Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский Государственный Университет
Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра Философии и религиоведения
Методические указания по написанию
курсовых и дипломных работ
Составитель
П.Е. МАТВЕЕВ
Владимир 2008
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ
И ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
И ИХ СПЕЦИФИКА
I
.
При написании курсовых и дипломных работ
1. Правильно набранный текст: шрифт Times New Roman
. Кегель - 14
. Через полтора
интервала. Поля
: справа, слева, сверху
- 2.5 см
; снизу
– 3,0 см
. Нумерация
страниц – сверху
, посередине
. Сноски
внизу страницы. - Шрифт сносок Times New Roman
. Кегель - 12
.
2. Правильно и строго
в соответствии с утверждённым списком сформулированная тема
курсовой и дипломной работы.
3. Правильно составленный план
.
4. Правильно написанные Введение
и Заключение
(должны быть строго все пункты):
Во введении
делается обоснование выбора
темы, формулируются объект
и предмет
исследования, ставится научная проблема
, раскрываются цели
и задачи
работы, анализируется степень
разработанности
проблемы, даётся анализ
литературы. Во введении могут быть приведены в тезисной форме основные результаты.
Заключение
содержит краткую формулировку результатов
, полученных в ходе работы, отмечаются перспективы
дальнейшей работы
Оптимальный размер введения и заключения - до 10%
текста. Все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону.
5. Правильно оформленная библиография
(по алфавиту, с указанием места, времени, издательства издания).
6. Правильно оформленные ссылки
. Обязательное указание полного названия книг, журналов, статей, сайтов, страниц
книг и статей.
7. Используемая литература преимущественно должна быть издана после 2000 г
. Избегать учебников, популярных изданий.
8. Обязательно использовать лекции и литературу, изданную во Владимире.
9. Обязательные разделы (параграфы) курсовой
работы:
а) анализ
литературы (для социологии религии
и истории религии
);
б) краткое изложение истории
религии и её характеристика
(для истории религии).
10. Для курсовых и дипломных работ по социологии религии должно быть приложение
с конкретно-социологическими данными.
11. Для курсовых и дипломных работ по истории религии
должен быть применён историко
-сравнительный
метод, предполагающий сравнительный
анализ разных религий.
12. Должен быть использован обязательный
список литературы, составленный совместно
с руководителем.
13. Должен присутствовать сравнительный
анализ разных точек зрения по исследуемым проблемам.
II
. При защите курсовых работ
1. Опрос по источникам
, используемых в работе.
2. Опрос по понятиям
и терминам, используемых в работе.
3. Опрос по неиспользованной, но важной
для темы литературе
.
4. Вопросы о перспективах
работы над темой.
5. Вопросы о проблемах
, которые решались в работе.
6. Вопросы об основных идеях
работы.
I. Объём первой
курсовой работы (по социологии
религии
) –30 п.стр
.
Число источников
в библиографии – 15
.
Срок
сдачи (для дневного
обучения) – 15 апреля
.
II. Объём курсовой работы (по истории
религии
) – 45 п.стр
.
Число источников
в библиографии – 30
.
Срок сдачи (для дневного
обучения) – 20 апреля
.
PS
. Работа не принимается
к защите, если не выполнены отмеченные выше требования.
Работа не получает
при защите положительной
оценки, если студент не ответит на сформулированные выше обязательные вопросы.
PS
. Первая
курсовая работа связана в основном с овладением
студентами научных методов исследования
и научной формы изложения
материала.
В курсовой работе по истории религии
уже надо продемонстрировать навыки исследовательской
работы. Здесь надо не только излагать хорошо общеизвестный материал, но и обратить внимание и исследовать какие-то частности, желательно то, на что до этого не обращалось должного внимания в научной литературе.
III. Объём дипломной
работы – 75-80 стр
.
Число источников в библиографии – 50.
Дипломная работа
оформляется в формате А4 (в эквиваленте машинописного текста, содержащего 64 знака в строке и 37 строк на странице), имеет объем 75-80 страниц
и содержит
1. титульный лист (1 страница) – образец прилагается
2. задание для исследования (1 страница) - выдается руководителем исследования
3. аннотацию (1 страница)
4. содержание (план)
5. основную часть (объект, предмет, методы и задачи исследования, обзор литературы, обобщение наиболее существенных положений выполненного научного исследования)
6. заключение (выводы по результатам исследования и его практической значимости)
7. список использованной литературы (не менее 50 наименований текстов
- монографий или статей с обязательными сносками на все реферируемые или цитируемые страницы)
с обязательным указанием:
1)
автора,
2)
полного названия книги или статьи,
3)
места издания,
4)
издательства,
5)
года выхода,
6)
общего количества страниц,
7) ISBN
III
. О СПЕЦИФИКЕ ДИПЛОМНОГО и курсового
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
»
Дипломное проектирование и курсовые работы студентов религиоведов
имеет как общие черты с аналогичной работой по другим специальностям, так и особенные. К числу специфических черт, на наш взгляд, можно отнести следующие:
1. Работы по религиоведению, в том числе дипломные и курсовые, должны иметь светский
характер. В самом деле, религиоведение является светской
наукой и дисциплиной, а не теологической
или богословской. Можно сомневаться в существовании Бога, можно вообще отрицать его наличие, но нельзя сомневаться в существовании религии. Это социологический факт, что из шести
миллиардов живущих на Земле, пять
миллиардов человек являются верующими. Сейчас функционирует около 5000 религий, каждая из которых насчитывает в своих рядах более 100 000 человек. Для дипломников и пишущих курсовые работы по религиоведению это накладывает особые требования. В частности, в дипломах и курсовых работах не должно быть никакой апологетики или богословской критики в адрес какой-либо религии. Здесь должны использоваться, прежде всего, светские источники, а информация, почерпнутая из религиозных источников, критически переработана.
2. Работы по религиоведению, особенно дипломные, а также и курсовые, должны иметь научный
, а не публицистический характер. В настоящее время важнейшими недостатками работ на религиоведческие темы считаются дилетантизм
, теология
и идеализм
(См., например: А.Н. Красников
. Методология классического религиоведения. - Благовещенск. 2004. С. 142). Это означает, что дипломы и курсовые работы по религиоведению должны отвечать всем требованиям научных работ, в частности, положения, высказываемы в них, должны быть предметными
, обоснованными
, объективными
по содержанию. Для религиоведов особенно важно пользоваться научно проверенной информацией, критически осмысленными источниками, учитывая огромное количество фантастической, дилетантской литературы на религиозно-модные темы.
3. Работы по религиоведению, в том числе дипломные и курсовые, должны иметь собственно религиоведческий
характер, а не философский, исторический, культурологический. Это означает, что религиовед должен пользоваться, прежде всего, категориями
религиоведческих
дисциплин, ставить и решать собственно религиоведческие проблемы
, применять собственно религиоведческие методы
исследований. Так, философия или теология могут поставить вопрос об истинности
той или иной религии, сравнивая её с выработанными в их русле понятиями трансцендентного
, Бога, дьявола, сверхъестественных сил и т.п. Для религиоведа такие понятия не являются научными, предметными, поэтому подобные проблемы, исследования не должны входить в его предмет. Но религиовед может и должен, как и другие учёные, пользоваться понятием истины
для анализа своих исследований по вере
в то же трансцендентное, в того же Бога или дьявола, по определённому отношению
к этому трансцендентному и т.д.
4. Это не означает, что в работах на религиоведческие темы нельзя использовать философские, социологические, исторические, культурологические и пр. подходы, методы. Можно и нужно в религиоведческих трудах выявлять и философские, и социологические, и культурологические и др. аспекты изучаемых тем. Современная постнеклассическая
наука отличается как раз широким использованием междисциплинарных
подходов (См.: С.В. Стёпин
. Теоретическое знание. М., 2003. С. 626-628). Но всё это должно быть строго определено и выполнено в светском и научном дискурсе.
5. В религиоведческих работах, в частности, в дипломных и курсовых, следует, прежде всего, использовать научные методы
исследований, выработанные самим религиоведением. К числу таких методов относится метод сравнительного анализа
, когда сравниваются аналогичные явления разных религий. Религиовед поэтому должен хорошо знать материал по истории
религий
. В религиоведении действует принцип, сформулированный М. Мюллером: «Кто знает одну религию, не знает ни одной». К числу религиоведческих методов относятся и метод герменевтический
, связанный с анализом текста как первоисточника, и метод феноменологический
, направленный на постижение сущности религиозных явлений и др.
6. Дипломные и курсовые работы по религиоведению, как и аналогичные работы по другим специальностям, должны иметь актуальный
характер. Собственно, учитывая большую роль религии в современной жизни даже работы по «мёртвым
» религиям имеют определённую актуальность. Но в настоящее время смещается акцент профессиональных религиоведческих работ в сторону изучения «живых
» религий, «новых религиозных движений
», новых явлений в жизни «традиционных религий
» и т.п. Это должно отразиться как в тематике дипломных и курсовых работ, так и в их содержании.
СПИСОК
тем курсовых
работ по предмету
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
1. Проблемы религиозного развития
человечества.
2. Религиозные представления палеолита, мезолита и неолита.
3. Мегалитическая религия.
4. Культы древних религий.
5. Библия о религиях древнего мира.
6. М. Элиаде как историк религий и теоретик религиоведения.
7. Религиозные инициации и тайные общества.
8. Миф о вечном возвращении в религиях человечества.
9. Священное и мирское в истории религий.
10. Тотемизм
как ранняя форма религии.
11. Анимизм
как ранняя форма религии.
12. Анимизм
в истории религий.
13. Магия
как ранняя форма религии.
14. Религия Древнего Египта, её характерные черты.
15. Учение о богах в Древнем Египте.
16. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древнем Египте.
17. Культ Древнего Египта и организация его религии.
18. Храмы, пирамиды и жрецы в жизни Древнего Египта.
19. Мифология и религия Древнего Египта.
20. Религия Древней Месопотамии, её характерные черты.
21. Учение о богах в Древней Месопотамии.
22. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древней Месопотамии.
23. Культ и организация религии Древней Месопотамии.
24. Религии Древней Сирии и Финикии.
25. Религия хеттов.
26. Зороастризм как религия, её характерные черты.
27. Зороастризм и зурванизм.
28. Авеста как первоисточник Зороастризма.
29. Культ и организация зороастризма.
30. Митраизм как религия.
31. Манихейство как религия.
32. Религия Древней Греции: её характерные и существенные черты.
33. Религия Древней Греции: олимпийский период.
34. Пантеон Древней Греции и его особенности.
35. Мистерии Древней Греции.
36. Роль Пифагора и Платона в религии.
37. Религия Древнего Рима: её характерные черты.
38. Пантеон Древнего Рима и его особенные черты.
39. Культ и организация религии Древнего Рима.
40. Древний Рим и христианство.
41. Религия и государство в Древнем Риме.
42. Религия древних кельтов.
43. Религия древних германцев.
44. Скандинавская мифология и религия.
45. Религия древних славян.
46. Славянская мифология и религия.
47. Язычество в истории Руси.
48. Религии Африки.
49. Религии Месоамерики.
50. Автохтонные религии Северной Америки.
51. Религии Океании и Австралии.
52. Иудаизм
: особенности и основные исторические этапы развития.
53. Иудаизм
: вероучение и основные направления
54. Иудаизм
: культ и этика.
55. Мессианство
и иудаизм.
56. Конфуцианство
как национальная религия Китая.
57. Даосизм
как национальная религия Китая.
58. Ведизм
и брахманизм
как религии Древней Индии.
59. Индуизм
, его вероучение, культ, организация.
60. Пантеон индуизма
и его особенности.
61. Кришнаизм
в современном мире.
62. Синтоизм
как национальная религия Японии.
63. Синто
и государство.
64. Буддизм
как мировая религия.
65. Этика
буддизма.
66. Махаяна
и хинаяна
как основные направления в буддизме.
67. Чань-буддизм
и дзэн-буддизм
в Китае и в Японии, их особенности.
68. Ламаизм
как одно из направлений буддизма, его особенности.
69. Джайнизм
как религия Индии.
70. Сикхизм
как религия Индии.
71. Коран
и Сунна
как священные книги мусульман.
72. Пророк Мухаммед
, его личность, жизнь и историческая роль.
73. Вероучение
ислама.
74. Культ
ислама.
75. Этика
и право
ислама.
76. Суннизм
и шиизм -
два основных направления ислама.
77. Суфизм
и ваххабизм
как течения в суннизме.
78. Современный ваххабизм
, его характеристика.
79. Исламский традиционализм
, его оценка.
80. Ислам
в России.
81. Раннее
христианство.
82. Вселенские
Соборы
христиан и их историческая роль.
83. Патристика
, её основные темы, идеи и историческая роль.
84. Православие
, католичество
и протестантизм
, их сравнительный анализ.
85. История западной
христианской церкви.
86. История папства
.
87. Важнейшие католические
ордена
, их история.
88. Инквизиция
, её деятельность.
89. Протестантизм
, его история.
90. Лютеранство
, его характеристика.
91. Кальвинизм
, его характеристика.
92. Деятельность Ватикана
в ХХ веке.
93. Католичество
и Россия
.
94. Протестантизм
и Россия
.
95. Крещение
Руси. Роль православия
в истории России.
96. Русские святые
и их место в истории России.
97. Преп. Сергий Радонежский
и его историческая миссия.
98. Старообрядчество
, его вероучение, культ и этика.
99. Русская
православная
церковь в ХХ веке.
100. «Новые
» церкви
и религиозные движения
в России в ХХ веке.
101. Учение о воскресениях в религиях мира.
102. Христианство и ислам: различие в вероучении.
103. Христианство и ислам: различие в сотериологии и в морали.
104. Славянское язычество: история и современность.
105. Мессианство и христианство.
106. Оккультизм и эзотеризм: история и современность.
107. Религиозный экстремизм: история и современность.
СПИСОК Тем дипломных
работ
по предмету история религии,
религиозная этика, социология религии
1. Проблемы религиозного развития
человечества.
2. Религиозные инициации и тайные общества.
3. Миф о вечном возвращении в религиях человечества.
4. Священное и мирское в истории религий.
5. Анимизм
в истории религий.
6. Религия Древнего Египта, её характерные черты.
7. Учение о богах в Древнем Египте.
8. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древнем Египте.
9. Храмы, пирамиды и жрецы в жизни Древнего Египта.
10. Религия Древней Месопотамии, её характерные черты.
11. Учение о богах в Древней Месопотамии.
12. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Др. Месопотамии.
13. Религии Древней Сирии и Финикии.
14. Религия хеттов.
15. Зороастризм и зурванизм.
16. Культ и организация зороастризма.
17. Митраизм как религия.
18. Религия Древней Греции: её характерные и существенные черты.
19. Пантеон Древней Греции и его особенности.
20. Мистерии Древней Греции.
21. Религия Древнего Рима: её характерные черты.
22. Пантеон Древнего Рима и его особенные черты.
23. Древний Рим и христианство.
24. Религия и государство в Древнем Риме.
25. Религия древних кельтов.
26. Пантеон и пандемониум германцев.
27. Космология и эсхатология германцев.
28. Славянская мифология и религия.
29. Язычество в истории Руси.
30. Религии Месоамерики.
31. Иудаизм: особенности и основные исторические этапы развития.
32. Мессианство и иудаизм.
33. Иудаизм: культ и этика.
34. Конфуцианство как национальная религия Китая.
35. Даосизм как национальная религия Китая.
36. Пантеон индуизма и его особенности.
37. Вайшнавизм и Кришнаизм в современном мире.
38. Синтоизм как национальная религия Японии.
39. Синто и государство.
40. Буддистская этика, её основные идеи
41. Махаяна и хинаяна как основные направления в буддизме.
42. Чань-буддизм и дзэн-буддизм в Китае и в Японии, их особенности.
43. Ламаизм как одно из направлений буддизма, его особенности.
44. Джайнизм как религия Индии.
45. Сикхизм как религия Индии.
46. Вероучение ислама.
47. Культ ислама.
48. Этика и право ислама.
49. Суннизм и шиизм - два основных направления ислама.
50. Исламский традиционализм, его анализ.
51. Ислам в России.
52. Раннее христианство.
53. Вселенские Соборы христиан и их историческая роль.
54. Христианские моральные ценности, их анализ.
55. Православие в Византии: религиоведческий анализ.
56. История папства.
57. Важнейшие католические ордена, их история.
58. Инквизиция, её деятельность.
59. Лютеранство, его характеристика.
60. Кальвинизм, его характеристика.
61. Протестантизм, его история.
62. Деятельность Ватикана в ХХ веке.
63. Католичество и Россия.
64. Протестантизм и Россия.
65. Культ православия, его особенности.
66. Христианская икона: религиоведческий анализ.
67. Русские святые и их место в истории России.
68. Старообрядчество, его вероучение, культ и этика.
69. Русская православная церковь в ХХ веке.
70. «Новые» церкви и религиозные движения в России в ХХ веке.
71. Учение о воскресениях в религиях мира.
72. Христианство и ислам: различие в вероучении.
73. Христианство и ислам: различие в сотериологии и в морали.
74. Славянское язычество: история и современность.
75. Мессианство и христианство.
76. Оккультизм и эзотеризм: история и современность.
77. Религиозный экстремизм: история и современность.
78. Понятие религиозности. Признаки и критерии религиозности.
79. Религиозные объединения и организации, их типы.
80. Современная религиозная ситуация в России.
Работы по текстам:
81. «Книга мёртвых» Древнего Египта: религиоведческий анализ.
82. «Поэма о Гильгамеше», «Поэма Энума Элиш» Древней Месопотамии и их религиоведческий анализ.
83. «Авеста» как первоисточник зороастризма: религиоведческий анализ.
84. Мифы Древней Греции, «Теогония» Гесиода и их религиоведческий анализ.
85. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» как памятники религии германцев: религиоведческий анализ.
86. «Пополь Вух», мифы Америки как памятники религии: религиоведческий анализ.
87. «Веды» как священные тексты Древней Индии: религиоведческий анализ.
88. «Бхагават Гита» как источник индуизма: религиоведческий анализ.
89. «Тибетская книга мёртвых»: религиоведческий анализ.
90. «Кодзики» и «Нихон сёки» как памятники синто: религиоведческий анализ.
91. «Библия» как первоисточник иудаизма: религиоведческий анализ.
92. «Талмуд» как источник иудаизма: религиоведческий анализ.
93. «Коран» как первоисточник ислама: религиоведческий анализ.
94. «Сунна» как первоисточник ислама: религиоведческий анализ.
95. «Библия» как первоисточник христианства: религиоведческий анализ.
96. «Священное Предание» в христианстве: религиоведческий анализ.
Темы дипломных работ
по философии
и феноменологии
религии
1. Предмет и основные понятия религиоведения, философии и феноменологии религии
2. Восточная (древнеиндийская или древнекитайская) философия об основах бытия, божественном и духовном.
3. Античная философия и теология (досократики \\ Сократ \\ Платон \\ Аристотель \\ неоплатонизм) о божественности, природе и человеке.
4. Формирование христианской философии и теологии.
5. Средневековая теология и философия: проблема души.
6. Средневековая теология и философия: проблема бытия Бога.
7. Философия и теология позднего средневековья и Возрождения о человеке и религиозности.
8. Философия и теология Реформации (Лютер, Кальвин).
9. Философия и теология деизма Нового Времени (Р. Декарт\\Б.Паскаль\\Б.Спиноза)
10. Проблема естественной религии в философии и теологии Просвещения Англии и Франции.
11. Философия и теология Просвещения Германии (И.Гете \\ И. Кант \\ Г.Гегель \\ Л.Фейербах)
12. Философия марксизма о природе религии и религиозности (К.Маркс \\Ф.Энгельс
\\ Э.В.Ильенков).
13. Позитивизм О.Конта и религия гуманизма.
14. Философия жизни о природе религии (Шопенгауэр\\Нищце\\Дильтей\\Бергсон)
15. Неопозитивизм Л.Витгенштейна и проблема истинности теологического языка.
16. Феноменология религии Э.Гуссерля.
17. Философия религии М. Хайдеггера.
18. Феноменология и философия религии в экзистенциализме (Ж-П.Сартр \\ К.Ясперс \\ М.Шелер \\ А.Камю).
19. Неофрейдизм К.Юнга и проблема архетипичности религии.
20. Религиозно-эзотерическая философия (Е.Блаватския\\Р.Штайнер\\Рерихи).
21. Русская религиозная философия и философия религии (П.А.Флоренский \\ С.Н.Булгаков \\
С.Л.Франк \\ Н.А.Бердяев \\ И.А.Ильин).
22. Трансперсональный подход к пониманию сущности религии Е.А.Торчинова.
23. Структуралистский подход к пониманию сущности религии К.Леви-Стросса
24. Функционалистский подход к пониманию сущности религии (Э.Дюркгейм \\ Б.Малиновский)
25. Теолого-феноменологический подход к пониманию религии (Р. Бультман \\ Дж.Робинсон \\ К.Барт\\)
Работы по текстам:
26. Платон.
Федон
27. Платон.
Тимей
28. Аристотель
. О душе
29. Нагорная проповедь
30. Августин.
Исповедь
31. Н.Кузанский.
О скрытом Боге. Об искании Бога.
32.
Б. Спиноза.
Богословско-политический трактат
33.
Д.Юм.
Естественная история религии
34.
Дж.Локк.
О толерантности
35.
И.Кант.
Религия в пределах разума
36.
Г.Гегель.
Лекции по философии религии
37.
К.Маркс.
К критике гегелевской философии права
38.
Д.П.Шантепи де ля Соссей
Феноменология религии
39.
В.Дильтей.
Типы мировоззрения
40.
Р. Отто.
Идея святого
41.
М.Хайдеггер.
Слова Ницше «Бог мертв»
42.
Н.Бердяев.
О назначении человека
43.
М.Бубер.
Затмение Бога
44.
З.Фрейд.
Будущее одной иллюзии
45.
М.Элиаде.
Священное и профанное
46.
М.Элиаде.
Аспекты мифа
47.
А.Тарковский.
Сталкер
48.
Ж.Ваарденбург.
Неофеноменология религии
49.
Антоний (Сурожский).
Религия и религиозность
50.
А.Мень.
Религия в духовной культуре
г. Владимир
(П.Е. Матвеев
)
Для заметок:
|