Организация Объединенных Наций
|
HRI/CORE/PER/2010
|
|
Международные договоры по правам человека
|
Distr.:
26 July 2011
Russian
Original:
|
Базовый документ, являющийся составной частью докладов государств-участников
Перу*
[8 июля 2010 года]
Содержание
Пункты Стр.
I. Введение 1−4 3
II. Общая информация о представляющем доклад государстве................................................. 5−36 3
A. Демографические, экономические, социальные и культурные особенности................................................................................... .................. 5−11 3
B. Конституционная, политическая и правовая структура.............................................. 12−36 21
III. Общие рамки защиты и поощрения прав человека................................................................. 37−72 28
A. Принятие международных норм в области прав человека......................................... 37−41 28
B. Правовые рамки защиты прав человека на национальном уровне.......................... 42−57 33
C. Рамки поощрения прав человека на национальном уровне........................................ 58−65 35
D. Процесс представления докладов на национальном уровне...................................... 66−72 36
I. Введение
1. Настоящий доклад в значительной мере базируется на содержании документа под названием "План Перу-2021: Стратегический план национального развития"[1]
, который был в текущем году представлен перуанским Национальным центром стратегического планирования и находится сейчас на рассмотрении в различных государственных ведомствах и организациях гражданского общества.
2. В основе плана "Перу-2021" лежат принципы Всеобщей декларации прав человека, концепция развития как условия обретения свободы и политика государства национального согласия. Достижение консенсуса по столь значимому программному документу, не имеющему аналогов в истории Перу, рассматривается как весьма важная задача. Любой демократический строй должен опираться на прочные институты, не только ограждающие права человека от нарушений, но и обеспечивающие их поддержку и укрепление.
3. Если говорить о практических примерах, то начиная с 2007 года в Перу внедряется подход к составлению государственного бюджета, ориентированный на конкретные результаты, который обеспечивает выработку стратегических программ, ставящих во главу угла базовые нужды населения. Это подразумевает повышение эффективности затрат, реформирование административных структур, ускоренное внедрение достижений науки и техники, деполитизацию управления, децентрализацию политической власти и властных полномочий, а также другие меры позитивного характера; помимо непосредственных полезных результатов это способствует решению такой важнейшей общенациональной задачи, как воспитание безусловного уважения к правам человека и обеспечение их неукоснительного соблюдения.
4. Подход, основанный на таком уважении к правам человека, позволит воплотить в жизнь принятую Организацией Объединенных Наций концепцию развития человеческого потенциала, которая носит комплексный характер, вбирая в себя понятия политической свободы, гражданских прав, широких экономических и социальных возможностей, защиты личности и транспарентности государственного управления. Именно так эта концепция трактуется в плане "Перу-2021".
II. Общая информация о представляющем доклад государстве
А. Демографические, экономические, социальные и культурные особенности
5. Динамика основных макроэкономических показателей Перу указывает на наличие в стране стабильной экономики, позволяющей государству активнее проводить курс на повышение качества жизни уязвимых групп населения, включая меры социальной интеграции инвалидов.
6. В этой новой ситуации появляются предпосылки для углубления реформ государственного аппарата, в ходе которых основные усилия направляются на улучшение качества предоставляемых гражданам услуг; на общенациональном уровне были приняты соответствующие программные документы, имеющие обязательную силу для государственных учреждений (декрет Верховной власти, утвержденный Председателем Совета министров в 2007 году); в том же году началось внедрение методики составления бюджетов, ориентированной на результаты, цель которой − придать первоочередной характер усилиям по достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и повысить эффективность расходования государственных средств.
7. В социальной политике было решено отойти от концепции, сводившейся к оказанию помощи нуждающимся, и перенести акцент на первоочередное развитие "человеческого капитала", при котором предпочтение отдается финансированию проектов, носящих устойчивый характер и рассчитанных на реализацию с участием гражданского общества; это принципиально важно для поощрения активной и бдительной гражданской позиции, способствующей повышению транспарентности и расширению доступа к общественной информации, а также для снижения уровня коррупции в государственном секторе, чему международное сообщество и государственные органы Перу придают особое значение, учитывая прямую связь усилий по борьбе с коррупцией с этическим поведением государственных служащих и созданием атмосферы правовой стабильности, которая в свою очередь способствует привлечению в экономику страны частных, в том числе иностранных, капиталовложений, столь важных для расширения занятости.
8. Нельзя не упомянуть и об обстановке политической стабильности, в которой сейчас живет Перу благодаря свободному волеизъявлению народа на проводимых каждые пять лет всеобщих выборах, а также на выборах в региональные и муниципальные органы власти, способствующих укреплению процесса децентрализации, который в последние годы приводит к реальной передаче на места функций, полномочий и бюджетных ресурсов.
1. Демографические показатели
9. Соответствующие данные приводятся ниже.
Численность населения, фактические и прогнозируемые показатели роста численности населения Перу
(в тыс. человек)
Год
|
1940
|
1961
|
1972
|
1981
|
1993
|
2007
|
2011
|
2021
|
2050
|
Численность населения
|
7 023
|
10 217
|
13 953
|
17 760
|
23 073
|
28 482
|
29 798
|
33 149
|
40 111
|
Годы
|
1940−1961
|
1961−1972
|
1972−1981
|
1981−1993
|
1993−2007
|
2007−2011
|
2011−2021
|
2021−2050
|
Темпы роста численности населения за соответствующий период (в процентах)
|
1,80
|
2,87
|
2,72
|
2,20
|
1,52
|
1,14
|
1,07
|
0,66 2050: 0,33
|
Возрастная структура населения Перу по состоянию на июль 1950 года и июль 2005 года
Количество иждивенцев на одного трудоспособного жителя Перу: динамика в масштабах страны в 1950−2050 годах и данные по департаментам за 2007 год
Численность населения Перу по географическим регионам
Географический регион
|
Численность населения
|
Доля (в процентах)
|
Север
|
7 057 807
|
25,7
|
Юг
|
4 446 651
|
16,2
|
Центр
|
4 047 364
|
14,8
|
Восток
|
2 538 247
|
9,3
|
Лима (город)
|
8 482 619
|
30,9
|
Лима (провинции)
|
839 469
|
3,1
|
Всего
|
27 412 157
|
100
|
Основные демографические показатели Перу, 2007 год (в процентах)
Показатель
|
Уровень
|
Лима и Кальяо
|
Географический регион
|
Всего по стране
|
Высший
|
Низший
|
Север
|
Центр
|
Юг
|
Восток
|
Темпы роста численности населения, 1993−2007 годы
|
3,5
|
0,4
|
2,1
|
1,3
|
1,4
|
1,3
|
2,1
|
1,6
|
Темпы роста численности населения, 1981−1993 годы
|
6,1
|
-0,2
|
2,7
|
2,2
|
1,3
|
2,1
|
4,4
|
2,2
|
Плотность населения (количество жителей на км2
)
|
5 966
|
1,3
|
Лима: 242,7 Кальяо: 5 966,0
|
50,4
|
21,2
|
16,6
|
6,3
|
22,0
|
Демографическая ситуация в Перу в сравнении с общемировой
Показатель
|
Перу
|
Латинская Америка
|
Развивающиеся страны
|
Страны ОЭСР
|
Весь мир
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (в годах), 2005 год
|
70,7
|
72,8
|
66,1
|
78,3
|
68,1
|
Уровень грамотности (в процентах от численности населения старше 15 лет), 1995−2005 годы
|
87,9
|
90,3
|
76,7
|
78,6
|
Темпы роста численности населения, 1975−2005 годы (в процентах)
|
2
|
1,8
|
1,9
|
0,8
|
1,6
|
Темпы роста численности населения, 2005−2015 годы (в процентах)
|
1,2
|
1,2
|
1,3
|
0,5
|
1,1
|
Численность населения моложе 15 лет в 2005 году (в процентах)
|
31,8
|
29,8
|
30,9
|
19,4
|
28,3
|
Численность населения моложе 15 лет к 2015 году (в процентах)
|
27,4
|
26,3
|
28
|
17,8
|
26
|
Численность населения старше 65 лет в 2005 году (в процентах)
|
5,6
|
6,3
|
5,5
|
13,8
|
7,3
|
Численность населения старше 65 лет к 2015 году (в процентах)
|
6,7
|
7,7
|
6,4
|
16,1
|
8,3
|
Коэффициент фертильности (количество рождений на одну женщину), 1970−1975 годы
|
6
|
5
|
5,4
|
2,6
|
4,5
|
Коэффициент фертильности (количество рождений на одну женщину), 2000−2005 годы
|
2,7
|
2,5
|
2,9
|
1,7
|
2,6
|
Доля населения, имеющего доступ к улучшенной санитарии, 2004 год (в процентах)
|
63
|
77
|
49
|
96
|
59
|
Доля населения, имеющего доступ к улучшенным источникам водоснабжения, 2004 год (в процентах)
|
83
|
91
|
79
|
99
|
83
|
Доля населения, страдающего от недоедания, 2002−2004 годы (в процентах)
|
12
|
10
|
17
|
17
|
Удельный вес городского населения, 2005 год (в процентах)
|
72,6
|
77,3
|
42,7
|
75,6
|
48,6
|
Удельный вес городского населения к 2015 году (в процентах)
|
74,9
|
80,6
|
47,9
|
78,2
|
52,8
|
Коммунальные службы
Обеспеченность населения Перу системами водопровода и канализации, 2003−2007 годы
Вид услуг
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
2006 год
|
2007 год
|
Водоснабжение
|
Всего
|
68,6
|
68,0
|
67,2
|
68,6
|
68,6
|
Городские районы
|
84,7
|
85,1
|
85,6
|
86,3
|
86,8
|
Сельские районы
|
38,7
|
36,3
|
33,0
|
35,7
|
34,6
|
Канализация
|
Всего
|
49,4
|
50,9
|
51,3
|
52,2
|
53,3
|
Городские районы
|
73,5
|
75,4
|
75,6
|
77,2
|
77,8
|
Сельские районы
|
4,7
|
5,5
|
6
|
5,8
|
7,7
|
Обеспеченность населения электроэнергией в разных странах, 2005 год
Охват населения телекоммуникационными услугами (в процентах)
Беспроводная телефонная связь (на 100 жителей в 2008 году)
|
|
Проводная телефонная связь (на 100 жителей в 2007 году)
|
|
Показатели охвата населения Перу телекоммуникационными услугами
Показатель
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
Плотность проводной телефонной сети (на 100 жителей)1, 2
|
6,3
|
6,2
|
6,0
|
6,2
|
6,8
|
7,4
|
8,1
|
8,5
|
9,3
|
10,3
|
Процент жилищ, подключенных к проводной телефонной сети3
|
27,7
|
Плотность телефонной сети общего пользования (на 1 000 жителей)2
|
2,5
|
3,2
|
3,6
|
4,1
|
4,7
|
5,1
|
5,3
|
5,6
|
5,9
|
7,0
|
Плотность беспроводной телефонной сети (на 100 жителей)4
|
4,1
|
5,1
|
6,8
|
8,6
|
10,7
|
14,7
|
20,5
|
31,9
|
55,6
|
74,9
|
Процент домохозяйств, пользующихся услугами мобильной телефонной связи3
|
42,9
|
Количество абонентов кабельного телевидения (в тыс.)5
|
327
|
349
|
352
|
359
|
434
|
511
|
583
|
631
|
769
|
-
|
Количество жилищ, охваченных услугами кабельного телевидения3
|
15,5
|
Количество абонентов Интернет-провайдеров (в тыс.)6, 7
|
121
|
135
|
157
|
385
|
556
|
673
|
833
|
934
|
733
|
-
|
Общий дефицит жилья в Перу (данные по департаментам за 2005 год)
Департамент
|
Дефицит
|
Количественный
|
Качественный
|
Общий
|
В процентах
|
Амазонас
|
1 495
|
26 218
|
27 713
|
1,84
|
Анкаш
|
13 926
|
41 123
|
55 049
|
3,66
|
Апуримак
|
604
|
30 473
|
31 077
|
2,07
|
Арекипа
|
11 728
|
53 787
|
65 515
|
4,36
|
Аякучо
|
1 930
|
49 428
|
51 358
|
3,42
|
Кахамарка
|
3 352
|
101 618
|
104 970
|
6,98
|
Кальяо
|
11 787
|
16 419
|
28 206
|
1,88
|
Куско
|
2 909
|
80 921
|
83 830
|
5,58
|
Уанкавелика
|
1 060
|
34 173
|
35 233
|
2,34
|
Уануко
|
3 321
|
65 417
|
68 738
|
4,57
|
Ика
|
8 395
|
21 612
|
30 007
|
2,00
|
Хунин
|
6 024
|
57 177
|
63 201
|
4,20
|
Либертад
|
12 383
|
59 144
|
71 527
|
4,76
|
Ламбаеке
|
11 031
|
42 680
|
53 711
|
3,57
|
Лима
|
124 803
|
198 067
|
322 870
|
21,48
|
Лорето
|
6 328
|
64 781
|
71 109
|
4,73
|
Мадре-де-Дьос
|
313
|
7 109
|
7 422
|
0,49
|
Мокегуа
|
2 932
|
8 822
|
11 754
|
0,78
|
Паско
|
1 115
|
20 538
|
21 653
|
1,44
|
Пьюра
|
16 186
|
91 166
|
107 352
|
7,14
|
Пуно
|
3 790
|
75 337
|
79 127
|
5,26
|
Сан-Мартин
|
6 471
|
46 771
|
53 242
|
3,54
|
Такна
|
5 405
|
10 221
|
15 626
|
1,04
|
Тумбес
|
1 466
|
8 171
|
9 637
|
0,64
|
Укаяли
|
2 173
|
31 148
|
33 321
|
2,22
|
Всего
|
260 927
|
1 242 321
|
1 503 248
|
100,00
|
Дефицит жилья в городских и сельских районах Перу, 2005 год
Районы
|
Количество единиц жилья
|
В процентах
|
Городские
|
897 635
|
59,7
|
Сельские
|
605 613
|
40,3
|
Всего
|
1 503 248
|
100,0
|
2. Социальные, экономические и культурные показатели
10. Международным показателем качества жизни служит разработанный Организацией Объединенных Наций индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), рассчитываемый с учетом ожидаемой продолжительности жизни при рождении, охвата населения школьным обучением, уровня грамотности и дохода на душу населения. Для Перу этот показатель, минимальным значением которого является ноль, а максимальным, т.е. наилучшим, − единица, в 2007 году был равен 0,806; страна занимала по нему 78 место среди 182 государств. Как видно из приведенной ниже таблицы, в Южной Америке она уступала Чили, Аргентине, Мексике, Бразилии и Колумбии, опережая при этом Парагвай, Многонациональное Государство Боливия и ряд центральноамериканских стран.
Индекс развития человеческого потенциала, 1975−2007 годы
Чили
Аргентина
Мексика
Бразилия
Колумбия
Перу
Эквадор
Парагвай
Сальвадор
Гондурас
Боливия
Гватемала
Никарагуа
|
|
Динамка уровня нищеты в Перу, 1997−2008 годы
Динамика показателя неравенства доходов населения Перу, 2004−2008 годы
(коэффициент Джини)
Географические зоны
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
Всего
|
0,492
|
0,508
|
0,499
|
0,507
|
0,479
|
Города
|
0,448
|
0,473
|
0,454
|
0,455
|
0,431
|
Сельская местность
|
0,404
|
0,410
|
0,411
|
0,432
|
0,425
|
Районы
|
Лима
|
0,442
|
0,497
|
0,460
|
0,452
|
0,426
|
Другие города
|
0,423
|
0,428
|
0,421
|
0,439
|
0,419
|
Сельская местность
|
0,404
|
0,410
|
0,411
|
0,432
|
0,425
|
Территории
|
Урбанизированные прибрежные
|
0,405
|
0,396
|
0,393
|
0,422
|
0,384
|
Сельские прибрежные
|
0,395
|
0,357
|
0,370
|
0,388
|
0,376
|
Урбанизированные горные
|
0,444
|
0,465
|
0,444
|
0,452
|
0,458
|
Сельские горные
|
0,394
|
0,416
|
0,401
|
0,421
|
0,415
|
Урбанизированные равнинные
|
0,401
|
0,414
|
0,428
|
0,447
|
0,425
|
Сельские равнинные
|
0,365
|
0,365
|
0,400
|
0,423
|
0,418
|
Лима
|
0,442
|
0,497
|
0,460
|
0,452
|
0,426
|
Динамика детской смертности в Перу
(на 1 000 живорождений)
Уровень детской смертности (в возрасте до одного года). Количество смертей на первом году жизни, на каждые 1 000 живорождений
Коэффициент материнской смертности в Перу
(на каждые 100 000 рождений)
Заболеваемость малярией в Перу
1998
|
247 229
|
996,9
|
1999
|
201 273
|
797,7
|
2000
|
57 264
|
223,1
|
2001
|
86 400
|
331,2
|
2002
|
85 788
|
320,9
|
2003
|
79 530
|
295,1
|
2004
|
81 844
|
297,1
|
2005
|
87 805
|
314,2
|
2006
|
60 884
|
214,4
|
2007
|
50 958
|
184,7
|
Смертность от туберкулеза в Перу
Год
|
Уровень смертности1
|
Все формы туберкулеза2
|
Открытая форма туберкулеза легких3
|
1990
|
198,6
|
183,3
|
116,1
|
1991
|
202,3
|
192,0
|
109,2
|
1992
|
256,1
|
243,2
|
148,7
|
1993
|
248,6
|
233,5
|
161,1
|
1994
|
227,9
|
215,7
|
150,5
|
1995
|
208,8
|
196,7
|
139,4
|
1996
|
198,1
|
161,5
|
111,9
|
1997
|
193,1
|
158,3
|
112,8
|
1998
|
186,4
|
156,6
|
111,7
|
1999
|
165,4
|
141,4
|
97,1
|
2000
|
155,6
|
133,6
|
88,0
|
2001
|
146,7
|
126,8
|
83,1
|
2002
|
140,3
|
121,2
|
77,4
|
2003
|
122,6
|
106,7
|
68,4
|
2004
|
119,2
|
103,1
|
63,7
|
2005
|
112,1
|
94,9
|
58,8
|
2006
|
104,5
|
88,8
|
54,2
|
Доля населения Перу, калорийность рациона которого ниже минимально допустимого уровня
(в процентах от общей численности населения)
Статистика хронического недоедания в Перу
(в процентах от общей численности детей в возрасте до 5 лет)
Доля лиц, получивших начальное и среднее образование
(в процентах от общей численности, по возрастным группам)
Группы населения
|
Начальное образование
|
Среднее образование
|
от 12 до 14 лет
|
от 15 до 19 лет
|
от 17 до 19 лет
|
от 20 до 24 лет
|
2003 год
|
2007 год
|
2003 год
|
2007 год
|
2003 год
|
2007 год
|
2003 год
|
2007 год
|
Всего по стране
|
72,5
|
77,6
|
91,8
|
93,9
|
51,3
|
60,3
|
65,7
|
71,0
|
Пол
|
Женщины
|
73,2
|
78,4
|
90,4
|
92,7
|
52,0
|
61,5
|
65,0
|
69,8
|
Мужчины
|
71,8
|
76,8
|
93,2
|
95,1
|
50,6
|
59,0
|
66,4
|
72,2
|
Пол и район проживания
|
Города
|
82,8
|
86,2
|
96,3
|
96,7
|
64,2
|
72,0
|
78,4
|
81,3
|
Женщины
|
83,0
|
86,8
|
96,3
|
96,1
|
66,9
|
74,4
|
78,7
|
81,2
|
Мужчины
|
82,6
|
85,6
|
96,3
|
97,4
|
61,7
|
69,6
|
78,0
|
81,4
|
Сельские районы
|
58,5
|
65,7
|
83,2
|
88,6
|
24,3
|
36,0
|
34,9
|
45,5
|
Женщины
|
59,3
|
67,1
|
78,0
|
86,1
|
19,6
|
33,0
|
29,5
|
39,0
|
Мужчины
|
57,8
|
64,3
|
87,6
|
90,9
|
28,4
|
38,8
|
40,1
|
51,3
|
Степень нищеты
|
Свободны от нищеты
|
86,5
|
88,0
|
96,5
|
96,9
|
68,0
|
72,0
|
80,6
|
82,3
|
Живут в нищете
|
73,1
|
72,9
|
93,1
|
91,9
|
45,0
|
46,2
|
55,8
|
54,2
|
Живут в крайней нищете
|
53,7
|
55,9
|
78,5
|
82,9
|
17,4
|
21,7
|
26,6
|
27,4
|
Охват коренного населения Перу школьным образованием
(в процентах, по возрастным группам)
Группы населения
|
от 3 до 5 лет
|
от 6 до 11 лет
|
от 12 до 16 лет
|
1993 год
|
2006 год
|
1993 год
|
2006 год
|
1993 год
|
2006 год
|
Всего по стране
|
34,8
|
42,8
|
79,8
|
94,8
|
74,2
|
86,6
|
Родной язык
|
Кечуа
|
33,4
|
45,6
|
79,1
|
95,8
|
73,4
|
87,4
|
Аймара
|
46,9
|
40,8
|
89,1
|
97,4
|
82,0
|
91,1
|
Ашанинка
|
-
|
28,4
|
-
|
88,7
|
-
|
66,8
|
Агуаруна
|
-
|
28,5
|
-
|
86,6
|
-
|
80,4
|
Шипибо-Конибо
|
-
|
58,2
|
-
|
93,0
|
-
|
85,3
|
Другой
|
32,3
|
24,0
|
73,0
|
83,9
|
68,2
|
75,9
|
Пол
|
Женщины
|
34,4
|
43,4
|
34,4
|
94,6
|
34,4
|
84,2
|
Мужчины
|
35,1
|
42,1
|
35,1
|
95,0
|
35,1
|
89,1
|
Уровень неграмотности в Перу
Год
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Процентная доля неграмотных (среди лиц старше 15 лет)
|
11,9
|
12,0
|
11,9
|
11,7
|
11,1
|
10,5
|
Городские районы
|
5,9
|
5,5
|
5,8
|
5,9
|
5,7
|
5,1
|
Сельские районы
|
25,0
|
26,4
|
25,1
|
24,2
|
22,9
|
22,0
|
Образование, наука и техника
Показатель
|
Аргентина
|
Бразилия
|
Чили
|
Колумбия
|
Мексика
|
Перу
|
Испания
|
США
|
Параметры оценки конкурентоспособности1
|
Высшее образование и повышение квалификации
|
55
|
58
|
45
|
71
|
74
|
81
|
33
|
7
|
Профессионально-техническое обучение
|
68
|
46
|
42
|
66
|
71
|
77
|
29
|
13
|
Инновации
|
86
|
43
|
49
|
63
|
78
|
109
|
40
|
1
|
Общий процент поступающих в вузы2
|
67
|
30
|
52
|
32
|
27
|
35
|
69
|
82
|
Государственные расходы на образование, в процентах от ВВП3
|
4,5
|
5,1
|
3,4
|
4,9
|
5,5
|
2,5
|
4,3
|
5,7
|
Расходы на НИОКР4
(в процентах от ВВП)
|
0,49
|
0,82
|
0,67
|
0,17
|
0,5
|
0,15
|
1,21
|
2,7
|
Количество научных работников на миллион жителей4
|
692,9
|
401,7
|
440
|
81,3
|
230
|
220
|
2 002
|
4 605
|
Количество университетов, вошедших в 100 лучших согласно Академическому рейтингу университетов мира за 2009 год5
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
55
|
Количество университетов, вошедших в 500 лучших согласно Академическому рейтингу университетов мира за 2009 год5
|
1
|
6
|
2
|
Нет
|
1
|
Нет
|
11
|
152
|
Количество научных учреждений, включенных в общемировой рейтинг качества исследований6
|
12
|
27
|
11
|
5
|
14
|
1
|
137
|
433
|
Распределение государственных расходов Перу по секторам, 1997−2007 годы
(в процентах)
Сектор
|
1997−2000 годы (в среднем)
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
2006 год
|
2007 год
|
I. Развитие экономики
|
10,5
|
8,5
|
7,5
|
7,0
|
7,6
|
7,6
|
8,0
|
9,2
|
Энергетика и добывающие отрасли
|
0,9
|
0,7
|
0,4
|
0,6
|
0,8
|
1,3
|
0,9
|
1,2
|
Промышленность, торговля и сфера услуг
|
0,4
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
Рыболовство
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
Сельское хозяйство
|
3,7
|
3,4
|
3,0
|
2,2
|
2,1
|
1,8
|
2,5
|
2,7
|
Транспорт
|
5,0
|
3,6
|
3,4
|
3,6
|
3,6
|
3,4
|
3,5
|
4,2
|
Связь
|
0,2
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
0,3
|
0,2
|
0,3
|
0,2
|
II. Социальные расходы
|
44,5
|
47,8
|
51,2
|
51,5
|
48,9
|
50,0
|
48,0
|
50,5
|
Образование и культура
|
15,2
|
15,6
|
17,0
|
15,9
|
17,2
|
17,2
|
16,8
|
18,1
|
Здравоохранение и санитария
|
8,1
|
8,7
|
9,1
|
7,9
|
8,7
|
8,6
|
9,1
|
9,3
|
Социальная поддержка и социальное обеспечение
|
20,7
|
23,1
|
24,4
|
26,8
|
22,0
|
23,2
|
21,3
|
21,9
|
Занятость и трудовые отношения
|
0,1
|
0,1
|
0,4
|
0,7
|
0,6
|
0,6
|
0,5
|
0,5
|
Жилье и развитие человеческого потенциала
|
0,4
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
0,7
|
III. Внутренние дела и национальная безопасность
|
15,5
|
13,9
|
12,7
|
11,6
|
11,0
|
11,4
|
11,4
|
11,1
|
Оборона и национальная безопасность
|
15,5
|
13,9
|
12,7
|
11,6
|
11,0
|
11,4
|
11,4
|
11,1
|
IV. Государственный аппарат
|
29,5
|
29,7
|
28,6
|
29,9
|
32,4
|
31,0
|
32,6
|
29,2
|
Законодательные органы
|
0,6
|
0,7
|
0,7
|
0,6
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
Судебные органы
|
2,0
|
2,2
|
2,2
|
2,2
|
2,4
|
2,5
|
2,7
|
2,7
|
Управление и планирование
|
25,9
|
25,8
|
24,6
|
26,0
|
28,7
|
27,1
|
28,6
|
25,1
|
Внешние сношения
|
1,0
|
1,2
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
0,9
|
0,9
|
0,9
|
Общий объем расходов
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Показатель ВВП на душу населения в странах Латинской Америки в 1980 и 2008 годах
(в долл. США по текущему курсу)
12 000
10 000
8 000
4 000
2 000
0
|
|
Среднегодовые темпы инфляции и девальвации национальной валюты в Перу
(в процентах)
Год
|
Инфляция
|
Девальвация
|
1990
|
7 481,7
|
4 545,0
|
1991
|
409,5
|
278,8
|
1992
|
73,5
|
60,8
|
1993
|
48,6
|
59,1
|
1994
|
23,7
|
10,4
|
1995
|
11,1
|
2,7
|
1996
|
11,5
|
8,8
|
1997
|
8,5
|
8,5
|
1998
|
7,3
|
10,0
|
1999
|
3,5
|
15,5
|
2000
|
3,8
|
3,1
|
2001
|
2,0
|
0,5
|
2002
|
0,2
|
0,3
|
2003
|
2,3
|
-1,1
|
2004
|
3,7
|
-1,9
|
2005
|
1,6
|
-3,4
|
2006
|
2,0
|
-0,7
|
2007
|
1,8
|
-4,5
|
2008
|
5,8
|
-6,5
|
Распределение экономически активного населения (ЭАН) и ВВП по отраслям экономики Перу
(в процентах)
Отрасли экономики
|
1981 год
|
1993 год
|
2007 год
|
ЭАН
|
ВВП
|
ЭАН
|
ВВП
|
ЭАН
|
ВВП
|
Сельское хозяйство и рыболовство
|
36,4
|
6,5
|
27,5
|
8,5
|
22,6
|
9,3
|
Горнодобывающая и нефтегазовая промышленность
|
1,8
|
5,6
|
1,0
|
4,4
|
1,3
|
6,5
|
Обрабатывающая промышленность
|
10,5
|
15,8
|
10,8
|
16,1
|
8,9
|
17,3
|
Электроэнергетика, водное хозяйство
|
0,3
|
2,0
|
0,3
|
1,9
|
0,2
|
2,3
|
Строительство
|
3,7
|
4,1
|
3,5
|
4,0
|
5,3
|
6,2
|
Торговля
|
12,0
|
15,0
|
17,7
|
14,5
|
17,8
|
16,2
|
Услуги
|
35,3
|
51,0
|
39,2
|
50,6
|
44,0
|
42,4
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Категории экономически активного населения Перу
Категория
|
1981 год
|
1993 год
|
2007 год
|
Численность
|
В процентах
|
Численность
|
В процентах
|
Численность
|
В процентах
|
Рыночные виды деятельности
|
2 252 759
|
43,4
|
3 304 966
|
46,5
|
5 108 133
|
48,2
|
Предприниматели
|
53 678
|
1,0
|
168 198
|
2,4
|
207 837
|
2,0
|
Рабочие
|
1 142 229
|
22,0
|
1 401 649
|
19,7
|
1 865 245
|
17,6
|
Служащие
|
1 056 852
|
20,4
|
1 735 119
|
24,4
|
3 035 051
|
28,7
|
Нерыночные виды деятельности
|
2 936 901
|
56,6
|
3 804 561
|
53,5
|
5 479 312
|
51,8
|
Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью
|
2 115 887
|
40,8
|
2 362 856
|
33,2
|
4 022 837
|
38,0
|
Лица, занимающиеся неоплачиваемым домашним трудом
|
261 676
|
5,0
|
656 354
|
9,2
|
672 071
|
6,3
|
Работники, занятые в домашнем хозяйстве
|
170 432
|
3,3
|
238 412
|
3,4
|
314 008
|
3,0
|
Временно не работающие; статус не указан
|
388 906
|
7,5
|
546 939
|
7,7
|
470 396
|
4,4
|
Всего ЭАН
|
5 189 660
|
100,0
|
7 109 527
|
100,0
|
10 587 445
|
100,0
|
Доля ЭАН в общей численности населения (в процентах)
|
29,2
|
31,4
|
38,6
|
Уровни занятости в Перу в 1998 и 2008 годах
Фактическая и прогнозируемая динамика ВВП в Перу, 2009−2012 годы
(годовые изменения в %)
11. Данные о государственном долге представлены в таблице ниже (в млрд. долл.):
Год
|
Внешний государственный долг
|
Внутренний государственный долг
|
2005
|
22 279
|
7 688
|
2006
|
21 972
|
8 518
|
2007
|
20 081
|
11 789
|
2008
|
19 237
|
11 411
|
В. Конституционная, политическая и правовая структура
12. Основой политического строя и правовой системы Перу является Конституция, принятая в 1993 году Демократическим учредительным конгрессом[2]
. В ней Республика Перу провозглашается демократическим, социальным, независимым и суверенным государством; ее государственное устройство носит унитарный, представительный и децентрализованный характер и основано на принципе разделения властей.
13. Согласно статье 1 Конституции, высшей целью общества и государства являются защита человеческой личности и обеспечение уважения ее достоинства.
14. К числу основных обязанностей государства относятся охрана национального суверенитета, обеспечение осуществления прав человека в полном объеме, защита населения от угроз его безопасности и содействие благосостоянию народа на основе справедливости, правопорядка и комплексного, сбалансированного развития страны.
15. В обязанности государства также входят установление и поддержание государственных границ, содействие международной интеграции, прежде всего между латиноамериканскими странами, а также развитие и интеграция приграничных районов, согласованные с внешней политикой страны.
16. В части, касающейся государственного устройства, Конституция Перу устанавливает следующее.
1. Законодательная власть
17. Законодательным органом является однопалатный Конгресс. Он состоит из 120 депутатов, избираемых согласно установленным законом процедурам на пятилетний срок. Депутаты как избранники народа пользуются иммунитетом от судебного преследования и личной неприкосновенностью. Каждый депутат Конгресса имеет право запрашивать у членов правительства, Национальной избирательной комиссии, Генеральной государственной инспекции, Центрального банка, Управления банков и ценных бумаг, местных органов власти и других перечисленных в законе учреждений любые доклады, которые он сочтет необходимыми.
18. Конгресс наделен следующими полномочиями:
• принимать законы и подзаконные акты, а также толковать, изменять или отменять существующее законодательство;
• следить за соблюдением Конституции и законодательства и принимать необходимые меры для привлечения к ответственности виновных в их нарушении лиц;
• ратифицировать международные договоры в соответствии с положениями Конституции;
• утверждать государственный бюджет и отчеты о его исполнении;
• санкционировать в соответствии с положениями Конституции привлечение государственных займов;
• объявлять амнистию;
• утверждать предложения органов исполнительной власти по вопросам территориального деления;
• давать согласие на ввод на территорию Республики иностранных войск при условии, что это никоим образом не затрагивает ее государственный суверенитет;
• давать Президенту Республики разрешение на выезд из страны;
• осуществлять другие полномочия, предусмотренные Конституцией и соответствующие его законодательным функциям.
2. Исполнительная власть
19. Президент Республики является главой государства и олицетворением нации. Он избирается прямым голосованием на пятилетний срок и не может быть избран на два срока подряд. По прошествии как минимум одного срока президентских полномочий бывший президент может вновь баллотироваться на этот пост с соблюдением тех же условий.
20. Церемония приведения к присяге и вступления в должность Президента Республики проводится на заседании Конгресса, созываемом 28 июля того года, в котором состоялись президентские выборы. Функции Президента заключаются в следующем:
• исполнять и обеспечивать исполнение положений Конституции, международных договоров, законов и других законодательных положений;
• представлять государство внутри страны и за рубежом;
• осуществлять общее политическое руководство деятельностью правительства;
• наблюдать за внутренним порядком и внешней безопасностью Республики;
• назначать выборы Президента Республики и депутатов Конгресса, а также председателей и членов муниципальных советов и других должностных лиц в соответствии с законом;
• созывать внеочередные сессии Конгресса и подписывать в этих целях указы об их созыве;
• обращаться к Конгрессу с посланиями в любое время, и в том числе − в обязательном порядке − с личным письменным посланием в связи с началом первой в году очередной сессии. В таких ежегодных посланиях подробно освещается положение в стране и излагаются меры по его улучшению и проведению реформ, которые Президент считает необходимым и целесообразным вынести на рассмотрение Конгресса. Послания Президента Республики, за исключением первого такого послания, подлежат утверждению Советом Министров;
• осуществлять полномочия по обеспечению исполнения законов, неукоснительно придерживаясь их буквы и духа, и издавать сообразно с ними декреты и постановления;
• исполнять и обеспечивать исполнение решений и постановлений судебных органов;
• исполнять и обеспечивать исполнение решений Национальной избирательной комиссии;
• осуществлять руководство в области внешней политики и международных отношений; заключать и ратифицировать международные договоры;
• назначать послов и полномочных представителей с одобрения Совета Министров и после уведомления Конгресса;
• принимать верительные грамоты дипломатических представителей иностранных государств и выдавать патенты консульским представителям;
• руководить системой национальной обороны, организовывать вооруженные силы и национальную полицию и решать вопросы их развертывания и использования;
• принимать необходимые меры для обороны Республики, защиты ее территориальной целостности и государственного суверенитета;
• с согласия Конгресса объявлять войну и заключать мир;
• управлять государственными финансами;
• вести переговоры о привлечении государственных займов;
• издавать экстренные распоряжения в форме чрезвычайных декретов, имеющих силу закона, по вопросам экономики и финансов, когда того требуют интересы страны, с обязательным уведомлением Конгресса. Конгресс имеет право вносить изменения в такие чрезвычайные декреты или отменять их;
• регулировать ставки таможенных пошлин;
• принимать решения об освобождении от уголовного наказания и смягчении приговоров. Осуществлять право помилования в отношении обвиняемых, период нахождения которых под следствием вдвое превысил основной и дополнительный сроки, установленные законом;
• присваивать с согласия Совета Министров государственные награды;
• давать гражданам Перу разрешение на службу в вооруженных силах других государств;
• осуществлять другие функции государственного и административного управления, возложенные на него Конституцией и законодательством.
21. Руководство и управление деятельностью государственных служб осуществляет Совет Министров, который наделен следующими полномочиями:
• одобрять законопроекты, представляемые Президентом Республики на рассмотрение Конгресса;
• одобрять законодательные и чрезвычайные декреты, изданные Президентом Республики, а также законопроекты, указы и постановления в соответствии с положениями законодательства;
• обсуждать вопросы, имеющие общественную значимость;
• осуществлять другие полномочия и функции, предоставленные ему Конституцией и законами.
3. Судебная власть
22. Правосудие является народным и отправляется судебной властью через иерархическую систему судебных органов, подчиняющихся Конституции и закону.
23. При возникновении любых коллизий между конституционными нормами и нормами законодательства суды признают преимущественную силу Конституции. Аналогичным образом, положения закона имеют преимущественную силу по отношению к положениям любых подзаконных актов. Таким образом, Конституция представляет собой Основной закон государства.
24. В основе функционирования судебной власти лежат следующие принципы и права:
• единство и обособленность судебной системы;
• вне судебной системы не существует и не может существовать никаких судебных органов, кроме органов военной юстиции и арбитражных судов;
• судебное разбирательство не может осуществляться опосредованно или по поручению;
• судебные органы пользуются независимостью при осуществлении своих функций. Ни один орган власти не имеет права брать на себя рассмотрение дел, рассматриваемых в судебной инстанции, или вмешиваться в исполнение ею своих полномочий. Не допускается ни уклонение от исполнения вступивших в законную силу решений суда, ни прерывание начатого судом производства по делу, ни внесение изменений в судебные решения или затягивание их исполнения. Данные положения не затрагивают право помилования, а также полномочия Конгресса по проведению расследований, осуществление которых, однако, не должно приводить к вмешательству в процесс судопроизводства или как-либо влиять на решения суда;
• соблюдение процессуальных норм и судебная защита;
• никто не может быть изъят из-под законной юрисдикции судебных органов или подвергнут судебным процедурам, отличающимся от установленных, или быть судим чрезвычайным судом или специальной комиссией, созданными для этой цели, независимо от их названия;
• судебные процессы должны быть открытыми, если это не противоречит закону;
• судебные процессы над государственными должностными лицами, а также процессы по делам о преступлениях, совершенных с использованием средств массовой информации, и преступлениях против основных конституционных прав, всегда являются открытыми;
• все решения судебных органов, за исключением чисто процессуальных, сопровождаются письменным обоснованием, в котором указываются применимое законодательство и факты, на которых основано данное решение;
• возможность обжалования решений суда в других судебных инстанциях;
• предоставление компенсации в форме, установленной законом, лицам, пострадавшим от судебных ошибок при рассмотрении уголовных дел или подвергнутым произвольному задержанию, не освобождающее таких лиц от возможной ответственности перед законом;
• принцип, согласно которому отсутствие в законе необходимой нормы или наличие правовых лакун не может служить основанием для отказа в отправлении правосудия; в подобных случаях надлежит руководствоваться общими правовыми принципами и прецедентным правом;
• принцип, согласно которому положения уголовного права и нормы, ограничивающие права граждан, не могут применяться по аналогии;
• принцип, согласно которому никто не может быть подвергнут наказанию во внесудебном порядке;
• при наличии сомнений или коллизии уголовно-правовых норм применяется норма, более мягкая по отношению к обвиняемому;
• принцип, согласно которому никто не может быть осужден заочно;
• недопустимость повторного рассмотрения дел, по которым суд вынес решение, вступившее в законную силу. Решения о помиловании, освобождении от наказания, отказе в рассмотрении дела и прекращении дела за истечением срока давности носят окончательный характер;
|