Одесская государственная морская академия
Методические указания и контрольные задания по предмету
«НАВИГАЦИЯ и ЛОЦИЯ»
Для студентов-заочников
Специальногсть 6.100301
«судовождение»
Одесса‑2001
Пояснительная записка
Курс «Навигация и лоция»—основная профилирующая дисциплина для специальности «судовождение на морских путях».
Цель изучения курса —научить судоводителя теоретическим знаниям и практическим навыкам для выбора наивыгоднейшего пути судна и обеспечения безопасности плавания этим путем. Для выполнения этих задач судоводитель должен уметь работать с навигационными картами, пособиями и руководствами для плавания, вести счисления пути судна (навигационную прокладку), определять место судна всеми доступными способами, используя мореходные инструменты и технические средства судовождения, учитывая влияния гидрометеорологических условий, а также решать другие задачи судовождения Курс состоит из двух тесно связаных между собой частей —
«Навигация»и «Лоция». Основной частью является навигация, которая рассматривает теоретические и практические вопросы судовождения в различных условиях плавания, а также способу контроля правильности движения судна при плавании в узкостях, вблизи берега и в открытом море. Лоция изучает навигационные пособия и руководства для плавания, навигационное оборудование морских путей, освещает ряд других вопросов.
Все дисциплины изучаются на 3 и 4 курсах в соответствии с программой дисциплины.
Общие методические указания
При изучении курса Навигация и лоция необходима систематическая самостоятельная работа, которую целесообразно организовывать следующим образом:
1.Осваивать курс в последовательности, указанной в программе.
2.Изучаемый раздел необходимо законспектировать. Особое внимание следует обращать на терминологию, определения и обоснования методов навигации. Подробно анализировать обоснования методов навигации. Подробно анализировать выводы формул с последующим самостоятельным их выводом.
3.После изучения раздела проверить усвоение материала по контрольным вопросам.
4.Подробно разобрать решение приведенных примеров в учебниках и задачнике по данному разделу. После этого решить задачи по своему контрольному заданию.
5.Прослушать обзорные лекции, получить необходимые консультации, выполнить лабораторные работы в время лабораторно-экзаменационной сессии.
6.Детально изучить структуру исодержание навигационных пособий для плавания.
7.В период плавания на судах настоятельно рекомендуется отрабатывать навыки практической работы судоводителя, работая с картами и пособиями. Выполнять навигационную прокладку с определениями места различными навигационными способами.
Контрольная работа
Методические указания
1. Контрольная работа выполняется студентом-заочником самостоятельно, в тетради в клнтку и сдается для проверки и рецензирования на кафедру судовождения до начала лабораторно-экзаменационной сессии.
2.Вариант контрольной работы соответствует последней цифрезачетной книжки студента-заочника.
3.Для выполнения задач необходимо использовать судовые карты и пособия, советского, российского или английского издания. После выполнения прокладки на картах 22113,22114 ГУНиО МО СССР или РФ; или картах 2251,2360 английских, необходимо прокладку перенести на кальку и приложить к контрольной работе. Списанные на судне карты и пособия можно использовать для учебных целей и прилагать к контрольной работе.
4.Расчеты и рисунки выполнять простым карандашом.
5.Записи должны быть аккуратными и со стандартными обозначениями, цифры писать четко, по стандартам, изученным в курсе начертательной геометрии. Небрежно выполненные работы будут возвращаться для переделки.
6.Схемы решений должны быть компактны и соответствовать приведенным в задачнике.
7.На лабораторно-экзаменационной сессии для выполнения навигационных прокладок и расчетов необходимо иметь простой карандаш, циркуль,циркуль-измиритель и микрокалькулятор с тригонометрическими функциями.
Задачи
Задача№1
Вычислить по формулам РШ,РД,ОТШ,РМЧ,ИК
и S
, если судно совершило плавание из точки (
j1
,
l1
)
в точку (
j2
,
l2
)
. Выполнить рисунок.
№ Варианта
|
j
1
|
l
1
|
j
2
|
l
2
|
1
|
52°10,0' N
|
06°35.0' W
|
41°24,0' N
|
73°48,0' W
|
2
|
37°40,0' N
|
76°08,0' W
|
48°32,0' N
|
04°16,0' W
|
3
|
39°10,0' N
|
09°15,0' W
|
01°30,0' S
|
49°44,0' W
|
4
|
38°29,0' N
|
74°12,0' W
|
34°16,0' S
|
18°32,0' E
|
5
|
23°30,0 S
|
43°18,0' W
|
35°08,0' S
|
26°34,0' E
|
6
|
58°15,0' N
|
149°52,0' W
|
44°36,0' N
|
142°08,0' E
|
7
|
34°10,0' N
|
118°48,0' W
|
37°35,0' N
|
141°20,0' E
|
8
|
12°35,0' N
|
87°18,0' W
|
31°24,0' N
|
132°05,0' E
|
9
|
08°43,0' N
|
83°36,0 W
|
02°15,0' S
|
142°17,0' E
|
0
|
15°05,0' N
|
94°14,0' W
|
45°43,0' N
|
144°43,0 E
|
Задача№2
По заданным значениям h
(высота маяка в метрах), e
(высота глаза наблюдателя в метрах) вычислить дальность видимости горизонта. Дг и дальность открытия огня маяка Дог. Выполнить рисунок.
№
Варианта
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0
|
h, метры
|
64
|
39
|
30
|
44
|
48
|
94
|
84
|
71
|
63
|
29
|
е, метры
|
15
|
18
|
10
|
19
|
14
|
16
|
17
|
13
|
21
|
11
|
Задача№3
По заданным значениям магнитного курса, магнитного склонения, девиации магнитного компасса и курсового угла определить:
D
МК,ИК,КК,КП
по формулам и графически (рисунок)
№
Варианта
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0
|
МК
|
300°
|
200°
|
30°
|
40°
|
55°
|
66°
|
70°
|
80°
|
90°
|
100°
|
d
|
5°E
|
2°E
|
3°W
|
4°E
|
5°W
|
2°W
|
3°E
|
4°W
|
3°W
|
2°E
|
d
|
-3°
|
-4°
|
+4°
|
+2°
|
+4°
|
+3°
|
-5°
|
+3°
|
+2°
|
+6°
|
КУ
|
60°пр.б.
|
20°л.б.
|
45°пр.б.
|
50°пр.б.
|
45°л.б.
|
30°пр.б.
|
70°пр.б.
|
40°л.б.
|
60°л.б.
|
55°л.б.
|
Задача№4
По заданным значениям определить по формулам и графически (рисунок):
ИК,МК,КК,
D
МК,ИП,МП,КП,ОИП,ОМП,ОКП
(плавание в 2002 году), девиацию выбрать из таблицы девиации (см.приложение). Магнитное склонение 1991г, годовое уменьшение 0,1° . Ветер NW. КУ
=45 пр.б.
№
Варианта
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0
|
ПУ
|
10°
|
20°
|
315°
|
40°
|
350°
|
200°
|
45°
|
190°
|
220°
|
45°
|
a
|
5°
|
4°
|
0°
|
5°
|
3°
|
5°
|
4°
|
5°
|
5°
|
4°
|
d
|
5,0°W
|
3,5°E
|
0,5°W
|
3,5°W
|
8,0°E
|
6,0°W
|
7,0°W
|
3,5°W
|
4,5°E
|
5,5°W
|
Задача№5
Рассчитать по формулам плавание по ортодромии D
орт
, начальный курс К
н
, конечный курс К
к
, если судно совершило плавание из точки(
j
1
,
l
1
)
в точку (
j
2
,
l
2
)
. Значения координат взять из своего варианта в задаче№1. Выполнить рисунок.
Задача№6
Выполнить графическую прокладку на навигационной карте, перенести прокладку на кальку и приложить к работе. Расчеты выполнить в тетради.
Задача№6 (Вариант 1)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D
ГК
=-1,5°; Скорость судна V=12узлов, D
л=
-6%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на E со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.
01.00
21.8
|
Находясь по истинному пеленгу 113,0°, в расстоянии 5,5 миль на маяк Эландс
Сёдра Удде, следуем ГКК=181,5°.
|
* * *
|
Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 85,0°, повернули влево и легли на ИК=105,0°. Приняли к учету дрейф 3° и течение.
|
* * *
|
Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 72°л/б, повернули влево для следования в зону разделения движения, проложили ПУс=55°. Дрейф и течение прежние.
|
* * *
|
Прошли траверз маяка Эландс Сёдра Грунд .
|
* * *
|
Когда КУ на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 155°л/б, повернули влево на ПУb=0°, дрейфа нет, течение прежнее.
|
04.00
60.2
|
|
* * *
|
На траверзе маяка Сегеротад повернули вправо и легли на ГКК=65,0°, учитывая дрейф 4° и течение.
|
Определить:
1)DМК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты начальной и поворотных точек;
4)Истинные скорости судна;
5)Рассчитанные ККгл;
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5°, mv=(+/-)1.0узел, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 2)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D
ГК
= -2.0°; Скорость судна V=15узлов, D
л=
-6%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 5 узла. Высота глаза наблюдателя e =9.0м. Видимость хорошая.
02.00
06.3
|
Находясь восточнее банки Сёдра Мидшёбалекен, перешли на карту 22113.jс=55°40.2¢N, lс=17°41.2¢E. Следуем ПУс= 305.0°, учитывая дрейф 2° и течение. Рассчитали ГКК и задали рулевому.
|
02.30
14.3
|
|
03.00
22.3
|
|
* * *
|
Открылся огонь маяка Эландс Сёдра Грунд, повернули влево и легли на ГКК=280.0°, дрейф 3°, течение прежнее.
|
04.00
38.2
|
|
* * *
|
На траверзе маяка Эландс Сёдра Грунд повернули вправо и проложили на карте ПУb = 315°, дрейфа нет, течение прежнее.
|
05.00
54.2
|
|
* * *
|
Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 67°п/б, повернули вправо и легли на ГКК=2.0°. Прекратили учет дрейфа и течения. Уменьшили ход до 10 узлов, Dл= -4%.
|
* * *
|
Пришли на параллель 56°15¢N . Застопорили ход, стали на якорь.
|
Определить:
1)DМК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 04.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Рассчитанные ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5°, mv=(+/-)1.2узла, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 3)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D
ГК
= +1.5°; Скорость судна V=14узлов, D
л=
+4%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.
03.00
28.6
|
Находясь в счислимых координатах jс=55°28.8¢N, lс=17°08.7¢E, проложили линию пути (ПУс) на маяк Сегерстад, учитывая дрейф 4° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
* * *
|
Не доходя до маяка Сегерстад 9.5 миль, повернули влево и легли на ГКК=188.5° Дрейфа нет, течение прежнее.
|
04.00
42.0
|
|
* * *
|
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 288.5°, повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили линию (ПУс) = 234.0°, учитывая дрейф 4° и течение.
|
* * *
|
Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд
|
06.00
68.9
|
|
* * *
|
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Утклиппан стал равным 293.0°, повернули вправо и проложили линию пути (ПУс) с намерением пройти маяк Утлиппан в 5 милях. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. Дрейф и течение прежнее.
|
* * *
|
Траверз маяка Утклиппан.
|
Определить:
1)DМК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 04.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверзов маяков Э.С.Г. и Утклиппан;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2°, mv=(+/-)0.8узла, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 4)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D
ГК
= -1.5°; Скорость судна V=12узлов, D
л=
-3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SE со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.
04.00
31.6
|
Находясь в счислимых координатах : jс=55°49.2¢N, lс=16°32.6¢Е, следуем ГКК=50.0°, учитывая дрейф 4° и течение.
|
05.00
44.0
|
|
* * *
|
Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд.
|
* * *
|
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 296.5°, повернули влево и проложили на карте ПУс=23.0°, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
06.00
56.2
|
|
07.00
68.6
|
|
* * *
|
На паралелли 56°15¢N повернули вправо на ПУс =75.0°, учитывая дрейф 2° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
* * *
|
На меридиане 17°30¢E повернули вправо и легли на ГКК =135.0°, дрейфа нет, течение прежнее.
|
08.00
81.0
|
|
* * *
|
Пройдя этим курсом 10 миль, застопорили ход и легли в дрейф.
|
Определить:
1)DМК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд и постановку судна в дрейф;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2°, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 5)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D
ГК
= +2.0°; Скорость судна V=13узлов, D
л=
+6%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.
05.00
11.8
|
Находясь в счислимых координатах jс=56°24.2¢N, lс=18°03.2¢E, следуем ГКК=5.0°. учитывая дрейф 3° и течние.
|
06.00
24.1
|
Повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили на карте ПУb=54.0°. Дрейфа нет, течение прежнее.
|
* * *
|
Траверз маяка Хобург.
|
08.00
48.6
|
|
* * *
|
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Хелигхольмен стал равным 290.0°, повернули вправо и легли на ПУс =140.0°, учитываем дрейф 4° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
* * *
|
На паралелли 56°45¢N повернули влево и легли на ПУс=90.0°, дрейф 3°, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
* * *
|
Пройдя этим курсом 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=45.0°, дрейфа нет, течение прежнее.
|
Определить:
1)DМК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Хобург;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2°, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.6 узла.
Задача№6 (Вариант 6)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D
ГК
= +1.5°; Скорость судна V=14узлов, D
л=
+4%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 0.4°Е.
06.00
61.8
|
Находясь по истинному пеленгу 68.0° на маяк Косеберга в расстоянии 6 миль, снялись с якоря и легли на ГКК=130.0°. Дали ход 14 узлов.
|
* * *
|
Траверз маяка Косеберга.
|
* * *
|
Траверз маяка Сандхамарен. Следуем прежним курсом, принимая к учету дрейф 4°.
|
* * *
|
На меридиане маяка Сандхамарен повернули влево и проложил на карте ПУс =60.0°, учитывая дрейф 2° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
* * *
|
Когда истинный пеленг на маяк Сандхамарен стал равным 313.0°, повернули влево и проложили на карте ПУс=30.0°, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
08.00
88.8
|
|
08.26
94.8
|
Пройдя этим путем 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=10.0°, учитывая дрейф 3° и течение.
|
* * *
|
На траверзе маяка Симрасхамн, повернули вправо и легли на ГКК=75.0°, прекратили учитывать дрейф, течение прежнее.
|
10.10
18.2
|
На меридиане 15°00.0¢Е повернули влево и проложил на карте линию пути ПУс =37.0°, ведущую к месту ожидания лоцманов Карлскруна, учитывая дрейф 3° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
Определить:
1)DМК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Симрасхамн;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)2.0°, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла
Задача№6 (Вариант 7)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D
ГК
= -1.5°; Скорость судна V=14узлов, D
л=
-3%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на Е со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год издания карты 1.0°Е, годовое увеличение 0.02°.
07.00
01.3
|
Находясь в счислимых координатах: jс=55°03.7¢N, lс=14°28.1¢Е, следуем ГКК=20.0°, учитывая дрейф 2.0° и течение.
|
08.00
15.7
|
|
* * *
|
Траверз маяка Хаммерен.
|
* * *
|
Когда истинный пеленг на маяк Хаммерен стал равным 138.5°, повернули вправо и проложили на карте ПУс =71.0°, учитывая дрейф 4° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
* * *
|
На истинном пеленге маяка Хаммероде равном 37.5° повернули вправо и легли на ГКК=132.0°, учитывая дрейф 3° и течение.
|
09.00
30.2
|
|
* * *
|
Траверз маяка острова Кристиансё.
|
* * *
|
Когда курсовой угол на маяк Саникос-Оде стал равным 75°п/б, повернули влево и легли на ИК=90.0°, учитывая дрейф 4° и течение.
|
10.00
44.6
|
|
* * *
|
На меридиане 15°30.0¢Е застопорили ход и легли в дрейф.
|
Определить:
1)DМК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент открытия маяка острова Кристиансё;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5°, mv=(+/-)1.5 узла, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.6 узла
Задача№6 (Вариант 8)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D
ГК
= +1.0°; Скорость судна V=12узлов, D
л=
+3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SЕ со скоростью 1,5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.4°Е.
08.00
14.6
|
Находясь в счислимых координатах: jс=55°03.2¢N, lс=13°54.9¢Е, перешли на карту 22114. Следуем по лини пути ПУс=65.0°, учитывая дрейф 4° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
09.00
26.2
|
|
* * *
|
На меридиане 14°30¢Е повернули влево и легли на ГКК=20.0°, учитывая дрейф 2° и течение.
|
10.00
37.6
|
|
* * *
|
На траверзе маяка Хаммерен повернули вправо и проложили линию пути = 75°, учитывая дрейф 4° и течение.. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
* * *
|
Траверз маяка Хаммероде.
|
11.00
49.1
|
|
* * *
|
Траверз маяка острова Тат.
|
12.00
60.8
|
|
* * *
|
Когда курсовой угол маяка острова Крастиана стал равным 134.5°п/б, повернули вправо и легли на ГКК=155.0°, учитывая дрейф 2° и течение.
|
12.33
67.4
|
Пришли на параллель 55°20¢N. Застопорили ход, легли в дрейф.
|
|
Определить:
1)DМК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент поворота на последний курс;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.6°, mv=(+/-)1.4 узла, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.6 узла
Задача№6 (Вариант 9)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D
ГК
= -1.5°; Скорость судна V=9узлов, D
л=
- 2%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на NW со скоростью 1,0 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0°Е.
09.00
55.3
|
Перешли на карту 22114, jс=56°17.6¢N, lс=16°49.8¢Е. Следуем ГКК=195.0°, учитывая дрейф 4° и течение.
|
10.00
64.5
|
|
* * *
|
На истинном пеленге =288° на маяк Эландс Сёдра Удде, повернули вправо, проложив на карте линию пути ПУс =236.0°и, учитывая дрейф 3° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
* * *
|
Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд.
|
11.00
73.6
|
|
* * *
|
Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 5°, повернули вправо и проложили на карте ПУс=315.0°, учитывая дрейф 4° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
12.00
83.1
|
|
* * *
|
Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 42.0°, повернули вправо и легли на ГКК=15.0°. Дрейф и течение прежнее.
|
13.00
92.6
|
|
* * *
|
На траверзе маяка Эландс Сёдра Удде застопорили ход и легли в дрейф.
|
Определить:
1)DМК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на ИП=42° маяка Э.С.У.;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2°, mv=(+/-)0.8 узла, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла
Задача№6 (Вариант 0)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D
ГК
= +2.0°; Скорость судна V=11узлов, D
л=
- 3%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на S со скоростью 1,5 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0°Е.
10
.00
23.6
|
Находясь на истинном пеленге маяка Эландс Сёдра Удде равным 56.0° в расстоянии 11.2 мили, следуем ГКК=220.0°, учитывая дрейф 3° и течение.
|
11.00
34.9
|
|
* * *
|
Когда истинный пеленг на маяк Утклиппан стал равным 316.5°, повернули вправо и проложили линию пути ПУс=270.0°, дрейфа нет, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
|
12.00
46.2
|
|
* * *
|
На меридиане 15°30¢Е, повернули влево и проложили линию пути на маяк Симрисхамн, учитывая дрейф 2° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
|
13.00
57.5
|
Повернули влево и проожили на карте линию пути ПУс=180°, учитывая дрейф 4° и течение .
|
* * *
|
Пришли на параллель 55°40.0¢N. Застопорили ход, легли в дрейф.
|
Определить:
1)DМК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на меридиан 15°30¢E;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2°, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.6 узла
Задача№7
Вычислить рамку меркаторской карты в указанных границах и масштабе по заданной главной паралелли j0, нанести через указанные интервалы Dj и Dl паралелли и меридианы, найти частный масштаб в указанной широте и промежуток практически постоянного масштаба. Значение “P0”-длина 1¢ главной паралелли выбрать из Картографических таблиц или рассчитать, используя МТ-75, табл.28, или по формулам.
№
варианта
|
Граница карты
|
j
0
|
С
0
|
D
j
|
D
l
|
Широта для нахождения частного масштаба
|
j
S
|
j
N
|
l
W
|
l
E
|
1
|
59°20¢N
|
60°10¢N
|
24°00¢E
|
25°13¢E
|
60°
|
100000
|
10¢
|
20¢
|
59°40¢N
|
2
|
59°12¢N
|
60°02.5¢N
|
22°47¢E
|
24°05¢E
|
60°
|
100000
|
10¢
|
20¢
|
59°30¢N
|
3
|
58°53¢N
|
59°51¢N
|
21°39¢E
|
23°00¢E
|
60°
|
100000
|
10¢
|
20¢
|
59°00¢N
|
4
|
57°23¢N
|
59°12¢N
|
20°30¢E
|
22°58¢E
|
60°
|
200000
|
15¢
|
30¢
|
58°00¢N
|
5
|
57°25¢N
|
59°10¢N
|
18°30¢E
|
20°57¢E
|
60°
|
200000
|
15¢
|
30¢
|
58°30¢N
|
6
|
56°53¢N
|
60°05¢N
|
16°25¢E
|
24°37¢E
|
60°
|
500000
|
1°
|
2°
|
56°53¢N
|
7
|
69°32¢N
|
71°06¢N
|
28°35¢E
|
32°04¢E
|
69°
|
200000
|
20¢
|
30¢
|
69°50¢N
|
8
|
33°35`N
|
34°56¢N
|
128°35¢E
|
131°03¢E
|
40°
|
300000
|
30¢
|
30¢
|
34°10¢N
|
9
|
42°15¢N
|
43°25¢N
|
130°40¢E
|
133°05¢E
|
40°
|
300000
|
20¢
|
30¢
|
42°50¢N
|
0
|
39°18¢N
|
40°26¢N
|
49°16¢E
|
50°24¢E
|
42°
|
200000
|
20¢
|
30¢
|
39°40¢N
|
Задача№8
Рассчитать координаты точки прихода, Ген.К
и Ген.
S
, если судно вышло из точки с координатами j
1 и
l
1
и шло переменными курсами. На всем переходе учитывать течение и дрейф от ветра.
|
№
варианта
|
ГКК
|
a
|
S
, мили
|
Направление ветра
|
D
ГК
|
j
1
l
1
|
Данные о течении
|
|
Время действия
|
К
т
|
V
т
|
1
|
34.0°
92.0°
117.0°
333.5°
|
9°
0°
6°
8°
|
76.0
133.2
267.5
101.0
|
E
|
-2°
|
70°02.4¢N
36°52.0¢E
|
58 часов
|
280°
|
1.0 узел
|
2
|
170.0°
98.0°
17.5°
231.0°
|
4°
3°
5°
6°
|
86.0
178.5
125,0
42.5
|
NW
|
-1°
|
0°53.0¢S
21°32.0¢W
|
36 часов
|
280°
|
1.0 узел
|
3
|
108.5°
166.5°
270.5°
53.0°
|
3°
4°
5°
8°
|
61.0
181.5
74.5
163.0
|
SE
|
-0.5°
|
38°50.0¢S
28°56.0¢W
|
48 часов
|
70°
|
1.4 узла
|
4
|
27.5°
268.5°
234.5°
170.0°
|
7°
0°
4°
8°
|
37.4
196.0
106.6
80.0
|
E
|
+1.5°
|
19°45.5¢S
88°16.2¢E
|
28 часов
|
225°
|
1.1 узла
|
5
|
134.0°
239.0°
336.0°
357.5°
|
7°
1°
6°
5°
|
260.0
107.5
116.5
36.0
|
SW
|
-2°
|
46°30.0¢S
62°16.5E
|
65 часов
|
90°
|
1.3 узла
|
6
|
263.5°
44.5°
201.5°
338.5°
|
6°
7°
6°
1°
|
105.3
130.7
247.0
77.0
|
NW
|
+0.5°
|
25°17.5¢N
54°58.0¢W
|
70 часов
|
315°
|
1.3 узла
|
7
|
275.0°
336.5°
233.0°
159.0°
|
3°
3°
8°
2°
|
83.8
108.0
238.0
56.5
|
NW
|
-2°
|
74°28.0¢N
24°47.5¢E
|
40 часов
|
SW
|
1.3 узла
|
8
|
36.5°
88.5°
162.5°
334.5°
|
8°
3°
2°
2°
|
238.0
83.8
108.0
56.5
|
NW
|
-1.5°
|
71°34.0¢N
24°47.5¢E
|
40 часов
|
NE
|
1.3 узла
|
9
|
250.0°
329.0°
88.0°
28.5°
|
2°
8°
0°
6°
|
84.0
262.0
92.5
126.0
|
W
|
+2°
|
53°26.0¢N
151°13¢E
|
45 часов
|
300°
|
1.2 узла
|
0
|
105.0°
199.5°
181.5°
64.5°
|
6°
2°
0°
6.5°
|
164.0
91.0
103.5
278.7
|
N
|
-1°
|
71°38.0¢N
23°52.6¢E
|
64
часа
|
280°
|
1.0 узел
|
Задача№9
Изучить названия, вид, окраску, характеристику огней, назначения плавучих предостерегательных знаков (ППЗ), устанавливаемых для ограждения навигационных опасностей по системе МАМС. Зарисовать в цвете, описать назначение и характеристику ППЗ:
№ варианта
|
ППЗ
|
1
|
Кардинальный северный
|
2
|
Кардинальный восточный
|
3
|
Кардинальный южный
|
4
|
Кардинальный западный
|
5
|
Латеральный левой стороны
|
6
|
Латеральный правой стороны
|
7
|
Отдельно лежащая опасность
|
8
|
Чистой воды
|
9
|
Специального назначения
|
0
|
Новая опасность
|
Задача№10
Изучить условные знаки морских карт. Приложить к работе путевую карту, списанную на судне, или её фрагмент, или выкопировку на кальке, описав детально навигационную обстановку на ней, условные знаки, номер и другие сведения.
Задача№11
Подобрать необходимые карты и навигационные пособия для перехода между портами, пользуясь английским каталогом карт и книг. Расположить карты в порядке их использования с указанием номера, названия и масштаба. В перечне навигационных пособий указать гидрографический номер, название и год выпуска. По возможности приложить к работе списанный на судне Каталог предыдущего года издания.
№ варианта
|
ПЕРЕХОД
|
1
|
Одесса-Пирей
|
2
|
Генуя-Пирей
|
3
|
Венеция-Родос
|
4
|
Самсун-Анталья
|
5
|
Марсель-Лиссабон
|
6
|
Бордо-Танжер
|
7
|
Гибралтар-Кальяри
|
8
|
Мерсин-Аден
|
9
|
Копенгаген-Лондон
|
0
|
Саутгемптон-Алжир
|
Задача№12
Построить суточный график прилива для указанного пункта и на указанную дату. Используя график, определить промежутки времени возможного безопасного прохода судна с осадкой Тmax=8.9м. и запасом воды под килем 0.5м., при глубине, указанной в данном районе на карте 7.5м.. Для вычислений высоты и времени ПВ и МВ использовать Таблицы приливов текущего года или предыдущих лет, указав год. По возможности таблицы приложить к работе.
№ варианта
|
Дата
|
Пункт
|
1
|
27.01
|
Борнмут (Bournemouth)
|
2
|
27.02
|
Кливел, мыс (Cleavel, point)
|
3
|
27.03
|
Ярмут (Yarmouth)
|
4
|
27.04
|
Дахла (Al-Dakhla)
|
5
|
27.05
|
Гуэра (Guera)
|
6
|
27.06
|
Тамаджаруси (Tamajarush)
|
7
|
27.07
|
Уэрем (Wareham)
|
8
|
27.08
|
Тантан (Tantan)
|
9
|
27.09
|
Ламингтон (Lymington)
|
0
|
27.10
|
Фрешуотер (Freshwater)
|
Приложение №1
Таблица девиации главного компаса
КК
|
d
|
КК
|
d
|
0°
|
+2°,3
|
180°
|
-1°,7
|
10°
|
+1°,7
|
190°
|
-0°,7
|
20°
|
+1°,3
|
200°
|
+0°,3
|
30°
|
+1°,0
|
210°
|
+1°,3
|
40°
|
+0°,5
|
220°
|
+2°,0
|
50°
|
0°,0
|
230°
|
+2°,7
|
60°
|
-0°,7
|
240°
|
+3°,5
|
70°
|
-1°,5
|
250°
|
+4°,0
|
80°
|
-2°,0
|
260°
|
+4°,3
|
90°
|
-2°,7
|
270°
|
+4°,5
|
100°
|
-3°,3
|
280°
|
+4°,5
|
110°
|
-3°,7
|
290°
|
+4°,3
|
120°
|
-4°,0
|
300°
|
+4°,0
|
130°
|
-4°,3
|
310°
|
+3°,7
|
140°
|
-4°,0
|
320°
|
+3°,5
|
150°
|
-3°,7
|
330°
|
+3°,0
|
160°
|
-3°,3
|
340°
|
+2°,7
|
170°
|
-2°,5
|
350°
|
+2°,5
|
180°
|
-1°,7
|
360°
|
+2°,3
|
Методические указания и контрольные задания по предмету «Навигация и Лоция» для студентов-заочников судоводительской специальности разработали преподаватели ОГМА:
Северин Виталий Васильевич
Носов Станислав Александрович
Утверждено на заседании кафедры судовождения ОГМА 14 ноября 2001 года, протокл №3.
Список рекомендуемой литературы
1. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98).-Одесса:ЮЖНИИМФ, 1998 – 111с.
2. Навигация / Ю.К.Баранов, М.М.Гаврюк, В.А.Лонгиновский, Ю.А.Песков. – 3 изд., перераб. и доп. – спб.: Лань, 1997.-512с.
3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. Транспорт, 1982. –392с.
4. Задачник по навигации и лоции под редакцией проф. М.И.Гаврюка.-3-е изд., перераб. и доп.- М. Транспорт, 1984.-312с.
5. Гаврюк М.И. Использование малых вычислительных машин при решении задач судовождения. – М.:Транспорт, 1980.-237с.
6. Мореходные таблицы – МТ-75.
7. Российские или адмиралтейские таблицы приливов.
8. Справочник судоводителя по навигационной безопасности мореплавания / В.Т. Кондрашихин, Б.В. Бердинских, А.С. Мальцев, Л.А. Козырь – Одесса: Маяк, 1990 – 168с.
9. Адмиралтейский каталог карт и книг.
10. Система ограждения МАМС №9029: - изд. ГУНИО М.О. РФ.
11. Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей №9025: - ГУНИО М.О. РФ.
|