературное чтение» с использованием регионального компонента

на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с произведениями писателей и поэтов Белгородской области и направлено на достижение следующих целей:
формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;
формирование общих представлений о литературном наследии Белгородской области;
воспитание интереса к творчеству писателей и поэтов родного края;
развитие нравственных чувств, уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Белгородской области.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Произведения устного народного творчества народов, проживающих на территории Белгородской области: сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).

Художественные произведения писателей и поэтов Белгородской области:

В. Шаповалова, Е.Дубравного, Ю.Макарова, Н.Рыжих, Б.Осыков, В.Молчанова, В.Черкесова, И. Чернухина, В. Белова и др.

Основные темы детского чтения: произведения о малой родине, о природе, о детях, о труде, о взаимоотношениях людей, о приключениях.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведений, их характеры и поступки.
Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение.

Виды речевой деятельности (речевые умения)

Говорение. Участие в диалоге о произведениях устного народного творчества народов, проживающих на территории Белгородской области, художественных произведениях писателей и поэтов Белгородской области. Составление небольших монологических высказываний о прочитанных произведениях. Пересказ содержания прочитанных произведений.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения, небольших сообщений; понимание основного содержания произведений устного народного творчества народов, проживающих на территории Белгородской области, произведений поэтов и писателей Белгородской области использованием технических средств обучения).
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал; соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильной интонации. Нахождение в тексте необходимой информации (герои произведения, время и место действия).

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение» с использованием регионального компонента произведения устного народного творчества народов, знать имена известных писателей и поэтов Белгородской области, основные факты их биографии, названия и основное содержание их произведений (не менее 2-3);
уметь различать жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение;
уметь пересказывать текст с использованием изобразительно-выразительных средств языка и диалектных слов;
уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
уметь самостоятельно подбирать произведения устного народного творчества, а также художественные произведения писателей и поэтов Белгородской области на заданную тему;
уметь работать с разными источниками информации (детскими периодическими изданиями, справочниками, словарями, энциклопедиями);
уметь высказывать (в устной и письменной форме) оценочные суждения о прочитанном произведении;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Обязательный минимум содержания основных образовательных программы «Изобразительное искусство и художественный труд»

Первоначальные сведения о творчестве известных художников Белгородской области: С.Косенкова,

Традиции и быт населения Белгородской области. История костюма и особенности орнамент Белгородской области.
Промыслы и ремесла нашего края. Материалы, используемые для развития народных промыслов и ремесел в области. Ведущие художественные и краеведческие музеи Белгородской области

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения учебного предмета «ИЗО и художественный труд» обучающийся должен:
знать имена известных художников Белгородской области
знать произведения известных художников Белгородской области и называть имена их авторов (не менее 2-3);
знать ведущие музеи Белгорода; уметь выражать собственное мнение о произведении изобразительного искусства;
знать театры города и их наиболее известные постановки;
знать традиции, быт, промыслы и ремесла населения,;
уметь декоративно оформлять изделия с использованием местного орнамента.

Учебный предмет «Окружающий мир»

Изучение учебного предмета «Окружающий мир» с использованием регионального компонента на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с географическим положением Белгородской области, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на достижение следующих целей:
- формирование общих представлений о своеобразии природы области;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе нашего края, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;
- формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Белгородской области);
- воспитание бережного отношения к природе нашего края

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Общие сведения о Белгородской области

Наш край на карте России.

Белгород — административно-политический центр области.
Символика страны, области и города. Геральдика. Гербы городов

Белгородской области.

Памятные места Белгородчины.

Природа

Природные ресурсы: вода, атмосфера, почва, растительный и животный мир Белгородской области. Природные зоны области.
Основные водоёмы Белгородской области: названия рек и озёр.
Формы поверхности (равнина, горы, холмы, овраги).
Полезные ископаемые, их использование человеком.
Животный мир края (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, грибы и другие). Разнообразие видов, условия, необходимые для жизни.
Заповедники и заказники Белгородской области.

Человек и природа

Природа как важнейшее условие жизни человека.
Влияние деятельности человека на природу нашего края.
Экология. Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области).

Опыт практической деятельности

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.
Умение узнавать отдельные виды растений и животных.
Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности.
Оценка своего и чужого поведения в природе.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» с использованием регионального компонента обучающийся должен:
знать символы города и области — флаг и герб;
знать и уметь показывать на карте населённые пункты Белгородской области; знать полезные ископаемые, встречающиеся на территории края, уметь показывать их месторождения на карте;
знать представителей растительного и животного мира области, особенности их внешнего вида и жизни;
уметь приводить примеры природных явлений, которые можно наблюдать на территории области; знать заповедные места Белгородской области; знать редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу нашего края; уметь оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в ее охране.

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок математики «Числа от 1 до 5. Состав числа 5 из двух слагаемых» (1 класс)

Липич С. Н., учитель начальных классов

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Задачи: 1)продемонстрировать состав числа 5 через различные модели действий;

2)создать условия для самостоятельного выполнения учащимися анализа способов действий при повторении состава чисел от 1 до 5;

3)способствовать воспитанию любви к родному краю через любовь к природе.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Учитель. Доброе утро, друзья! Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и солнышку за окном.

В прекрасный осенний, солнечный день

Учиться, представьте, совсем нам не лень.

А после уроков хотим мы опять

Побегать, попрыгать, в лесу погулять!

Учитель. Вот я и предлагаю всем отправиться в один из заповедников Белгородской области, название которого вы отгадаете, если правильно покажете, какие числа пропущены в числовом ряду.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Б О О Ь !

Как называется заповедник? Прочитайте. («Белогорье»).

II . Подготовка к работе на основном этапе .

Сообщение темы урока.

Учитель. Сколько карточек мы открыли? Как выдумаете, почему именно 5? Сегодня мы повторим состав числа 5. Наша задача – научиться образовывать число 5 из двух различных частей.

III . Основной этап урока.

Физминутка с элементами динамики и логическим заданием.

Учитель. А сейчас вам нужно быть очень внимательными и повторять за мной только те действия, которые мы могли бы делать, находясь в лесу нашей области.

Вот мы входим в заповедный лес и видим высокие деревья

(потянулись, руки вверх, пошевелили кистями рук).

На сосне – белочка (поворот, помашите ей рукой).

А там – мелькнул зайчик (поворот, и его приветствуем).

А за ним – лиса (погрозите ей пальчиком).

А на елке лакомится шишками ловкая обезьянка.

Учитель. Почему здесь не надо выполнять никаких действий? ( В наших лесах не водятся обезьянки).

-Молодцы! А теперь наша тропинка раздваивается: мы разделимся на две группы. Первая группа отправится по желтой дорожке расселять в математические домики животных.

3 ряд – перфокарты «Засели домики» ( числа 5 и 4).

Самостоятельная работа, практическая работа.

Учитель. А все остальные отправляются со мной собирать грибы. Сколько здесь съедобных грибов! Давайте разложим их в корзины разными способами.

Учитель. В эту корзину помещается 5 грибов (наборное полотно и корзина).

Дети. Я бы положил один коричневый гриб и 4 желтых.

Я бы положил 2 коричневых и 3 желтых.

Я бы положил 3 коричневых и 2 желтых.

Я бы положил 4 коричневых и один желтый.

(Ребята выполняют такую же работу на местах).

Проверка самостоятельной работы 3 ряда.

Учитель. Вот мы и встретились на полянке. Как же заселились зверюшки в лесные домики? (На доске – домики, ответы называются хором. Если правильно – хлопок).

Физминутка.

- Посмотрите-ка, пока мы собирали грибы, немного испачкались. Давайте постираем. (Под музыку).

IV . Этап применения знаний и способов действий.

Работа с учебником.

Учитель. А теперь сядем поудобнее, откроем учебники, может здесь мы тоже встретим жителей заповедника «Белогорье»? (c. 35)

Посмотрите на рисунок. Чем заняты звери и птицы осенью? Можно ли их пугать, беспокоить, шуметь в лесу? Почему? Белочка сушит грибы. Что больше: 1 или 2; 2 или 3; 3 или 4; 4 или 5; 2 или 4?

Учитель. Какая пирамидка грибов самая высокая? А самая низкая? А сейчас отгадайте такую загадку:

Белочка решила подарить медведю пирамидку грибов, в которой грибов меньше 4-х, но больше 2-х. Сколько грибов подарит белочка?

Физминутка.

Учитель. А сейчас я проверю, умеете ли вы внимательно прислушиваться в лесу и правильно вести себя в лесу.

- Наклонитесь за грибами столько раз, сколько птичка хлопнет крыльями.

- Прыгните столько раз как зайчик, сколько стукнет по дереву дятел.

V . Этап контроля и самоконтроля знаний. Работа в тетради на печатной основе.

Учитель. А теперь мы поднимемся на смотровую площадку заповедника «Белогорье» по лесенке.

Самостоятельная работа, заполнение лесенки.

VI . Итог урока.

Учитель. Зайчики из заповедника прощаются с нами. Как можно распределить их в две группы разными способами?

VII . Рефлексия.

Учитель. А на чудо–дереве в заповеднике сейчас расцветут волшебные цветы. Они расцветут у тех, кому на уроке сегодня было интересно, кто не устал и хотел бы еще прийти в этот заповедник.

На доске расположено дерево с разноцветными ветками, на которые крепятся разные цветы для повторения состава числа 5.

Урок русского языка «Изменение имен существительных

по падежам» (3 класс)

Хидьгора С. В., учитель начальных классов

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.

Задачи : 1)создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать, делать выводы;

2)обеспечить развитие у школьников умений сравнивать;

3)способствовать развитию интереса к творчеству знаменитых людей Белгородчины.

Оборудование: компьютерная презентация, разноцветные карточки, перфокарты.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II .Сообщение темы урока .

На экране записано высказывание:

Он был великий артист, артист по призванию и по труду. (А.И.Герцен)

Учитель. Как вы думаете, кому из наших земляков посвящены эти слова?

(Михаилу Семёновичу Щепкину).

-Почему именно этому человеку?(Это великий актёр. Ещё, будучи крепостным, он был по-настоящему предан любимому делу. Всю жизнь он посвятил актёрскому мастерству).

Учитель. На экране портрет Михаила Семёновича. Сегодня на уроке мы будем говорить не только о творчестве и биографии Щепкина, но и закрепим умения и навыки в изменении имён существительных по падежам.

III . Подготовка учащихся к работе на следующих этапах.

Ученики выступают в роли актёров. Каждый актёр представляет какой-либо падеж.

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - КТО? И ЧТО?-

Ни с чем не спутает никто.

А – я родительный.

Характер мой – общительный.

КОГ? ЧЕГО? – и вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И «С», и «ДО», и «У», и «ИЗ»-

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

Я – называюсь дательным.

Работаю старательно.

КОМУ отдать? К ЧЕМУ призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом «К» порой дружу,

Но и один гулять хожу.

А – я винительный падеж,

КОГО позвать, во ЧТО играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

А – я творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! – ЧЕМ? Торите! – С КЕМ?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам «ПЕРЕД», «ПОД» и «НАД»

В любой момент я очень рад.

А – я падеж предложный.

Со мною – случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О КОМ, О ЧЁМ я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «В», и «О», и «ПРИ»

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О ЧЁМ мечтать и в ЧЁМ гулять.

IV .Словарная работа (по группам).

На экране записаны слова:

Ру…кий, п…мятник, т…атр, …ктёр.

1 группа

Учитель. Вставьте пропущенные буквы, из данных слов составьте словосочетания, определите падеж имён существительных: русский актёр, памятник актёру, русский театр.

2 группа

Учитель. По данной схеме составьте предложение. В предложение включить слова, которые видите на экране.

(Памятник русскому актёру расположен около Драматического театра.)

Проверка заданий проходит вместе с учителем.

V . Работа с деформированным предложением.

Учитель. Восстановите предложение.

Театр, государственный академический, драматический, Белгородский, великого, земляка, имя, носит, Михаила Семёновича Щепкина.(Белгородский государственный академический драматический театр носит имя великого земляка Михаила Семёновича Щепкина).

VI . Закрепление знаний и способов действий.

Первая группа с помощью зелёных карточек повторяет падежи и вопросы. Карточки нужно сложить в соответствующей конфигурации (в одной части фигуры написаны падежи, в другой вопросы падежей). Затем учащиеся работают с желтыми карточками. На них представлен текст:

Щепкин стал актёром ещё в школе. Он сыграл главную роль в комедии. Представление происходило на Масленицу. К спектаклю долго готовились.

Учитель. Выписать имена существительные с предлогами, определить падеж имён существительных.

Вторая группа работает по перфокартам. С помощью стрелок соотнести слово с падежом.

драматургом родительный падеж

музея творительный падеж

актёра дательный падеж

пьесе винительный падеж

о комедии именительный падеж

освобождение предложный падеж

На экране записаны ответы. Учащиеся двух групп выполняют самопроверку.

VII . Физкультминутка.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс.

Приседайте и вставайте,

Земляка не забывайте.

VIII . Самостоятельная работа.

1 группа.

Учитель. Списать текст, существительные поставить в нужной форме, если необходимо добавить предлоги. Определить падеж имени существительного и назвать член предложения, которым является данное существительное.

Щепкин родился (село) Красном. В юности играл в театре, который принадлежал (граф). В Москву приехал настоящим (мастер). В нашей стране есть три памятника великому (актёр).

Проверка производится вместе с учителем.

2 группа: работа по учебнику, упражнение 1,с. 15.

Учитель. Списать, имена существительные поставить в нужной форме, определить падеж.

Тень от (сосна), конверт для (письмо), стоять у (доска), добраться до (дом), уехать без (друзья), коробка из (картон).

Ученики выполняют взаимопроверку.

IX . Работа с деформированным текстом.

Учитель. Пронумеровать предложения в таком порядке, чтобы слово «село» изменялось по падежам, начиная с именительного и т. д.

Село Красное раньше входило в Курскую губернию.

В пятидесяти километрах от села находится город Белгород.

К селу ведёт узкая дорога между полей.

При въезде в село видна речка Пенка.

Жители гордятся своим селом.

В селе находится музей знаменитому актёру.

Учащиеся сопоставляют каждой цифре букву. Получают слово – Щепкин.

X . Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Какой этап урока был наиболее интересным?

- О ком из знаменитых земляков хотели бы поговорить на следующих уроках?

Урок окружающего мира «Судьба природы - наша судьба» (3 класс)

Смелянская В.С., учитель начальных классов

Рыбе - вода , птице - воздух, зверю- лес, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу-

значит охранять Родину.

М.Пришвин

Тип урока: комбинированный

Задачи : 1)показать красоту родной природы;

2)создать условия для развития познавательной активности учащихся;

3)воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: карта Белгородской области, картины природы, птиц, насекомых, животных, рисунки - плакаты на тему: «Защитим природу!», 3 кроссворда на плакатах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II .Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой - решать экологические задачи. Как вы понимаете тему урока? (Ответы учащихся).

Учитель. Посмотрите на доску. Здесь написано высказывание М.М.Пришвина. Как вы думаете, что М.Пришвин считает необходимым человеку?

Вывод: Родина включает в себя все - и птиц, и рыб, и зверей, и горы, и воздух.

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель. Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилье, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. В руках человека красота и богатство родной земли.

III . Повторение изученной темы «Природные зоны».

1) Установить стрелками соответствие (вызываются 3 ученика).

Растения

Природные зоны

Ковыль, тюльпан

Арктика

Ель, береза, сосна

Тундра

Мхи, лишайники

Лесная

Карликовая ива

Степь

Учитель. Нашли правильное слово – значит, правильно выполнили.

2) 1.Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», питаются рыбкой. (Чайки)

2. Близкий родственник тюленей. (Морж)

3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал. (Кайры)

4. На них очень любит охотиться белый полярный медведь. (Тюлень) 5.Самое распространенное растение полярных районов. (Лишайники)

6. Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит)

7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы. (Рачки)

3) 1. Доброе, хорошее на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит. (Солнце)

2. Пушистый ковер не руками ткан, не иголками сшит,

При солнце, при месяце серебром блестит.(Снег)

3.Кто зимой в трубе шумит? (Ветер)

4.Два братца в воду глядят, никак не сойдутся. (Берега реки)

5.Бежит, бежит - не выбежит, течет, течет не вытечет. (Река)

б) Игра «Получи пятерку»

Учитель диктует вопросы, дети - пишут ответы буквами (А и Б) в тетрадях.

Карточка 1.

1.Пеликаны, вараны, джейраны, лебеди, цапли, кабаны - взяты под охрану.

Что нужно сделать, чтобы сохранить природу этой зоны?

А)Строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники.

Б)Перевозить этих животных пустыни в другие места с благоприятными условиями.

Карточка 2.

1 .Как называется самая большая на Земле пустыня?

А)Пустыня Гоби.

Б)Пустыня Сахара.

Карточка 3.

1. Почему по следу оленя идут его «пастухи» (лисы, волки, песцы)?

А)Чтобы полакомиться остатками пищи, найденной оленями.

Б)Они поджидают ослабленных животных, чтобы их отловить.

IV . Работа по теме урока.

Учитель. В какой природной зоне мы живем? (Западная, Центральная и Восточная – лесостепная. Юго-восточная – степная).

Учитель. Располагается на острогах Средне-Русской возвышенности, изрезана балками и оврагами. Холмистая равнина. Характерная особенность ландшафта - меловые обнажения. Климат умеренный, средняя продолжительность солнцестояния - 1800 часов в год.

Учитель. Послушаем сообщения наших экологов о том, какая работа по охране природы ведётся в Белгородской области.

1 эколог. Разработана Программа оздоровления экологической обстановки в области на 2000-2005 годы, расчистка рек Оскол, Тихая сосна, Везелка, Валуй, Айдар. Действуют 30 общественных экологических объединений; разбиты 40 новых парков, скверов, аллей; в Белгороде заложен Ботанический сад; готовятся мероприятия в честь Всемирного дня Земли (22 апреля), Всемирного дня охраны окружающей среды (5 июня).

2 эколог. На предприятиях города и области установлены пылеулавливающие устройства; производственные процессы переведены на газообразное топливо; сократились выбросы на Лебединском ГОКе на 563 тонны в год.

3 эколог. Проводится операция «Чистый воздух» - проверка и замеры токсичности и количества выхлопных газов автомобилей.

4 эколог. В 1999 году создан Государственный природный заповедник «Белогорье», включающий 5 заповедных участков.

1. Старейший заповедный участок «Лес на Ворскле» (основан в 1922г. на территории бывшей «Заказной рощи» графов Шереметьевых на правом берегу реки Ворскла; возраст дубов - 250-300 лет, 25 видов мхов, 900 видов грибов, 61 вид лишайников, 550 видов цветковых и папоротникообразных. Заповедный участок имеет дендропарк, 230 видов экзотических растений с Дальнего Востока, Сибири, Канады, Кавказа, Крыма).

2. Заповедный участок «Отрасьевы Яры» (создан в 1995г., площадь 90 га, 400 видов растений).

З.Заповедный участок «Ямская степь» (создан в 1935году в 12 км от города Губкин, площадь 566га, 661 вид высших сосудистых растений, 20 видов растений и животных занесены в Красную книгу).

4. Заповедный участок «Лысые горы» (создан в 1933 году в 7 км от города Губкин. Ценность - степь и естественный широколиственный лес, 506 видов цветов, 17 видов млекопитающих, 84 вида птиц, 5 видов земноводных и пресмыкающихся).

5. 3аповедный участок «Стенки Изгорья» (создан в 1995г., площадь 267 га. Расположен в 9 км от города Новый Оскол; имеется нагорная дубрава с меловыми соснами, ковыльные степи, меловые обнажения).

V . Физкультминутка. (Звучит музыка или голоса птиц).

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

VI . Исследовательская работа.

Учитель. Работаем группами по 4 человека (группа постоянная). Будем решать экологические задачи. Группа, которая подготовится первой, сразу посылает представителя с правильным ответом.

1.Какие цветы можно дарить на день рождения?

А) Любые цветы, которые тебе нравятся

Б) Букет можно составить только из тех цветов, которые выращены

человеком.

2. Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

А) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.

Б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места.

3.Можно ли брать с собой в лес собаку?

А) Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

Б) Собаку можно выгуливать в лесу, чтобы она не мешала людям.

4.Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь всего 3-4 цветка?

А) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.

Б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе.

5. Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?

А) Да, нанесешь. Ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.

Б) Нет, мелкие грибочки очень вкусны.

VI I . "В мире интересного"

Сообщения детей, подготовивших самые интересные сведения из жизни растений, животных и насекомых.

1 ученик. Колокольчик уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма - в 2 раза.

2 ученик. Единственный костер загрязняет воздух так же, как 5200 человек. Место под костром не зарастает 5-7 лет.

3 ученик. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, и они исчезнут.

4 ученик. Оберегая лягушку, мы помогаем выжить цапле, которая ими питается.

5 ученик. Крапива раны вычистит и заживит, т.к. в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Она хорошо останавливает кровь, укрепляет волосы.

VII I . Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Какие правила поведения на природе мы должны знать? (Ответы детей по «цепочке»).

-Что нам дает природа?

Дети выносят плакаты:

Красота - лес, цветы, снежинки.

Доброта - покормить птичку зимой, не рвать, а любоваться цветами.

Источники здоровья - вода, солнце, воздух.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


Тестовое задание по предмету «Окружающий мир»

на основе краеведения для 2 класса

Липич С.Н., учитель начальных классов

1.В каком году образована Белгородская область?

а) в 1984 в) в 1964

б) в 1954 г) в 1934

2.Сколько районов сейчас входит в Белгородскую область?

а) 16 в) 21

б) 15 г) 19

3.Кто в настоящее время является губернатором нашей области?

А) Г.Г.Голиков в) В.В.Потрясаев

Б) А.Б.Манаков г) Е.С.Савченко

4.Какую символику имеет Белгородская область?

а) герб в) герб, флаг и гимн

б) герб и флаг г) герб, флаг, конституцию и гимн

5.В каком году был утверждён флаг Белгородской области?

а) в 2000г. в) в 2003г.

б) в 2002г. г) в 1954г.

6.Когда отмечается День флага Белгородской области?

А) 12 декабря в) 7 ноября

Б) 14 октября г) 5 декабря

7.Добычей какого полезного ископаемого знаменита наша область?

а) золота в) железной руды

б) нефти г) каменного угля

8.Назовите самую крупную реку Белгородской области.

а) Везёлка в) Северский Донец

б) Разуменка г) Тихая сосна

9.Как называется главная площадь города Белгорода?

а) Красная в) Центральная

б) Соборная г) Первого салюта

10.На какой улице расположена средняя школа №20?

а) Б.Хмельницкого в) Некрасова

б) Шершнёва г) Садовой

Тестовое задание по предмету «Окружающий мир»

на основе краеведения для 3 класса

Рябцева Т.В., учитель начальных классов

Часть А

Выбери правильный ответ:

1. В каком году построен Белгород?

А) в 1563 В) в 1593

Б) в 1600 Г) в 1678

2. Какую символику имеет Белгородская область?

А) герб В) герб, флаг и гимн

Б) герб и флаг Г) герб, флаг, гимн и конституцию

3. Какой город получил своё название из-за большого скопления в нем птиц?

А) Губкин Б) Грайворон В) Короча

4 . Первый город, в котором стали добывать и перерабатывать железную руду?

А) Короча Б) Губкин В) Алексеевка

5 . Центральная площадь г. Белгорода называется:

А) Торговая В) Соборная

Б) Революции Г) Главная

6. Какое животное теперь не встречается в Белгородской области?

А) медведь В) лось

Б) лиса Г) косуля

7. Какое из сел белгородской области славилось своими гончарными изделиями?

А) Красное В) Борисовка

Б) Томаровка Г) Стрелецкое

8. Чье имя носит Белгородский драматический театр?

А) А. Пушкина В) М. Щепкина

Б) Н. Ватутина Г) В. Черкесова

9. Какие животные изображены на гербе Белгорода?

А) медведь В) лев

Б) орел Г) лось

10.В честь какого выдающегося инженера назван технологический университет г. Белгорода?

А) В.Г. Шухова

Б) Н.Л. Шершнева

В) И.А. Чернухина

Часть В

Прочитай текст:

Белгородский мел

Миллионы лет назад места, где мы живем, были под водой. Здесь вздымались теплые волны Мирового океана.

Многие морские животные имели раковины. А когда животные умирали или погибали, эти раковины падали на дно. За тысячи и тысячи лет на дне выросли целые горы раковин. Верхние раковины давили на нижние, а еще сверху все заносило песком и глиной. Под давлением многотонной тяжести из раковин спрессовывался – получался камень – известняк. А из самых мелких ракушек – мел.

Вот откуда наши меловые горы и бугры.

Океан со временем отступил, а меловые горы остались. В нашей области их особенно много. Десятки, сотни населенных пунктов словно вписаны в яркую белизну меловых круч. От Белой горы, как вы уже знаете, получил свое имя и Белгород.

Мел с незапамятных времен служит человеку. Он – ценнейшее сырье для строительной, цементной, резиновой, химической, стекольной и других отраслей промышленности. Широко используют мел в сельском хозяйстве – в качестве минеральных удобрений.

Выполни задания к тексту:

· Напишите, в связи с чем образовались меловые отложения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Как получил свое имя город Белгород?

________________________________________________________________________________________________________________________________

· Каким образом человек использует мел?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть С

Подумай и напиши сочинение – рассуждение на тему «Охрана природы Белгородской области».

Воспользуйся планом:

· Атмосфера Белгородской области

· Запасы чернозема

· Птицы и животные Белгородской области

· Растительный мир Белгородской области

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовое задание по предмету «Окружающий мир»

на основе краеведения для 4 класса

Извекова В.А., учитель начальных классов

Часть А

Выбери правильный ответ:

1. В каком году основан город Белгород ?

А)1593г. Б) 1563г.

В) 1600г. Г) 1678г.

2. В каком веке основан наш город?

А) XVI Б) XV

В) XIV Г)XVII

3.В каком поясе Земли находится Белгородская область?

А) Полярном поясе

Б) Умеренном поясе

В) Тропическом поясе

4.На какой территории расположена наша область?

А) На Среднесибирском плоскогорье

Б) На Восточно-Европейской равнине

В) На Западно-Сибирской равнине

5. Какая река протекает по территории Белгородской области ?

А) Ворскла Б) Лена

В) Амур Г) Днепр

6. Какой заповедник находится на территории Белгородской области ?

А) Остров Врангеля Б) Таймырский

В) Белогорье Г) Чёрные Земли

7.В какой климатической зоне расположена наша область?

А) Тайга Б) Степь

В) Пустыня Г) Тундра

8. Какая самая крупная птица нашей страны живёт на территории Белгородской области, занесённая в Красную книгу?

А) Степной орёл Б) Серая куропатка

В) Дрофа Г) Журавль-красавка

9.Какое полезное ископаемое прославило наш край?

А) Нефть Б) Золото

В) Железная руда Г) Торф

10.Какая почва преобладает в нашем крае?

А) Подзолистая почва

Б) Серая лесная почва

В) Болотная почва

Г) Чернозёмная почва

Часть В

Прочитай текст:

Бекарюковский бор

Уникальное, удивительное место Белогорья.

Мел - тот же камень, на нём, кажется ничего не растёт. А здесь - в Бекарюковском бору, неподалёку от Белгорода и Шебекино, на чистейшем, ослепительно белом мелу высятся роскошные сосны, устремив в небо ярко- зелёные верхушки.

Многим из этих деревьев перевалило уже за вторую сотню лет. Это так называемые реликтовые сосны - они дошли до нас со времён третичного периода. Неповторимые, поразительно выносливые деревья находятся под наблюдением и охраной учёных.

Растут реликтовые меловые сосны и ещё в нескольких местах нашего края- возле сёл Архангельское, Кошлаково, Логовое и Чураево Шебекинского района и в урочище «Стенки- Изгорья» неподалёку от города Нового Оскола.

Выполни задание к тексту:

1 .В чём уникальность Бекарюковского бора?

________________________________________________________________________________________________________________________________

2 .Почему сосны называют реликтовыми?

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где на территории нашего края встречаются реликтовые сосны?

________________________________________________________________

Занимательный материал для уроков окружающего мира

Липич С. Н., учитель начальных классов

Головоломки

На рисунке в клетки впиши названия лесных животных, обитающих в лесах Белгородской области. Правильные ответы тебе подскажут отгадки на народные загадки:

По горизонтали

1. На свинью похож, а в лесу живет.
2.Всю зиму спит,
Весной на пасеку спешит.
3. В птичник повадится – жди беды:
Рыжим хвостом заметает следы.
4. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.
5. Посреди поля белый клубок катается.

Если ты правильно отгадал все загадки, то в выделенных клетках по вертикали сможешь прочесть слово "Белка".

Ответы: 1. Кабан. 2. Медведь. 3. Лиса. 4. Волк. 5. Заяц.

Попробуй отгадать загадки о деревьях. Если ты их правильно разгадаешь, то сверху вниз по выделенным клеткам прочитаешь название дерева, изображенного на рисунке.

По горизонтали

1. Посреди поля висит полотенце с кистями.
2. Лесная черемуха растет на приземистой елочке.
3. Расцвету – побелю, аромат издаю.
4. И зимой и летом – в одежде одной.
5. Кора – для кузовка, остальное – на дрова. 6. Дерево и без ветра шумит.

Если ты правильно отгадал все загадки, то в выделенных клетках по вертикали сможешь прочесть слово "Береза".

Ответы: 1. Рябина. 2. Можжевельник. 3. Черемуха. 4. Елка. 5. Вяз. 6. Осина.

Карточки по русскому языку (3-4 класс)

Липич С. Н., учитель начальных классов

Спиши текст. Произведи звуко-буквенный анализ слов: Белгород, Донец, Везёлка.

Белгород – административный центр Белгородской области. Расположен он на берегах рек Северский Донец и Везёлка.

Существует несколько версий по вопросу даты основания города. По одной из них Белгороду – тысяча лет.

Спиши предложение, определи части речи.

Первым Белгородским губернатором был Юрий Юрьевич Трубецкой.

Спиши текст. Вставь пропущенные окончания, объясни написание.

Летом тысяча девятьсот сорок третьего года под Прохоровкой произошло крупнейшٱ танковٱ сражение, во многом решившее исход Курской Битвы и всей Великой Отечественной войны. На небольшом участке местности в бою одновременно участвовали свыше тысячи двухсот танков, значительнٱ число артиллерии и крупные силы авиации.

Задания, посвященные Великой Отечественной войне

Одной из ярчайших страниц бессмертной летописи Великой Отечественной войны является битва на Курской дуге. 50 дней, с 5 июля по 23 августа 1943 года продолжалась эта битва. По количеству войск и боевой техники, по ожесточению и напряжению она не имела себе равных в истории этой войны.

Упорядочив пропущенные в словах буквы, вы прочитаете название Курской битвы.

П...беда, плу..., же...щина, леб...дь, весе... ...ий, н...род, ...гненок;

поез..., бр...сника, се...одня, б...гаж. (Огненная Дуга)

5 июля 1943 года на позиции наших войск обрушился огонь тысяч орудий и минометов. В атаку двинулась секретная техника до 200 машин в группе. Расшифруй названия вражеских танков, переставив буквы, пропущенные в словах.

Мяко...ь, по...ода, д...ван, у...ожай; ш...ион, ко...ьки, сем...на, ф...соль, р...кета, ...арелка, ба...сук. ( "Тигр", "Пантера")

12 июля наши войска нанесли встречный удар и совершенно неожиданно для врага перешли в наступление. В танковой битве с обеих сторон участвовало до 1500 танков и крупные силы авиации. Это танковое сражение, самое грандиозное за всю Великую Отечественную войну, было выиграно советскими войсками.

23 августа освобожден город на южном фасе* Курской дуги. (* Фас – в фортификации – прямолинейный участок траншеи, хода сообщения, невзрывных противотанковых и противопехотных сообщений).

Расшифруй его название, разгадав кроссворд.

1 . Bce то, что служит для производства, составляет производство.
Букварь, пенал, тетрадки-

Держи ты их в порядке.

Они – твое...

Владей им без зазнайства.

2 . Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

3 . Поддаваться действию огня, уничтожаться огнем.

4 . Металлические ... впервые появились почти 300 лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал для себя железные ... . Их называли "скороходами". Изгиб ... обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название ... .

5 . Мебель для спанья – длинная рама с ножками и двумя спинками, на которую кладут матрац и постельные принадлежности.

6. Население государства, жители страны.

7. Ярко блестеть, переливаться, отражая свет, лучи.

На реке Северский Донец стоит город. 5 августа 1943 года он был освобожден от фашистов. Для туристов проводится экскурсия "По местам сражений и памятникам Курской битвы".

Этот город зашифрован.

Вставь в квадрат букву, чтобы получилось по три слова в каждом столбике. Из данных и вставленных букв получится название города.

Карточки по математике (4 класс)

Липич С. Н., учитель начальных классов

Разнообразен животный мир Белгородчины. Насчитывается 9000 насекомых, 300 видов пауков, моллюсков в 2 раза меньше, чем пауков, рыб в 300 раз меньше, чем насекомых, ракообразных в 3 раза меньше, чем моллюсков, млекопитающихся на 30 больше, чем рыб, птиц в 4 раза больше ракообразных. Сколько видов животных насчитывается в Белгородской области?

Дуб-великан в посёлке Дубовое посажен в 1654 году в честь дружбы между Россией и Украиной. Сколько лет растёт дуб в посёлке?

Задания, посвященные Великой Отечественной войне

Разгром фашистских войск на Кавказе позволил начать бои за освобождение Керчи и всего Крыма. 1 ноября 1943 года части 18-й армии и моряки Черноморского флота высадились в районе Эльтигена. Вслед за тем воины 56-й армии и моряки Азовской военной флотилии захватили плацдарм северо-восточнее Керчи. Неувядаемой славой покрыли себя защитники Эльтигена, вошедшего в историю под именем:

"Огненной дуги" – 24;
"Огненной земли" – 12;
"Огненного кольца" – 40.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Флора и фауна моего края

(Тест по краеведению)

1. Какие основные культуры выращивают на Белгородчине?

А) зерно Б) рис В) сахарная свекла

2. Какое самое крупное животное обитает на территории Белогорья?

А) лось Б) зубр В) як

3. Каким краем называют Белгород?

А) ягодным Б) яблочным В) мандариновым

4. Какой район славится яблоками?

А) Шебекинский Б) Корочанский В) Алексеевский

5. Каких животных можно увидеть в зоопарке Белгорода?

А) жираф Б) крокодил В) верблюд

6. Какие рыбы водятся в реках области?

А) корюшка Б) красноперка В) семга

7. Какая служба помогает людям беречь растительный и животный мир Белогорья?

А) метеорлогическая Б) экологическая В) пожарная

8. Зачем люди нашего края составляли народный календарь?

А) узнавать, какой месяц, день Б) узнавать, когда вставать, когда ложится спать

В) узнавать, когда сеять и собирать урожай

9. Какие заповедники находятся на территории Белгородской области?

А) Ямская степь Б) Воронежский В) Центральносибирский Г) Прохоровское поле Д)Черные Земли Е) Ростовский

10. Какие животные занесены в Красную книгу области?

А) заяц-русак Б) кабан В) выхухоль Г) степная гадюка Д) филин Е) косуля

11. Какие растения занесены в Красную книгу области?

А) пион тонколистный Б) первоцвет весенний В) пион кавказcкий

Г) меч-трава Е) козлобородник 12. продолжить цепь питания

МОЙ ГОРОД

(Тест по краеведению)

1. С именем какого поэта связано открытие Литературного музея?

А) Некрасова Н.А Б) ПушкинаА.С. В) ТолстогоЛ.Н.

2. Кто такой Шуров В.Н.?

А) Публицист Б) Пианист В) Фольклорист

3. Какая билиотека есть в Белгороде?

А)Островского Б) Ленинская В) Толстого

4. Назовите сказочника Белгорода!!!

А) ЛитвиновЮ.М. Б) МакаровЮ.И. В) Шуров В.Н.

5. Что скрыто под. названим «Белгородский алфавит»?

А) Справочник Б) Словарь В) Сборник

6. Какая улица есть в Белгороде?

А) Цветочная Б) Садовая В) Клубничная

7. Какой музей есть в городе?

А) Космонавтики Б) Шоколада В) Художественный

8. Что связано с 1954 годом?

А) Образование области Б) Освобождение города В) Создание Диорамы

9. Чье имя носит драмматический театр?

А) Ватутина Н.Ф. Б) Косенко В) ЩепкинаМ.С.

10. Назови самый большой музей города!

А)Диорама Б)Литературный В) Народной культуры

11. Какой из перечисленнях парков центральный?

А) Южный Б) Имени Гагарина В) имени Ленина Г)Победы